Отчет по практике: Практика в школе
Название: Практика в школе Раздел: Рефераты по психологии Тип: отчет по практике | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАКТИКА В ШКОЛЕ Содержание Введение……………………………………………………………………………………..3 Отчет о проделанной психодиагностической работе ……………………………………5 Испытуемый №1…………………………………………………………………………….5 Испытуемый № 2…………………………………………………………………………....13 Испытуемый № 3……………………………………………………………………………16 Испытуемый № 4……………………………………………………………………………20 Испытуемый № 5……………………………………………………………………………23 Отчет о воспитательной деятельности……………………………………………………26 Отчет о социально – педагогической деятельности…………………………………..….28 Приложения…………………………………………………………………………….……30 Отзыв…………………………………………………………………………………………58 Введение Отчет выполнен Цель отчета: ● Формирование и развитие навыков планирования и проведения психодиагностического обследования. ● Формирование и развитие навыков управленческой, воспитательной и социально-педагогической деятельности. Структура отчета: ● Титульный лист ● Содержание ● Введение ● Отчет о проделанной психодиагностической работе ● Отчет о воспитательной практике ● Отчет о социально – педагогической деятельности ● Приложения ● Отзыв Отчет о проделанной психодиагностической работе Испытуемый №1 ● Формулировка запроса на проведение психодиагностического обследования по месту прохождения практики: запрос психологической службе на определение готовности детей к школьному обучению от администрации лицея. ● Данные об испытуемом: ФИО: К.М.
●Обоснование выбора его в качестве объекта психодиагностического исследования : по совету психолога, мальчик не посещал детский сад, а подготовка к школьному обучению проходила в «Школе развития». ● Программа психодиагностического обследования: ● Цель: выявление уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной). ● Задачи: 1. Подобрать соответствующие методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста; 2. Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению; 3. Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний; 4. Психодиагностики словесно-логического мышления детей; 5. Обработка полученных данных; 6. Проведение анализа полученных данных; 7. Формулирование выводов; 8. Составление психологической характеристики испытуемого (на основе сопоставления и обобщения результатов психодиагностического обследования); 9. Соотнесение возрастных и индивидуально – психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе психодиагностического обследования, т. е. готовности испытуемого к школьному обучению; ●Объект: психологическая готовность испытуемых к обучению в школе. ●Предмет психодиагностического обследования: уровень психологической готовности к обучению в школе. ●Характеристика диагностического инструментария: Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» Этот вариант методики предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей 1-го класса. 1. Как твои фамилия, имя и отчество? За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов. Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ. ● Обоснование выбора методики: Получение сведений, которые имеет ребенок о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе» Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок, отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла. С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5. Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов: 1. Хочешь ли ты пойти в школу? Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов. ● Обоснование выбора методики: Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Методика № 3. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов: 1. Какое из животных больше: лошадь или собака? 14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? 15. Что такое футбол, прыжки в длину ин высоту, теннис, плавание? Обработка результатов: За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. ● Обоснование выбора методики: методика для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции. ● Полученные результаты, их анализ, выводы. Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» Результаты (см. приложение 1) Количественный анализ: В результате количественной оценки методики получилось 10 баллов. Качественный анализ Ребенок имеет отличные сведения, о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Вывод: Уровень ориентации у испытуемого в окружающем мире и запас бытовых знаний высокий. Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе» Результаты (см. приложение 2) Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 9 баллов. Качественный анализ Присутствует желание учится, интерес к учению. Испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что необходимо брать с собой в школу. Желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Вывод Испытуемый полностью готов к обучению в школе Методика № 3. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» Результаты (см. приложение 3) Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 9.5 баллов – высокий показатель. Качественный анализ Испытуемый отлично ориентируется в определении понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах. Вывод: Это говорит о высоком уровне словесно – логического мышления. ● Психологическая характеристика испытуемого (составляется на основе сопоставления и обобщения результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования) В результате проведения психодиагностического исследования по выявлению уровня готовности к обучению в школе трем методикам («Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Отношение ребенка к обучению в школе» «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»). Ребенок имеет отличные сведения, о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Присутствует желание учиться в школе, интерес к учению, испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что нужно брать в школу. Желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Испытуемый отлично ориентируется в определении понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, что говорит о высокой степени развитости интеллектуальных процессов Проведение наблюдения, а так же беседы (см. приложение 4) с испытуемым, можно сказать о том, что у мальчика хорошие жилищные условия, семья полная (мама, папа), предпочитаемый член семьи мама. Мальчик готов к обучению в школе, несмотря на то, что он не посещал детский сад, а подготовка к школьному обучению проводилась в домашних условиях и в «Школе развития» которую посещал регулярно (со слов психолога). Во время проведения исследования мальчик вел себя спокойно и уверенно отвечал на вопросы. Взаимоотношения со сверстниками хорошие. На основании вышеизложенного можно сделать вывод что уровень готовности к школьному обучению у мальчика высокий. ● Анализ взаимосвязи возрастных, индивидуально-психологических особенностей, выявленных в процессе психодиагностического обследования, с проблемами, имеющимися у испытуемого. Ребенок интеллектуально активен, умеет планомерно обследовать предметы, явления, выделяет их разнообразные свойства. Что касается мышления, испытуемый умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, что и соответствует возрасту испытуемого. Речь связна, последовательна, понятна для окружающих. Все выше перечисленное говорит о том, что, несмотря на то, что ребенок не посещал детский сад, а в основном подготовка к школе проходила в «Школе развития» уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности высокий. Испытуемый № 2 ● Формулировка запроса на проведение психодиагностического обследования по месту прохождения практики запрос психологической службе на определение готовности детей к школьному обучению от администрации лицея. ● Данные об испытуемом ФИО: С.И.
● Обоснование выбора его в качестве объекта психодиагностического исследования: По совету психолога, мальчик очень гиперактивный (во время урока вертится, разговаривает с соседями) ● Программа психодиагностического обследования (см. выше). Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 1. Результаты см. приложение 5) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 5 баллов. 3. Качественный анализ Испытуемый затрудняется в ответе на вопрос о собственном отчестве, не знает, сколько лет его маме, не ориентируется во времени, в природных явлениях о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, хорошо ориентируется в предметах домашнего обихода, в инструментах и материалах. 4. Вывод Испытуемый не вполне психологически готов к обучению в школе. Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе» 1. Результаты (см. приложение 6) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 6 баллов. 3. Качественный анализ Желание учится в школе не однозначно « Не хочу, но иногда хочу». Испытуемый не точно представляет себе, как нужно вести себя на уроках, в школе, Так же не знает с какой целью необходимо выполнять домашнее задание. Но при этом знает, что необходимо брать в школу для занятий на уроках. 4. Вывод У испытуемого средний уровень готовности к обучению в школе. Методика № 3. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» 1. Результаты (см. приложение 7) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 5 баллов. 3. Качественный анализ Испытуемый не вполне точно представляет себе, как выделять существенное в явлениях окружающей действительности, но умеет сравнивать сходное и отличное у животных, тогда как на вопрос чем отличаются гвоздь, винт и шуруп он затруднился ответить. Ребенок не ориентируется во времени и понятиях. 4. Вывод По данным количественной и качественной обработки испытуемый показал средний уровень словесно – логического мышления. ● Психологическая характеристика испытуемого (составляется на основе сопоставления и обобщения результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования) В результате проведения психодиагностического исследования по выявлению уровня готовности к обучению в школе трем методикам («Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Отношение ребенка к обучению в школе» «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»). В результате проведения беседы (см. приложение 8) с испытуемым, можно сказать о том, что мальчик воспитывается и растет в полной семье, взаимоотношения с родителями хорошие, но иногда бывают конфликты с мамой. Во время проведения исследования было отмечено, ребенок не может долго усидеть на одном месте. Мальчик затрудняется в ответе на вопрос о собственном отчестве, не знает, сколько лет его маме, не ориентируется во времени, в природных явлениях о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, тогда как хорошо ориентируется в предметах домашнего обихода, в инструментах и материалах. Желание учится в школе не однозначно « Не хочу, но иногда хочу». Испытуемый не точно представляет себе, как нужно вести себя на уроках, в школе, Так же не знает с какой целью необходимо выполнять домашнее задание. Но при этом знает, что необходимо брать в школу для занятий на уроках. Не выделяет существенное в явлениях окружающей