Реферат: Разработка учётной политики
Название: Разработка учётной политики Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Бухгалтерское дело»Вариант № 8Калуга, 2009 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ……….5 РАЗРАБОТКА УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………..12 ЗАДАЧА………………………………………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..26 ВВЕДЕНИЕ Должностная инструкция - это правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав и ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы в организации. Должностная инструкция является инструментом организации труда в ее правовой форме, так как должностная инструкция позволяет создать эффективную организацию трудовых отношений и затрагивает интересы всех работающих и работодателей. Было бы целесообразно ввести в ТК РФ ряд норм, регулирующих составление, содержание, принятие, изменение и отмену должностных инструкций. Учетная политика предприятия - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранная предприятием из различных вариантов, допускаемых законодательством. Цель выполнения контрольной работы – закрепление полученных ранее теоретических знаний в области бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учёта, бухгалтерской (финансовой) отчётности, внутреннего и внешнего аудита, контроля и ревизии и других дисциплин, а также расширение практических навыков в организации бухгалтерского дела в хозяйствующих субъектах. В данной контрольной работе использованы учебники по соответствующим дисциплинам, а также периодические издания последних лет, официальные данные, а также материалы публикаций на интернет-порталах и форумах соответствующей тематики. Структура работы представляет собой вводную часть и три раздела. В первом разделе представлена теоретическая информация о содержании и значении должностных инструкций. Второй раздел включает разработку и формирование учётной политики хозяйствующего субъекта для целей бухгалтерского учёта и налогообложения. В третьем разделе представлено решение практического задания, основанного на ситуации, сложившейся в организации. Завершит данную контрольную работу заключение и список использованной литературы. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ На основании Положения о бухгалтерии, в котором указаны возложенные на нее задачи и функции, определяют общий объем работ и соответственно устанавливают численный и должностной состав бухгалтерии. На каждого предполагаемого работника должна быть составлена должностная инструкция. При составлении должностных инструкций необходимо воспользоваться Сборником тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, утвержденным Министерством труда Российской Федерации. В водной части сборника тарифно-квалификационных характеристик раскрыто содержание требований к каждой должности. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты»: · Раздел «Основные обязанности содержит основные функции, выполнение которых может быть поручено полностью или частично служащему, занимающему данную должность, и является основой для разработки непосредственно в организациях должностных инструкций, закрепляющих конкретные права, обязанности и ответственность служащего. · Раздел «Должен знать» включает в себя основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны применяться при выполнении должностных обязанностей. · Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы. Взяв за основу характеристику из тарифно-квалификационного справочника, уже значительно легче составить должностную инструкцию для конкретного работник бухгалтерии. Исходя из объема и специфики работы, должностные обязанности, указанные в тарифно-квалификационной характеристике той или иной должности, могут быть распределены между несколькими работниками бухгалтерии. И наоборот, с внедрением технических средств и сокращением численности персонала круг обязанностей служащего может быть расширен по сравнению с установленным соответствующей тарифно-квалификационной характеристикой. Должностная инструкция – основной организационно-правовой документ, определяющий задачи, основные права, обязанности и ответственность работника организации при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности. Цели разработки должностной инструкции: 1. создание организационно-правовой основы трудовой деятельности работников; 2. повышение ответственности работника за результаты их деятельности, осуществляемой на основании трудового договора; 3. обеспечение объективности при аттестации, присвоении специальных званий и квалификационных разрядов работнику, его поощрении и наложении на него дисциплинарного взыскания. Должностная инструкция – индивидуальный документ, хотя и разрабатывается на основе типовых тарифно-квалификационных характеристик. Конкретные должностные инструкции для данной организации всегда имеют свои особенности, так как любая организация обладает своей спецификой в направлении деятельности или объеме работ. При наличии должностной инструкции, в которой определены требования к вакантной должности, отделу кадров легче подобрать необходимого работника. При приеме на работу претендент на должность знакомиться с инструкцией, кругом своих обязанностей и может сразу соотнести с ними свои возможности. Готовые проекты должностных инструкций необходимо согласовать с юристом фирмы. После этого они утверждаются непосредственными руководителями тех лиц, в подчинении которых находятся работники. При зачислении на должность принимаемый работник ставит отметку «Ознакомлен», дату и подпись. Его подпись означает, что с инструкцией он ознакомлен и обязуется ее выполнять. В трудовой договор может быть включен пункт с обязательством выполнения работы в соответствии с должностной инструкцией. Текст должностной инструкции выдается работнику, что также фиксируется надписью «Инструкция получена на руки», затем ставиться дата и подпись. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью отдела кадров и хранят в отделе кадров или соответствующем подразделении в соответствии с установленным порядком. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения руководителем организации или другим уполномоченным на это должностным лицом и действует до ее отмены или замены новой должностной инструкцией. При составлении должностных инструкций нередко допускаются ошибки, за которые работодатель может в последствии серьезно поплатиться. Следует избегать: · расплывчатых, неконкретных формулировок; · дублирования функций; · ситуации, когда трудовые функции не закреплены ни за одним работником; · нерационального подхода в определении объема обязательств; · дисбаланса прав и обязанностей. Преимущества должностных инструкций заключаются в следующем: · Должностная инструкция, подписанная работником, позволяет работодателю расторгнуть трудовой договор в связи с несоответствием занимаемой должности; · Должностные инструкции служат основой для аттестации персонала; · При наличии должностных инструкций трудовые споры часто разрешаются внутри организации без привлечения государственных органов; · Инструкции помогают равномерно распределять обязанности между сотрудниками с похожими должностями (например, между бухгалтером и главным бухгалтером), избегать дублирования обязанностей; · Инструкции позволяют работодателю доказать в суде, что дисциплинарное взыскание за невыполнение обязанностей было наложено правомерно. Недостатком же должностных инструкций можно считать сложность разработки оптимального документа. Должностная инструкция также имеет одинаковую для всех должностную структуру текста, включающую: · Общие положения; · Функции; · Должностные обязанности; · Права; · Ответственность; · Взаимоотношения (связи по должности) Должностные инструкции, составленные на всех работников бухгалтерии, четко разграничивают их права и обязанности, исключают дублирование и в тоже время, если это будет предусмотрено в инструкции, обеспечат взаимозаменяемость. «Общие положения» в должностных инструкциях содержат следующий набор информации: обобщенные сведения о должности, подчиненность, требования к образованию (высшее или среднее) и практическому опыту (стажу) работы по специальности, порядок назначения и освобождения от занимаемой должности. Обычно этот пункт прописан следующим образом: «Бухгалтер (кассир и т.п.) назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению главного бухгалтера». Последний пункт данного раздела содержит перечень законодательно-нормативных и нормативно-методических актов, которыми данное должностное лицо руководствуется в своей деятельности. Основную часть этих актов нужно брать из Положения о бухгалтерии, затем указываются боле конкретные нормативно-методические документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности по тем операциям, которые поручены данному работнику. Завершает этот пункт перечисление организационных документов организации: устава, Положения о бухгалтерии и данной должностной инструкции. В разделе «Функции» формируются основные направления деятельности, а в следующем за ним разделе «Должностные обязанности» уже перечисляют конкретные виды работ, которые обеспечивают выполнение этих функций. Часто указанные разделы объединяют в один – «Функции и должностные обязанности» (или «Основные задачи и обязанности»). Его следует отразить как можно детальнее. Полезно указать: какие формы отчетности и с какой периодичностью ведутся, выполняется ли работа в традиционном или компьютерном режиме. Чем объемнее будет расписано не только, что делает данный работник, но и как он выполняет работу, тем ценнее должностная инструкция. Здесь же указывается и взаимозаменяемость сотрудников на время отпусков, болезни и т.п. В раздел «Права» можно перенести пункты из положения о бухгалтерии, конкретизировав их указанием видов документов, которые предоставляют данному работнику или в составлении и оформлении которых он принимает участие. Раздел «Ответственность» может быть составлен обобщенно, например: «Работник несет ответственность за невыполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных правовыми актами и данной инструкцией», или расписан более детально исходя из содержания обязанностей. Важен пункт «Взаимоотношения (связи по должности)». В нем прежде всего должно быть четко расписано: от кого, какую информацию, в какой документационной форме получает работник. Например, если он занят начислением зарплаты, то указывается порядок предоставления ему табеля учета выхода на работу, копий приказов по личному составу о зачислении, переводе, увольнении, отпусках, командировках и т.п. В последние годы в должностные инструкции часто вводится раздел «Организация работы». Он необходим, прежде всего, в том случае, если имеется совмещение видов работ. Так, в небольшой организации на бухгалтера часто возлагается по совместительству ведение архива организации. Здесь же указывается режим работы, форма контроля и т.п. При освобождении должности в случае перевода работника или увольнения, до приема нового работника старую должностную инструкцию следует внимательно проверить и, если необходимо, внести коррективы, уточнить перечень работ или добавить те обязанности, которые дополнительно будут возложены на вновь принятого работника. Должностная инструкция оформляется по типу общего бланка, подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации. Наличие в организации необходимого пакета законодательных и нормативно-методических документов, хорошо составленные организационные документы (Положение о бухгалтерии и должностные инструкции на ее сотрудников) обеспечат четкое выполнение одной из важнейших управленческих функций – бухгалтерского учета. РАЗРАБОТКА УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИКАЗ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 20__ год от «__»________ 20__г. № __ Приказываю утвердить учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету на 20__ год: 1. Порядок ведения учета на предприятии 1.1. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерией. 1.2. Организация ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы. 1.3. Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. 2. Учетные документы и регистры 2.1. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. А также формами, разработанными предприятием самостоятельно. Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета распечатываются не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Малоценные основные средства, которые списываются в бухгалтерском учете единовременно, оформляются первичными документами по учету материалов. 2.2. Налоговый учет ведется в бухгалтерских регистрах и регистрах, разработанных организацией самостоятельно и утвержденных настоящим приказом. 2.3. Все учетные документы хранятся на предприятии в электронной форме в течение пяти лет. 3. Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов проводится на начало каждого квартала, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризация основных средств проводится раз в три года. 4. Уровень существенности в бухгалтерском учете равен 5 процентам. Таблица 1 Выбор и обоснование элементов учетной политики хозяйствующих субъектов
