Реферат: Особенности современной системы налогообложения прибыли и ее влияние на формирование доходов бюд
Название: Особенности современной системы налогообложения прибыли и ее влияние на формирование доходов бюд Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Кафедра « Финансы и кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Доходы бюджета» на тему: « Особенности современной системы налогообложения прибыли и ее влияние на формирование доходов бюджетов разных уровней в РФ » Выполнила студентка экономического факультета 41-фг группы Специальности 080105 «Финансы и кредит» Попова Д.А. Научный руководитель: Михина Е.В. Мичуринск – Наукоград 2010 Содержание Введение………………………………………………………………………………4 1 Правовая и экономическая сущность налога на прибыль……………………..6 1.1 Действующая система налогообложения прибыли организаций…………….6 2. Место и влияние налога на прибыль в формировании доходов бюджетов разных уровней в РФ………………………………………………………………..17 3. Совершенствование системы налогообложения прибыли в РФ…………..…25 Заключение…………………………………………………………………………29 Список использованных источников……………………………………………..31 Введение Тема налогообложения прибыли является весьма актуальной в настоящее время и определяется следующими факторами: во-первых, само налогообложение прибыли предприятий играет немаловажную роль в условиях рыночных отношений в России, так как оказывает огромное влияние на всю финансово-хозяйственную деятельность предприятий; во-вторых, налог на прибыль предприятий, учреждений, организаций в системе налогов Российской Федерации занимают важное место, являясь одним из наиболее доходных налоговых источников. В основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период до 2011-2012 года в качестве одной из целей заявлено создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые поступают в бюджетную систему государства. Налог на прибыль организаций является одной из наиболее доходных статей бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивает государству возможность выполнения возложенных на него функций. Однако современные изменения налогового законодательства снижают эффективность фискальной политики в области отечественной системы налогообложения прибыли: уменьшена ставка налога, введена «амортизационная премия», расширен список расходов, учитываемых для целей налогообложения. Сложившаяся тенденция изменения налоговой политики свидетельствует о преобладании мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки налогоплательщика по уплате налога на прибыль организаций независимо от его формы собственности и отраслевой принадлежности. При этом совершенствование системы налогообложения прибыли не учитывает последствия проводимых реформ для регионов и муниципальных образований. Поэтому изменение методики расчета и порядка уплаты указанного налога влияют не только не деятельность конкретного экономического субъекта, но и на финансовую систему страны в целом. Целью курсовой работы является установление взаимосвязей между государством и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения прибыли и формирования доходной базы органов власти разных уровней, а также рассмотрение предложений по совершенствованию механизма налогообложения прибыли для обеспечения стабильности поступления доходов в бюджетную систему РФ. Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи: · рассмотреть правовую и экономическую сущность налога на прибыль, а так действующую систему налогообложения прибыли организаций в РФ; · проанализировать влияние налога на прибыль организаций в формировании доходов бюджетов разных уровней; · выдвинуть возможные предложения по совершенствованию современной системы налогообложения при были. Предметом курсовой работы является особенности современной системы налогообложения прибыли (на примере налога на прибыль). Объектом выступает влияние налога на прибыль при формировании доходов бюджетов разных уровней в РФ. При написания курсовой работы были использованы научные труды ученых-экономистов, а так же нормативно-правовые акты. 1 Правовая и экономическая сущность налога на прибыль 1.1 Действующая система налогообложения прибыли организаций
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 246 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. Внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы: 1) от долевого участия в других организациях; 2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту ; 3) в виде подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; 4) от сдачи имущества в аренду ; 5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности ; 6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам ; 7) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; 8) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде; 9) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей; 10) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств ; 11) в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: 1) в виде имущества, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; 2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; 3) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи; 4) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований; 5) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Расходами в соответствии со ст. 252 НК РФ признаются осуществленные налогоплательщиком затраты, которые обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными следует понимать затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, произведенные налогоплательщиком в процессе осуществления деятельности, в целях исчисления налога на прибыль организаций подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией. К таким расходам относятся: 1) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации; 2)расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам; 3) расходы, связанные с консервацией и реконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; 4) другие обоснованные расходы. К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: 1) в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде; 2) суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва; 3) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций; В условиях кризиса все большее число организаций получают убытки. Убытки учитываются как в бухгалтерском учете, так и в целях исчисления налога на прибыль организаций. Налогоплательщикам, понесшим убыток, дано право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего налогового периода, то есть право перенести полученный убыток на будущее. Причем налоговая база текущего налогового периода может быть уменьшена как на всю сумму полученного убытка, так и на часть этой суммы. Прежде всего напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль в соответствии со ст. 285 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Если налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, налоговым периодом для него признаются месяц, два месяца и так далее до окончания календарного года. Период, в течение которого налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее, составляет 10 лет. То есть в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором убыток получен, налогоплательщик может переносить его на будущее. Если сумма убытка превышает сумму прибыли, полученной в текущем периоде, то всю сумму убытка перенести на текущий период будет невозможно. В такой ситуации убыток, не перенесенный на ближайший год, может быть перенесен полностью или частично на следующий год из последующих девяти лет также полностью или частично. Если убытки возникают более чем в одном налоговом периоде, то перенос таких убытков на будущее осуществляется в той очередности, в которой убытки возникли. Списание убытков возможно только при представлении первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат. Срок, в течение которого налогоплательщики обязаны хранить документы, установлен ст. 23 НК РФ, и составляет он четыре года. То есть в течение четырех лет налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих доходы, расходы, уплату (удержание) налогов. Не учитываются в целях налогообложения следующие расходы: 1) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения; 2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество; 3) в виде взносов на добровольное страхование; 4) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, 5) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей; 6) другие расходы; Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке 20%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, исходя из цены сделки. Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы. Для определения доходов и расходов в целях формирования налоговой базы применяется кассовый метод и метод начисления . Кассовый метод организация может использовать в том случае, если выручка от реализации продукции не превышает в среднем за предыдущие 4 квартала 1 млн.руб без учета НДС и акцизов. Согласно этому методу доходы учитываются на дату поступления средств в кассу или на счет организации, а расходы после их фактической оплаты. При отсутствии возможностей соблюдения этих условий применяется метод начисления. Доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества. Соответственно и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов: · сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; · сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах: 1) 20 процентов - со всех доходов; 2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (в связи с осуществлением международных перевозок. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки: 1) 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов; 2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями 3) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки: 1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года; 2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года; 3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации; 4) Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, иным, чем 20%, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 2 Место и влияние налога на прибыль в формировании доходов бюджетов разных уровней в РФ При формировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимулов организаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступления налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов кризиса в экономике. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Не случайно одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налога реализуется значительно в меньшей степени в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП. В налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г. поступления налога на прибыль составили 28,8%. Налог на прибыль организаций занимает первое место в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Высока его роль и в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он также занимает первое место в их доходных источниках. Рассматривая место налога на прибыль в доходах бюджетной системы РФ, можно увидеть, что динамика изменений была следующей. Если в 1997г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составляла 17,7%, федерального бюджета – 13,6%, в бюджетах субъектов – 20,9%, то в 2002 г. эта доля составляла 14,8%; 8,5% и 26,4% соответственно. В 2005 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%, федерального - 15,7%, в бюджетах субъектов - 42,9%. Данное изменение показывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходили изменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе от превалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. к усилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2005 г. свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль, несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику. Налоги в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога. Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов. До 2000 г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996 г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 и 2002 гг. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42%, в 2004 г. - 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 г. составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в I кв. 2006 г. - 33,2 и 2,4% соответственно. Однако в 2001 г. доля убыточных организаций в экономике не увеличилась, произошел рост лишь общей величины убытка. При этом в 2002 г. рост числа убыточных организаций составил почти 15% от общего числа организаций в экономике. Этим объясняются и тенденции в поступлении налога на прибыль в бюджеты разных уровней. 2003 г. оказался по финансовым показателям успешным: рост прибыли и сальдированного финансового результата составил 42% и 57% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2004 г. рост сальдированной прибыли составил 43%, в 2005 г. - 44%, в I кв. 2006 г. - 35,7% к соответствующему периоду 2005 г. Анализ экономических данных показал, что в 2002 г. финансовое состояние организаций-налогоплательщиков ухудшилось, показатели бухгалтерской прибыли имели тенденцию к снижению. Для 2003 г. характерен рост прибыли в экономике и снижение удельного веса убыточных организаций. В 2004 г. число убыточных организаций составило 38,1%, что на 4,9% меньше, чем в 2003 г. В 2005 г. число убыточных организаций сократилось на 4,6% и составило 33,5%. По данным I кв. 2006 г., наблюдается рост убыточных организаций на 5% до уровня 38,5%. Данные о доходах консолидированного бюджета РФ за период с 1993 г. по 1 квартал 2006 года свидетельствуют о том, что на протяжении 13 исследуемых лет динамика налога на прибыль была неоднозначной.[12,с.37] В 2002 г. отношение налога на прибыль к ВВП составило 4,2%, что на 1,5 пункта меньше уровня 2001 г. (табл. 1). Такое снижение при общем росте ВВП, скорее всего, можно объяснить тем, что действительно из-за снижения финансового результата деятельности организаций произошло снижение поступлений налога на прибыль, а задолженность по налогу в бюджетную систему составила значительную величину. В 2003 г. данный показатель составил 3,96%. Однако в 2004 г. отношение налога на прибыль к ВВП выросло и составило 5,2%, что говорит об увеличении доли налога на прибыль в налоговой нагрузке на организации. В 2005 г. тенденция сохранилась и данный показатель составил 6,2%, в I кв. 2006 г. - 5,5%. Отношение налога на прибыль к валовой прибыли экономики в последние годы в целом стало меньше, чем ранее. Так, в 2001 г. этот показатель составил 13,58%, в 2002 г. - 10,60%, в 2003 г. - 9,82%. Однако в 2004 г. этот показатель вырос до 12,8%. Кроме того, наблюдалось снижение показателя отношения налога на прибыль к сальдированному финансовому результату. До вступления в силу гл. 25 НК РФ этот показатель был равен в 2001 г. 45,02%. В 2002 г. этот показатель увеличился до уровня 50,18%. Данное увеличение могло произойти, на наш взгляд, за счет отмены льгот и перехода определения выручки методом начислений. Таблица 1 - Удельный вес налоговых поступлений в 1999 – 1 кв. 2006 года (млрд. руб.)
Однако уменьшение в 2003 г. отношения поступлений налога на прибыль к сальдированному финансовому результату до уровня 39,21% свидетельствует о возможности масштабного уклонения от уплаты налога на прибыль, стимулируемой мягкими условиями отнесения на расходы ряда затрат. В то же время в 2004 г. этот показатель вырос до уровня 41,63%. В 2005 г. он составил 44,40%, в I кв. 2006 г. - 36,76%. Еще одним из факторов, потенциально влияющих на поступления по налогу на прибыль, являются льготы. Отмена значительной части льгот, особенно льготы по капитальным вложениям, позволила избежать резкого сокращения налоговой базы по налогу на прибыль. В 2002 г. замедлились темпы инвестиций по сравнению с 2001 г. Об этом свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В 2002 г. он составил 16,2% по сравнению с 16,6% в 2001 г. Внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2002 - 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1% - в 2002 г., 17,8% - в 2003 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3% - в 2005 г. В то же время за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в 2005 г. на 3,9% по сравнению с 2001 г. В естественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономики происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета. В 2007 году налоговые доходы областного бюджета Тамбовской области составили 7 007 873 тыс. рублей (81,4 % собственных доходов). Поступления налоговых доходов увеличилось на 826 287 тыс. рублей, или на 13,37 % к уровню 2006 года (1857660,7 тыс. рублей). При этом основными (бюджетообразующими) налоговыми доходами областного бюджета в 2007 году являлись налог на доходы физических лиц в сумме 2 649 261 тыс. рублей, или 37,8 % от общего объема налоговых доходов и 16,47 % от общего объема доходов областного бюджета, а также налог на прибыль организаций в сумме 1 834 103 тыс. рублей (26,17 % от общего объема налоговых доходов и 11,4 % от общего объема доходов областного бюджета) и акцизы в сумме 1 302 272 тыс. рублей (18,58 % от общего объема налоговых доходов и 8,09 % от общего объема доходов областного бюджета).