Реферат: Творчество в деятельности преподавателя психологии
Название: Творчество в деятельности преподавателя психологии Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ» СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЕНД К У Р С О В А Я Р А Б О Т А По дисциплине «Методика преподавания психологии» Творчество в деятельности преподавателя психологии Выполнил: студент 6 курса заочной формы обучения, группы 602сПС Козлова Надежда Викторовна Проверил: канд.псих.наук, доцент Пронин Михаил Васильевич Старый Оскол - 2010 Содержание Введение…………………………………………………………….……………..31. Личностные качества педагога в структуре педагогической деятельности…………………………………….……….62. Исследование творческого потенциала преподавателя психологии в научной литературе………………………………………….…….........12Заключение……...……………………………………………………..................19Источники и литература…………………………...……………..……………..24 ВведениеПрофессия учителя, педагога, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те ил другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Прежде всего, отмечаются «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы – учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности,педагог в то же время представляет собой общественный субъект – носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всём многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить её, изменяясь и развиваясь, при этом, сам. Поэтому особый интерес вызывают исследования, посвященные активной творческой личности, механизму творческого мышления. Актуальность исследования творческого потенциала, креативности преподавателя высшей школы очевидна по целому ряду причин: 2. Острая необходимость формирования креативности новых педагогических кадров, свободных и инициативных, так как только творческий педагог может воспитать творческого ученика. Важность проблемы формирования креативности преподавателя высшей школы определяется рядом значений: - социальным, так как формируется не просто новый человек с особым складом мышления, способный к радикальным изменениям и преобразованиям, а педагог новой формации - педагог-новатор; - научным, так как служит средством познания творческих способностей в области интеллектуальной и социальной креативности; С учетом вышесказанного была определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии». Цель исследования: выявить и раскрыть условия и пути развития профессионального творчества преподавателей психологии. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования: профессиональная деятельность преподавателей психологии. Обозначенные тема и цель исследования обусловили решение следующих задач: 1. Рассмотреть творчество как предмет научного знания; 2. Осуществить историко-педагогический анализ проблемы. Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что на развитие профессионального творчества преподавателя психологии существенное влияние оказывает структура, содержание, место преподаваемой им науки в системе учебных дисциплин. Эффективность данного процесса в значительной степени предопределяется условиями, учитывающими взгляд современной науки на творчество, как на сложный процесс, который не исчерпывается какой-либо одной стороной, а существует как синтез различных сфер человеческого сознания, тесно связанный со свойствами личности. Для решения поставленной проблемы был использован комплекс методов: 1. Анализ философской и психолого-педагогической литературы; 2. Изучение официальных документальных источников, концепций, программ; 3. Обобщение передового опыта; 4. Педагогическое наблюдение и самонаблюдение. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух теоретических глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Личностные качества педагога в структуре педагогической деятельности Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, то есть пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет [1, 45]. Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека». Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входят: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются: а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности; б) эмоциональный аспект. Согласно К.К. Платонову, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур: «4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности включает темперамент, возрастные, половые... свойства, которые формируются путем повторения (тренировки); 3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я, высшая, в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания» [4, 123]. Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессамивоспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Ещё Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что впереводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог.Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождаю становление человека. Первая функция педагога – целеполагание. Цель это ключевой факторпедагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляетдвижение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по лини совпадения цель – результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития учащихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства её достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении педагога предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества. Проективная функция учителя заключается в конструировании моделипредстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее. Диагностика, прогнозирование и планирование – педагогические функции, выполняемые преподавателями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности. На следующем этапе реализации намерений учитель выполняетинформационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Организационная деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сущность информационной функции такова: учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает всё обо всём, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нём будут происходить намеченные изменения. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпукло проявляются достижения учащихся, но и становятся понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства [6, 161]. На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и так далее. Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актёра, режиссёра и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве и на развитие в дальнейшем личностного языкового тезауруса, интеллекта и статуса. При разработке данного принципа представляется необходимым обращение к вопросам педагогического творчества как к источнику обогащения и развития разрабатываемой нами концепции языкового образовательного пространства. В психологии педагогическая деятельность рассматривается как длительно существующий комплекс профессиональных требований, которые предъявляются к тому, кто выбирает данный вид деятельности. Совокупность взаимосвязанных заданий, типичных для него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную структуру. Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание — ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании.2. Формирование креативности преподавателя психологии
