Реферат: Организация деятельности коммерческого банка 3
Название: Организация деятельности коммерческого банка 3 Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат |
Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Организация деятельности коммерческого банка……………………4 Глава 2. Организация учетно-операционной работы и документооборота в учреждении банка…………………………………………………………………7 2.1. Документация по операциям банка…………………………………..7 2.2. Организация документооборота……………………………………...8 2.3. Внутрибанковский контроль и аудит………………………………...9 2.4. Контроль операций……………………………………………………9 2.5. Внутрибанковский аудит……………………………………………10 2.6. Хранение документов………………………………………………..11 Глава 3. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов…………13 3.1. Организация работы по ведению кассовых операций……………..13 3.2. Порядок приема наличных денег от клиентов……………………..16 3.3. Порядок выдачи наличных денег клиентам………………………..19 Глава 4. Организация и учет кредитных операций……………………………23 4.1. Цели и задачи кредитной политики банка………………………….23 4.2. Основные задачи Банка в области кредитования…………………..23 4.3. Основные принципы при кредитовании……………………………24 4.4. Основные приоритеты и обязательные процедуры кредитной политики в Банке………………………………………………………….27 4.5. Минимизация кредитного риска…………………………………….28 4.6. Способы минимизации кредитных рисков Банка………………….28 4.7. Кредитные ресурсы Банка…………………………………………...29 4.8. Основные принципы на которых базируется организация работы с проблемными и просроченными кредитами в ОАО «Урал ФД»……...30 4.9. Критерии отнесения имеющейся задолженности должника к проблемной задолженности……………………………………………...31 4.10. Порядок работы подразделений Банка по предупреждению возникновения просроченной задолженности………………………….33 Заключение……………………………………………………………………….36 Список литературы………………………………………………………………37 Введение Банки – одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма. На современном этапе развития экономических взаимоотношений одну из важных ролей играет банковская система, обеспечивающая нормальное функционирование всей экономики в целом. Банки выполняют разнообразие функций и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни. Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. Именно развитию банковской системы, по общему признанию, принадлежит главная заслуга в успешной борьбе с инфляцией, а соответственно, и в обеспечении условий для продолжительного экономического роста. В данной работе будет проанализирована деятельность Банка «Урал ФД», в которой мной была самостоятельно пройдена производственная практика, первичных умений и навыков, его организационная структура, виды услуг, которые Банк предоставляет, документооборот, организация кассового обслуживания и учет кредитных операций Глава 1. Организация деятельности коммерческого банка Открытое акционерное общество коммерческий банк «Уральский финансовый дом» (ОАО «Урал ФД) – крупнейший самостоятельный универсальный банк Пермского края. Доля банка на региональном рынке составляет 7%. 5 августа 2006год, а банку «Уральский финансовый дом» исполнилось 16 лет. История банка «Урал ФД» связана с историей трех пермских банков – «Пермстройкомбанк», «Кредит ФД», и «Пермкредит». Она включает консолидайию «Пермстройкомбанк» и «кредит ФД» в 1999 г., в результате которого банк обрел новое название – Урал Фд». Объединение банков «Урал ФД и «Пермкредит» в 2005 г. Большой профессиональный опыт сотрудников позволяет обеспечивать банку лидирующее положение на рынке кредитно-финансовых услуг региона в течение всех 16-ти лет. Клиентская база банка составляет более 4,8 тыс. счетов юридических лиц и предпринимателей в том числе 1,1 тыс. счетов обслуживаются с использованием систем дистанционного банковского обслуживания. Среди корпоративных клиентов банка такие крупные предприятия, как Пермская финансово – производственная группа, ОАО «Уралкалий», ООО НОВОГОР-Прикамье», ЗАО «Пермская фондовая компания», ООО Управляющая компания «Парма-Менеджмент», сеть магазинов «Семья2, ОАО «Территориальная генерирующая компания №9», ЗАО «Пермглавнефтеснаб, ФГУП 2Пермские авиалинии», открытое Акционерное общество «Морион», ЗАО «Эртелеком», автохолдинг «Машинный двор», ЦИФРОГРАД» - сеть центров мобильной электроники, Пермская кондитерская фабрика. Банк обслуживает более 90 000 счетов физических лиц, в том числе 50 000 банковских карт платежной системы YISA. В конце 2005 года банк завершил внедрение собственного центра по обслуживанию банковских карт международной платежной системы YISA. Центр успешно прошел сертификацию YISA. Банк «Урал ФД» является участником международной платежной системы YISA International с 2003 года. YISA International – это электронная плетежная система, которая, являясь некоммерческой ассоциацией, объединяет 21 000 банков-членов по всему миру. YISA выполняет посредническую роль между банками, занимается организацией расчетов и обеспечивает техническое взаимодействие между участниками системы. Сегодня YISA – это крупнейшая международная платежная система. На долю YISA и ее банков-членов приходится более 50% мирового рынка международных пластиковых карточек. Исследования неизменно подтверждают, что YISA является не только сомой известной торговой маркой среди платежных карточек, но также одной из самых популярных торговых марок среди потребителей. Банк осуществляет эмиссию международных пластиковых карт YISA Gold, Classic, Elektron. Инфраструктура банка «Урал ФД» включает в себя сеть из 3-х филиалов, 12-ти дополнительных офисов, 4-х операционных касс, 74-х банкоматов в Перми, Москве, Березниках, Соликамске, Губахе, Полазне и Чайковском. Банк «Урал ФД» имеет лицензии на обслуживание счетов физических и юридических лиц в валюте РФ и в иностранной валюте, лицензии на брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность. Банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеет доступ к торгам на Московской Межбанковской валютной бирже, Уральский региональной валютной бирже, а также банк является членом Ассоциации региональных банков «России» и участником Пермского Банковского Союза. 11 ноября 2004 года ОАО АКБ «Урал ФД» включен в реестр банков – участников системы обязательного страхования вкладов. 31 августа 2006 г. Банк получил аккредитацию при ГК «Агенство по страхованию вкладов». Агенство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов; контролирует формирования фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов(положений законодательных актов) РФ» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого вложены на Агенство. Банк «Урал ФД», первым из банков Пермского края, включен в реестр банков – участников системы страхования вкладов 11 ноября 2004 года ОАО АКБ «Урал ФД» под номером 173. Главные конкуренты банка – Сбербанк России, Внешторгбанк, Альфа-банк, Банк «Уралсиб», Банк Москвы, Росбанк, Банк «Петрокоммерц», Татфондбанк, Уралвнешторгбанк. Банк вправе осуществлять в соответствии с правилами, установленными Банком России, следующие банковские операции: - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; - осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов, по их банковским счетам; - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; - купля – продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; - выдача банковских гарантий; - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Все банковские операции осуществляются при наличии у Банка соответствующей лицензии выданной Банком России. Банк вправе осуществлять следующие сделки: - выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форм; - приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; - доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; - осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; - предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; - лизинговые операции; - оказание консультационных и информационных услуг. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, при наличии соответствующей лицензии Банка Росси – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами. Банк не имеет права заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Глава 2. Организация учетно-операционной работы и документооборота в учреждении банка Основная часть операционной работы приходится на осуществление безналичных расчетов как по поручению клиентов банка и других банков, так и по собственным перечислениям. 2.1 Документация по операциям банка Расчетные, кассовые, кредитные и другие операции совершаются в банках и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-денежных документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями. Применение бланков неустановленной формы или замена бланка одной формы другой формы может привести к неправильному отражению операций. Мемориальными документами называют расчетно-денежные документы, мемориальные, кассовые и внебалансовые ордера. Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции в банке. Работники банка, которые подписали какой – либо расчетно-денежный документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники банка, имеющие права подписи, в случае превышения ими своих полномочий. Под банковскими понимают все документы, являющиеся основанием для отражения в учете по расчетным и кассовым операциям в банках. Первичными документами являются акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции, ее юридическую законность. Первичные документы, как правило, прилагаются к банковским документам. Первичные документы прикладываются к мемориальным ордерам, в которых делается о них запись. В случае если первичные документы сшиваются в отдельные сшивы, в мемориальных документах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки. Документы, служащие основанием для проводок, должны контироваться (иметь номера счетов по дебету и кредиту). Операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформляются документами, составляемыми учреждениями банка. Сюда относятся, в частности, мемориальные балансовые и внебалансовые ордера, распоряжения кредитного отдела и др. По общему правилу все операции по зачислению или списанию средств со счетов клиентов должны оформляться платежными документами. Операция списания денежных средств со счета клиента при взимании платы за банковские услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на его счете, оформляется платежным требованием, если в договоре банковского счета предусмотрен безакцептный порядок списания. Вместе с тем в тех случаях, когда с целью своевременного получения доходов банки производят взимание платы за проведение расчетной операции в момент ее совершения, применение платежных требований из-за необходимости их оформления печатью банка и подписями руководителей банка. 2.2 Организация документооборота Документооборот в банке утверждается руководителем банка. Нормативными документами устанавливаются следующие основные требования к организации рабочего дня и документооборота в банках: -приему, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в тот же день подлежат все расчетно – денежные документы, поступившие в банк в течении операционного дня; - расчетно-денежные документы, поступившие в банк по истечении времени операционного дня, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим рабочим днем. Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно учетно-операционными работниками или в централизованном порядке, через специальных работников. Во внеоперационое время документы сдаются в банк через специальные устройства (ящики). Расчетные и кассовые операции частных лиц (вкладчиков, пенсионеров, граждан, дающих различные взносы)производятся в течении операционного дня непосредственно ответственным исполнителем, выполняющим соответствующие операции. Операции по оформлению кредитов и депозитов, а также по реализации долговых обязательств имеет смысл производить в операционное время, а операции внутрибанковские – во второй половине дня. Организация рабочего дня учетно-операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление поступающих расчетно-денежных документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. 2.3 Внутрибанковский контроль и аудит Одним из условий внутреннего контроля является четкое разделение контрольных и исполнительских функций при ведении учета в банке. 2.4 Контроль операций Банк осуществляет предварительный и последующий контроль по своим операциям. При ведении предварительного контроля банковские операции контролируются в момент их совершения или до этого момента. Большинство банковских операций подлежат предварительному контролю (кассовые, вкладные, расчетные). При приеме денежно – расчетных документов ответственный исполнитель (бухгалтер, контроле) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов (в случае отсутствия – проставляются работниками банка), соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным банку образцам. После этого документ заверяется подписью ответственного исполнителя. Ордера по счетам фондов банка, драгоценных металлов, по расходу наличных средств, прибылей и убытков, по учету просроченной задолженности и процентов, долгов, списанных в убыток, а также ордера на закрытие расчетных, текущих, бюджетных счетов и ордера по закрытию корреспондентских счетов, ордера по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском учете должны иметь контрольную подпись. Контрольная подпись по видам операций предоставляется старшим лицам, назначаемым приказом по банку. Исправление бухгалтерских записей производится методом обратного сторно. Документом, служащим основанием для проведения исправительной записи, является исправительный ордер. Ордер выписывается в четырех экземплярах. В связи с тем, что исправительные проводки не являются массовыми, Банк России не разрешает изготовление исправительных ордеров с применением вычислительной техники. Расчетно-денежные документы, на основании которых в учреждениях банков осуществляются прием и выдача наличных денег и других ценностей и перечисление средств с одних счетов на другие счета в банке, должны иметь дату проводки и подписи должностных лиц банка, оформивших документ и проверивших его, а документы по тем операциям, по которым дополнительного контроля не требуется, - одну подпись ответственного исполнителя. Последующий учетный контроль осуществляется выборочно или тематически – главным бухгалтером банка или уполномоченными лицами по его распоряжению. Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера. Главные бухгалтеры учреждений банков, их заместители, начальники отделов и инспекторы последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки учетно-операционной работы. Последующие проверки должны проводиться с таким расчетом, чтобы та каждого учетно-операционного работника проверялась, как правило, не реже одного раза в год. 2.5 Внутрибанковский аудит Для поддержания финансовой устойчивости банка, грамотного проведения операций, обеспечения сохранности и увеличения пассивов, получения достоверной информации о финансовом состоянии и состоянии исполнительской дисциплины многие банки стали вводить вместо ревизионно-бухгалтерских подразделений отделы внутрибанковского аудита (контроля). В отличии от ревизионно-бухгалтерских подразделений на отделы аудита возлагаются и более широкие функции. Так, на отдел аудита могут быть возложены следующие задачи: - административный контроль; - контроль за возникшими рисками; - контроль бухгалтерского учета; - контроль ликвидности активов и сохранности пассивов, соответствие структур пассивов и активов; - контроль доходности и рентабельности операций; Основными исходящими документами отдела аудита являются: - записки о состоянии дел в той или иной области деятельности банка или банковских операций; - записки о соответствии проводимых операций решением общего собрания акционеров (пайщиков) банка, совета или правления банка о выполнении приказов и распоряжений по банку; - аналитические записки; - акты проверок. Функции внутрибанковского аудита в разных банках могут значительно отличатся. Тем не менее чем банк крупнее, чем больше у него филиальная сеть, тем более важным является проведение контрольных мероприятий. Кроме того, в банках должна быть сформирована служба внутреннего контроля. Основная цель контроля состоит в защите интересов акционеров (пайщиков), клиентов и банков. В функции службы входят: - выполнение сотрудниками банка требований действующего законодательства; - оценка и минимизация банковских рисков; - правильное и своевременное отражение в учете банковских операций. Контроль за деятельностью на финансовых рынках осуществляется комплаенс-контролер. Комплаенс-контроль является частью внутреннего контроля банка и обеспечивает соответствие деятельности банка на финансовых рынках действующему законодательству. 