Отчет по практике: Ознакомление с розничной торговой организацией и коммерческой службой предприятия

Название: Ознакомление с розничной торговой организацией и коммерческой службой предприятия
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: отчет по практике

Практика по профилю специальности в розничном торговом предприятии

Тематический план

№ п/п Кол-во дней Наименования задания. Содержание самостоятельной работы. Выводы и предложения. Оценка и замечания руководителей
1. 2

Ознакомление с розничной торговой организацией и коммерческой службой предприятия.

Магазин №13 «Продтовары» – это розничное торговое предприятие, специализирующееся на продаже продовольственных товаров, входит в общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ, зарегистрировано в администрации города Сыктывкара в 1994г. Магазин "Продтовары" располагается по адресу: ул. Почтовая, дом №10А, в микрорайоне Лесозавод, имеет городское значение, т.к. покупателями данного магазина являются не только местные жители, но и жители других районов, а также гости столицы. Недалеко от данного торгового предприятия находится остановка автобусов №1, 7, 46, 23, 25, поэтому "Продтовары" посещают приезжие и местные. Магазин располагается рядом со школой №6, поэтому частыми клиентами магазина являются школьники. По социальному статусу магазин посещают граждане как хорошо обеспеченные, так и с низким уровнем доходов, но всё-таки больше людей, работающих в бюджетной сфере; большинство покупателей в магазине - люди среднего возраста, но также много и молодых, и пенсионеров.

Режим работы магазина (приложение №1 ): круглосуточно, без перерыва на обед и выходных. Наиболее интенсивный поток покупателей приходится на временные рамки с 12.00 до 14.00 час. и с 17.00 до 20.00 час., то есть на обеденное время и конец рабочего дня.

Магазин «Продтовары» – это отдельно стоящее здание. Общая площадь составляет 230 кв./м., из которых 120 кв./м. приходится на торговый зал.

Магазин имеет лицензию на право ведения торговой деятельности, на право продажи алкогольной продукции.

ООО «ТК» Продтовары» применяют функционально-организационную структуру управления. Каждый специалист ведет свою работу, выполняет свои функции. Функции разработаны для каждого специалиста.

В штатном расписании магазина 95 человек.

Заведующая координирует деятельность всех работников, делегирует обязанности, контролирует соблюдение мероприятий, которые проводятся в магазине, занимается ассортиментом товаров.

Заместители заведующей в количестве двух человек, занимаются приемкой товара, написанием ценников, снятием остатков, составляют отчеты, контролируют работу кассиров, продавцов, грузчиков.

Бухгалтер готовит отчеты, ведет документацию.

Администраторы – два человека, работают посменно. В их обязанности входит обеспечение доставки товара из подсобных помещений в торговый зал, также они делают заявки поставщикам для пополнения товарного ассортимента, в конце каждой недели снимают остатки для заказа товара.

Контролер-кассиров шесть человек, которые поделены на две смены. В их обязанности входит обслуживание покупателей в узлах расчета.

Продавцов 2 категории три человек, продавцов 3 категории – шесть человек. Все они работают посменно. Продавцы закреплены за следующими отделами: гастрономическим, мясным, рыбным, кондитерским, вино-водочным. Они обслуживают покупателей, делают выкладку в витринах.

Грузчики – четыре человека. По двое в каждой смене, один ходит каждый день. Это оптимальное количество для работы такого магазина как «Продтовары».

Уборщик – четыре человека, работают в две смены. Следят за чистотой торгового зала.

График выхода на работу прилагается (приложение №2 ).

Так как ООО «ТК» Продтовары» имеют много магазинов, то вспомогательный персонал: водители, ремонтники, холодильщики – общие для всех магазинов. Это позволяет снизить издержки по оплате труда.

Как указывалось выше, каждый работник закреплен за определенным отделом, но бывают ситуации, когда необходимо их перемещение, например, в связи с болезнью других работников. С точки зрения эффективности количество работников используется рационально, их перемещение происходит с учетом систематичности потока покупателей и по необходимости.

Данные мероприятия необходимы для того, чтобы торгово-технологический процесс был непрерывным.

Торговое здание данного магазина отвечает следующим важнейшим требованиям.

Технологическим:

Магазин располагает всеми необходимыми помещениями. Отчётливо выделяется фасад магазина от остальных зданий, удобные подходы и подъезды к магазину. На его территории располагается торговый зал с отделами для продажи различных групп товаров, административные и складские помещения, коридоры, комната отдыха, подвальные помещения, столовая, комнаты личной гигиены, машинное отделение.

Архитектурно-строительным:

Обеспечена необходимая прочность, устойчивость, долговечность. При строительстве были применены современные строительные материалы и конструкции.

Санитарно-гигиеническим:

Состояние торгового предприятия можно считать соответствующим данным требованиям, которые определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения и т.д. Надлежащие условия для работы торгового персонала, для предотвращения ухудшения здоровья работников выполнены. Радио и электроосвещение имеют скрытую проводку. Недостатком является зависимость температуры воздуха внутри здания от температуры за его пределами (при понижении температуры на улице, температура в помещении понижается соответственно).

Эстетическим:

Данные требования выполняются. Они предусматривают сочетания оформления и отделки помещений в соответствии с их назначением. Оформление интерьера магазина играет важную роль в повышении уровня торговли. В магазине есть уголок покупателя, на котором размещена полезная для него информация. Все ценники оформлены аккуратно, с нужной для него информацией.

В магазине применяется форма продажи товаров методом самообслуживания. В магазине организованно правильное движение потока покупателей – против часовой стрелки. Расстановка торгового оборудования обеспечивает наиболее полное использование торговой площади.

