Реферат: Блок
Название: Блок Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
БЛОК А.А. «Мы встречались с тобой на закате» Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны вечерние встречи. Впереди – на песчаной косе Загорались вечерние свечи Кто-то думал о бледной красе. Приближений , сближений , сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло , отошло … Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло. Фонетические средства : аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] – 3я + четвертая [ч], [р], [л] – общий фон ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло] ****************************************************************************** Морфемные средства : при-ближений, с-ближений + с-гораний по-меркло + про-шло, ото-шло ****************************************************************************** Лексические : специальные – нет Неологизмы – нет Устаревшие – панихида ****************************************************************************** Сравнения : развернутое – нет Прямое –нет Отрицательное – нет Существительное в тв. п. –нет ****************************************************************************** Олицетворения : лазурная тишь ****************************************************************************** Метафоры : утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды ******************************************************************************
****************************************************************************** Литота : нет нет искажения \ a la истина ****************************************************************************** Оксюморон : нет ****************************************************************************** Перифраз : нет (см. выше) ****************************************************************************** Эпитет А) метафорический: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан. Б) изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло В) лирический: нет
Метонимия : нет ***********************НЕ – ИСКАЖЕНИЕ************************************** Синекдоха : нет ****************************************************************************** Поэтический синтаксис : А) градация: Б) повторы: анафора: нет Эпифора: нет В) эллипсис: Приближений , сближений , сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др) ****************************************************************************** Рит. приемы : А)восклицание: нет Б) вопрос: нет В) умолчание: Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло… Размер: 3х-стопный анапест Рифма: перекрестная авав; жен.\муж.\жен.\муж.\, в основном – полная (+J: сгораний-тумане, закате-платье) стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г. Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной: Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих «странных» встреч на фоне чьих-то дум о «бледной», призрачной «красе» мечтаний; реальность странна среди «вечерних свеч». И герой признает свою принадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую «телесность», реальность любви: встречи происходят «в вечернем тумане, где у берега рябь и камыш», где нежность вечера сглаживает, смягчает огонь страсти. Жизнь «приближ ений, сближ ений, сг ораний» гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под тихими волнами [т],[ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней строфе стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной действительности лирического героя повтором [ш] в словах «прошло, отошло». Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность – «приближений, сближений, сгораний» - в 4ой строфе отражается приглушенно, нечетко, гармонично сочетаясь с «лазурной тишью мечты»: «Все померкло, прошло, отошло», и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на [к], [р], [л] является микроотражением основной темы стихотворения – возвращения героя в свою нереальную действительность из недействительного для него мира реальности. Образы, сопутсвующие героине – лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в первой строфе: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив, - то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые, мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя. «Закат» отражается «голосами панихиды», «платье» – воплощение земного существования – становится легким очерком тела – «станом, а рассекающее залив весло» видится теперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения – «золотым». {есть смысл закопаться глубже по поводу “белого платья” на основе античных мировоззрений – белый как цвет смерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию – куда и на чем плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должна сохраниться, только мотив Судьбы усилится (от себя не уйдешь) и появится, возможно, мотив предугадания}. Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение – автор возвращается к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры реальности, окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического героя. Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмой авав . Стихотворение благодаря четкости построения звучит будто независимо от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с тем, чтобы унести его в свой собственный мир… |