Реферат: Законы спроса и предложения в установлении равновесной рыночной цены

Название: Законы спроса и предложения в установлении равновесной рыночной цены
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.

«Предложение» и «спрос» - два наиважнейших понятия экономики. Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления.

Как известно, в рыночной экономике спрос определяет предложение. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса. В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

Но это вовсе не значит, что предложение меньше по своей значимости, чем спрос.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного период.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.

Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Его изучение так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед экономистами и менеджерами. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.

Рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, занимающие доминирующее положение в управлении экономическими объектами. Экономика рыночного типа полагается не только и не столько на государственное управление и на опыт и мудрость менеджеров и на рыночные механизмы саморегуляции. При наличии свободных рынков и рыночных цен действует принцип «невидимой руки», которая дирижирует экономическим оркестром. Рыночная цена есть проявление закона стоимости. Стоимость есть закон цен, т.е. обобщенное выражение явления цены.

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Целью данной работы является исследование понятий спроса и предложения, их влияние на установление равновесной цены.

Поставленная цель потребует решения следующих задач:

- изучить закон спроса, факторы спроса, кривую спроса и ее смещение;

- исследовать виды эластичности спроса;

- изучить закон предложения, факторы предложения, кривую предложения и ее смещение;

- исследовать эластичность предложения;

- проанализировать сущность рыночного равновесия и проблемы формирования равновесной цены.

- определить роль законов спроса и предложения в установлении равновесной цены.

Объект исследования – рыночная экономика.

Предмет исследования – законы спроса и предложение, их влияние на установление равновесной рыночной цены.

1. СПРОС И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ. ГРАФИК СПРОСА

1.1. Спрос

Спрос на какой-либо товар характеризует потребность людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Спрос предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Исходя из этого, платежеспособный спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар[1] .

Динамика спроса определяется законом спроса. Суть которого состоит в обратной зависимости между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене, то есть при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Это может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги возрастает.

Из закона спроса следует несколько выводов:

- понижающиеся цены «приносят» новых покупателей;

- каждое понижение цены при прочих равных условиях побуждает потребителя делать дополнительные закупки;

- закон спроса защищает покупателя и является регулятором рыночной экономики, так как обратная зависимость величины спроса от цены сдерживает алчность продавца.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

- для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, антикварные изделия и другое);

- при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

В современной экономической науке взаимосвязь цены и количества покупаемого товара выражается кривой спроса, которая определяет обратную связь спроса от цены. Изображается она в виде простого графика, имеющего отрицательный наклон (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.

Различают индивидуальный (одного – единственного потребителя) и рыночный (всех потребителей на товар) спрос. Перейти от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

1.2. Цена и неценовые факторы изменения спроса

В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара и услуги в данное время[2] .

Рыночное ценообразование – это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3):

- изменение вкусов и предпочтений потребителей (изменение моды, привычек, реклама, технологические изменения и тому подобное);

- изменения в структуре населения (всплеск рождаемости влечет к увеличению спроса на детские товары, рост продолжительности жизни – на лекарственные средства и так далее);

- изменения в денежных доходах населения (изменение спроса на товары низшей категории и нормальные товары);

- изменение цен на другие товары (товары – заменители (субституты) - повышение цен на один товар ведет к увеличению спроса на другой и наоборот либо взаимодополняющие товары (комплементы) – увеличение цены на один товар ведет к уменьшению спроса на оба товара);

- ожидания покупателей (будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход);

- экономическая политика правительства (пособия могут поднять спрос у малоимущих слоев населения).

Когда изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на товар, то есть под воздействием каких-либо неценовых факторов, на графике это отражается смещением всей кривой спроса (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Измерения спроса и предложения выступают важным инструментом экономического анализа и имеют практический смысл, так как оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продаж товаров. Интенсивность такого влияния может быть неодинаковой, несоизмеримы и интервалы изменения каждой переменной, т.е. цен и объемов продаж.

2.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности.

Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется показателем эластичности. Эластичность спроса – это несоизмеримая реакция величины спроса на динамику цены[3] (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Ценовую эластичность спроса можно рассчитать по формуле[4] :

(2.1)

где - эластичность спроса;

- начальное и конечное количество товара;

- изменение количества товара;

- начальная и конечная цены;

- изменение цены.

Существует понятие перекрестной эластичности спроса. Оно используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменение цены другого товара[5] .

Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар Б3 :

(2.2)

где - перекрестная эластичность спроса;

- начальное количество товара А;

- изменение количества товара А;

- начальная цена товара В;

- изменение цены на товар В.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса больше единицы будет у товаров – субститутов, у товаров – комплементов – меньше единицы, а равный единице – у несопряженных товаров.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, такие как эластичность по доходу. Измерив ее можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная). Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)[6] .

(2.3)

где - эластичность спроса по доходу;

- количество товара;

- изменение количества товара;

- доход;

- изменение дохода.

Обобщенное описание концепций перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходам можно представить в виде таблицы в ПРИЛОЖЕНИИ 7.

Измерение ценовой эластичности спроса осуществляется для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-ного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.[7]

2.2. Варианты эластичности спроса.

В практике могут иметь, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой эластичности спроса (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8):

- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;

- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объемы продаж изменяются незначительно;

- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (инсулин для больных диабетом);

- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Каждый вариант, имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент не эластичности спроса меньше единицы;

- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;

- наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.

Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%, получаем коэффициент 0,5.

В строгом математическом смысле этот коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Но для простоты анализа коэффициентов эластичности рассматривается как положительная величина, тем более что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса приобретает практический смысл положительного коэффициента. При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение в точности компенсируется таким объемом продаж, который не меняет торговую выручку.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка снижается.

3. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ. ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3.1. Закон предложения, цена и объем предложения товаров

Предложением называется количество товара или услуги, котороепроизводители готовы продать по определенной цене за определенный период.

В настоящее время в предложение принято включать следующие пять групп товаров (услуг):

- сырье (ресурсы);

- товары производственного назначения (оборудование и тому подобное);

- труд (наемный);

- капитал (производительный и денежный);

- товары потребительского назначения, в том числе: изделия длительного пользования; изделия краткосрочного пользования; услуги.

Состав предложения постоянно меняется, включая новые товары (информация, лицензии, патенты, ноу-хау и другое), порождая свой локальный рынок.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения[8] .

Предложение, как и спрос, изображается графически, однако развернутым в другую сторону (восходящая кривая) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.

Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.[9]

Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.

3.2. Особенности рыночного предложения.

Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторон. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10 )

При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

- наличие взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен;

- уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;

- налоги и субсидии;

- качество ресурсов и факторов производства;

- конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п.

Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.[10]

3.3. Эластичность предложения.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

- эластичного предложения;

- предложения единичной эластичности;

- неэластичного предложения.

Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то, или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением кривых эластичности предложения, изображены в ПРИЛОЖЕНИИ 12

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.[11]

Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.

4. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ЦЕН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены.

4.1. Равновесная цена

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.

В ПРИЛОЖЕНИИ 13 показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением.

При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

Как показано в ПРИЛОЖЕНИИ 13, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Р. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Р . В конечном итоге установится равновесная цена Рравн , по которой будет продаваться Q равн. товаров на рынке.

4.2. Установление равновесной цены

Для эффективного функционирования рыночной экономики спрос на факторы производства и товары и услуги, так или иначе, должен быть удовлетворен. Иными словами, экономика должна находится в состоянии, когда она еще может предложить какой-либо продукт.

Равновесная цена – цена, установившаяся в результате совпадения спроса и предложения, т. е. цены, устраивающие всех экономических субъектов. Это не что иное как минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар, и максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить за покупку. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке и от их изменений динамика рыночного равновесия подразумевает 5 вариантов:

1) потребительский спрос претерпевает значительные изменения. Такая ситуация возможна, как правило, в долгосрочном периоде, при состоянии полной занятости. Фирмы не имеют дополнительных ресурсов и факторов производства для расширения своей деятельности. А желание покупателей приобрести определенный товар двигает кривую спроса вдоль кривой предложения;

2) спрос на товары и услуги, факторы производства постоянен, а предложение крайне динамично. В этом случае, предприниматели регулируют производство по своему усмотрению. Наконец возникает такое состояние экономики, при котором предложение превышает спрос, что вызывает падение цен и рост предельных издержек на единицу изготовленной продукции;

3) если спрос и предложение одновременно и пропорционально изменяются в одном направлении, то равновесие на рынке сохраняется, при этом изменения происходят только при установлении цены равновесия: она растет при росте спроса-предложения и снижается при их спаде;

4) если спрос при снижающемся предложении продолжает расти, то продажная цена устанавливается на максимальном уровне. Предложение, как правило, зависит от объема ресурсов, которые могут быть реально вовлечены в производство. Когда их величина ограничена, масштабы производства не могут изменяться, и выручку приходится делать исключительно за счет повышения цен;

5) если спрос, наоборот, снижается, а предложение растет, наступает кризис перепроизводства, в этом случае равновесные цены оказываются на более низком уровне, чем того хотел бы производитель.

