Контрольная работа: Концентрированное обучение
Название: Концентрированное обучение Раздел: Рефераты по педагогике Тип: контрольная работа | ||||||||||||
Министерство образования РФ ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра профессиональной педагогики Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические технологии» Концентрированное обучение. Выполнил: ст. группы ЗПД – 306 Бабинова Т.М. Проверил: Зимина Елена Юрьевна Екактеринбург 2011 г. Введение Цель контрольной работы: - научиться самостоятельно анализировать и выбирать модели концентрированного обучения; - сформировать умения по анализу, отбору и систематизации учебной информации при разработке технологии концентрированного обучения; - систематизировать умения по разработке методического обеспечения учебного блока. Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения . Технологию от методики можно отличать по наличию таких характеристик, как инструментальность , то есть наличие жестко определенной системы предписаний, гарантировано ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить специфические признаки, присущие именно педагогической технологии: - Концептуальность (научная база); - Системность; - Диагностическое целеобразование и результативность; - Управляемость; - Эффективность; - Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, Целостность); - Корректируемость. Педагогическая технология – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Технология концентрированного обученияКонцентрированная технология – технология организации обучения, при котором в течение определенного промежутка времени осуществляется концентрация рабочего времени и энергии учебно-познавательной деятельности учащихся направленных на изучение одной или нескольких дисциплин объединенных межпредметными связями. Цель состоит в повышении качества обучения и воспитания, учащихся путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса. Признаки: · Ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра. · Единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины · Непрерывность процесса познания и его целостность. · Наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений, сотрудничества всех участников процесса обучения. · Применение системы форм, методов и средств обучения адекватно реализующих целостный процесс познания. В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы вытекающие из самой природы новой организационной формы: 1. Концентрации учебного материала во времени достигается за счет: - Малопредметности. - Введение учебного материала крупными блоками. - Оптимизация распределения учебного материала 2. Интенсивности обучения достигается за счет: - Насыщенность видами и формами учебной работы. - Плотность общения. 3. Учет психофизиологических особенностей учащихся достигается за счет: - Соответствие законам динамики работоспособности. - Учет законов восприятия и запоминания информации человеком. Преимущества концентрированного обучения: 1. Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое. 2. Обеспечивает восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала. 3. Благоприятное влияние на мотивацию учения. 4. Благоприятный психологический климат (изначальный настрой на длительное взаимодействие друг с другом в процессе обучения). 2. Анализ учебного плана подготовки специалистов Произведём анализ учебного плана подготовки специалистов по заочной форме обучения специалистов в сфере профессионального обучения по дисциплине: «Экономика предприятия». Данная предметная дисциплина изучается на 2 курсе, 2 семестр, 90 академических часов. При расчете продолжительности изучения будем руководствоваться особенностями содержания и логикой усвоения материалам учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической базы и другими факторами. Мы воспользуемся вторым вариантом первой модели концентрированного обучения, которое предусматривает однократное в течение нескольких недель учебного года изучение одного предмета. В условиях обучения в профессиональных учебных заведениях, учебный день содержит 6 уроков или один учебный блок продолжительностью 6 часов, учащиеся будут изучать дисциплину: «экономика предприятия». Учащиеся будут изучать предмет 90/6 = 15 дней или 15/5 =3 недели.
Основная идея концентрированного обучения заключается в том, что изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты, а дается целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через лабораторные и практические работы и, наконец, третий раз пропускается через память учащихся посредством контрольных заданий различного характера. Структура учебного блока: 1. Лекция – продолжительность 2 часа; 2. Самостоятельная работа – 2 часа; 3. Практическая работа – 1 час; 4. Зачет – 1 час. Лекция: знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение учебного материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции — третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление. Самостоятельная работа: самостоятельная проработка учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально). Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т.д. Практическая работа: формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний. Происходит не отсрочено по времени, а непосредственно после восприятия и осмысления. Зачет: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. 4. Методическая разработка учебного блока Лекция 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Общая характеристика планированияПланирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основные принципы планирования: 1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели: - хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; - производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; - научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; - социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; - экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 3) Принцип научности . Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 4) Принцип непрерывности . Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 5) Принцип сбалансированности плана . Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 6) Принцип директивности . В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. В планировании используются следующие основные методы: а) нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; б) балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; в) экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; г) интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; д) факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; е) матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; ж) экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие 2. Содержание средне- и краткосрочных плановПланы предприятия включают следующие основные разделы: 1) маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции; 2) производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества; 3) план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии; 4) план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; 5) план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 6) план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии; 7) план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию; 8) финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения; 9) план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия; 10) план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются: § по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные; § по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость); § по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет: 1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час; 2) Диспетчеризацию, обеспечивающую: - сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте; - организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. Различают: n межцеховое оперативное планирование, обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; n внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 3. Бизнес-план предприятияБизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Но прежде чем составляется бизнес-план, описывается бизнес - идея проекта. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: - чистая текущая стоимость; - рентабельность; - внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности); - период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат); - норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», доход от продажи равен издержкам производства). Домашняя работа: подготовка к самостоятельной работе, в группах придумать и описать бизнес – идею , подготовиться к защите бизнес – планов. Самостоятельная работа Цель: проверка усвоения материала учащимися. 1. Назовите основные принципы планирования . 2.В чем заключается принцип системности? 3. Вставьте пропущенное слово _______________ - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. 4.Какие виды планирования выделяют в зависимости от продолжительности планового периода? 5.Назовите любых 3 раздела планов предприятия. 6. Вставьте пропущенное слово _______________ - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. 7. Виды оперативного планирования. 8.Назовите обобщающие показатели бизнес – плана. Практическая работа «Описание бизнес-идеи проекта»
1. В чем состоит основная цель проекта (бизнес-идеи)? 2. Какие конкретные задачи надо решить для достижения этой цели? 3. Какие проблемы будут препятствовать успешному решению задач на Вашем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть? 4. Какие конкретные действия и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта? 5. Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта? Часто по результатам изучения сильных и слабых сторон проекта принято проводить его SWOT-анализ.
Зачет «Защита бизнес – планов в группах» Разместите баннерНапишите пресс-релизРазместите анонс проводимого мероприятия Список литературы 1. Экономика предприятия: Учебник / Под. Ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 398 с. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. учебн. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. – М.: Академия, 1999. – 512 с. 3. Практикум по педагогическим технологиям: Уч. Пособие / Т.Н. Милютина, И.И. Хасанова, М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.- пед. Ун-та, 2002. 66 с. 4. Контрольные задания и методические рекомендации к их выполнению по дисциплине «Педагогические технологии». - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2001.9 с. |