Курсовая работа: Аудит расчетов по оплате труда 4
Название: Аудит расчетов по оплате труда 4 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Ухтинский государственный технический университет Кафедра финансов, кредита и бухгалтерского учета Курсовая работа По дисциплине «Основы аудита» Тема: Аудит расчетов с персоналом по оплате труда Выполнил: ст.гр. ФК-08 (сп) (к) Рочева П. М. Шифр: 080130 Проверил: Горбачева Е.А. Ухта 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА……………………………………..........................................5 1.1 Цель, задачи и информационное обеспечение аудита ……………………...…5 1.2 Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………………...…..8 1.3 Типичные ошибки при расчетах по оплате труда………………………..….…9 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА»…………….10 2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………...10 2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности…………………………...……..12 2.3 Анализ финансовой устойчивости………………………………………….….16 3. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА»………………………………………………………………....20 3.1 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………………...........................…20 3.2 Составление плана и программы…………………………………………….....24 3.3 Оценка и оформление результатов аудита расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………….…30 Заключение………………………………………………………………………….…..33 Список использованной литературы………………………………………………….34 Приложение Введение Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос. Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены. По сути, аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Одним из направлений аудиторской проверки является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. В условиях рыночной экономики в погоне за максимально возможной прибылью коммерческие организации стремятся к минимизации «легальной» оплаты труда с тем, чтобы уйти от налогов. Поэтому заключение аудитора о соответствии расчетов с персоналом по оплате труда законодательству является весьма важным. А потому аудит расчетов с работниками предприятия по оплате является актуальной темой в условиях рыночной экономики Цель данной курсовой работы – углубить теоретические знания и закрепить практические навыки по проведению аудита расчетов с персоналом по оплате труда. Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита; - рассмотреть план проведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда; - изучить законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда; - изложить этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда; - раскрыть типичные ошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда; - показать на практических примерах возможные нарушения, выявленные по результатам аудита. Предметом курсовой работы является аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Теоретической базой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы, учебники и периодика. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объектом исследования является ООО «Газпром Трансгаз Ухта», на примере которого ведется аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда. 1. ТЕОРЕ ТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА1.1 Цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплате трудаВ соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками. При этом решается комплекс задач: 1) подтверждение системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов по оплате труда; 2) подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете; 3) установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц; 4) проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета; 5) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда. В качестве источников информации используются нормативные и правовые акты, локальные документы организации по труду и его оплате, регистры синтетического и аналитического учета по счетам, бухгалтерская и налоговая отчетность, документы неучетного характера. Информационная база аудита делится на следующие группы: 1) нормативно-правовые документы: - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ; - "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255 –ФЗ; - "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ; - Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375; - Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922; - "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1; 2) локальные документы организации, регулирующие вопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда и материального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании, правила внутреннего распорядка, штатное расписание; 3) первичные учетные документы: - по учету кадров: №Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу"; № Т-2 "Личная карточка работника"; № Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего"; № Т-3 "Штатное расписание"; № Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника"; № Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу"; № Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику"; № Т-7 "График отпусков"; № Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)"; № Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку"; № Т-10 "Командировочное удостоверение"; № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении"; № Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника"; № Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда"; № Т-13 "Табель учета рабочего времени"; № Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; № Т-51 "Расчетная ведомость"; № Т-53 "Платежная ведомость"; № Т-53а "Журнал регистрации платежных ведомостей"; № Т-54 "Лицевой счет"; № Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику"; № Т-61 "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)"; № Т-73 "Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы". Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д. 4) регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по заработной плате, журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"; 5) бухгалтерская и налоговая отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), налоговые карточки по учету налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ), справки о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование; 6) прочая документация: приказы, распоряжения руководителя, договоры о материальной ответственности, договоры займа, заявления работников, акты проверок ревизионных и налоговых органов, аудиторские заключения. Проверка расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке. 1.2 Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда Работы при проведении аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Таблица 1- Этапы проведения аудита
