Реферат: Анализ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ХМАО и ее совершенствован

Название: Анализ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ХМАО и ее совершенствован
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 3

1. Теоретическое исследование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства................................................................................................. 5

1.1. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства............ 5

1.2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего

предпринимательства................................................................................................ 7

1.3. Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства 10

1.4. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран 14

1.5. Объективная необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства......................................................................................................... 16

1.6. Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах..................................................................... 23

2. Анализ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ХМАО и ее совершенствование .......................................................................................................... 33

2.1 Исследование состояния малого и среднего предпринимательства в ХМАО 33

2.2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 38

2.3 Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 49

2.4. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпр-ва 52

2.5. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпр-ва 53

2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации ............................................................... 54

2.7.Поддержка МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 59


Введение

Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях нашей экономики. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Разработка нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего предпринимательства зарубежом и в России , выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним предпринимательством в современных рыночных отношениях, и обозначить основные формы поддержки малому и среднему предпринимательству в РФ.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия малого предприятия

- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям,

- изучение характерных особенностей малых предприятий,

- анализ проблем становления малого предпринимательства в России,

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России и зарубежом.

Предметом выступают механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.


1 Теоретическое исследование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Законом о развитии малого и среднего предпринимательства установлено два критерия отнесения физических лиц , зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и организаций к субъектам малого бизнеса:

1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год.

2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Согласно данных критериев:

- Микропредприятие - численность до пятнадцати человек;

- выручка не более 60 млн. рублей.

- Малое предприятие - численность до ста человек включительно;

- выручка 400 млн. рублей.

- Среднее предприятие - численность от ста одного до двухсот

пятидесяти человек включительно;

- выручка 1 млрд. рублей.

Отнесение предприятий к определенной категории малого бизнеса осуществляется по наибольшему критерию.

Сфера деятельности малого и среднего предпринимательства весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих и выручка от реализации товаров. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.


1.2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т.д.

К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250 человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек.

Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.

Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)]. Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;

- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;

- фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

В качестве "статистических" критериев Болтонским комитетом были предложены следующие значения.

Таблица 1. Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета

Отрасли

Значения

Промышленность

Число занятых не более 200

Строительство, добыча ископаемых

Число занятых не более 25

Розничная торговля, услуги

Оборот не более 50 000 ф. ст.

Продажа автомобилей

Оборот не более 100 000 ф. ст.

Оптовая торговля

Оборот не более 200 000 ф. ст.

Транспортная

В собственности фирмы не более 5 транспортных средств

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся только на начальном уровне. А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров, источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов.


1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. В чем же их главные и почему они получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:

1) мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);

2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;

3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;

4) на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива;

5) малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;

6) развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто, работая в полсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что и хорошие работники начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду.

Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда;

7) развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев к банкротству предприятий. Возрастет безработица. Число безработных может составить 20 млн. человек./5/

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

1) более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2) зависимость от крупных компаний;

3) недостатки в управлении делом;

4) слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)

7) ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений./5/

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.


1.4. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран

Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60% всех услуг. В Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети рабочих мест.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги./4/

Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.

Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента товара и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге – обеспечивают рост прибыли

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными товарами и услугами./4/

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%.

1.5. Объективная необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:

1. как источник ресурсов;

2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;

3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

- в способах разделения труда;

- расстановке кадров;

- распределения прав и ответственности;

- проведения маркетинговой политики;

- налаживания финансовых потоков на предприятии;

- получении информации и т.д.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью./5/

На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник - это самое опасное, что может быть для бизнеса». /5/

Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса. К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%)/5/.

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет./5/

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

1.6. Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах

Важным элементом государственного регулирования рыночной экономики являются методы и инструменты, применяемые для финансовой поддержки малого бизнеса в рамках национальной экономической системы.

