Шпаргалка: Философы
Название: Философы Раздел: Рефераты по философии Тип: шпаргалка |
815-877гг Эригена Иоанн Скот Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое мистическое учение, в основном иложенное в сочинении “О разделении природы”. Бытие Эригена разделяет на четыре природы: 1) не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей; 2) сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из себя самого и существует вечно; 3) сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый мир, который есть проявление единого материального мираво множестве различных вещей; 4) не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей. Образование вещей Эригена связывал с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от Бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по существу пантеистическая, была осуждена католической церковью. 1020-77гг Чжан Цзай Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения и покоя. Природа – это “корень”, а разум является ее порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл “великой пустотой”. Первоматерия рассеивается в “великой пустоте”, а ее скопление подобно превращению воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию “Дао” (путь), которым обозначался процесс изменения и превращений Ци. Движение и изменния первоматерии основаны на взаимодействии двух противоположностей: положительного – Ян и отрицательного – Инь. Их единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также как “великую гармонию”. Движение в природе не носит хаотический характер, оно определяется законом (ли), присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был последовательным. Ощущения являются источником познания, через них человек устанавливает связь с внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай получило широкое развитие у последующих представителей неоконфуцианской школы. 1079-1142 гг Абеляр Пьер Французский философ и теолог. В характерном для средневековой философии споре о природе универсалий, в котором выражалась борьба материализма и идеализма, придерживался близких к материализму идей концептуализма (направление схоластической философии; в спорах об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме доопытных общих понятий, концептов, как особой формы познания действительности). Одновременно Абеляр остро полемизировал против схоластического реализма (средневековый реализм – направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия – универсалии – имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей). Книга Абеляра “Да и нет”, выдвигавшая ограничить религиозную веру “разумными основаниями” и вскрывавшая непримиримые противоречия в суждениях церковных авторитетов, в условиях средневековья имела прогрессивное значение. Его взгляды были осуждены католической церковью, как еретические. 1135-1204 гг Маймонид или Моисей Бен-Маймун Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом, путем “одухотворенного” (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках совместить религию с философией. Согласно теории познания Маймонида, конечную цель человека составляет рациональное обоснование высшей истины. Основное сочинение Маймонида “Наставник колеблющихся” (“Морэ Невухим”) приобрело большую известность в Западной Европе и оказало значительное влияние на позднюю схоластику. 1193-1280 гг Альберт Великий Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своими учениками боролся против истолкования аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой философско-теологической системы. 1265-1308 гг Дунс Скотт Иоанн Монах-францисканец, видный представитель средневековой схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию от теологии, доказывал невозможность рационалистического обоснования идеи творения из ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В средневековом споре об универсалиях придерживался номинализма (номинализм – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты в противоположность реалистам, утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был независимо связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещей и вторичности понятий). Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел термин “этость” в смысле индивидуального отличия. Ввел в логику понятие “интенции”, “умопостижимого вида”, впервые противопоставил конкретное значение (его термин) абстрактному. 1462- 1524гг Помпонации Пьетро Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в материалистическом и антисхоластическом духе возрения Аристотеля. В своем главном произведении “О бессмертии души” (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что душа, составляющая форму тела, является тем не менее смертной. Отрицая бессмертие человеческой души, Помпонацци считал, что только отказ от веры в бессмертие души соответствует подлинной природе человека, так как цель его деятельности находится не в потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к полному отделению философии и политики от религии. 1533- 1592гг Монтень Мишель де Французский философ эпохи Возрождения. Главное сочинение – “Опыты” (1580). Исходный пункт Монтеня – скептицизм. По его утверждению, человек имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма, скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира. Главный принцип его морали – человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной. 1548-1600гг Бруно Джордано Итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировозрения, принявшего у него форму пантеизма (пантеизм – философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а является тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе, отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные произведения – философские диалоги “О причине, начале и едином”, “О бесконечности, вселенной и мирах”. Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он испытал, утверждал бесконечность самой природы. Используя открытие Коперника, Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционого представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, что материя является активной самодвижущейся субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой природы. Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связанности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. 