Контрольная работа: Анализ человеко-машинных систем
Название: Анализ человеко-машинных систем Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа | ||
МПС РОССИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 20/4/2 Согласовано Утверждено кафедрой деканом факультета «Вычислительная техника» «Управление процессами перевозок» АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ Рабочая программа и задание на контрольную работу с методическими указаниями для студентов V курса по специальности
071900 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ (ИСЖ) Рабочая программа составлена на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студента специальности 071900. Составители - канд. техн.наук, доц. Горелик В.Ю. канд. гсхн. наук Гордиенко Е.П. Рецензент – канд. техн. наук Гордиенко Е.П. Курс - V. Всего часов - 102. Лекционные занятия – 8 ч. Лабораторные занятия – 8 ч. Контрольная работа (количество) – 1. Зачет — 10 семестр. Экзамен - 10 семестр. © Российский государственный открытый технический университет путей сообщения Министерства путей сообщения, 2003 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины «Анализ человеко-машинных систем» является приобретение студентами знаний и навыков по решению задач, возникающих при анализе, проектировании и использовании человеко-машинных (эргономических) сие тем. В рамках предмета рассматриваются способы построения современных человеко-машинных систем. Особое внимание уделяется вопросам построения и использования эргономических систем железнодорожной отрасли. Изучаются понятия и принципы информационного взаимодействия человека и техники, различные аспекты человеко-машинного взаимодействия, виртуальные устройства диалога, формальные методы описания диалоговых систем, особенности пользовательского интерфейса и концептуальные модели взаимодействия, прикладные аспекты человеко-машинного взаимодействия при визуальном проектировании процессов, структур и объектов, инструментальные среды разработки пользовательских интерфейсов. В результате изучения курса студент должен знать: — теоретическую базу исследований качества, харак- — структуру и технологию разработки интерфейсов — основные аспекты применения эргономических сис- Студент должен уметь: — принимать и обосновывать решения по управле- — формализовывать и сообщать знания вычислитель- — применять методы программирования к решению 3 — разрабатывать элементы интерфейса человеко- машинных систем. Для изучения курса необходимы знания предметов, изучавшихся в цикле общеобразовательных и специальных дисциплин: «Информатика», «Высшая математика», «Технология программирования», «Объектно-ориентированное программирование», «Проектирование информационных систем». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВВВДЕНИЕ (лекции — 2 часа, самостоятельные занятия - 1 час) Человеко-машинные системы. Проблема взаимодей- ТЕМА1 лекции – 3 часа, самостоятельные занятия – 2 часа) Прикладные аспекты человеко-машинного взаимодей- мультимедиа-устройства виртуальные устройства диалога. Граф диалога, время ответа и время отображения результа- та. Формальные методы описания диалоговых систем, мета- 4 форы пользовательского интерфейса и концептуальные модели взаимодействия. Инструментальные среды разработки пользовательских интерфейсов [1, 5, 8, 9]. ТЕМА 2 (лекции — 3 часа, самостоятельные занятия — 2 часа) Использование прикладных человеко-машинных систем па ж/д транспорте. Экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. Автоматизированные системы управления. Принципы моделирования человеко-машинных систем. Этапы жизненного цикла систем. Понятие оценки состояния, диагностики, прогнозирования в поведении систем. Виды и принципы управления. Диспетчерское управление. Составляющие диспетчерского управления. Индуктивный и дедуктивный механизмы оперативного мышления. Схемы диспетчерского управления. Этапы принятия управляющих решений. Показатели и критерии качества управления. Структура и циклы управления. Оценка потенциала сложных человеко-машинных систем. [2, 3, 6, 7, 10, 12] ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Для проведения лабораторных работ необходимы компьютеры с установленным пакетом MS Office и средой визуального программирования Delphi (начиная с пятой версии). Лабораторная работа № 1 (8 часов) Цель работы: получение практических навыков по созданию базовых стандартных элементов интерфейса человеко-машинных систем. [1,2,4,5,10]. Задание: выполнить разработку Delphi-приложения согласно своему варианту. Вариант определяется по последней цифре учебного шифра студента. Вариант 1. Составить проект для визуализации выбираемого стиля, размера и цвета шрифта. Сам шрифт как на- 5 бор всех латинских и русских букв (как прописных, так и строчных) отображать на метке. Каждую характеристику шрифта выбирать из набора минимум четырем радиокнопок. Вариант 2.
Составить проект дли вналта
ннсдснной в шрифты. Вариант 3.
Составить npoeкт для нахождения цело- Вариант 4.
Составить проект, позволяющий протести- Вариант 5. Составить проект для работы со списком с использованием компонента СоmboBox. При этом создать текстовый файл, содержащий минимум 20 строк, например, фамилии студентов. Отображать длину выбранного элемента списка. Вариант 6. Составить проект «редактор текстового файла» с использованием компонента ListBox. Имя загружа- «сохранить как» и «выход». Вариант 7. Модернизировать вариант 5, введя второй б компонент ListBox для имитации двухоконного редактора файлов. Ввести также окна сообщений для подтверждения проводимых в проекте операций. Вариант 8. Составить проект с использованием окон диалога OpenDialog, SaveDialog, FontDialog, ColorDialog, FindDialog и ReplaceDialog для работы с текстовым файлом, отображающимся в поле Memo. Вариант 9. Составить проект для работы с текстовыми файлами с расширениями «pas», «txt» и «bak». Вариант 0. Составить проект «редактор текстового файла» с использованием компонента Memo. Имя загружаемого и сохраняемого файла берется из строк ввода (Edit). Предусмотреть кнопки «очистка строк ввода», «сохранить», «сохранить как» и «выход» с запросом сохранения измененного содержимого Memo. ЛИТЕРАТУРА а) Основная литература. 1. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Э.К. Лецкий, В.И.Панкратов, В.В. Яковлев и др.; Под. ред. Э.К. Лецкого, Э.С. I Поддавашкина, В.В. Яковлева. — М.: УМК МПС России, [ 2000. — 680 с. а) Дополнительная литература. 1. Платонов Г.А. Эргономика на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 1986. — 296 с. 2. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. — М.: Машиностроение, 1983. 3. Любарский Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы. — М.: Наука, 1990. — 227 с. 4. Справочник по искусственному интеллекту в 3-х т./ Под ред. Попова Э.В. и Поспелова Д.А. — М.: Радио и связь, 1990. 5. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М.: Изд-во МГУ, 1979. 6. Платонов Г.А. Человек за пультом: Инженерная психология на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1969. 7. Угрюмов А.К., Грошев Г.М., Кудряшки В.Л., Пла 8. Варгунин В.И. Основы эргономики на келеэнодорож- 9. 10. Акулиничев В.М., Кудрявцев В.А., Корешков А.Н.Математические методы в эксплуатации железных дорог. — М.: Транспорт, 1981. — 223 с. 10. Дружинин Г.В. Анализ эрготехнических систем.-М,; 11. 12. Петров В.В., Усков А.С. Информационная теория 8 |