Шпаргалка: Философия и социология
Название: Философия и социология Раздел: Рефераты по философии Тип: шпаргалка |
Билет №1 Понятие цивилизации и культуры. Культура - cultura (латин.) - возделывание, обработка, воспитание. К. - это система представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения, общих для людей, связанных определённым образом жизни и служащих упорядочению опыта и соц. Регулированию в рамках всего общества или соц. группы. К. организует жизнь Общества . О. Охватывает большинство населения страны. К. материальная - форма культуры (форма, здания, украшения, комп. программы). К. нематериальная - духовная сторона. (знания, идеи, законы и нормы, язык, традиции, ритуалы и обычаи). Цивилизация - civilis (латин.) - гражданский. Гражданское О. - общество, которое не регулируется гос-вом. Цивилизация: широкий смысл - это уровень общественного развития, которые приходят на смену с уходом варварства. Узкий смысл - уровень развития общества, который сегодня достигнут развитыми странами (экономическое, техническое развитие). 1-м Цивилизацию начал исследовать Arnold Toynbee. Вся Ц. - это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Факторы влияющие на Ц.: природная среда обитания Система ведения хозяйства Соц. организация Религия ( М. Веббер - многое зависит в развитии общества, от развития религии) Духовные ценности Политическая индивидуальность Ц. - это сообщество людей, объединённое основополагающими дух. ценностями и идеалами, имеющие черты в соц. политической организации. Три типа цивилизации: непрогрессивный тип (индейцы в Амазонии) циклический - большинство вост. цивилизаций. прогрессивный - запад и Япония. Билет №2 Что такое Античность. Прежде всего - Древняя Греция, Кипр, Крит. Античный мир. Группа государств сложившихся в древности на побережий Средиземного моря. Важнейшие города-государства (полисы): Греция и Римская Империя. Полис наиболее специфическая форма античного мира. Античность. Древность, страна в широком смысле слова. Термин вполне распознает силу "древность". Чаще всего имеет особое употребление - В том же значении "древность", но в приложении к Древней Греции и Древнему Риму. В античном обществе были созданы общечеловеческие ценности, высокого развития достигли философия, архитектура, живопись, скульптура, В Греции впервые возник театр, античность - школа художников. Стенные росписи, темы войны и охоты. Частная собственность, начало товарного обмена. Рабы жили на плату за труд; монетная система. Законопослушание. Знаменит тот, кто отличился на войне, его делали тираном. Каждый нормальный гражданин - собственник. Если у тебя нет собственности и ты живешь на плату за труд - ты раб. Философия, математика, астрономия, большое количество праздников. Сенат - место где сходятся аристократия и народ (demos). Курсовая стоимость монет золотых и серебренных. Демократия, верховный совет и т.д. Билет №3 Платон как философ Платон (427-347 до н.э.) - выдающийся философ древней Греции. Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон - Аристокл. По преданию Платоном его стал звать Сократ. “Платон” - в переводе с греческого - широкоплечий или толстый. В молодости он много занимался спортом. Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомства с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. После смерти Сократа он покинул Афины и отправился в Мегаре. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней, но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками. Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета. Согласно Платону, окружающий нас материальный мир мы познаём чувствами, и он является производным от мира людей, он “тень” мира идей. В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. Например , вещественный столы в нашей жизни представляют собой тени вечной и неизменной идеи стола, которая появляется во многих столах. По Платону отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи, конкретных, чувственных вещей и рассматривает их как подлинные сущности, находящиеся вне материального мира, подчинённого миру идей. Под материальным миром Платон понимает мир конкретных, чувственно воспринимаемых вещей и явлений, этот мир находится между миром идей, понимаемых как реальное бытие, и материей как таковой - небытием, и это кажущиеся бытие отделяет реальное бытие от небытия. Реальные, т.е. по Платону, кажущиеся вещи являются тенью, подобием идей, которые выступают как своего рода образцы всех окружающих вещей. Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета даёт возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей. В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминания. По его мнению, душа припоминает идеи, которая она знала в тот период своего существование, когда она ещё не соединилась с телом. В подтверждении своей теории воспоминания в диалоге “Менон” Платон приводит разговор Сократа с одним юношей, который никогда до этого не изучал математику, но после правильного поставленных вопросов пришёл к собственной формулировки теоремы Пифагора. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон рисует идеальный тип гос-ва, который якобы существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип гос-ва, который по его мнению, может существовать в четырёх формах: тимократия, олиграхия, демократия, тирания. Тимократия - власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению. Олигархия - власть принадлежит не многим, господствующих над большинством. Демократия - возникает в результате восстания бедняков против богатых, при это богачи либо уничтожаются, либо изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. Тирания - власть принадлежит одному человеку, который постепенно уничтожает всех своих противников. Идеальное гос-во Платона должно быть основано на принципе справедливости. Исходя из справедливости каждый гражданин в этом гос-ве должен занимать своё особое положение в соответствии с разделением труда. Низший общественный класс составляют производители - это земледельцы, ремесленники, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-философы. Платон - выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок развитию всей западной философии. Билет №4 Аристотель как философ Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший древнегречесский философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем - в Митилену. Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Апполона Ликейского. Ещё находясь в платоновской Академии, А. расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновсую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и веши не имеет рационального значения, так как идеи - это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон же отрицает какую-либо причинную зависимость идей от вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь многообразна, ей должно соответствовать в таком случае несколько образцов, т.е. несколько идей. Согласно А., платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что сущность вещи оторвана от самой вещи. А. в своих философских рассуждениях исходил прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, А. попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Важный вклад в философию внесён А. по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. - движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое, А. подразделяет его на отдельные виды, а именно:1)круговое движение; 2) прямолинейность; 3)сочетание прямолинейного движения с круговым. Из них основными видами движения являются прямолинейное и круговое. Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело. Большую роль в истории философии сыграло учение А. о познании. Здесь он исходит из положения, что независимо от человека существует объективный мир, материальный, независимой от познающего объекта. Первая стадия познания - чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира, она - отпечатки форм познаваемых предметом. Хотя ощущения представляют собой источник теоретического мышления. Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое осуществляется посредством теоретической деятельности мышления. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Для А. логика выступает прежде всего орудием любой науки, посредством которой достигаются определённые результаты, логика - это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых в познании. Аристотель заложил основы логики как науки, если понимать в данном случае науку не как особую отрасль знания, а как совокупность методологических положений, используемых в исследовании. Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном том же значении), закон противоречия ( предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно). Аристотель - создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате “О душе”, где даётся понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум, который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительности, животной и разумной души, лежащей в основе деления живых существ на растения, животных и людей. Рабство как явление А. считал существующим от природы. Он рассматривал раба как “говорящее орудие”, которое принадлежит господину, являющемуся “общественным животным”. Аристотель выделял следующие формы гос-вa: монархию, аристократию, политию (правильные формы) и тиранию, олиграхию, демократию (неправильные). Наиболее совершенной формой госуд. Устройства Аристотелю представлялась полития. Он выступал за устоявшиеся социальное расслоение общества. Так, он писал: “Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?” Среди добродетелей А. выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов - уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качества труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинством граждан. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвёл итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с её начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые стали отпочковываться в самостоятельные направления. Билет № 5 Почему философия смогла зародится именно в древней Греции? Население Греции, вероятно, не превышало 200-300 тысяч человек. В этом мире - в Греции родилась и расцвела античная духовная культура, философское учение и множество других наук. Возможно это из-за людей, из-за нации, из-за представлений греков о мире. Каждый сам себе хозяин. Греция - высокомерная нация, заслуживающая уважения. Греки считали, что те кто не являются греками не заслуживают уважения, они варвары. У греков рано родилась демократия и равенство всех. Возможно высокомерие греков и высокая самооценка послужили большим прорывом в области науки и философии, именно это и является причиной зарождения философии. Основоположником считается Фалес (640-545 до н. э.). Его последователи - Анаксимандр и Анаксимен. Греческая демократия также развивала логическое мышление людей. Что могло влиять на развитие философии. Билет № 7 Сущность древнегреческой демократии. Важнейшее историческое значение имело возникновение в античном обществе Греции демократии, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства без которого оно вообще немыслимо было народное собрание; однако, степень демократизации полисов была различной. Поместная демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного поселения, являясь для своего времени кругом или шагом вперед. Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от внешнего врага, независимо от его сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно, логически обоснованно защищать свою точку зрения, что вело к разработке приемов логического док-ва(???). Каждый гражданин имел право и обязанность участвовать в общественных делах своего народа. Были созданы законы, соблюдаемые государством и людьми, охраняющие права граждан, Законопослушание. Свобода слова, равенство всех граждан, принцип равных возможностей. Появляется политика. Появляется понятие народ (demos). Гражданское общество. Принцип невмешательства государства в частную жизнь граждан, свобода создания группы, организаций. Каждый сам себе хозяин и не от кого не зависит. Была также аристократия и плебеи. Билет №8 Почему произошёл раскол Рима на Гисперию и Византию Западная цивилизация исторична. Как мы знаем из разных источников запад вырос на руинах Римской Империи. Громадная всемогущая империя достигла пика своего процветания в третьем веке нашей эры. В этом веке и начинается её путь к закату. Из-за политического беспорядка, царившего годами, симонии, коррупции и инфляции Рим ослаб. Власть утопает в развлечениях и праздной ниши, истощая при этом существенно государственную казну. Как следствие огромная армия не получает своего жалования. Легионеры начинают грабить и разрушать деревни и маленькие города. Они решают отделится от империи и грабить беззаконно. Постепенное ослабевание Рима не остаётся незамеченным в течении долгого времени. На Рим начинают нападать Варвары. В 423 году до н.э. Римская империя пала, разделившись при этом на две части: Гисперию и Византию. Византия - восточная часть, после раскола она двинулась по-восточному пути развития, это было во многом обусловлено проживающим на ней этническим составом, религией, нравами, общественными устоями, образованием, которые во многом отличаются от тех, которые были свойствен народам западной части бывшей империи - Гисперии. В то время как на западе господствовал основной и единственный принцип жизни: ”Каждый сам за себя”, на востоке преобладал дух коллективизма. Этот принцип играет важную роль в общественных устоях и пути развития общества, движения его к дальнейшему прогрессу. После распада Империи на восточную и Западную части, оказалось, что восточная часть более развита и цивилизована, чем Западная. Коллективный вид деятельности помогал им противостоять набегам варваров, а абсолютное подчинение власти позволило управлять напуганным террором народом, что постепенно способствовало развитию разного рода ремёсел и культуры. Однако, не смотря на это, Гисперия стала более прогрессивной, чем Византия. Находясь во время раскола на более низкой степени развития и будучи населённой разрозненными племенами она тем не менее стала более свободной в религиозных и нравственных устоях, что давало возможность каждому индивидуалу проявить себя. В последствии это привело к становлению принципа высокого нравственного действия труда, который поддерживался религией и способствовал дальнейшему прогрессу. Но это уже является отдельной темой для рассуждения. На период распада Римской империи мы чётко видим, что её раскол на западную и восточную части был неслучаен и это обусловлено выше изложенными факторами. Гисперия и Византия просуществовали ещё около 600 лет после распада Рима. Билет № 9 Истоки и смысл христианства. Зародилось как одна из сект иудаизма. Быстро распространялось и набирало число приверженцев. Идея единого Бога. Человек по подобию Бога (Отец, Сын, Святой Дух). Сначала было гонение на христианство как ярость на секту. Из Рима был послан Павел для разбора с сектой. Но он тоже становится последователем этой религии, прибавив тем самым могущества этой быстроразвивающейся религии. Конец 4 начало 5 веков император Константин принимает христианство официальной религией Рима находящейся под опекой государственной власти. После краха Константинополя христианство (православие) было перенесено в Москву. Формы христианства: православие, протестантизм, католицизм. Ветхий Завет (о древних евреях и иудеях) общий с иудаизмом, Новый Завет (о Христе) - только христианство и является ее главной книгой. Рим также влияет на религию. Так устройство церкви схоже с устройством Римкого государства. У христианства нет этнических различий - христиане - люди мира, перед Богом все равны. Христианство = Иудаизм + Платонизм + Политические традиции Римской Империи. Страшный Суд. Теория дегенарации - праведники и неправедники. После суда - рай, На Земле апокалипсис - торжество сатаны (антихриста), вырождение человеческого рода. Признаки: число зверя - 666, дракон, звезда полынь, чаша гнева, гроздья наказания, 4 всадника смерти. Приход Христа будет подобен молнии. Билет №10 “Нагорная Проповедь” - этика христианства В “Нагорной Проповеди” Иисуса Христа пожалуй, лучше всего отражена этика христианства. “Нагорная Проповедь” - это изложение Иисусом Христом сути своего учения о правоверности, о счастьи, о смысле жизни христианина. Сам Христос ничего не писал, его проповедь передавалась из уст в уста, и уже позже