1.3 Типичные ошибки при расчетах по оплате труда Для аудитора очень важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, которые встречаются при расчетах по оплате труда.Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:- отсутствие обязательных системных документов, связанных с оплатой труда (Положения по оплате труда, Положения по премированию, штатного расписания, приказов, трудовых договоров, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и пр.) - не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда; - несоблюдение условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (непредоставление отпуска или предоставление его менее установленной продолжительности, принуждение к сверхурочной работе, невыплата заработной платы в установленные сроки), - несоответствие начисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров, действующих в организации положениям, - неправильное начисление доплат, установленных Трудовым кодексом, - неправильное исчисление среднего заработка, - неправильное исчисление причитающихся работнику компенсаций (в частности за неиспользованный отпуск), - отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы; - допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.); - ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.). 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «Газпром Трансгаз Ухта» 2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Газпром Трансгаз Ухта»Дочернее предприятие «Севергазпром» Российского акционерного общества (ОАО) «Газпром» входит в единую систему газоснабжения страны, обеспечивая надежное газоснабжение потребителей. Общество с ограниченной ответственностью «Севергазпром» создано в соответствии с решением Совета Директоров ОАО «Газпром» от 25 мая 1999 года № 124, постановлением Правления ОАО «Газпром» от 19 мая 1999 года № 49 и решением Учредителя от 30 июня 1999 №1 путем преобразования Предприятия добыче, переработке и транспортировке газа «Севергазпром» ОАО «Газпром». Статус: Предприятие по добыче, переработке и транспортировке газа «Севергазпром» Открытого акционерного общества «Газпром». Сокращенное наименование – Предприятие ООО «Севергазпром» ОАО «Газпром». Предприятие «Севергазпром» ОАО «Газпром» действует в соответствии с Уставом, утвержденным ОАО «Газпром» 7 сентября 1993 года и зарегистрированным в г. Ухта 20 октября 1993 года. Юридический адрес местонахождения Общества: Российская Федерация, Республика Коми, город Ухта, проспект Ленина, дом 39/2. Полный почтовый адрес Общества: 169300, Республика Коми, г.Ухта, пр.Ленина 39/2. Адрес электронной почты (e-mail): uhta@gazprom.ru 1 февраля 2008 года компания зарегистрирована под новым названием. ООО «Севергазпром» (дочерняя компания ОАО «Газпром») с начала 2008г. была переименовано в «Газпром Трансгаз Ухта». Об этом сообщает пресс-служба предприятия. Изменение названия произошло во исполнение приказа председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера «Об использовании единого фирменного стиля дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», зарегистрированными на территории Российской Федерации». Смена названия происходит в рамках реструктуризации ОАО «Газпром». Новое название соответствует единому стилю «Газпрома» и отражает основной вид деятельности предприятия - транспортировку газа по магистральным газопроводам, а также местонахождение центрального офиса предприятия (Ухта, Республика Коми). В результате структурных преобразований будет завершена работа по разделению финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Уставной капитал ООО Газпром трансгаз Ухта» 5 608 125 657 рублей. Доля ОАО "Газпром" - 100%. Иных юридических и физических лиц, участвующих в уставном капитале Общества, нет. В ООО «Газпром Трансгаз Ухта» совет директоров не образован. Структура управления представлена в приложении 1. Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в соответствии с российским законодательством. Общество получает и поддерживает в силе все лицензии и государственные разрешения, необходимые в соответствии с российским законодательством для осуществления Обществом отдельных видов деятельности и достижения своей цели. Основными видами деятельности предприятия «Газпром Трансгаз Ухта» являются: - добыча, переработка и транспорт природного, попутного газа и газового конденсата; - геолого-поисковые, изыскательские, геологоразведочные работы, разработка месторождений, бурение и строительство скважин, газопроводов и других объектов производственного и социально-бытового назначения; - проектирование, строительство (монтаж), пуско-наладка и эксплуатация объектов газового хозяйства; - производство сжиженных газов, азота, кислорода, технических углеродов, резинотехнических изделий; - оказание информационно- вычислительных услуг; - охранная деятельность; - внешнеэкономическая деятельность. Другие виды деятельности: - добыча, переработка и реализация торфа и продуктов его переработки; - предоставление услуг связи; - подготовка кадров; - посредническая и аудиторская деятельность, маркетинговые услуги; - участие в организации и проведение выставок и другие виды деятельности. 2.2 Анализ ликвидности баланса предприятия и платежеспособности В условиях рыночных отношений повышаются роль и значение анализа финансового состояния предприятия. Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства. Основным источником информационного обеспечения анализа финансового состояния предприятия служит бухгалтерский баланс – форма № 1. Платежеспособность - это внешнее проявление финансового состояния предприятия, его способность вовремя удовлетворять платёжные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Анализ платежеспособности предприятия проводится на основе расчета коэффициентов ликвидности. Таблица 1– Группировка активов и пассивов
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения: А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4. Выполнение первых трех неравенств, влечет выполнение четвертого. Таблица 2 - Анализ ликвидности баланса 2008 год, тыс.руб.