2.6 Хранение документов Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов, под которыми понимаются не только документы по хозяйственной деятельности банка, но и расчетно-платежные документы клиентов банка. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка. Документы хранятся в бумажной и электронной форме. Коммерческие банки в своей работе по организации и ведению делопроизводства и архивного дела должны руководствоваться Основами законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах, а также методическими разработками Государственной архивной службы России: Основными положениями Государственной системы документационного обеспечения управления, Основными правилами работы ведомственных архивов, Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения. Кроме того, специально для кредитных организаций разработан и утвержден специальный Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Федеральной архивной службой и согласованный с Банком России. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» документы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности хранятся не менее пяти лет. Налоговый кодекс установил, что организации обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные)налоги. При ликвидации банка часть документов сохраняется и в дальнейшем. Сроки и порядок сохранения документов регулируются Письмом ЦБ РФ от 5 августа 1998 г. № 169-Т «О размещении архивов и порядке уничтожение документов при ликвидации кредитных организаций», которым определена номенклатура дел (перечень документов), подлежащих хранению после завершения ликвидационных процедур (Приложение 1). Глава 3. Организация расчетно-косового обслуживания клиентов 3.1 Организация работы по ведению кассовых операций Кассовые операции в кредитной организации, ВСП могут осуществляться в операционное, послеоперационное время кредитной организации, а также в выходные дни, нерабочие праздничные дни. При осуществлении кассовых операций кредитная организация, ВСП осуществляют идентификацию клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кредитная организация, ВСП при осуществлении кассовых операций проводят контроль уровня радиоактивного излучения денежных знаков в соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением». Операции по приему наличных денег от клиентов осуществляются в кредитной организации, ВСП на основании приходных кассовых документов – объявлений на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления (далее – объявление 0402001), квитанции (далее – квитанция 0402001) и ордера (далее – ордер 0402001);приходных кассовых ордеров 0402008; препроводительных ведомостей к сумкам 0402300, представляющих собой комплект документов, состоящий из ведомостей (далее – ведомость к сумке 0402300), накладной (далее – накладная к сумке 0402300), квитанции (далее – квитанция к сумке 0402300). Операции по выдаче наличных денег клиентам осуществляются на основании расходных кассовых документов – денежных чеков, расходных кассовых ордеров 0402009. Количество экземпляров приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009 определяется кредитной организацией. В приходных, расходных кассовых документах указываются источники поступлений наличных денег и направления их выдач в соответствии с символами отчетности по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ. Кассовые работники, осуществляющие приходные, расходные кассовые операции, снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные, расходные кассовые документы. А бухгалтерские работники, осуществляющие оформление приходных, расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников, осуществляющих приходные, расходные кассовые операции. На кассового работника распорядительным документом кредитной организации может быть возложено исполнение обязанностей бухгалтерского работника в части составления, оформления приходного, расходного кассового документа, составления кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705, журнала учета принятых сумок и порожних сумок 0402301 (далее – журнал 0402301), справки о принятых сумках и порожних сумках 0402302 (далее – справка 0402302). При этом в случае осуществления операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента должно применяться компьютерное оборудование, в котором установлена система контроля, исключающая единоличный доступ косового работника к осуществлению операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента без распоряжения клиента. Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые работники, осуществляющие операции с наличными деньгами, снабжаются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, столами, имеющие индивидуальные секреты замков, или другими устройствами, предназначенными для хранения наличных денег в течении рабочего дня (далее – штамп), пломбами, устройствами для опломбирования (далее – пломба), клише. При указании фамилии, инициалов на накладках пачек банкнот, бандеролях корешков, ярлыках к мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами и на документах, составляемых при осуществлении операций с наличными деньгами, должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми работниками используются именные штампы. Виды указанных штампов, пломб, клише определяются организацией. При осуществлении в кредитной организации, ВСП приходных, расходных кассовых операций кассовыми работниками на приходных, расходных кассовых документах проставляется оттиск штампа кассы. При приеме, выдаче наличных денег в послеоперационное время кредитной организации кассовыми работниками проставляется оттиск штампа кассы с отличительными признаками, указывающими на то, что операции осуществлялись в послеоперационное время кредитной организации. Вместо штампа кассы на приходных, расходных кассовых документах может проставляться оттиск программно-технического средства, с применением которого осуществлялось оформлении приходных, расходных кассовых с операций. При осуществлении кассовых операций кассовым работникам запрещается: - выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля. - убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы; - хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги; - уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту. Кредитная организация, ВСП для выдачи наличных денег клиентам, кассовым, инкассаторским работникам могут упаковывать их в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, кассеты и другие средства для упаковки наличных денег, обеспечивающие сохранность наличных денег и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целостности (далее – сумка). Банкноты банка России, выдаваемые кредитной организацией, ВСП клиентам в упаковке кредитных организаций, ВСП кредитных организаций должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин с функцией распознавания машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Обязательной проверке подлежат не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Выдача наличных денег кредитной организацией, ВСП может осуществляться за счет текущих поступлений наличных денег в их кассы после обработки наличных денег и отражения принятых сумм в кассовом журнале по приходу 0401704. Наличные деньги, имеющие повреждения, кредитными организациями, ВСП клиентам не выдаются и сдаются в учреждения Банка России. Передача наличных денег между заведующим кассой и кассовыми