Реферат: Отчет о практике в страховой компании
Название: Отчет о практике в страховой компании Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление 1. Организация финансовой работы на предприятии ООО СК «Цюрих Ритейл»: 5 1.1. Краткая характеристика предприятия. 5 1.2. Структура финансовой службы предприятия. 11 2. Организация финансового планирования на предприятии ООО СК «Цюрих Ритейл». 13 3. Организация оперативно-финансовой работы на предприятии ООО СК «Цюрих Ритейл»: 19 3.1. Открытие предприятием счетов в банке. 19 3.2. Инвестиционная деятельность компании. 20 4. Оценка страховой деятельности компании ООО СК «Цюрих Ритейл». 25 4.1. Анализ страхового портфеля организации. 25 4.2. Оценка финансовой устойчивости ООО СК «Цюрих Ритейл». 30 5. Общие выводы и предложения по прохождению практики. 35 Список использованной литературы.. 39 ВведениеСтрахование - система страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков. Оно представляет собой способ возмещения страховщиком убытков пострадавшим путем их распределения между всеми страхователями. Страховщик формирует за счет страховых взносов всей совокупности страхователей страховой фонд, средства которого при наступлении страховых событий направляет на страховые выплаты. Отсюда, страховщик является лишь посредником в этой системе отношений, причем на ответственности, которого длительный период времени находятся большие суммы денежных средств. Поэтому является очень важным обеспечение его финансовой устойчивости и платежеспособности. Актуальность изучения вопросов управления страховым предприятием в современных российских условиях обусловлена, таким образом развитием рыночной экономики в России, а также тенденциями глобализации и интеграции мирового рынка. Так как страхование является неотъемлемой частью жизнедеятельности нашего социума, работа в страховой компании имеет несомненную важность с точки зрения вопросов финансового управления. Исходя из вышеизложенного, целью моей работы является исследование теоретических положений и практического опыта финансовой деятельности страховых компании на примере филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» (г. Барнаул) в ходе прохождения практики и разработка на этой основе методических рекомендаций по оптимизации организации и управления финансовыми ресурсами компании. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач , определивших логику исследования: · на основе критического системного анализа предшествующих теоретических и методологических исследований страхового рынка определить особенности финансовой деятельности страховой компании; · дать оценку страховой деятельности компании; · определить принципы и порядок формирования инвестиционных ресурсов страховой организации Zurich и уточнить содержание понятий, характеризующих инвестиционные возможности страховщиков; · исследовать современные правила и условия государственного регулирования финансовой деятельности страховых компаний в России и за рубежом; Объектом исследования выступает страховой рынок России, финансовая деятельность отдельно взятой страховой компании Zurich, условия государственного регулирования страхового бизнеса. Для сравнительного анализа использовались данные о системах страхования в экономически развитых странах. Предметом исследования являются особенности и закономерности формирования, использования и регулирования финансовых ресурсов страховой организации в современных экономических условиях. Методы исследования. В исследовании применялись методы системного, факторного и сравнительного анализа, и статистической обработки эмпирических данных, графической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов. Период исследования это три предшествующих года, а именно 2006, 2007, 2008 годы. Документация за этот период и явилась основой моего исследования. 1. Организация финансовой работы на предприятии ООО СК «Цюрих Ритейл»:1.1. Краткая характеристика предприятияЯ проходила практику в течении двух недель в филиале ООО СК «Цюрих. Ритейл», расположенному по адресу: г. Барнаул ул. Гоголя, д. 36, тел. (3852) 200-217, 200-218, 200-219, e-mail - s.a.zurich@bk.ru. Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Цюрих. Розничное страхование» (краткое наименование ООО СК «Цюрих. Ритейл», ранее ООО «НАСТА») – одна из ведущих компаний на российском страховом рынке, специализирующаяся на массовых видах страхования в розничном сегменте и в сегменте малого и среднего бизнеса. Компания была создана в ноябре 1993 года и до декабря 2007 года называлась НАСТА. В феврале 2007 года мажоритарным владельцем компании стала группа Zurich Financial Services (Zurich). Группа Zurich Financial Services предоставляет финансовые решения в области страховых услуг, используя глобальную сеть собственных офисов и подразделений в Северной Америке и Европе, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и на других рынках. Основанная в 1872 году, группа Zurich управляется из штаб-квартиры в городе Цюрихе, Швейцария. Около 60 000 ее сотрудников обслуживают клиентов более чем в 170 странах мира. На российском рынке бренд Zurich уже более 15 лет представлен ЗАО СК «Цюрих» в сфере корпоративного и коммерческого страхования. В декабре 2007 года бренд «НАСТА» был изменен на глобальный бренд Zurich. Такой шаг соответствует глобальной стратегии развития группы Zurich «Единый бренд, единый Zurich». Сегодня ООО СК «Цюрих. Ритейл» интегрировано в Европейское Управление рискового страхования группы Zurich. Компания активно внедряет лучшие практики Zurich во всех основных направлениях бизнеса, таких как андеррайтинг, урегулирование убытков, дистрибуция и формирование резервов. Эти практики основаны на глобальной программе The Zurich Way, направленной на стандартизацию ключевых процессов с целью повышения производительности и качества обслуживания клиентов. ООО СК «Цюрих. Ритейл» занимает