Технологическое оснащение магазина включает в себя:

– торговую мебель (пристенные и островные горки, механические кассовые кабины);

– торговый инвентарь, холодильное оборудование;

– торгово-измерительное оборудование;

– торгово-кассовое оборудование.

Вся торговая мебель магазина обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, она пригодна для оперативного пополнения запасов товара, обеспечивает наглядность показа и удобства, как продажи, так и покупки.

Подсобные помещения оснащены стеллажами, подтоварниками, поддонами и всем необходимым инвентарем.

Площади торгового зала магазина используются эффективно, на них располагаются торговая мебель, включая пристенные и островные горки, холодильное оборудование, контрольно-кассовое оборудование. Рабочие места работников магазина оснащены всем необходимым современным оборудованием и инвентарем (холодильные прилавки, электронные весы, разделочные доски, ножи, лопатки, слазер для нарезки товаров, подносы для выкладки и т.д.). Оборудование и инвентарь используются по назначению.

Все помещения, окна магазина обеспечены охранной сигнализацией. Магазин закрывают, как только удостоверятся, что его приняли под охрану (загораются две лампочки). В магазине соблюдается техника безопасности и охрана труда. По технике безопасности проводится инструктаж, после которого каждый работник подписывается в журнале. Работники ежегодно два раза в год проходят медицинскую комиссию, выдается спецодежда. В магазине тепло, освещение в нужном объеме, все условия для хорошей работы коллектива соблюдены.

В магазине существует противопожарная сигнализация, которая должна сработать в случае возникновения возгорания. Все электроприборы исправны, работают хорошо. Коллектив магазина соблюдает все правила по пользованию такими приборами.

2. 1

Изучение порядка проведения государственного, производственного и внутрифирменного контроля.

Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Правила торговли.

1) Правила работы предприятия торговли.

Данное предприятие имеет лицензию на продажу товаров, также имеет вывеску, на которой указывается наименование предприятия, профиль, организационно-правовая форма, юридический адрес и режим работы. Тип предприятия определяется его уставом.

2) Правило продажи отдельных видов товаров.

Эти правила утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55. Информация о продаваемых товарах:

- наименование

- изготовитель

- область применения

- состав

- условия хранения

- дата изготовления

Товары до их подачи в торговый зал должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров наличие на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

3) Контроль торгового предприятия.

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли РФ, Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Министерства РФ по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля соблюдения норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РФ (Госторгинспекция). Ее деятельность направлена на искоренение злоупотреблений в торговле и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качество товаров у продавца, а также качество продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованиям, а также применяют меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.

Госторгинспекция наделена очень широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:

- осуществлять контроль за наличием у продавцов, изготовителей сертификата на реализуемые товары и соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов;

- производить контрольные закупки с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы товаров для проведения исследования их качества;

- давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в частности их соответствия стандарту.

Основные права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются, закреплены в Законе РФ «О защите прав потребителей». В Законе говорится:

- «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах, которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме;

-Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или продавца подлежит лицензированию;

- Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование;

- Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию и т.д.

Федеральный Закон РФ «О техническом регулировании» № 184 регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг;

- оценки соответствия.

3. 4

Ознакомление с порядком заключения хозяйственных договоров.

ООО «Продтовары» стремится закупать качественный товар по наименьшей цене. Основная масса товара закупается оптовой базой у московских компаний, заключая с ними договора, потом этот товар распределяется по своим магазинам и продается за наличный расчет другим юридическим и физическим лицам.

Для заключения договоров представитель ООО «ТК» Продтовары» выезжает в город поставщика (производителя) или же, наоборот, он приезжает в Сыктывкар. В договоре указываются все необходимые условия (поставки, оплаты, приемки, адреса сторон, предмет договора и прочее). Договора выгодны предприятию тем, что в случае необходимости товар будет поставлен в нужном объеме, хорошего качества и в кратчайшие сроки. Например, в договоре на поставку вина партия поставщиком будет подготовлена в течение 3-х дней после получения заявки от ООО «Продтовары». И в договоре указывается, что претензии по качеству могут быть предъявлены в течение всего срока реализации при соблюдении условий хранения (которые в магазине «Продтовары» соблюдаются). Т.е. если в товаре в течение реализации проявятся скрытые дефекты, его не нужно будет списывать, а можно будет вернуть поставщику или потребовать возврата уплаченных сумм.

Торговые договора взаимовыгодны как поставщику, так и торговой организации. Торговля часто сталкивается с недоброкачественным товаром, поставщику и торговой фирме выгодно, чтобы товар был качественным, потому что они рассчитывают на долгосрочное сотрудничество.

Обычно, по договору ООО «ТК» Продтовары» покупает большие партии товара, это бывает выгодно тем, что на большие партии у поставщиков часто бывают скидки.

Сделки – это разовые операции, они заключаются с поставщиками на единоразовую поставку партии товара. Иногда сделка бывает выгоднее, чем договор. Пример: базе выгоднее закупить газированную воду «Кока-кола» у официального дистрибьютора компании (ООО «Атлантик»), чем самим везти ее из другого города. Это связано с тем, что при покупке большой партии товара «Атлантик» предоставляет скидки. В итоге транспортные расходы и другие издержки ООО «Продтовары» превысят цену, которую имеет ООО «Атлантик».

Преимущества сделки – это быстрая поставка в нужном магазине объема товара.

Торговый отдел ООО «ТК» Продтовары» заключает договора с поставщиками, товар по этим договорам поставляется на базу, откуда он распределяется по магазинам. Можно сделать вывод, что около 80 % товара, который продается в структуре ООО «ТК» Продтовары», закупается по договорам с поставщиками, а остальные 20 % – по разовым сделкам. Выгоды такой политики я описала выше.