На начало анализируемого периода: А1<П1, А2>П2, А3<П3, А4>П4 На конец анализируемого периода: А1<П1, А2>П2, А3<П3, А4>П4 Это означает, что баланс в 2008 году, не являлся абсолютно ликвидным. Таблица 3- Анализ ликвидности баланса 2009 год, тыс.руб.
На начало анализируемого периода: А1<П1, А2>П2, А3<П3, А4>П4 На конец анализируемого периода: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4 Это означает, что баланс в 2009 году, также не являлся абсолютно ликвидным. По результатам таблиц можно сделать вывод, что баланс предприятия за анализируемые года не являлся абсолютно ликвидным. В 2008-2009гг. кредиторская задолженность, сроки которой уже наступили (П1 ), превышает наиболее ликвидные активы, причем эта разность к концу анализируемого 2009 года увеличилась на 4332225 тыс. руб. Что касается труднореализуемых активов, то они меньше устойчивых пассивов на конец 2009 года на 482 252 тыс. руб. Анализ сравнения активов и пассивов по группам позволяет определить текущую ликвидность (ТЛ ): ТЛ = (А1 + А2 ) – (П1 + П2 ) ТЛ – свидетельствует о платежеспособности предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. Если ТЛ > 0 – предприятие платежеспособно, кроме ТЛ считают ПЛ (промежуточная ликвидность): ПЛ = А3 – П3 Таблица 4 - Расчет показателей ликвидности за 2008-2009 гг. тыс. руб.
Текущая ликвидность баланса в 2009 году имеет положительное значение, это говорит о том, что на ближайший период времени поступление денежных средств достаточно для погашения наиболее срочных обязательств, то есть предприятие к концу года улучшило платежеспособность. Промежуточная ликвидность имеет положительное значение к концу 2009 года, и она составила 277 974 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что в будущем предприятие может рассчитаться по своим обязательствам при поступлении денежных средств. Платежеспособность (оценка) осуществляется по 3-м показателям: 1) Коэффициент абсолютной ликвидности . Нормативный уровень этого показателя 0,2 – 0,7. Если ниже – абсолютная ликвидность не соответствует норме. Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена в ближайшее время за счет наиболее ликвидных активов. 2) Коэффициент промежуточного покрытия . Нормативный уровень 0,7 – 0,8. Идеальный уровень 1 – 1,5. 3) Коэффициент текущей ликвидности (или коэффициент полного покрытия) . Нормативный уровень 2,5 – 3,5. Таблица5 - Платежеспособность предприятия
Коэффициент абсолютной ликвидности как в 2008 года, так и в 2009 года намного ниже нормативного значения, т.е. всего 7% и 14% краткосрочных обязательств может быть погашено в ближайшее время за счет денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, что следует рассматривать отрицательным моментом для данного предприятия. Коэффициент промежуточного покрытия в 2008 году больше норматива - 0,85, а в 2009 году увеличивается до 1,04 вследствие увеличения краткосрочных и наиболее срочных обязательств. Несмотря на это, коэффициент остается идеальным, что свидетельствует о способности предприятия своевременно проводить расчеты с дебиторами. На протяжении всего анализа с 2008 – 2009 гг. коэффициент текущей ликвидности ниже нормы. Низкий уровень коэффициента текущей ликвидности говорит о том, что предприятие не в силах расплатиться по своим обязательствам, задействовав при этом все оборотные активы и продолжать бесперебойную деятельность. 2.3 Анализ финансовой устойчивости В условиях рыночной экономики весьма важное значение приобретает финансовая независимость предприятия от внешних заемных источников. Финансовая устойчивость оценивается по соотношению собственного и заемного капитала, по темпам накопления собственного капитала в результате текущей и финансовой деятельности. Для определения финансовой устойчивости предприятия ООО «Газпром Трансгаз Ухта» необходимо провести расчет некоторых показателей. Коэффициент автономии (финансовой независимости) Равен доле источников собственных средств в общем итоге баланса-нетто. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды. Повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств. Означает, что все обязательства могут быть покрыты его собственными средствами. Должен быть >=0,5.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.
