Реферат: Источники трудового права 3

Название: Источники трудового права 3
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Лекция № 3. Источники трудового права.

Вопросы:

1. Понятие и виды источников трудового права.

2. Система источников трудового права.

3. Общая характеристика нормативных правовых актов.

№ 1.

Под источником права обычно понимают внешнюю форму права, форму установления и выражения правовых норм, объективирован­ный в документальном виде акт правотворчества. Приведенные определения исходят из того, что право может существовать исклю­чительно в виде правовых норм, хотя в настоящее время все боль­шее число представителей теории права отходят от этой доктрины. Применительно к конкретной отрасли уместнее говорить не об ис­точниках права (форме права), а об источниках правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, или об источниках позитивного права.

Обычно выделяют четыре группы таких источников: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, обычай . Некоторые ученые добавляют к числу источников принципы права, юридическую доктрину, религиозный памятник, естественное право.

Что можно (и нужно) отнести к источникам трудового права?

Начнем с нормативных правовых актов, включение которых в систему источников трудового права является очевидным и со­мнений не вызывает.

1. Понятие нормативного правового акта охватывает все акты, принятые органами государственной власти или санкционирован­ные государством и содержащие нормы трудового права. В иерар­хии источников трудового права нормативный правовой акт занима­ет ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда, во-первых, в силу качественного разнооб­разия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в со­став предмета трудового права.

Нормативные правовые акты весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее общее де­ление – это деление на акты, принимаемые органами государствен­ной власти, и акты, принимаемые иными субъектами с санкции го­сударства .

Акты, принимаемые государством, в свою очередь, делятся на законы и подзаконные акты .

Среди законов надо выделить Основной закон Российской Феде­рации – Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, базовый акт отрасли – Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы).

В строгом смысле слова только к законам применим термин «трудовое законодательство».

Подзаконные нормативные акты различаются по своей юридиче­ской силе и месту в системе источников. Высшей юридической силойобладают указы Президента РФ, за ними следуют постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной вла­сти, подзаконные акты субъектов РФ (указы, постановления, положе­ния и т.п.), акты органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, принимаемые работодателем в установленном законом порядке, именуются локальными норма­тивными актами . Трудовой кодекс впервые прямо закрепляет право работодателя принимать такие акты и определяет их место в системе источников трудового права.

2. Следующий вид источников трудового права – нормативный договор .

К нормативным договорам относятся международные (много­сторонние и двусторонние) договоры, заключенные Российской Федерацией, и акты социального партнерства (нормативные со­глашения или коллективно-договорные акты) – коллективные дого­воры и соглашения.

Нормативные договоры (нормативные соглашения) характери­зуются тем, что они заключаются в договорном порядке, т.е. путем проведения переговоров, их условия определяются соглашением сторон, их юридическая сила также обусловлена взаимным волеизъ­явлением сторон, однако в отличие от обычных договоров их со­держание составляют не обязательства (или не только обязательст­ва) сторон, а правовые нормы.

В последнее десятилетие отдельные представители науки трудо­вого права стали относить к источникам права и трудовой договор. Эта позиция основана на широком представлении о праве, включе­нии в понятие права не только позитивного права в виде системы правовых норм, но и субъективного права.

3. Что касается обычая и судебного прецедента , то надо подчерк­нуть, что указанные источники включаются в ту или иную националь­ную систему права в зависимости от признания (санкционирования) их государством. Поскольку ни конституционное, ни трудовое зако­нодательство РФ не указывает на возможность отнесения обычая и судебного прецедента к источникам права, последние в российской правовой системе таковыми не являются. Кроме того, роль судебного прецедента в его классическом понимании даже в странах обычного права серьезно меняется. На первое место выходит так называемый прецедент толкования, т.е. интерпретация статутного права. Как со­вершенно справедливо отмечают исследователи, в России речь идет не о развитии судебного прецедента как источника права (что было бы шагом назад и отступлением от идеи верховенства закона), а об уси­лении позиции судов в толковании закона. Именно в этом направле­нии развивается судебная практика, которая играет существенную роль в правильном понимании и применении закона. Особое значение имеют постановления Конституционного Суда РФ, которые, по суще­ству, отменяют или изменяют нормы права, а иногда и нормативные акты и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

№ 2.