В американской экономике сложилось две независимо сосуществующих формы финансовой поддержки малого предпринимательства: частное и государственное. Государственная поддержка осуществляется прямым финансированием через специально созданную в 1953 году Администрацию Малого Бизнеса США (SBA). Это федеральная структура с региональными и межрегиональными подразделениями по всей стране, существующими в форме филиалов или местных центров (SBDCs - Small Business Development Centers), финансируемыми из федерального бюджета. Эти подразделения оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса и на любом этапе его существования: от самозанятости до выхода на мировой рынок. В Администрации Малого Бизнеса ежегодно разрабатываются и реализуются программы развития малого бизнеса по разным направлениям. На сегодняшний день их около пятидесяти. Наиболее известные из них – «7a» и «504».

Программа «7a» предусматривает предоставление гарантии предпринимателю при обращении за кредитом в банк, если он не имеет требуемого банком обеспечения. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США - на 80%. Сроки предоставления гарантий значительны: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Программа «504» предназначена оказывать содействие предпринимателям в расширении и модернизации своего бизнеса. Деятельность малого предприятия подвергается финансовому анализу, и при положительном решении предоставляется долгосрочный кредит для покупки элементов основного капитала. В рамках данной программы гарантия предоставляется под 40% займа, но ее сумма не должна превышать 1 млн. долл. США. Экспортные операции малого бизнеса кредитуются через Центры содействия экспорту, созданные Администрацией малого бизнеса совместно с Министерством торговли США.

Важными направлениями деятельности Администрации малого бизнеса являются информационная поддержка и обучение предпринимателей. Для реализации этого направления при SBA созданы группы SCORE (Counselors to America's Small Business), имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев малых предприятий. Особую группу в этом направлении образуют Центры женщин-предпринимателей (WBCs), специализирующиеся на подготовке женщин к управлению малым бизнесом (таких центров около 100). В группах SCORE и WBC проводятся различные курсы и тренинги. Их деятельность финансируется Федеральным Правительством и приносит опосредованную выгоду в виде прироста ВВП.

В Германии государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа KfW Group, которая на 80% принадлежит Правительству Германии. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.

Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100 % ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

Малому бизнесу в Германии предоставляются следующие льготные условия кредитования:

- низкая процентная ставка по кредитам;

- долгосрочные кредиты (до 10 лет);

- освобождение от выплат по кредиту в первые два года;

- возможность долгосрочного возвращения кредита;

- возможность долевого финансирования: за счет государственных средств финансируется только определенная часть бизнес-проекта, а оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств.

Кроме финансовой помощи, немецкое государство также оказывает малому предпринимательству и активную информационную поддержку путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.

В Китае финансирование малых предприятий осуществляется в рамках различных программ и инструментов, разрабатываемых и применяемых центральными и местными финансовыми учреждениями, которые предоставляют постоянную финансовую поддержку малому предпринимательству. При них созданы различные фонды поддержки малого бизнеса, роль которых в развитии малого предпринимательства непрерывно усиливается. В 1999 году Государственная комиссия по экономике и торговле издала «Руководство по созданию пилотных проектов по предоставлению гарантий по кредитам малому бизнесу» и начала активно создавать такие гарантийные схемы и предоставлять по этим схемам непрямое финансирование предпринимателям малого и среднего бизнеса.

В настоящее время схема предоставления государственных гарантий стала эффективным методом решения проблем финансирования малого бизнеса. Для стимулирования и развития кредитных и гарантирующих организаций Государственное Управление по налогам выпустило в 2001 г. Инструкцию об освобождении от налога на прибыль организаций, предоставляющих гарантии и повторные гарантии по кредитам малому бизнесу, создав тем самым режим льготного налогообложения для некоммерческих организаций, поддерживающих национальный бизнес. Такие организации могут быть освобождены от налога на прибыль сроком до трех лет в зависимости от их дохода по предоставленным гарантиям. В 2004 г. Национальная Комиссия по развитию и реформам и Государственное Управление по налогам совместно выпустили «Уведомление по вопросам освобождения от налога на прибыль учреждений, предоставляющих МП гарантии по кредитам» с целью расширения спектра и дальнейшего развития организаций, предоставляющих гарантии по кредитам. Еще одна государственная структура - Министерство финансов - выпустила в 2001 г. нормативный документ «Меры по управлению рисками организаций, предоставляющих гарантии по кредитам для малых предприятий». В нем определены правила деятельности гарантийных фондов: от их организационно-правовой формы, оборота, принципов работы до платы за использование гарантий и резервов по задолженностям и выплатам гарантий.