действительности, но умеет сравнивать сходное и отличное у животных, тогда как на вопрос чем отличаются гвоздь, винт и шуруп он затруднился ответить. На основании вышеизложенного, вывод: уровень психологической готовности к обучению в школе средний. ●Анализ взаимосвязи возрастных, индивидуально-психологических особенностей, выявленных в процессе психодиагностического обследования, с проблемами, имеющимися у испытуемого. Запас бытовых знаний у испытуемого средний, тогда как у детей данного возраста он должен быть шире. Дети должны знать свой домашний адрес, сколько лет родителям, ориентироваться во времени, а так же знать свое отчество. У испытуемого не достаточна мотивация к школьному обучению, тогда как ребенок, поступающий в школу должен представлять цель обучения. Ребенок не вполне готов к школьному обучению. В начале школьного обучения способность делать умозаключения в данном случае на среднем уровне. У испытуемого сложности с определением понятий, выяснением причин, выявлением сходства и различий в объектах. Из этого следует недостаточность необходимых знаний, можно предположить, что это связано с гиперактивностью ребенка, его неусидчивостью. Испытуемый № 3 ● Формулировка запроса на проведение психодиагностического обследования по месту прохождения практики: запрос психологической службе на определение готовности детей к школьному обучению от администрации лицея. ● Данные об испытуемом ФИО: Н.Н.
●Обоснование выбора его в качестве объекта психодиагностического исследования: Девочка посещала частный «Мини сад». ● Программа психодиагностического обследования (см. выше) ● Полученные результаты, их анализ, выводы (по каждой методике) Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 1.Результаты (см. приложение 9) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 8 баллов. 3. Качественный анализ Ребенок имеет хорошие сведения, о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Затруднения возникли при ответе на вопрос, сколько лет ее папе и затруднение на вопрос о природном явлении. 4. Вывод Ориентация в окружающем и запас бытовых знаний у испытуемого ближе к высокому уровню. Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе» 1. Результаты (см. приложение 10) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 8 баллов. 3. Качественный анализ Присутствие желания учится, в школе интерес к учению, испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что необходимо брать с собой в школу. Присутствует желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Испытуемый затрудняется в определении понятия, что такое домашнее занятие и зачем необходимо его выполнять. 4. Вывод Отношение к школе у испытуемого выше к высокому уровню. Методика № 3. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» 1. Результаты (см. приложение 11) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 7 баллов. 3. Качественный анализ Испытуемый хорошо ориентируется в определении понятий, объяснение причин. Затруднение возникло при определении времени на момент проведения исследования, а так же в определении сходства и различия в объектах. 4. Вывод Уровень словесно – логического мышления испытуемого средний. ● Психологическая характеристика испытуемого (составляется на основе сопоставления и обобщения результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования) В результате проведения психодиагностического исследования по выявлению уровня готовности к обучению в школе трем методикам («Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Отношение ребенка к обучению в школе» «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»). А так же наблюдения и беседы (см. приложение 12) семья полная, жилищные условия хорошие. Ребенок имеет хорошие сведения, о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, в которой он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Затруднения возникли при ответе на вопрос, сколько лет ее папе и затруднение на вопрос о природных явлениях. Присутствует желание учится, в школе интерес к учению, испытуемый знает, что необходимо брать с собой в школу. Желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Возникли затруднения в определении понятия, что такое домашнее занятие и зачем необходимо его выполнять, при определении времени на момент проведения исследования, а так же в определении сходства и различия в объектах. Испытуемый хорошо ориентируется в определении понятий, объяснение причин. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уровень готовности к школьному обучению у испытуемого ближе к высокому уровню. ●Анализ взаимосвязи возрастных, индивидуально-психологических особенностей, выявленных в процессе психодиагностического обследования, с проблемами, имеющимися у испытуемого. Запас бытовых знаний достаточно широкий, что соответствует данному возрасту. Ребенок интеллектуально активен, умеет планомерно обследовать предметы, явления, выделяет их разнообразные свойства. Что касается мышления, испытуемый умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, что и соответствует возрасту испытуемого. Речь связна, последовательна, понятна для окружающих. Все выше перечисленное говорит о том, что, несмотря на то, что ребенок посещал частный детский сад психологическая готовность к школе ближе к высокому уровню. Испытуемый № 4 ● Формулировка запроса на проведение психодиагностического обследования по месту прохождения практики запрос психологической службе на определение готовности детей к школьному обучению от администрации лицея. ● Данные об испытуемом ФИО: П.Ж.