была издана в письменном варианте. Поэтому сейчас очень трудно говорить о том, что именно говорил Иисус и что уже добавлялось народом потом. “Нагорная Проповедь” хорошо отражает некоторые из истоков христианства, показывая откуда исторически взяли свои истоки этика христианства. Так, например, призывая рассматривать любое историческое ( да и не только историческое) событие, как деяние Бога, христианство следует иудаистскому учению. Безграничное вера в Бога и служение ему так не являются одними из основных особенностей и черт иудаизма, являясь тем не менее, одним из основных положений христианства. Основы христианской этики также является наследием Платона. Иисус Христос говорит о существовании жизни после смерти. Платон в свою очередь говорил о существовании трансдендентикой. , обладающей совершенством. Как и Христос, так и Платон говорит о том, что божественная мудрость господствует над миром и оба они говорят о первичности духовного по отношению к материальному. Христос призывает к спасению души, а ведь именно Сократ, ученик Платона, 1-м высказал идею о бессмертии души и говорил о необходимости высоких требований к нравственности и морали. Платон задавался вопросом о существовании божественного правосудии после смерти человека, а Иисус Христос прямо говорит, что оно существует. Забыть про страсти и влечения и отказ от обилия. Билет № 11 Блаженный Августин - развитие христианского мировоззрения. Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Родина Августина - город Тагаст (современный Алжир). Интерес к философии у него появился под влиянием чтения трактатов Цицерона. По своим философским воззрениям Августин сначала примкнул к манихейству (религиозное учение основанное в 3 веке. В основе - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия), но разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После знакомства с Авросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, которое и принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по распространению христианского вероучения. Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит не от кого и не от чего, все остальное определяется божественной волей и зависит от нее. Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креационизма раскрывается Августина с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к концепции фатализма, что является характерной чертой августианства. Все что происходит в мире, совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека. Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уж о неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. Разделяя душу и тело человека, Августин признает превосходство человеческой души над телом. Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности. В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того что это предопределено Богом. Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком. В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что цель человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души. Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на земле. Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время развивается по пути своего совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение - победу христианства во всемирном масштабе. Билет №12 Фома Аквинский - дальнейшее развитие христианской философии Фома Аквинский (1225 - 1274) - самый крупный представитель философии периода её расцвета. Он родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В основном все произведения Фомы Аквинского касаются философско-теологических вопросов и обходят естественнонаучную проблематику. Логика интересует Фому Ак. Лишь постольку, постольку она образует структуру, в которой происходит изложение схоластических проблем. Фома Ак. известен как основатель томизма - одного из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он был крупнейшим системизатором всей философско-теологической схоластиком и её обоснователем. В этом и состоит его огромнейшая заслуга в истории философии. Аквинат говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же время по предметам исследования наука и религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в теологии существуют истины, которые могут быть обоснованы с философских позиций. К этим основным положениям вероучения относятся, в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие человеческой души. В тоже время другие положения теологии не могут быть обоснованы рациональным способом. К ним относятся: существование Божества одновременно в трёх лицах - Бога-отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени из ничего, учение о первородном грехе, вечном блаженстве и наказания в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни рациональными, они, по его мнению, сверхразумны. Утверждение о превосходстве веры над знанием доказывается Аквинатом не только логическими рассуждениями, но и множеством примером, свидетельствующих о чудесном проявлении божественной воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном лечении больных, о воскресении мёртвых, об исцелении идиотов. Позиция превосходства веры над знанием продиктована также стремлением Аквината устранить противоречия между ними, которые возникают, по его мнению, в силу того, что учёные, стремясь к знанию, забывают о Боге, о божественном откровении, и поэтому над ними господствует ошибки чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией как с высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к обоснованию всего того, что содержится в Библии, а философия, занимаясь также доказательством христианских догматов, выступает как преддверие веры. Фома Ак. истолковывает учения Аристотеля о пассивной первоматерии в духе сотворения её Богом из ничего, внося, таким образом, идею креационизму в арестотелизм. Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей активностью, или актуальностью, первая же материя - это пассивная потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь взаимодействием материи и формы. Философия Фомы Ак. явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом. Билет №13 Средневековая цивилизация Существовала до, вовремя и после Рима. Основными представителями средневековой цивилизации были Германцы, Франки, Галлы и другие народы, жившие на территории Европы и не входящие в состав Рима. Они жили в условиях природного сообщества, не пытаясь изменить природу (по сути варвары). Социальное устройство: общинно-родовое. Во время войны отряды формировались по родовому признаку. Существовала кровная месть. Они были язычниками. Но у них была письменность, основанная на латинской и греческой буквах. Но на них сказывалось влияние Рима: приезжали римские купцы и всячески воздействовали на них. Развал Рима и возникновение средневековой цивилизации. Первоначальный этап - массовая миграция населения, отток населения из городов. Упадок экономики, переход на натуральное хозяйство. Культурные ценности были забыты вплоть до эпохи Возрождения. Но наряду с этим возникновение государств на руинах Римской Империи: Ост-Готская, Франкское и ряд других. В этих государствах существовали писанные законы на основе Римских законов. Денежная система с хождением Римских монет. Формируется частная собственность. Усиливалась роль церкви. Введение коронации королей, т.е. церковь подтверждала божественную власть короля. Королю делегировалась (присваивалась) судебная, законодательная, исполнительная власть. Король старается отделится от церкви и ограничить ее полномочия. Возникает аристократия: дворяне и аристократы. Они имеют в собственности земли и крестьян. Складываются отношения короля и сеньоров как равных. Отсутствие регулярной армии. Скоротечность военных кампаний. Постепенное возникновение городов. Города малонаселенные. В городах живут ремесленники, купцы, церковники. В каждом европейском городе существовали гетто, где жили евреи, сумевшие сохранить часть знаний Рима. Введение института налогообложения (денежная рента, оброк и барщина (3+4)). Зависимые крестьяне не были прикованы к земле хозяина. Человек не существовал как индивид. Отсутствовало понятие свободы. Свободным человеком считался тот, кто имел сильного вассала. Сеньоры признают власть короля эфемерной, король делегирует часть полномочий сеньорам, они становятся все более независимыми от короля. Кризис церкви. Рим превратился в гнездо разврата. Германский император Оттом 1 предотвратил развал церкви, сменил пап на собственных и образовал священную римскую империю германской нации. Билет №14 Особенности Модерна Начало модерна - 15-16 века. Реннесанс свел воедино культуру и религию. Начало модерна связывают с началом Реформации в Европе. Мартин Лютер, германский священник. Протестует против церкви. Говорит что папы исказили Библию, необходимо вернутся к первоисточнику и жить по нему. Мартин Лютер протестует против продажи индульгенций, он говорит что это нарушает таинство исповедования. М.Л. говорит что необходимо отменить все привилегии церкви, отвергает идею о непогрешимости папы. Он первым переводит Библию на немецкий язык. Пишет 95 тезисов, среди которых тезис о том, что служба должна вестись на местном языке. Папа Римский пытается бороться с М.Л. Он называет его еретиком. И требует т германского императора казнить его. Но М.Л. поддерживают влиятельные немецкие князья и рыцари. Они восстают против императора. Идеология М.Л. основана на : Остром чувстве собственной греховности Сильный страх перед наказанием Тот кто много работает, тот попадает в Рай. Итогами реформации в Европе стали: Свержение с пьедестала католической церкви, религиозный плюрализм и религиозный скептицизм. Реформация победила в Германии и странах Скандинавии. Люди стали меньше ходить в церковь, они начали верить в человеческий разум - рационализм, и индивидуализм, признание важности инноваций. Изобретен печатный станок и ввезен метод изготовления бумаги (из Китая). Появление новых философов и философских течений. Билет №15 Метод Декарта Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной философии, как это признаётся многими исследователями истории философии. Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш, получил юридическое образование в 1616 г. Много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. В течение некоторого времени служил сначала в протестантской, а затем в католической Баварской армии. Декарт был как математиком так и философом, ставившим перед собой задачу создать философию заново, утвердив её на незыблемых основах несомненного знания. Он был абсолютно неудовлетворён всем корпусом знания, которое приобрёл в колледже и которое отражало состояние философии в то время, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но в отличии от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму. Философия для Декарта предстаёт основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал “Началах философии”: “Вся философия подобна дереву, корни которого - матафизика, ствол - физика, а ветви - все прочие науки, сходящиеся к трём главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех её частей, которые могут быть изучены только под конец ” Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус “всеобщей математике, ибо в ней содержится всё то, благодаря чему другие науки называются частями математике ”. Это означало, что познание природы представляют собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически. Декарт стремился построить научное знание в систематическом виде, а это возможно только, если в его основе будет лежать очевидное и достоверное утверждение. Таким утверждением Декарт считал суждение: “Я мыслю, следовательно, существую” (Cogito ergo sum). Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, так как во всём можно сомневаться, кроме мышления. “Cogito” Декарта тесным образом связано с развитием прежде всего математике, естествознания. Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и несомненное. И во сне, и наяву, говорит Декарт, два + три равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше четырёх сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины подвергались сомнению. Механизм Декарта проявился и во всех других областях исследования, в частности в объяснении хар-ра деятельности растительных и в особенности животных организм. Декарт был предшественником открытия безусловных ответных реакций организма. В “Рассуждение о методе” Декарте описывает те правила, которые дают способ достижения наиболее истинного, достоверного познания. Эти правила, которых придерживался и сам Декарт, следующие: 1) исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчётливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2) разделять каждую сложную проблему на составляющие её частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельности лучше разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и недоказанному; 4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей. Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развившие идеи Декарта, получили название “картезианство”. Билет №16 Основания метафизики Декарта Философия для Декарта предстаёт основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал “Началах философии”: “Вся философия подобна дереву, корни которого - матафизика, ствол - физика, а ветви - все прочие науки, сходящиеся к трём главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех её частей, которые могут быть изучены только под конец ” Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус “всеобщей математике, ибо в ней содержится всё то, благодаря чему другие науки называются частями математике ”. Это означало, что познание природы представляют собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически. Для Декарта мышление является предметом изучения метафизики, а материя - физики. Материя - такая субстанция, которая делится до бесконечности. В то же время Декарт не признавал атомов, для него не существовало и пустоты. Своим учением Декарт заложил основы дуализма - противопоставления двух субстанций: мышление и материи. Он признаёт, что мышление и материя не зависят друг от друга. Субстанция - это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чём, а только в самой себе. Поэтому Декарт проходил к такому выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него - лишь гарант истинного познания. По Декарту, Бог не способен обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни. Тесно связана с проблемой протяжённости вещей и проблема движения, источник которого Декарт видит вне материи, тел. Если приведённое в движение тело движется, то его может привести в состояние покоя нечто такое, что находится вне поля его действия. Это было чётко механистическая позиция. Механика для Декарта выступала как важнейшая конкретизация “всеобщей тематики”. Механизм Декарта проявился и во всех других областях исследования, в частности в объяснении хар-ра деятельности растительных и в особенности животных организм. Декарт был предшественником открытия безусловных ответных реакций организма. Основной принцип механицизма Декарта - человек представляет собой машину, своеобразную, но всё-таки машину лишённую какой-либо души - растительной или чувствующей. Действия человека в своей непроизвольной, безусловно рефлекторной формы подобно действиям животного. Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которое отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь. Билет № 17 "Левиафан" Томаса Гоббса: о человеке. Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский философ XVII века, хотя сегодня он более известен благодаря своей политической философии, представленной в трактате "Левиафан". Гоббс был знаком с такими выдающимися мыслителям того времени, как Мерсенн, Гассенди, Декарт. Одно время он работал секретарем Ф.Бэкона, беседы с которым оказали на него значительное влияние. Большое воздействие на Гоббса также оказали Галлилей, с которым он встретился в 1637 году в Италии, и Коперник. Большое место в философской доктрине Гоббса занимает его социальная философия, учение о человеке, обществе и государстве. Социальной философии посвящены трактаты "О Гражданине" и "Левиафан". Вслед за рядом гуманистов своей эпохи он подчеркивал роль личности в общественной жизни. В главе XIII "Левиафана" Гоббс описывает "естественное состояние" людей. В своем особенном состоянии, т.