Коэффициент маневренности Коэффициент равен отношению СОС к общей величине источников ОС. Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние. Нормативное значение 0,5. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками. Коэффициент равен отношению величины СОС к стоимости запасов и затрат предприятия. Оптимальный вариант коэффициента - 1. Если > 1 - излишек собственных средств, если < 1 - недостаток. Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения. Коэффициент равен отношению суммы стоимости основных средств, капиталовложений, оборудования, сырья и незавершенного производства к итогу баланса. Показывает, насколько эффективно используются средства предприятия для предпринимательской деятельности. Если значение коэффициента < 0,5, то целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств. Результаты расчета коэффициентов сведены в таблицу. Таблица 6 - Анализ относительных показателей финансовой устойчивости.
Коэффициент автономии повысился с 0,42 до 0,52, что свидетельствует о повышении финансовой независимости предприятия, понижении риска финансовых затруднений в будущем. Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, снижает гарантии погашения предприятием своих обязательств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств на начало и конец периода соответствует нормальному ограничению, что свидетельствует о достатке собственных средств предприятия для покрытия своих обязательств. Коэффициент маневренности возрос с 0,24 до 0,29, однако не достиг рекомендуемой оптимальной величины. Значение коэффициента маневренности собственного капитала говорит о том, что только 29% собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать этими средствами. Значительная часть (71%) собственных средств предприятия вложена в недвижимость и другие внеоборотные активы, которые являются наименее ликвидными. Это обстоятельство привело к тому, что на предприятии сложился низкий уровень маневренности. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования возрос и на конец периода он составил 1,39. Это свидетельствует о том, что у предприятия достаточно обеспеченности запасов собственными источниками формирования. Реальная стоимость имущества на начало и конец года несколько выше минимального нормативного значения, что показывает, что средства предприятия используются эффективно. Коэффициент прогноза банкротства показывает способность предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам при условии благоприятной реализации запасов. К концу 2009 года коэффициент вырос на 0,11 и составил 0,58.Чем выше значение показателя, тем ниже опасность банкротства, следует, что опасность банкротства минимальная. 3. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ООО « ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УХТА» 3.1 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ООО «Газпром Трансгаз Ухта», проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период. Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы: 1. круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело; 2. наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации; 3. наличие технических средств контроля; 4. наличие технологии контроля; 5. контролируемые параметры. Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что: 1. рабочие места бухгалтерии полностью автоматизированы. Все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда соответствуют требованиям нормативной документации; 2. главный бухгалтер организации не осуществляет контроль по предотвращению ошибок во время работы расчетной группы. Из беседы с главным бухгалтером установлено, что: 1. контроль за работой расчетной группы осуществляется только на конечной стадии расчетов заработной платы, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по выделенным комплексам задач (табл. 7). Таблица - 7
Проверка соблюдения положений законодательства о труде, состояния внутреннего контроля по трудовым отношениям. В данном случае целесообразно проконтролировать, как соблюдается трудовое законодательство. Основным документом, используемым для этой цели, является Трудовой кодекс РФ. Проверка организации учета и контроля выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам. В данном случае проверяется, как правильно оформлены первичные документы, применены нормы и расценки, присутствуют подписи должностных лиц и заполнены реквизиты форм. Особое внимание обращается на исправления. При проведении данной процедуры проверки применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии и контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы). Проверка расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат. На данном этапе проверяется, как производилось начисление повременной оплаты, расчет по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат. Проверка расчетов удержаний из заработной платы с физических лиц. К основным видам удержаний относят: налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и прочие удержания. В ходе проверки должны быть осмотрены начальные данные, затем установлено соответствие алгоритма законодательным документам, и, наконец, проверены сами выполненные расчеты. При проверке правильности удержания налога на доходы физических лиц, основополагающим документом является гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. В ходе проверки должны быть уточнены по каждому работнику количество льгот и величина налогооблагаемой базы, проверена правильность расчета налога. При проверке налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. При этом ее не уменьшают удержания по исполнительным листам. Проверка сводных расчетов по оплате