ЗАДАЧА Вариант 8 ОАО «Надежда» 31.03.200X был получен кредит в размере 3650000 руб. со сроком возврата 07.11.200X под 13% годовых. Проценты за пользование кредитом списываются банком со счета организации ежемесячно в последний день месяца, за который эти проценты начислены, окончание строительства торгового комплекса планируется в марте 200(X+1) г. Кредит использован полностью в марте 200X г. Для погашения задолженности пред подрядчиком за выполненный им первый этап работ по строительству здания торгового комплекса. Согласно учетной политике для целей налогообложения прибыли доходы и расходы организация определяет методом начисления, предельную величину процентов принимает равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. Отразить операции в учете ОАО «Надежда» со ссылками на требования нормативных документов, действующие в бухгалтерском и налоговом учете. Решение: 1. Бухгалтерский учет 31.03. Д51-К66 3650000 – получен кредит банка 30.04. Д66-К51 40300 – начислены % за использование кредита Апрель: Д60-К51 3650000 – погашена задолженность перед подрядчиком 30.04. Д08-К66 39000 – начислены % к уплате по кредиту (13% * 30/365) * 3650000 = 39000 30.05. Д08-К66 40300 – начислены % к уплате по кредиту (13% * 31/365) * 3650000 = 40300 31.11. Д08-К66 9100 – начислены % к уплате по кредиту (13% * 7/365) * 3650000 = 9100 2. Налоговый учет Пусть ставка ЦБ РФ 8,75% * 1,1 = 9,625%. Рассчитаем сумму % за 2 квартал: (9,625% * 91/365) * 3650000 = 87587,5 Д08-К66 Рассчитаем сумму % за 3 квартал: (9,625% * 92/365) * 3650000 = 88550 Д08-К66 Рассчитаем сумму % за 4 квартал: (9,625% * 37/365) * 3650000 = 35612,5 Д08-К66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях. Запись правовых отношений делается с помощью следующих юридических категорий или записывается юридическим языком с помощью следующих основных правовых понятий: а) обязанности; б) права; в) ответственность в правовых отношениях. В настоящее время сложился традиционный подход к составлению должностной инструкции, согласно которому должностная инструкция состоит из 5 разделов. Они включают в себя: "Общие положения", "Функции работника", "Должностные обязанности работника", "Права работника", "Ответственность работника". Дополнительное условие разработки учётной политики – в структуре бухгалтерской службы создано две бухгалтерии: финансовая и управленческая. Бухгалтерский учет делится на финансовый и управленческий. Прерогативой финансового учета является составление отчетов первой группы (внешних отчетов). При этом внешними пользователями бухгалтерской информации могут быть владельцы акций и кредиторы (настоящие и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия. Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Учетная политика для целей финансового учета представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Применительно к управленческому учету учетная политика организации – это принятая ею совокупность способ ведения учета составления отчетности. В ходе выполнения данной контрольной работы были закреплены полученные ранее знания, а также расширены практические навыки организации бухгалтерского дела в хозяйствующих субъектах. В контрольной работе раскрыт теоретический вопрос «Должностные инструкции: содержание и значение», был составлен приказ об учётной политике хозяйствующего субъекта, а также была решена практическая задача, основанная на ситуации, сложившейся в организации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азбука кадровика: все документы по работе с персоналом: [сб.ст.]. – М.: Вершина, 2006. – 272с. 2. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов V курса (первое высшее образование) и студентов IV курса (второе высшее образование) специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». – М: ВЗФЭИ, 2009 3. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ : приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 4. Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств : приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 5. Об утверждении методических указаний по учету материально – производственных запасов : приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 6. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению : приказ Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 7. Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ : письмо Центрального банка Р Ф от 04 октября 1993 г. № 18 / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: приказ Минфина РФ от 09 декабря 1998 г. № 60н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов » ПБУ 5/01: приказ Минфина РФ от 09 июня 2001 г. № 44н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 32н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 33н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000: приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. – с экрана. 14. Проданова Н. А. Бухгалтерское дело и постановка учета на предприятии. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво97», 2006. – 320с. 15. Сытинская, М. Должностные инструкции. Понятие и традиционные подходы к их составлению / М. Сытинская // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2007.- № 8 / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс». 16. Тищенко, Т. Должностная инструкция, как гарантия успеха / Т. Тищенко// Расчет. – 2007.- № 4 / ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс». 17. Федеральный закон РФ «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 05. 08. 2000 № 118-ФЗ в (ред. Федерального закона РФ от 30. 12. 2001 № 196-ФЗ) // Консультант Плюс. |