Учебное пособие: Гидравлика гидропневмопривод 2
Название: Гидравлика гидропневмопривод 2 Раздел: Рефераты по транспорту Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине “ГИДРАВЛИКА, ГИДРО- И ПНЕВМОПРИВОДЫ” По выполнению расчётно-графических заданий №2 для студентов дневной формы обучения и контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 7.090258 “Автомобили и автомобильное хозяйство” Севастополь 2007 УДК 629.114.6 Методические указания по дисциплине ”Гидравлика, гидро- и пневмоприводы” по выполнению расчетно-графических заданий для студентов дневной формы обучения и контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 7.090258 ”Ав-томобили и автомобильное хозяйство” / Сост. Ю.Л. Рапацкий.- Севастополь: Издательство СевНТУ, 2001.-19с. Целью методических указаний является оказание помощи студентам специальности ”Автомобили и автомобильное хозяйство” при изучении дисциплины “Гидравлика, гидно- и пневмоприводы” и самостоятельном выполнении расчетно-графических заданий студентами дневной формы обучения и контрольных работ заочниками. Методические указания предназначены для студентов специальности 7.090258 ”Автомобили и автомобильное хозяйство” дневной и заочной форм обучения. Могут также использоваться студентами дневной и заочной форм обучения специальностей 7.090202 ”Технология машиностроения” и 7.090203 ”Металлорежущие станки и системы” при изучении ими соответствующих разделов аналогичной дисциплины. Методические указания рассмотрены на заседании кафедры АТПП (протокол №4 от 29.12.2001 г) Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний. Рецензент: Харченко А.О. канд. техн. наук, доцент кафедры Машиностроения и транспорта, Заслуженный изобретатель Украины. Выбор вариантов на расчетно-графические задания для студентов дневной формы обучения и на контрольные работы для заочников. Студенты дневной формы обучения выполняют в течение семестра два расчетно-графических задания (РГЗ). Выбор вариантов – по последней цифре номера зачетной книжки. РГЗ оформляются в соответствии с действующими стандартами Украины для текстовых документов на стандартных листах А4. Допускается оформление РГЗ на листах в клетку, а схем и чертежей – на миллиметровой бумаге. Рекомендуется использовать ПЭВМ для оформления РГЗ, в том числе целесообразно выполнять расчеты с применением одного из доступных математических пакетов Maple и Mathcad. Защита студентами выполненных РГЗ приводится индивидуально, на консультациях, после проверки преподавателем правильности расчетов и оформления РГЗ. РГЗ №1 должно быть выполнено на 10-11-й неделе семестра, а РГЗ №2 на 12-13-й неделе. РГЗ №2 включает в себя задачу №1 (каждый студент решает два варианта задачи №1 в соответствии с таблицей Б1, а также задач №2. Таблица Б1 Номера вариантов задачи №1 для второго РГЗ
По результатам решения задачи №1 предложить конструкцию дросселя и изобразить её графически. При решении задач №3 и 4 конструкцию насоса необходимо изобразить графически. Студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу, в которую входят все задачи, которые включены в РГЗ №1 и РГЗ №2. Выбор вариантов осуществляется аналогично приведённому выше.
Задача I К штоку поршня I гидроцилиндра 2 приложена постоянная нагрузка Р. Перемещение поршня гидроцилиндра осуществляется напором рабочей жидкости плотностью ρ = 0,88. 103 кг/м3 под давлением Рн ? развиваемым насосом. Поршень I и его шток уплотнены резиновыми манжетами шевронной формы. Спроектировать гидропередачу обеспечивающую перемещение штока (вычертить схему гидропередачи, определить полезную мощность гидронасоса Nн, предельные эффективные площади сечения дросселя регулятора Sp min и Sp max, внутренний диаметр гидроцилиндра Dr), имея ввиду, что скорости перемещения поршня вправо устанавливаются дросселем, регулирующим скорость в пределах от Vmin до Vmax. Предложить конструкцию дросселя регулятора (эскиз). При этом к.п.д. гидропередачи при скорости перемещения поршня Vn = Vmax, в случае установки лросселя последовательно, но должен быть меньше 0.6. Коэффициент расхода дросселя принять постоянным и равным μ = 0,4. Сопротивление гидромагистрали кроме сопротивления дросселя пренебречь.