труда. Сводные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующим с ним счетами. Обороты по этому счету проверяют по карточкам, оборотно-сальдовым ведомостям, анализам, ведомостям и журналам-ордерам данного и корреспондирующих счетов. Кроме того, в ходе проверки контролируют соответствие записей в учетных регистрах и Главной книге. Проверка налогооблагаемой базы для расчетов по единому социальному налогу. В ходе проверки должна быть рассмотрена правильность расчетов по начислению единого социального налога. Для этой проверки правильности формирования базы налогообложения использована Инструкция Госкомстата РФ №116 от 24 ноября 2000 г. «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» инструкции соответствующих фондов. Проверка депонированных сумм по заработной плате. В ходе проверки должна быть проверена система организации аналитического учета по депонентам. Цель дальнейшего планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку данного участка учета на предприятии. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. 3.2 Составление плана и программы аудита Теперь имея всю необходимую информацию составим общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Газпром Трансгаз Ухта» (табл. 8). Таблица 8 - Общий план аудита операций по оплате труда в ООО «Газпром Трансгаз Ухта»
Руководитель аудиторской фирмы ______________ Новоселова Л.И. Руководитель аудиторской группы ______________ Петрова Н.И. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (табл. 9). Таблица 9 - Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Газпром Трансгаз Ухта»
Руководитель аудиторской фирмы ______________ Новоселова Л.И. Руководитель аудиторской группы ______________ Петрова Н.И. В ходе проверки рассмотрено, как оформляется прием и увольнение сотрудников ООО «Газпром Трансгаз Ухта» и как вообще строится система оплаты труда. Для этого изучены приказы и заключенные коллективные договора. Согласно последним, здесь обеспечивается занятость, устанавливается рабочее время, режим труда и отдыха, отпуска, применяется и сдельная, и повременная оплата труда работников, предусмотрены социально-трудовые гарантии, производится охрана труда и гарантируется защита профсоюза. Кроме того, в приложениях к коллективному договору рассматриваются правила внутреннего трудового распорядка, права и обязанности администрации и работников предприятия, вопросы трудовой дисциплины, а также порядок доплат за тяжелые и вредные условия труда, условия премирования и поощрения за успехи в работе. В ходе проверки сделан вывод о правильности применения штатного расписания при повременной оплате труда и норм и расценок – при сдельной оплате труда. В соответствие требуемому, ведется учет рабочего времени с соблюдением установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда. Этот учет ведется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т-12). По этому документу проверены все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.). Для этой проверки применен метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению личных карточек и табелей учета рабочего времени с приказами и распоряжениями. В первичной документации по начислению заработной платы отмечено присутствие всех подтверждающих подписей, использование верных норм и расценок, заполнены требуемые реквизиты. Наиболее тщательно проверены расчеты сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда. Они произведены верно, не выявлено случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам. Данные расчеты производятся с применением ПК, что исключает возможность арифметических ошибок. Средний заработок во всех случаях определен правильно (для расчета отпускных и оплаты больничных листов) и выплаты произведены правомерно (присутствуют все оправдательные документы и требуемые графики, приказы). В ходе проверки проконтролировано соответствие записей в учетных регистрах и Главной книге. Сальдо по счетам расчетов с персоналом по оплате труда и отчислениям в фонды тождественно и соответствующим показателям отчетности. В ходе проверки расчетов по оплате труда на ООО «Газпром Трансгаз Ухта» использованы все первичные документы по учеты выработки и заработной платы, расчетные ведомости, лицевые счета работающих и платежные ведомости. При этом отмечено соответствие всех итогов в отдельных ведомостях общим итогам по предприятию. Определена правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета. Уточненная база налогообложения для определения единого социального налога, полученная расчетным путем при проверке, совпала с представленной предприятием. На предприятии ведутся карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм автоматизированным способом. В них указано, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какие счета она списывалась по истечении сроков исковой давности. Нарушений на данном этапе проверки не выявлено. Результаты аудиторской проверки расчетов по оплате труда приведены в таблице 10. Таблица 10 – Результаты аудиторской проверки расчетов по оплате труда