лидирующие позиции в секторе розничного страхования в России. Оплаченный уставный капитал компании составляет 1,5 млрд. рублей, а финансовые показатели за последние шесть лет демонстрируют стабильный рост бизнеса. За 1-е полугодие 2008 года объем начисленной страховой премии составил более 5,2 млрд. рублей. В компании работает более 3 000 сотрудников и более 3 500 страховых агентов. Развитая филиальная сеть, включающая в себя около 70 филиалов и более 300 представительств по всей России, позволяет ООО СК «Цюрих. Ритейл» предоставлять своим клиентам, независимо от региона их деятельности или места проживания, равные возможности по приобретению всех услуг компании. ООО СК «Цюрих. Ритейл» имеет рейтинг надежности «А+» («высокий уровень надежности со стабильными перспективами»), присвоенный рейтинговым агентством «Эксперт РА». По заключению рейтингового агентства, итогом целенаправленной работы менеджмента компании по развитию продаж на массовых сегментах рынка стало существенное улучшение позиций компании на реальном рынке страхования. По данным «РБК-Рейтинг» и «Эксперт РА», ООО СК «Цюрих. Ритейл» стабильно входит в ТОП-20 страховых компаний-лидеров по объему собранных премий, а также в десятку лидеров в таких сегментах, как страхование имущества физических лиц, добровольное автострахование, ОСАГО и страхование выезжающих за рубеж.[1] Руководство компанией осуществляют председатель совета директоров, генеральный директор - (схема 1.1.1) Схема 1.1.1 Структура управления ООО СК «Цюрих. Ритейл»
Для того, чтобы иметь четкое представление об исследуемой компании рассмотрим ее основные показатели (таблица 1.1.1.) Табл. 1.1.1. Динамика основных финансовых показателей ООО СК «Цюрих. Ритейл»
Страховая компания ООО СК «Цюрих. Ритейл» является филиалом и осуществляет свою деятельность (страхование) на территории г. Барнаула и Алтайского края с января 2000 года, определяемую Уставом и Правилами страхования. Учет в компании осуществляется согласно положению об учетной политике организации Zurich Financial Services, представленной в приложении.[2] Система бухгалтерского учета страховых организациях базируется на общепринятых в мировой практике принципах: сплошное документирование, инвентаризация, обобщение информации на счетах, двойная запись, составление баланса и отчетности. Страховая компания, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно может установить[3] : · учетную политику; · организационную форму бухгалтерской работы (исходя из конкретных условий хозяйствования); · форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующей в Российской Федерации формах и методах при соблюдении методологических принципов; · систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля. Таким образом, страховая компания может выделять на отдельный баланс свои хозяйства, филиалы, представительства, отделения. Всего в филиале ООО СК «Цюрих. Ритейл» работает 37 страховых агентов и 6 специалистов. Клиентами филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» являются физические и юридические лица г. Барнаула и Алтайского края. Предметом деятельности общества является страхование по следующим видам и программам (таблица 1.1.2.): · гражданская ответственность ФЛ · гражданская ответственность ЮЛ · туристическое · имущество ФЛ · имущество ЮЛ · несчастный случай ФЛ · несчастный случай ЮЛ · опасные объекты · грузы · строение ФЛ · транспорт ФЛ · транспорт ЮЛ Табл. 1.1.2. Программы страхования в филиале ООО СК «Цюрих. Ритейл»
1.2. Структура финансовой службы предприятияФинансы - это кровь предприятия, а финансовая система - это кровеносная система, обеспечивающая жизнедеятельность предприятия. За ее функционирование отвечает финансовая служба предприятия. Общее правило формирования коллектива сотрудников финансовой службы предприятия - высокая квалификация и экономически обоснованная минимизация штата. Поэтому структура финансовой службы предприятия обычно формируется постепенно, по мере развития предприятия, освоения современных технологий и внедрения современных инструментов финансового менеджмента, централизации финансово - экономического управления предприятием и формирования на предприятии высокой корпоративной культуры.[4] Структура финансовой службы исследуемого предприятия приведена на схеме 1.2.1. Бухгалтерия предприятия в рамках финансового менеджмента специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Структура управления состоит из 3 уровней: · Генеральный директор филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» · Гл. бухгалтер, юрисконсульт, экономист, 2 ведущих специалиста, страховые агенты · Кассир, инспектор Схема 1.2.1. Структура управления филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл»
На основании собранных на предприятии данных, все сотрудники ООО СК «Цюрих. Ритейл» соответствуют занимаемым должностям по образованию, что говорит об их компетентности. В исследуемом обществе все работники аппарата управления имеют высшее образование или дополнительное высшее образование. Средний возраст работающих находится в пределах 40-50 лет и учитывая, что все работники получили отличное высшее образование, а также, что стаж работы у всех более 10 лет по специальности говорит о том, что они обладают опытом в работе на своем предприятии и хорошо знают свое дело, свое предприятие и, что является несомненным «плюсом» для работы всей компании. В итоге можно сказать, что в компании сформировался достаточно опытный и квалифицированный персонал. 2. Организация финансового планирования на предприятии ООО СК «Цюрих Ритейл»Развитие страхового рынка и многогранная деятельность отечественных страховщиков в последние годы показали объективную необходимость внедрения в практику страхового бизнеса современных финансово-экономических методов и моделей управления, элементов финансового менеджмента, реализация которых возможна через систему финансового планирования, систему финансового контроля, систему мотивации экономических интересов субъектов страховых отношений различного уровня.