Исходные данные:
Указания: Коэффициент поршневого действия гидропередачи при скорости Vc=Vmax определён следующим образом: (1) где Q-расход на насосе. Полезная мощность гидронасоса: NH = PH Q (2) С другой стороны расход при известном к.п.д. (выражение I) определяется как: Qmax = Vmax S1 (3) Qmin = Vmin S1 (4) где S1 – площадь цилиндра, рассчитанная при Vn = Vmax. Этот же расход поступает в рабочую полость гидроцилиндра. В случае установки дросселя последовательно, в гидроцилиндр, расход пропорционален сечению дроссельного отверстия, т.е. Qдр = Q = μ Sдр (5) где Sдр – одно из двух значений сечения дросселя; sp – перепад давлений на дросселе. Если дроссель установлен последовательно на входе, то ΔP = PH – P1, где P1 – давление в бесштоковой полости гидроцилиндра, которое может быть найдено из уравнения силового баланса: P1 S1 = P2 S2 + + T (6) где Т – сила трения в манжетах, которая для манжет шевронного типа равна: T = π в h τ (7) где в – диаметр уплотнения; h – толщина уплотнения h = 0.2 Dr; τ – напряжение трения манжет τ = 0,22 МПа. В уравнении (5), поскольку мы пренебрегаем сопротивлением магистрали, ρ2 = 0, т.е. второй член суммы равен 0. В случае установки дросселя последовательно на выходе Δ ρ = ρ2 , т.к. мы пренебрегаем сопротивлением магистрали за дросселем. Уравнение же силового баланса для этого случая запишется следующим образом: PH S1 = P2 S2 + + T (8) В случае установки дросселя параллельно уравнение силового баланса принимает следующий вид: PH S1 = + T (9) Часть жидкости от насоса попадает в цилиндр. Расход этой жидкости равен: QЦ = Vmax S1 (10) Часть жидкости сливается через дроссель. Расход равен: QДР = μ SДР (11) Причем Δ P = PH Насос следует выбирать из условия обеспечения максимальной скорости движения поршня, имея ввиду, что QH = QЦ + QУР (12) Максимальная скорость будет очевидно при SДР = 0, а минимальной соответствует соотношение: S1 Vmax = S1 Vmin + μ SДР max (13)
Задача 2 Скорость ротационного гидромотора регулируется установкой дросселя регулятора на выходе гидромотора (Рис. 2) Рис. 2 Гидромотор удельной производительностью g развивает на выходном валу максимальный момент M [Нм]. В качестве привода гидромотора используется гидравлический насос. Давление рабочей жидкости, в качестве которой используется масло индустриальное плотностью ρ = 0,88. 103 кг/м3 , равно 3,9 МПа = 3,9. 106 Н/м2 . Спроектировать гидропередачу, обеспечивающую скорость ротационного гидромотора в пределах от nmax до nmin . Вычертить схему гидропередачи. Определить полезную мощность гидронасоса NH и максимальный к.п.д. ηmax гидропередачи. Определить эффективные площади сечения дросселя регулятора SДР min при nmin и SДР max при nmax . Коэффициент расхода дросселя принять постоянным и равным μ = 0,4. Сопротивлением гидромагистрали кроме сопротивления дросселя пренебречь. Указать возможность повышения к.п.д. гидропередачи.
Исходные данные
Указания Для ротационного гидромотора справедливо следующее соотношение: M = (14) где Δp – период давления на гидромоторе, равный разности давлений Δp = pH – p, где pH – давление, развиваемое насосом, р – давление на выходе гидромотора – перед дросселем. Следовательно: Pн - Р = (15) Максимальный к.п.д. гидропередачи вычисляется по следующему выражению max = = (16) Где Nвых max – максимальная мощность на выходе гидропередачи (максимальная мощность гидромотора); Nвх max – максимальная мощность на выходе гидропередачи, равная полезной мощности гидронасоса; QH max – максимальный расход гидронасоса. Из условия работы гидропередачи с максимальным к.п.