Рабочими документами аудиторов по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи. Контроль за тем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства – дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ООО «Газпром Трансгаз Ухта». Итоги проверки на данном участке учета оформляются в рабочем документе аудитора (Приложение 1). Выявленные на данном этапе аудиторской проверки нарушения отражаются в отчетных документах аудитора (Приложение 2). Здесь установим, что случаев включения в табеля учета рабочего временя вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено. При проверке первичных документов аудитором был обнаружен следующий недостаток: отсутствует подписи на многих документах работника кадровой службы (форма Т-2) и руководителя учреждения на приказах о предоставлении отпуска (форма Т-6). Росписи работников присутствуют на всех документах, все разные. 3.3 Оценка и оформление результатов аудита расчетов с персоналом по оплате труда После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторы оценивают полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки ООО «Газпром Трансгаз Ухта» можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась на выборочной основе с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы своды по заработной плате, табеля учета рабочего времени, наряды, договора на оказанные услуг, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50,51,69,70,71,76,88 и т.д.), «Баланс» (ф. №1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. №2) и др. Отчет ООО Аудиторская фирма «Инновация-А» По аудиту расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Газпром Трансгаз Ухта» за 2008 год. г.Москва 22 февраля 2009г. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Газпром Трансгаз Ухта» за 2008 год проведена ООО «НиК-аудит» на основании договора №257 от 21 января 2009г. Нами проведен аудит учета труда и заработной платы ООО «Газпром Трансгаз Ухта» за 2008 год. При планировании и проведении аудита оплаты труда нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у ООО «Газпром Трансгаз Ухта». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Газпром Трансгаз Ухта». Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского отчета о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО «Газпром Трансгаз Ухта» с целью выявления всех возможных недостатков. В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО «Газпром Трансгаз Ухта» масштабам и характеру его деятельности. Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности. При проведении аудита оплаты труда нами рассмотрено соблюдение в ООО «Газпром Трансгаз Ухта» применимого законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства РФ при свершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган ООО «Газпром Трансгаз Ухта». Мы проверили соответствие ряда совершенных ООО «Газпром Трансгаз Ухта» финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности информация об оплате труда не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита оплаты труда не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ООО «Газпром Трансгаз Ухта» законодательству. Поэтому такое мнение мы не высказываем. Мы проводили аудит в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным Министерством финансов. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результате проверки были случаи небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных). Результаты проведенной нами проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ООО «Газпром Трансгаз Ухта», во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате выполнения курсовой работы был изучен порядок проведения аудиторской проверки учета заработной платы в конкретной организации – ООО «Газпром Трансгаз Ухта». С этой целью была изучена нормативная база как по порядку начисления и выплаты заработной платы, так и по организации работы предприятия в целом. Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования, приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике. Рассмотрены общие положения об организации проведения аудиторской проверки экономического субъекта, продемонстрирован порядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств, источников и методов их получения. Изучены способы и порядок документирования проверки, оформления её результатов, полученная информация систематизирована и подвергнута анализу. Выработаны конкретные рекомендации для возможного применения в деятельности исследуемого предприятия ООО «Газпром Трансгаз Ухта». На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1.Бухгалтерский учет в ООО «Газпром Трансгаз Ухта» организован на основе Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, по журнально-ордерной форме учета. 2.В оформлении первичных документов имеют место недостатки. Недооформленные бланки договоров, нарядов и табелей. 3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется по каждому работнику. 4. Синтетический учет оплаты труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по дебету которого отражают выплаты заработной платы и удержания из нее, а по кредиту – начисления. 5. Начисление заработной платы работникам осуществляют в соответствующем порядке. Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». 2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГС ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009). 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.09.2009). 5. Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 02.08.2010). 6. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах при налогах на добавленную стоимость» (ред. от 26.05.2009). 7. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023) 8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. 9. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 02.08.2010) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" 10. Богатая, И.Н., Аудит: Учебное пособие. / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 475 с. – (высш. обр.). 11. Ерофеева, В.А. Аудит: Учебное пособие. / Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т. А. – М.: Высш. образование, 2009. – 447 с. 12. Кочинев, Ю.Ю. Аудит. – Спб.: Питер, 2010. – 304 с.: ил. – («Серия бухгалтеру и аудитору»). Приложение 1
Приложение 2 Таблица – Сводка нарушений, выявленных в результате проверки.
