Сочинение: Личное и историческое в лирике А. Пушкина
Название: Личное и историческое в лирике А. Пушкина Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Личное и историческое в лирике А. ПушкинаАвтор: Пушкин А.С. Лирика Пушкина тесно связана с историческими событиями, современником которых он являлся. В его стихах отражены произвол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобождение русскими Европы от “тирана” и восстание декабристов, жестоко подавленное царизмом. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Исторические события прошедших веков также нашли отражение в строках его стихотворений. На публичном экзамене в Царскосельском лицее Пушкин, в присутствии патриарха русской поэзии Гаврилы Романовича Державина, прочитал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”, посвященное войне 1812 года. Средствами высокого поэтического стиля Пушкин передает читателю свои воспоминания о впечатлениях от победы русских над французскими войсками. Его восхищает, что русские дошли до Парижа победным маршем, сея не гибель и разорение, а неся “благотворный мир земле”. После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея, где поэт провел шесть лет, оказала на него огромное влияние. Пушкин в своих стихах выражает свободолюбивые мысли. В “Вольности” он стремится “на тронах поразить порок”. В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени — Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на троне восседал справедливый, гуманный, мудрый правитель. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: “Владыки! вам венец и трон / Дает Закон — а не Природа...” Монархия — власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать его (“Стоите выше вы Народа, но вечный выше вас Закон”). Пушкин уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившимся жизнью за попытку поставить себя выше закона. В стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее “роковой”. Автор верит, что “взойдет звезда пленительного счастья”, то есть “самовластье” падет. В пушкинские времена в деревне господствовало крепостничество. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гостил в имении родителей — Михайловском. Там поэт прожил некоторое время, познакомился с деревенским бытом, столкнулся с проявлениями крепостнических отношений. Пушкин и раньше размышлял о крепостном праве, но в Михайловском эти мысли наиболее ярко отразились в его лирике. Под впечатлением поездки поэт написал стихотворение “Деревня”. Оно обличает порядки, сложившиеся в российских деревнях. Пушкин видит, что закон попирается не только в Петербурге и Москве, а во всей России: “Здесь барство-дикое, без чувства, без закона”. Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченной самодержавной властью. Поэт был сослан на юг страны, а потом — под надзор родителей в Михайловское. Если на юге у него были друзья, то в имении родителей он был разлучен со всеми друзьями. Непривычная обстановка, отсутствие светского общества подействовали на поэта удручающе. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко запали в душу поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворениях данного периода звучат грустные, печальные ноты. Если в начале своего творчества Пушкин рисовал лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении “К морю” его герой одинок, несвободен. Море для Пушкина — символ свободы. Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит “брег”, где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем “скучная, -неподвижная” земля. Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как человек, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декабристам, что их дело не погибло, на свободе остались их “братья”. Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует. Верность декабристским идеалам звучит и в стихотворении “Арион”, которое Пушкин написал через несколько дней после годовщины казни пятерых декабристов. В “Арион” поэт вложил печальные воспоминания об этой жестокой расправе. Трагический сюжет соответствует его настроению. Поэт повествует о певце, который плыл вместе со своими друзьями на корабле. Корабль утонул, друзья погибли, а певец “на берег выброшен грозою”. Но гибель корабля и друзей не смогла поколебать твердую веру поэта в правоту дела декабристов. “Я гимны прежние пою”, — в подтверждение своей верности свободолюбивым идеалам пишет Пушкин. В стихотворении “Пророк” Пушкин размышляет о назначении поэта. Герой произведения перерождается из “духовной жаждою” томимого человека в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует а себе. Теперь его цель — “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его “глаголе”. Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливости, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени. Он реалистично вырисовывает пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. |