Реферат: Банк России проводник денежно-кредитной политики
Название: Банк России проводник денежно-кредитной политики Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Банк России – проводник денежно-кредитной политики Цели, функции и организационное построение Банка России Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны – «Банк банков»1 . В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2 . Цели деятельности Банка России: • защита и обеспечение устойчивости рубля; • развитие и укрепление банковской системы России; • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Правовой статус Банка России (ЦБ РФ): • Банк России является юридическим лицом. • Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти. • ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. • Уставный капитал3 и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств. • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ. Комплекс основных функций Банка России закреплен в Консти туции РФ (ст. 75): 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие функции БР: · разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; · является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; · устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; · устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; · осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; · осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; · регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; · осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; · осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; · организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. Операции Банка России Банк России имеет право осуществлять следующие операции (гл. 8 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)»): · предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение; · покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев; · покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года; · проводить эмиссию облигаций и размещать их от своего имени среди КО; · покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями; · покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; · проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; · выдавать гарантии и поручительства; · осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; · открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях; · выставлять чеки и векселя в любой валюте; · осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Организационная структура Банка России Внешним органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. В состав Со вета директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов. Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ утверждает Гос.ума по представлению президента РФ. При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из представителей Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Банка России, – всего 12 человек. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (рис. 5) Рис. 5. Организационная структура Банка России Департаменты: 1. Сводный экономический департамент 2. Департамент исследований и департамент информации 3. Департамент отчетности 4. Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов 5. Департамент методологии и организации расчетов 6. Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности 7. Департамент пруденциального банковского надзора 8. Департамент по организации банковского санирования 9. Департамент иностранных операций 10. Департамент регулирования денежного обращения 11. Департамент эмиссионно-кассовых операций 12. Департамент информатизации 13. Департамент телекоммуникаций 14. Юридический департамент 15. Департамент внутреннего аудита и ревизий 16. Административный департамент 17. Департамент подготовки персонала 18. Департамент операций на открытом рынке 19. Департамент контроля за деятельностью КО на финансовых рынках 20. Департамент валютного регулирования и валютного контроля 21. Департамент инспектирования кредитных операций 22. Департамент внешних и общественных связей 23. Департамент полевых учреждений 24. Департамент международных финансово-экономических отношений 25. Финансовый департамент1 2.2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Основные цели денежно-кредитной политики: • достижение финансовой стабилизации; • снижение темпов инфляции; • укрепление курса национальной валюты; • обеспечение устойчивости платежного баланса страны; • создание условий для стимулирования экономического роста. Типы денежно-кредитной политики В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования. Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности. Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением кон-троля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок. По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной . При тотальной денежно-кредитной по-литике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Бан-ком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России1 : • процентные ставки по операциям Банка России; • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос-сии (резервные требования); • операции на открытом рынке; • рефинансирование банков; • валютное регулирование; • установление ориентиров роста денежной массы; • прямые количественные ограничения; • депозитные операции Банка России. С 1998 г. широко используются ставки по депозитным операциям ЦБ РФ на конец 1999 г. – 9 видов депозитов, по которым ставки устанавливаются ежедневно с учетом рыночной конъюнктуры. В н.в. ставки по депозитам ЦБ РФ характеризуют реальную цену денег на денежном рынке. Депозитные операции введены с целью поддержания банковской ликвидности. Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на ве-личину денежной массы в стране, способствует повышению или сокра-щению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и воз-можность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В Рос-сии в условиях роста инфляции в 1991-93 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 1999 г. она составляла 55%. В течении 2000 года ставка рефинансирования снижалась 5 раз. В последующие годы процесс снижения ставки продолжался (в конце 2004 г. она составляла 13%). Ве-личина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соот-ветствии с динамикой рыночных процентных ставок КБ – она может от нее отклоняться в ту или иную сторону. Резервные требования Резервные требования используются в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы. Минимальные резервы выполняют следующие функции: • как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов; • минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Ставки могут быть дифференцированными по видам депозитов или едиными1 . Операции на открытом рынке ( open market operation ) – операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет, должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.) Валютное регулирование – осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты. Период с 2000 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка, характеризуются значительным чистым экспортом, что обеспечивает приток иностранной валюты. С точки зрения ЦБ и Правительства это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно-кредитной политики определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).2 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближай-шей перспективе: • обеспечение низкого уровня инфляции; • дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использовани-ем режима плавающего валютного курса; • снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики. 2.3. Банковское регулирование и надзор Цели и задачи банковского регулирования и надзора В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования и надзора за деятель-ностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Исходя из этой цели , Банк России должен решать следующие задачи: • предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами); • защищать интересы вкладчиков и кредиторов; • не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики; • способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников. Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов: • макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы; • социально-экономические приоритеты развития общества; • совершенство законодательной базы; • проводимая Банком России кредитная политика; • степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти; • исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране. В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора: • под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны); • ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция); • независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия); • смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР). Банковский надзор может быть двух видов : прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор» ( рис. 6) Рис. 6 . Виды банковского надзора Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на административные и экономические , регулирующие и надзорные . Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки. Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые , нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков). Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных , так и экономических методов . Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ. Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах: · анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке; · проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте; · проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России. Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках. Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право: • взыскать штраф; • назначить временную администрацию для управления проблемным банком; • отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности. Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России: • постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора; • введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций; • переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности; • укрепление банковского менеджмента1 ; • совершенствование методов банковского регулирования и надзора. • ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО2
. С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности: • баланс; • отчет о прибылях / убытках. • размер капитала; • Н1 – норматив достаточности капитала; • •величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам. Банк России – публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО. |