работниками осуществляется сформированными и упакованными пачками банкнот, мешками с монетой, а также отдельными корешками, банкнотами и монетами Банка России. При этом пачки банкнот принимаются по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности и целости упаковки пачек банкнот и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, отдельные корешки, банкноты Банка России – полистным пересчетом, мешки с монетой – по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам с монетой, отдельные монеты Банка России – поштучным пересчетом. Сумки с наличными деньгами передаются по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами с проверкой целости сумок и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к сумкам с наличными деньгами. Передача пачек банкнот, мешков с монетой, сумок с наличными деньгами между заведующим кассой и кассовыми работниками осуществляется с проставлением подписей указанных работников в книгах 0402124. При заполнении книг 0402124 с применением компьютерного оборудования каждая передача наличных денег в течение рабочего дня между кассовыми работниками, а также заведующим кассой и кассовым работникам осуществляются с применением электронных цифровых подписей соответствующих кассовых работников, заведующего кассой. 3.2 Порядок приема наличных денег от клиентов При приеме наличных денег кассовым работником от коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией, наряду с объявлением на взнос наличными 0402001 указанной организацией представляется реестр проведенных операций, предусмотренный нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок ведения кассовых операций на территории РФ. При этом сумма, указанная в объявлении на взнос наличными 0402001, должна соответствовать отраженной в реестре проведенных операций общей сумме наличных денег, принятых коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией. Для осуществления операции по переводу на территории РФ денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета в кредитной организации, ВСП (за исключением обменного пункта) заполняется документ, определенный кредитной организацией или соответствующим получателем денежных средств, в соответствии с требованиями Положения Банка России. Прием наличных денег кассовым работником от физических лиц для зачисления на банковские счета, счета по вкладам (депозитам), для осуществления операции по переводу на территории РФ денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета в кредитной организации, ВСП, в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей, осуществляется по приходным кассовым ордерам 0402008. Прием наличных денег для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей кассовым работником может осуществляться с оформлением реестра платежей, в котором указываются полное фирменное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации (далее – фирменное наименование кредитной организации)(фирменное наименование кредитной организации и наименование филиала; фирменное наименование кредитной организации и наименование ВСП; фирменное наименование кредитной организации; наименование филиала и ВСП), дата составления реестра, вид операции, сумма принятых наличных денег, фамилия, инициалы кассового работника, а также проставляется подпись кассового работника. В этом случае приходные кассовые ордера 0402008 оформляются на итоговые суммы приятых наличных денег по видам платежей. Приходный кассовый документ составляется клиентом или бухгалтерским работником кредитной организации, ВСП. После соответствующей проверки и оформления бухгалтерским работником приходный кассовый документ передается кассовому работнику. Кассовый работник проверяет в приходном кассовом документе наличие подписи бухгалтерского работника и ее соответствие имеющемуся образцу, наличие подписи клиента, сверяет соответствие сумм наличных денег цифрами и прописью и принимает наличные деньги. Наличные деньги от клиентов принимаются полистным, поштучным пересчетом. Наличные деньги принимаются кассовым работником таким образом, чтобы клиент мог наблюдать за действиями указанного работника. После приема наличных денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в приходном кассовом документе, с суммой наличных денег, оказавшихся при приеме, и при их соответствии подписывает все экземпляры приходного кассового документа. При приеме наличных денег от организации квитанция 0402001 с проставленным оттиском штампа кассы выдается организации для подтверждения приема наличных денег, ордер 0402001 передается бухгалтерскому работнику. В подтверждении приема наличных денег от физического лица для зачисления на счет по вкладу по договору банковского вклада бухгалтерским работником производится запись в сберегательной книжке, которая заверяется подписями бухгалтерского и кассового работников. Если при открытии счета по вкладу по договору банковского вклада сберегательная книжка не оформлялась, физическому лицу выдается подписанный кассовым работником второй экземпляр приходного кассового ордера 0402008 с проставленным оттиском штампа кассы. При несоответствии фактической суммы наличных денег и суммы, указанной в объявлении на взнос наличными 0402001, организации предлагается заново составить объявление на взнос наличными 0402001 на фактически вносимую сумму наличных денег. При этом кассовый работник перечеркивает первоначально оформленное объявление на взнос наличными 0402001, на обороте перечеркнутой квитанции 0402001 указывает фактически принимаемую сумму наличных денег, проставляет подпись и передает бухгалтерскому работнику для оформления вновь составленного объявления на взнос наличными 0402001. В случае расхождения суммы наличных денег, вносимых физическим лицом, с суммой, указанной в приходном кассовом ордере 0402008, кассовый работник предлагает довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне внесенную сумму наличных денег. Если физическое лицо отказалось довнести недостающую сумму наличных денег, кассовый работник перечеркивает все оформленные экземпляры приходного кассового ордера 0402008, на обороте второго экземпляра приходного кассового ордера 0402008 указывает фактически принимаемую сумму наличных денег, проставляет подпись и передает бухгалтерскому работнику для оформления вновь составленного приходного кассового ордера 0402008. Перечеркнутые объявления 0402001 и ордер 0402001, первый экземпляр приходного кассового ордера 0402008 уничтожаются. Если наличные деньги не были внесены клиентом в кассу, приходный кассовый документ уничтожается. Приходный кассовый документ, по которому не были внесены наличные деньги клиентом в кассу, перечеркнутые объявление 0402001, ордер 0402001 и первый экземпляр приходного кассового ордера 0402008 уничтожаются любым способом, исключающим возможность их восстановления. Принятые в кассу наличные деньги могут передаваться кассовым работником заведующему кассой в течении рабочего дня с проставлением подписи заведующим кассой в книге 0402124. Объявление 0402001, первые экземпляры приходных кассовых ордеров 0402008 сдаются кассовым работником заведующему кассой по завершении рабочего дня. До передачи наличных денег кассовый работник должен убедиться в том, что их фактическое наличие соответствует сумме, указанной в принятых кассовых документах. 