Реферат: Предмет и задачи маркетингового исследования
Название: Предмет и задачи маркетингового исследования Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат |
ПРЕДМЕТ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Маркетинг — любая деятельность, направленная на доведение товара от сфе- ры производства до сферы потребления, т.е. на удовлетворение потребностей в со- ответствии с покупательским спросом Теория маркетинга возникла в Америке в начале XX в. как реакция на чрезмерную стихийность и непредсказуемость развития рынка, неупорядоченную конкуренцию и стремление производителя диктовать свою волю потребителю, тенденциями к росту мо- нополизации и т.п. Создатели теории, получившей впоследствии название маркетинга, ис- ходили из тезиса, что человечество не нашло лучшего механизма распределения, чем ры- нок. Маркетинг как система управления, после Второй мировой войны распространился по всему миру, а в конце 1980-х — начале 1990-х годов получил признание в России по- сле чего начал быстро развиваться. Маркетинговая деятельность может быть представлена в форме постоянно возоб- новляющегося маркетингового цикла , который охватывает: • информационно-аналитическое исследование, на основе которого осуществля- ется управление рыночной деятельностью, а на заключительном этапе оцени- вается эффективность маркетинговых мероприятий; • разработку тактики и стратегии рынка, стратегическое и текущее планирование рынка; • программу создания и вывода на рынок нового товара; • формирование и использование каналов движения товара от производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов); • организацию и осуществление рекламной кампании и других действий по про- движению товара на рынок. Маркетинг представляет собой сложный, иерархически структуризованный про- цесс, последовательно развертывающийся во времени, в котором важное место занимает исследовательская деятельность. В соответствии с этим в маркетинге выделяются пять этапов (см. рис. 1.1): Постановка целей, конкретные задания на исследование
Информационно-аналитическое обеспечение Рис. 1.1. Место маркетингового исследования в маркетинге Этапы маркетингового цикла представляют собой цепь последовательных действий по доведению товара до потребителя, начинающихся и завершающихся маркетинговым исследованием Цель маркетинга заключается в удовлетворении потребностей покупателя. В ре- зультате и вследствие этого продавец получает прибыль. На цивилизованном рынке скла- дывается экономический механизм , который обусловливает получение прибыли удовле- творением спроса. Современная концепция маркетинга заключается в ориентации пред- принимателя на потребителя. Маркетинг способствует оптимизации взаимного поиска продавца и покупателя, он стимулирует спрос, использует в качестве регулятора рыноч- ных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентирует производство на инте- ресы рынка. Цель маркетинга заключается в удовлетворении покупательского спроса путем на- учно обоснованной организации процесса купли-продажи товаров. Реализация этих целей требует: • сделать рынок упорядоченным (подчиняющимся определенным правилам), «прозрачным» (позволяющим оценивать его состояние, параметры и тенден- ции развития) и предсказуемым (обеспечивающим возможность прогнозиро- вать его изменения); • ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых рыночных процессов; • сделать конкуренцию упорядоченной, подчиняющейся определенным ограни- чениям, исключить возможность недобросовестной конкуренции; • подчинить производство и торговлю требованиям рынка, т.е. интересам потре- бителя; • разработать и внедрить в рыночную деятельность принципы научно обосно- ванной технологии товародвижения и распределения (дистрибьюции); • обеспечить высокую эффективность рекламной и другой маркетинговой дея- тельности по влиянию на рынок и формированию привлекательного образа то- вара в представлении потенциальных и фактических покупателей. Цель маркетинга — удовлетворять покупательский спрос путем научно обос- нованной и эффективной организации процесса купли-продажи товаров Роль маркетинга в бизнесе определяется тем, что маркетинг раскрывает потенци- альные возможности производства и сбыта товара, разрабатывает оптимальную товарную политику, определяет направления конкурентной борьбы и завоевания рынка, предлагает набор инструментов для стимулирования спроса, создает эффективную систему товаро- движения и дистрибьюции, позволяет изучить и спрогнозировать состояние и развитие рынка. Понятие маркетингового исследования Управление маркетинговой деятельностью (marketing-management ) требует знания сущности процессов, связанных с доведением продукта до потребителя, особенностей со- стояния и развития рынка, умения оценить и предсказать рыночную ситуацию. Без сбора добротной, достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей и в стимулировании возникновения новых запросов. Маркетинговым исследованием (англ. marketing research ) называют сбор инфор- мации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетин- говых служб и руководства фирмы по их заказу. Маркетинговое исследование или ин- формационно-аналитическое обеспечение маркетинга есть неотъемлемая часть маркетин- говой деятельности. Нельзя отрывать информацию и ее анализ от собственно маркетинга. Маркетинговое исследование — действенный инструмент маркетинга. Маркетинговое исследование — глаза и уши маркетинга Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятель- ности, который призван удовлетворять информационные потребности маркетинга. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности » рынка и «пред- сказуемости » его развития. Маркетинговое исследование — любая исследовательская деятельность, на- правленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей марке- тинга Маркетинговое исследование состоит из сбора и обработки, а также поиска и хра- нения информации о рыночных процессах и явлениях. Оно включает систематический анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных дейст- вительности выводов и, наконец, прогноз дальнейшего развития. В процессе маркетинго- вого исследования создается информационно-аналитическая база для принятия маркетин- говых решений в условиях конкуренции. Маркетинг связывает деятельность фирмы, эле- менты ее внешней и внутренней среды системой коммуникационных каналов. Маркетинговое исследование представляет собой коммуникационный канал, который связывает фирму и ее деятельность с внешней средой Маркетинг ориентирован на интересы рынка, он исходит из приоритета потреби- тельских желаний и предпочтений. Для выполнения управленческих функций нужно зна- ние. Нужно иметь представление о покупательском спросе и его мотивации, о потенциале товарного рынка. Каждая фирма нуждается в данных о размере, структуре, динамике то- варных ресурсов, об объеме продаж и т.д. Рынок нуждается в оценке сложившейся ситуа- ции, расстановки сил на рынке, желаний и возможностей потребителей, намерений и дей- ствий конкурентов и т.д. Без выявления тенденций и закономерностей функционирования рыночного механизма немыслимо регулирование рыночных процессов или адаптация к действию рыночного механизма. Умелые маркетинговые исследования, знание рынка и закономерностей его развития существенно снижают уровень коммерческого риска. Держать руку на пульсе рынка — лозунг маркетингового исследования Каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке и маркетин- говой стратегии фирмы и, разумеется, от специализации фирмы. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования следующего типа: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и средне- срочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и кон- курентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного по- тенциала. Основные методы маркетингового исследования Маркетинговое исследование является составной частью общего процесса научно- го познания. В маркетинговом исследовании сложилась собственная методология, т.е. со- вокупность способов, правил и методов изучения маркетинговых процессов и явлений. Методология устанавливает научно обоснованный порядок сбора, разработки, анализа и прогнозирования в маркетинге. На основании методики маркетингового исследования формируются конкретные методики, т.е. совокупность методов оценки, изучения, моде- лирования и прогнозирования маркетинговых явлений и процессов. Рис. 1.3. Последовательность и иерархия формирования основ методологии маркетингового исследования Общенаучные основы методологии маркетингового исследования включают: сис- темный анализ, который позволяет рассматривать рыночную ситуацию в качестве объек- та для исследования с большим диапазоном причинно-следственных связей; комплексный подход , обеспечивающий возможность исследовать как единую совокупность сочетания разнородных элементов, образующих рынок, так и рыночную деятельность; программно- целевое планирование , используемое при разработке и реализации стратегического и опе- ративного изучения состояния и развития рынка. Методология маркетингового исследования представляет собой сложный сплав статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористи- ческих и собственно маркетинговых методов, а также методов информатики. Таким обра- зом, в маркетинговом исследовании целесообразно применять комплексный подход. В целях получения рыночной информации используется методология статистиче- ского и маркетингового наблюдения и элементы теории информатики , в том числе: вы- борка, отчетность и торговые переписи, опросы, экспертные оценки. В статистическом анализе и прогнозировании приводятся оценки объема и уровня рыночных явлений, их динамики и структуры, вариации, выявления тенденций и законо- мерностей и т.д. В нем находят применение абсолютные, средние и относительные вели- чины, группировки, индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, методы вариационного, дисперсионного, корреляционного и циклического анализа и т.д. Эконометрические методы могут быть применены в моделировании, имитации и прогнозировании рыночных процессов. Достаточно широко в маркетинге используются модели, основанные на теории вероятности и теории принятии решений ; приемы тео- рии массового обслуживания (базирующиеся на теории очередей), моделях товаропотоков и потоков покупателей. Находят применение модели реакции рынка на маркетинговые раздражители, методы эвристических оценок и гибридные, позволяющие комбинировать детерминированные и вероятностные оценки. В маркетинговых исследованиях полезны методы многомерного анализа (в том числе кластерного), теории принятия решений (теории риска), теории связей (сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров). В частно- сти, в эконометрике используются методы линейного программирования, представляюще- го собой математический способ выбора из ряда альтернативных решений наиболее бла- гоприятного для рыночной ситуации. Экономико-математические методы используются также в логистике, т.е. системе управления перемещением и складированием товаров. Методы сетевого планирования предназначены для регулирования последователь- ности и взаимозависимости маркетинговых операций, разработки планов инноваций, про- ведения пробного маркетинга и т.п. В анализе маркетинговых ситуаций, формировании моделей конкурентного поведения, разработке стратегий выхода на новые рынки боль- шую пользу может принести метод деловых игр. Знания социометрии и бихевиоризма полезны при изучении потребительского по- ведения, а также в процессе анкетирования. Комплексные оценки качества и конкуренто- способности ориентируют на использование методов квалиметрического анализа, количе- ственной оценки качественных явлений.
