Курсовая работа: Учет выпуска отгрузки и реализации готовой продукции
Название: Учет выпуска отгрузки и реализации готовой продукции Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра бухгалтерского учета
Курсовая работа по дисциплине: «Бухгалтерский учет» Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции
Выполнил: ст. гр. ФК-22 ЗВ Сушенцов А.В № зач. кн. 1060428552 Проверил: к.э.н., доцент Шургин Д.И. Йошкар-Ола 2008г Содержание Введение………………………………………………….…..………………….3 I. Теоретическая часть 1. Готовая продукция. ……….………………………………………….…..…..5 1.1. Готовая продукция и ее оценка ……………….…………………………..5 1.2. Синтетический учет выпуска готовой продукции….………...…...….…10 1.3. Учет реализации продукции ……………………….……………..……....15 2. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке…………………………………….…...…18 2.1. Определение выручки ………………………………………………...…..18 2.2. Признание выручки …………………………………………….…………21 2.2. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности …………..………23 3. Учет коммерческих (внепроизводственных расходов)…….........…….…..24 4. Инвентаризация готовой и отгруженной продукции …………...…………27 II. Практическая часть……………………………………………………….…..29 Заключение ……………………………………………………………..………35 Список использованной литературы ………………………………………….36 Введение Реализация готовой продукции - конечная цель деятельности производственного предприятия, заключительный этап кругооборота его средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования и эффективность производства. В процессе реализации определяется потребность в данном виде продукции на рынке, уровень спроса, а выявляется конкурентоспособность, а также разрабатываются способы улучшения качества и дальнейшего развития. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией готовой продукции и распределяет созданный в процессе производства доход, часть которого перечисляется в государственный бюджет, а другую часть предприятие получает в виде чистой прибыли. Объём реализованной продукции это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия, который крайне важен для исчисления налоговой базы целого ряда налогов, а также для установления размеров нормируемых статей затрат расходов на рекламу, представительских расходов. Реализация отражает экономические связи между предприятием и государством и другими предприятиями и организациями. Для производственного предприятия, выручка от реализованной продукции является главным источником средств для бесперебойной работы, что требует систематического контроля над выпуском, отгрузкой и реализацией готовой продукции, связанными с эти издержками и полученным финансовым результатом. Таким образом, для эффективной деятельности предприятия, крайне важно вести непрерывный учёт готовой продукции, контролировать реализацию, а также иметь налаженную систему расчётов с покупателями, что подтверждает актуальность выбранной темы. При написании данной выпускной работы, главными задачами являлось изучение операций по выпуску и оприходованию готовой продукции, её отгрузки и реализации; операций по расчёту с покупателями и заказчиками; методики отражения этих операций в учёте. 1. Готовая продукция
1.1. Готовая продукция и ее оценка Согласно ПБУ 5/01 «учет материально-производственных запасов» готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются: 1. учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции; 2. контроль над выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпученной продукции; 3. контроль над сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов; 4. контроль над выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию; 5. выявление рентабельности всей продукции и отдельных ее видов. Готовая продукция сдается на склад, в подотчет материально ответственному лицу. Если изделия и продукция имеют слишком большие габариты или не могут быть сданы на склад по техническим причинам, то они принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции осуществляется в натуральных, условно – натуральных и стоимостных показателях. Условно – натуральные показатели используют для получения общих данных однородной продукции. Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Учет готовой продукции по видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов. Сейчас многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции: с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска и движения готовой продукции относительно складов и других мест хранения. Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют. На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому виду. По готовой продукции составляют номенклатуру — ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения: - об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции; - о плательщиках и грузополучателях: о среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др. Оценка готовой продукции. В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции: 1. по фактической производственной себестоимости. Этот способ используется сравнительно редко, в основном в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства, или организациях с ограниченной номенклатурой продукции; 2. по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции (без учета счета 26). В этом способе оценка готовой продукции производится по фактическим затратам без общехозяйственных расходов (счет 26). Он применяется в тех же производствах, что и первый способ оценки продукции; 3. по оптовым ценам реализации. Здесь оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. Если оптовые цены устойчивы, то это позволяет сопоставлять оценку продукции и отчетности, что необходимо для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества. 4. по плановой (нормативной) производственной себестоимости. Здесь нормативная производственная себестоимость выступает в качестве твердой учетной цены. Поэтому необходимо отдельно учитывать отклонения фактической производственной себестоимости продукции от нормативной. Достоинство данного способа оценки в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Но, если нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не будет соответствовать оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости; 5. по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Этот способ используется при выполнении единичных заказов и работ; 6. по свободным рыночным ценам. Используется при учете товаров, реализуемых через розничную сеть. Если в учете используются оптовые цены, плановая себестоимость и рыночные цены, то необходимо в конце месяца подсчитать отклонение фактической производственной себестоимости от стоимости продукции по учетным ценам. Это отклонение распределяется на отгруженную (реализованную) продукцию и на остатки продукции на складах. Для этого делают специальный расчет с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам. Таблица 1 – «Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции».