Разовые сделки в «Продтовары» заключаются практически на все группы товаров. Это зависит от отсутствия того или иного товара на базе. Например, в магазине «Продтовары» заканчивается картофель, заведующая магазином, звонит поставщику и просит поставить определенное количество картофеля. Поставщик привозит товар, и с ним заключается сделка, которая оплачивается по мере поступления денежных средств, но в течение срока, оговоренного в сделке. Также происходит и с остальными группами товаров.

Я выделила поставщиков, чьи поставки наиболее крупные, в итоге получились 7 фирм, чей объем составляет почти 50 % поставок товара в «Продтовары» (таблица – приложение №4 ).

Определением розничных цен на товары в ООО «ТК» Продтовары» занимается отдел цен. Цены на товары устанавливаются исходя из издержек предприятия, расходов на закупку товаров, рассчитывается торговая надбавка; в «Продтовары» в среднем она равна 25 – 30%.

Естественное желание любого предприятия – получить прибыль, сделать это можно, установив максимальные цены на товары. Но цена должна быть конкурентоспособна по сравнению с ценами других торговых предприятий.

Отдел маркетинга ООО «ТК» Продтовары» в настоящее время занимается изучением цен своих конкурентов. Для этого магазина – это «Продукты» и магазин «Ассорти».

Между ценой, спросом, качеством товара существуют прямая и обратная связи (схема №1). Цена влияет на спрос как прямо пропорционально, так и обратно, это зависит от товара, его качества и самого покупателя. Некоторые покупатели не станут покупать дешевый товар. Пример: обеспеченный человек не станет покупать недорогое (до ста рублей) вино, считая (и порой верно), что его вкусовые качества уступают более дорогому. В данном случае качество товара выше, цена больше, спрос среди этой категории покупателей возрастает, (качество увеличивает цену, но спрос тоже возрастает – все прямо пропорционально). Среди основной группы людей данное вино не будет пользоваться большим спросом из-за высокой цены, между ценой и спросом возникает

обратная пропорциональность. Поэтому цена, качество товара влияют на его конкурентоспособность, которая в свою очередь влияет на спрос.

Магазин «Продтовары» учитывает потребности всех групп покупателей в своей ценовой политике: для более богатых – цену можно сделать немного выше, за счет чего снизить цену на товар для менее обеспеченных. Например, цену на коньяки «KVINT», которые пользуются хорошим спросом можно увеличить на 5-10 рублей, за счет этого можно снизить цену на сахар (муку, манку и пр.) копеек на 10-50, что сразу же заметят малообеспеченные покупатели (например, пенсионеры).

Цена Спрос


Качество товара

Конкурентоспособность

Схема зависимости между ценой, спросом, качеством и конкурентоспособностью товара

Розничные цены указываются в накладной вместе с закупочной ценой, количеством товара, единицей измерения, суммой. Прибылью магазина является разница между розничными и закупочными ценами, с этой разницы и платятся налоги, заработная плата и др. Цены в магазине должны строго соответствовать розничным ценам, указанным в накладной, их соответствие проверяет налоговая инспекция.

Оптимальными поставщиками являются те, кто поставляют качественный товар в срок и по наименьшей цене. Среди них можно выделить: ЧП Чурбанова, ЧП Кутей, фирма «Алко-С», ЧП Панюков, ЧП Солдатов, ООО «Айсберг». С ними магазин сотрудничает постоянно.

Я провела сравнение между основными конкурентами и «Продтовары» по марке пива «Ярпиво» (г. Ярославль). В приложении № 5 представлен ассортимент фирмы «Ярпиво» и цены конкурентов и нашего магазина. Как видно, наиболее полным ассортиментом располагает именно «Продтовары», в нем есть почти все наименования, тогда как в других магазинах многих нет. В тоже время только некоторые цены выше, чем у конкурентов и связано это с тем, что, например, «Янтарное спец.» (ПЭТ 1,5л) – пиво, которое раскупается очень быстро и много, поэтому небольшое повышение на него цены не сильно скажется на объемах продаж. На многие же виды пива цены даже ниже, чем у конкурентов.

В целом, в «Продтовары» цены несколько выше, чем в близлежащих магазинах. Зато во всем

остальном конкуренты нам уступают: по ассортименту, качеству товаров (в «Продтовары» ведется строгий контроль за качеством товаров), упаковке, маркировке.

В настоящее время республиканские оптовые ярмарки проводятся редко, что связано с отсутствием в РК министерства торговли, больше с рекламной целью, чем с целью заключения договоров. На них ООО «Продтовары» знакомятся с продукцией местных производителей и из соседних регионов.

В республиканских масштабах, когда на ярмарке представляется продукция местных производителей, договора заключаются между фирмами и «Продтоварами» в офисах компаний.

Магазин «Универсам» имеет право заключать с поставщиками разовые сделки на поставку товара, это право дано не многим магазинам в структуре ООО «Продтовары». Данные сделки заключаются, когда магазину необходим товар, которого нет на оптовой базе «Продтоваров».

Долгосрочные договора между поставщиками и ОАО «Продтовары» заключаются между руководствами фирм, а не магазина. Обычно договора (приложение №6 ) заключаются сроком на один год. В договоре оговариваются все необходимые условия поставки, приемки, оплаты товара. В случае если между сторонами возникают разногласия, составляется протокол разногласий (приложение №7 ), который подписывают обе стороны. На поставку товара составляется заявка, спецификация, что одно и тоже, в которой указывается наименование товара, цена и количество. Она посылается поставщику, который отправляет товар согласно полученной спецификации.

В основном договора с иногородними поставщиками заключаются на условии самовывоза, т.е. машина ООО «ТК» Продтоваров» выезжает за товаром, который принимается на месте, а потом его привозят на свою оптовую базу.