Приложение 3 ДОГОВОР № __ -20_а
ООО «НиК-аудит» (лицензия МФ РФ № Е 003847), именуемое в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, в лице генерального директора Нефедовой Е.В., действующей на основании Устава, с одной стороны, и ______ «___________________», именуемое в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, в лице Генерального директора _____________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора В соответствии с условиями настоящего договора Исполнитель выполняет, а Заказчик обязуется принять и оплатить следующие виды услуг: 1.1. Проведение аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности Заказчика за период с _________ года по __________ года и составление аудиторского заключения о достоверности этой отчетности. 2. Права и обязанности сторон 2.1. Заказчик обязуется: 2.1.1. Предоставить Исполнителю бухгалтерскую, финансово-банковскую документацию и отчетность, а также иную информацию, необходимую для осуществления работ, предусмотренных п.1.1 настоящего Договора в полном объеме и в сроки, обеспечивающие выполнение работ. 2.1.2. Оперативно устранять выявленные Исполнителем в ходе работ нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. 2.1.3. Увеличение сроков предоставления указанных в п. 2.1.1. документов, отчетности и иной информации по вине Заказчика, а также неисполнение требований п. 2.1.2., если это повлечет невозможность совершить работы, предусмотренные п.1.1 настоящего Договора в обусловленный Договором срок, является основанием для наступления следующих условий: - выдача аудиторского заключения на основании фактического объема полученной документации и отчетности, в которую не внесены рекомендуемые исправления; - продление срока договора на период, необходимый для завершения работ с оплатой дополнительно затраченных на проверку дней (данное условие подразумевает заключение между сторонами дополнительного соглашения). 2.1.4. Предоставлять Исполнителю бухгалтерские книги, отчеты, планы, договора, счета, сметы (калькуляции) и другие документы и справочные материалы, а также возможность проверять наличие денежных сумм и ценных бумаг, наличие и правильность расходования материальных ценностей, возможность осуществления других ревизионных процедур, которые необходимы для выполнения работ, предусмотренных настоящим Договором. 2.1.5. Провести полную инвентаризацию товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов Заказчика собственными силами Заказчика и за счет средств Заказчика, а также обеспечить выведение окончательных результатов инвентаризации в порядке, установленном нормативными актами. 2.1.6. Давать по запросу Исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме. 2.1.7. Предоставить соответствующее помещение и необходимую оргтехнику по заявке Исполнителя для проведения работ по настоящему Договору. 2.1.8. Своевременно оплатить стоимость произведенных работ по настоящему Договору. 2.2. Заказчик имеет право: 2.2.1. Получать от Исполнителя исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с результатами проверки необходимые разъяснения с указанием действующих нормативных актов, на которых основываются замечания и выводы аудитора. 2.3. Исполнитель обязуется: 2.3.1. Оказать услуги по проведению аудита бухгалтерской отчетности Заказчика, руководствуясь Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-Ф3 от 07.08.01 и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утверждёнными Правительством Российской Федерации, за период, указанный в п.1.1 настоящего договора 2.3.2. По окончании аудиторской проверки, предусмотренной п.2.3.1. настоящего Договора, предоставить Заказчику в письменном виде аудиторское заключение и отчет по результатам проведенной проверки. 2.3.3. В необходимых случаях на условиях дополнительного соглашения защищать интересы Заказчика в государственных органах исполнительной власти (арбитражных судах, налоговых инспекциях и т.п.). 2.3.4. Обеспечивать сохранность документов, представленных Заказчиком для проведения аудиторской проверки. 2.4. Исполнитель имеет право: 2.4.1. Получать от руководителей Заказчика все документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Заказчика. 2.4.2. Получать от сотрудников Заказчика любую информацию и разъяснения, которые необходимы для выполнения Исполнителем работ, предусмотренных настоящим Договором. 2.4.3. Привлекать к участию в проверке дополнительных специалистов в связи со значительным объемом работ или иными обстоятельствами, возникшими после заключения Договора. 2.4.4. Приступить к выполнению работ в течение 5-ти рабочих дней с момента поступления предоплаты на расчетный счет Исполнителя. 2.4.5. Досрочно завершить работу, предусмотренную настоящим Договором. 3. Размер и порядок оплаты 3.1. Общая стоимость аудиторской проверки, осуществляемой Исполнителем в соответствии с условиями настоящего договора, составляет _________ (__________ тысяч) рублей, НДС не облагается (на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ и Уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 01.12.2004 г. № 783). 3.2. Оплата за аудиторские услуги производится путем перечисления 100% предоплаты на расчетный счет Исполнителя. 3.3. Моментом выполнения Заказчиком своих обязательств по оплате является зачисление средств на расчетный счет Исполнителя. 4. Условия и сроки проведения работ 4.1. Заказчик обеспечивает необходимые условия для работы лиц, производящих проверку, в том числе: а) выделяет рабочее место в офисе Заказчика; б) обеспечивает перепечатку и копирование (в случае необходимости) материалов проверки за свой счет; в) обеспечивает доступ к необходимой финансово-распорядительной документации. 4.2. Заказчик обеспечивает присутствие должностных и материально-ответственных лиц, которые должны оказывать практическую помощь и давать разъяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки. 4.3. Объем необходимой для проведения проверки финансово-распорядительной документации определяет Исполнитель. 4.4. Каждая из сторон обязуется незамедлительно сообщать другой стороне о возникающих затруднениях, которые ставят под сомнения возможность выполнения в установленный срок взятых обязательств. 4.5. Исполнитель не несет ответственности за недостоверность сведений, представленных для выполнения работы по настоящему Договору. 4.6. Исполнитель обязуется провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности Заказчика в срок с ______________г. до ______________ г. 5. Порядок сдачи работ 5.1. По завершении работ, предусмотренных настоящим Договором, Исполнитель предоставляет Заказчику Акт об оказании услуг по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности Заказчика за установленный Договором период. 5.2. Моментом завершения работ является передача Исполнителем Заказчику соответствующих документов, предусмотренных п.2.3.2. настоящего Договора. На экземпляре отчета, остающегося у Исполнителя, Заказчик оставляет расписку в том, что отчет получен с указанием даты получения. 5.3. Заказчик обязуется в течение 3-х дней со дня получения акта сдачи-приемки работ рассмотреть и при отсутствии возражений подписать и направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ. 5.4. В случае мотивированного отказа Заказчика сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков выполнения. 6. Ответственность сторон 6.1. Исполнитель несет материальную ответственность перед Заказчиком за прямой ущерб, нанесенный последнему неправильными сведениями, содержащимся в аудиторском заключении, в размере, не превышающем стоимость услуг по настоящему договору.