[5] Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование). 1. анализ и оценка внешней и внутренней среды организации, определение стратегических целей; 2. стратегический анализ, определение стратегических альтернатив; 3. подготовка окончательного стратегического плана (бизнес-плана, плана развития, маркетинг-плана и т.д.); 4. среднесрочное планирование, краткосрочное планирование, программы и проекты; 5. реализация планов, контроль результатов. Основой в системе текущего оперативного планирования является Баланс доходов и расходов страховой организации, который представляет собой прогнозируемый финансовый результат по всем видам деятельности. При этом в целях оптимизации финансового результата, оценки эффективности работы структурных подразделений, организации текущего оперативного контроля за соотношением доходов и расходов в динамике, возможности регулирования отдельных статей расходов целесообразно использовать матричную схему построения Баланса доходов и расходов, т.е. определить прогнозируемые результаты деятельности по нескольким направлениям: по действующим видам страхования и программам; по внедрению или развитию новых видов страхования и страховых программ; по структурным подразделениям, непосредственно связанным с реализацией страховых продуктов; по структурным подразделениям, несвязанным с предоставлением страховых услуг (управление, хозяйственные службы, отдел кадров и т.д.); по всем операциям в целом. В компании «Цюрих. Ритейл» планы составляются каждый год. Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с генеральным директором страховой компании «Цюрих. Ритейл» - Базаровым И.А. Решением основных стратегических задач на предприятии занимается экономист, Морозова Л. Г. в ее ведении также находится управление оперативными вопросами. Но как таковое стратегическое планирование в компании отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для страховой компании. К числу слабых сторон компании, о которых будет говориться чуть позже, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен. К тому же, учитывая прошлый опыт компании, организация уже сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем. SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу. Проведя анализ внутренней среды компании «Цюрих. Ритейл», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристики будут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабые стороны организации». После изучения внешней среды компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Эти данные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозы внешней среды». После того как конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей будет составлен, наступит этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT. Изучив за время практики внутреннюю и внешнюю среду организации, составим парные комбинации «сила - возможность», «сила - угрозы», «слабость – возможность» и «слабость - угроза», которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения предприятия. Сведем данные в таблицу. Таблица 2.1. Матрица SWOT
На каждом из полей матрицы SWOT необходимо выбрать те комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения предприятия. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Сила и возможность», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон компании для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «Слабость и возможность», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «Сила и угроза», то стратегия должна предполагать использование силы предприятия для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «Слабость и угроза», предприятие должно вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему избавиться от слабости и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу. 3. Организация оперативно-финансовой работы на предприятии ООО СК «Цюрих Ритейл»:3.1. Открытие предприятием счетов в банкеНаибольший удельный вес имеют средства, размещенные на текущих счетах банков. На такой вид размещения приходится у компании «Цюрих. Ритейл» 80 -100% совокупных финансовых вложений. Бо льшая часть депозитов открыта в Сбербанке России, требование надзорного органа о непревышении стоимости банковских вкладов 40%-ного уровня суммарной величины страховых резервов, строго соблюдается.[7] Лимит наличности в кассе предприятия определяется по запросу в Алтайский банк Сбербанка РФ г. Барнаул.[8] Сумма лимита определяется руководителем предприятия Базаровым И. А. и главным бухгалтером Фисаковым В.А. и утверждается руководителем учреждения банка. Номер счета изучаемого предприятия, с которого осуществляется выдача средств – 40701810102000000013. Расчет производится исходя из средней выручки которая за 2008 год составляет: за 3 месяца – 9923 тыс. руб. среднедневная – 155 тыс. руб. среднечасовая – 19 тыс.руб. Исходя из этого, лимит кассы определяется в 150 тыс. руб. и расходуется на зарплату, иные выплаты работникам, в том числе социального характера, командировки, оплата товаров, работ, услуг, выплату страховых возмещений. Также устанавливается четкий срок выдачи заработной платы. 3.2. Инвестиционная деятельность компанииИнвестиционная деятельность страховых компаний является важным элементом социально-экономического развития общества. Социальное значение инвестиционной деятельности страховщиков неразрывно связано со сберегательной функцией страхования, когда из многочисленных индивидуальных взносов формируются необходимые для покрытия возможных ущербов коллективные фонды, управляемые профессиональными страховыми организациями. Обеспечить точность формирования таких фондов и эффективность их размещения, а следовательно, и надежность защиты материальных интересов их участников -– важнейшая задача страховых компаний. Значительная доля частных сбережений инвестируется через страховые организации, которые отличаются от других институциональных инвесторов. Суть различий в том, что страховые организации выполняют для своих клиентов сразу две функции: гарантийную, связанную с компенсацией риска, и инвестиционную, заключающуюся в приросте капитала.