Контроль за объемами поступления товаров в соответствии с заключенными договорами, а также соблюдением обязательств поставщиков по качеству, количеству товаров, сроками поставки, графиками завоза и организации доставки товаров осуществляется в торговом отделе ООО «ТК» Продтовары» диспетчерской службой.

Она просчитывает количество фактически поставленного товара с необходимым количеством, проверяют, сколько некачественного товара было поставлено. В случае нарушения поставщиками этих условий, она направляют ему претензию. Все эти условия оговариваются в договоре на поставку, поэтому проблем с поставщиками практически не возникает. За нарушение сроков поставки товара в договоре обычно оговариваются штрафные санкции – процент от партии товара.

Нарушение сроков поставки товара по договору бывает редко, в основном при неоплате ООО «ТК» Продтовары» партии товара. Контроль за качеством товара многоуровневый: первый раз – при получении товара от поставщика, второй – при доставке товара на базу, третий – при получении товара магазином. Это необходимо для того, чтобы недоброкачественный товар не попадал к покупателям.

Графики завоза товаров в магазин «Продтовары» соблюдаются.

Товар в магазин поступает с оптовой базы и от поставщиков. Оптовая база отправляет товар на своем автотранспорте, в данном случае место имеет централизованный метод доставки товара. Поставщики привозят товар на своем транспорте (децентрализованный метод), что освобождает заведующую магазином от поиска транспорта и магазин – от дополнительных затрат средств на транспортные расходы.

В магазине применяются современные способы доставки товара, которые очень удобны и практичны, экономят время и средства.

4. 4

Ознакомление с товароснабжением договоров.

Торгово-технологический процесс магазина начинается с заключения договоров с поставщиками. Договора заключаются в офисе ООО «ТК» Продтоваров».

Приёмка осуществляется в соответствии с правилами, содержащимися в инструкциях №П6 и №П7. Эти инструкции применяются во всех случаях за исключением, когда ГОСТами, ТУ или другими правилами не предусмотрен иной порядок приёмки товаров.

Приёмка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов. Количество поступивших товаров определяется в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если на поступившие товары отсутствуют сопроводительные документы, то составляется акт о фактическом количестве прибывших товаров с указанием, какие документы отсутствуют.

Товары, поступившие без тары, в открытой или повреждённой таре должны быть приняты по количеству в момент вскрытия или разгрузки с транспортных средств.

Окончательная приёмка по количеству товарных единиц производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней.

Приёмку по количеству в магазине «Продтовары» осуществляют путём сплошного счёта единиц за исключением фабричной упаковки. Выборочная проверка количества товаров с распространением её результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных ГОСТами, ТУ, договорами.

Я участвовала в приемке партии вино-водочных изделий. Она проходила следующим образом. В присутствии водителя-экспедитора товароведы сверяли по товарной накладной наименования товара и их количество, одновременно осматривая внешний вид бутылок на наличие необходимых этикеток, нужной информации на ней, на отсутствие повреждений бутылок, сколов, боя и других дефектов.

Количество пришедшего товара совпало с количеством, указанным в накладной. Потом проверяются сертификаты качества, данные в них должны совпадать с данными на бутылках, акцизных марках. С этим тоже было все в порядке. После этого алкогольная продукция поступила в торговый зал.

При обнаружении недостачи дальнейшая приёмка останавливается и составляется односторонний акт о выявленной недостаче. Принимаются меры к обеспечению сохранности поступившего товара. Для продолжения работы по приёмке и составлению двустороннего акта необходимо вызвать представителя городского отправителя, который должен явиться не позднее, чем на следующий день после вызова, а представителя иногороднего отправителя – в течение 3-х дней. В случае неявки представителя поставщика приёмка производится с участием представителя другого предприятия. С согласия отправителя приёмка может быть односторонней. У представителя должно быть удостоверение, которое выдаётся на каждую приёмку в отдельности. После завершения окончательной приемки должен быть составлен акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товаров.

Например, в магазин «Продтовары» поступил сахар-песок в количестве 500 кг по накладной. Фактически при приёмке вес оказался меньше – 495,08 кг. Заведующей тут же была дана телефонограмма поставщику. Когда приехал поставщик при контрольном перевзвешивании вес подтвердился. Заведующая составила акт об установленном расхождении в количестве при приёмке товара. В акте была указана дата, №, место приёмки и составления акта, время начала и окончания приёмки, наименование получателя товара и адрес, ФИО участвующих в приёмке, место работы и должность, документы, каким способом определено количество недостающих кг, точное количество недостачи, их стоимость, заключение о причинах и месте образования недостачи. Акт был подписан всеми лицами, принимавшими в приёмке участие. В верхнем правом углу ставится подпись подтверждения руководителем ООО «Продтовары» не позднее, чем на следующий день после его составления. К акту прилагаются копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, этикетки и пломбы товарных мест, удостоверение представителя и другие документы, которые могут свидетельствовать о недостаче.

Приёмка товаров по качеству в магазине «Продтовары» проводится с целью выявления качества товаров и соответствия их требованиям ГОСТов, ТУ, утверждённым образцам, эталонам. Сроки приёмки при иногородней поставке – не позднее 20 дней, при городской – 10 дней. Приёмку товаров по качеству проводит заведующая магазином с участием товароведа. Приёмке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары. Товары, не отвечающие требованиям, должны быть перемещены на временное хранение, поставщик в течение 10 дней должен распорядиться этим товаром. При обнаружении несоответствующего качества, комплектности составляется акт, приёмка приостанавливается. В магазин №13 вызывается представитель поставщика, уведомление посылается не позднее 24 часов, а иногородний поставщик должен явиться не позднее, чем в 3-х дневный срок, представитель городской – не позднее, чем на следующий день. Если представитель не явится в установленный срок, приёмка может производиться с участием представителя общественности. С согласия поставщика приёмка может производиться в одностороннем порядке. В акте должно быть указано: точные сведения об обнаруженных недостатках, характеристика, основания, по которым товары переведены в более низший сорт, и дано заключение о причинах утраты качества товаров. Акт с приложенными документами утверждает заведующая в 3-х дневный срок с момента его составления.