●Обоснование выбора его в качестве объекта психодиагностического исследования Девочка соматически ослаблена, часто болела в детском саду, снижен слух. ● Программа психодиагностического обследования (см. выше). Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 1. Результаты (см. приложение 13) 2. Количественный анализ: В результате количественной оценки методики получилось 3 балла. 3. Качественный анализ: Испытуемый практически не ориентируется в окружающем мире, и показал достаточно низкий уровень бытовых знаний. Незнает своего отчества, сколько лет маме, как называется столица нашего государства, не ориентируется в природных явлениях и времени. 4. Вывод: В результате количественной и качественной обработки методики испытуемый показал низкий уровень общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний. Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе» 1. Результаты (см. приложение 14) 2. Количественный анализ: В результате количественной оценки методики получилось 7 баллов. 3. Качественный анализ: Присутствие желания учится, в школе интерес к учению, испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что необходимо брать с собой в школу. Присутствует желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Испытуемый затрудняется в определении понятия, что такое домашнее занятие и зачем необходимо его выполнять. 4. Вывод: В результате количественной и качественной обработки методики испытуемый показал средний уровень отношения к обучению в школе. Методика № 3. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» 1. Результаты (см. приложение 15) 2. Количественный анализ: В результате количественной оценки методики получилось 5.5 баллов. 3. Качественный анализ: Испытуемый не вполне точно представляет себе, как выделять существенное в явлениях окружающей действительности, но умеет сравнивать сходное и отличное у животных, тогда как на вопрос чем отличаются гвоздь, винт и шуруп он затруднился ответить. Ребенок не ориентируется во времени и понятиях. 4. Вывод Количественная и качественная обработка показала средний уровень словесно – логического мышления испытуемого. ● Психологическая характеристика испытуемого (составляется на основе сопоставления и обобщения результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования) В результате проведения психодиагностического исследования по выявлению уровня готовности к обучению в школе трем методикам («Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Отношение ребенка к обучению в школе» «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»). Испытуемый плохо ориентируется в окружающем мире, низкий уровень бытовых знаний. Незнает своего отчества, сколько лет маме, как называется столица нашего государства, не ориентируется в природных явлениях и времени. Присутствует желание учится в школе, интерес к учению, испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что необходимо брать с собой в школу. Желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Испытуемый затрудняется в определении понятия, что такое домашнее занятие и зачем необходимо его выполнять, не вполне точно представляет себе, как выделять существенное в явлениях окружающей действительности, но умеет сравнивать сходное и отличное у животных, тогда как на вопрос чем отличаются гвоздь, винт и шуруп он затруднился ответить. Ребенок не ориентируется во времени и понятиях. По результатам наблюдения и проведения беседы (см. приложение 15) выяснено, что жилищные условия хорошие, семья неполная, близкие отношения девочка поддерживает с мамой. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уровень готовности к школьному обучению у испытуемого ближе к среднему уровню. ● Анализ взаимосвязи возрастных, индивидуально-психологических особенностей, выявленных в процессе психодиагностического обследования, с проблемами, имеющимися у испытуемого. Запас бытовых знаний низкий, что не соответствует данному возрасту. Ребенок не умеет планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Что касается мышления, испытуемый умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, не умеет сравнивать их, видеть сходное и отличное, что не соответствует возрасту испытуемого. Речь связна, последовательна, понятна для окружающих. Все выше перечисленное говорит о том, что, соматическая ослабленность и плохой слух девочки повлиял на психологическую готовность к школе. Испытуемый № 5 ● Формулировка запроса на проведение психодиагностического обследования по месту прохождения практики запрос психологической службе на определение готовности детей к школьному обучению от администрации лицея. ● Данные об испытуемом ФИО: К.П.
