Реферат: Циклы и кризисы макроэкономики
Название: Циклы и кризисы макроэкономики Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
Спрос на деньги – это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах. Спрос на деньги – это всегда спрос на блага, которые можно на них купить. На размеры спроса на деньги большое влияние оказывает фактор неопределенности, ибо именно в условиях роста неуверенности в величине будущих процентов увеличивается предпочтение ликвидности. Различают номинальный спрос на деньги, который изменяется вслед за повышением цены, и реальный спрос на деньги, рассчитанный с учетом покупательной способности денег. Реальный спрос на деньги равен: Md /Р , где Md – номинальный спрос на деньги, Р – средний уровень цен. Спрос на деньги определяет ту часть активов, которую фирмы и домохозяйства хотят иметь в виде наличности, а не в виде акций, облигаций, недвижимости, производственного оборудования и т. д. Это реальный спрос на деньги. Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства. Существуют различные теоретические модели спроса на деньги: классическая количественная теория спроса на деньги, кейнсианская теория спроса на деньги; монетаристская теория спроса на деньги. Классическая количественная концепция спроса на деньгиКлассическая количественная концепция спроса на деньги основана на трех постулатах: • причинности (цены зависят от массы денег); • пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег); • универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров). Непосредственной причиной генезиса количественной теории денег была так называемая «революция цен», совершившаяся в Европе в XVI–XVII вв. в результате ввоза дешевого южноамериканского золота и серебра, что вызвало быстрый рост цен товаров. Классическая количественная теория спроса на деньги, как и всякая теория, постоянно развивалась, что приводило ее к определенной модификации. Значительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги: MV = PY, где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р– уровень цен (индекс цен); Y – объем выпуска. Предполагалось, что V– величина постоянная. Следовательно, при постоянстве : Преобразуя уравнение, получим где MD – величина спроса на деньги. В этом случае изменение количества денег в обращении может вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (PY). Согласно классической концепции, реальный ВНП (PY) меняется медленно, а при изменении числа вовлекаемых факторов производства и технологии на коротких временных отрезках постоянен, поэтому применение количества денег в обращении окажет влияние только на номинальные переменные и не отразится на реальных переменных. Свойство денег не оказывать влияние на реальные показатели получило название нейтральности денег. Отсюда классиками был сделан вывод, получивший название классической дихотомии – представление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния. Из этого следует, что изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели. Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную теоретическую модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности: М = kPY, где М– количество денежных единиц; Y – общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; Р – цена произведенной продукции; k – коэффициент, обратный скорости обращения денег, т. е. k = 1/V. Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки (РКО) можно представить: или Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется: • величиной дохода; • скоростью обращения денег. Классики под спросом на деньги понимали только трансакционный спрос, т. е. спрос для совершения сделок. Кейнсианская концепция спроса на деньгиДж. М. Кейнс выделил три мотива, порождающие спрос на деньги: трансакционный мотив, мотив предосторожности, спекулятивный мотив. Трансакционный мотив (спрос на деньги для сделок) – спрос для осуществления запланированных покупок и платежей. Мотив предосторожности – желание хранить деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег; это желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастные случаи, колебания цен на рынке, возможность совершить очень выгодную покупку и т. д.). В сущности, этот мотив является разновидностью трансакционного спроса – деньги нужны для сделок. Мотив предосторожности противоречив: с одной стороны, индивид может потерять возможность иметь выгоду от совершения сделок, если он не сможет быстро получить наличные деньги, а с другой – чем больше он хранит денег на случай непредвиденных обстоятельств, тем больший процент он теряет, не вкладывая деньги в ценные бумаги, приносящие процент. Вплоть до 30-х гг. XX в. совокупный спрос на деньги ограничивался только трансакционным спросом. Неоклассики считали, что трансакционный мотив выступает единственным объяснением спроса на деньги. Кейнс и его сторонники утверждали, что кроме трансакционного спроса имеет место спрос, вызванный необходимостью приобретения финансовых средств. Этот спрос Кейнс назвал спекулятивным. Трансакционный спрос зависит от уровня дохода и не зависит от ставки процента. Поэтому его линия вертикальна (рис. 4.1). Кейнс считал, что трансакционный спрос на деньги – функция дохода. Спрос на деньги для сделок определяется общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному национальному доходу, а частота денежных поступлений – скорости обращения денег. Спекулятивный мотив (спрос на деньги как на имущество) – часть общего спроса на деньги, определяется желанием людей сохранить свое имущество или накопить его. Спекулятивный мотив зависит от ставки процента: чем выше процент, тем больше вложения в ценные бумаги и ниже спекулятивный спрос на ликвидность. Этот вид спроса на деньги связан с их функцией сохранения богатства, а не с функцией средства платежа. Следовательно, данный мотив хранения денег исходит из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в виде облигаций в периоды ожидаемого роста нормы ссудного процента. Спекулятивному мотиву хранения денег Кейнс придавал ключевую роль в своей теории предпочтения ликвидности, ибо в условиях неопределенности и риска на финансовом рынке спрос на деньги во многом зависит от уровня доходов по облигациям. Если индивид полагает, что будущая норма процента будет выше в сравнении с ожидаемой большинством участников рынка, то следует хранить свои сбережения в денежной форме и не приобретать облигации, поскольку рост нормы процента вызовет снижение курса облигации. Если же индивид полагает, что нынешняя высокая норма процента снизится, то следует ожидать роста курса облигаций и можно поместить свои средства в облигации. Тогда: Или где В н – номинальная цена облигации; i н – гарантированная процентная ставка по облигациям; В н i н – доход на облигации; i – процентная ставка, сложившаяся на рынке; iе – ожидаемая процентная ставка. Уровень процентной ставки, при котором данное неравенство превращается в равенство, называется критической процентной ставкой: Поскольку решения экономических субъектов определяются пропорциями между фактическими и ожидаемыми на рынке ставками, Кейнс предположил, что существуют минимальные и максимальные процентные ставки. Поэтому кейнсианская функция спекулятивного спроса на деньги может быть представлена: L s = l i (i max – i), где i max – максимальная процентная ставка, при которой спекулятивный спрос на деньги отсутствует; i – текущая (фактическая) ставка процента; l i – коэффициент, характеризующий предпочтения экономических субъектов по процентной ставке. Спекулятивный спрос на деньги представлен на рис. 4.2. Таким образом, по Кейнсу, совокупный спрос на деньги (L) – функция двух переменных: • дохода; • процентной ставки – L = L(Y, i), которые обусловлены трансакционным и спекулятивным спросом на деньги. Рис. 4.2. Спекулятивный спрос на деньги Монетаристская концепция спроса на деньгиМонетаризм – экономическое направление, выдвигающее деньги, находящиеся в обращении, в качестве определяющего фактора в макроэкономической теории, политике и практике. Монетаристы восприняли идею Дж. М. Кейнса о том, что экономические субъекты держат часть активов в денежной форме с целью сохранения своего имущества. Вместе с тем монетаристы отвергли идею спекулятивного мотива, определяющего спрос на деньги как на объект имущества. Они считали, что при наличии множества активов, приносящих доход, хранить деньги с целью спекуляции на ценных бумагах нерационально. Спрос на деньги монетаристы объясняют в рамках общей теории оптимизации имущества (активов) экономических субъектов, когда те формируют портфель активов разной степени доходности и рисков для обеспечения желаемого уровня доходности. С точки зрения современных монетаристов, спрос на деньги – функция следующих параметров: L=f (rs , re ,πe ,W), где rs – предполагаемый реальный доход на акции; re – предполагаемый реальный доход облигации; πe - ожидаемая инфляция; W– совокупное богатство. Скорость обращения денег – эндогенный параметр, зависящий от вида функции, т. е. структуры портфеля: где V – скорость обращения денег, обратная самой функции. С ростом инфляции уменьшается спрос на деньги, так как индивид предпочтет приобретение реальных активов. 4.3. Предложение денег. Денежный мультипликаторПредложение денег (М S ) оличество денег, находящихся в обращении, за пределами банковской системы. Предложение денег во всех странах регулируется центральными и коммерческими банками. Предложение денег (М S ) ключает в себя наличные деньги (С ) и депозиты: М S = С + Д, де М S – предложение денег; С – наличные деньги; Д – депозиты до востребования. Центральный банк регулирует прежде всего денежную базу, т. е. активы, от величины которых зависит денежная масса в стране. Если денежную базу примем MB, а банковские резервы R, тогда: MB = C + R, где MB – денежная база; С – наличность; R – резервы. В модель предложения денег включены три экзогенные переменные: 1. Денежная база (MB = С + R). 2. Норма резервирования депозитов (rr), т. е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы резервов устанавливаются в процентах от вкладов в коммерческих банках. Этот процент дифференцирован: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады. 3. Коэффициент депонирования денег (сr), который отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными и депозитами. Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. С ее помощью познается, как влияет на предложение денег политика центрального банка, коммерческих банков и частных лиц. Более общая модель предложения денег включает и такую переменную, как денежный мультипликатор, под которым понимается отношение предложения денег к денежной базе: Денежный мультипликатор можно представить через норму резервирования депозитов (rr) и коэффициент депонирования (cr ): Следовательно, Ms = mMB. Отсюда понятно, почему денежную базу (MB), обладающую свойством мультипликативного влияния на предложение денег, называют деньгами повышенной эффективности. Таким образом, количество денег в стране увеличивается в том случае, если: • растет денежная база; • снижается норма минимального резервного покрытия; • уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков; • снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения. Различают краткосрочные и долгосрочные кривые предложения денег, отражающие зависимость предложения денег от ставки процента. Краткосрочная кривая строится при неизменности денежной базы. Долгосрочная кривая отражает реакцию банковской системы на изменения в спросе на деньги. Определяющую роль в формировании долгосрочной кривой предложения денег играют тактические цели центрального банка. Формирование долгосрочной кривой предложения в зависимости от тактических целей центрального банка: 16.Составляющие кредитной системыКредитная система состоит из банковской и небанковской части. Платёжный баланс, баланс, отражающий соотношение денежных поступлений, полученных данной страной из-за границы, и всех платежей, произведённых этой страной за границу за определённый период (год, квартал и т.д.). 3. Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие разделы: - торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; - баланс движения капиталов и кредитов Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций. соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. 9 Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают. производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального 10 характера. - государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок: услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы. 11 Баланс движения капиталов и кредитов. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала. Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1992г. накопленная стоимость прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим итогом, составила около 2 трлн. долларов. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром. 12 картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита. 13 4. Факторы, влияющие на платежный баланс. Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются: a. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг; б.
Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики; 2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения 14 условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран. 5.Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая 15 взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70% мировой торговли ; cтран ЕС- 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле. Взаимная торговля промышленно развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС-58%),а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке. 7. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт , а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях . Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. 16 8.
Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс.
Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Тема 27. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА1. Этапы развития мировой валютной системы В каждой стране существует своя национальная денежная система; та ее часть, в рамках которой формируются валютные курсы и осуществляются международные платежи называется валютной системой. Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений данной страны, определяемая национальным законодательством. На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система. Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями. В мировую валютную систему входят следующие элементы: 1) международные платежные средства; 2) механизм установления и поддержания валютных курсов; 3) порядок балансирования международных платежей; 4) условия конвертируемости (обратимости) валют; 5) режим работы валютных и золотых рынков; 6) права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения. Этапы развития мировой валютной системы. 1-й этап. Период возникновения системы «золотого стандарта» (XIX - начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото. Первой Британская империя объявила свою денежную единицу (фунт стерлингов) свободно обратимой в золото по установленному государством курсу (чистое содержание золота составляло 7,322 г). Вслед за ней золотой стандарт установили США, затем страны Западной Европы и Россия с 1897г). Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг в период 1880 – 1914 гг. Имел место свободный ввоз и вывоз золота, валютные курсы стран определялись на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались в пределах «золотых точек», связанных с расходами по перемещению золота между странами. К числу преимуществ золотого стандарта можно отнести: ¨ отсутствие резких колебаний валютных курсов; ¨ низкая инфляция. Недостатки системы золотого стандарта: · жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы в обращении и объемом добычи и производства золота (открытие новых месторождений вело к инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства вело к дефициту наличных денежных средств); · невозможно было проводить самостоятельную национальную денежно-кредитную политику. Это заставило все европейские страны, включая Россию, отказаться от золотого стандарта во время первой мировой войны. Ведь финансировать военные расходы приходилось за счет эмиссии бумажных денег. 2-й этап. В 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. Кредит и безналичные деньги стали занимать господствующие позиции. 3-й этап. В 1944г. основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На ней было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (названа бреттонвудсской). Для внедрения и руководства этой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его штаб-квартира находится в Вашингтоне. В основе новой системы лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег – золотом и долларом. Страны-участницы зафиксировали курсы своих валют в долларах. Сам доллар получил золотое содержание (35 $ = тройской унции золота или 31,1 г). Доллар признавался основной «резервной» и «расчетной» валютной единицей, т.к. свободно обращался в золото. Страны-участницы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. Если же курс валюты отклонялся от постоянного более чем на 1%, ЦБ данной страны обязан был исправить ситуацию (валютные интервенции). Во время «бреттонвудсской» системы мировая экономика развивалась очень быстро. Это были годы «экономического чуда»: инфляция сохранялась на низком уровне, безработица сокращалась, рос жизненный уровень. Но одновременно разрушались основания этой системы. Производительность труда в промышленности США оказалась ниже, чем в Европе и Японии. Это привело к росту экспорта европейских и японских товаров в США. В результате в Европе скопилось большое количество «евродолларов». Западноевропейские банки вкладывали их в американские казначейские бумаги. Это привело к росту внешнего долга США. К тому же часть «евродолларов» была предъявлена в конце 60-х гг. Центральными банками стран к прямому обмену на золото. Золотой запас США начал уменьшаться. В 1971г. официально был прекращен обмен $ на золото. В результате двух девальваций $ (понижение золотого содержания) в 1971 и 1973 гг. система «плавающих» курсов прекратила существование. 4-й этап. Юридически был оформлен в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка). Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах. По условиям соглашения, валютный курс определяется рыночными силами (спросом и предложением). Размер спроса на инвалюту определяется потребностями данной страны в импортируемых товарах и услугах, расходами туристов и разными внешними платежами. Размер предложения инвалюты определяется объемами экспорта и полученными займами. Колебания курсов обусловлены 2 основными факторами: q реальными стоимостными соотношениями, покупательной способностью валют на внутренних рынках стран; q соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках. Но пределы изменения цен валют относительно друг друга не должны быть слишком большими. Для сглаживания резких колебаний валютных курсов ЦБ стран должны управлять изменениями курсов. Ямайская валютная система базировалась на специальных правах заимствования (СДР – расчетная единица), плавающих валютных курсах, определяющей и регулирующей роли МВФ. СДР стали эталоном мировых денег. Но эта денежная единица так и осталась расчетной. Оценка СДР стала осуществляться на основе валютной «корзины», которая складывалась из национальных валют в следующем соотношении: доллар США – 42%, основные западноевропейские единицы (фунт стерлингов, марка, франк) – 45%, йена Японии – 13%. Соотношение между двумя национальными валютами, установленное в законодательном порядке и являющееся основой валютного курса, называется валютным паритетом. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПО РАЗДЕЛУ «МАКРОЭКОНОМИКА». 1.Кругооборот в макроэкономике: цели, функции и результаты? 2.Основные макроэкономические показатели? 3.Совокупный спрос и совокупное предложение? 4. Понятие макроэкономического равновесия? 5. Сбережения, инвестиции, потребление? 6. Экономический рост? 7.Циклы и кризисы макроэкономики? 8. Циклы, кризисы и государственное регулирование экономики? 9. Государство и его экономические функции? 10. Государственное вмешательство в экономику и его причины? 11. Инструментарий налоговой – бюджетной политики государства? 12. Денежный рынок в макроэкономике? 13.Предложение и спрос на деньги? 14.Денежный рынок в макроэкономике? 15.Предложение и спрос на деньги? 16.Кредитный рынок и кредитная система? 17. Инструменты кредитной политики государства? 18.Инфляция: сущность, причины, виды и последствия? 19. Занятность и ее виды? 20. Cтруктура и показатели занятности? 21. Рынок труда и его макроэкономические механизмы? 22. Безработица, ее типы и показатели? 23. Политика и программы в области занятности и безработицы? 24. Мировое хозяйство и национальная политика? 25. Международная торговая политика и торговля? 26. Платежный баланс? 27. Мировые валютные системы? 28. Валютные курсы? 29. Переходная экономика: приватизация, либерализация цен, создание рыночной инфраструктуры? 30. Основные этапы развития экономической науки. Вклад российских и советских исследователей в развитие? 21.Рынок труда и его макроэкономическиемеханизмы Общая характеристика рынка труда Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве. К рынку труда относится сфера обмена (купля-продажа) труда, сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве). Функции рынка труда :
Классификация рынков труда Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев. По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ). По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда. По критерию соотношения спроса и предложения труда — равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда. По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда. По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д. В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы. Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер. Механизм функционирования рынка труда Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются:
17. Инструменты кредитной политики государства Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются: 1. установление обязательной нормы резервирования; 2. регулирование официальной учетной ставки; 3. операции на открытом рынке; 4. административные меры. Политика обязательных резервов В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Рефинансирование коммерческих банков Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Операции на открытом рынке Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен. Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 11.Инструментарий налоговой-бюджетной политики государства Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики – налогообложение – оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами: • сокращая располагаемый доход или расходуемый доход домашних хозяйств. Например, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на приобретение товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает падение объема ВВП; • оказывая влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага. Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способствующая достижению одной или нескольких макроэкономических целей. Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты. Система целей включает в себя следующие элементы. 1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП). 2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. 3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. 4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса. 7 .Циклы и кризисы макроэкономики. Типы циклов. Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики за всю историю ее развития выделяет различные типы экономических циклов. Назовем некоторые из них: • Отраслевые циклы – продолжительностью от недели (СМИ), до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, здравоохранение, судостроение). Причина отраслевых циклов – специфика создания продукта в различных отраслях экономики. • Малые циклы продолжительностью 24 года, выделенные английским экономистом Дж . Китчиным. Причина – неравномерное воспроизводство оборотного капитала. • Большие циклы продолжительностью 813 лет, описанные К.Марксом. Причина возникновения больших циклов – неравномерность воспроизводства основного капитала. • Строительные циклы продолжительностью 1625 лет, выделенные С.Кузнецом. Возникновение этих циклов связано с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений. • Длинноволновые циклы Н.Д. Кондратьева – продолжительностью 4560 лет. Причиной волнообразного движения экономики являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка. Экономические циклы можно также классифицировать и в соответствии с их продолжительностью. Следует выделить краткосрочные (24 года), среднесрочные (1012лет) и долгосрочные циклы (5060 лет). Циклы действуют одновременно, накладываясь один на другой. При этом в рамках краткосрочных циклов равновесие достигается в сфере обращения, на потребительских рынках. В рамках среднесрочных циклов осуществляется структурная перестройка производства и потребления на основе широкого обновления производственной базы, технических нововведений. Долгосрочные циклы связаны с изменением технического характера производительных сил, их новым распределением, с преобразованием социальных систем – собственности и хозяйственного механизма. Курсы Форекс - это хорошая перспектива для тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Forex! В экономической науке выделяют следующие виды кризисов: Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным. Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии. Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др. Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе. 8.Циклы,кризисы и государственное регулирование экономики.Циклы и кризисы смотреть выше в вопросе №7. Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство. Государство активизирует также налоговые инструменты бюджетной политики для регулирования капиталовложений и потребительского спроса. В порядке антициклического налогового регулирования проводится законодательное сокращение налогов в периоды кризисов и их увеличение в периоды подъемов. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действие осуществляется автоматически. Во время спадов налоговые поступления сокращаются, а расходы государства растут. Налоги сокращаются потому, что уменьшаются размеры продаж, а расходы увеличиваются в результате возрастания выплат по безработице, страхованию от банкротств и т. д. В периоды подъема встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении (налоги растут, трансферты сокращаются). Важный инструмент антициклического регулирования государства - применение кредитной политики через понижение процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам. Снижение учетной ставки ведет к понижению процентных ставок по всем видам кредитов, в том числе по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиций и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебании, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным , воздействием на воспроизводственный процесс. Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики. |