От частных лиц товар принимается также, но оформляется документом – сделкой (приложение № 8) . Товар, несоответствующий качеству, поставщик забирает или снижает цену. Деньги поставщику выплачиваются после реализации товара. Товар хранится на складах в подвале. При поступлении нового товара часть его выносится в торговый зал, заместитель заведующей магазина пишет ценники, и товар выставляется на продажу. Продавцы контролируют сроки реализации товаров в магазине, а также предупреждают заведующую о том, что подходит окончание срока реализации. Она следит за тем, откуда поставляется товар. Если от частного предпринимателя, то товар возвращается при окончании срока реализации, а если с базы, то составляется акт на снижение цены или товар отправляется на переработку, к примеру, сливочное масло.

Доставка товаров в магазине является одним из важнейших процессов товароснабжения. Магазин использует централизованный метод доставки товаров, освобождающий заведующая магазина от дополнительных забот по поиску автотранспорта, снижает затраты времени. Стоимость такой доставки достаточно низкая.

Приёмку тары осуществляют материально ответственные лица одновременно с товаром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов. При выявлении тары ненадёжного качества и расхождения в количестве получатель, то есть магазин №13 составляет акт.

Освобождённую тару сортируют по видам и укладывают по назначению на подтоварники. Тару хранят в сухом помещении, ящики укладывают плотными рядами, мешкотару – в стопки по видам ткани и категориям. Для различных видов возвратной тары установлены определенные сроки возврата изготовителям. Магазин №13 заранее подготавливает тару к сдаче к погрузке и выписывает расходную накладную. Картонные коробки сдаются поставщику, пластмассовые ящики, фляги, коробки из под яиц – возвратные и сдаются при поступлении новой партии товаров.

В магазине составляется «Отчёт о движении тары», который подписывает заведующая магазина и бухгалтер (приложение №9 ).

Когда поставщик приезжает с товаром в магазин «Универсам», при нем всегда имеются товарно-сопроводительные документы: счет-фактура (приложение №10 ), товарно-транспортные накладные, расходные накладные, товарные накладные (приложение № 11) , просто накладные, обязательные качественные удостоверения и вслучае необходимости – доверенность. Без этих документов товар не принимается.

Когда товар привозят с оптовой базы ООО «ТК» Продтоваров», то вместо товаро-транспортной накладной действует накладная на перемещение.

5. 4

Ознакомление с информационным обеспечением коммерческой деятельности.

Основными средствами стимулирования спроса и продажи товаров являются: реклама, форма продажи, услуги, культура работников торговли, внешнее оформление магазина и другие.

Реклама – это самая распространенная часть информации. Она знакомит покупателей с порядком и правилами продажи товаров. Реклама повышает степень потребителей определенной марки товара.

В магазине №13 по месту применения реклама относится к внутренним рекламным средствам.

Магазин использует для продвижения товаров несколько видов рекламы: печатную и рекламную выкладку товаров в торговом зале, а также устная реклама – в виде консультаций покупателей. Печатная реклама в магазине №13 представлена в виде плакатов, этикеток, ценников (приложение № 12) .

Также реклама способствует постоянному совершенствованию выпускаемой продукции. Она выводит на рынок новые товары и услуги, формирует новые потребности.

И магазин «Продтовары» идет в ногу со временем. В данном магазине часто проводятся рекламные акции, направленные на ознакомление покупателей с товарами в более широком объёме, чем они могут себе позволить.

Такие акции проводили АО «Сыктывкарпиво» – они представляли на суд потребителя свою продукцию, то есть пиво, с дегустацией всех производимых ими сортов.

Эта акция проводилась в рекламных целях для того, чтобы большее количество покупателей обратило внимание на их продукцию и могли попробовать и оценить их прекрасное пиво по достоинству.

Подобную акцию проводил «Кировский мясокомбинат». Он представлял продукцию, выпускаемую на данном предприятии. Им было представлено большое количество вареных, полукопченых колбас, мясо сырокопченое, бекон, мясные паштеты и другие товары, также с дегустацией.

Подобные мероприятия проводятся для формирования спроса, так как только при близком знакомстве с продукцией того или иного предприятия потребитель может оценить её по достоинству.

На мой взгляд, магазину «Продтовары» нужно более активно занимается рекламой. В этом направлении можно посоветовать поместить рекламные объявления в газеты, воспользоваться услугами теле- и радиорекламы. Также можно вывесить рекламные щиты на улицах города с указанием ассортимента товаров, цен и информацией о скидках. В современных условиях можно использовать такой вид связи как интернет, открыв свой сайт, на который поместить полезную информацию для потребителя об оказываемых услугах.

«Продтовары» – современный продовольственный магазин и может оказывать такую услугу, как доставка продуктов на дом, в том числе через интернет.

6. 3

Ознакомление с ассортиментной политикой и изучение спроса в торговом предприятии .

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент – это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на группы – по широте охвата, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.

Классификация ассортимента товаров в нашем магазине:

По местонахождению товаров – торговый ассортимент. В зависимости от широты охвата товаров – сложный ассортимент – представлен значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименование товара в общем наборе.

При регулировании структуры ассортимента учитывают экономические выгоды магазина, преобладание дорогих и дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется наше предприятие.

Разработка ассортимента – деятельность коммерческого дела по составлению определенной совокупности товарных линий или товарных групп в соответствии со спросом покупателей, с целью его более полного удовлетворения.

Формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, то есть построение, оптимальной ассортиментной матрицы, учитывающей, с одной стороны – необходимость обеспечения наиболее рационального использования ресурсов предприятия.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Разработкой ассортиментной политики занимаются менеджеры коммерческого отдела. Основными направлениями развития товарного ассортимента являются: уменьшение, обновление, стабилизация, совершенствование, гармонизация. При формировании товарного ассортимента важно иметь достоверную информацию об объеме, структуре, характере проявления покупательского спроса.

Ассортиментная карта.

Ярпиво

Наименование товара Фактическое наличие
Крепкое, с/бут 0,5л. +
Элитное, с/бут 0,5л. -
Янтарное, с/бут 0,5л. +
Темное, с/бут 0,5л. -
Ледяное, с/бут 0,5л. +
Оригинальное, с/бут 0,5л. -
Светлое, с/бут 0,5л. +
Безалкогольное, с/бут 0,5л. +
Хлебное, ПЭТ 1,5л. +
Ячменное, ПЭТ 1,5л. -
Янтарное спец., ПЭТ 1,5л. +
Хмельное, ПЭТ 1,5л. -
Крепкое, ж/б 0,5л. -
Элитное, ж/б 0,5л. +
Янтарное, ж/б 0,5л. +
Темное, ж/б 0,5л. +
Ледяное, ж/б 0,5л. +
Оригинальное, ж/б 0,5л. +
Кристальное пшеничное, ж/б 0,5л. -

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Кш = Шд/Шб * 100%, где

Коэффициент широты (Кш) – действительное количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными и техническими документами, или максимально возможное.

Рассчитаем коэффициент широты:

Кш = 19/12 * 100% = 158%

Показатель широты показывает, что продукция этого предприятия представлена в широком ассортименте и может удовлетворить потребности потребителей.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Кп = Пд/Пб * 100%, где

Действительная полнота – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Базовая полнота – регламентируемый или планируемый количество товаров.

Рассчитаем коэффициент полноты, для этого берем 4 видов товаров: Хлебное ПЭТ 1,5л., Ячменное ПЭТ 1,5л., Янтарное спец. ПЭТ 1,5л., Хмельное ПЭТ 1,5л.

Кп = 4/2 * 100% = 200%

Показатель коэффициента полноты удовлетворяет одинаковые потребности.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Ку = У/Шд * 100%, где

Коэффициент устойчивости (У) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей.

Рассчитаем устойчивость ассортимента:

Ку = 15/19 * 100% = 79%

Коэффициент пользуется устойчивым спросом.

Новизна ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Кн = Н/Шд * 100% = 3/19 * 100% = 16%

Необходимо пополнить новым ассортиментом в магазине.

Итого:

18 дней

(3 недели)

Стажировка в качестве стажера-коммерсанта, торгового агента.

Тематический план

№ п/п Кол-во дней Наименование задания. Содержание самостоятельной работы. Выводы и предложения. Оценка и замечания руководителей
1. 1

Изучение профессиональной деятельности коммерсанта, агента торгового (коммерческого)

Требования к специалисту коммерции.

Квалификационная характеристика

Коммерсант - это специалист по организации процессов связанных с куплей продажей обменом и продвижением товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Областью профессиональной деятельности специалиста коммерции является сфера товарного обращения.

Специалист коммерции должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

· Коммерческо-организационная деятельность:

· Выбор товаров и формирование товарного ассортимента;

· Подбор покупателей и поставщиков;

· Планирование и организация процессов закупки и продаж товаров;

· Организация коммерческих взаиморасчетов;

· Организация товародвижения и создание системы стимулирования сбыта;

· Управление товарными запасами.

Научно-исследовательская деятельность:

· Исследование и анализ товарных рынков;

· Исследование ассортимента и конкурентоспособности товаров;

· Исследование и моделирование бизнес технологий;

· Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности;

· Исследование информационно-методического обеспечения коммерческой деятельности с целью ее оптимизации.

Проектно-аналитическая деятельность:

· Проектирование информационного обеспечения коммерческой деятельности;

· Прогнозирование конъюнктуры товарных рынков;

· Прогнозирование и проектирование номенклатуры товаров;

· Прогнозирование и разработка стратегии коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке;

· Проектирование процессов продвижения и реализация товаров на рынке;

· Прогнозирование результатов коммерческой деятельности предприятия.

Специалист коммерции должен знать:

· Основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественных дисциплин для решения профессиональных и социальных задач;

· Информационно-методическое обеспечение коммерческой деятельности;

· Методы исследование, анализа и прогнозирования товарных рынков и товарного ассортимента;

· Особенности моделирования бизнес технологий;

· Технологию формирования товарного ассортимента и способы ее оптимизации;

· Процесс закупки товаров, источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи;

· Порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками;

· Методы определения объемов закупок и поставок товаров и способы их доставки;

· Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и предоставления сервисных услуг;

· Составляющие системы товародвижения, их сущность условия особенности организации функционирования и пути минимизации издержек обращения;

· Виды товарных запасов, пути их формирования, учет и контроль, методы планирования оптимизации и управления;

· Формы и методы продажи товаров, определение и прогнозирование ее объема;

· Торгово-технологические процессы в коммерческой деятельности, особенности их организации и управления;

· Организационную структуру предприятия, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями;

· Методы определения и способы обеспечения эффективности коммерческой деятельности предприятия;

· Виды коммерческих проектов и инноваций, порядок их разработки и использования для развития коммерческой деятельности.

Специалист коммерции должен уметь:

1. Создавать информационную базу для организации коммерческой деятельности;

2. Формировать товарный ассортимент;

3. Организовывать работу с поставщиками и покупателями;

4. Организовывать и управлять процессами купли-продажи и обмена товаров;

5. Управлять товарными запасами;

6. Применять методы стимулирования сбыта продажи;

7. Анализировать коммерческую деятельность и определять ее эффективность;

8. Моделировать и проектировать коммерческую деятельность.