[9] Согласно страховому законодательству РФ[10] «страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативно-правовым актов органа страхового надзора.[11] Страховой бизнес имеет ряд специфических особенностей, которые накладывают глубокий отпечаток на характер инвестиционной деятельности страховщиков. Прежде всего, федеральное законодательство о страховании предъявляет перечень обязательных для соблюдения условий осуществления инвестиционной деятельности, таких как: · условие возвратности (надёжности) , имеющее целью обеспечить максимальную безопасность вложений; · условие прибыльности , свидетельствующее о возможности получения дохода от инвестиционной деятельности; · условие ликвидности , предусматривающее быструю и безущербную конвертацию активов в наличные деньги. В общем случае условия надёжности, прибыльности и ликвидности противоречат друг другу, поскольку надёжные вложения изначально являются менее прибыльными и ликвидными, и наоборот, Однако данное противоречие преодолевается при выполнении условия диверсификации. · условие диверсификации - подразумевает распределение капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь самого капитала и доходов от него; Инвестиционный портфель, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям, называется сбалансированным инвестиционным портфелем.[12] В связи с обязанностью соблюдения указанных требований и постоянным воздействием различного рода инвестиционных рисков поведение страховщиков как инвесторов отличается консерватизмом и осторожностью. Инвестиционные риски вносят неопределенности в возможность получения дохода и обуславливают вероятность потери активов или недополучение доходов по ним, что может привести к нарушению финансовой устойчивости страховой организации и, как результат, к невыполнению страховщиком своих обязательств по страховым выплатам. Существует множество разных видов инвестиционных рисков, таких как, например: риск неадекватного оценивания активов, риск обесценения активов, риск несоответствия активов принятым обязательствам, риск неликвидности активов, риск нормы доходности, риск участия, риск законодательных изменений и т.д. – каждый из которых должен быть взят в расчёт при планировании и осуществлении инвестиционной деятельности. Выделяют следующую последовательность этапов построения инвестиционного портфеля.[13] · постановка цели и выбор стратегии инвестирования, что предполагает, прежде всего, выявление инвестиционного потенциала в соответствии с возможностями временно свободных финансовых ресурсов, а также нахождение оптимального временного интервала с учётом структуры страхового портфеля; · сбор информации по финансовым инструментам, использование которых удовлетворяет задаваемым нормативной базой параметрам и пропорциям; · выявление основных и второстепенных факторов, влияющих на изменение структуры инвестиционного портфеля; создание базы данных для мониторинга оценки качества инвестиций; · определение эффективности различных вариантов формирования инвестиционного портфеля; обоснование оптимального варианта портфеля в соответствии с выбранной стратегией при оптимальном соотношении степени риска и уровня доходности · составление на основе анализа полученных сведений оптимального инвестиционного портфеля, способного обеспечить надёжное и выгодное размещение временно свободных средств. При анализе инвестиционной деятельности ООО СК «Цюрих. Ритейл» была использована сводная бухгалтерская отчетность данной страховой организации, а также часть годового отчёта, посвящённая финансовым показателям ее деятельности. Документация анализировалась за 2006, 2007 и 2008 годы. Инвестиционная деятельность имеет важное значение для функционирования страховых организаций в целом, поэтому используемые для этих целей ресурсы составляют довольно значительную часть их финансового потока.[14] Однако рассматриваемая организация занимается инвестициями в незначительном объеме и исключительно в депозиты в банке. Рассмотрим развитие инвестирования в ООО СК «Цюрих. Ритейл» при помощи диаграммы. Диаграмма 3.2.1. Таким образом, мы видим, что при росте совокупных активов процентная доля в них инвестиций невелика и составляет 36% в 2006, 27,5% в 2007 и 31,4% в 2008. Удельный вес собственного капитала в структуре инвестиционных источников исследуемой компании, согласно данным, опубликованным на официальном сайте компании «Цюрих. Ритейл», равен примерно 30% от средств, аккумулируемых Компанией для целей инвестирования. На 31 декабря 2008 года страховые резервы ООО СК «Цюрих. Ритейл» составляли 24510млн.р. Таким образом, на страховые резервы приходилось более половины источников средств организации, если говорить точнее: более 75% её совокупных активов. Однако страховые резервы по страхованию жизни, представляющие собой наиболее надёжный источник «долгих» денег для инвестиционных целей, составляли в общей массе крайне незначительную долю. В связи с тем, что основная часть страховых резервов приходится на виды страхования иные, чем страхование жизни (договоры по которым, как правило, заключаются на срок не более одного года), средства, полученные Компанией по данным договорам, инвестируются, главным образом, в высоколиквидные, средне- и краткосрочные активы на случай срочной и внезапной потребности Компании в денежных средствах для осуществления страховых выплат. Структура инвестиций анализируемой страховой организации представлена в нижеследующей таблице. Табл. 3.2.1.Структура инвестиций ООО СК «Цюрих. Ритейл» (млн.р.)