7. Конфиденциальность 7.1. Стороны обязуются хранить в тайне существование и содержание настоящего Договора, а также любую информацию и данные, предоставляемые каждой из сторон в связи с исполнением настоящего Договора, не раскрывать и не разглашать третьим лицам в целом или частично факты и информацию без предварительного письменного согласия одной из сторон настоящего Договора. Исполнитель обязуется не использовать факты или информацию, полученные при исполнении настоящего Договора, для любых целей без предварительного письменного согласия Заказчика, равно как и Заказчик обязуется не использовать такую информацию без предварительного письменного согласия Исполнителя.
8. Разрешение споров 8.1. Все споры и разногласия между сторонами настоящего Договора, которые могут возникнуть по настоящему Договору, если они не будут разрешены путем переговоров, подлежат разрешению в Арбитражном суде г. Москвы. 9. Прекращение договора ранее намеченного срока 9.1. Каждая из сторон имеет право немедленно прервать действие настоящего Договора путем передачи письменного уведомления в случае, если с другой стороной по Договору произойдет одно из следующих событий: а) неплатежеспособность, несостоятельность, ликвидация или реорганизация; б) приостановление ее обычных деловых операций. 9.2. Каждая из сторон имеет право немедленно прервать действие настоящего Договора путем письменного уведомления другой стороны, если другая сторона совершит какое-либо нарушение положений настоящего Договора, и такое нарушение не будет устранено в течение трех дней после подачи письменного уведомления о данном нарушении. 9.3. В случае досрочного расторжения настоящего Договора, оплата произведенных Исполнителем работ осуществляется Заказчиком на основании акта о выполненной работе с приложением отчета о фактически затраченном времени специалистами Исполнителя и выставленного Исполнителем счета. 10. Форс-мажорные обстоятельства 10.1. Стороны освобождаются от частичного или полного исполнения обязательств по настоящему Договору, если неисполнение явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, как, например, землетрясение, наводнение, пожар, забастовка, правительственные постановления или распоряжения государственных органов, а также в случае возникновения угрозы независимости согласно положениям Кодекса этики аудиторов, принятого Министерством Финансов РФ 28.08.2003 г. Протоколом № 16. 10.2. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана немедленно информировать другую сторону Договора о наступлении подобных обстоятельств в письменной форме.
10.3. По прекращении действия указанных обстоятельств сторона должна без промедления известить об этом другую сторону в письменной форме.
10.4. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы срок выполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действует такие обстоятельства и их последствия. 11. Прочие условия 11.1. Исполнитель по своему усмотрению осуществляет подбор специалистов для выполнения работ, предусмотренных настоящим Договором. 11.2. Стоимость работ по настоящему Договору определена только для исполнения настоящего Договора и не может служить прецедентом или конкурентным материалом при заключении аналогичных договоров в будущем. 11.3. Все предложения и рекомендации, сделанные Исполнителем при выполнении им работ, носят рекомендательный характер и не являются обязательными. 11.4. Все дополнения и изменения к настоящему Договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами. 11.5. Заказчик не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих выяснению при аудиторской проверке. 11.6. При возникновении необходимости в предоставлении консультаций Заказчику, предмет консультаций, объем, сроки и форма их оплаты определяются дополнительным соглашением сторон. 12. Срок действия договора 12.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
Бухгалтерский баланс
Приложение к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)
|