Введение
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфиче-ские способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности исполь-зуемых приемов и методов управления, управленческих умений. Общая спо-собность к управленческой деятельности предполагает следующие управленче-ские черты и умения, присущие сильным руководителям: Умение решать "нестандартные" управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен. Умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тес-но связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими пробле-мами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, - это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче из-менить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реали-зовать свои способности. Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подхо-дит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой сис-темы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расста-новки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицатель-ной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией. Каж-дого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессио-нальным качествам только руководитель или специалист более высокой квали-фикации. Коммуникативные способности руководителя играют важную роль в управлении, т.к. эта способность позволяет обеспечить эффективную работу горизонтальных и вертикальных в структуре организации. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение коммуника-тивных качеств руководителя. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть необходимые для эффективного управления качества- руково-дителя; Объяснить актуальность коммуникации в управлении;- - Определить сущность коммуникативных качеств руководителя; Изучить правила- коммуникации руководителя; Рассмотреть проблемы коммуникации.- Необходимые качества руководителя
В последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные политиче-ские и экономические перемены, приведшие к появлению новых профессий. Так, прочно вошло в нашу жизнь и обиходную речь слово и понятие “менед-жер”, которое все чаще используется вместо понятия “руководитель”. При этом понятия “менеджер” и “руководитель” синонимичны по сути, поскольку они выполняют одну и ту же функцию: обозначение работы по организации и управлению деятельностью коллектива . В условиях рыночной экономики меняются требования к деловым качест-вам руководителя. Согласно статистике, в нашей стране более 10 миллионов руководителей различных статусных групп. Но руководитель - это не профес-сия, а должность, которую можно занимать, не имея для этого специальной подготовки. Никому не придет в голову доверить управление поездом или са-молетом человеку, не имеющему соответствующего образования, а руково-дство коллективом часто поручают специалистам, но совершенно некомпетент-ным в управлении людьми. Профессии руководителя нужно учить так же, как профессии врача или педагога. Это и породило появление такой профессии, как “менеджер”, подготовка к которой ведется в высших учебных заведениях на-шей страны. Данной проблемой занимается ряд исследователей как в нашей стране, так и за рубежом - Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудвок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, М.Мескон и другие. Различные ученые по-разному смотрят на проблему. Так, например, английские консуль-танты по психологии управления М. Вудвок и Д. Фрэнсис отмечают, что руко-водителям необходимы следующие навыки и способности: способность управ-лять собой, четкие личные цели, навык решать проблемы, изобретательность, высокая способность влиять на других, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать подчиненных и другие. Ковалев А.Г. выделяет четыре блока среди качеств, которыми должен об-ладать руководитель (см. таблицу 1): Таблица 1. Основные качества руководителя 1. Профессиональная подготовлен-ность: знания, умения и- навыки по про-филю деятельности знание науки управления- опыт работы- 2. Психологическая подготовленность: интерес к деятельности- чувство- ответственности коллективизм- 3. Организаторские способности: - способность к быстрой и четкой ориентировке в психологии людей - практический склад ума сила воли 4. Педагогические способности:- - специфическая наблюдательность педагогическая изобретательность- - любовь к людям, интерес к их психологии и духовному развитию Уткин Э.А. считает, что современному руководителю должны быть при-сущи следующие черты: наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность;- - предприимчивость, инициативность, способность к риску; гибкость и- рациональность мышления и действий; логичность поступков, динамичность- поведения; ориентация на конкуренцию;- умение общаться с людьми,- способность обеспечить хороший психологи-ческий климат в коллективе; и умения: принимать правильные управленческие решения;- подбирать,- отбирать и обучать работников; находить выход из конфликтной ситуации;- - вести деловые переговоры. Р. Марр подразделяет все умения и качества на три блока : 1. Профессиональная компетентность, под которой понимается специфиче-ские знания, умения и навыки в определенной области. 2. Методическая компетентность, к которой относятся способность к воспри-ятию и интерпретации информации, к системному мышлению. 3. Социальная компетентность, которая включает в себя способность к обще-нию, сотрудничеству, разрешению конфликтов, то есть способность к руко-водству. При этом к социальной компетентности Марр относит также такие способности и качества, как контактность, умение вести переговоры, дости-гать поставленных целей, способность к адаптации, обучению, личная ини-циатива, готовность принимать на себя ответственность и т.п.