д. при заданных параметрах двигателя и привода следует, что весь расход рабочей жидкости, подаваемой насосом в систему, должен полностью потребляться гидромотором без слива жидкости через перепускной клапан. Поэтому максимальный расход гидронасоса должен выбираться из условия: QH max = QДВ max = nmax g (17) Этот же расход протекает через дроссель. Площади сечения дросселя регулятора определяются из соотношения QДР = μДР SДР (18) где QДР – расход жидкости через дроссель; ΔpДР – перепад давлений на дросселе; Поскольку мы пренебрегаем сопротивлением гидромагистрали, кроме сопротивления дросселя, которое учитывается коэффициентом расхода ΔpДР = p. Задача №3 Работает плунжерный перекачивающий насос, обеспечивая подачу материала на высоту Н и его фильтрацию (см. рис. 3). Плунжер гидронасоса совершает возвратно-поступательные перемещения от пневмоцилиндра работающего от сети с воздушным давлением PB = 0,5 МПа, обеспечивая частоту перемещения Z двойных ходов в минуту. За один двойной ход по нагнетательному тракту нагнетается объём жидкости, равный объёму полости А. Скорость перемещения материала плотностью ρ и вязкостью υ по нагнетательному трубопроводу принять равной V = 5 м/с. Насос работает следующим образом. При движении поршня пневмопривода вверх, жидкость через привычный патрубок, гибкий шланг, приёмный клапан поступает в полость А, в которой давление меньше атмосферного. При следующем движении поршня вниз приёмный клапан закрывается, открывается промежуточный клапан и жидкость вытесняется из полости А в плунжерную полость, затем по трубопроводу – наружу. При последующем движении поршня вверх оставшаяся жидкость также вытесняется наружу. Определить основные конструктивные параметры гидронасоса и пневмоцилиндра: внутренние диаметры гидроцилиндра и пневмоцилиндра Dr, DnH , условный проход нагревательного трубопровода Dy, полезную мощность насоса NH , пренебрегая потерями во всасывающем тракте, полагая, что полость А при всасывании заполняется на 100%, а потери давления по нагнетательному тракту происходят в 9-ти местных сопротивлениях (обозначены цифрами) по длине трубопровода. Насос должен обеспечивать производительность Q при давлении слива – Pсл. Подсчитать гидравлический к.п.д. насоса. Оценить гидропривод с точки зрения к.п.д. Указать возможность повышения к.п.д. Условные обозначения: Н – высота подъёма материала при положении насоса внизу, м; PB – давление воздуха в воздушной магистрали, МПа; Z – число двойных ходов в минуту поршня пневмоцилиндра и совмещённого с ним плунжера гидронасоса; V – скорость жидкости в нагнетательном трубопроводе, м/с; ρ – плотность перекачивания жидкости, кг/м2 ; ν – вязкость перекачиваемой жидкости, м2 /с; λ – коэффициент Дарси (коэффициент, учитывающий потери давления по длине трубопровода); Q – производительность гидронасоса, м3 /с; РСЛ – давление слива (на выходе нагнетательного трубопровода), МПа; Величину хода поршня принять Hn = 5Dy.
Исходные данные
Указания: Полезная мощность насоса, совершающего работу по подъёму жидкости на высоту Н при давлении слива РСЛ равна: NH = PH . Q (19) где PH – давление, развиваемое насосом. Давление РН создает давление подъёма жидкости Рn = ρgh, обеспечивая необходимое давление слива РСЛ , а также расходуется при преодолении жидкостью местных сопротивлений, т.е. PH = ρgh + PСЛ + ΣΔP (20) где ΣΔP – суммарная потеря давления; Скорость движения жидкости по трубопроводу определяется из соотношения: Q = V. S (21) где S – площадь сечения трубопровода диаметром Dy. Потери давления в нагнетательном тракте складываются из потери давлений по длине и потерь в местных сопротивлениях. К местным сопротивлениям относятся сопротивления внутренней конструкции плунжерного насоса, т.е. 1, 2, 3, 4, 5, 6, а также сопротивления трубопровода 7, 8, 9. К потерям по длине относятся потери на вертикальном участке трубопровода диаметром Dy, длину L которого упрощённо можно принять равной H. Потери по длине зависят от режима течения жидкости: ламинарного или турбулентного. Движение, как известно, носит ламинарный характер, если выполняется условие Re =< 2300, свыше этого значения носит турбулентный характер. Критерий Рейнолдса равен: Re = (22) где Vi – скорость жидкости в i-том сечении; в – диаметр i-того сечения; ν – нинокатическая вязкость жидкости. Если режим течения ламинарный, то потери давления по длине трубопровода считаются по формуле Пуазейля: Pa = Q (23) Если режим течения турбулентный, то потери давления по длине трубопровода считаются по формуле Дарси-Вейсбаха: Pa = (24) Для гидравлически гладких труб: = 0.315 Re -0.25 (26) Потери давления в местных сопротивлениях подсчитываются по соотношению: Pн = i (27) где ξi – коэффициент местных потерь (выбирается по приложению 1). Скорость жидкости в i-том местном сопротивлении подсчитываются согласно условию неразрывности движения жидкости в гидравлическом тракте, т.е.: Vi. Si = V. S (28) Диаметр гидроцилиндра выбирается из соотношения: WДВ.Х. . z/60 = Q (29) Где WДВ.Х. – объём жидкости, вытесняемой плунжером насоса за один двойной ход. Для гидронасоса с пневмоприводом справедливо соотношение: D2 ПН . РВ = РН . Dr2 (30) Гидравлический к.п.д. насоса, т.е. к.п.д. без учета трения и объёмных потерь равен: r = (31)
