Реферат: Обоснование эффективных направлений активизации инновационной деятельности предприятия по произв
Название: Обоснование эффективных направлений активизации инновационной деятельности предприятия по произв Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Факультет экономики и управления в машиностроении Кафедра экономики и менеджмента в машиностроении КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ» на тему: «Обоснование эффективных направлений активизации инновационной деятельности предприятия по производству корпусной мебели» Санкт-Петербург 2010 Содержание Введение 3 1. Общая характеристика предприятия и проблем его инновационного развития 5 2. Оценка соответствия организационной структуры управления потребностям инновационного развития предприятия 14 3. Разработка органограмм информационных потоков структурных подразделений системы управления предприятия 18 4. Оценка активности инновационного поведении предприятия 24 5. Разработка комплекса мероприятий активизации инновационного поведения предприятия 25 Литература 27 ВВЕДЕНИЕ В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок. Инновации играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста в долгосрочной перспективе, но и, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроэкономическом уровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации. Инновации на современных предприятиях условно можно разделить на два типа. Первый тип инноваций – это производственные инновации, реализуемые в производственном цикле предприятия путем приобретения новых станков, конвейеров, использованием новых химических соединений и процессов. Например, приобретается производственная линия, которая способна производить товар большого количества, лучшего качества и с меньшей удельной себестоимостью. Если линия введена в эксплуатацию, то уже можно говорить о внедрении инноваций на предприятии – в производственном цикле. Но при этом нужно очень четко понимать, что этот вид инноваций легко повторяем, потому что производственная линия приобретена вашим предприятием, следовательно, ее сможет в виде такого же товара купить и ваш конкурент. Существует еще один, тип инноваций, который в большинстве случаев не получится приобрести по принципу готового продукта. Это инновации, создаваемые людьми, работающими на предприятии, Это их идеи, направленные на решение задач продвижения производственного товара на рынок, оценки его конкурентоспособности, задачи поиска и поддержки клиентской базы, задачи, связанные с оптимизацией логистических цепочек, изобретением новых элементов технологических процессов и т.д. Огромное количество исследований показывает, что эффективность решения всех этих задач в первую очередь зависит от настроя людей работающих на предприятии и понимания того, что у них есть инструменты, которые позволяют им общаться между собой, генерировать и воплощать идеи, необходимые для развития предприятия. И именно этот тип инноваций, реализованных на конкретном предприятии в виде цепочек общения между людьми, в виде привитых сотрудникам принципов работы с информацией, наиболее сложно повторим конкурентами. Поэтому инновации второго типа наиболее востребованы сейчас и еще более будут востребованы в будущем. Инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды. В условиях статичной внешней среды инновации ограничивались бы повышением внутрихозяйственной эффективности, а их цикл был бы конечным - до момента достижения предела эффективности. Меняющаяся внешняя среда, в первую очередь технологическое развитие, обусловливает непрерывность инновационного цикла и недостижимость на практике предела совершенствования системы. 1.