Как мы видим, краткосрочные вложения с колоссальным перевесом преобладают над долгосрочными, в частности ареал инвестирования очень ограничен, что в целом не очень хорошо для страховой компании. Согласно данным, приведённым в таблице, наибольший удельный вес имеют также депозитные вклады, на которые приходится больше трети инвестиций по обоим отчётным периодам. Структура инвестиционных активов на продолжении 2006 – 2008 гг. не меняется, основные вложение осуществляются в ценные бумаги и в депозиты в банке. В течении этих лет прибыль от инвестиционной деятельности увеличилась незначительно, таким образом, рентабельность инвестиционной деятельности также не изменилась. 4. Оценка страховой деятельности компании ООО СК «Цюрих Ритейл»4.1. Анализ страхового портфеля организацииГоворя о структуре страхового портфеля, хотелось бы отметить, по результатам первого полугодия 2009 года доля обязательного страхования составляет 38,74%; доля добровольного страхования достигает почти 60%, а удельный вес входящего перестрахования (т.е. принятых от перестрахователей в цессию договоров) едва превышает 1,7%. Отставание «Цюрих. Ритейл» от бесспорного лидера - группы компаний «Росгосстрах» алтайского края - по величине совокупных взносов страхователей (и перестрахователей) составляет 268% (т.е. премии полученные «Росгосстрахом» превышают соответствующий показатель «Цюрих. Ритейл» в 2,68 раза), однако это не мешает исследуемой компании на протяжении многих лет занимать прочные позиции в первых строках рейтинга крупнейших страховых компаний Алтайского края.[15] Рассмотрим структуру добровольного страхования[16] , в ней почти 2/3 заключённых договоров приходится на имущественное страхование. С большим разрывом за ним следует личное страхование, иное, чем страхование жизни (20,1%). Страхование жизни у ООО СК «Цюрих Ритейл» составляет лишь 0,39%, что представляет собой один из самых низких показателей, приведённых в диаграмме. Оставшиеся примерно 6% приходятся на страхование ответственности. Диаграмма 4.1.1. Структура страхования в ООО СК «Цюрих Ритейл» Проведем анализ динамики структуры страхового портфеля с точки зрения коэффициента убыточности каждого вида страхования в отдельности. Он позволяет сделать выводы о том, насколько грамотно сбалансирован страховой портфель компании, и о том, какие виды страхования приносят убыток, а какие потенциальную прибыль.[17] Полученные в ходе анализа результаты сведены в приведённой ниже таблице: Таблица 4.1.1.Поступления и выплаты ООО СК «Цюрих Ритейл» за 2005, 2006, 2007 год.