е. по природе, люди мало отличаются по своим способностям друг от друга. "Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей" (Соч. Т.2 С.95). Более того сама природа и человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. Счастье этой жизни состоит в постоянном успехе осуществлении желаний. Однако это счастье никогда не бывает спокойным довольствием, потому что, говорит Гоббс, жизнь не может существовать без желаний, без чувств. Наше естественное состояние таково, что, двигаясь к тому, чего мы желаем, мы сталкиваемся с другими людьми, такими же, как и мы. Человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлекаются в конфликт с другими. В естественном состоянии люди руководствуются только природными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все, что сможет захватить силой. Подобное состояние Гоббс называет "войной против всех", когда "человек человеку волк". Выход из этой ситуации Гоббс видит в создании государства. Ради сохранения, для того чтобы выжить каждый должен делегировать свою часть первоначальной свободы суверену, который в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Индивиды, таким образом, добровольно отказываются от своей свободы в пользу монарха, который единолично осуществляет социальную сплоченность. Так возникает государство - Левиафан, гордое, мощное, но смертное существо, высшее на земле, но подчиняющееся божественным законам. Всего естественных законов Гоббс насчитывает 12, но все они по сути выражаются в одном "золотом правиле": "не делай другому того, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе". Эта мораль выступила важным самоограничением постоянного человеческого эгоизма и заставляла считаться с эгоизмом у других людей. Социальная философия Гоббса вызвала у современников отрицательную реакцию по многим направлениям: возражение вызывало то, что он рассматривал человеческие существа как части материи в движении, нарисовал мрачную картину природы и жизни в естественном состоянии, защищал абсолютную власть суверена, отрицал божественный характер власти суверена и т.п. Несмотря на это историческое значение идей Гоббса и их влияние на последующую жизнь огромно. Они не потеряли своего эвристического значения и до сегодняшнего дня. Наибольший интерес представляет его концепция государственной власти. Билет №19 Становление национального государства Причины становления - реформация. Постепенный отказ от латыни. Вся экономика переходит на использование латинских цифр т.к. прежние не удовлетворяли требованиям того времени. Из Китая привозят бумагу и метод ее изготовления. В Европе в то время использовался пергамент. В Европе начинает развиваться книгопечатание. С развитием книгопечатание в Европе начинает развиваться капитализм. Все печатные дома были частными. В 1600 году было напечатано 200 миллионов книг, т.е. на каждого жителя Европы приходилось примерно по 2 книги. В основном сначала печатались лишь религиозные книги. Но после ослабления интереса к ним начали писаться и печататься безымянные романы. Все печаталось на латыни. Но постепенно, т.к. население латыни не знало (на латыни читали и общались только монахи), книги стали печатать на том диалекте, на котором чаще всего разговаривало местное население. И все мелкие диалекты, на которых не печатались книги, объединяются в единый язык. Во времена Реформации Лютер был первым человеком, который поставил авторство над своей книгой. Мартин Лютер активно использовал преимущества печатного станка. Он использует листовки и прокламации. Католическая церковь не использует новые технологии и поэтому проигрывает. В странах, где Реформация не победила, церковь запрещает книги и печатные станки. Но т.к. население продолжает интересоваться книгами, то из стран где Реформация победила начинается контрабанда печатных изделий. Ну и постепенно католическая церковь понимает, что не в состоянии противостоять прогрессу и разрешает печатать книги, но только религиозной направленности. Т.к. латынь перестала быть популярной, получают развитие местные языки. Границы государств. Границы в сегодняшней Европе не соответствуют действительности. Границы, которые сформировались в средние века это есть пределы династических притязаний. Каждое государство старается защищать свои границы как может. Про Монархов. Все монархические династии в Европе сформировались от немецких “семей”. Все эти монархи хорошо владели немецким, но с рудом разговаривали на местных диалектах. Но постепенно когда сформировались государства они понимают, что народ не понимает их (приказов) и монархи начинают учить язык своего народа не только для общения но и для дипломатии. Власть также начинает использовать преимущества печатного станка, печатая различные указы. В школах и университетах начинается преподавание на родных языках (раньше преподавалось все на латыни или немецком). В каждом государстве начинает формироваться идеи национализма. Особенно широко н распространился в Германии (19 век). У Оттона также присутствовали идеи национализма. Немцы разделили историю Германии на 2 периода 1 - история ранней Германской нации, 2 - история немецкой нации. Они создали себе общего предка, изучив библию, пришли к выводу, что Адам был немцем. Была написана книга в которой была поставлена идея создания тысячелетнего рейха. Диаспора - некоторая группа людей, которая живет среди другого народа, это неизбежный продукт развития цивилизации. Три типа развития диаспоры в чужом обществе: 1 - диаспора может быть уничтожена, либо изгнана; 2 - диаспора растворяется в обществе; 3 - становится правящим чужим меньшинством в недовольном большинстве. |