Общая характеристика предприятия и проблем его инновационного развития Мебельное производство ООО «Плаза» было создано в 2000 году на базе крупного торгового предприятия. Главной целью создания мебельного производства было налаживание выпуска комплектов кухонной мебели для удовлетворения нужд самого торгового предприятия, а также для расширения торговли в регионах России. Торговое предприятие к 2000 году имело семилетний опыт по торговле кухонной мебелью, импортируемой из Франции, Германии и Италии. Импортные кухни отличались интересным дизайном, высоким качеством, способностью модернизироваться под помещения любого размера и индивидуальные пожеланий заказчика. Основными их недостатками являются срок поставки, который составляет от 30 и более календарных дней, а также зависимость от таможенных пошлин, которые становились с каждым годом все больше, защищая тем самым отечественных производителей. Базируясь на полученном торговом опыте (зная предпочтения потребителей, имея развитую торговую сеть, имея развитую сферу дополнительных услуг по доставке и монтажу кухонной мебели) руководство торгового предприятия приняло решение о создании собственного мебельного производства. На основании принятого решения, в кратчайшие сроки был разработан проект завода, заключены договора на поставку оборудования, сырья и материалов для производства кухонной мебели. За этот период было реконструировано здание под разработанную технологию производства, привезено и смонтировано оборудование, набран персонал. Первый комплект кухонной мебели был выпущен через год. Хочется отметить и тот факт, что данное предприятие не работает на склад готовой продукции, а выпускает мебель под конкретного клиента. 1.1 Наименование товара Индивидуальные комплекты кухонной мебели. 1.2 Назначение и область применения товара Данный товар предназначен для обустройства кухонного пространства в жилых помещениях. Товар не предназначен для мест общественного питания. 1.3 Основные характеристики товара Параметрические, потребительские свойства (типоразмеры, вкус запах, цвет и т.п.) Комплекты кухонной мебели состоят из отдельных элементов, которых в зависимости от размера помещения клиента может быть от 15 и до 70 единиц. Каждая единица имеет свои индивидуальные характеристики, которые отражены в специальных каталогах. Данные каталоги называются – Рабочей книгой. Как правило, объем таких каталогов составляет от 50 до 1000 листов. Размер рабочей книги зависит от фабрики производителя кухонной мебели. К каждому элементу рабочей книги дается подробное описание, где указаны точные размеры, возможный цвет исполнения, возможность модификации по желанию заказчика, дополнительное описание, например, сколько ящиков имеет напольная тумба или сколько регулируемых полок имеет навесной шкаф, или для какой марки встраиваемой техники предназначен тот или иной элемент рабочей книги. ООО «Плаза» имеет в своей рабочей книге порядка 600 различных изделий. Изделие, находящееся в рабочей книги считается стандартным, в случае изменения одной из характеристик, изделие признается нестандартным, что ведет за собой изменение цены и срока его изготовления. ООО «Плаза» выпускает 16 различных моделей кухонной мебели. Модели кухонной мебели делятся по следующим характеристикам: а) классические и современные; б) по цвету ДСП, из которого сделан корпус модели; в) по цвету и материалу, из которого сделан фасад кухни, фасад может быть выполнен из ДСП, МДФ, дерева, шпона, стекла. Каждой модели кухни дается индивидуальное название, как правила это женские имена, название географических объектов, планет и т.д. Надежность товар, соответствие стандартам и нормативным актам ООО «Плаза» уделяет огромное внимание материалам, используемым в производстве кухонной мебели. Предприятие работает только с надежными и проверенными поставщиками, которые обеспечивают качество сырья и комплектующих из партии в партию. Это важно, так как различные элементы кухни могут комплектоваться из разных партий прихода и, следовательно, на выходе клиент на должен увидеть разницу в цвете у фасадов или различные механизмы выдвижения у ящиков и т.д. В производстве комплектов кухонной мебели используется ДСП из Германии, мебельная фурнитура из Италии, Австрии и Германии, мебельные фасады из Италии и России. Качество сырья и комплектующих подтверждается различными сертификатами. Большинство из поставщиков имеют сертификат ISO 9001. Со стороны производства ведется ежедневный контроль качества выпускаемой продукции, по установленным в России ГОСТам, ТУ, а так же нормам, разработанным на самом предприятии. Раз в два года предприятие сертифицирует свою продукцию в «РосТест - Санкт-Петербурга», где проводятся испытания на прочность, безвредность для окружающей среды, надежность. Экономичность товара Выпускаемые комплекты кухонной мебели по ценовой категории относятся к среднему уровню. Ориентировочная стоимость одного метра погонного колеблется от 450 евро и до 2500 евро. Данный разбег по цене объясняется двумя основными показателями: а) материал фасада (ДСП, МДФ, натуральное дерево и т.