[15] По итогам 2008 года собственные доходы в общей сумме 9 201 147,0 тыс. рублей составили 45,18% от всех доходов областного бюджета, при этом основными источниками формирования собственных доходов областного бюджета являлись налоги. Налоговые доходы областного бюджета за 2008 год составили 8 154 512,0 тыс. рублей (88,6 % от собственных доходов). Поступления налоговых доходов увеличилось на 1 146 639,0 тыс. рублей, или на 16,36 % к уровню 2007 года 7 007 873,0 тыс. рублей. В 2008 году налог на доходы физических лиц составил 3 182 058,0 тыс. рублей, или 39,02 % от общего объема налоговых доходов и 15,62 % от общего объема доходов областного бюджета. Налог на прибыль организаций составил 2 331 576,0 тыс. рублей (28,59 % от общего объема налоговых доходов и 11,45 % от общего объема доходов областного бюджета). Акцизы составили 1 343 600,0 тыс. рублей (16,48 % от общего объема налоговых доходов и 6,60 % от общего объема доходов областного бюджета).[15] Проанализировав вышеперечисленные показатели, можно сделать вывод, что налог на прибыль в доходах бюджета Тамбовской области является одной из самых доходных статей и занимает второе место после налога на доходы физических лиц.
3 Совершенствование системы налогообложения прибыли в РФ Исследование основных проблем в области налогообложения прибыли выявило, что потенциальные возможности усиления фискальной функции налога на прибыль организаций находятся не в экономической, а в правовой плоскости, т.е. в соблюдении хозяйствующими субъектами действующего законодательства. Так, 20% организаций в I полугодии 2007г. работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансовой деятельности, их количество составило 42%.[15] Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Убытки на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности возможны. Однако, главной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. В настоящее время в целях налогообложения принимаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением доходов. В результате этого российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, поскольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет. Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов. Одним из эффективных инструментом решения этой проблемы является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога. Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты. Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями. Еще одной проблемой, приводящей к недопоступлению налога на прибыль в бюджет Российской Федерации, является сложная система его расчета. Необходимость ведения параллельной системы учета приводит не только к снижению эффективности налогового контроля, но и к тому, что многие налоговые преференции не способствуют стимулированию хозяйственной активности по отдельным приоритетным видам деятельности, определяемым государством. Так, ввиду усложнения процедуры учета от 10%-ной амортизационной премии, отказались около 60,0% крупных, 78,0% средних и 64,6% малых предприятий.[15] От налоговых органов, при проведении проверок, требуется крайне трудоемкая и требующая больших интеллектуальных затрат процедура изучения существующей в организации системы налогового учета и оценки ее соответствия требованиям налогового законодательства. Для упрощения системы отчетности по налогообложению прибыли необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами. При этом снижение трудоемкости организации налогового учета никак не должно снизить эффективность налога на прибыль организаций. При оптимизации налогообложения прибыли можно выделить два направления: 1. минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов – по максимуму; 2. откладывание уплаты налога – заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов. Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов. Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса. Еще одной проблемой является развитие регионов и муниципалитетов в условиях их ограниченных возможностей в формировании необходимого объема бюджетных ресурсов. В этой связи, целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от налога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным установить право региональных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты. При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод». Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории. Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня. Нельзя не учесть дальнейшее развитие и совершенствование системы налогообложения малого и среднего бизнеса, которое целесообразно осуществлять в следующих направлениях. В части ЕНВД предлагается вернуться к первоначально поставленной перед ним задаче – максимально сократить возможности сокрытия налогооблагаемой базы и ухода от налогообложения в таких отраслях, где затруднен контроль налоговых органов за налично-денежным оборотом. Для этого необходимо введение ограничителей применения ЕНВД по таким критериям, как объем выручки, размер активов, численность персонала и т.п. Должны быть расширены права органов местного самоуправления, более осведомленных об особенностях функционирования организаций малого бизнеса, в части утверждения показателей базовой доходности и корректирующих коэффициентов. Налоговое стимулирование среднего и малого бизнеса должно осуществляться через упрощенную систему налогообложения и через налог на прибыль организаций. Упрощенную систему налогообложения следовало бы сохранить исключительно для тех организаций малого бизнеса, которые относятся к микропредприятиям, поскольку их возможности для ведения полноценного бухгалтерского и налогового учета ограничены. Все эти меры по совершенствованию системы налогообложения прибыли будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.