3.3 Порядок выдачи наличных денег клиентам Заведующий кассой выдает кассовому работнику необходимую для осуществления расходных и разменных операций в операционное время кредитной организации сумму наличных денег с проставлением подписи кассовым работником в книге 0402124. В случае осуществления кассовых операций непосредственно заведующим кассой, кассовым работником ВСП записи об осуществленных ими операциях в книгах 0402124 не производятся. Организации наличные деньги выдаются по денежному чеку, оформленному этой организацией. Организация предъявляет бухгалтерскому работнику кредитной организации, ВСП (за исключением обменного пункта) денежный чек накануне дня или в день получения наличных денег. Выдача наличных денег физическому лицу осуществляется по расходному кассовому ордеру 0402009, составленному физическим лицом или бухгалтерскими работниками расходный кассовый документ передается кассовому работнику. Бухгалтерским работником для предъявления в кассу выдается организации контрольная марка от денежного чека, физическому лицу – отрывной талон к расходному кассовому ордеру 0402009. Кассовый работник, получив расходный кассовый документ, выполняет следующие действия: - проверяет наличие подписей бухгалтерских работников, проверивших и оформивших расходный кассовый документ, и соответствие этих подписей имеющимся образцам; - сверяет соответствие сумм наличных денег, проставленных в расходном кассовом документе, цифрами и подписью; - проверяет наличие на расходном кассовом документе данных предъявленного клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ (далее – документ, удостоверяющий личность); - подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и уточняет у клиента сумму получаемых наличных денег; - сверяет номер контрольной марки, отрывного талона с номером на расходном кассовом документе и приклеивает контрольную марку, отрывной талон к расходному кассовому документу (если контрольная марка, отрывной талон отделялись от расходного кассового документа); - передает клиенту расходный кассовый документ для его подписания; - пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег под наблюдением клиента таким образом, чтобы клиент мог видеть количество пересчитываемых банкнот Банка России, может Банка России и их номиналы, сверяет его подпись в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность, выдает наличные деньги, проставляет оттиск штампа кассы на расходном кассовом документе и подписывает его. В подтверждении выдачи наличных денег физическому лицу со счета по вкладу по договору банковского вклада бухгалтерским работником производится запись в сберегательной книжке, которая заверяется подписями бухгалтерского и кассового работников. Если при открытии счета по вкладу по договору банковского вклада сберегательная книжка не оформлялась, физическому лицу выдается подписанный кассовым работником второй экземпляр расходного кассового ордера 0402009 с проставленным оттиском штампа кассы. Осуществление операций, при которых клиент, не внося наличные деньги, предъявляет одновременно расходный кассовый документ и приходный кассовый документ, не допускается. Клиент, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего наличные деньги, принимает банкноты Банка России полными и не полными пачками банкнот по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности и целости упаковки пачек банкнот и пломб, оттисков клише, наличие необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, отдельные корешки, банкноты Банка России – полистным пересчетом. Мешки с монетой принимаются по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам с монетой, отдельные монеты Банка России – поштучным пересчетом. В случае выявления несоответствия суммы принимаемых клиентом наличных денег данным расходного кассового документа кассовым работником составляется в одном экземпляре акт пересчета. Кредитная организация, ВСП не несут обязательств перед клиентом по его претензиям, если клиентом не были пересчитаны полистно, поштучно отдельные корешки, банкноты и монеты Банка России под наблюдением кассового работника, выдавшего наличные деньги. Прием организацией сумок с предварительно подготовленными наличными деньгами осуществляется по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами с проверкой целости сумок и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к сумкам с наличными деньгами. Клиент может в индивидуальных кабинах, расположенных при кассах, в которых осуществляется прием, выдача наличных денег, или помещение для пересчета наличных денег клиентами пересчитать полистно, поштучно получаемые наличные деньги, упакованные в пачки банкнот, мешки с монетой, сумки с наличными деньгами. Доставка клиентом наличных денег в указанное помещение и их пересчет осуществляются в присутствии контролирующего работника. При полистном, поштучном пересчете наличных денег клиентом верхняя и нижняя накладки от пачек банкнот, бандероли от корешков, обвязка с пломбой (полиэтиленовая упаковка) от пачек банкнот, ярлыки от мешков с монетой, сумок с наличными деньгами, пломба (обвязка с пломбой от мешков с монетой, сумок с наличными деньгами) сохраняются до окончания пересчета всей пачки банкнот, мешка с монетой или сумки с наличными деньгами. На выявленные в результате пересчета клиентом пачек банкнот, мешков с монетой излишек или недостачу наличных денег контролирующим работником составляется в одном экземпляре акт об излишках, недостачах, сомнительных банкнот (ах)/монеты (ах) в пачках/мешках 0402145 (далее – акт 0402145) из сумок с наличными деньгами – в одном экземпляре акт пересчета. Излишняя сумма наличных денег изымается у клиента, недостающая сумма наличных денег выдается клиенту. Акт 0402145, акт пересчета передаются кассовым, контролирующим работником заведующему кассой. Размен наличных денег осуществляется кассовым работником на основании составленного клиентом заявления о размене наличных денег в произвольной форме в одном экземпляре. В заявлении о размене наличных денег указываются наименование организации или фамилия, инициалы физического лица. Дата составления заявления, сумма наличных денег цифрами и прописью, количество, и номинал банкнот, монет Банка России, подлежащих размену, и проставляется подпись клиента. При осуществлении операции по размену наличных денег в кредитной организации, ВСП кассовый работник, получив от клиента наличные деньги и проверив их платежеспособность, осуществляет размен банкнот Банка России на банкноты Банка России другого номинала или монету Банка России, пересчитывает подготовленную сумму наличных денег в порядке, подписывает заявление о размене наличных денег и выдает наличные деньги клиенту. Сумма наличных денег, необходимая для выплаты заработной платы и других выплат работниками кредитной организации, ВСП, определяется заведующим кассой согласно платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Выдача кассовому работнику наличных денег осуществляется заведующим кассой с проставлением подписи кассовым работником в книге 0402124, в случае если выплата заработной платы и других выплат работникам кредитной организации, ВСП осуществляется в течение рабочего дня, или по расходному кассовому ордеру 0402009, если указанные выплаты будут осуществляться в период до трех рабочих дней включительно. Выплаты заработной платы и других выплат работникам кредитной организации, ВСП осуществляется по платежным (расчетно-платежным) ведомостям или по расходным кассовым ордерам 0402009. Для осуществления кассовых операций в послеоперационное время кредитной организации, в выходные дни, нерабочие праздничные дни наличные деньги выдаются заведующим кассой кассовому работнику по расходному кассовому ордеру 0402009. Глава 4. Организация и учет кредитных операций 4.1 Цели и задачи кредитной политики банка Кредитование – одна из основных услуг Банка. Операции кредитования рассматриваются Банком в качестве основного инструмента в конкурентной борьбе за формирование клиентской базы, а также в качестве основного источника доходов. Цель кредитной политики Банка является реализация основных направлений развития Банка, сохранение и расширение клиентской базы Банка путем совершенствования кредитных операций. 4.2 Основные задачи Банка в области кредитования: 1. Сохранение конкурентных преимуществ предлагаемых услуг. 2. Расширение видового разнообразия кредитных продуктов: кредитные банковские карты, предоставление овердрафта по банковским картам, ипотечные кредиты, кредиты на долевое участие в строительстве жилья, кредиты для малого бизнеса, кредитование проектов в строительной отрасли. 3. Дальнейшая диверсификация кредитного портфеля в целях снижение крупных кредитных рисков за счет увеличения объемов потребительского кредитования и кредитования малого бизнеса на основе разработки и внедрения программ кредитования этого сегмента рынка. 