д.) б) фурнитура, используемая в комплекте (ящики 100% выдвижения или 80%, газовые или механические лифты у вертикально открывающихся фасадов и т.д.). К среднему уровню цены рассматриваемые комплекты кухонной мебели можно отнести по следующим соображениям: а) стоимость одного погонного метра комплекта кухонной мебели знаменитых марок Италии и Германии находится в диапазоне от 5000 – 20000 евро, дешевые отечественные кухни, а также кухни Белоруссии и Украины могут стоить 100-500 евро за метр погонный; б) как показал опыт продаж основными покупателями кухонь ООО «Плаза» являются люди со средним уровнем дохода на душу населения. 1.4 Финансовые ресурсы
Отчет о прибылях и убытках
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)
Объем выпускаемой продукции:
1.5 Технические ресурсы Количество оборудования по числу единиц: На территории предприятия находится восемнадцать единиц крупного оборудования. Среди них высокоскоростной станок по раскрою ДСП, станки по обработке кромок, фрезерные центры, присадочные станки, мебельные пресса, оборудование для вакуумной упаковки. Доля оборудования с износом: 80% оборудования для предприятия было закуплено в 2000 году, в момент организации производства. 20% оборудования закупалось по мере наращивания объемов выпуска. Все оборудование для предприятия закупалось абсолютно новое. На сегодняшний день, срок службы оборудования от 4 до 6 лет. Особенности производственного оборудования: 80% оборудования это высокопроизводительные станки с ЧПУ, рассчитанные на серийное производство. 20% оборудования рассчитано на мелкосерийное производство. Политика учредителей в приобретении оборудования отвечает следующим критериям: современное, высокопроизводительное, надежное, длительное постгарантийное обслуживание поставщика, возможность обеспечения быстрого ремонта с минимальными простоями. 1.6 Технологические ресурсы Гибкость и адаптивность технологических методов: В основу технологии производства кухонной мебели заложена высокая гибкость производства, связанная с возможностью удовлетворения большинства индивидуальных пожеланий клиента, основанных на его вкусах, а также имеющихся у него площадей. На основании этого критерия подбиралось оборудование, и выстраивалась технологическая цепочка. В основе подбора оборудования лежал и другой принцип, который позволит выпускать предприятию любую корпусную мебель (офисная мебель, мебель для гостиной, мебель для детских комнат, шкафы-купе и т.д.). Это позволит предприятию быстро выйти на полную загруженность производственных мощностей с минимальными дополнительными затратами, в случае нехватки заказов на кухонную мебель или в результате смены конъюнктуры. Количество и качество имеющихся конкурентоспособных технологий: Массовое производство корпусной мебели началось в середине прошлого столетия. Созданная технология массового производства мало изменилась за прошедшие годы. Интенсивно менялись материалы, из которых производят корпусную мебель, менялся дизайн мебели, менялось оборудование, позволяя производить большие объемы с меньшими затратами. На сегодняшний день в мире существуют два кардинальных типа производства: а) Франция и Германия используют замкнутый цикл производства, выполняя на площадях предприятия изготовление корпуса от раскроя и до сборки. б) Италия в большинстве своем имеет производства с узкой специализацией. Одно предприятие делает раскрой, другое кромкует, третье присаживает и т.д., добиваясь на каждой операции минимальных себестоимостей. Такой цикл производства возможен, только в стране, где сильно развита массовая мебельная промышленность. В России 2000 года массовой мебельной промышленности не было. Исключение составляла мягкая мебель, производство которой восстановилось в России самым первым. Это объясняется низкими капитальными затратами на создание предприятия. Основываясь на вышеизложенном, учредители ООО «Плаза» постановили иметь на территории фабрики полный цикл производства корпусной мебели. На сегодняшний день ООО «Плаза» имеет стандартную замкнутую технологию по производству корпусной мебели. 