Источники трудового права образуют систему, единство которой обусловлено наличием единого предмета и метода отрасли, принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связан­ных с ними отношений.

Система источников трудового права по сравнению с другими отраслями права обладает серьезной спецификой.

Прежде всего, надо подчеркнуть, что трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъ­ектов (ст. 72 Конституции РФ), и соответственно массив норматив­ных правовых актов делится на акты федерального и регионального уровня.

Особенность системы источников трудового права заключается в наличии наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, актов органов местного само­управления, нормативных соглашений, заключаемых сторонами трудовых отношений, и локальных нормативных актов, которые утверждаются работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников.

Существенным отличием системы источников трудового пра­ва от системы источников других отраслей права является дейст­вие принципа неухудшения положения работника: каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работ­ника по сравнению с вышестоящим актом. Этот принцип – основа построения всей системы источников трудового права, отражение социальной (защитной) функции трудового права. Он легально закреплен по отношению к некоторым видам источников трудового права. Так, нормативные соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК); законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить феде­ральному законодательству (ст. 6 ТК); локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглаше­ниями (ст. 8 ТК).

Существование сложной системы источников трудового права актуализирует проблему организации системных связей между раз­личными видами источников и разрешения коллизий между нормами различного уровня. В первую очередь – это соотношение норма­тивных и коллективно-договорных актов.

В юридической литературе последнего десятилетия, в том числе в учебных изданиях, наметилась тенденция выделять коллективно-договорные акты (коллективные договоры и соглашения) как основ­ной источник трудового права и подчеркивать их ведущую роль в регулировании трудовых отношений.

Такая позиция представляется несколько преувеличенной. Как справедливо отмечается некоторыми исследователями, нормативные акты преобладают в большинстве правовых систем мира, а также в основных отраслях права, включая трудовое.

Вероятно, в ближайшей перспективе необходимо исходить, во-первых, из того, что трудовые отношения в России регулируются как нормативными правовыми, так и коллективно-договорными актами. Во-вторых, сложившееся между ними соотношение носит неслучай­ный характер, поэтому нельзя отвергать его без достаточных основа­ний. В-третьих, перед обоими видами актов стоит единая цель – упо­рядочение трудовых отношений и обеспечение социальной защиты трудящихся.

№ 3.

Нормативные правовые акты относятся к самым распространен­ным и значимым источникам трудового права. Как уже отмечалось, они различаются по своей юридической силе и соответственно – по месту в системе источников.

1. Конституция РФ является специфическим источником тру­дового права. Она провозглашает базовые права человека в сфере груда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. К их числу относятся:

право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда;

право на защиту от безработицы;

право на отдых (ст. 37).

Кроме перечисленных прав, ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с ис­пользованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Положения ст. 37 выступают в качестве исходных начал право­вого регулирования трудовых отношений. Законодательство о труде направлено на развитие этих начал и создание системы гарантий трудовых прав работника. Среди положений ст. 37 необходимо выделить провозглашение свободы труда и запрещение принудительного труда.

Свобода труда выступает в качестве межотраслевого принципа правового регулирования общественных отношений, связанных с применением труда.

1.1. Помимо закрепления основных трудовых прав и принципов трудового права нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы источников трудового права. Так, ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Для трудового права это положение очень важно, поскольку значительная часть прав человека – это трудовые права, такие как право на труд, право на отдых, на объединение и т.д. Эти права и механизм их реализации нашли отражение как в междуна­родных пактах, декларациях, так и в многосторонних международных договорах – конвенциях Международной организации труда. Признание их непосредственно действующими на территории РФ – свидетельство интеграции России в международное сообщество и доказательство ее приверженности общегуманистическим идеалам.

1.2. Конституция РФ (ст. 72) относит трудовое законодательст­во к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на построение системы источников трудового права. Последняя состоит из блока федеральных нормативных актов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

2. Трудовой кодекс РФ , введенный в действие с 01.02.2002 и измененный Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, явля­ется базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 2 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.

Трудовой кодекс определяет содержание всех институтов трудо­вого права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.

3. Для трудового права имеют значение некоторые федеральные конституционные законы . Например, Федеральный конституцион­ный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» среди мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, предусматривает запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11). Запрещение забастовок может быть преду­смотрено Указом Президента РФ о введении чрезвычайного поло­жения. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положе­ние, может быть осуществлено привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения про­тивником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями. Запрещаются забастовки и иные способы приостановления или пре­кращения деятельности организаций.