● Обоснование выбора его в качестве объекта психодиагностического исследования Мальчик гиперактивный, постоянные жалобы со стороны учителей «Постоянно срывает уроки». ● Программа психодиагностического обследования (см. выше). ● Полученные результаты, их анализ, выводы (по каждой методике) Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 1. Результаты (см. приложение 17) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 3 баллов. 3. Качественный анализ Испытуемый практически не ориентируется в окружающем мире, и показал достаточно низкий уровень бытовых знаний. Незнает своего отчества, сколько лет маме, как называется столица нашего государства, не ориентируется в природных явлениях и времени. 4. Вывод В результате количественной и качественной обработки методики испытуемый показал низкий уровень общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний. Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе» 1. Результаты (см. приложение 18) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 4.5 баллов. 3. Качественный анализ Присутствие желания учится, в школе интерес к учению, испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что необходимо брать с собой в школу. Присутствует желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Испытуемый затрудняется в определении понятия, что такое домашнее занятие и зачем необходимо его выполнять. 4. Вывод В результате количественной и качественной обработки методики испытуемый показал средний уровень отношения к обучению в школе. Методика № 3. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» 1. Результаты (см. приложение 19) 2. Количественный анализ В результате количественной оценки методики получилось 6 баллов. 3. Качественный анализ Испытуемый не вполне точно представляет себе, как выделять существенное в явлениях окружающей действительности, но умеет сравнивать сходное и отличное у животных, тогда как на вопрос чем отличаются гвоздь, винт и шуруп он затруднился ответить. Ребенок не ориентируется во времени и понятиях. 4. Вывод В результате количественной и качественной обработки методики испытуемый показал средний уровень отношения к обучению в школе. ● Психологическая характеристика испытуемого (составляется на основе сопоставления и обобщения результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования) В результате проведения психодиагностического исследования по выявлению уровня готовности к обучению в школе трем методикам («Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Отношение ребенка к обучению в школе» «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»). Испытуемый плохо ориентируется в окружающем мире, низкий уровень бытовых знаний. Незнает своего отчества, сколько лет маме, как называется столица нашего государства, не ориентируется в природных явлениях и времени. Присутствует желание учится в школе, интерес к учению, испытуемый знает, зачем надо ходить в школу, что необходимо брать с собой в школу. Желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Испытуемый затрудняется в определении понятия, что такое домашнее занятие и зачем необходимо его выполнять, не вполне точно представляет себе, как выделять существенное в явлениях окружающей действительности, но умеет сравнивать сходное и отличное у животных, тогда как на вопрос чем отличаются гвоздь, винт и шуруп он затруднился ответить. Ребенок не ориентируется во времени и понятиях. По результатам наблюдения и проведения беседы (см. приложение 20) выяснено, что жилищные условия хорошие, семья полная, мама, папа и старшая сестра. близкие отношения мальчик., поддерживает с мамой. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уровень готовности к школьному обучению у испытуемого ближе к низкому уровню. ●Анализ взаимосвязи возрастных, индивидуально-психологических особенностей, выявленных в процессе психодиагностического обследования, с проблемами, имеющимися у испытуемого. Запас бытовых знаний низкий, что не соответствует данному возрасту. Ребенок не умеет планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Что касается мышления, испытуемый умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, не умеет сравнивать их, видеть сходное и отличное, что не соответствует возрасту испытуемого. Речь связна, последовательна, понятна для окружающих. Возможно слишком активное поведение не дает ребенку хорошо освоить тот уровень знаний котрый должен соответствовать данному возрасту. Отчёт о воспитательной деятельности.