4. Оптимальное сочетание надежности и доходности на основе выявления и качественной оценки кредитных рисков, ликвидности предлагаемого обеспечения по кредитам. Отказ от использования высокодоходных, но рискованных видов кредитования. 5. Способствование кредитом развитию долгосрочного и комплексного сотрудничества с клиентами Банка, расширению клиентской базы, создание условий, обеспечивающих увеличение спроса на банковские услуги, повышению имиджа Банка и корпоративной культуры обслуживания. 6. Дальнейшее развитие кредитования в районах присутствия филиалов и дополнительных офисов Банка. 7. Соблюдение нормативных требований Банка России и внутрикорпоративных стандартов в процессе кредитования и оценки кредитных рисков. 4.3 Основные принципы при кредитовании 1. Целенаправленность кредитования. Смысл этого принципа заключается в том, что ссуды должны выдаваться лишь на определение цели, а именно на удовлетворение временной потребности заемщика в дополнительных средствах. 2. Дифференциация кредитования. Смысл принципа в предоставлении кредита на различных условиях в зависимости от вида деятельности заемщика, направленности кредита, кредитного риска. 3. Срочность кредитования. Этот принцип означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться. В отдельных случаях и при наличии достаточных оснований Банк вправе изменить дату возврата кредита. В отношении кредитов, по которым не осуществлен своевременный возврат, а также кредитов, отнесенных к категории проблемных, Банк проводит мероприятия в соответствии Технологией работы с проблемными и просроченными кредитами. 4. Обеспеченность кредита. Согласно этому принципу ссудами должно обслуживаться только движение реально существующей стоимости или создание новой, т.е. каждому рублю банковских средств, находящихся в хозяйственном обороте, должен противостоять рубль соответствующих материальных ценностей или полезных затрат. Обеспечением является инструментом, способствующим уменьшению кредитного риска по кредитному продукту. Банк ориентирован на предоставление преимущественно обеспеченных кредитов. Основные способы обеспечения – залог(заклад)имущества либо имущественных прав, принадлежащего заемщику либо третьим лицам, поручительство (гарантии) третьих лиц. Наиболее предпочтительным обеспечением для Банка будет недвижимое имущество, собственные долговые ценные бумаги Банка, гарантийные депозиты юридических лиц, залог ценных бумаг эмитентов, прошедших процедуру листинга и допущенных к обращению организатором на рынке ценных бумаг РФ, залог прав по договору долевого участия в строительстве жилых и нежилых помещений, залог прав при кредитовании какого-либо проекта, технологическое оборудование. В форме необеспеченных могут быть выданы следующие кредиты: - «овердрафт» юридическим лицам и предпринимателям в размере не более 50% от среднемесячного оборота по расчетному счету в Банке и физическим лицам для расчетов с использованием расчетных карт ОАО АКБ «Урал ФД, предоставленные с соблюдением внутренних положений Банка о предоставлении кредитов в форме «овердрафт»; - кредиты физическим лицам по банковской карте, предоставленные на основе; - краткосрочные кредиты (до 1 года) клиентам, имеющим положительную кредитную историю, хорошее и среднее финансовое состоянии; - заемщикам, имеющим в Банке другие обеспеченные кредиты, по которым рыночная (ликвидационная) стоимость заложенного имущества превышает общую сумму кредитных заимствований этого заемщика (окончание договора предоставляемого кредита должно быть ранее срока окончания обеспеченного кредита); - кредиты на приобретение имущества с последующим оформлением залога приобретаемого имущества в обоснованные деловой практикой сроки; - «первоклассным» российским предприятиям, преимущества бизнеса которых вызваны их монопольным положением в тех или иных отраслях экономики страны и (или) Пермского и (или)Московского регионов и одновременно являющихся стратегическими партнерами Банка (т.е. имеют значительные кредитовые обороты и остатки по расчетным счетам в Банке и входят в число крупнейших клиентов Банка); - кредиты сотрудникам Банка и «ООО ПФПГ-группа» - кредиты субъектам РФ, органам местного самоуправления и муниципальным предприятиям, имеющим 100 % долю участия органов местного самоуправления; - финансирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей под уступку денежных требований (факторинговые операции). Платность кредита. Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, уплачивает Банку ссудный процент. Банк предоставляет следующие кредитные продуты физическим лицам. Кредит «Универсальный» Кредит «Универсальный» предполагает собой получение денежных средств под залог имеющейся в собственности недвижимости либо под залог имеющегося в собственности застрахованного импортного автомобиля производства не старше трех лет. При данном виде кредита предусмотрена возможность досрочного погашения кредита без начисления каких-либо штрафов со стороны банка. Возможно предоставление отсрочки по началу погашения кредита: · На 6 месяцев с взиманием дополнительной единовременной комиссии 0,5% от суммы предоставленного кредита; · На 12 месяцев с взиманием дополнительной единовременной комиссии 1% от суммы предоставленного кредита. Срок кредита зависит от выбранного обеспечения: если выбран залог недвижимости, то срок кредита от пяти до пятнадцати лет, если выбран залог недвижимости, то срок кредита от пяти до пятнадцати лет, если выбран залог имеющегося в собственности автомобиля, то срок кредита до двух лет. Годовая процентная ставка также зависит от выбранного обеспечения: если выбран залог недвижимости, то годовая процентная ставка от 15% до 16,5%, если выбран залог имеющегося в собственности автомобиля, то годовая процентная ставка 18%. Кредит «Универсальный» удобен тем, что у заемщика появляется возможность получить денежные средства и потратить их по своему выбору, выбрать наиболее подходящий срок кредита, выбрать наиболее удобный вид обеспечения, сэкономить на дополнительных расходах, а также появляется возможность пользоваться заемными средствами под небольшую процентную ставку, без дополнительных комиссий. Кредит «Ипотечный» Ипотечный кредит – это кредит, в качестве залога по которому выступает приобретаемое жилье. Данный вид кредита удобен для заемщиков, которые хотели бы приобрести квартиру без дополнительных залогов. Срок кредита составляет 20 лет, первоначальный взнос – от 10% от стоимости приобретаемой квартиры, процентная ставка составляет 16% годовых. Преимущества ипотечного кредита Банка «Урал ФД» в сравнении с другими банками следующие:
Кредит «Автокредит» Данный вид предполагает кредитование, как новых импортных автомобилей, так и комиссионных импортных автомобилей. Срок кредита для новых импортных автомобилей составляет 5 лет, для комиссионных импортных автомобилей срок кредита составляет от 2 лет до 4 лет. Годовая процентная ставка для новых импортных автомобилей составляет 16%, для комиссионных импортных составляет 18%. Первоначальный взнос для новых импортных автомобилей зависит от их стоимости:
Для комиссионных импортных автомобилей первоначальный взнос будет составлять от 30% стоимости приобретаемого автомобиля. Необходимо отметить, что по данному виду кредита, как по другим видам кредита, которые предоставляет банк, существует возможность получения кредита без поручительства третьих лиц, возможность получить кредит без каких-либо комиссий и возможность досрочно погасить кредит без начисления штрафов со стороны банка. 4.4 Основные приоритеты и обязательные процедуры Кредитной политики в Банке · Разработка и своевременная корректировка внутренних нормативно – методологических документов по вопросам кредитования и управления кредитными рисками с учетом требований Банка России. · Лимитирование полномочий должностных лиц и коллегиальных органов Банка, принимающих решения о выдаче кредитов. (Приложение 2) · Четкое и безусловное соблюдение процедур принятия решений по выдаче кредитов. · Качественная и объективная оценка кредитного риска каждого заемщика в соответствии с внутренними нормативными документами Банка. · Последующий контроль за выполнением условий кредитных договоров в соответствии с внутренними нормативными документами. · Мониторинг кредитного портфеля и своевременная идентификация признаков проблемных кредитов. · Своевременное и полное формирование резервов на возможные потери по ссудам. · Мониторинг финансовой службой Банка макроэкономических факторов риска, связанных с экономической ситуацией на внешних рынках, в стране, региональной экономики, в отдельных отраслях экономики, и прогнозирование возможных неблагоприятных последствий для Банка в краткосрочной и долгосрочной перспективе. · Укрепление внутреннего контроля в Банке за правильным применением кредитных стандартов, соблюдением (распределением, делегированием) полномочий при выдаче кредитов, состоянием кредитного портфеля, полнотой и качеством формирования резервов на возможные потери по ссудам. · Развитие инструментов ограничения кредитных и прочих рисков деятельности Банка путем независимой экспертизы, установления индивидуальных и портфельных лимитных ограничений. 4.5 Минимизация кредитного риска Кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. В то же время со структурой и качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергается Банк в процессе операционной деятельности (риск ликвидности, кредитный риск, процентный риск). Прибыльность Банка находится в непосредственной зависимости от кредитного риска, поскольку на стоимость кредитной части банковского портфеля активов в значительной степени оказывают влияние не возврат или неполный возврат выданных кредитов, что отражается на собственном капитале Банка. 4.6 Способы минимизации кредитных рисков Банка: 1. Диверсификация портфеля ссуд. Суть политики диверсификации состоит в предоставлении кредитов большому числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам, а также по назначению кредитов, по виду обеспечения под различные виды активов, по способу установления ставки за кредит (финансированная или переменная). 2. Проведение комплексного анализа потенциальных заемщиков и их ранжирование по степени надежности с целью полного и своевременного выявления возможного кредитного риска и формирование необходимого резерва. 3. Привлечение обеспечения по выдаваемой ссуде для защиты от потерь при невыполнении обязательств. Необходимость, вид и величина обеспечения определяется Банком индивидуально по каждой конкретной ссуде, исходя из анализа кредитоспособности заемщика. 4. Поручительство и гарантии третьих лиц перед Банком по обязательствам заемщика. При этом Банк также проводит анализ кредитоспособности лица, предоставившего гарантию или поручительство. 5. Страхование заложенного имущества и жизни заемщика. 6. Соблюдение подразделениями Банка внутренних нормативных документов Банка по организации кредитного процесса в части процедуры рассмотрения кредитных заявок, обеспечения текущего контроля и мониторинга кредитных договоров, что должно минимизировать число «проблемных» кредитов. 7. Своевременная диагностика «проблемных» кредитов и срочное принятие комплекса необходимых мероприятий по обеспечению возвратности кредитов, включая подготовку арбитражного процесса и реализацию имущества. 8. Проведение независимой экспертизы рисков осуществления операций кредитования, установление лимитов риска на заемщиков (группы связанных заемщиков), установление портфельных ограничений. 9. Регламентирование процедур аккредитации оценочных, страховых компаний и застройщиков. 4.7 Кредитные ресурсы Банка Банк предоставляет кредиты в пределах имеющихся ресурсов. Кредитные ресурсы Банка формируются за счет:
К группе «первоклассных заемщиков» относятся кредиты, предоставленные предприятиям и организациям, занимающим «монопольное» либо «лидирующее» положение в тех или иных отраслях (сферах деятельности) экономики страны, Пермского или Московского регионов, и одновременно являющихся стратегическими партнерами Банка (т.е. имеют значительные кредитовые обороты и остатки по расчетным счетам в Банке и входят в число крупнейших клиентов Банка). К «стандартным заемщикам», относятся заемщики (кроме «первоклассных»), с финансовым состоянием, классифицируемым не ниже «среднего». К стандартным кредитам также могут быть отнесены кредиты без обеспечения в виде «овердрафта по счету», кредиты по кредитной карте и кредиты без обеспечения сроком до 1 года заемщиком, имеющим «хорошее» либо «среднее финансовое» состояние и положительную кредитную историю в Банке, в течение не менее 2-х последних лет по аналогичным ссудам. 4.8 Основные принципы. На которых базируется организация работы с проблемными и просроченными кредитами в ОАО «Урал ФД». Полнота и комплексность подхода к решению проблемы заемщика. Банком должны использоваться все предоставленные законом и нормативными документами средства для работы с заемщиком-должником с учетом экономических, организационно-правовых, производственно-технологических, социальных, психологических и даже личностных особенностей должников. По каждому проблемному кредиту определяется индивидуальная комплексная стратегия (набор форм, методов, инструментов по возврату долгов). Своевременность принятия мер. В работе с проблемными и просроченными кредитами часто возникают ситуации. Когда необходимо в сжатые сроки принять решение, позволяющее вернуть до 100 % задолженности. Если ситуация будет упущена, то заемщики могут вывести имущество с баланса, перевести финансовые потоки в другие банки, и в дальнейшем это может привести к переходу проблемной задолженности в категорию просроченной задолженности, а просроченной задолженности в категорию безнадежного кредита. Формирование у заемщика позитивной мотивации на активное и добровольное участие в совместной с Банком работе по погашению просроченной задолженности, в том числе за счет продажи заложенного или другого имущества во внесудебном порядке. Эта работа предполагает наличие у Банка постоянного контакта с заемщиком, важно найти компромиссный вариант, устраивающий как банк, так и заемщика. Эффективность принятия мер. Конечным результатом работы является как можно более полное погашение просроченной задолженности по кредиту и процентам, повышение доходности кредитных операций, улучшение экономических нормативов. Текущие потери (по уплате гос. Пошлины по исковому заявлению в суд, формированию резервов на возможные потери по более высокой категории качества и пр.) должны компенсироваться заемщиком в процессе возврата своих долгов банку. 4.9 Критерии отнесения имеющейся задолженности Должника к проблемной задолженности. К проблемной ссудной задолженности относится ссудная задолженность заемщика Банка, далее – Должника, по которой в ходе обслуживания долга по договору периодически возникают просрочки по уплате процентов и/или основного долга, а также выявлены иные нижеуказанные критерии проблемности, связанные с изменением в составе акционеров (участников), менеджмента, рынков сбыта, усилением конкуренции, предоставлением отчетности и кА следствие – с негативными изменениями в фмнансовом состоянии. Основной упор в работе с проблемными кредитами делается на своевременную диагностику критериев проблемности, мониторинг, предупредительные меры, исключение ошибок при оформлении имущества в залог, которые приводят к финансовым потерям Банка. Ссудная задолженность заемщика Банка, далее – должника относится к категории проблемной на основании наличия следующих критериев проблемности: Критерии косвенного влияния на качество задолженности: - Наличие негативной информации о деловой репутации должника (залогодателя, поручителя), работодателя должника (физ. Лица), полученной кА до, так и после образования задолженности; - Возрастание акционерных рисков (риск передела акционерного капитала должника – юр. Лица (поручителя, залогодателя)проблемы в согласовании позиций между крупными акционерами и пр.) по сравнению с их уровнем на момент образования задолженности; - Возрастание отраслевых рисков (кризисные явления на рынке деятельности должника (залогодателя, поручителя), негативные тенденции в связи с усилением конкуренции и пр.) по сравнению с их уровнем на момент образование задолженности; - Возрастание рисков, связанных с регулированием деятельности должника (поручителя, залогодателя) (отмена существующих льгот, изменение цен поставщиков, изменение режима налогообложения и пр.), по сравнению с их уровнем на момент образования задолжности. - Наличие информации о семейных трудностях заемщика (развод, раздел имущества, смерть супруга – созаемщика). Критерии прямого влияния на качество задолженности: - Непредставление бухгалтерской (налоговой) отчетности в Банк по истечении 30 дней после истечения официальных сроков представления указанной отчетности в налоговые органы; - Непредставление документов, подтверждающих доход и информацию о месте работы физического лица (справки о доходах, копия трудовой книжки, копия трудового договора; - Представление недостоверной отчетности, фальсифицированных документов подтверждающих доход физического лица (справки о доходах, копии трудовой книжки и прочих документов); - Отрицательная динамика финансовых показателей должника (залогодателя, поручителя) на протяжении последних 6 месяцев, повлекшая за собой снижение категории качества с 1-ой либо 2-ой до 3-ей и ниже категории качества и (или) размера расчетного резерва более чем на 5 пунктов по сравнению с его уровнем на момент образования задолженности; - Ухудшение финансового состояния физического лица (увольнение, сокращение, уменьшение доходов; - Некачественное обслуживание долга, а именно: По юридическим лицам и ИП – наличие случаев просроченной задолженности по уплате процентов и/или основного долга более двух раз подряд длительностью до 5 дней включительно либо разовый случай от 6 до 30 дней включительно; По физическим лицам – неоднократное (более 3 – х раз подряд) возникновение просроченной задолженности по уплате процентов и/или основного долга; - Наличие информации о возникновении просроченной задолженности перед налоговыми органами; - Наличие инкассовых распоряжений судебных органов, наличие исполнительных листов повлекших формированию неснижаемой в течении трех месяцев картотеки к расчетным счетам юридических лиц либо ИП; Наличие информации об аресте расчетных счетов Должников – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо о приостановлении операций по расчетным счетам, не отозванные по истечении 2 недель после ареста (приостановления операций0; - Наличие информации о возникновении просроченной ссудной задолженности в других коммерческих банках и перед прочими кредиторами в период действия кредитного договора; - Снижение рыночных цен на площади объекта, возводимого за счет кредитных средств, до уровня, свидетельствующего о невозможности погашения задолженности после полной реализации в добровольном либо судебном порядке указанных площадей; - Установление факта значительного уменьшения рыночной стоимости заложенного имущества ниже совокупных (по основному долгу, процентных) обязательств по кредитному договору. Критерии, свидетельствующих о невозможности выполнения условий кредитного договора: - Инициирование третьими лицами процедуры банкротства Должника (Залогодателя, Поручителя); - Смерть заемщика; - Установление факта повреждения или полной физической утраты заложенного имущества; - Выявление факта нецелевого использования кредита, вызванного недобросовестными действиями Должника; - Остаток непогашенной задолженности после полной реализации заложенного имущества; - Недобросовестные действия Должника такие как: нарушения достигнутых договоренностей и условий кредитования, предоставление фиктивных документов и др. 4.10 Порядок работы подразделений Банка по предупреждению возникновения просроченной задолженности 1. При подписании кредитного договора специалист Кредитующего подразделения достаточно подробно объясняет механизм начисления процентов, способы уплаты основного долга и процентов за пользование кредитом, механизм начисления, взимания штрафных санкций и последствия для должника в случае несоблюдения графика, указанного в кредитном договоре. 2. Специалисты кредитующего подразделения распечатывают в банковской системе график платежей в разрезе каждого клиента по основному долгу – по состоянию на первое число каждого месяца, по процентам за пользование кредитом – 5 и 15 числа каждого месяца. 3. Не менее чем за 5 рабочих дней до наступления очередной даты погашения кредита (в соответствии с условиями кредитного договора) Кредитующее подразделение извещает по телефону Заемщиков о наступлении очередного срока платеже и его размере. 4. Кредитующее подразделение еженедельно осуществляет мониторинг достаточности платежей по кредитам. В случае выявления факта платежей по кредиту не в полном объеме немедленно фиксирует данную информацию и проводит следующие мероприятия: - выясняет причину недоплаты; - извещает Заемщика по телефону о факте недоплаты, предлагает осуществить платеж в полном объеме, не позднее даты платежа, установленной кредитным договором; 5. При отсутствии возможности извещения Заемщика по телефону сотрудник Кредитующего подразделения извещает по телефону Поручителей (Залогодателей) заемщика о наступлении очередного срока платежа и его размере. 6. При отсутствии возможности извещения Заемщика, Поручителей (Залогодателей) по телефону сотрудник кредитующего подразделения передает в Службу безопесности список этих Заемщиков, Поручителей (Залогодателей). 7. Служба безопасности осуществляет мероприятия по установлению возможных контактов с Заемщиками, Поручителями (Залогодателями), указанными в списке (в случае необходимости с выходом по месту жительства или месту работы) и извещает Заемщиков о наступлении очередного срока платежа и его размере. Результаты извещения отражаются Службой безопасности в служебной записке, направляемой в адрес Кредитующего подразделения. 8. В случае если Заемщик сообщает в ходе телефонного разговора, что не в состоянии осуществить очередной платеж в погашении основного долга и процентов, необходимо договориться с ним о встрече, предложить варианты для решения возникающей проблемы (написать заявление о предоставлении отсрочки платежа по основному долгу, о погашении всей задолженности). Потребовать написать гарантийное письмо с указанием точных дат и сумм, которые будут внесены в погашение задолженности. 9. Кредитующее подразделение берет на контроль все обязательства, данные Заемщиком. В случае несоблюдения данных обязательств, необходимо повторно связаться с Должником и выяснить причины. Если должник повторно не выходит на контакт или не может назвать сроков погашения задолженности, то сообщить об этом факте в Отдел залогов и проблемных ссуд. 10. Результаты всех переговоров направленных на предупреждение возникновения просроченной задолженности фиксируется Кредитующим подразделением. При необходимости результат переговоров может быть оформлен в виде протокола переговоров. (Приложение 3) Заключение Таким образом, была проанализирована деятельность Банка «Урал ФД». Отметим, что банк справедливо занимает 146-е место по размеру чистых активов из 1205 банков. Банк стремится удовлетворять потребности общества в повышении благосостояния через предоставление качественных финансовых услуг для населения и организаций Пермского края. Заметим, что у банка есть потенциал к тому, чтобы стать крупнейшим региональным банком. Список литературы 1. Федеральный закон от 02.1.90 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями. 2. Положение ЦБ РФ от 24.04.08 №318 – П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ. 3. Банковские операции: Учебник./Под ред. А.В. Печниковой, Е.Б. Стародубцевой – М: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005. 4. Банковские операции: Учебник/под ред. М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская – Москва «АКАДЕМА», 2006г. 5. Банковские операции: Учебник/под ред. Ю.И. Коробкова – Москва «Магистр», 2007г. 6. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. К.Р. Тагирбекова – М.:ИНФРА – М: Весь Мир, 2001. 7. www.Uralfd.ru |