Таким образом, мы видим, что добровольное страхование превалирует над обязательным, и, если говорить об общем состоянии страхового портфеля организации, то он довольно-таки сбалансирован, коэффициенты убыточности невелики. Перейдем к анализу непосредственно страховой деятельности с помощью рассмотрения группы общих показателей финансового состояния страховой организации, которая характеризует макроэкономическую ситуацию (структуру страхового портфеля, темпы роста страховой премии и выплат, уровень выплат, убыточности и т.д.) и включает в себя основные количественные характеристики деятельности страховой компании — показатели совокупной страховой премии и совокупных страховых выплат, в целом и по отдельным отраслям и видам страхования, структуру страхового портфеля, т.е. удельный вес видов и форм страхования в общем портфеля, брутто - и неттопоказатели, абсолютные и относительные показатели. Значение абсолютных показателей деятельности страховой организации используется для оценки масштабов ее деятельности и определения положения компании на страховом рынке.[18] Динамика этих показателей позволяет прослеживать тенденции развития, изменения (общие и с разбивкой по отраслям) во времени, предоставляет возможность прослеживать тенденции развития, изменение финансового положения компании во времени. Итак, рассмотрим состав и структуру страхового портфеля. Таблица 4.1.2. Состав и структура страхового портфеля
По таблице можно сделать следующие выводы: страховой портфель компании сбалансирован, по основным показателям ООО СК «Цюрих Ритейл» находится в плюсе, не считая небольшого минуса в страховании от несчастных случаев. Однако некоторые виды страхования в компании не развиты. Обращаясь непосредственно к структуре страхового портфеля, можно сказать, что его основную часть занимает ОСАГО, далее идут договоры по страхованию имущества юридических лиц, физических лиц и наземных транспортных средств. Остальные виды страхования занимают незначительную процентную долю в страховом портфеле компании. 4.2. Оценка финансовой устойчивости ООО СК «Цюрих Ритейл»Под финансовой устойчивостью страховых операций понимается постоянное балансирование или превышение доходов над расходами по страховому денежному фонду, формируемому из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий). Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала, страховых резервов, а также система перестрахования (ст. 25 Закона "О страховании"). Уставный капитал (уставный фонд) страховых организаций первоначально формируется за счет бюджета (обязательная форма страхования) или за счет средств от продажи акций и других ценных бумаг.[19] Минимальный размер уставного капитала для различных видов страхования и перестрахования устанавливается Департаментом страхового надзора с последующим ежегодным пересмотром. Уставный капитал акционерного страхового общества закрытого типа создается за счет взносов учредителей и продажи акций работникам данного общества, а АСО открытого типа - путем обмена взносов на акции учредителей и продажи акций по открытой подписке на аукционе или бирже. Аккумуляция средств страхового фонда достигается прежде всего за счет роста числа страхователей и застрахованных объектов. Проблема обеспечения финансовой устойчивости может рассматриваться двояко: как определение системы вероятности дефицита средств в каком-либо году и как отношение доходов к расходам за истекший тарифный период. Проведём анализ финансового состояния ООО СК «Цюрих. Ритейл» на 01/01/2008 года на основе данных бухгалтерского баланса[20] : 1.Коэффициент текущей ликвидности (даёт общую оценку ликвидности активов): = величина текущих оборотных активов / величина краткосрочных пассивов = ((220) + (250) + (270)) / (690) = 9675 / 665= 14,7 Данный результат свидетельствует о том, что на 1 рубль текущих обязательств у ООО СК «Цюрих Ритейл» приходится 14.7 рубля ликвидных активов, что является хорошим показателем, т.к. основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатёжеспособным является значение < 2. 2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами: = источники собственных средств / величина внеоборотных активов = (итог раздела II баланса, (490)) / ((110) + (122) + (230) + (240)) = 2498/ 2592= 0,9 Фактический показатель обеспеченности собственными оборотными ресурсами превышает минимальный нормативный показатель (0,1), что опять же позволяет сделать вывод об удовлетворительной структуре баланса. 3.Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности) – наиболее жёсткий показатель определения ликвидности предприятия (показывает, какая часть краткосрочных заёмных средств может при необходимости быть погашена немедленно): = денежные средства / величина краткосрочных пассивов = (270) / (690) = 7989/665= 12,01 Учитывая, что нижняя граница этого показателя установлена на уровне 0,2, т.е. платёжеспособная организация должна быть в состоянии немедленно погасить как минимум 20% своих краткосрочных обязательств, «Цюрих Ритейл» в этом смысле является абсолютно ликвидной страховой компанией. 4. Коэффициент финансового риска – отношение собственных средств к заёмным средствам, показывающее, сколько заёмных средств предприятие привлекло на 1 рубль собственных средств: = заёмные средства / собственные средства = (690) / (490) = 665/2498 = 0,26. Считается, что если значение данного показателя превышает единицу, то финансовая автономность и устойчивость оцениваемой организации достигают критической точки. Рекомендуемое значение - не более 0,7. Показатель исследуемой компании удовлетворяет рекомендуемому значению, что положительно характеризует финансовую устойчивость компании. 