Реферат: Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспос
Название: Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспос Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие 1. Введение. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз. 2. Причины возникновения болезни. Сколиоз – это генетически обусловленное заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости со скручиванием позвонков в процессе их роста, ведущее к нарушениям функции органов грудной клетки (нарушению работы легких, сокращению их жизненной емкости и т.д.), а также к косметическим дефектам. Сейчас повсеместно в мире используется классификация сколиозов по Кобба (1958), согласно которой выделяют 5 основных групп: ●I группа – сколиозы миопатического (мышечного) происхождения. В основе этих искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. К этой же группе могут быть отнесены и рахитические сколиозы, которые возникают в результате дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани. ●II группа – сколиозы неврогенного происхождения: а) на почве полиомиелита; б) спастического паралича; в) нейрофиброматоза; г) сирингомиелии. В эту же группу могут быть включены сколиозы на почве радикулита, болей в пояснице и сколиозы, вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, вызывающие корешковые синдромы. ●III группа – сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер. К этой группе относятся все врожденные сколиозы, возникновение которых обусловлено костными нарушениями развития. ●IV группа – сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки (рубцовые на почве эмпиемы, ожогов). ●V группа – сколиозы идиопатические, происхождение которых и в настоящее время остается еще не изученным. По тяжести деформаций сколиозы подразделяют на 4 степени: - Сколиоз I степени характеризуется небольшим боковым отклонением (до 10º) и начальной степенью скручивания, выявляемой на рентгенограмме. - Сколиоз II степени характеризуется не только заметным отклонением позвоночника во фронтальной плоскости, но и выраженным скручиванием, наличием компенсаторных дуг. Угол первичной дуги искривления в пределах 10-25º. - Сколиоз III степени – стойкая и более выраженная деформация, наличие большого реберного горба, резкая деформация грудной клетки. Угол первичной дуги искривления в пределах 25-40º. - Сколиоз IV степени сопровождается тяжелым обезображиванием туловища. Отмечаются кифосколиоз грудного отдела позвоночника, деформация таза, отклонение туловища, стойкая деформация грудной клетки, задний и передний реберный горб. Угол основного искривления достигает 40-90º. Распознавание сколиоза чрезвычайно важно в ранние сроки его развития, так как только рано начатое лечение может предупредить прогрессирование искривления. Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание. Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах. Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике. Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.
Проблема лечения сколиоза остается одной из наиболее трудных и актуальных задач ортопедии. Этот процесс требует максимум усилий и от медицинского персонала, и от самого больного для достижения благоприятных результатов. Консервативное лечение сколиоза включает комплекс традиционно известных и достаточно современных мероприятий – врачебную терапевтическую помощь (мануальную терапию и массаж), ЛФК, санаторно-курортное лечение. Целью консервативного лечения является достижение такого состояния позвоночника, его сосудистых, мышечных и соединительнотканных структур, которые обеспечили бы устойчивую ремиссию сколиоза. Лечебная физкультура занимает одно из ведущих мест в комплексном лечении сколиоза. Одной из основных ее форм является лечебная гимнастика. В начале курса лечения гимнастика должна проводиться в разгрузочных для позвоночника положениях. Наиболее оптимальными разгрузочными положениями для позвоночника считаются: лежа на спине, на животе, на боку со стороны выпуклости позвоночника, стоя на четвереньках. В дальнейшем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, занятия лечебной гимнастикой могут проводиться и в исходном положении стоя, стоя у снарядов, на снарядах, ходьба и выполнение упражнений при ходьбе. Помимо занятий лечебной гимнастикой, которая должна проводиться ежедневно по 40-50 минут, рекомендуются занятия плаванием, катание на лыжах, элементы игры в волейбол, баскетбол, фехтование. Современные возможности позволяют дополнить лечебную физкультуру использованием тренажеров. Главная ценность занятий на них заключается в возможности тренировать разные группы мышц спины без осевой нагрузки на позвоночник. Однако лечебную физическую культуру необходимо проводить с учетом выносливости мышечной системы, иначе она может дать отрицательные результаты. В каждом конкретном случае следует дозировать упражнения, основываясь на результатах функциональных проб, а также проверки силы и выносливости мышц. Для выполнения упражнений необходимы достаточные резервные силы в самом организме. В противном случае лечебная гимнастика исчерпает ресурсы организма и наступит состояние общего переутомления, в результате чего искривление позвоночника увеличится. Из терапевтических методов лечения сколиоза в последнее время наиболее популярной является мануальная терапия. Мануальная терапия - метод диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, получивший в последнее время широкое распространение. В его основе лежит воздействие на позвоночник, как на особый орган, включающий в себя не только позвоночный столб, но и окружающие его связки и мышцы. За долгие годы развития мануальной терапии были разработаны многочисленные и эффективные способы выявления нарушений в суставах и их лечение. Приемы диагностики позволяют довольно точно определить состояние позвоночника и окружающих его тканей. Задачей мануальной терапии является растяжение позвоночника, ликвидация функциональных блоков позвоночных двигательных сегментов (ПСД), восстановление максимально достижимой функциональной подвижности позвоночника, нормализация развития околопозвоночной мышечной массы, устранение скручивания и максимально возможная нормализация положения позвонков. Особо надо отметить, что применение мануальной терапии возможно только в случае, если до ее назначения больной полноценно обследован и такие этиологические причины сколиоза, как травма, воспалительные процессы, опухоли и пороки развития позвоночника и спинного мозга, однозначно исключены. Как и любой метод в медицине, мануальная терапия имеет свои определенные показания и противопоказания. Обязательным является рентгенологическое исследование заинтересованного отдела позвоночника. Все чаще приходится прибегать к более совершенному исследованию - магнитно-резонансной томографии, помогающему уточнить диагноз. Относительно малоизвестным на данный момент остается метод коррекции