Образование.

Специалист коммерции должен иметь диплом, подтверждающий, что была освоена основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности - Коммерция, торговое дело, что дает возможность продолжения образования в аспирантуре.

Профессиональные и личностные требования.

Ценнейшее профессиональное качество коммерсанта – умение заключать честные и взаимовыгодные сделки. Это качество напрямую зависит от личностных и профессиональных свойств коммерсанта. Следовательно, коммерсант:

1. должен иметь достаточно глубокие и широкие специальные познания и навыки в вопросах:

· Закупки и продажи товаров, включая внешнеэкономические операции;

· Маркетинга;

· Управления и права;

· Бухгалтерского учета;

· Финансирования и налогообложения.

2. должен обладать такими характеристиками, как:

· Готовность рисковать и брать на себя ответственность за это. Но рисковать надо умело. Риск – не безрассудное лихачество, а строгий расчет. Умение рисковать связано со способностью предвидеть и просчитывать все возможные варианты;

· Честность, надежность, верность данному слову – требования, без которых невозможен цивилизованный рынок;

· Высокие духовные и физические качества. Надо хотеть и уметь переносить высокие физические нагрузки, работать по 16 часов в сутки и считать это нормальным;

· Стремление не столько к обогащению, сколько служить своему делу;

· Инициативность в поиске дополнительных задач, находчивость, смекалка;

· Дружелюбное отношение к людям, обходительность;

· Лидерство;

· Ответственность

· Организаторские способности;

· Решительность, быстрота и точность;

· Упорство и целеустремленность.

Стаж работы и рекомендации.

Специалист коммерции должен иметь стаж работы не менее 2-х лет в торговой организации (предприятии).

Желательно предоставление рекомендаций с предыдущих мест работы и образовательного учреждения.

2. 4

Заключение хозяйственных договоров.

Для заключения договоров представитель ООО «Продтовары» выезжает в город поставщика (производителя) или же, наоборот, он приезжает в Сыктывкар. В договоре указываются все необходимые условия (поставки, оплаты, приемки, адреса сторон, предмет договора и прочее). Договора выгодны предприятию тем, что в случае необходимости товар будет поставлен в нужном объеме, хорошего качества и в кратчайшие сроки. Например, в договоре на поставку вина партия поставщиком будет подготовлена в течение 3-х дней после получения заявки от ООО «ТК» Продтовары». И в договоре указывается, что претензии по качеству могут быть предъявлены в течение всего срока реализации при соблюдении условий хранения (которые в магазине «Продтовары» соблюдаются). Т.е. если в товаре в течение реализации проявятся скрытые дефекты, его не нужно будет списывать, а можно будет вернуть поставщику или потребовать возврата уплаченных сумм.

ООО «ТК» Продтовары» на протяжении нескольких лет имеет постоянных поставщиков, с которыми заключаются договора. К ним можно отнести: «Кирово-Чепецкий городской молочный завод», «Сыктывкархлеб», ГУП «Сыктывкарский ЛВЗ» и другие.

Я хочу привести пример как был заключен договор на поставку линии по производству кондитерских изделий. Ярмарка проводилась в Москве, на ней были представлены технологии и продукция многих промышленных предприятий, на самой ярмарке договора не заключались, а была предоставлена рекламная продукция с информацией о фирме, ее продукции. Руководитель ООО «ТК» Продтовары», который ездил на эту ярмарку, ознакомился с технологией и продукцией предприятий, выбрал наиболее подходящую, и потом уже после ярмарки был заключен договор между «Продтоварами» и фирмой-производителем.

3. 5

Работа с товаром

Приёмка осуществляется в соответствии с инструкциями №П6 и №П7.

Приёмку по количеству в магазине «Универсам» осуществляют путём сплошного счёта единиц за исключением фабричной упаковки. Выборочная проверка количества товаров с распространением её результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных ГОСТами, ТУ, договорами.

Я участвовала в приемке партии вино-водочных изделий. Она проходила следующим образом. В присутствии водителя-экспедитора товароведы сверяли по товарной накладной наименования товара и их количество, одновременно осматривая внешний вид бутылок на наличие необходимых этикеток, нужной информации на ней, на отсутствие повреждений бутылок, сколов, боя и других дефектов. Количество пришедшего товара совпало с количеством, указанным в накладной. Потом проверяются сертификаты качества, данные в них должны совпадать с данными на бутылках, акцизных марках. С этим тоже было все в порядке. После этого алкогольная продукция поступила в торговый зал.

Например, магазин «Продтовары» поступил сахар-песок в количестве 500 кг по накладной. Фактически при приёмке вес оказался меньше – 495,08 кг. Заведующей тут же была дана телефонограмма поставщику. Когда приехал поставщик при контрольном перевзвешивании вес подтвердился. Заведующая составила акт об установленном расхождении в количестве при приёмке товара. В акте была указана дата, №, место приёмки и составления акта, время начала и окончания приёмки, наименование получателя товара и адрес, ФИО участвующих в приёмке, место работы и должность, документы, каким способом определено количество недостающих кг, точное количество недостачи, их стоимость, заключение о причинах и месте образования недостачи. Акт был подписан всеми лицами, принимавшими в приёмке участие. В верхнем правом углу ставится подпись подтверждения руководителем ООО «ТК» Продтовары» не позднее, чем на следующий день после его составления. К акту прилагаются копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, этикетки и пломбы товарных мест, удостоверение представителя и другие документы, которые могут свидетельствовать о недостаче.

Приёмка товаров по качеству в магазине «Продтовары» проводится с целью выявления качества товаров и соответствия их требованиям ГОСТов, ТУ, утверждённым образцам, эталонам. Сроки приёмки при иногородней поставке – не позднее 20 дней, при городской – 10 дней.