1568-1639гг Кампанелла Таммазо Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые для того времени) сочетались у Кампанеллы с религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году Кампанелла попытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию “Город Солнца” (1602) об идеальном коммунистическом обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и жрецам и носит по существу теократический характер. В этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал велением разума и законами природы. “Город Солнца” сыграл немалую роль в развитии прогрессивной общественной мысли и социалного прогресса. 1585-1640гг Акоста Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал трактат “О смертности души человеческой”, в котром отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение Акосты “Пример человеческой жизнир” содержит критику официальной религии, а также идею закона природы, врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной любовью и служит основой для различения добра и зла. Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу. 1592-1655гг Гасседи Пьер Французский философ-материалист, физик и астроном, священник, профессор ряда университетов. Гассенди выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В основном труде “Свод философии” (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, Гоббс доказывал объективность, несотворимость и неучтожимость пространства и времени; 3) этику, где Гассенди выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо, поскольку оно доставляет “безмятежность”. Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что помимо материалистически понимаемой “животной души” у человека имеется еще сверхчувствительная “разумная душа”. 1632-1677гг Спиноза Барух (Бенедикт) Нидерландский философ-материалист. Главные работы – “Богословско-поликтический трактат” и “Этика”. Спиноза – создатель геометрического метода в философии. Вместе с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза считал целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он показал, как как возможна – в рамках необходимости – человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для Спинозы стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как “природа творящая”, она есть субстанция, или, как он ее называл, Бог. От субстанции – бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш конечный человеческий разум постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как “протяжение” и как “мышление”. Это атрибуты субстанции. Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза не считает атрибутом субстанции. На этих положениях Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, человек – существо, в котром модусу протяжения – телу – соответствует модус мышления – душа. И по первому и по второму модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе поведением человека движет стремление к самосохранению и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим видом знания – чувственным и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он признал непосредственное усмотрение истины или интуицию ума. При этом критерием истины – в след за Декартом – он объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и научного. Цель религии – не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на метафизический материализм 17-18 в.в., а его религиозное свободомыслие – на развитие последующего атеизма. 1646-1716гг Лейбниц Готфрид Вильгельм Немецкий философ, объективный идеалист. Философию Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей механического материализма (Декарт, Гоббс) и аристотелевско-схоластического учения об активных субстанциальных формах. При объяснении действительности он стремился объединить механический принцип с учением о монадах, изложенном в его “Монадологии” (1714). По Лейбницу монады представляют собой неделимые субстанции, из которых складывается вся вселенная. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением. Лейбниц был одним из родоночальников немецкой иделистической диалектики. Монады, по мнению Лейбница, не взаимодействуют друг с другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (Абсолюта, Бога). Понятие предустановленной гармонии послужило основой наиболее реакционной части философии Лейбница – его теодиции (“Теодицея” 1710). Теория познания Лейбница – идеалистический рационализм – направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К положению Локка “Нет ничего в уме, чего бы не было в чувстве” Лейбниц добавил: “Кроме самого интеллекта”. Не разделяя взглядов Локка, что ум есть гладка доска, отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким источником может быть только разум, что душа изначально содержит в себе начала различных понятий и положений, которые только пробуждаются ... внешними объектами (“Новые опыты о человеческом разуме” 1704). По существу, Лейбниц видоизменил Декартово учение о врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. Критерием истинности он считал явность, отчетливость и непротиворечивость знания. В соответствии с этим для проверки истин разума, по Лейбницу, достаточно законов аристотелевской логики (тождества, противоречия и исключенного третьего); для проверки “истин факта” необходим закон достаточного основания. Лейбница считают (Рассел и др.) основоположником математической логики. 1668-1744гг Вико Джам-баттиста Итальянский философ, создатель теории исторического круговорота. Допуская существование божественного начала, от которого исходят законы истории, он указывал, что общество развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико, проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую, человеческую), аналогичные периодам жизни человека – детству, юности, зрелости. Государства возникает лишь в героическую эпоху и предоставляет господствол аристократии. В человеческую эпоху на смену ему приходит демократическое государство, в котором торжествует свобода и “естественная справедливость”. Это вершина развития человечества, зрелость, после чего наступает упадок. Общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Принципы исторического развития Вико распространял на язык, право, искусство. Основной труд – “Основания новой науки об общей природе нации” (1725). 1694-1778гг Вольтер Франсуа Мари Французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Вольтер – деист. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование Бога, как “первого двигателя”. Движение природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически Вольтер склоняется к отождествлению Бога (“великого геометра”) и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как о особого рода субстанции. По Вольтеру сознание – свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого положения приводится теологический аргумент – способностью мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая декартово учение о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локко. Задача науки – изучение объективной причинности. Но Вольтер допускал наличие “конечных причин” и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования “высшего разума” и “архитектора”Вселенной. В исторической работе Вольтера – критика библейско-христианской точки зрения на развитие общества, приводится набросок картины истории человечества. В основе “философии истории” (термин введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли Божества. Но ход истории объясняется изменением идей, т.е. идеалистически. Огромное значение в деятельности Вольтера имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и католическая церковь, которую он считал основным врагом прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизм. Отрицая Бога, воплощенного в конкретном образе (Христос, Магомет, Будда и т.д.) он полагал, что идея карающего Бога должна жить в народе. Труды: “Философские письма” (1733), “Трактат о метафизике” (1734), “Основы философии Ньютона” (1738), “Опыт всеобщей истории” (1796) и др. 1709-1751гг Ламеттри Жюльен Оффре де Французский философ-материалист, врач. Основные работы: “Человек-машина” (1747), “Система Эпикура” (1750). Учение Ламеттри исходит из физики Декарта и сенсуализма Локка. Ламеттри признавал протяженную, внутренне активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы материи – органическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек), между которыми по Ламеттри, нет качественных отличий. Ламеттри отрицал всеобщность мышления. Последнее присуще только человеку и рассматривается как результат сложной организации материи. Способность мышления принимается как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламеттри – представитель механицизма, вместе с тем постепенно приближался к идеям эволюции. Главными причинами исторического развития считал просвещение и действия выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Атеизм Ламеттри ограничен, он выступал за сохранение религии для народных масс. 1711-1776гг Юм Давид Английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания по Юму – объекты математики, все другиепредметы исследования касаются фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все суждения о существовании происходят так же из опыта, который Юм понимал идеалистически: действительность – лишь поток “впечатлений”, причины которых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует ли объективный мир или нет, он считал неразрушительным. Одно из основных отношений, устанавливаемых опытом,- отношение причины и действия; оно не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует другому, нельзя вывести, будто предшествующее – причина, а следующее за ним – ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью которой один объект производит другой. Но люди склонны заключать от наблюдавшихся в прошлом действии известных предметов к сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают они эти заключения только в силу привычки. Таким образом, Юм отрицал объективный характер причинности. Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне достаточно для практической жизни.При этом необходимо лишь понимать, что источником практической уверенности служит не теоретическоезнание, а вера. В этике Юм развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности; в философии религии ограничился ограничением допущения, будто причины порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с разумом, но отверг при этомвсякое богословское и философское учение о Боге. Основной труд – “Исследование о человеческом разуме” (1748). Юмовский агностицизм оказал значительное влияние на современный идеализм, послужив одним из главных идейных истоков неопозитивизма. 1714-1762гг Баумгартен Александр Готтлиб Немецкий философ, последователь Вольфа и Лейбница. В работе “Философские размышления о некоторых вопросах поэтического произведения” (1735) впервые ввел термин “эстетика”, которым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Баумгартен посвятил незавершенный труд “Эстетика”. 1723-1777гг Дай Чжень Китайский философ-материалист. Много внимания уделял изучению естественных наук, особенно математике и астрономии. Согласно учению Дай Чженя природа вечна и существует независимо от человеческого сознания. Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух основных понятий неоконфуцианской натурофилософии – идеального “Ли” и материального “Ци”, Дай Чжень заявлял что “Ци” первично, а “Ли” вторично. Мир находится в постоянном процессе становления и развития. Движение он объяснял взаимодействием противоположных сил: положительного Ян и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены естественной необходимости. Признавая основой познания ощущения Дай Чжень отрицал существование “врожденного знания”. Он говорил о необходимости опытной проверки общих выводов. В своих общественно-политических взглядах высказал положение о том, что освобождение народа зависит от развития просвещения и нравственного самоусовершенствования личности. 1730-1788гг Гаман Иоган Георг Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании, оказал влияние на литературное движение “Буря и натиск”. Гаман выступал против идей просветительства и рационализма. Им он противопоставлял веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. Главное сочинение Гамана – “Крестовые походы филолога” (1762) 1744-1803гг Гердер Иоганн Готфрид Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед. Отверг кантовскую “критику” разума, противопоставив ей “физиологию” познавательных способностей и учение о первичности языка по отношению к разуму. Понятие о пространстве и времени Гердер выводил из опыта, отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о прогрессе в истории (“Идеи к философии истории человечества” 1784-1791 гг) и о движении общества к гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли производства (ремесла) и науки в развитии общества. Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о несовпадении между субъективными целями единоличных человеческих действий и их объективным историческим результатом. 1743-1819гг Якоби Фридрих Генрих Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой рационализма и обоснованием так называемой “философии чувства и веры”. Философия Якоби представляет попытку метафизически разграничить и противопоставить непосредственное знание и опосредствованное знание. Для Якоби единственным истинным познанием является чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Религиозное чувство, составляющее основание философии, с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализма. 1724-1804гг Кант Иммануил Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант является основателем “критического” или “трансцендентального” идеализма. В так называемый “демократический” период (до 1770 года) Кант создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах “докритического” периода Кант наметил – под влиянием импиризма и скептицизма Юма – различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к воззрениям “критического” периода: в 1781 г. появилась “Критика чистого разума” за ней последовали “Критика практического разума” (1788г.) и “Критика способности суждения” (1790г.). В них последовательно излагались “критическая” теория о целесообразности природы. В работах “критического” периода Кант доказывает невозможность построить систему “умозрительной философии” (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) – впредь до предварительного исследования форм познания и границу наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы, или понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого стремления наш рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; все процессы протекают как причинно обусловленные – и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антикомичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это учение об антикомичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разроботки положительной диалектики в немецком классическом идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике Кант провозглашал ее основным законом безусловное появление, требующее руководиться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию не зависящему от того, существует предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только формой. В этике Кант вразрез с формальным характером категорического императива выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике – вразрез с формализмом в понимании прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств. Учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. 1713-1784 Дидро Дени Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики – идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. В теории познания идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не следует что наши ощущения – зеркально точные копии предметов: между большинством ощущений и их внешними причинами не сходства, чем между представлениями и их названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение истин, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познани. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания, если и не вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики стремился осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь против феодального деспотизма, защищая политический строй просвещенной монархии. Основные произведения Дидро: “Мысли к объяснению природы”(1754г.), “Разговор Даламбера и Дидро” (1769г.), “Философские основания материи и движения” (1770г.), “Элементы физиологии” (1774-1780г.г.) 1770-1831 гг. Гегель Георг Вильгельм Фридрих Немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой философии. В произведении “Феноменология духа” (1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология – учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии). В “Феноменологии духа” Гегель обосновывает исходный для него тезис о тождестве мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее как основе и сущности всего мира. В развитом виде (объективного) идеализма состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме “инобытия” т.е. в форме природы – философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) – Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля, процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-1816гг). В этом произведении Гегель сформулировал закон перехода количественных изменений в качественные, глубоко обосновал учение о противоречии как движущем принципе всякого развития, закон “отрицания отрицания”, диалектику формы и содержания, целого и части, и разработал категории действительности, необходимости и случайности и многие другие, дал критику кантовского дуализма “вещей в себе” и явления и т.д.. Сочинения: “Философия права” (1821г.), “Лекции по истории философии” (1833г.- 1836г.), “Лекции по эстетике” (1835-1838гг.), “Лекции по философии истории” (1837г) 1768-1834 гг. Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниэль Немецкий протестантский теолог и философ, много лет занимался проповеднической деятельностью, был профессором Берлинского университета. Воззрения Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии преобладали романтические тенеденции. Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в котором примиряются все противоречия. В противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов диалектики, считал, что диалектика выражает только движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы критику Ветхого завета, распространил ее на Новый завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех источноков христианства. Но вся эта критика не выходила из рамок религиозного мировоззрения. Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали значительное влияние на идеологию протестанизма. Основные сочинения Шлейермахера: “Речи о религии” (1799г), “Монологи” (1810г) 1767-1835 гг. Гумбольдт Вильгельм Немецкий философ, языковед и государственный деятель, брат А. Гумбольдта. Его основные труды – “О границах деятельности государства” (1792г.) “Обзор эпоса Гете “Герман и Доротея” (1799г._ “О задачах историка” (1821г.) “ О языках кави на острове Ява” (1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории, отклоняясь по ряду вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно теории исторического познания Гумбольдт, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история человечества, хотя она и складывается из цепи объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто поддающееся описанию, все же не может быть понята с причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в известной степени может заменить эстетика. В своем учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. 1792-1867гг Кузен Виктор Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. Утверждал, что любая философская школа, система может быть создана из “истин”, содержащихся в различных учениях. Философия Кузена представляет собой эклектическое соединение таких “истин”, заимствованных из идеалистической системы Гегеля, “философии откровения” Шеллинга, монадологии Лейбница и других идеалистических учений. Являясь противником материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце Вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии. Учение Кузена оказало влияние на последующее развитие идеалистической философии во Франции. Основное сочинение Кузена – восьми томный “Курс истории философии” (1815-1829) 1874-1948гг Бердяев Николай Александрович Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, основатель так называемого “нового христианства”, идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение трудящихся Бердяев противопоставляет “внутреннее”, “духовное” освобождение личности на путях религии (“Философия свободы” 1911, “Смысл творчества”). Бердяев называет капитализм “бесчеловечным строем”, старое христианство – “орудием эксплуатации”, признает даже “правду коммунизма”, состоящую в обобществлении производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что марксизм, якобы заслонивший человека классом, не способен решить проблему активности и свободы личности. По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или персонализм). Единственной реальностью Бердяев объявляет “существование” субъекта, основа творчества которого – “абсолютная свобода”, выводимая из “бездны” (заимствовано у Беме); содержание этого творчества – так называемая “диалектика богочеловечества”, мистерия “рождение Бога в человеке и человека в Боге” (взято у Достоевского). Осуществление “богочеловеческого творчества” Бердяев переносит в так называемое “новое средневековье”, загробный мир “четвертого измерения”, объявляя безнадежным земное творчество (“Я и мир объектов”, 1934; “Опыт эсхатологической метафизики” Творчество и объективация”, 1947) Реакционность Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его главной работе – “Философия неравенства” (1918), где социальное неравенство объявляется “благом, добром, правдой”, а империалистические войны – основой творческого движения человечества. 1873-1958гг Мур Джордж Эдвард Английский философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет ему тезис: “Очищение включает сознание и объект, независимый от сознания”. Статус объекта, по Муру, неясен; его можно рассматривать и как физический объект и как “чувственное данное”, и лишь здравый смысл заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА. Согласно такой философии “здравого смысла”, во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных тел. Вместе с тем “здравый смысл” не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, что существует божественный разум, акты этого разума и загробная жизнь. Мур разаработал метод логического анализа. Его теория анализа оказала влияние на неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и зла неопределимыми понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эгоизм слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда две линии в современной позитивистской этике: “эмотивизм” и этика как “анализ этических высказываний”. Основные сочинения: “В защиту здравого смысла” (1925г.), “ Ответ моим критикам” (1942г.). 1806-1873гг. Милль Джон Стюарт Английский буржуазный философ, логик и экономист, представитель позитивизма. Основные работы: “Система логики...”(1843г) “Основания политической экономии”(2т. 1848г) “Утилитаризм” (1864). В философии последователь Юма, Беркли и О. Канта. Рассматривая и материализм и идеализм как две “метафизические” крайности, Милль считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а дух – постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их восприятия не существуют. Человек познает только “явления” (ощущения), за пределы которых выйти нельзя. Заслугой Милля является разработка методов индуктивного исследования причинной связи. 1838-1916гг. Мах Эрнст Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, Мах тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Исходя из философии Юма, Мах по существу отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции как не данные в “опыте”. В соответствии “экономии мышления”, описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (Мах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, таким образом, к различию “фукнционального отношения”, в котором рассматриваются “элементы”: физическое исследование состоит, по Маху, в анализе взаимной связи “элементов”, психологическое – в анализе отношения человеческого организма к “элементам”. Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие “комплексы ощущений” (“вещи”), а науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Основные работы “Анализ ощущений и отношение физического к психическому” (1886г) “Познание и заблуждение” (1905г). Философия Маха оказала влияние на формирование неопозитивизма. 