Кроме того, помимо данных классификаций, рыночное равновесие может быть как общим, так и частичным.

Частичное рыночное равновесие может возникнуть только на одном типе рынка (на единственном), когда объем выпуска крайне ограничен, и он наиболее пропорционально распределяется между всеми экономическими субъектами, потенциальными покупателями.

Цены на рынке динамичны, это связано прежде всего с динамикой рыночного равновесия, вызванного реальными изменениями в структуре спроса и предложения. Так или иначе, любые изменения, которые имеют место на рынке, находятся в определенной взаимосвязи. Движение цен на одном типе рынка постепенно достигается другим вследствие чего механизм ценообразования развивается по спирали, охватывая все больший объем товаров, идей, услуг и работ. В результате при определенной доле вероятности существует такое множество рыночных цен, которое позволяет выбрать одну единственную, равновесную. Этим механизмом описывается общее равновесие на рынке. Рынок представляет собой динамичный живой организм, он самостоятельно регулирует экономические процессы. Однако когда рынок не справляется, ему на помощь приходит государство, которое отвечает за экономическую ситуацию в стране в целом.

Рыночные отношения уже изначально несут в себе смысл - "равновесие спроса и предложения". Равновесность спроса и предложения проявляется в установлении равновесной цены. Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS . Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит ( QD > QS ) или излишек товаров на рынке ( QD < QS ).

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж.

При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара. (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.

На рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.[12]

5. НАРУШЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕН

В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка. Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения.

5.1. Рыночный механизм спроса и предложения

Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время, а спрос отражает то количество, которое покупатели готовы приобрести.

Рынок – это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) конкретных товаров или услуг[13] .

Закон спроса и предложения – объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен[14] .

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции на рынке. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.

Цена равновесная – значение цены, при котором объем предложения равен объему спроса. Равновесная цена балансирует спрос и предложение на товар (услугу) и реагирует своим изменением на сколь-нибудь существенное изменение спроса и предложения[15] .

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Точка, в которой кривая спроса пересекает кривую предложения, называется равновесным уровнем цен[16] .

Если реальная цена выше цены равновесия, на рынке возникает избыток товарной массы – избыток предложения – ситуация на рынке, когда при рыночной цене, установившейся выше цены равновесия, величина предложения превышает величину спроса. Избыток предложения рождает и усиливает конкуренцию между продавцами. Продавцы, конкурируя между собой, понижают цены, что порождает тенденцию к понижению рыночной цены на товар.

Напротив, если рыночная цена устанавливается ниже равновесной возникает дефицит товаров – ситуация на рынке, когда при рыночной цене, установившейся ниже цены равновесия, величина спроса превышает величину предложения. Дефицит товаров рождает и усиливает конкуренцию между покупателями за доступ к дефицитным товарам. Покупатели, конкурируя между собой, предлагают более высокие цены, что порождает тенденцию к повышению рыночной цены на товар.

Только достижение равновесного состояния обеспечивает стабильность рынка и наибольший объем продаж.

5.2. Контроль над ценами

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами.[17]

Ценовое вмешательство, или контроль над ценами, осуществляет государство на законодательной основе, но его способны осуществлять и другие монопольные структуры. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе законов спроса и предложения. Примером этого является командная модель экономики, а также любые способы принудительного установления цены, принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных, явных или скрытых, экономических структур.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для тех или иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д.

Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования.

Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Последствия контроля над ценами или любого вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе из – за недопотребления.

Государственное вмешательство, контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.

Нетрудно предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные компоненты социально – экономической среды общества. Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного ценообразования станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные мера, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления.

На рис. 1 показана схема государственного вмешательства в рыночный ценовой механизм, или контроль над ценами, с его основными отрицательными последствиями.

Принудительное установление цены Р1 на уровне ниже рыночной смещает кривую спроса до уровня низкодоходных групп населения. Пересечение кривой предложения SS со сместившейся кривой спроса D 1 D 1 дает точку нового рыночного равновесия Е1 , расположенную на более низком уровне.

