Реферат: Периоды и критические точки карьеры
Название: Периоды и критические точки карьеры Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Периоды и критические точки карьеры___________________________3 2. Список использованной литературы_____________________________ 8 Периоды и критические точки карьеры. Вопрос изучения карьеры на современном этапе является очень важным направлением психологии карьеры, тем более выбранная тема очень актуальна не тольков управленческой деятельности, но и в социальной работе. В практике управленческой деятельности встречается множество определений понятия карьеры. Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.[1] Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека.[2] Карьера — это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа[3] . В современной теории управления человеческими ресурсами под карьерой принято понимать индивидуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни. Из приведенных вариантов определения карьеры следует, что: во-первых , карьера включает внутреннюю позицию и поведение самого работника, во-вторых , она есть поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей роста, связанных с его экономической деятельностью, в-третьих , жизнь человека вне работы и роль, которую он играет в этой жизни, оказывают значительное влияние на деловую карьеру, являясь частью карьеры каждого работника. На формирование карьеры влияют две группы условий: объективные — не зависящие от человека, и субъективные. Объективные условия формирования карьеры можно разделить на: - общие - особые требования к профессии; - социально-экономические - связанны с изменением форм собственности; - кризисные условия - повышенный риск, угрожающий жизни; - кадровые - отсутствует система кадровой работы. Субъективные условия зависят от самого человека. Так, например, Джон Л. Голланд считает, что выбор карьеры есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль «шанс», достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы. Широко осознанной является идея о том, что в ходе своей карьеры человек проходит через различные, но взаимосвязанные этапы. Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры - временной период развития личности и фазы развития профессионала - периоды овладения деятельностью. Наиболее упрощенная версия включает четыре стадии (периода): 1. Предварительная стадия (посещение школы). 2. Первоначальная стадия (переходы с одной работы на другую). 3. Стадия стабильной работы (с сохранением одной и той же работы). 4. Стадия отставки (прекращение активной работы). На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование длится до 25 лет (подготовка к трудовой деятельности и выбор области). За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его личности, он заботится о безопасности существования. Далее наступает этап становления , который длится примерно от 25 до 30 лет (освоение работы, развитие профессиональных навыков). В этот период работник осваивает выбранную профессию, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность в установлении независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получить заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума. Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет (профессиональное развитие). В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и заботы о здоровье. Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет (плато профессионального уровня, повышение квалификации, передача собственного опыта). Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе, к окружающим, достигшим своего положения честным трудом, и к себе со стороны окружающих. Этап завершения длится от 60 до 65 лет (подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены). Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражение и уважение к себе и к другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить другие источники дохода, которые заменили бы заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию. На последнем пенсионном этапе после 65 лет (занятие иными видами деятельности) карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Вывод: Большинство работающих в той или иной форме проходят предварительное обучение в средней школе, училищах, техникумах, в ВУЗах и т.д. Затем они приходят на свою первую работу, но, скорее всего, меняют её на другую в той же организации или в другой. В ходе карьеры они могут попасть на такое место, которое будут сохранят до пенсии. Продолжительность каждой стадии различна для разных людей, но большинство проходят через все эти периоды. Список использованной литературы: 1. Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина Планирование карьеры./Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_2430 2. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры.Психологические исследования. 2010 - №2(10) 3. Иванов В.ЮУправление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. Менеджмент в России и за рубежом – 1998- №54. Управление персоналом: Учебное пособие/ Подредакцией к.э.н., проф. О.И.Марченко._М.: «Ось-89», 2004.-224с. [1] Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина Планирование карьеры./Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_2430 [2] Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры.Психологические исследования. 2010 - №2(10) [3] Иванов В.ЮУправление карьерой менеджера: необходимость и основное содержаниеМенеджмент в России и за рубежом > №5 1998 |