Реферат: НЛП как синтез психотерапии и теории коммуникации

Название: НЛП как синтез психотерапии и теории коммуникации
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Введение

Человек не может без общения. На протяжении жизни мы находимся с процессе непрерывной коммуникации. Именно поэтому умение общаться жизненно необходимо. И это не означает понимание и использование языка. Эффективная коммуникация намного более широкое, сложное и многогранное понятие. Кроме знания языка нужно знать и психологические основы общения, уметь находить подход к людям, устанавливать новые контакты и успешно взаимодействовать с нашими собеседниками. От такого насколько удачно мы справляемся с этими задачами зависит зачастую и наша профессиональная деятельность. В современном мире информация – главное богатство, и тот кто умеет ее своевременно получить и использовать в своих целях, добивается и финансового успеха.

Таким образом, очевидно, что стоит уделять пристальное внимание обучению навыкам эффективной речевой коммуникации. А дополнительные знания из области психологии общения, к примеру нейролингвистическое программирование существенно облегчают эту задачу, помогая нам понять мотивы собеседника, наладить с ним доверительный контакт, а так же повлиять на его мнение.

Все выше перечисленное объясняет актуальность исследуемой темы и необходимость новых разработок в этом направлении.

Целью исследования является изучение основных моделей и методов нейролингвистического программирования, как способа коммуникации и психотерапии.

Задачи :

· Изучение основных методик, используемых в нейролингвистическом программировании;

· Изучение способов использования нейролингвистического программирования в межличностных коммуникациях;

· Изучение психотерапевтических методов нейролингвистического программирования.

Предметом исследования является нейролингвистическое программирование.

Объектом исследования являются методы нейролингвистического программирования в межличностном общении.

Нейролингвистическое программирование (далее НЛП) представляет собой сравнительно новую дисципли­ну, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих дове­рия знаний. НЛП берет начало в нескольких облас­тях знания, объединенных двумя его создателями – Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Бендлер и Гриндер дают следущее определение НЛП – «НЛП - это ясная и эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.»[1]

По словам Адлера: «НЛП — это технология достижения совершенства. В итоге все это поможет вам лучше узнать себя и обрести мир в душе Вы станете более свободными и способными к самоконтролю, что непременно окажет благотворное воздей­ствие на все сферы вашей деятельности.»[2]

Холл говорит о НЛП: «Данная модель описывает, как люди мыслят, чувствуют, действуют, воспринимают, обрабатывают информацию, реагиру­ют, ведут себя и т. д., а затем показывает нам, как мы можем пере­стать делать то, что не срабатывает, и начать делать то, что помо­гает получить желаемый результат.»[3]

Боденхамер определяет НЛП, как мастерство – «НЛП предлагает модель, помогающую научиться выяв­лять и воспроизводить паттерны мастерства. НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и «встроить» в других людей.»[4]

Глава 1. НЛП как коммуникация

1.1.Модель и методы НЛП

1.1.1Репрезентативные системы

При получении информации о внешнем мире мы опираемся на наши органы чувств. На теле человека расположены многочисленные чувствительные ре­цепторы. Кроме этих нервных механизмов мы не об­ладаем другим способом получения информации об окружающем мире. Фактически, весь наш опыт фор­мируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений. В НЛП эти модальности называются репрезентативными системами. При анализе индивидуальных навыков мы обнару­живаем, что их функционирование связано с разви­тием и программированием основных репрезента­тивных систем.

В модели НЛП пять сенсорных систем выполня­ют значительно более важную роль, чем простой сбор информации. Каждая система получает информацию и затем активирует воспоминания для выработки по­ведения. Эту деятельность осуществляет централь­ная нервная система. Мозг кодирует информацию в том же виде, в каком мы получаем ее от наших орга­нов чувств. Например, когда мы получаем информа­цию визуально, мозг кодирует эту информацию как изображение. Полученную аудиально информацию мозг кодирует в виде звуков и слов. Внутреннюю речь, сформированную из звуков, мы называем аудиально-дигитальной репрезентацией. «Дигитальный» в дан­ном случае означает, что модальность имеет два со­стояния - «включено» или «выключено». В отличие от аналогового сигнала между двумя уровнями дигитального нет других значений. Большинство слов являются репрезентацией существования или отсутствия объекта. Всего несколько слов позволяют нам описать целый диапазон, или континуум, значений. Наконец, информацию, полученную при помощи внутренних ощущений, мозг кодирует как чувство или эмоцию. Когда вы вспоминаете информацию, мозг обращается к памяти и выражает воспоминание в том же виде, в каком он и сохранил информацию.