Актуальность коммуникации в управлении
Поскольку эту проблему давно изучают за рубежом, накоплен достаточ-ный опыт в подготовке менеджеров, который можно использовать и в нашей стране. Классификации Р. Марра наиболее адекватно отражает все аспекты профессиональной деятельности менеджера. В условиях рыночной экономики происходит изменение профиля необходимых руководителю качеств. Согласно опыту зарубежных исследователей, если ранее ведущее место занимала про-фессиональная компетентность, то теперь в современных условиях наряду с ней такое же, если не большее значение имеют методическая и социальная компетентность. Согласно проведенным Р. Марром исследованиям, чем выше положение руководителя, тем меньше значение профессиональной компетентности по сравнению с методической и социальной квалификацией: распределение ком-петенции. Наибольший интерес для нас представляет социальная компетентность. По Марру, 70 % своего времени руководители тратят на общение. Следовательно, успех предприятия или фирмы в значительной степени зависит от способности руководителя общаться с людьми внутри коллектива и вне его. Когда в 90-х го-дах прошлого века в США появились первые школы бизнеса, школы подготов-ки менеджеров, в программе обучения не было узкопрофессиональных пред-метов по экономике, праву, политике. Учебное время было посвящено разви-тию четырех главных умений управляющих и бизнесменов: - умению слушать - полностью понимать собеседника, вбирать главное, ценное из его слов; умению говорить - кратко, ясно, вежливо, убедительно;- умению- читать - быстро, избирательно, внимательно, запоминая прочно и надолго; - умению писать - грамотно, точно, соблюдая правила делового письма. И сейчас во многих институтах и школах в США и западной Европы чита-ется курс “Процессы коммуникации”, где можно найти такие разделы, как “Умение быть понятным для собеседника”, “Умение убеждать и уговаривать”. В этих курсах большое внимание уделено процессу беседы. К сожалению, дан-ному курсу уделяется еще недостаточное внимание в планах подготовки ме-неджеров-руководителей у нас. А ведь только через общение с людьми можно добиться четкого понимания целей работы коллектива, создавая тем самым ос-нову мотивации сотрудников. При этом неформальному общению нужно уде-лять не меньше внимания, чем формальному. Слово - один из важных инструментов воздействия на подчиненных в про-цессе управления. Речь руководителя может вызвать как положительные (ра-дость, удовлетворение, гордость), так и негативные эмоции (обиду, страх, недо-вольство), в результате чего меняется и настроение, и психологический климат в коллективе, и работоспособность сотрудников, что напрямую сказывается на эффективности деятельности коллектива. Значение словесного общения велико для руководителя, будь то инструктаж с подчиненными, публичное выступление на совещании или собрании, по-становка целей и задач перед коллективом, дружеская и воспитательная беседа, анализ ошибок подчиненных, разговор по телефону, деловые переговоры и многое другое. М.И. Станкин, перефразируя В.А. Сухомлинского, пишет: “Я твердо убежден, что множество производственных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение управляющего говорить со своими подчиненными”. Люди часто теряют уважение к тем, кто не может как следует говорить, и они, наоборот, проникают уважением к тому, кто легко манипулирует словами. Ли Якокка писал по этому поводу: “Я знавал хороших руководителей производства, обладавших глубокими идеями, но ясно изложить их другим людям затруднявшимся. Но это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии внятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом”. Будучи назначенным или выбранным на должность менеджера, молодой руководитель должен владеть арсеналом знаний по взаимодействию с людьми. Всю необходимую информацию он может почерпнуть из справочной литературы и учебников по управлению, психологии. Но одно дело теория, другое - практическая стажировка. Владение умениями и навыками общения с людьми должно стать неотъемлемой частью подготовки руководителей. Когда молодой руководитель встанет во главе коллектива, то в своей работе с людьми, он будет воспроизводить ту культуру деловых отношений, те навыки общения, которые он видел, и которым его обучали в ВУЗе. И даже если в свое время он относился к этому критически, то, став руководителем, берет их на вооружение. В заключение следует подчеркнуть, что формирование личности руководителя - процесс длительный и постоянный. Меняются условия деятельности, должен меняться и руководитель. В связи с этим является актуальным, на наш взгляд, выделение и рассмотрение таких механизмов, которые бы позволили любому руководителю (и опытному, и начинающему) при минимальных временных затратах оптимизировать свою коммуникативную деятельность и добиться успеха при управлении коллективом. Именно в этом, на наш взгляд, должна заключаться зона ближайшего профессионального и управленческого развития руководителя.
|