Р в S

D1

PE E -

P1 E1

S D1 D

O Q 1 QE Q


Рис. 1 Вмешательство в рыночное равновесие: принудительное «понижательное» ценообразование

Нарушение законов спроса и предложения произошло, прежде всего, из-за того, что совокупный спрос не ограничивается спросом низкодоходных слоев населения, к которому принудительно «приведен» уровень цены Р1 . Однако этот искусственно смещенный спрос вызвал «понижательную» тенденцию в предложении товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по сниженным, не возмещающим издержки ценам Р1 . Происходит снижение объемов производства QE Q 1 , отмеченное вдоль соответствующей оси (см. рис. 10). Однако еще более болезненным для общества будет размер товарного дефицита.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство нужных, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

Цена – единственный элемент, от которого прямо зависит доход компании и все ее дополнительные расходы. Политика установления цен оказывает наибольшее влияние, как на краткосрочную, так и на долгосрочную прибыль. С учетом покупательской инерции повышение цены на товар значительно увеличивает прибыль компании в самые сжатые сроки.

Но в долгосрочном периоде такая стратегия крайне опасна, так как в этом случае уровень цены определяется, прежде всего, воспринимаемым качеством и ценностью товара для посредников и пользователей.

Установление цены – один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

Рыночная экономика управляется ценами. Когда цена товара повышается, продавцам выгодно увеличивать производство, но покупателям невыгодно покупать слишком дорого. Когда же цены снижаются, ситуация становится противоположной. Таким образом, цены повышают "сигналы" покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.

В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы:

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

- фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры производства;

- цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

- наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие, то:

- фирмы – производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий;

- начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Евдокимова Н.В. Старший преподаватель НГГУ Лекции

2. Максимова В. Ф. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 1996. – 352с.

3. Макконелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 2: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. XV, 528 с.

4. Маренков Н.Л. Ценообразование / Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.

5. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 1999. – 400 с.

6. Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2003. – 1088 с.

7. Черкашов Е.М., Жутовская Т.А., Аникеева О.П., Карагулян Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс.Часть I. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003. 240 с. Издание второе.

8. Шишкин А. Экономическая теория, учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. М. Гуманитарный издательский цент «Владос» 1996 г. - 268с.

9. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЭК, 1999. – 816 с.

10. Экономическая энциклопедия / науч. – ред. совет изд-ва «Экономика»; Изд.экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. –М.: ОАО «Издательство «Экономика»,1999.–1055 с.

11. www.nuru.ru

12. www.economics-lecture.ru

13. ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.

Данные, для построения кривой спроса

Период

Цена единицы товара (Р)

Количество товаров, на которое предъявляется спрос (Q)

A

5

9

B

4

10

C

3

12

D

2

15

E

1

20

Рисунок 3. Кривая спроса (D)

Источник: Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.

Данные рыночного спроса, 3 покупателя

Цена

Величина спроса

Общая величина спроса за неделю

1-й покупатель

2-й покупатель

3-й покупатель

5

10

+

12

+

8

=

30

4

20

+

23

+

17

=

60

3

35

+

39

+

26

=

100

2

55

+

60

+

39

=

154

1

80

+

87

+

54

=

221

Рисунок 4. Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального спроса

Источник: Макконелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 1: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. XXVI, 486 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 6. Факторы изменения спроса при неизменных ценах

Источник: Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунок 7. Изменение спроса

Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо (от D1 к D2 ).

Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево (от D1 к D3 ).

Источник: Макконелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 1: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. XXVI, 486 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 3.

Реакция покупателей на изменение цены на товар

Характер спроса

Поведение покупателей в случае, когда

цена снижается

цена возрастает

Эластичный

Значительно увеличивают объем закупок (спрос растет более высокими темпами, чем снижается цена).

Значительно снижают объем закупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена).

Неэластичный

Темп роста спроса меньше темпа снижения цены.

Темп снижения спроса меньше темпа роста цены.

Единичная эластичность

Спрос растет тем же темпом, каким падает цена.

Спрос снижается тем же темпом, каким растет цена.

Источник: Маренков Н.Л. Ценообразование / Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рисунок 9. Изменение эластичности в зависимости от дохода

Поначалу низкий доход не позволяет покупать данный товар, и эластичность спроса на него по доходу равна нулю. Затем с ростом дохода эластичность увеличивается по кривой, достигая максимальных значений при определенном уровне дохода. Затем эластичность становится снова нулевой, так как спрос на данный товар насыщен, и может даже стать отрицательной, если при дальнейшем росте дохода покупатель переходит к заменителям.

Источник: Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 1999. – 400 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Таблица 4.

Перекрестная эластичность спроса и

эластичность спроса по доходу: обобщение

Значение коэффициента

Объяснение

Тип товаров

Перекрестная эластичность:

Положительный

(EAB > 0)

Величина спроса на продукт А меняется в том же направлении, что и цена продукта В.