Таким образом, репрезентация - идея, мысль, представле­ние сенсорной или оценочной информации. Речь человека отражает, какой репрезентативной системой он пользуется. Это можно понять по особым словам – предикатам.

Предикаты - то, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущени­ях слова, указывающие на определенную репре­зентативную систему (визуальные, аудиальные, кинестетические, неспецифические преди­каты).

Использование специфических предикатов позволяет нам присоединиться и подстроиться к другому человеку, то есть установить раппорт.

Раппорт – ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состояние эмпатии или вос­приятие из второй позиции.

Подстройка - установление и поддержа­ние раппорта с другим человеком путем при­соединения к его модели мира, языку, убежде­ниям, ценностям, настоящим переживаниям и т. д.; имеет критическое значение при уста­новлении раппорта.

Используя при разговоре с людьми их лексику, мы «говорим на их языке», и они считают, что мы - одни из них. Людям обычно нравятся люди, которые ду­мают и поступают, как они.

Таким образом, для эффективной коммуникации с другими людьми чрезвычайно важным является знание их основных репрезентативных систем.

Для установления раппорта немаловажным условием является конгруэнтность.

Конгруэнтность - состояние, в котором слова человека соответствует его действиям; его невербальные сигналы и вербальные утвер­ждения соответствуют друг другу; состояние целостности, адекватности, внутренней гар­монии, отсутствия конфликта.

Подстройка подразумевает гиб­кость, достаточную для того, чтобы войти в принад­лежащую другому человеку модель окружающего мира. Это происходит посредством использования при коммуникации с собеседником его лингвистических пат­тернов и лексики. При подстройке к человеку необходимо определить его основную репрезентативную систему и в своей речи обращаться именно к ней.

Так же важным элементом подстройки является отзеркаливание - процесс отражения физического поведения другого человека или пе­редача обратной связи о его поведении.

Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации. Мы мо­жем обратить внимание на ключи глазного доступа. Движения глаз указывают нам на репрезентативную систему, к которой человек получает доступ в данный момент. Бэндлер и Гриндер сделали это открытие на раннем этапе развития НЛП. Они обратили внима­ние на то, что когда они задают определенные во­просы в аудитории, люди, перед тем как ответить, смотрят в одном и том же направлении. На основе этих предварительных наблюдений Джон и Ричард разработали НЛП.

Ключи глазного доступа - движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации). С помощью этих ключей можно легко получить информацию о репрезентативной системе собеседника и начать подстройку.

Каждое движение глаз указывает на определенные процессы в нервной системе. Когда большинство правшей смотрят вверх и влево, они вспоминают увиденное ранее (визуальная обработка данных из памяти). Когда они смотрят вверх и вправо, они конструиру­ют образ, собирая вместе его части, которые они мог­ли никогда до этого не видеть.

Движение глаз влево указывает на воспроизведе­ние по памяти слов. Движение глаз вправо указыва­ет на конструирование предложений. Если человек смотрит вниз и влево, он ведет внутренний диалог -обычно о важных ценностях и принципах. В данном случае наблюдается синестезия (комбинация, слия­ние) двух чувств человека: он говорит себе обозна­чающие чувства слова, касающиеся какого-то важно­го для него предмета. Когда человек смотрит вниз и вправо, он получает доступ к кинестетическим дан­ным (ощущения) и эмоциям. Взгляд перед собой ча­сто указывает на то, что человек создает картины; однако многие люди при этом ведут внутренний диалог.

Метафоры обычно являются индикаторами внут­ренней репрезентации окружающего мира, и то, что мы слышим, является буквальным описанием внутреннего мира говорящего. Мозг часто использует наш метафоричный язык для запуска некоторых бук­вальных внутренних программ.