позвоночника. Коррекция позвоночника – уникальный нетрадиционный метод лечения, который дает эффективное и надежное излечение. Он является новым и интересным компонентом в системе комплексного излечения заболеваний позвоночника. В отрыве от этого комплекса коррекция оказывается малоэффективной. Комплексный подход к лечению заболеваний позвоночника включает в себя: ● массаж , техника которого обязательно присутствует на этапе «разогрева» мышц; ● мануальную терапию в виде использования отдельных принципиальных приемов в форме тракции, ротации, мобилизации позвонков и ПДС; ● а также: элементы аутогенной тренировки, фитотерапевтические методики, упражнения на «омоложение» дисков и развитие мышечного корсета. Ортезирование является методом направленной компенсации нарушений биомеханических функций позвоночника при сколиозах. В зависимости от лечебных задач, выраженности деформации, метода и этапа лечения ортез (корсет) может быть использован для компенсации слабости мышц и связок позвоночника, исправления деформации или для обеспечения механической стабильности деформированного позвоночника. Компенсирующие ортезы обеспечивают уравновешивание тонуса мышц, участвующих в удержании положения тела. В далеко зашедших случаях прогрессирующих форм сколиоза, сопровождающихся деформацией грудной клетки, когда консервативное лечение не может дать эффекта, прибегают к хирургическому вмешательству. Определение показаний к хирургическому лечению сколиоза – один из самых сложных вопросов, не имеющих однозначного решения. Всем больным проводили курсы предоперационной лечебной гимнастики по специально разработанной программе в течение 3 - 6 недель, направленную на растяжение и мобилизацию позвоночника. Операцию по указанной методике проводят в положение больного на боку, с подложением под выпуклую сторону деформации специальных валиков, чем достигается максимально возможная коррекция деформации на ортопедическом столе. Металлические стержни моделируют согласно физиологическим изгибам позвоночника и остаточной сколиотической деформации. После хирургического вмешательства необходимо длительное восстановительное лечение. 4. Комплекс упражнений. Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки – физические упражнения. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для людей с нарушениями осанки. В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития студентов. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей. В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений. Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия, физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы. Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики. Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила : - сиди неподвижно не дольше 20 минут; - старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд - сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и. т. д. - старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники; - периодически делай специальные компенсаторные упражнения : 1) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз. 2)прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз. Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время: - вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной тренировки; - во время обеденного перерыва; - во время воскресной прогулки за город. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий. Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза. Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении: 1) И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное. 2) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз. 3)И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п. 4)И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики:
Примерный комплекс упражнений при сколиозе: 1. Ходьба с высоким подниманием ног, энергичной работой рук в сочетании с правильным дыханием. 2-3 мин. 2. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулак. «Бокс». 6-8 раз. После упражнения встряхнуть кисти, расслабиться. 3. И.п. - стоя, руки на поясе. Приседание, руки в стороны и назад, разводя колени.6-8 раз. 4. И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели. Выпрямляя руки вверх, приподнять от пола прямые ноги, согнуть руки к плечам, прогибаясь в грудном отделе позвоночника, и.п. 6-8 раз. 5. И.п. – лежа на животе, в руках гантели. Прогибаясь в грудном отделе позвоночника, отвести плечи назад, сблизить локти, приподнять прямые ноги, вернуться в и.п. и расслабить мышцы. 4-6 раз. Выполнять с большим напряжением, голову держать прямо, не откидывая назад, дыхание не задерживать. 6. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Приподнять ноги, развести их в стороны, скрестить, опустить в и.п. 8-10 раз. При выполнении упражнения плечи и локти должны быть прижаты к полу. 7. И.п. – лежа лицом вниз поперек гимнастической скамейки, опираясь на нее верхней частью бедер, ноги фиксированы, руки в упоре на предплечьях. Выпрямить руки, голову приподнять согнуть руки к плечам, прогибаясь в грудном отделе позвоночника, и.п. 6-8 раз. 8. Ходьба с замедлением темпа, динамическими дыхательными упражнениями и элементарными упражнениями для верхних конечностей. 4-5 мин, постепенно снижая нагрузку. 9. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках. Наклонить туловище вперед, спина прямая(выдох), вернуться в и.п. (вдох), 8-10 раз. 10. И.п. – стоя, руки на поясе. Присесть на носках, спина прямая (выдох), вернуться в и.п. (вдох), 6-8 раз. 11. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Напрячь все мышцы тела оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вверх (вдох), расслабить мышцы (выдох). 3-5 раз.
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате. Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: * сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; * организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна, бодрствования, питания и т.д. ); * постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание,; * контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; * плавание. * ритмическая гимнастика Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека. И в заключение: где бы вы ни находились, не забывайте контролировать свою осанку. Это поможет вам избежать сколиоза.
Список литературы:
1. Медведев Б.А. Избавление от боли в спине \ Б.А.Медведев.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-314 с.: ил.-(Панацея). 2. Лечебная физическая культура: учеб. для ин-тов физ. культ. \ под общ. ред. С.Н.Попова.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 271 с. 3. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов \ под общ. ред. В.И. Ильинича. – М.,1999. 4. Настольная книга учителя физической культуры \ авт.-сост. Г.И.Погадаев; ред. М.Л.Амосова .-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Физкультура и спорт, 2000.-496 с.
|