5. Коэффициент долга, рассчитываемый как отношение заёмных средств к валюте баланса: = (690) / (300) = 665/29012= 0,022 Нормативное значение коэффициента привлеченного капитала должно быть меньше или равно 0,4, чему вполне соответствует результат ООО СК «Цюрих Ритейл». Учитывая, что доля заёмных средств в валюте баланса изучаемой компании на протяжении последних лет оставалась на стабильно невысоком уровне, можно сделать вывод о тенденции укрепления финансовой устойчивости компании, что делает её более привлекательной для деловых партнёров. 6.Коэффициент манёвренности собственных источников: = собственные оборотные средства / сумма источников собственных средств = ((250) + (270)) / (490) = 8354/2498= 3,34 Данный показатель отражает степень мобильность (гибкости) использования собственных средств, т.е. показывает, какая часть собственного капитала не закреплена в ценностях внеоборотного характера и даёт руководству компании возможность маневрировать этими средствами. Расчётный показатель «Цюрих Ритейл» несколько превышает нормативный, установленный на уровне 0,2-0,5. Это связано с высокой долей денежных средств в совокупных активах ВСК. Полученное значение говорит о наличии у страховщика крайне широких возможностей для финансовых манёвров. 8. Для определения степени вероятности дефицитности средств используется коэффициент профессора Ф. В. Коньшина[21] :
где Т - средняя тарифная ставка по страховому портфелю; n - количество застрахованных объектов. Чем меньше коэффициент К, тем выше финансовая устойчивость страховщика. На величину показателя К, как видно из формулы, не влияет размер страховой суммы застрахованных объектов. Он полностью определяется размером тарифной ставки и числом застрахованных объектов (величиной страхового портфеля). Рассчитаем этот коэффициент для ООО СК «Цюрих Ритейл», для каждого года в отдельности (используем данные из таблицы 4.1.2.): 2006 год К = 1 – 5,58/ 379 * 5,58 = 4,58/2114,82 = 0,0021 = 0,04 2007 год К = 1 – 5,5/440 * 5,5 = 4,5/2420 = 0,0018 = 0,042 2008 год К = 1 – 6,17/533 * 6,17 = 5,17/3288,61 = 0,0015 = 0,038 Однако следует иметь в виду, что коэффициент профессора Ф. В. Коньшина дает наиболее точные результаты тогда, когда страховой портфель страховщика состоит из объектов с примерно одинаковыми по стоимости рисками (т. е. без катастроф, землетрясений, гибели космических кораблей, самолетов и т. п.). Итак, подведём итог анализа финансового состояния ООО СК «Цюрих Ритейл»: данная организация использует все источники финансовых ресурсов, полностью покрывает запасы и затраты, имеет отличные показатели финансовой устойчивости и платёжеспособности. Её деятельность в целом успешна и соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует о её конкурентоспособности и привлекательности для потенциальных страхователей. 5. Общие выводы и предложения по прохождению практикиВ заключении хотелось бы сделать следующие выводы и предложить некоторые усовершенствования деятельности ООО СК «Цюрих Ритейл». Для начала хотелось бы сказать, что в силу высокой социальной значимости страхования как института страховой защиты, а также очевидной тенденции к повышению стандартов страховой деятельности, крайне важными со стороны страховщиков становятся меры по укреплению финансовых основ их деятельности, росту гарантий, приводящие в результате к росту доверия со стороны потенциальных клиентов и активному привлечению партнёров по бизнесу. Государство со своей стороны обязано обеспечить участников рынка адекватной, реально функционирующей законодательно-нормативной базой, отвечающей всем объективным требованиям и ни в коем случае не тормозящей развитие страхования как отрасли и отдельных его элементов. Объективная необходимость укрепления финансовых основ деятельности существует у всех страховых организаций вне зависимости от размера их уставного капитала, величины страховых резервов, объёма страхового портфеля и набора профильных видов страхования. В частности, необходимость укрепления финансовых основ и повышения качества активов выявляется при детальном изучении финансовых результатов и относительных показателей её текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Как показал проведённый нами анализ, несмотря на то, что финансовое положение ООО СК «Цюрих Ритейл» в целом весьма благополучно и оснований для подозрений в несостоятельности страховщика не выявлено, всё-таки наблюдаются некоторые незначительные отклонения фактических показателей от рекомендуемых нормативов, некоторые из которых свидетельствуют о чрезмерной консервативности финансовой политики страховщика. В связи с этим, как бы ни были хороши и оптимистичны финансовые результаты деятельности той или иной страховой организации, всегда существует возможность (а вместе с ней и необходимость) их дальнейшего совершенствования. Для достижения максимально положительных результатов основной деятельности, необходимо, чтобы составление финансовых планов велось на 3 временных уровнях: разработка финансовых стратегий, текущих планов и оперативных финансовых планов. В рамках стратегического финансового планирования в ООО СК «Цюрих Ритейл» могли бы составляться следующие типы планов: · план поступлений страховых премий (взносов); · план по перестрахованию; · план размещения страховых резервов; · сводный баланс доходов и расходов, включающий: · план движения денежных средств; · план прибыли; · прогноз состояния активов и пассивов; · прогноз платёжеспособности. К перечню основных мероприятий, которые могут привести к упрочнению финансовых позиций ООО СК «Цюрих Ритейл», относятся: · постоянный мониторинг финансового состояния организации; · разработка и своевременное уточнение показателей финансовой стратегии; · развитие информационных технологий в сфере финансового планирования; · проведение исследований рынка, изучение его ёмкости и реальных потребностей; · оптимизация системы продаж специфических страховых продуктов; · выход на региональные рынки страхования, а также рынки ближнего зарубежья для конструктивного обмена