4. Наряду с Трудовым кодексом в сфере трудового права действуют другие федеральные законы . В их числе надо назвать:

Закон о занятости населения , который установил механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы;

Федеральный закон от 01.05.99 № 92-ФЗ «О Российской трех­сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отно­шений» , предусматривающий порядок формирования специального трехстороннего органа, задачами которого являются ведение кол­лективных переговоров и подготовка проекта генерального согла­шения, проведение консультаций по вопросам, связанным с разра­боткой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики и т.д.

Нормы трудового права содержатся и в других федеральных за­конах. Так, Закон о профсоюзах предусматривает права профсою­зов по представлению и защите интересов работников на коллектив­ных переговорах, при разрешении коллективного трудового спора, при осуществлении локального регулирования и правоприменения. Ряд федеральных законов предусматривает особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работни­ков. Например, Закон РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих it районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ус­танавливает более льготные условия труда для работников, вынуж­денных трудиться в суровых климатических условиях. Закон о со­циальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием предусматривает особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с детоксикацией, техническим обслуживанием, уничтожением химического оружия. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положе­нии иностранных граждан в Российской Федерации» определяет условия привлечения к работе на территории РФ иностранных граж­дан.

Все названные законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

5. Указы Президента РФ , содержащие нормы трудового права, являются подзаконными нормативными актами и не должны всту­пать в противоречие с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государ­ственной службы (в частности, порядок подготовки и проведения аттестации государственных гражданских служащих, порядок ис­числения стажа, определения размера денежного содержания и др.). Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине.

6. Постановления Правительства РФ , как правило, направлены на конкретизацию соответствующего закона или на регулирование отдельных элементов трудового правоотношения, а также осущест­вление дифференциации в трудовом праве. Приведем некоторые примеры. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководи­телей федеральных государственных унитарных предприятий» оп­ределен порядок заключения контрактов и аттестации руководите­лей федеральных государственных унитарных предприятий. Поста­новлениями Правительства РФ утверждено большинство уставов и положений о дисциплине (см., например, Устав о дисциплине ра­ботников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии от 10.07.98 № 744). Большое коли­чество постановлений Правительства РФ принимается по охране труда. Ими утверждаются положения о различных федеральных надзорах, перечни опасных и вредных работ, правила проведенияаттестации рабочих мест по условиям труда. Постановлением Пра­вительства РФ утверждено и Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний .

7. Последнее место в иерархии федеральных актов занимают ве­домственные акты. Они принимаются в соответствии с положения­ми о конкретных министерствах, регистрируются в Министерстве юстиции РФ и публикуются для общего сведения. Среди них особое место занимают акты Министерства труда и социального развития РФ, которые устанавливают некоторые условия труда (например, режим рабочего времени и времени отдыха для работников отдель­ных отраслей экономики), определяли типовые нормы труда, утвер­ждали единый тарифно-квалификационный справочник, квалифика­ционные справочники должностей руководителей и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Кроме этого, Минтруд России принимал акты нормативного толкования – разъяснения, обязательные для правоприменителей.

В сфере труда действуют также нормативные акты Министерст­ва образования и науки РФ, Министерства финансов РФ и других министерств.

8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления . Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми ор­ганами государственной власти, в трудовом праве действуют акты, принимаемые в установленном законом порядке органами местного самоуправления и работодателем.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, принимаются в пределах предмета ведения местно­го самоуправления. Это комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и содействие занятости. По этим вопросам, которые могут включать управление рынком труда, стимулирование труда в той или иной сфере и т.п., представитель­ный орган местного самоуправления, глава муниципального образо­вания, иные органы местного самоуправления в соответствии с ус­тавом муниципального образования могут принимать нормативные правовые акты, которые вступают в силу с момента опубликования (обнародования) (ст. 19 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В большинстве случаев они именуются решениями и постановлениями. Глава муниципального образования, главы администраций издают постановления и распоряжения, руко­водители структурных подразделений – приказы.

