Реферат: Аудит текущих обязательств
Название: Аудит текущих обязательств Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант №8 Аудит текущих обязательств Обязательство – это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства являются результатом прошлых сделок или прошлых событий и подразделяются на краткосрочные (текущие) и долгосрочные. Обязательство должно классифицироваться как краткосрочное, если предполагается его оплата в ходе нормального операционного цикла организации или оно должно быть исполнено в течении 12 месяцев после даты баланса. Все остальные обязательства классифицируются как долгосрочные. К текущим обязательствам относят краткосрочные займы банков и кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта. Краткосрочные займы банков выдаются в соответствии с действующими нормативными документами на срок не более одного года, например, под товары отгруженные он равен времени фактического документооборота, но не более 30 дней. Расчетно-кредитные операции связанные с получением и погашением краткосрочных кредитов, учитываются на счетах 3010-3020 «Краткосрочные займы». Аналитический учет краткосрочных займов ведется по видам кредитов банкам, предоставившим их, и отдельным кредиторам. Овердрафт, представляющий собой вид краткосрочного кредита, выдаваемого клиенту сверх остатка денежных средств на его счете, а также кредиты банков, не оплаченные в срок, учитываются отдельно. Цель аудита текущих обязательств предприятия состоит в выражении мнения аудитора о состоянии бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля за законностью возникновения и своевременностью погашения кредиторской задолженности; правильностью учета расчетов, правильностью произведения расчетов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, своевременностью их перечисления по следующим критериям: законности; достоверности; полноты; целесообразности. В соответствии с указанной целью задачами аудита обязательств являются: - проверка наличия и правильности оформления первичных документов, которая является основанием для учетных записей по текущим обязательствам предприятия; - проверка синтетического и аналитического учета, их взаимосвязи и перенесения информации в главную книгу и финансовую отчетность, правильное использование соответствующих счетов нового Плана счетов; - оценка состояния внутреннего контроля расчетов по обязательствам; - проверка надлежащей классификации текущих обязательств и наличие соответствующих необходимых разъяснений в примечаниях к финансовой отчетности; - оценка системы управления эффективностью использования заемных средств на предприятии. Объекты аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства или собственника: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, налоговый учет, структура управления предприятием, состояние активов предприятия, финансовая устойчивость и платежеспособность и пр. Объектами аудита текущих обязательств предприятия являются: - кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками; - задолженность по внебюджетным платежам; - задолженность по социальному страхованию и обеспечению; - задолженность по расчетам с бюджетом; - задолженность по расчетам с персоналом по оплате труда; - расчеты с учредителями; - внутрихозяйственные расчеты; - расчеты с банками по ссудам; - расчеты с государственными и муниципальными органами. Источники информации для осуществления аудиторской проверки: - законодательные, нормативные документы; - хозяйственные договоры; - коммерческие акты; - внутренняя организационно-распорядительная документация; - материалы предыдущих госконтроля и внутреннего контроля и аудита; - учетная документация первичная, сводная (счета на оплату, счета-фактуры, доверенности, авансовые отчеты, отчеты кассира, накладные, выписки банка, товарно-транспортные накладные, платежные поручения, платежные ведомости ; - регистры бухгалтерского учета - данные инвентаризации; - квартальная и годовая бухгалтерская отчетность, Главная книга, «Книга продаж», «Книга приобретений»; - решения народных, хозяйственных судов по спорам между предприятиями по хозяйственным делам; - статистическая отчетность по движению сумм кредиторской задолженности и проч. Краткосрочные займы чаще всего носят характер коммерческого кредита под векселя и «партнерского» кредита под долговые обязательства. В ходе аудита краткосрочных займов необходимо установить: - на какие цели использованы займы, соответствуют ли эти цели условиям договора на получение кредита; - что включено в состав обеспечения или гарантий займа; - полноту и своевременность погашения займов (по выпискам банков); - правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором; - законность и обоснованность получения от других субъектов ссуд (займов), а также полноту и своевременность их погашения; - правильность ведения синтетического и аналитического учета, соответствие записей счетам подраздела 3010 «Краткосрочные банковские займы» записям в журнале-ордере №4 и бухгалтерском балансе. Кроме того, аудитору в ходе проверки краткосрочных займов необходимо проверить: - правильность уплаты процентов за займы и отнесение их на расходы периода; - включены ли в раздел «Краткосрочные обязательства» в балансе показателей статьи «Текущая часть»; - правильно ли определяются показатели по статьям «овердрафт»; - данные аналитического учета по группе счетов 3020, которые ведутся по заимодавцам и срокам погашения займов; - состояние расчетов по кредиторским займам от внебанковских учреждений; - операции по группе счетов 3050 «Прочие краткосрочные финансовые обязательства». К текущим обязательствам относятся краткосрочные займы банков и кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта до одного года. Краткосрочные займы банков выдаются в соответствии с действующими нормативными документами на срок не более одного года. Проверка краткосрочных обязательств по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющие права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей. При проверке следует обратить внимание на следующее: - имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления; - при наличии кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования; - имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию. - при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков; - проводилась ли инвентаризация расчетов (в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов); - полнота оприходования материальных ценностей (следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, книгами