●Формулировка запроса на проведение воспитательной деятельности поступил от учителей начальных классов. «Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребёнку, как вежливо отказать. Плохо ориентируются в понятиях «моё», «твоё», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличить искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на лёгкий толчок рукой - ударить палкой по лицу. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причём конфликты эти они разрешать не способны. Это создаёт много проблем как для самих ребят, так и для педагогов». Программа воспитательной деятельности: цикл игр по развитию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. (см. приложение 21) Цель : формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Задачи : - создание мотивации сотрудничества; - формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; - развитие эмоциональной сферы ребёнка. Объект : младшие школьники. Предмет : коммуникативные качества. Формы и методы реализации программы : 1. В основе программы лежит использование групповой творческой деятельности детей во внеурочное время; 2. Программа включает задания игрового типа, а критерием оценки успешности работы будет умение договориться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели; 3. Форма имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников; 4. В совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения; 5. Коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем очень трудно справиться самостоятельно. График осуществления программы:
Анализ процесса и результаты воспитательной деятельности. После каждого занятия проводилось обсуждение с детьми их работы (групповой или в парах). Во время подобных обсуждений очень удобно выяснять причины всех удовольствий и неудовольствий. Такие беседы учат ребят обсуждать свои действия, что очень полезно и эффективно. Недостатком этого способа является то, что он требует умения участников слушать друг друга. Младшие школьники не приспособлены к долгим разговорам и плохо умеют слушать. Поэтому иногда приходилось проводить обсуждение только среди членов группы, где возникло недовольство. Примерно к 3-му занятию большинство ребят уже освоили нормы и правила групповой работы. Наблюдения за проведением занятий показывают, что первоклассникам было очень интересно, все старались проявить себя. Никто из ребят не отказывался от предложенной работы. От каждого занятия у детей оставалось много эмоций. Из отзыва учителей можно услышать, что дети стали вежливей в общении между собой, раскрепощённей в высказываниях при ответах на уроках, внимательней друг к другу. Отчёт о социально-педагогической деятельности. Запрос на проведение социально-педагогической деятельности поступил от школьной психологической службы. Программа социально-педагогической деятельности: «Школа родительской культуры» (см. приложение 22) Цель: дать информацию родителям первоклассников на тему «Особенности адаптационного периода». Задачи: - дать родителям представление об адаптации учащихся; - помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми на первоначальном этапе пребывания в школе. Объект : родители учащихся 1-го класса. Предмет: отношения родитель-ребёнок. Формы и методы осуществления социально-педагогической деятельности: информирование родителей в форме словесной коммуникации. График осуществления социально-педагогической деятельности: 5 октября – «Школа родительской культуры» ( в процессе прохождения родительского собрания). Анализ процесса и результаты культурно-просветительской деятельности. Для приобщения родителей к психологическим знаниям необходимо психологическое просвещение. Для этого была проведена «Школа родительской культуры», тема которой имела актуальную для родителей проблему. Главной направленностью социально-педагогической деятельности являлось убедить родителей в том, что они могут самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и решить возникающие проблемы, но для этого необходимо верить в свои силы и возможности, проявить инициативу, активность и самостоятельность. Поэтому, программа составлялась таким образом, чтобы можно было показать возможности использования психологических знаний в реальной жизни и эффективность их применения при решении конкретных проблем. Во время сообщения информации, родители были не только внимательны, но и активны. Одни родители делились собственным опытом с другими. Вопросы, задаваемые родителями, носили содержательный характер. Обстановка была непринуждённой, спокойной. В конце родительского собрания родителям была выдана памятка (см. приложение 23) ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Протокол беседы. Цель: Выяснение социальных условий жизни ребенка. ФИО. Испытуемый № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Протокол беседы Цель: Выяснение социальных условий жизни ребенка. ФИО. Испытуемый № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Протокол беседы Цель: Выяснение социальных условий жизни ребенка. ФИО. Испытуемый №3
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 Протокол беседы Цель: Выяснение социальных условий жизни ребенка. ФИО. Испытуемый №4