Взаимозаменяемые

Отрицательный

(EAB < 0)

Величина спроса на продукт А меняется в направлении, противоположном изменению цены продукта В.

Сопутствующие

Эластичность по доходу:

Положительный

(EY > 0)

Величина спроса на продукт изменяется в том же направлении, что и доход.

Нормальные, или высшей категории

Отрицательный

(EY < 0)

Величина спроса на продукт изменяется в направлении, противоположном изменению дохода.

Низшей категории

Источник: Макконелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 2: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. XXVI, 486 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Рисунок 8. Степени эластичности спроса

где D1 – абсолютно не эластичный спрос – Ed = 0;

D2 – абсолютно эластичный спрос – Ed = ∞;

D3 – спрос с единичной эластичностью – Ed = 1;

D4 –эластичный спрос – Ed > 1;

D5 – неэластичный спрос – Ed < 1.

Источник: Н.В. Евдокимова Старший преподаватель НГГУ Лекции

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Таблица 5.

Данные, для построения кривой предложения

Период

Возможная цена единицы товара (Р)

Количество товаров, которое поставят (Q)

A

5

18

B

4

16

C

3

12

D

2

7

E

1

0

Рисунок 13. Кривая предложения (S)

Источник: Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рисунок 17. Изменение предложения

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо (от S1 к S2 ).

Сокращение предложения смещает кривую предложения влево (от S1 к S3 ).

Источник: Макконелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 1: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. XXVI, 486 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Таблица 6.

Данные рыночного предложения, 3 поставщика (продавца)

Цена

Величина предложения

Общая величина предложения

1-й покупатель

2-й покупатель

3-й покупатель

5

10

+

7

+

9

=

26

4

9

+

6

+

8

=

23

3

7

+

5

+

7

=

19

2

5

+

3

+

5

=

13

1

0

+

0

+

0

=

0

Рисунок 14. Кривая рыночного предложения – сумма кривых индивидуального предложения

Источник: Т.А Мостовая Студентка 2 курса, гр. К-21. НГГУ

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Рисунок 18. Степени эластичности предложения

где S1 – совершенно не эластичное предложение;

S2 – эластичное предложение;

S3 – абсолютно эластичное предложение.

Источник: Н.В. Евдокимова Старший преподаватель НГГУ Лекции

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Рисунок 19. Механизм установления равновесной рыночной цены

где Рравн. – равновесная цена;

Р1 – цена ниже равновесной;

Р2 – цена выше равновесной;

Qравн. – равновесное количество товара;

Q1 S , 2 S – количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынок при данной цене;

Q1 D , 2 D – количество товара, на которое потребители предлагают спрос при данной цене;

Источник: Н.В. Евдокимова Старший преподаватель НГГУ Лекци

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Рисунок 20. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем

где D1 , Q1 , P1 – начальные спрос, количество товара, цена;

D2 , Q2 , P2 – увеличившиеся спрос, количество товара, цена;

D3 , Q3 , P3 – уменьшившиеся спрос, количество товара, цена;

S – неизменное предложение.

Рисунок 21. Изменение предложения и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем

где S1 , Q1 , P1 – начальные предложение, количество товара, цена;

S2 , Q2 , P3 – увеличившиеся предложение, количество товара, цена;

S3 , Q3 , P2 – уменьшившиеся предложение, количество товара, цена;

в – неизменный спрос.

Источник: www.ics2.ru




[1] См.: www.nuru.ru

[2] Черкашов Е.М., Жутовская Т.А., Аникеева О.П., Карагулян Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. Часть I. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003. 240 с. Издание второе.

[3] www.economics-lecture.ru

[4] Н.В. Евдокимова Старший преподаватель НГГУ Лекции

[5] Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЭК, 1999. – 816 с.

[6] Н.В. Евдокимова Старший преподаватель НГГУ Лекции

[7] Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.: ил.

[8] www.nuru.ru

[9] Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 1999. – 400 с.

[10] www.nuru.ru

[11] Н.В. Евдокимова Старший преподаватель НГГУ Лекции

[12] См.: Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2003. – 1088 с.

[13] См.: Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2003. – 1088 с.

[14] ru.wikipedia.org

[15] Экономическая энциклопедия / науч. – ред. совет изд-ва «Экономика»; Изд. экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 1055 с.

[16] Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЭК, 1999. – 816 с.

[17] Маренков Н.Л. Ценообразование / Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.