Субмодальности представляют собой один из са­мых основных компонентов способа функционирова­ния мозга. Учитывая то, что при «мышлении» мы используем три основных модальности, это означает, что мы осуществ­ляем репрезентацию мира в нашем сознании посред­ством изображений, звуков и тактильных ощущений. Мы также используем вкус и запах, но обычно они играют менее важную роль.

Субмодальность – характеристики ощу­щений в пределах каждой репрезентативной системы; качества наших внутренних репре­зентаций.

Субмодальности представляют собой один из самых основных компонентов способа функционирования мозга.

В модели метасостояний, разработанной Майклом Холлом, термин «ос­новной уровень» относится к нашему размышлению о мире, находящемся вне наших внутренних переживаний, реагированию на него и значению, которым мы его наделяем. Следовательно, «основные состоя­ния» характеризуют те состояния, которые являют­ся результатом наших переживаний, касающихся внешнего мира. При организации более низких уровней мы используем силу более высоких уровней. Мозг обладает уникальной способностью внутренне использовать одну мысль для размышле­ния о другой мысли.

Человек на своем метауровне испытывает различные убеждения, ценности, области осмысления, концептуальные и семантические состояния, «глубинные» или транс­цендентальные состояния. Чтобы смоделиро­вать человеческое мастерство, необходимо «перейти на метауровень» и осо­знать роль метауровней в системной природе осозна­ния.

Убеждения – обобщения, которые мы сде­лали о причинно-следственных связях, значе­нии, самих себе, других людях, действиях, иден­тичности и т. д. и которые мы считаем «ис­тинными» на данный момент.

Ценность – то, что для вас важно в опре­деленном контексте. Ваши ценности (крите­рии) это то, что мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетичес­кий компонент.

Посредством метасостояний мы заставляем со­стояние сознания и тела воздействовать на другое состояние. Так мы задаем систему отсчета, которая, в свою очередь, организует все расположенные ниже уровни.

Метасостояния становятся системой отсчета при «наделении предметов смыс­лом». Они являются фреймами значений. Когда изменяется внутренний мир человека, происходит обновление убеждений, цен­ностей и значений. Так как что-либо наделяется значением в соответствии с контекстом, мета­состояния описывают структуру ментальных контекстов.

Фрейм - контекст, окружение, метауровень, способ воспринимать что-либо. Рефрейминг – изменение контекста или фрейма для изменения значения опыта.

1.1.2 Установление раппорта в НЛП

Необходимым условием установления контакта является наблюдение за человеком с целью успешной подстройки к его репрезентативной системе. Для этого необходима сенсорная острота.

Сенсорной остротой назы­вается способность замечать внешние поведенческие признаки других людей, следить за ними и понимать их. Человек постоянно и неизбежно неосознанно по­сылает различные сигналы, свидетельствующие о его состоянии и внутренних процессах обработки ин­формации. Развитие наших собственных навыков сенсорной остроты позволяет нам «читать» эти сиг­налы. Поскольку к нам поступает такое множество невербальных сообщений, развитие навыков сенсор­ной остроты позволяет существенно улучшить ком­муникативные навыки.

В НЛП выделяется пять основных индикаторов состояния, за которыми следует наблюдать. Это дыхание, цвет лица, изменение мышечного тонуса, а так же тембр и звучание голоса.

Умение распознавать состояние человека по невербальным сигналам называется калибровкой.

Установление раппорта на неосознанном уровне происходит про­сто: вы становитесь похожим на другого человека. Когда люди выглядят, говорят и двигаются похожим образом, они склонны нравиться друг другу. Если повесить на стену одинаковые маятники, прикреп­ленные к упругой проволоке, они постепенно син­хронизируют свои колебания. Мы также сможем устанавливать раппорт с людьми, если будем действовать, как они, и использовать при этом процессы, называемые при­соединением и отзеркаливанием.

Прекрасный способ установления глубокого рап­порта включает в себя присоединение к дыханию со­беседника. Когда человек говорит, он выдыхает. Что­бы присоединиться к нему, начните выдыхать, когда он говорит. Когда собеседник вдыхает, вдыхайте и вы. Говорите, когда он выдыхает, и вдыхайте вместе с ним. Присоединение к голосу является превосходным средством установле­ния немедленного раппорта.