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 Протокол беседы Цель: Выяснение социальных условий жизни ребенка. ФИО. Испытуемый №5
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 Протоколы наблюдений за поведением испытуемого в ходе психодиагностического обследования Испытуемый № 1
Испытуемый № 2
Испытуемый № 3
Испытуемый № 4
Испытуемый № 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 Занятие 1. «Паутинка» Цель: помочь детям поближе познакомиться друг с другом и с ведущей; ознакомление детей с основными правилами работы на занятии; создание благоприятной эмоциональной атмосферы, доверительности в общении. Оборудование: клубок ниток. Приветствие Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладоши. Правила работы на занятии - активность на занятии; - доброжелательность; - доверительность; - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - выражать собственное мнение о занятии. Основное содержание занятия Игра «Паутинка» Дети сидят в одном большом кругу. Ведущий берёт в руки клубок ниток и называет своё имя. Затем он зажимает конец нити в руке и бросает клубок тому, кто сидит напротив. Так клубок передаётся от одного к другому, и все ребята становятся запутанными. Следующая задача – распутать паутину. Для этого нужно возвратить клубок предыдущему участнику, называя его по имени. Игру можно считать законченной, когда клубок вернётся к тому, кто начинал её. Подведение итогов Понравилась ли вам игра? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся? Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок. Занятие 2. « Посмотри – ка на меня!» Цель: развитие способности понимать эмоциональные состояния свои и партнёров, развитие внимания, памяти, воображения; сплочение коллектива на эмоциональном уровне. Оборудование: лист бумаги, карандаш, небольшое зеркало. Приветствие «Поздоровайся радостно». Правила работы на занятии - активность на занятии; - доброжелательность; - доверительность; - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - выражать собственное мнение о занятии. Основное содержание занятия Игра «Посмотри-ка на меня!» Ведущий предлагает игрокам внимательно вглядеться в своё лицо и рассмотреть своё изображение как можно внимательней в течение 5 минут. Затем ведущий направляет детей, указывая, что именно нужно смотреть, чтобы осознать неповторимость своего лица. Взгляд детей должен скользить сверху вниз: форма лба, линия бровей, разрез глаз, форма носа, очертания губ и подбородка. По сигналу ведущего игроки берут в руки карандаши и начинают описывать своё собственное лицо, стараясь ни о чём не забыть и записать каждую черту и особенность. На это задание отводится 10 минут. После этого ведущий собирает листки бумаги и перемешивает их. Все игроки садятся в круг и некоторое время (примерно 3-5 минут) внимательно вглядываются в лица друг друга. Затем по очереди каждый зачитывает то описание, которое ему вручает ведущий. Задача ребёнка – постараться отгадать о каком человеке идёт речь в этом описании. Он сообщает своё мнение. В конце игры ведущий объявляет, кто верно угадал, а кто ошибся. Подведение итогов Игра « Комплименты» Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить ( например, отметить качества, которые в нём привлекательны: умный, красивые глаза, волосы и др.). Принимающий комплимент кивает головой и благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!» - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Занятие 3. « Жесты » Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов, уточнить возможности человеческого общения; повышение эмоционального комфорта в группе. Приветствие «Встаньте все, кто…» Ведущий. Встаньте все, кто - любит бегать, - радуется хорошей погоде, - имеет сестру, - любит дарить подарки и т.д. Правила работы на занятии - активность на занятии; - доброжелательность; - доверительность; - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - выражать собственное мнение о занятии. Основное содержание занятия Игра «Жесты» Все разбиваются на пары. Каждой паре предлагается с помощью жестов позвать друг друга к себе, попрощаться, поздороваться, помириться. Потом придумать свой жест за определённое время (7-10 минут). Затем каждая пара по очереди демонстрирует придуманное приветствие, а остальные отгадывают его значение. Из всех способов нужно будет на некоторое время выбрать одну модель, которая признаётся самой лучшей. Она может быть использована при встрече членов этой компании в любом месте и при любой ситуации. Подведение итогов Как вы думаете, нужны ли жесты? Для чего? Чем полезен новый жест? Занятие 4. « Зеркало» Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение. Приветствие «Поздоровайся радостно» Правила работы на занятии - активность на занятии; - доброжелательность; - доверительность; - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - выражать собственное мнение о занятии. Основное содержание занятия Игра «Зеркало» Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает ведущий с любым из учеников. Подведение итогов Кому сегодня было интересно на занятии? А кому трудно? Как же так – некоторым детям было и интересно, и трудно? Разве так бывает? Действительно, на занятиях бывает трудно, но это всё равно интересно. Чему научились? Занятие 5. «Стеклянная стена» Цель: развитие умений использовать и понимать невербальные средства общения; повышение эмоционального комфорта в группе. Приветствие Дети стоят в кругу, им предлагается поприветствовать каждого участника: - Добрый день, Саша! (улыбнуться и кивнуть головой) Саша приветствует следующего: - Добрый день, Маша! (улыбается и кивает головой) и т.