По данным таблицы 1 средневзвешенный процент отклонения фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам оказался равным 1 %. Умножаем стоимость отгруженных товаров по твердым учетным ценам на долю отклонения фактической себестоимости от стоимости продукции по твердым учетным ценам и получаем часть отклонения, которая относится на отгруженную продукцию. 2 500 000 * 0.01=25 000 Значит, по фактической себестоимости стоимость отгруженной продукции будет больше стоимости по твердым учетным ценам на 25 000. 2 500 000 + 25 000 = 2 525 000 Умножаем стоимость остатка продукции на конец месяца на долю отклонения фактической себестоимости от стоимости продукции по твердым учетным ценам и получаем часть отклонения, которая относится на оставшуюся на складе продукцию. 500 000 * 0,01 = 5 000 По фактической себестоимости стоимость остатка продукции на складе на конец месяца будет больше стоимости по твердым учетным ценам на 5 000. 500 000 + 5 000 = 505 000 Подобный расчет составляют и в случае, если используется и сокращенная производственная себестоимость. Если организация использует для учета выпуска продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то в таком расчете нет необходимости. Такие расчеты составляют по однородным группам товаров, примерно с одинаковой рентабельностью, это обеспечивает большую точность в расчетах отклонений. 1.1. Синтетический учет выпуска готовой продукции Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи». Продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается. Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: 1. без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; 2. с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При первом варианте, являющемся традиционным для отечественной учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Полную себестоимость подсчитывают с подразделением затрат на прямые и косвенные. Сначала все фактические затраты учитывают на дебете счета 20 «Основное производство». Это могут быть используемые в процессе изготовления материалы (счет 10), выплаты заработной платы работникам (счет 70) и связанные с ней социальные отчисления (счет 69), амортизационные отчисления (счет 02), расчеты с поставщиками и подрядчиками (счет 60), расчеты с разными дебиторами и кредиторами (счет 76). Д20 – К10,70,69,02,60,76 Также могут учитываться изготовляемые на данном предприятии полуфабрикаты собственного производства (счет 21), продукция, работы и услуги вспомогательного производства (счет 23), цеховые расходы (счет25),общехозяйственные расходы (счет 26), учет брака в производстве (счет 28), расходы по обслуживанию производства и хозяйства (счет 29). По всем этим направлениям производятся фактические затраты, которые списываются сначала на эти счета. Д21,23,25,26,28,29 – К10,70,69,02,60,76 А затем все эти затраты в конце месяца списывают с этих счетов на себестоимость готовой продукции в дебет счета 20. Д20 – К21,23,25,26,28,29 Себестоимость входит в состав готовой продукции (счет 43), отгруженных товаров (счет 45), и продажи (счет 90), поэтому она списывается на эти счета. Д43,45,90 – К20 Сальдо по счету 20 – это не завершенное производство. Аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют по учетным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете. Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». Д43 – К20 (ГП по учетным ценам) По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».