1.7 Человеческие ресурсы В момент создания предприятия (2000г.), как отмечалось ранее, мебельной промышленности в России не было, следовательно, и специалистов всех уровней в России тоже не было. На предприятие производился набор молодых людей и девушки с высшим образованием без опыта работы. Набранному персоналу проводилось всесторонне обучение, как на территории самого предприятия, так и в магазинах розничной сети, а для технического персонала проводились стажировки на зарубежных предприятиях. На сегодняшний день 70% работающих сотрудников это специалисты высокого класса, с большим опытом работы и высокой квалификацией. Численность персонала предприятия: На предприятие работает 214 сотрудников. Половозрастной и образовательный состав: Офис: 50% женщин и 50% мужчин; возраст от 25 до 45 лет; 80% работающих имеют высшее образование, 20% среднее специальное образование. Производство: 20% женщины и 80% мужчин; возраст от 20 до 50 лет; 40% работающих имеют высшее образование; 60% средне специальное образование. Квалификационный состав работников: ООО «Плаза» имеет следующее соотношение между офисными сотрудниками и сотрудниками предприятия: 50% на 50% Высокое количество офисных рабочих объясняется тем, что сюда включены сотрудники собственной розничной сети (продавцы) и технический персонал, обеспечивающий сборку кухонной мебели на адресе у клиента. Офисным сотрудникам квалификация (разряд) не присваивается, что касается производства, то службой персонала разработана квалификационная сетка для конкретного предприятия. Рабочие производства имеют разряды от второго до седьмого. По данным на конец 2009 года: 2 разряд: - 10 человек 3 разряд: - 7 человек 4 разряд: - 17 человек 5 разряд: - 31 человек 6 разряд: - 18 человек 7 разряд: - 11 человек Текучесть кадров: Процент текучки кадров за 2009 год составил – 7,3% Повышение квалификации: Предприятие уделяет большое внимание повышению квалификации персонала, но только по трем направлениям: а) сотрудники розничных и оптовых продаж; б) сотрудники отдела снабжения; в) операторы станков с ЧПУ, механики. Для остальных сотрудников предприятия дополнительное повышение проводится крайне редко. 1.8 Пространственные ресурсы На сегодняшний день предприятие занимает территорию общей площадью 5 тыс. м2 и находится в центре Санкт-Петербурга. В указанную площадь входят: склады, производственные цеха, офисные помещения и выставочные залы. Предприятие было построено в 2000 году из современных строительных материалов, обеспечивающих высокую теплостойкость, освещенность, звукоизоляцию, вентиляцию и кондиционирование воздуха. Предприятие удовлетворяет всем требованиям пожарной и санитарной инспекций, что подтверждается утвержденными проектами ПДВ (Проект допустимых выбросов) и ПДРО (Проект допустимого размещения отходов). На территории предприятия имеется собственная котельная. На балансе предприятия две столовые для сотрудников и спортивный зал. 1.9 Информационные ресурсы Внутренняя деятельность предприятия достаточно закрыта. Особенно это касается работы производства и новых разработок в области дизайна. Данную закрытость можно объяснить высокой конкуренцией. Например, на территорию производства допускаются посторонние лица только с личного согласия генерального директора. Доступ в дизайнерский отдел возможен только по специальной магнитной карте, которую имеют шесть- семь человек со всего предприятия. Достоверную информацию об объеме выпуска можно получить только в количественных единицах, денежные единицы остаются закрытыми. Для внешней среды остается открытой информация, связанная с обеспечением розничной и оптовой продаж. Сюда можно отнести информацию о выпускаемых моделях, используемых материалах, ценах, специальных торговых предложениях, сроках исполнения заказов, адресную информацию о местах розничной продажи и т.д. Данная информация распространяется через точки розничной продажи, Интернет, выставки, каталоги, рекламу. На предприятии проводятся видеоконференции, так как торговые представительства предприятия находятся более чем в 10 регионах России. 1.10 Организационная структура предприятия Рисунок №1 Линейная организационнаяструктура предприятия. На описываемом предприятии действует линейная организационная структура, которая представлена на рисунке № 1. Достоинства линейной структуры:
Недостатки линейной структуры:
1.11 Факторы государственного регулирования спроса и предложения в мебельной промышленности
Выше представлена краткая характеристика предприятия и указаны факторы государственного регулирования спроса и предложения. Формат данной работы не позволяет детально проанализировать работу предприятия, включая работу всех его служб и отделов, продемонстрировать его сильные и слабые стороны, а так же влияние на их работу внешних и внутренних факторов, факторов государственного регулирования, но одна проблема очевидна – это слабая компьютеризация для предприятия такого уровня технического оснащения. На аналогичных предприятиях Франции и Германии, созданы специальные программы, которые позволяют отслеживать каждый заказ в режиме реального времени, в связи с этим в 2008 году было принято решение о написании собственной комплексной компютерной программы, охватывающей работу всех подразделений предприятия. Как показывает опыт, закупка программы, разработанной для производственного цикла другого предприятия, оборачивается зря потраченными деньгами и временем (отметим, что на приобретение немецкой программы понадобиться около 400000 евро и год различных согласований и доработок с фирмой продавцом программного продукта). 2.Оценка соответствия организационной структуры управления потребностям инновационного развития предприятия Рисунок №2 Линейная организационная структура предприятия с внесенными изменениями Согласно принятым нововведениям организационная структура предприятия была дополнена новым отделом - отдел IT. Отдел напрямую подчиняется генеральному директору. Основная задача отдела IT в срок от двух до трех лет написать компьютерную программу, обслуживающую все стадии работы мебельного предприятия. В состав отдела входят три программиста, имеющие опыт написания программ и составления баз данных. Технические задания для работы отдела IT выдаются начальниками отделов предприятия. С учетом дополненной организационной структуры составим схему формирования затрат инновационного цикла – рисунок №3.
Рисунок №3 Схема формирования затрат инновационного цикла Ци - длительность инновационного цикла; Цко - цикл коммерческого оборота; Цпп - производственный и предпроизводственный цикл; Зпп - затраты производственного и предпроизводственного циклов; Зтр - транзакционные затраты; Зиц - затраты инновационного цикла; Цр - цены реализации; Н - величина налогового давления Таблица 1. «Содержание функций управления структурных подразделений системы управления предприятия»
3.Разработка органограмм информационных потоков структурных подразделений системы управления предприятия Благодаря вводимой компьютерной программе мы получаем четкую согласованность в действиях различных отделов предприятия. Мы резко сократим бумажный документооборот, получим достоверную информацию в режиме реального времени, улучшим качество комплектации заказа, а это очень важно, т.к. один заказ может содержать в себе до тысячи различных наименований и ошибка в одном наименовании может не позволить собрать весь заказ на адресе у клиента, что приводит к потере репутации, и следовательно, прибыли. Компьютерная программа резко сокращает количество запросов и отчетов между структурными подразделениями предприятия. Представим три органограммы: отдела снабжения, конструкторско-технологического отдела и дизайнерской студии. Каждая органограмма снабжена спецификацией информационных потоков и является реальной схемой взаимодействия служб рассматриваемого предприятия. Органограмма отдела материально технического снабжения
Рисунок №4 Органограмма отдела материально технического снабжения (ОМТС) Таблица №2 Содержание информации в информационном потоке ОМТС
Органограмма конструкторско-технологического отдела
Рисунок №5 Органограмма конструкторско-технологического отдела (КТО) Таблица №3 Содержание информации в информационном потоке КТО