д. Правила работы на занятии - активность на занятии; - доброжелательность; - доверительность; - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - выражать собственное мнение о занятии. Основное содержание занятия Игра «Стеклянная стена» Дети становятся лицом друг к другу и мысленно представляют, что между ними как бы находится прозрачное стекло. То есть, собеседники попали в ситуацию, когда они друг друга прекрасно видят, но не слышат. Задача игроков постараться сообщить своим напарникам любую информацию, не прибегая к помощи голоса, а используя лишь невербальные компоненты коммуникации: жесты, мимику, пантомимику и т.д., таким образом , и в такой форме, чтобы она стала понятна собеседнику, находящемуся за воображаемым стеклом. Когда игроки поймут друг друга, они меняются ролями. Подведение итогов Понравилось ли вам сегодня занятие? Что было интересного? Было ли трудно? Что помогло вам преодолеть трудности? Занятие 6. «А что у вас?» Цель: учить взаимодействию в группах, воспитывать дружеские взаимоотношения, сплочение коллектива. Оборудование: у каждого лист бумаги и карандаш. Приветствие Ведущий называет первые слоги имён детей- ребята выбегают в круг. Правила работы на занятии - активность на занятии; - доброжелательность; - доверительность; - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - выражать собственное мнение о занятии. Основное содержание занятия Игра «А что у вас?» Дети разбиваются на четвёрки или тройки. Каждая группа составляет список качеств или предметов, объединяющих эту группу. Может, в этом списке будет информация о том, что у всех есть старший брат, или одинаковый цвет глаз, или любимое занятие, любимое кушанье и т.д. Побеждает та команда, которой удастся за определённое время записать больше подобных признаков. Подведение итогов «Пожелания». Дети становятся в круг, берутся за руки и каждый желает всей группе чего-то доброго, хорошего. ПРИЛОЖЕНИЕ 22 Социально-педагогическая деятельность. Беседа на тему: «Особенности адаптационного периода». Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. Одновременно с этим ребёнок приобретает новый социальный статус, он – школьник. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Период адаптации первоклассников является важным этапом вхождения детей в школьную жизнь. Результатом адаптации является адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него стрессогенной. Поэтому, у каждого ребёнка поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребёнка. Уровень готовности первоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым, несмотря на хорошую подготовку в детских садах. Кроме различий в интеллектуальной подготовке сказываются и индивидуальные особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счёт, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию. Другие же ещё не осознали всей серьёзности школьного обучения, проявляют беспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в классе, - как важное, так и несущественное. Но все дети – медлительные и беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые и заторможенные, ответственные и невнимательные – должны научиться подчиняться единым требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т.е. обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученика соответствующего возраста. Для того чтобы период адаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации. Поэтому на первых этапах нового для ребёнка периода школьной жизни особенно велика роль родителей, которые должны помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению социальной роли ученика. Родители ни в коей мере не должны торопиться с категорическими выводами, с порицаниями после первых дней учёбы. Желательно каждый день расспрашивать ребёнка о прошедших занятиях, о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители узнают, что ребёнок понял, а что нет, что его огорчило, а что заинтересовало. В начале учебного года первоклассники не записывают домашние задания и им приходится запоминать многое из сказанного учителем. Если ребёнок начнёт рассказывать родителям о прошедших уроках, он непременно вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу – осенние листья или, например, зелёный карандаш. Первоклассники должны привыкнуть делать всё осознанно. Ведь часто дети не помнят даже, что они ели на завтрак в школе, а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех своих обязанностях. Введя за правило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию, а сам ребёнок привыкнет к целенаправленному запоминанию того, что говорит учитель. Если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей. В настоящее время первоклассникам не ставят отметки в течение первой учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогом и родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей. ПРИЛОЖЕНИЕ 23
|