Китайское правительство развивает финансовые схемы поддержки инновационного предпринимательства. Предполагается:

- поддерживать покупку акций новых компаний для привлечения инвестиций в предприятия, не являющиеся инновационными;

- оказывать поддержку высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования;

- размещать списки высокотехнологичных компаний на специальных досках на биржах высоких технологий.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и из региональных бюджетов. Так, администрация южно-китайской провинции Гуандун с 2003 по 2008 г. инвестировала более 5 миллиардов юаней (602,41 миллиона долларов США) в технологическую реструктуризацию малых и средних предприятий. Ежегодный прирост инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал составил 24 %. В стране действует ряд международных программ, однако их вклад в финансирование малого предпринимательства незначителен по сравнению с объемом помощи, оказываемой правительством КНР.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер. /4/

Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- создание институциональных основ;

- управленческая научно-методическая поддержка;

- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носить спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.


2. Анализ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ХМАО и ее совершенствование

2.1 Исследование состояния малого и среднего предпринимательства в ХМАО

В 2009 году на территории Югры осуществляло свою деятельность 14,6 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий), количество малых предприятий превысило уровень 2008 года почти в 2 раза (2008 год -8,7 тыс. единиц) или на 5,9 тыс. предприятий.

Количество средних предприятий в 2009 году составило 187 и увеличилось по сравнению с 2008 годом на 31 предприятие (2008 год – 156 единиц).

Наиболее популярными в числе малых и средних предприятий (по количеству предприятий) остаются такие виды экономической деятельности, как:

Рисунок наглядно показывает, что на территории Ханты-Мансийского Автономного округа преобладающим видом деятельности малых предприятий является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 32%. Приоритетной формой собственности является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 93%.

В силу нестабильной российской экономики и действующего законодательства значительная часть малых предприятий Ханты-Мансийского автономного округа диверсифицирует свою деятельность и в основном является многопрофильными предприятиями. Это существенно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль, а также различными макроэкономическими факторами, главным образом, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими интересам предпринимательства.

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) в 2009 году возросла на 18,5 тыс. человек и составила 87,2 тыс. человек (2008 год – 6,8 тыс. человек).

Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях возросла на 3,2 тыс. человек и составила 24,6 тыс.человек (2008 год – 21,4 тыс. человек).

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в общей среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в 2009 году возросла на 3,1 процентных пункта и составила 14,6% против 11,5% в 2008 году.

Оборот малых и средних предприятий Югры за 2009 год составил 306,0 млрд. рублей, что превысило уровень 2008 года на 38,8% (2008 год - 220,5 млрд. рублей).

При этом оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) достиг отметки 265,7 млрд. рублей (2008 год – 176,4 млрд. рублей), оборот средних предприятий 40,3 млрд. рублей (2008 год – 44,1 млрд. рублей).

Доля оборота малых и средних предприятий в ВРП в 2009 году возросла на 5,8 процентных пункта и составила 17,2% против 11,4% в 2008 году.

В городе Сургуте по данным администрации города Сургута на конец 2009 г. зарегистрировано и состоит на учете 14787 предприятия различных форм собственности, в том числе малых предприятий, из них 14539 из них 248 средних предприятий.

Вклад малого предпринимательства в экономику города несколько выше, чем в среднем по России. Если в 2008 году все малые предприятия России произвели 10-11% всего валового внутреннего продукта, то предприятия малого бизнеса города Сургута произвели, как сказано выше, 17,2% всего объема произведенной продукции.

Если исключить из итогов работы предприятий города основополагающую для всего округа отрасль – нефтедобычу, - то малые предприятия Сургута произвели продукции, работ и услуг в 2009 году более, чем 35% от всего объема произведенной за год продукции всеми предприятиями города. Это является существенным вкладом в экономику города.

Особенно большой вклад в экономику города внесли малые предприятия, осуществляющие строительство объектов производственного, жилищного и социального назначения (87,1% от объема всех строительных работ в городе). И малые предприятия торговли и общественного питания (29,0% всего объема работ).

Увеличиваются темпы роста объемов работ, выполняемых малыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства города (в 1999 г. ими выполнено 8,7% всех работ) и малыми предприятиями транспорта и связи (5,2% всех работ).

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение как в целом по России, так и по Ханты-Мансийскому автономному округу, более 60% малых предприятий строительства в 2009 году увеличили объемы строительных работ.

Многие строительные малые предприятия специализируются на производстве ремонтных работ, более 80% из них в 2009 году значительно увеличили объемы выполненных работ.

Несмотря на сложное финансовое положение, в городе постоянно организуются новые малые предприятия. Так, в 2008 году было зарегистрировано 14627 малых и средних предприятий, то в 2009г этот показатель повысился на 160 предприятий.

Всего в 2008 году на малых предприятиях города работало 176598 человек. По состоянию на 2009 г. на малых предприятиях работало 173562 человек. Это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением в Сургуте. Оно постоянно привлекает основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики, снижая тем самым многие острые проблемы, в первую очередь вызванные безработицей.

Наибольшее число работников малых предприятий города Сургута трудятся в строительстве, торговле и общественном питании, на транспорте и связи, в промышленности.

В последние два года начали создаваться малые предприятия в непроизводственной сфере деятельности. Так, в настоящее время зарегистрированы и начали свою деятельность 11 малых предприятий, специализирующихся в сфере народного образования; 17 – в здравоохранении, физической культуре, спорте и социальном обеспечении; 15 – в сфере культуры и искусства; 8 – в сфере науки и научного обслуживания. Правда, число работников, занятых в этих малых предприятиях не велико и колеблется 2,0% от числа всех занятых в отраслях, а количество малых предприятий явно недостаточно для полного удовлетворения потребностей населения. Однако работники непроизводственной сферы начали осознавать необходимость и эффективность создания малых предприятий.

Исходя из вышесказанного, службам, которые будут заниматься развитием и поддержкой малого предпринимательства в городе, следует ориентировать население, которое решило открывать свое дело, в первую очередь на те отрасли (виды) деятельности, которые еще не получили в городе широкого распространения и продолжать поддержку малого и среднего предпринимательства.

2.2 Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников фи­нансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоот­ношений с российскими банками.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

АМОРТИЗАЦИЯ

ПРИБЫЛЬ

СРЕДСТВА ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КРЕДИТ

БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ВЫПУСК АКЦИЙ

Рис.1.

Источники финансирования малых предприятий.

Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 1 представлены их разные источники. [7. c. 150]

При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки.

В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.

Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предпри­ятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.

Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства.

При гарантированных займах кредиторам даются госу­дарственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, умень­шая их риск.

Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).

Еще один вид финансирования - участие в акционерном капита­ле малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.

Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевоз­можные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предприни­мательства, а также предпринимателей-инвалидов.

Большое внимание во многих странах уделяется развитию венчур­ного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.

Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, бла­готворительные фонды или организации. Венчурное финансирова­ние – это финансиро­вание предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.

Следующим видом финансирования является практика привлечения фи­нансовых ресурсов через фондовые биржи.

В ряде стран (США, Великобритании, Франции и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний. [17. c.162]

В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет из­вестную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.

Самое широкое распространение получил в последнее время лизинг - сдача в аренду инвестиций или потребительских това­ров.

Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенны­ми сроками погашения.

Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения являет­ся степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы.

Финансовые рычаги используются для перераспределения про­изводительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.

Государственные финансовые органы используются малыми фир­мами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информа­ции, используемой для составления финансового бизнес-плана.

Зарубежный опыт показал, что очень эффек­тивным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.

На данный момент почти все крупные банки создали сейчас специальные отде­лы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.

Финансовую политику в отношении малого предприни­мательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в осо­бые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.

Суть налоговых мероприятий для стимулирования развития мало­го предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от раз­меров предприятия, как указывалось выше, является одним из по­всеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства.

На рис. 1 показаны внутренние и внешние источники финанси­рования предприятий, которые используются в развитых странах при создании и развитии нового небольшо­го предприятия. В качестве инвестиций по законодательству нашей страны, могут использо­ваться целевые банковские вклады, пан, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Внутренними источниками привлечения средств являются фи­нансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора.

Частью неформального рынка ссудных капиталов является одалживание денег у родных и знакомых. Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования.

Централизованные инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников.

Согласно Федеральной программе поддержке предпринимательст­ва, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г.

Фонд - это организационная форма управления, обеспечивающая аккумуляцию поступлений от федерального и местных бюджетов; отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д.

Главный принцип деятельности фондов – условие возвратности. Фонду предостав­ляется право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

В настоящее время единственным источником фонда яв­ляются средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Но четкие механизмы контроля и поступления этих средств до сих пор не разработаны. Возникает необходи­мость ввести в Программу приватизации положение об обязательном направлении не менее 30% доходов от приватизации на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства. Было бы целесо­образно также часть этих средств остав­лять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. [8. c. 26]

До сих пор четко не определено, какие предприятия кредитовать в первую очередь - самые мелкие или те, которые уже достаточно развернулись. Нередки случаи использования кредитов в личных целях. Причиной этого является несовершенство законодательной базы в этом вопросе. Даже в условиях более ста­бильной экономики большинства развитых стран коммерческие банки не рискуют инвестировать в начинающие предприятия, а предпочитают кредитовать (и в основном на короткий срок) уже су­ществующие предприятия малого предпринимательства, со стабильным коммерчес­ким оборотом.

Следует признать, что на сегодняшний день реальным единственным внешним источником получения дополнительных средств является банковский кредит.

Учитывая риск, связанный с предоставлением кредита малым предприятиям, кредитные сделки чаще всего оформляется под какой-либо залог. Нельзя также забывать о том, что кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в ней в смысле выгодности. Это обстоятельство не­обходимо учитывать при формировании процентной ставки.

Для малых внешнеторговых организаций можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг. Под этим термином понимается кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты труда импортер погашает свою задолженность. Прибегая к форфейтингу, экспортер получает возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить де­биторскую задолженность. Особенность форфейтинга состоит в том, что при покупке векселя дисконт является определенной величиной, и в течение всего срока кредитования не меняется, несмотря на изменения ставок на рынке капиталов. При этом экспортер может произвести точный рас­чет цены товара с учетом реальных расходов по привлечению средств.

При факторинговых операциях в случае неоплаты требований плательщиком последние переуступаются факторинговому отделу банка, и тот платит определенный в договоре процент от суммы тре­бований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности. Преимущество состоит в том, что во­прос об оплате требования плательщиком полностью исключается из сферы внимания поставщика. На данном этапе все три вида банков­ского обслуживания развиты в нашей стране недостаточно из-за от­сутствия во многих банках экономического анализа и экономическо­го расчета, должного контроля за качеством обслуживания, а также из-за слабой методологической базы, отсутствия научной и справоч­ной литературы и практического опыта осуществления факторингового, лизингового и форфейтингового обслуживания. Тем не менее, по мере развития рыночных отношений и законодательной базы, ис­пользование данных видов банковского обслуживания для предпри­ятий малого предпринимательства станет все более необходимым.

В условиях повышенного экономического риска при предоставлении кредита совершенно необходим расчет кредитоспособности предприятия. Здесь используются различные показа­тели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. при­ложение 4).

Однако применение этих показателей в нашей стране в настоящее время ограничено из-за различия принципов кредитования тех или иных предприятий.

Некредитоспособным предприятиям или фирмам с низкой степенью кредитоспособности необходимо предостав­ление ссуд на условиях высоких процентных ставок или страхова­ния кредита.

На основании проведенных проверок коммерческому банку следует разрабаты­вать свой план финансирования малых предприятий, оп­ределяя объем и сроки их кредитования.

На рис. 2. представлен существующий порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки. [7. c. 163]

Обращение к коммерческим банкам как для полу­чения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вкла­ды, коммерческие банки обычно распола-

Составление досье клиента. Досье может касаться не только на­стоящего, но и будущего клиента.

Разработка плана финансирования мелкого предприятия.

Сопоставление кредита с результатами деятельности предпри­ятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов.

Определение класса кредитоспособности предприятия.

Определение ставки процента за кредит (ставка может быть по­стоянной или переменной).

Расчет срока окупаемости кредита.

Непосредственное решение о сроке кредитования.

Определение регулярности возмещения кредита.

Составление контракта (договор о возврате).

Проверка и контроль различных этапов выполнения контрак­та.

В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта - организация взаимопомощи в исправлении создавшего­ся положения.

Рис. 2.

Порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки

гают необходимыми внут­ренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.

Однако в настоящее время коммерчес­кие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административ­ными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды на короткие сроки (овердрафт).

Для того, чтобы заинтересовать банки, необходимо принять дополнительную систему льгот и приоритетов, например, ре­комендовать полное или частичное освобождение от налогов прибы­ли банков, полученной от вложения средств в малое предпринимательство.

Колоссальным источником возможностей в финансировании малых предприятий являются сберегательные банки, которые почти на половину завязаны на жилищное городское и пригородное стро­ительство.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого предпринимательства является частное или спонсорское финансирование. Довольно часто над малой фирмой стоит частная крупная фирма, заинтересованная в результатах работы предприятия, берущая на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых тех­нологий, опытного и промышленного ее освоения.

Основной плюс венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стоимости акций. Кредитор рассчитывает на то, что новое предприятие, быстро достигнув стадии серийного производства новой продукции, станет при­носить повышенную прибыль.

Но венчурного кредитование не получило пока широкого распространения в нашей предпринимательской практике. Законода­тельство Российской федерации предусматривает возможность ин­вестиционной деятельности со стороны частных лиц, но следует от­метить, что наличие индустрии венчурного капитала служит призна­ком развитых рыночных отношений, чего еще нет в нашей стране.

Следующим источником внебюджетного финансирования малого предприятия может служить совместное инвестирование. При этом создаются специальные фирмы, участвующие в ка­питале мелких предприятий.

В нашей стране совместное инвестирование проводится путем оформления договора-подряда по финансированию какой-либо разработки.

Особого внимания удостаивается привлечение капиталов с использованием акций и иных ценных бумаг. Главным не­достатком акционирования является возможность частичной или полной утраты финан­сируемым предприятием самостоятельности. Сказывается то, что еще недо­статочно проработан закон о ценных бумагах и их использовании. Коммерческие банки могли бы организовать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и мелким бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений, что позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь, и влияние крупного предприятия.

Исходя из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприя­тий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Для обеспечения поддержки малого предпринимательства необходимы следующие финансовые институты: ипотечный банк малого предпринимательства, тендерный цент малого предпринимательства, стразовая компания малого предпринимательства, депозитная компания малого предпринимательства и инвестиционная компания малого предпринимательства. Цели их создания и задачи представлены в приложении 5.

На территории ХМАО осуществляют следующие мероприятия по финансовой поддержки малых и средних предприятий:

Микрофинансирование – предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства целевых займов на возмездной и возвратной основе, на льготных условиях. Мероприятие проводит Фонд поддержки предпринимательства Югры размер займа — до 3 000 000 руб. Срок финансирования — до 36 мес. Процентная ставка, в год — 1 ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора. Погашение кредита — по индивидуальному графику.