опытом с иностранными коллегами. Качество активов и капитала страховой организации непосредственно свидетельствует о финансовом состоянии организации. Применительно к ООО СК «Цюрих Ритейл» на основании полученных в ходе анализа сведений о его финансовом положении для улучшения его финансового состояния предлагается разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на улучшение отдельных финансовых показателей его деятельности. В частности: 1) оптимизировать соотношение собственного и заёмного капитала. В валюте баланса ООО СК «Цюрих Ритейл» преобладают собственные средства, что, хотя и свидетельствует о высокой степени её финансовой устойчивости, косвенно ограничивает темпы стратегического развития и возможности прироста финансовой рентабельности. В связи с этим необходимо расширять финансовый потенциал за счёт увеличения объёмов заёмного финансирования. Данная мера, однако, будет сопровождаться ростом финансовых рисков, что потребует более тщательного финансового анализа. 2) применительно к расходам на ведение дела: данные бухгалтерского баланса говорят о возможности максимизации прибыли за счёт сокращения расходов на ведение дел путём сокращения управленческих, административно-хозяйственных и иных расходов; 3) применительно к задолженностям: благоприятное воздействие на финансовое состояние компании способно оказать сокращение дебиторской задолженности, общий объём которой в активе баланса составляет довольно весомую сумму. Как уже упоминалось ранее, кредиторская задолженность крайне незначительна и даже обладает некоторым «запасом» для её увеличения в целях дальнейшего развития компании. Важной особенностью страховой деятельности, является то, что при её грамотном планировании организация имеет возможность аккумулировать огромное количество временно свободных средств и при соблюдении ряда требований размещать их на тот или иной срок, в зависимости от количества предстоящих выплат и их срочности. Поэтому страховщику, желающему наравне с текущей операционной и финансовой деятельностью получать доход от инвестиционных вложений, так или иначе приходится становиться инвестором и решать вопросы, связанные с качеством: надёжностью и выгодностью осуществляемых вложений. Важно не забывать, что одновременно с приобретением дополнительного источника дохода организация подвергает себя дополнительным рискам, с которыми неизбежно сопряжена инвестиционная деятельность. Говоря об инвестиционной деятельности ООО СК «Цюрих Ритейл» перечислим основные моменты, учёт которых вероятно позволит страховой компании расширить возможности инвестиционной деятельности и улучшить показатели её эффективности. Во-первых, необходимо своевременно расширять ассортимент используемых инвестиционных инструментов. Во-вторых, аналитическая работа, подразумевающая оценку конъюнктуры фондового рынка и поиск приемлемых объектов инвестирования, должна вестись регулярно. В-третьих, отдельное внимание требуется уделять повышению культуры и своего рода «грамотности», осведомлённости потребителей страховых услуг, необходимому для формирования потенциального платёжеспособного спроса. Список использованной литературы· Глейзер Р. Финансовая академия при Правительстве РФ. Финансовый анализ в системе управления страховой организацией. – М., 2005. – 185с. · Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 352 с. · Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. №4015-1 · Пласкова Н.С. Анализ деятельности страховой организации, журнал «Финансы» №12, 2007, с.41-45 · Положение о порядке расчёта страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. №90-н · Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. №16-н (с последующими изменениями и дополнениями от 8 августа 2005 г. №100-н) · Приказ Минфина РФ «Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика» от 16 декабря 2005 г. №149-н · Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчётности страховых организаций и отчётности, представляемой в порядке надзора» от 8 декабря 2003 г. №113-н · Сплетухов Ю.А. Анализ инвестиционной деятельности страховщиков, журнал «Финансы» №1 (2006), с.43-47 · Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 311 с. · www.zurich.ru. История создания компании. · GAAP.ru. Функционально-организационная структура финансовой службы предприятия. [1] www.zurich.ru. История создания компании. [2] Приложение 1.1. [3] Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчётности страховых организаций и отчётности, представляемой в порядке надзора» от 8 декабря 2003 г. №113-н [4] GAAP.ru. Функционально-организационная структура финансовой службы предприятия. [5] Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. [6] Приложение 2.1. [7] Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. №16-н (с последующими изменениями и дополнениями от 8 августа 2005 г. №100-н) [8] Приложение 3.1.1. [9] Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. [10] Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. №4015-1 [11] Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. №16-н (с последующими изменениями и дополнениями от 8 августа 2005 г. №100-н) [12] Сплетухов Ю.А. Анализ инвестиционной деятельности страховщиков, журнал «Финансы» №1 (2006), с.43-47 [13] Глейзер Р. Финансовая академия при Правительстве РФ. Финансовый анализ в системе управления страховой организацией. – М., 2005 [14] Сплетухов Ю.А. Анализ инвестиционной деятельности страховщиков, журнал «Финансы» №1 (2006), с.43-47 [15] Приложение 4.1.1. [16] Приложение 4.1.2. [17] Приложение 4.1.3. [18] Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. [19] Глейзер Р. Финансовая академия при Правительстве РФ. Финансовый анализ в системе управления страховой организацией. – М., 2005 [20] см. Приложение 2.1. [21] Страховое дело: Учебник \ Под ред. Л.И. Рейтмана – М.: Банковский и биржевой НКЦ, 1992 |