Для того чтобы понять, установлен ли раппорт, проверьте изменяет ли свою позу собеседник вслед за вами. Установление раппорта – ключ к успешной коммуникации.

1.2 Моделирование техники мастеров коммуникации

Наблюдая за профессиональными коммуникато­рами во многих сферах деятельности, основатели НЛП обнаружили, что успешные коммуникаторы обладают тремя качествами. Следовательно, развив эти три навыка, каждый человек может стать совер­шенным коммуникатором. Одна из базовых пресуп­позиций НЛП гласит, что «человек с наибольшей гибкостью поведения управляет системой». Успеш­ные коммуникаторы для достижения желаемых ре­зультатов изменяют свою коммуникацию и пове­дение.

Три качества мастера коммуникации

1. Правильная постановка цели, определение направления и результатов коммуникации.

2. Внимательное наблюдение за реакциями собеседника.

3.Гибкость реакций и поведения. Успешные комму­никаторы постоянно изменяют свое поведение и приспосабливают комму­никацию для достижения желаемых результатов.

Для определения целей в НЛП существует процедура, названная моделью S.M.A.R.T. :

S – специфичность (Specific)

М – измеримость (Measurable)

А – достижимость/определимость (Attainable/ Assignable)

R – реалистичность/полезность (Realistic/ Rewarding)

Т – определенность во времени/отчетливость (Timeable/Tangible)

Модель НЛП позволяет нам перейти от простого «определения целей» к разработке желаемого результата. При этом определяются не цели, а именно результаты. Различие в том, что цели описываются в общих терминах, а ре­зультаты - в конкретных. Результат - это репре­зентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам очень ясно понять, что следует де­лать.

Позитивная репрезентация, мотивирует сильнее, чем негативная. Это объясняется тем, что человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно. Для того чтобы обработать негативную репрезентацию, наш разум сначала моделирует ее буквально, а потом выполняет отрицание. Яркий образ первой полученной репрезентации перекрывает ее отрицание. Именно поэтому зачастую попросив кого-то не делать что-либо мы можем получить обратный результат.

После позитивной формулировки результата, необходимо представить его в сенсорном выражении.

Результат достигается посредством создания его внутренней карты в форме картин, звуков и ощущений - того, что мы будем видеть, слышать и ощущать. Эти процессы, в свою очередь, определяют внутреннее состояние. А внутреннее состояние в паре с физиологией, управляет нашим поведением. Посредством же поведения создается результат.

Ре­зультат должен быть хорошо сформулирован, подходить ко всем соответствую­щим контекстам жизни. Если упустить это из виду, конструируется чрезмерно обобщенный результат, который может вызвать проблемы в дру­гих областях.

Изменение поведения должно приносить человеку вторичные выгоды. В противном случае эти изменения скорее всего не сохранятся.

В контексте НЛП экология утверждает, что изменения одной части че­ловеческой системы должны согласовываться с дру­гими частями системы и приспосабливаться к ним, принося пользу. Следовательно, формулируя резуль­тат, мы рассматриваем и отдельного человека, и дру­гих людей в системе. Человеческие системы включают в себя семью, коллег по работе, школу, друзей и общество. Если мы извлекаем выгоду в одной облас­ти за счет другой, эта выгода не сохранится.

1.3 Модель коммуникации НЛП

Коммуникация представляет собой процесс, протекающий по принципу обратной связи, связанный с пояснением посылаемых и получаемых сообщений двумя людьми, которые пытаются установить контакт.

Этот процесс затрагивает двух людей, которые обмениваются друг с другом значениями посредством слов или жестов, пока не начнут разделять эти значения (согласятся с ними или нет). В конечном счете, они совместно создают так называемое «состояние понимания». Та­ким образом, коммуникативный процесс представляет собой взаимный обмен сообщениями.