Органограмма дизайнерской студии
Рисунок №6 Органограмма дизайнерской студии Таблица №4 Содержание информации в информационном потоке дизайнерской студии
4.Оценка активности инновационного поведении предприятия Для качественной оценки активности инновационного поведения мебельного предприятия использованы качественные характеристики спроса (см.таблицу 5). Таблица 5 Структура и показатели инновационного цикла
где, 1. Состояние дефицита на продукцию предприятия; 2. Повышенный спрос; 3. Стабильный спрос; 4. Ограниченный спрос. Из таблицы №5 «Структура и показатели инновационного цикла» за 2008 год можно сделать выводы, что предприятие наращивает мощности в связи с повышенным спросом на свою продукцию. Для количественной оценки динамики оборота производственных запасов, динамики объемов производства и сбыта используются следующие показатели: • оборачиваемость средств в расчетах; • оборачиваемость производственных запасов; • длительность производственного цикла. Данные для расчета этих показателей взяты из отчетности мебельного предприятия за 2008 год, приведенной в разделе «Общая характеристика предприятия». Оборачиваемость средств в расчетах (Оср): [обороты], где ВР = 164124 тыс.руб - объем реализованной продукции; СДЗ = 13079 тыс.руб – средняя дебиторская задолженность и другие средства по балансу Скорость оборота средств в расчетах = 360 дн/12,55 ≈ 28,69 дн./оборот. За 2008 г. - Оср= 19,4 В 2009г. произошло увеличение оборачиваемости средств в расчетах на предприятии, что характеризуется как положительная тенденция. Оборачиваемость производственных запасов (Опз): [обороты], где ЗПП = 97759 тыс.руб - материальные затраты на производство продукции; СПЗ = 38728 тыс.руб.- средние производственные запасы. Скорость оборота производственных запасов = 360 дн/2,52 = 142дн./оборот. Период оборота производственных запасов, равный 142 дням, означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 142 дня, так как большинство материалов импортируется и изготавливается поставщиками под заказ. За 2008 г. - Опз= 2,1 Оборачиваемость незавершенного производства (Онп): [обороты], где ЗПП = 97759 тыс.руб - материальные затраты на производство продукции; НП = 9556 тыс.руб. - средняя величина незавершенного производства. Показатель оборачиваемости незавершенного производства позволяет определить длительность производственного цикла. Длительность производственного цикла = 360 дн/10,23 ≈ 36,2 дней. За 2008 г. - Онп= 24,7 5.Разработка комплекса мероприятий активизации инновационного поведения предприятия Анализ деятельности предприятия сделанный в разделе «Оценка активности инновационного поведения предприятия» позволяет сделать следующие выводы: 1. Реструктурирование нашего предприятия происходит за счет внутренних факторов, что позволяет добиться увеличения динамизма инновационного цикла без взаимодействия с другими объектами рынка. 2. Разработка и введение полного программного обеспечения предприятия позволяет сократить сроки производства, следовательно, увеличить оборачиваемость средств. 3. Сократить время на заполнение и оформление различных бланков и отчетов, т.к. необходимая информация есть для каждой структуры предприятия в программе 4. Позволяет повысить складской и производственный учет и контроль, тем самым сократив производственные и складские издержки. 5. Позволяет сократить количество некомплектности готовой продукции на адресе у конечного потребителя, а следовательно сократить затраты на дополнительные доставки, позволяет ускорить процесс сборки на адресе, т.е. повысить качество обслуживание конечного клиента. Литература 1.БИЗНЕС-ПЛАН ФИРМЫ. Теория и практика: Учебное пособие/В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. -М.: Инфра-М, 2007. 2.КУЗИН Б. И., ЮРЬЕВ В. Н., ШАХДИНАРОВ Г. М. Методы и модели управления фирмой. - СПб: Питер, 2001. 3. Скляров Е.В. Определение объема инвестиций в производство новой продукции// Экономика строительства, №2, 2005г. 4. МЕДВЕДЕВ А.Г. Экономическое обоснование предпринимательского проекта (статьи 1,2)// МЭиМО, 2002. N 6,7. 5.ХАРРИНГТОН Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. - М.: Экономика, 2000. |