(проводка – красное сторно, если стоимость ГП по учетным ценам превышает стоимость ГП по фактической себестоимости) Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производство». Д10 – К20 Сельскохозяйственные организации учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года ее доводят до фактической себестоимости. Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию, в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» и дебет счетов 45 или 90. Д45,90 – К43
(сторнировано отклонение, когда стоимость по учетным ценам больше стоимости по фактической себестоимости) Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные». Д45 – К43 При втором варианте, при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной или плановой себестоимости. По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту — нормативную или плановую себестоимость. Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40. Д40 – К20,23,29 Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи». Д43,90 – К40 Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию – способом «красное сторно». Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет. Д90 – К40 (дополнительная проводка, если фактическая себестоимость превышает плановую)
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и реализованной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи». В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают: 1. по фактической производственной себестоимости (если не используется счет 40); 2. по нормативной или плановой себестоимости (если используется счет 40); 3. по сокращенной фактической себестоимости (по прямым статьям расходов), когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»; 4. по неполной нормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списании общехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90). Учет реализации продукции Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения. Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам: 1. по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС; 2. по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения); 3. по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг). Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. При установлении отпускных цен указывается франко, то есть за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправителя означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем. Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации. На основании накладных, товарно-транспортных железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные требования для расчетов с покупателями через банк. В платежном требовании указывают наименование и место – нахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы и реестры выписывают без выделения сумм НДС и на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)». Платежные требования должны быть выписаны поставщиком и сданы в банк на инкассо (т.е. с поручением получить платеж от покупателя) не позднее следующего дня после отгрузки или сдачи готовой продукции грузополучателю. Второй экземпляр платежного требования отправляется покупателю для оплаты. Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а ф. № 16а – при определении выручки по оплате. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ – в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции. Для вывоза готовой продукции с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или уполномоченные им лица. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи. Если готовая продукция отпускается покупателю непосредственно со склада поставщика или другого места хранения готовой продукции, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза. Порядок синтетического учета реализации продукции зависит от выбранного метода учета реализации продукции. Организациям разрешается определять выручку от реализации продукции для целей налогообложения, либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю). Учет реализации продукции осуществляют на счете 90 «Продажи», он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах и определения финансовых результатов по ним. 2. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке
2.1. Определение выручки В соответствии с ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). В ПБУ 9/99 приведены особенности определения выручки в зависимости от условий договора: 1. цена установлена договором; 2. цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора; 3. предоставляется коммерческий кредит; 4. предусматривается исполнение обязательств (оплата) неденежными средствами; 5. изменяются обязательства по договору; 6. предоставляются скидки (накидки); 7. денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте , или в условных денежных единицах. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование аналогичных активов. При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности. Это означает, что сумма процентов за коммерческий кредит должна отражаться в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и проценты за коммерческий кредит будут включаться в оборот, облагаемый налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. То есть, вся сумма выручки вместе с суммой процентов за коммерческий кредит будет отражаться в одной проводке, по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» и кредиту счета 90 «Продажи». Д62 – К90 Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих ценностей устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. Если невозможно установить стоимость ценностей, полученных организацией, величина поступления и дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции, переданной или подлежащей передаче организацией, которая устанавливается исходя из цены. По этой цене в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции. Если изменились обязательства по договору, то первоначальная величина поступления и дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Величина поступления и дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации, согласно договору скидок (накидок). Следует отметить, что момент возникновения права на скидку или накидку часто не совпадает с моментом отгрузки продукции, и нередко эти моменты приходятся на разные отчетные периоды. Это обстоятельство порождает ряд проблем в учете скидок и накидок. В международной практике данная проблема решается с помощью создания резерва на покрытие возврата товаров и скидок, что позволяет корректировать сумму выручки, чтобы не исказить чистую прибыль. Российским законодательством возможность создания такого резерва пока не предусмотрена. Величина выручки определяется также с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Суммовая разница это разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, по курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете. При образовании, в соответствии с правилами бухгалтерского учета, резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется. 2.2. Признание выручки В соответствии с ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях: 1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; 2. сумма выручки может быть определена; 3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива); 4. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (оказана услуга); 5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. Сейчас это правило действует только в отношении организаций, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.), которые на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» отражают информацию о законченных этапах работ, имеющих самостоятельное значение. ПБУ 9/99 это правило распространено на продукцию и услуги с длительным циклом исполнения и изготовления. При этом выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия. В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организации может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки. Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных и бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации. 2.3. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности В составе информации об учетной политики организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация: 1. о порядке признания выручки организации; 2. о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности. В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств не денежными средствами, подлежит раскрытию как минимум следующая информация: 1. общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договора, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки; 2. доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями; 3. способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией. 3. Учет коммерческих (внепроизводственных расходов) К коммерческим расходам относят расходы по сбыту продукции, оплачиваемые поставщиком. Коммерческие расходы вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость продукции. В состав коммерческих расходов включают: 1. расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями); 2. расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор); 3. комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям, в соответствии с договорами; 4. затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты; 5. прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.). Расходы на рекламу списывают на счет 44 в сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложения они принимаются в пределах, установленных нормативов. В приказе Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н установлены следующие предельные размеры расходов на рекламу в год.