«Разговор» коренным образом отличается от «коммуникации». В то время как необходимым усло­вием разговора является участие одного человека, для коммуникации требуется, по меньшей мере, двое. Большинство людей могут с легкостью разговари­вать. Для этого им требуется лишь открыть рот и по­зволить изливаться потоку слов. При помощи како­го-нибудь записывающего устройства, фиксирующе­го посланные нами сигналы, мы можем узнать, что и даже как мы сказали. Это справедливо в случае раз­говора. Но это неверно в случае коммуникации. При коммуникации мы никогда не знаем, что мы сооб­щили. Потому что мы никогда не знаем, что услышал другой человек.

Эта неопределенность, связанная с посланными и услышанными при коммуникации сообщениями, ве­дет к частому несоответствию значений у разных лю­дей. Посланные и полученные значения не совпада­ют. Соответственно, для того чтобы стать более профессиональными и чуткими в коммуникации, мы должны рассмотреть данное несоответствие сообще­ний. Это является одной из центральных проблем интерактивного процесса коммуникации.

В теории коммуникации рассматриваются следу­ющие процессы:

1) обработка - размышление, оцен­ка, умозаключение, интерпретация и т. д.

2) вывод – передача данных при помощи языка (вербальный) и поведения (невербальный)

3) ввод – получение данных, слушание и т. д.

Однако оперируем мы репрезентациями. Это означает, что слова не имеют значения,– их наделяют значениями люди. Слова являются лишь средствами для передачи значения, символами референций, отличных от их самих. Язык суще­ствует в визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной и вкусовой модальностях, а также в форме абстрактных значений слов.

Коммуникации присущ ряд особенностей, создающих дополнительные сложности при установлении контакта:

1. коммуникация функционирует как цикл интерактивных явлений, включающий в себя говорящего и слушателя. Это означает, что когда мы осуществляем коммуникацию, мы неизбежно порож­даем совместно созданный феномен го­ворящего и слушателя, участвующих во взаимодей­ствии, обмене информацией, ее проверке, непонима­нии, получении и предоставлении обратной связи и т. д.

2. «Смысл ком­муникации заключается в той реакции, которую она вызывает». Иначе говоря, реакция вашего парт­нера указывает, какой смысл имеет для него комму­никация, независимо от ваших намерений.

3. Все используют внутренние фильтры. Мозг и нервная система не видят, не слышат и не записывают информацию, которая поступает в «чистой» форме. Информация воспринимается в контексте собственного внутреннего мира - мира значений, ценностей, убеждений, пони­мания и опыта. В НЛП это называется внутренними «референциями», то есть теми концеп­туальными фильтрами, которые определяют реальность. Выражаясь образно, все имеют соб­ственные «библиотеки референций». Следовательно, чтобы «наделить смыслом» предмет, мы «заходим в себя» и используем свои личные субъективные рефе­ренции. Лингвисты называют это путешествие внутрь себя «трансдеривационным поиском рефе­рентного индекса».

4. «Комму­никация» происходит в определенном «состоянии» сознания. Под «состоянием» понимается состояние разума и тела или нейролингвистическое состояние человека.

Устанавливая раппорт, мы, образно выражаясь, входим в способ, каким другой человек наделяет смыслом реальность. Это дает нам доступ к его ма­нере мышления и приписывания значений. Можно сказать, что, устанавливая такой раппорт, мы «вле­заем в чужую шкуру» и оцениваем, таким образом, точку зрения другого человека.

При­соединение к модели мира другого человека, или подстройка к ней, подразумевает не концептуальное обоснование этой модели реальности, а только ее по­нимание.

Глава 2 НЛП как психотерапия

2.1 Пресуппозиции и теоретические аспекты психотерапии в НЛП

Чтобы выяснить истинное значение предмета, мы должны удерживать предмет в контексте. Понятие «контекст» берет начало в психотерапии, теории се­мейных систем, гештальтпсихологии, концепции фигуры и фона, компьютерных науках и т. д. Оно имеет непосредственное отношение к коммуникации и структуре мастерства в различных видах деятель­ности человека. Если игнорировать контекст или рассматривать предмет на основе другого контекста или критерия, вы неизбежно придете к неправильно­му пониманию, излишним и неверным суждениям, к утрате определенных ресурсов, которые могли бы ис­пользовать для улучшения качества жизни.

Контекст НЛП связан с получением доступа к установкам, состоянию и навыкам, необходимым для осмысления и осуществления успешной коммуника­ции и изменений личности. По существу, в НЛП речь идет о том, как работают процессы, а не об источ­нике или происхождении этих ресурсов. Контекст НЛП отделен от теории, морали (оценок «правиль­ности» и «неправильности») и толкований, так как фокусируется на том, что работает и как мы можем это смоделировать.

В психотерапевтическом плане НЛП направлено на обнаружение реальных методов изменения сла­бых, ограниченных, неверных и болезненных точек зрения, которые лежат в основе дезадаптивного по­ведения людей. Таким образом, НЛП берется за из­менение значений, которые ограничивают способно­сти людей и являются причиной их страданий. Не за­давая конкретных значений, НЛП предлагает эффективные методы их изменения, а также измене­ния восприятия, точки зрения и т. д.

Принимая эпистемологию общей семантики, НЛП согласуется с когнитивно-бихевиористским по­ложением, которое гласит, что при рассмотрении предметов внутри психологии человека само мышле­ние играет центральную роль. Таким образом, самое важное - это способ, которым мы составляем нашу внутреннюю карту об имеющейся территории.

НЛП также работает в контексте ресурсов. Дан­ный контекст предполагает, что для осуществления позитивных изменений и моделирования мастерства, человеку необходима твердая уверенность в том, что такие изменения возможны. Это подразумевает на­личие достаточного количества ресурсов для воздей­ствия на человека. При этом не делается никаких предположений об источниках этих ресурсов.

В НЛП признается, что «разум», включает в себя больше, чем поверхностную информацию, присут­ствующую в нашем сознании в конкретный момент времени. Основанное на многочисленных научных экспериментах и моделях нервных процессов и «ра­зума» человека, НЛП добивается доступа только к тем неосознаваемым аспектам психики, которые управляют автономной нервной системой.

В НЛП существует список ключевых суперпозиций разработанных Боденхамером.[5] Все основные психотера­певтические техники НЛП основаны на этих пресуп­позициях.

Важность наших базовых пресуппозиций заклю­чается в том, что они являются невысказанными убеждениями. Работающие пресуппози­ции, управляют «неопределенными терминами» и пониманием. Убеждение как понятие, теория, парадигма и т. д. описывает базовую структуру в модели мира, которая считается ис­тинной.

Убеждения выступают в качестве главных нервных фильтров, определяющих то, как воспринимается внешняя реальность. Как и другие бессознательные нервные фильтры (интроверсия/экстраверсия, жела­ние и избегание, гештальт и детальное мышление, убеждения о том, что мы оцениваем как важное или неважное, оказывают сильное влияние на наше восприятие.[6]

Пресуппозиции разделяются на несколько групп по принципам их действия. В частности выделяют коммуникативные пресуппозиции:

1. Мы не можем не общаться. Это означает что все мы находимся в процессе непрерывной коммуникации. И без нее не можем существовать и взаимодействовать с обществом.

2. Способ коммуникации влияет на наше восприятие. Значительная часть коммуникации осуществляет­ся по невербальным каналам. Поэтому очень важна конгруэнтность, то есть выравнивание коммуникативных ка­налов так, чтобы все они передавали одно сообщение и не вступали в противоречие друг с другом. Кон­груэнтность делает коммуникацию убедительной.

3. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

4. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее. При установлении отношений и коммуникации тот человек, который задает фрейм, определяет итоговое межличностное поле. Сила, ко­торой обладает заданный фрейм, частично заключает­ся в том, что кто бы ни задавал его, он, по существу, делает это неосознанно. Соответственно, не осознавая заданный фрейм, люди не могут повлиять на него, ис­пользуя свои сознательные ценности.

5. «Не бывает поражений, есть только обратная связь.» Это означает, что при отсутствии нужного результата необходимо изменить способ коммуникации, превратив неудачу в обратную связь.

6. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе. В любой системе человек, обладающий большей гиб­костью своего поведения, будет рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние.

7. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта. Раппорт приводит нас в состояние, более гармони­рующее с состоянием другого человека. Когда два че­ловека имеют одинаковые взгляды на что-то, они входят в состояние раппорта. Сопротивление со сто­роны другого человека сигнализирует нам о том, что мы потеряли раппорт.