Заключение Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны. Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы. Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации, он выполняет регулирующую функцию, реализующуюся через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций. Его ставка достаточно высока даже после снижения с 35 до 24%, что предполагает крупные суммы выплат. Но не смотря на это, поступления в бюджет от этого налога постоянно снижаются. Как уже упоминалось ранее с 1 января 2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов.[2,с.455] Такая мера направлена на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, позволяет оставить в их распоряжении больше прибыли, что приведет к расширению производства, а также скорейшему погашению долгов, образовавшихся в условиях мирового финансового кризиса. Необходимо также отметить, что о снижении ставки по налогу на прибыль говорилось уже более трех лет, однако останавливало значительное сокращение в этом случае доходов бюджетов. Еще одна из причин снижения ставки налога заключается в том, что даже успешно функционирующие фирмы стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет. И все это при том, что существует большое количество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективности применения льгот является одним из наиболее спорных. Сторонники сохранения льгот по налогу на прибыль считают, что они носят не только стимулирующий, но и регулирующий характер. Отмена льгот, по их мнению, лишит предприятия большей части инвестиций и возможности содержания социальной сферы. В свою очередь это не сможет не отразиться на эффективности их деятельности, а значит и на собираемости налогов в целом. В такой ситуации решением проблемы может стать пересмотрение и усовершенствование льгот, а не их полная отмена. Основным аргументом противников льгот по налогу на прибыль является существенное снижение поступлений в бюджет в связи с их применением. Они считают, что после отмены льгот поступающие суммы налога на прибыль увеличатся примерно вдвое. Но при этом они не учитывают, что и налоговая нагрузка сильно возрастет, причем не только по налогу на прибыль, но и по совокупности всех налогов, так доля налога на прибыль велика и составляет около 20 %. И, так как коренная причина неплатежей в бюджет состоит в отсутствии источников средств на предприятии, устранение льгот по налогу на прибыль собираемости налогов не увеличит. Проектом Налогового кодекса предусмотрена замена налога на прибыль налогом на доход предприятий, который будет отличаться порядком исчисления и значительным сокращением льгот. Планируется также снижение налоговой нагрузки на предприятия, но осуществиться ли это на практике можно будет узнать лишь после введения изменения кодекса в действие. Список использованных источников 1.Бюджетный кодекс РФ ( по состоянию 1 октября 2009 года). - Новосибирск: Сиб. Унив.изд - во, 2009. - 223с. 2.Налоговый кодекс РФ: части первая вторая: текст с изм. и доп. на 1 ноября 2009г. – М.: Эксмо, 2009. – 784 с. – ( Российское законодательство). 3. Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.11.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) 4."Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (одобрено Правительством РФ 25.05.2009) 5. Кризис: налоги реформируются/ Н.И. Малис // Налоговый вестник – 2009, №5 6. Лапина О.Г. Обоснование расходов при налогообложении прибыли/ О.Г. Лапина // Финансы. – 2008.- №12, с.33 7. Лермонтов Ю.М. Основные изменения налогового законодательства, вступающие в силу с 01.01.2010/ Ю.М. Лермонтов// Финансовый вестник.- 2009.- №12,с. 18 8.Налоги и налогообложение. 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. – 496с.: - (Серия «Учебник для вузов») 9. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с. 10. Булдырева О.Е. Новая декларация по налогу на прибыль/ О.Е.Булдырева.//Бухгалтерский учет. – 2008. - №14. – с. 9 – 11 11. Парфенова Г.Ч. Прибыль / Г.Ч. Парфенова// Финансовый вестник.- 2009.- №5.- с.69 12. Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги. - 2006. – №2.- с.48-55 13. http://www.nalog.ru 14. http://www.consultant.ru 15. http://www.regfin.tambov.ru 16. http://www.garant.ru
|