Рис. 1.4. Методы маркетингового исследования К этой группе методов, используемых в маркетинговом анализе, примыкают мето- ды коммерческого анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммер- ческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.). Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой целый комплекс, своеобразный сплав ряда наук, в той или иной мере изучающих рынок. Статистика — наука, изучающая массовые явления и процессы, поддающиеся количественному измере- нию, позволяющая выявлять тенденции и закономерности общественного развития, опре- делять пропорции и оценивать колеблемость. Эконометрия — применение экономико- математических методов анализа, измерение параметров математических выражений, ха- рактеризующих определенную социально-экономическую концепцию, моделирование сложных, многомерных процессов и явлений. Социометрия — характеристика структуры и функционирования определенных человеческих групп с помощью количественных оценок. Квалиметрия — методология количественных оценок качества товаров. Бихевио- ризм — наука о вкусах и предпочтениях людей, которая помогает разобраться в процессах формирования и изменения отношения потребителей к товару, в реакциях спроса на про- цессы старения и обновления товара и его свойств. Маркетинговое исследование, опи- рающееся на определенный объем информации, подчиняется требованиям информатики , науки об управлении потоками информации. Широко используются схемы и модели мар- кетинга и маркетингового управления. 2.1.2. Маркетинговая информационная система (МИС) Система информации, ориентированная на потребности маркетинга, представляет собой совокупность рыночных процедур и методов, которые нужны для сбора, анализа и распределения информации. Эта информация необходима предприятиям, организациям и отраслям для подготовки, разработки и принятия маркетинговых решений. Маркетинговая информационная система (МИС) — совокупность процедур и методов, предназначенных для регулярного сбора, анализа и распределения информа- ции, предназначенной для подготовки и принятия маркетинговых решений С позиции кибернетики на входе маркетинговая информация представляет собой неупорядоченный массив данных с высокой степенью неопределенности, в то время как на выходе, после того как она была подвергнута обработке, она принимает вид системати- зированной и сгруппированной по каким-то признакам и критериям системы , приспособ- ленной к целям оценки и анализа. Информация, как правило, компонуется в статистиче- ские ряды и таблицы ; она может быть преобразована в графики, схемы и диаграммы или может быть выражена в форме логично изложенного текста. Некоторая часть информации представляется в виде формул, алгоритмов, моделей. Статистический ряд представляет собой упорядоченное по определенному при- знаку распределение изучаемых единиц, обобщающих и систематизирующих потоки ин- формации, в т.ч. числовых. Различают атрибутивные ряды , построенные по качествен- ным признакам, и вариационные ряды , построенные по количественному признаку. В маркетинговом исследовании широко применяется графический метод как для иллюстраций каких либо характеристик, так и в целях анализа. Под графиками (диаграм- мами, схемами, картограммами) понимается наглядное изображение, графический образ маркетинговых явлений и процессов. В маркетинговой информации используют машин- ную графику с помощью компьютерной технологии. Деятельность маркетологов по сбору, обработке и анализу данных образует еди- ную маркетинговую информационную систему (МИС) , которая отличается сложной иерархической структурой и взаимосвязями. В нее включается три фактора: человеческий фактор , к которому относятся умение и квалификация работников, получающих и оцени- вающих информацию; методологический фактор, т.е. набор исследовательских приемов и моделей, позволяющих получить нужные характеристики и выводы; технологический фактор, который включает различное оборудование и устройства по сбору, обработке и хранению информации. Рис. 2.9. Формирование информационной системы в маркетинге
Рис. 2.10. Структура МИС Таким образом, МИС, имеющей своей конечной целью принятие маркетинговых решений, состоит из людей, оборудования и методологических приемов. Она охватывает процессы сбора, классификации, анализа, оценки и распространения информации. Маркетинговая информационная система генерирует информацию, которая ис- пользуется руководителями и специалистами маркетинговых служб, принимающими со- ответствующие решения. МИС координирует свои действия с автоматизированными сис- темами маркетинга, а также поставляет информацию другим службам маркетинга. МИС также опирается на внутреннюю маркетинговую информацию, использующую данные самого предприятия Рис. 2.11. Маркетинговая информационная система (МИС) Таким образом, информационная система маркетингового исследования отличает- ся определенной сложностью и многообразием. Сбор, обработка и анализ информации требуют от специалистов определенной квалификации и высокой информационной куль- туры. Под информационной культурой понимаются знания, умения и навыки эффектив- ного пользования маркетинговой информацией с помощью современной компьютерной технологии, в том числе интернет-технологий. Информационная культура — это знания, умение и навыки эффективного пользования маркетинговой информацией в условиях компьютеризации Духовные принципы и нормы поведения специалистов по маркетинговому иссле- дованию, рамки использования и интерпретации информативных ценностей определяются маркетинговой этикой. Моральная приемлемость исследований, абсолютная недопусти- мость фальсификации и искажения данных являются предметом соблюдения этических ценностей. |