Например, в магазине «Продтовары» приёмка молочной продукции осуществляется так: водитель- экспедитор привозит молочный товар. В накладной указаны: № накладной, дата, отправитель, реквизиты, получатель, через кого отправлен товар, наименование товара, количество, цена, сумма, время расфасовки, стоимость тары. На накладной ставят подписи: мастер смены, контролёр, лаборатория, ставится штамп о сертификации товара. Грузчики разгружают ящики с молочной продукцией и фляги со сметаной. Все пачки из ящиков пересчитываются, фляги со сметаной перевешиваются. Если количество не соответствует, это проставляется в накладной в графе «фактическое количество», производится возврат ящиков и фляг, ставятся печати и подписи. Если срок прошёл, молочная продукция не принимается и пишется, что она не соответствует времени разлива. Водитель забирает ящики, фляги, также одну из двух накладных. Другая остаётся в распоряжении бухгалтера для обработки.

Приёмку тары осуществляют материально ответственные лица одновременно с товаром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов. При выявлении тары ненадёжного качества и расхождения в количестве получатель, то есть магазин №1 составляет акт.

Магазин №13 заранее подготавливает тару к сдаче к погрузке и выписывает расходную накладную. Картонные коробки сдаются поставщику, пластмассовые ящики, фляги, коробки из-под яиц – возвратные и сдаются при поступлении новой партии товаров.

4. 4

Проведение опросов покупателей (потребителей)

Основная цель опроса – это определение уровня знаний потребителей, их отношение к исследуемому товару, предпочтений и покупательского поведения.

Задача опроса состоит в маркетинговых исследованиях, которые через информацию связывают предприятия с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функционирования.

Анкета прилагается (приложение № 15).

Анализ анкетирования .

В период с 15 по 22 июня в магазине № 13 было проведено анкетирование покупателей магазина. На анкету ответили 68 человек, анкетирование проводилось в добровольном порядке.

На вопрос, «Из какого источника Вы узнали о нашем магазине?», 10% ответили, что из рекламы, 25% - посоветовали знакомые, 60% - проходили мимо, и 5% - дали свой ответ.

На второй вопрос ответы были следующие. 80% магазин посещали через день, 10% - раз в неделю, 5% - раз в месяц, и 5% магазин посещают в первый раз.

15% покупателей посещают магазин в ременные рамки с 8.00 до 15.00, 40% - с 15.00 до 20.00, 35% - с 20.00 до 8.00, 0% - не было своего варианта.

На четвертый вопрос 45% обращают внимание на цену, 40% - на качество товара, 10% - на фирму, 5% - свой вариант.

На вопрос, «Какие товары Вы чаще всего покупаете в нашем магазине» 25% ответили, что покупают хлеб и хлебобулочные изделия, 15% - молоко и молочные изделия, 15% - крупы и макаронные изделия, 25% - мясо и мясные изделия, 10% - рыба и рыбные изделия, 10% - другая продукция.

На шестой вопрос 20% ответили, что хотели бы пополнить хлеб и хлебобулочные изделия, 20% - молоко и молочные изделия, 5% - крупу и макаронные изделия, 25% пополнили бы мясо и мясные изделия, 15% - рыбу и рыбные изделия, 15% - другую продукцию.

Магазин посещали 40% мужчин и 60% женщин.

Магазин посещают 26% с возрастом от 15 до 24 лет, 32% - от 25 до 34 лет, 15% - от 35 до 44 лет, 18% - от 45 до 59 лет, и 9% с возрастом от 60 лет и выше.

10% людей магазин посещают со средним образованием, 70% - среднее специальное, 20% - с высшим образованием.

На десятый вопрос 7% посещают магазин с уровнем доходов до 3000 рублей, 45% - от 3000 до 6000 рублей, 28% - от 6000 до 10000 рублей, 18% - от 10000 до 15000 рублей, и 2% - от 15000 и более.

5. 4

Оценка качества услуг розничной торговли

Изучение требований к качеству услуг розничной торговой сети в соответствии с ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговой сети». Классификация услуг розничной торговли. Услуги:

1) Реализацию товаров

Процесс услуги реализации товаров состоит из этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателям, расчет с покупателями, отпуск товара.

К услугам по оказанию помощи в соответствии покупки при ее использовании относят: упаковывание купленных в магазине товаров; комплектование наборов из имеющихся в наличии товаров.

2) Информационно-консультативные услуги

К ним относят: консультации специалистов по товарам, проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров).

3) Создание удобств покупателям

К ним относят: гарантированное хранение купленных товаров, парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.

Общие требования к услугам торговли

Услуги торговли в магазине отвечают требованиям: социального назначения, функциональной пригодности, экономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды.

Требования социального назначения предусматривают: обеспеченность населения услугами данного вида; соответствие уровня качества услуги розничной цене.

Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают:

· Точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы магазина, точностью оформления кассового чека;

· Наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;

· Информативность, то есть наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах;

· Соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.

Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности.

Требования технологичности услуги торговли предусматривают:

· Наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей;

· Создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;

· Наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров.

Требования безопасности услуг розничной торговли: безопасность магазина обеспечивается безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.

Требования охраны окружающей среды: предприятие торговли исключает возможность попадание опасных и вредных веществ в воздух, почву, водоемы, водопровод и канализацию в соответствие с установленными требованиями: система санитарной очистки и уборки территории соответствует установленным требованиям; не допускается применение способов переработки упаковки, которые могут нанести ущерб окружающей среде.

Данные оценки услуг розничной торговли соответствуют требованиям ГОСТ Р 51304-99.

18 дней

(3 недели)

Итого: