Контрольная работа: Технология торговли
Название: Технология торговли Раздел: Промышленность, производство Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Вариант 36. Таблица 1 Исходные данные для расчета площадей помещений и общей площади различных типов магазинов
1. Распределить площадь торгового зала для размещения реализуемых товарных групп (по товарным секциям). Таблица 2 Распределение площади торгового зала магазина «400 м » по товарным группам
2. Определить площадь помещения для дополнительного обслуживания покупателей. Таблица 3 Перечень дополнительных услуг покупателям в непродовольственном магазине «Промтовары»
3. Определить количество разгрузочных мест и площадь помещения для приемки. Таблица 4
4. Рассчитать площадь помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Таблица 5 Расчет площадей для хранения и подготовки товаров к продаже в магазине «Промтовары 400 кв.м. »
5. Определить состав и площадь подсобных помещений магазинов. Таблица 6 Состав и площадь подсобных помещений в магазинах
6. Определить состав и площадь служебных и бытовых помещений. Таблица 7 Состав и площадь служебных и бытовых помещений в магазинах
7. Определить площадь технических помещений по типам магазинов Торговая площадь магазина «Промтовары» площадью 400 кв.м. Площадь технических помещений для данного магазина – 52 кв.м. 8. Составить сводный баланс площадей помещений магазина и определить структуру его общей площади. Таблица 8
Контрольные вопросы к заданию №3 1. Характеристика факторов, оказывающих влияние на устройство и технологическую планировку магазинов. Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей/ обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров. Устройство и техническая планировка магазинов находятся в зависимости от следующих основных факторов: • Характера торгово-технологического процесса • Типа магазина • Особенности реализуемых товаров • Методов продажи • Видов дополнительных услуг • Желательного имиджа магазина. Требования, предъявляемые к планировке магазина: • торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже; • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными; • приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров; • помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал; • планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов; • планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и способствовать лучшей обозримости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары. 2. Составные элементы технологического проектирования магазинов. Технологическое проектирование должно предусматривать такие элементы планировки и оформления торгового зала и витрин, которые привлекали бы внимание покупателей, способствовали бы их благоприятному настроению и помогали сделать покупку. Большую роль в этом играет планировка торгового зала. Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому всегда актуальным является вопрос о том, какова должиа быть его площадь. Специалисты знают, что это очень важный вопрос, потому что в общей теории магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина: Кэ=Sт:Sо. Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. 3. Состав помещений магазинов и характеристика их функций. В соответствии с технологической схемой магазин включает несколько групп помещений (зон), обеспечивающих его функционирование. Практически все здание магазина можно разделить на две основные части: торговые и неторговые помещения. К торговым помещениям относятся:
Все эти помещения несут функциональную основную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорций торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывает влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Неторговые помещения включают:
Указанные помещения, в свою очередь, состоят из помещений и зон для выполнения конкретных операций (приемочные, разгрузочные, кладовые, фасовочные, комплектовочные и др.) и размещения рабочих мест конторских работников, общетехнических устройств магазина и т.д. - обеспечение непосредственной взаимосвязи торговых помещений с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Соблюдение данного принципа способствует оперативному пополнению товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; - расположение торгового зала и кладовых на одном уровне; - максимальное приближение помещений для хранения товаров к помещениям для приемки и подготовки товаров к продажи; - расположение помещений для хранения тары, упаковочных материалов и инвентаря непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы; - служебно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для хранения и подготовки к продаже. - гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений. Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово–технологических операций на основе широкого внедрение современного торгово –технологического оборудования . 4. Методика расчета площадей помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров. Общая площадь складских помещений Роб рассчитывается с учетом максимальной нормы запаса материалов Zmax , она включает полезную площадь Рп , занятую под материалами или устройствами для их хранения; оперативную площадь Ро , занятую приемно-отпускными и сортировочными площадками, проходами и проездами; конструктивную площадь Рк под перегородками, колоннами, лестницами, подъемниками и т.д.; площадь служебно-бытовых помещений Рс : Роб = Рп + Ро + Рк + Рс . Площадь помещений для приема и хранения товаров и для подготовки товаров к продаже в продовольственных и непродовольственных магазинах следует принимать не менее расчетной, определяемой по удельным показателям площади для данной группы неторговых помещений в соответствии с Приложениями согласно СНИП. При разгрузке товаров в отапливаемом помещении его площадь следует включать в площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. 5. Методика расчета площадей помещений для дополнительного обслуживания покупателей, подсобных и служебно-бытовых. 6. Требования к размещению помещений магазина, их торгово-технологическая взаимосвязь. Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов. Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные. К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п. Технические помещения вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха. Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям: - оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне; - торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании; - помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы; - административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина. Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях. 7. Характеристика общетехнических устройств магазина. К общетехническим помещениям относят вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовую, радиоузел и др. 8. Виды планировочных решений торговых залов магазинов, их преимущества и недостатки. Проект магазина, как и всякого другого предприятия, здания, содержит два взаимосвязанных решения — объемно-планировочное и конструктивное. В объемно-планировочном решении воплощаются идея проекта, функциональное назначение объекта, его габариты, структура помещений, планировка. Исходя из требований, предъявляемых к торговым зданиям, СНиП гл. 77 "Магазины. Нормы проектирования", в которых предусматривается, что объемно-планировочные и конструктивные решения зданий магазинов должны приниматься из условий обеспечения прогрессивной технологией, прогрессивными методами торговли (самообслуживание, применение тары-оборудования и др. - stroyverno.ru), комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ и применением средств транспорта. С учетом требований, предъявляемых к торговым зданиям, определяют их размеры, конструкции, инженерное оборудование, состав помещений и др. Эти требования обусловливают необходимость проектирования в составе магазина ряда помещений, которые могут быть объединены по их назначению в следующие группы: • торговые помещения (торговые залы, зал приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров и другие помещения для обслуживания покупателей - stroyverno.ru); • помещения для приема и хранения товаров и для подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые, охлаждаемые камеры, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов); • подсобные помещения (помещения для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, контейнеров, экспедиция по доставке товаров на дом, мастерские ремонта инвентаря и оборудования, пункт приема посуды, моечные, камеры для мусора - stroyverno.ru); • служебные и бытовые помещения (конторские помещения, столовые и буфеты для персонала магазина, главная касса, помещение пожарно-сторожевой охраны, гардеробные, душевые, уборные). Состав и площади помещений проектируют в соответствии со СНиП по проектированию магазинов. Объемно-планировочное решение должно обеспечить оптимальную связь между группами помещений магазина. |