Программа «Гарантия» - Предоставление Фондом поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и.т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами – банками, лизинговыми компаниями. Мероприятие проводит Фонд поддержки предпринимательства Югры

Предоставление поддержки в форме компенсации части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, уплате лизинговых платежей, затрат по договорам поручительства, залога, страхования, гарантиям банков. Мероприятие проводит Фонд поддержки предпринимательства Югры Компенсация части затрат за пользование кредитами (по уплате лизинговых платежей). Размер компенсации: до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения соглашения о предоставлении поддержки.
2.3 Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами , принимаемыми органами власти субъектов РФ.

На федеральном уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной поддержки предусматривается разработка параметров (условий, правил) предоставление субъектам малого бизнеса на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования. Так МАП РФ (Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства) совместно с другими заинтересованными министерствами разработало программу продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. МАП РФ совместно с Минимуществом РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого бизнеса:

- увеличение числа рабочих мест;

- сокращение числа безработных;

- увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней;

- развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере;

- условия использования федерального имущества (аренда, выкуп, передача оборудования на условиях лизинга).

В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств у малых предприятий, которые не имеют необходимого первоначального капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов (заемных средств), могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организованных ими публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства. Передача в аренду субъектам СМП помещений на льготных условиях. Мероприятие проводит ООО "Окружной Бизнес-Инкубатор"

2.4 Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Для успешного развития в стране малого бизнеса необходима государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Малые предприятия и индивидуальные предприниматели должны получать на льготных условиях информацию о внешней предпринимательской среде, о принятых и вводимых в действие многочисленных законах и других правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, о состоянии рынка товаров (работ, услуг), кредитов, ценных бумаг и т.д.
2.5 Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Предоставление консультаций по вопросам ведения бизнеса, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции Мероприятие проводит ООО "Окружной Бизнес-Инкубатор"

Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса:

Работа "Горячей линии" телефон: 8-800-101-01-01;

Доступ к информационным базам данных "Консультант плюс" и Интернет;

Написание бизнес-планов и технико-экономических обоснований (стоимость подготовки ТЭО от 1 500 до 5 000 рублей в зависимости от объема информации; стоимость подготовки бизнес-плана - 1% от суммы инвестиций или планируемого займа, но не менее 15 000 рублей); Представление консультационных услуг; Предоставление услуг аутсорсинга;

2.6 Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

2) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;

3) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

2.7 Поддержка МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;

3) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1991 г.;

2. Ансофор И. Стратегические управление. – М.: Экономика, 1989 г.;

3. Афанасьев В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса // Российский экономический журнал, 1994 г., №2;

4. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. – М.: Юридическая литература, 1989 г.;

5. Бабаева Л. Развитие малого бизнеса в России. Деловой мир, 1996 г., 26 февраля;

6. Банковский портфель. М.: «СОМИНТЭК», 1994 г.;

7. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые аспекты деятельности. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 1998.;

8. Блинов А.О. Региональные фонды и другие финансовые инструменты поддержки предпринимательства. // Вопросы экономики, 1994 г. № 11;

9. Блинов А.О. Знакомьтесь франчайзинг // Бизнес, 1996 г., № 7;

10. Блинов А.О. Государственная политика малого предпринимательства в США и Японии. // Маркетинг. 1995 г., № 2;

11. Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. Экономика и организация малого предпринимательства. – М.: ФОН, 1996 г.;

12. Блинов А.О., Плакся В.И. Модель регионального центра поддержки предпринимательства. – М.: Луч, 1993 г.;

13. Бусин К.М. Почем нынче ягодка? // Здравствуйте, нефтеюганцы! 1999 г. 12 сентября;

14. Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. – М.: Экономика, 1991 г.;

15. Горбунов Э.П. Об условиях развития малого и среднего бизнеса. // экономист. 1992 г., № 1;