Организации, осуществляющие свою деятельность и сфере предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 2 раза. Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли. Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 «Коммерческие расходы». По дебету этого счета учитывают коммерческие расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов: 1. счет 10 «Материалы» — на стоимость израсходованной тары; 2. счет 23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия; 3. счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями; 4. счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на оплату труда работников, сопровождающих продукцию; и других счетов. Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости 15 учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов по указанным ранее статьям расходов. По истечении каждого месяца внепроизводственные расходы списывают на себестоимость реализованной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему реализованной продукции по оптовым ценам организации или другим способом. Списание внепроизводственных расходов оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 90 «Продажи»; Кредит счета 44 «Коммерческие расходы». Д90 – К44 Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму коммерческих расходов распределяют между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другим способом. 4. Инвентаризация готовой и отгруженной продукции Инвентаризация готовой продукции осуществляется таким же образом, как и по материалам. При инвентаризации товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: 1. по находящимся в пути товарно-материальным ценностям — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; 2. по отгруженным товарно-материальным ценностям — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.); 3. по просроченным оплатой документам — с обязательным подтверждением учреждением банка; 4. по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными па дату, близкую к дате проведения инвентаризации. Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-то отражена па других счетах, или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути. Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся па складах других организаций. В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не отгруженные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименования покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи па основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. II . Практическая часть Остатки по счетам на 1 февраля
Журнал хозяйственных операций за февраль 2008 года
Баланс на начало месяца
Д 01 К Д 02 К Д 10 К
Д 10 К Д 20 К Д 43 К
Д 50 К Д 51 К Д 60 К
Д 66 К Д 68 К Д 69 К
Д 70 К Д 71 К Д 80 К
Д 84 К Д 08 К Д 98 К
Д 26 К Д 62 К Д 90 К
Д 44 К Д 99 К
Баланс на 1 марта
Заключение Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Поэтому большую роль в достижении главной цели деятельности любого предприятия – получения максимальной прибыли при минимальных затратах – играет четкая организация учета и анализа готовой продукции на предприятии. В процессе данной работы мы и обобщили знания по ведению бухгалтерского учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции, а также применили эти знания для практического использования: 1. ознакомились с основными нормативными документами, первичными документами и формами по готовой продукции, ее оценки и инвентаризации, приведение типовых проводок; 2. использовали приведенной информации для практических расчетов. Вопросам организации бухгалтерского учета готовой продукции в методических и учебных материалах традиционно уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, актуальность и важность этой темы для формирования, детализации и группировки бухгалтерской информации о движении готовой продукции, необходимой для принятия управленческих решений, очевидна. Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка. В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя. Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 26.11.96 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете». 2. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ. 3. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 – М.: Омега – Л, 2006, - 442с. 5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н. 6. Приказ Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». 7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.95 г. № 49. 8. Приказ Минфина Российской Федерации от 06.05.99 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99. 9. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 10. Н. П. Кондраков, «Бухгалтерский учет», Москва, ИНФРА-М, 2001 год. 11. Бухгалтерский учет. Методические указания и задания к курсовой работе для студентов специальностей 060400, 351200 всех форм обучения / Сост. Т.В. Ялялиева, Ситникова В.В. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.- 43 с. |