Задача 4 Определить конструктивные параметры всасывающего тракта плунжерного насоса (внутренний диаметр гибкого трубопровода DШП , внутренний диаметр гидроцилиндра DГ , высоту подъёма плунжера Нп (рис. 3), если известно, что насос совершает z двойных ходов в минуту, перекачивая жидкость из приёмника глубиной hM . Принцип работы насоса изложен в задаче №3. Скорость жидкости по гибкому рукаву – 1,5 м/с. Считать, что потери давления происходят в приёмном фильтре, в шланге по его длине и на его выходе в приемном клапане. Коэффициент Дарси принять равным λ = 0,017. Перекачиваемый материал – масло индустриальное плотностью ρ = 0,88. 103 кг/м3 и вязкостью ν = 29. 10-6 м2 /с. Коэффициенты сопротивления ξ – согласно приложению 1. Длина гибкого рукава LШП – 3 м. Производительность насоса должна быть равной Q м3 /с. При исполнении конструктивно Dr принять равным 5DШП . Давление насыщающих паров жидкости принять равным 0,02. 105 Н/м2 ; Примечание : Ход поршня и плунжера HП = 5Dy (рис. 3) относится к задаче №3. В задаче №4 эта величина искомая.
Исходные данные:
Указания Во всасывающем тракте насоса подъём жидкости осуществляется за счет разности атмосферного давления и давления разряжения в полости А гидронасоса. Справедливо равенство: Pатм = gh + + P + P2 (32) где Р2 – статическое давление в полости А гидронасоса; Vr – скорость жидкости в полости А; ΣΔР – суммарные потери давления во всасывающем тракте насоса; РАТМ – атмосферное давление – 1,0. 105 Н/м2 . Высота подъёма плунжера рассчитывается из условия обеспечения насосом заданной производительности при заданном числе двойных ходов: Wдв.х. = Q (33) где Wдв.х. = Hn (34) WДВ.Х – объём жидкости при двойном ходе. Полученное значение НП должно быть проверено. Поскольку расширение полости А происходит без изменения воздушной массы и температуры газа, то справедливо соотношение: PАТМ . W1 = P2 . W2 (35) Учитывая, что площадь полости А не изменяется в результате расширения PАТМ . Н1 = P2 . HП (36) где W1 – первоначальный объём полости А до момента подъёма поршня; Н1 – высота полости h, соответствующая W1 (рекомендуется принять Н1 = 0,01 м.) Найденное с учетом (32) значение НП сравнивается с рассчитанным ранее значением НП . Условие правильности расчета таково: HП ’ =< HП (37) В случае невыполнения условия (37) за высоту подъёма поршня (плунжера) следует принять НП ' , соответственно пересчитать Dr. Однако следует иметь в виду, что рассчитанное по выражению (32) Р2 не должно быть меньше давления насыщающих паров жидкости, т.е. должно выполняться условие: Р2 < PН.П. В противном случае произойдет газовыделение из жидкости, нарушится сплошность течения и насос не сможет перекачивать жидкость. Это значит, что гидравлический всасывающий тракт выбран неверно. Здесь следует проанализировать уравнение (32) на предмет уменьшения составляющих его слагаемых, влияющих на PA . Привести рассуждения относительно восстановления работоспособности насоса. Обосновать расчеты. Входящее в уравнение (32) ΣΔР рассчитывается аналогично описанному в задаче №3. Приложение 1
Коэффициенты местных сопротивлений гидравлических трактов
Внезапное расширение ξ = (F1 /F2 ) Внезапное сужение ↓ При F2 /F1 <0,01ξ принять = 0,45
При расчете скорость V берётся в сечении F2 Постепенное расширение (см. таблицу)
Постепенное сужение 1 = (1 - ) - ) - сопротивление входа в трубу Проход через сетку = 1,3 (1 - ) + ( - 1)2 где Σfo – сумма площадей отверстий; F – вся площадь сетки. В задаче №4 принять равным 0,7 м/с. Клапан шаровой
Примечание: В задаче №4 h/d принять равным 0,25 |