1842-1910гг. Джемс Уильямс Американский психолог и философ-идеалист, крупнейший представитель прагматизма. Профессор Гарвардского университета в США с 1885 г. по 1907г.. Боролся против материалистического метода, Джемс противопоставляет ему не диалектику, а иррационализм. В основе психики, которую Джемс рассматривал как “поток сознания”, подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. Подменяя объективное понятие истины прагматическим принципом полезного действия, соответствия интересам, Джемс открывает дорогу фидеизму, обосновывает право на верования, недоступные доказательству и обоснованию. “Радикальный эмпиризм” Джемса есть субъективистское сведение реальности к “чистому опыту”, к сознанию, а его “нейтральный монизм” рассматривает материальное и духовное как два различных аспекта этого “опыта”. Джемс защищал религию и активно участвовал в созданной им в Нью-Йорке специальной организации по “изучению” мистического “опыта”. Основные работы “Принципы психологии” (1890г) “Многообразие религиозного опыта” (1902г) “Прагматизм” (1907г) Операционализм Субъективно-идеалистическое направление в современной буржуазной философии по своей природе являющееся синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан Бриджименом. Главной в операционизме является идея операционального анализа, по которой значение любого понятия может быть определено лишь посредством описания операций, используемых при употреблении и проверке этого понятия, последнее тождественно соответствующему ряду операций. Понятия, не связанные с какими-либо операциями, объявляются бессмысленными. К их числу операционизм относит многие понятия материализма. Операци бывают “инструментальными” и мыслительными (операции “бумаги – и – карандаша” и “вербальные”). Из соединения операционально определенных понятий создаются предложения, а из них – теории. Операционализм неизбежно приходит к субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях познаем лишь наши операции измерения, то и признание самих объектов независимо от процедур измерений оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: “Вещи суть наши конструкции”. 1882-1936гг. Шлик Мориц Австрийский философ и физик, один из лидеров логического позитивизма. Как физик, занимался вопросами теоретической оптики, выступил одним из первых интерпретаторов теории относительности (1917г) В книге “Всеобщая теория познания” (1918г) сформулировал идеи, подхваченные позднее логическим позитивизмом, в частности учение об аналитической природе логики и математики и принцип верифицируемости. Помимо отстаивания общей концепции логического позитивизма (“Позитивизм и реализм” 1932г) пытался с идеалистических позиций анализировать специальные проблемы философии (пространство и время, причинность, вероятность) и этики (значение моральных суждений, свобода воли). Выдвинул теорию о “невыразимости содержания”, согласно которой “непосредственный опыт”, являющийся содержанием наших знаний, не может быть сообщен другому лицу. По Шлику, выражаемы в языке и передаваемы только “структурные отношения опыта”. Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата. 1813-1855гг Кьеркегор Серен “Первая философия” (1956-1959гг). Датский философ-мистик, предшественник современного экзистенционализма. Свои произведения издавал на богатое отцовское наследство. Основные работы: “Или-или” (1843г) “Понятие страха” (1844г) “Смертельная болезнь” (1849г). Первая посвящена “музыкально-эротическим” проблемам, две другие – вопросам “первородного греха” и описанию видов отчаяния и сомнения. Кьеркегор критиковал философию Гегеля с позиций крайнего субъективизма. Истина, по Кьеркегору, всегда субъективна. В этике Кьеркегор защищал индивидуализм. Из трех типов человеческого “существования” (эстетического, этического, религиозного) высшим считал религиозный. Кьеркегор ввел понятие существования (экзистенции), выражающегося в “синтезе конечного и бесконечного, временного и вечного”. В последние годы жизни критиковал официальную церковь за “недостаточную набожность”. 1883-1955гг Ортега-и-Гассет Хозе Испанский философ, субъективный идеалист; занимал переходную позицию между философией жизни нищенского толка и современным экзистенциализмом. В центре внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В своих работах “Дегуманизация искусства” (1925г) и “Восстание массы” (1929г) Ортега-и-Гассет впервые в буржуазной философии изложил основные принципы доктрины “массового общества”. “Массовым обществом” Ортега-и-Гассет называет духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате вырождения буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы. Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию “справа”. Он считает ее неизбежынм результатом развязания демократической активности масс и видит выход в создании новой аристократической элиты людей, способных на произвольный “выбор”, руководствующихся только непосредственным “жизненным поравом” (категория, близкая ницшеанской “воле к власти”). Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем “массового общества”. Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не растленной “любви к мудрости”. Р. 1905г. Сартр Жан-Поль Французский философ и писатель Сартр – представитель так называемого “атеистического” экзистенциализма. Его основные работы “Бытие и ничто” (1943г) “Экзистенциализм – это гуманизм” (1947г) “Критика диалектического разума” (1960г). Взгляды Сартра сложились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется и определенная связь между его философией и учением Кьеркегоря; на Сартра оказал известное воздействие и метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны антропацентризм и субъективизм. Человек мыслится им как “бытие для себя”, от которого производит такие формы “бытия в себе” (т.е. объективного мира), как пространство и время, количество и качество и т.п. Так, объективному миру (а он, по Сартру, неразумен, детерминирован) противопоставляется человеческая деятельность, которая свободна, не зависит от объективных законов. Такое идеалистическое представление о свободе (суть его так же выражена в принципе: “Человек есть то, чем он сам себя делает” лежит в основе сартровской этики. Р. 1883г. Ясперс Карл Ведущий представитель немецкого экзистенциализма, профессор университета в Базеле. Начал свою деятельность как психиатр, и это во многом определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях (“Всеобщая психопатология” 1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая рациональная картина мира еще не есть знание: она является лишь “мифом бытия” и всегда нуждается в истолковании. Внутреннее содержание философии, по Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном “понимании” “шифра”, а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть господствующее в мире неразумное и понять его как источник. |