Акты органов местного самоуправления в сфере труда принима­ются обычно по вопросам установления условий труда для работни­ков муниципальных предприятий (например, постановление админи­страции г. Улан-Удэ от 01.03.2002 № 77 «О совершенствовании оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства г. Улан-Удэ»), заключения трудового договора с руководителем муниципального предприятия (например, постановление администрации г. Владимира от 20.04.99 № 90 «Об утверждении типового устава муниципального предприятия и типового контракта с руководителем муниципально­го предприятия»), содействия занятости (например, постановление администрации г. Владимира от 22.02.99 № 37 «О координационном комитете содействия занятости населения г. Владимира»). Встреча­ются нормативные правовые акты, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Большое внимание уделяется определению порядка регистрации трудовых договоров с работодателями – фи­зическими лицами (см., например, постановление главы г. Дубны Московской области от 17.01.2002 № П-30 «О регистрации трудо­вых договоров, заключаемых с наемными работниками»).

9. Локальные нормативные акты. Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимае­мый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт рас­пространяется на всех работников данной организации или на от­дельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок уста­навливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Кодексе, других федеральных законах, иных норматив­ных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнений представительного органа работников.

В тех случаях, когда законодательство или иные нормативные правовые акты не требуют учета мнения представителей работни­ков, локальный акт может быть принят единолично работодателем.

К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале и некоторые другие.

По соглашению между участниками системы социального парт­нерства в коллективном договоре или соглашении может быть уста­новлен иной порядок принятия локальных нормативных актов, а именно: утверждение по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК).

В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и дейст­вуют в течение определенного срока (до 3 лет), процедура принятия локальных актов не установлена, они могут быть как срочными (с указанным сроком действия), так и постоянными (без указания сро­ка действия).

Основным назначением локальных актов является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, пре­доставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным нормативным актам относятся:

локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования. Принимаются с учетом мнения представитель­ного органа работников (ст. 162 ТК);

графики сменности, которые определяют чередование работ­ников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их коли­чество, продолжительность междусменного перерыва. Принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работни­ков (ст. 103 ТК);

локальные нормативные акты, устанавливающие систему оп­латы труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК);

правила внутреннего трудового распорядка, которые устанав­ливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения про­пускного режима, прохождения медосмотров и т.п. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 189 и 190ТК); / должностные инструкции. Утверждаются единолично руково­дителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности;

инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работни­ков (ст. 212 ТК).

На практике получил распространение и такой локальный нор­мативный акт, как положение о персонале. Обычно оно принимается руководителем организации, в которой не заключается коллективный договор.

Положение о персонале представляет собой комплексный доку­мент, определяющий и режим рабочего времени, и правила выпол­нения работ и поведения, и условия оплаты труда, и обязанности работников, т.е. сочетает в себе признаки нескольких видов тради­ционных локальных актов.

По решению работодателя (или но соглашению социальных партнеров) могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о порядке ведения коллективных перего­воров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам, положе­ние об общем собрании (конференции) работников организации и т.д.

Локальные нормативные акты должны соответствовать трудово­му законодательству. Акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным догово­ром, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотрен­ного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

10. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Рос­сийской Федерации . В соответствии с Конституцией РФ трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения Фе­дерации и ее субъектов. Разграничение полномочий между феде­ральными органами государственной власти и органами государст­венной власти субъектов РФ произведено нормой ст. 6 ТК.

Согласно указанной статье органы государственной власти субъ­ектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовыеакты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесен­ным к полномочиям федеральных органов, т.е. не касающимся:

основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений;

порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изме­нения коллективных договоров и соглашений;

порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядка и условий материальной ответственности сторон трудо­вого договора;

видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др.

В том случае, когда по тому или иному вопросу не приняты фе­деральные законы или иные нормативные правовые акты, органы государственной власти субъекта РФ могут принять свои акты, ко­торые после появления федеральных законов приводятся в соответ­ствие с ними (ст. 6 ТК).

Региональные нормативные акты не могут устанавливать трудо­вые права и гарантии работникам ниже федерального уровня, а так­же иным образом противоречить Трудовому кодексу или иным фе­деральным законам. Дополнительные по сравнению с федеральным законодательством права и гарантии предоставляются за счет бюд­жета соответствующего субъекта Федерации.

Региональное законодательство состоит из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов, принимаемых региональными органами государственной власти.