Реферат: Обзор и обозрение СМИ
Название: Обзор и обозрение СМИ Раздел: Рефераты по журналистике Тип: реферат |
Обзор и обозрениеОбзор СМИ как жанр публицистики имеет много общего с рецензией. В нем также проводится анализ и дается оценка произведениям, где уже отображена реальная жизнь. Но это уже не отдельное литературное или кинопроизведение, а деятельность целого средства массовой информации – газеты, журнала или телерадиокомпании. Обзор печати, который в советские годы использовался как форма партийного контроля и руководства газетными и журнальными редакциями, потерял свое значение. Теперь к нему обращаются как средству полемики с другими СМИ, стоящими на иных позициях. Для подготовки публикаций в этом жанре требуется время, иногда значительное. Но оно не бесконечно, обозреватель, как и любой журналист газеты, обязан представить свой текст к определенному сроку, в определенный номер. Не случайно обозрение считается одним из самых трудоемких жанров публицистики. И не случайно обозревателями становятся самые опытные и многознающие работники газеты. Выполнять свои обязанности им помогает специализация в определенной области жизни. Но если в редакции нет должности обозревателя, выполнять его обязанности должны быть готовы корреспонденты отраслевых или проблемных отделов – в соответствии с их тематической специализацией. А собственный корреспондент будет писать экономические или спортивные обозрения о своем регионе. В зависимости от вида обозрения определяются особенности его формы и стиля. Информационное обозрение иногда сходно с крупной информационной корреспонденцией: в нем объединены факты, образующие панораму событий, происходивших в течение определенного периода в разных частях обозреваемого региона. Аналитическое обозрение более сходно с аналитической корреспонденцией или даже со статьей: автор не ограничивается сообщением информации о том, что произошло в обозреваемый период в границах определенного региона, а создает панораму возникшей ситуации и сосредоточивается на их анализе. ОБОЗРЕНИЕ ОБОЗРЕНИЕ, обзор — жанр журнальной или газетной литературной критики. В обозрении обычно рассматриваются произведения текущей литературы в их определенной совокупности, изучаются особенности литературного развития обозреваемого периода (часто в сопоставлении с литературой предшествующей эпохи). В России расцвет обозрения приходится на первую половину XIX века. В жанре обозрения писали В.К. Кюхельбекер («Обозрение русской литературы», «Взгляд на текущую словесность»), А.А. Бестужев-Марлинский («Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года» и др.), Н.В. Гоголь («О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»), И.В. Киреевский («Обозрение русской словесности 1829 года», «Обозрение русской литературы за 1831 год»), В.Н. Майков («Нечто о русской литературе в 1846 году»). Классической признана серия обозрений В.Г. Белинского, открывающаяся «Литературными мечтаниями» и заканчивающаяся статьей «Взгляд на русскую литературу 1846 года». В традициях жанра созданы многие выдающиеся литературно-критические произведения второй половины XIX-XX столетий. Среди них - «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А.В. Дружинина, «Обозрение современной литературы» К.С. Аксакова, «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» А.А. Григорьева, «Внутреннее обозрение» Н.А. Добролюбова, «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковского, «Некоторые течения в современной русской поэзии» ОМ. Городецкого, «Литература в изгнании» В.Ф. Ходасевича, «О нынешнем состоянии русской литературы» и «О современном состоянии русской поэзии» Д.П. Святополка-Мирского. Обозрение продолжает существовать и в современной литературной критике. Обозрением называют также периодическое издание, рассматривающее текущую литературу и литературную жизнь и печатающее на своих страницах литературно-критические работы различных жанров - от статей и эссе до рецензий и аннотаций. Среди наиболее заметных изданий такого рода следует назвать «Литературное обозрение» (1895-1917; 1936-1941; с 1973), «Книжное обозрение», «В мире книг», «Новое литературное обозрение», «Ex libris» - приложение к «Независимой газете». Кроме того, обозрение является типичным для русских «толстых» литературно-художественных журналов рецензионно-библиографическим отделом. 10. ОБОЗРЕНИЕ Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найти в текстах Плутарха (46 - 120 гг.), позже - в дидактических обозрениях китайца Ван-Ан-Хи( 1021 - 1086 гг.),а также в "Опытах" Монтеня (XVI в.) и в "Главах" из книги "Обозрения Парижа" Луиса Себастьяна Мерсье. Именно последнего считают основоположником журналистского обозрения, поскольку первые из "Глав" своего двенадцатитомного издания он сначала опубликовал в газете. Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики не меньше других жанров. Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Основные программы радио и телевидения России имеют соответствующие рубрики: "Медицинское обозрением (МТК), "Международное обозрение"(Спб), "Итоги", "Панорама" (НТВ), "Обозреватель" (ТВ-6), "Футбольное обозрение" (ОРТ), "Экономическое обозрение" (РР), "Зеркало", "Парламентская неделя" (РТР) и т. д. Определяющий признак жанра обозрения -- единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен: - возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах происходящих в общественной жизни; Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения - это общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия. Именно указанная особенность связей предмета обозрения позволяет главным образом отличить обозрение от статьи (для предмета последней характерной является причинно-следственная связь отображаемых феноменов). В отличие от комментария, предметом которого выступают прежде всего разнообразные новые события и явления, для обозрения важны те процессы, события, которые симптоматичны для современных социальных отношений, взаимозависимостей, независимо от того, насколько они важны (события, процессы) сами по себе они служат примерами, демонстрирующими, иллюстрирующими определенные авторские идеи, значимые для общества. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Идя от явления к сущности, автор приводит аудиторию к определенной идее. Выразительные детали служат опорными точками аргументации или самими аргументами, предвосхищают саму идею (тезис, умозаключение). В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядно-конкретный характер. Это происходит прежде всего потому, что обозреватель хочет остановить свое внимание на общезначимых проблемах. Для привлечения внимания аудитории он оперирует вполне конкретными фактами. использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микро-скопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через бинокль, поднося его к глазам то увеличивающими, то уменьшающими линзами. Стремление объединить часто разнородные примеры в качестве иллюстрации общей мысли сказывается уже на заголовках обозрений. Например, они могут звучать так: "Что происходит в большом городе?", "Одно путешествие в Грозный", "Что радует", "Победа над собственной трагедией", "Объяснение в любви", "О разрушении и сохранении", "Доверять ищущим", "Люди из одного мира" и т. д. Поскольку обозрения публикуются с определенной периодичностью, то это сказывается и на выборе тем, характере, глубине анализа. Чем реже публикуются обозрения, тем больше у автора возможностей найти в потоке событий факты, наиболее интересные для аудитории, проанализировать их, обобщить. Вместе с тем длительные промежутки времени между выходами обозрений приводят к тому, что аудитория уже много знает о тех событиях, которые становятся предметом обозрения, из оперативных публикаций (репортажей, отчетов, корреспонденции и пр.). Это предполагает, что обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в этих событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению. Обзор СМИЭтот жанр весьма схож с жанром рецензии, поскольку представляет собой одну из форм рецензирования. Однако объект его изучения значительно более узкий — это газеты и журналы. Этот жанр имеет большую историю. Он всегда присутствовал в газетах, которые вели полемику с другими органами печати, что особенно характерно для партийной прессы, которая полемизировала со своими идейными противниками, оппонентами. К. Маркс и Ф. Энгельс, редактируя «Новую Рейнскую газету», постоянно использовали обзор печати в качестве средства для борьбы с буржуазной прессой. Кроме того, обзор печати использовался для руководства местной партийной прессой, особенно в первые годы Советской власти. Многие провинциальные газеты не имели в то время достаточно квалифицированных журналистских кадров, и задачей обзоров было повышение уровня журналистского мастерства работников печати на положительных примерах лучших изданий, разбор характерных ошибок и недостатков местной прессы. Обзоры печати заменяли тогда учебные пособия по журналистике, служили повышению профессионализма молодых газетчиков. Все это определило судьбу жанра как управленческого. В дальнейших постановлениях партии роль обзора печати была обусловлена потребностью изучать содержание местных газет, исходя из их анализа. [править] ОбозрениеЭто один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития. Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:
|