складского учета; - правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки; - правильность списания затрат на себестоимость продукции; - предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных доказательств; - правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности; - правильность отражения операций при оплате векселями; - предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков; - при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ; - правильность ведения аналитического и синтетического учета; - соответствие данных журнала-ордера № 3 по этим счета данным, указанным в Главной книге и балансе; - правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов. Кредиторская задолженность – это сумма обязательств (долга) предприятия другим юридическим и физическим лицам. По характеру образования кредиторская задолженность делиться на нормальную и неоправданную. Неоправданная кредиторская задолженность – просроченная задолженность финансовым органам – по расчету с бюджетом, персоналу предприятия – по оплате труда, поставщикам – по неоплаченным в срок расчетным документам и т.д. К задачам аудита краткосрочной кредиторской задолженности относят: 1) проверку соблюдения платежной дисциплины; 2) изучение обоснованности применяемых при расчетах цен, тарифов и других стоимостных показателей; 3) проверку реальности сумм кредиторской задолженности; 4) разработку рекомендаций по упорядочению расчетов и снижению кредиторской задолженности. К методам контроля, применяемым при аудите краткосрочной кредиторской задолженности относят следующие: 1. Нормативно-правовое регулирование, то есть определение законности задолженности, правомерности хозяйственных операций, в результате которых она возникла; 2. Документальный, то есть проверка документального подтверждения сумм задолженности, проверка регистров синтетического и аналитического учета в сопоставлении с данными первичных документов, контрольные сличения, счетно-вычислительные проверки и др.; 3. Фактический, то есть инвентаризация кредиторской задолженности. Состояние кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода в балансе характеризуется остатками по следующим статьям: 1) Краткосрочные финансовые обязательства; 2) Обязательства по налогам; 3) Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам; 4) Краткосрочная кредиторская задолженность; 5) Краткосрочные оценочные обязательства; 6) Прочие краткосрочные обязательства. 2. Программа проведения аудита в ТОО «Вертикаль»Проверяемая организация Строительная организация «Вертикаль»Период аудита 13.10.2008-3.11.2008Количество человеко- часов 264 человеко - часов Руководитель аудиторской группы Пернебаева А. Состав аудиторской группы Пернебаева А., Макатаева Планируемый аудиторский риск 0,05 Планируемый уровень существенности 130000 Таблица 1 Программа аудита текущих обязательств
Руководитель аудиторской фирмы _________________________ Руководитель аудиторской группы _________________________ Расчет аудиторского риска и существенности Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. Существуют два основных метода оценки аудиторского риска: 1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита; 2) количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска (будет произведен ниже). Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость. Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка. Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует. Факторная модель аудиторского риска: АР=НР*КР*ДР, где АР - аудиторский риск. НР - наследственный (присущий) риск. Это степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных факторов. КР - риск контроля. Это оценка аудитором структуры внутреннего контроля клиента с целью определения ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете и отчетности. ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности. Будем считать, что: НР равен 50%; КР равен 40%; АР равен 2%. Риск аудита примем равным 5%. Риск необнаружения = 5% /(50% + 60%)= 0,05%. Балансовая прибыль предприятия – 75,6 тыс. тенге; Объем текущих обязательств – 25,6 тыс. тенге; Остаток собственных средств – 326,8 тыс. тенге; Собственный капитал – 159,54 тыс. тенге; Общие затраты – 632,0 тыс.тенге. Найдем среднее значение: (75,6+25,6+326,8+159,54+632)/5 = 243,9 (25,6+326,8+632)/3 = 128,13 тыс. тенге – усреднение показателей Полученную величину допустимо округлить до 130 тыс. тенге и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие до и после округления составляет: (130-128,13)*128,15*100% = 2,3%, что находится в переделах 20%. Расчет человеко-часов: Расчет производится исходя из продолжительности проверки 22 дня, продолжительности рабочего дня – 6 часов и количества работающих аудиторов – 2 человека. Итого: 22*6*2 = 264 человеко – часов. Аудиторское заключение 1. Документы на приобретение и выбытие ТМЗ ведутся в соответствии с нормой, имеются небольшие нарушения сумм приобретения; 2. Претензии к количеству и качеству ТМЗ несущественны, ведутся отдельно от остальных документов; 3. Оприходование ценностей отражается в приходных ордерах, сроки и суммы соответствуют счетам-фактурам; 4. Проектно-сметная документация указывает на наличие задолженностей в размере 25,6 тыс. тенге, которые необходимо выплатить к концу отчетного периода; 5. Налог взимается в соответствии с Налоговым Законодательством РК; 6. Корреспондентские счета аналитического и синтетического учета соответствуют друг другу; 7. Целевое назначение займов немного отклонено, использование ведется с небольшим расхождением; 8. Займы погашаются в срок, без просрочек, фиксированная процентная ставка; 9. Юридические основы кредитования соблюдены; 10. Синтетический и аналитический учет ведутся верно, данные соответствуют друг другу. Рекомендации 1. Внедрение программного обеспечения бухгалтерского учета; 2. Вести контроль за ТМЗ; 3. Соблюдать целевое назначение кредитов; 4. Следить за сроками погашения текущих обязательств; 5. Усовершенствовать юридические основы кредитования. Список использованной литературы 1. Закон РК «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» от 20 ноября 1998 года (с дополнениями по состоянию на 5.05.2006 г.); 2. Методологические рекомендации по применению международных стандартов финансовой отчетности – Алматы: БИКО, 2008; 3. Международные стандарты аудита в РК – Алматы: Раритет, 2004; 4. Ержанов М.С. Аудит-1. – Алматы: Бастау, 2005; 5. Аблечов Д.О. Финансовый контроль и углубленный финансовый аудит. – Алматы, 2007. |