Кроме того существуют пресуппозиции обучения, выбора и изменения, так же использующиеся в психотерапевтическом аспекте:

8. Люди обладают необходимыми для достижения цели внутренними ресурсами. В НЛП считается, что люди обладают врожденны­ми способностями к преодолению трудностей и со­зданию ресурсных состояний, которые необходимы им для достижения цели. Говоря, что люди обладают ресурсами внутри себя, НЛП принимает образова­тельный подход. Коммуникатор и психотерапевт, пыта­ется помочь людям получить доступ к собственным ресурсам, «снаряжая» их для получения более совер­шенного навыка. Людям нужна лишь некоторая по­мощь для обнаружения собственных ресурсов и по­лучения к ним доступа.

9. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки. Спо­собность мозга человека к быстрому научению предоставляет возможность коммуникатору/психотера­певту помогать клиентам осуществлять быстрые из­менения с помощью НЛП.

10. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив. Цель психотерапии заключается в пере­мещении клиента из состояния «следствия» к состо­янию «причины», где он сможет выбрать, как ему жить. Чем больше вариантов выбора у кли­ента, тем больше он будет доволен.

11. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов. Люди поступают исходя из своих собственных моделей мира и выбирают наи­лучший из имеющихся у них в этих моделях вариан­тов.

Таким образом можно сделать вывод, что в практической, эмпирической и трансфор­мационной модели НЛП фокусируется на опыте и прагматичных изменениях.

2.1 Практическое применение стратегий НЛП

Одним из наиболее эффективных способов установления раппорта является использование предикатов. Зная этапы стратегии человека, мы можем использовать предикаты в порядке, близком для его понимания при беседе.

Вторым продуктивным методом является техника двухшагового изменения.

Данная техника предназначена для быстрого и эффективного изменения отношения к предметам, событиям, действиям в положительную или отрицательную сторону. Ее можно успешно использовать для создания, разрушения и защиты убеждений. Каждый в той или иной степени владеет этими приемами на подсознательном уровне. Однако владение этими приемами на сознательном уровне дает очевидные преимущества.

Техника двухшагового изменения состоит из двух этапов:

1. Выявление предмета, т.е того , к чему будет изменено отношение. Иными словами определение контрольной точки.

2. Осуществление изменений с помощью специальных приемов.

Таких приемов 10:

1. Изменение смысла – придание контрольной точке положительного либо отрицательного значения. Для это часто используется словосочетание «иными словами».

2. Изменение времени – в этом приеме когтрольная точка переносится в другое время. Смысл ключевых фраз будет таким: «Это сейчас так, а было/будет иначе».

3. Изменение места – контрольная фраза будет звучать: «В этой ситуации/этом месте так,а в другой будет иначе».

4. Измененние ситуации

5. Правило множества – утверждение конторольной точки выдается как мнение большинства;

6. Правило созвучия – подбирается слово созвучное слову из речи собеседника, и переспрашивается со сменой эмоции. Быстрая смена эмоционального состояния приводит к разрыву, и если в этот момент дать ясное указание к действию, оно будет исполнено.

7. Правило кавычек - чтобы придать значимость вашей фразе, дается ссылка на авторитетные источники;

8. Правило уточнения – контрольная точка разбивается на две части, что может существенно изменить первоначальный смысл.

9. Прием обобщения – несколько контрольных точек объединяются в одну, приобретающую новую смысловую окраску;

10. Метафора – с помощью метафоры происходит изменение эмоциаонального настроения.

Кроме того, при изучении мирового опыта управления, можно выделить две наиболее эффективные модели. Это религиозная и идеологическая. Было выявлено около пяти стратегий на основе религии. Одни приводят к короткому, но сильному воздействию, другие к слабому, но долгосрочному.

Религиозная модель имеет многовековой опыт, существует несмотря на изменяющуюся обстановку и контекст событий, оказывает стойкой влияние на массы людей. Модель идеологии менее действенна, чем религиозная, менее продолжительна по влиянию.

Таким образом, зная определенный алгоритм действия этих моделей, мы можем наполнить его нужным содержимым и получить интересующий нас результат.


[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]