Современные социально-экономические условия и указанные противоречия убеждают в необходимости реформирования сложившейся концепции массово-репродуктивного педагогического образования в концепцию индивидуально-творческого подхода к подготовке студента - будущего учителя, способного к творческому саморазвитию. Переход к педагогической ценности саморазвития студента и преподавателя - вот формула новой, зарождающейся сегодня педагогики высшей школы. Именно в студенческом возрасте проявляется способность к рефлексии - знанию о границе собственных знаний и умению выходить за эти границы. Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций; формировать цели обучения и воспитания студентов (слушателей) с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений обучаемых в изучении отдельных вопросов и дисциплин, а также в других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса; реализовывать личностно-ориентированный подход к обучаемому на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведения; планировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности педагога способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения закономерностей формирования креативности в период творческой зрелости специалиста обусловлена тем, что, во-первых, она определяет продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовой детерминантой профессионального творчества, в-третьих, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере и, в-четвертых, обусловливает адаптивные возможности организма, как физиологической системы, к специфическим особенностям педагогической деятельности [3, 297]. В настоящее время креативность, в значительной мере, выступает своеобразным механизмом адаптации личности педагога к происходящим социальным переменам. Динамизм развития нашей страны в экономической и политической сферах вызвал существенные изменения в духовной жизни 1. психолого-педагогические основы творчества, развития; 2. субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное; 3. личностные корреляты креативности; 4. развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры; 5. диагностика креативности. Главной целью формирования креативности преподавателя психологии является обеспечение соответствия уровня креативности современного педагога потребностям личности и динамически изменяющейся профессиональной педагогической деятельности; подготовка специалиста-профессионала с высоким уровнем общей культуры, развитыми способностями к коммуникации, эмпатии и интуиции, стержневой характеристикой профессиональной компетентности которого является креативная направленность личности. Основными методологическими подходами при проектировании формирования креативности преподавателя психологии являются: · системно-функциональный подход, в соответствии с которым формирование креативности преподавателя высшей школы рассматривается как гибкая педагогическая подсистема системы подготовки специалистов социокультурной сферы, учитывающая динамику, тенденции и перспективу её развития; · интегративный подход, позволяющий, на уровне целевого компонента - согласовать достижение различных целей в рамках единого учебного процесса; на уровне содержательного и процессуального компонента - сформировать систему междисциплинарных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной компетентности и креативности преподавателя высшей школы; · личностно-ориентированный подход, направленный на развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателя высшей школы, определяющей эффективность его творческой деятельности [2, 19]. Креативность, как особая многоуровневая личностная категория андрагогики, характеризующаяся диалектической трехмерностью её составляющих: процессуальной, результативной и личностной, является созидательным источником творческой педагогической деятельности преподавателя высшей школы и основой эффективной профессиональной адаптации. Развитие креативности способствует достижению преподавателем высшей школы высокого профессионализма, способствуя самоактуализации Все эти противоречия позволяют сформулировать основную проблему: каковы теоретико-методологические основы формирования креативности преподавателя высшей школы, обеспечивающие её адекватность современным и перспективным требованиям к профессиональной педагогической деятельности. Творческий подход к психологии и педагогике высшей школы, осуществленный в данном исследовании, позволяет выделить новую отрасль научного знания и условно назвать ее «креативная андрагогика». Творческое развитие взрослой личности в инновационной системе креативной андрагогики основано на проектной детерминации личностных резервов, включая психологическое прогнозирование в процессе познания перспектив личностного роста, уровня и качества творческого потенциала с целью формирования творческой зрелости преподавателя высшей школы. Заключение На сегодняшний день учеными активно изучается состояние проблемы креативности преподавательского состава в психолого-педагогической практике вузовского образования, обобщается опыт работы педагогов-новаторов. В ходе этой работы выявляются основные противоречия в подготовке преподавателей в традиционной системе высшего образования в условиях ее реформирования. Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил определить основные тенденции проявления креативности в деятельности преподавателя высшей школы в современной системе образования. На основе логико-исторического анализа раскрывается содержание понятия креативности как особой многоуровневой личностной категории, определяющей конструирование оптимальной модели педагога-новатора XXI века. В литературе, посвященной креативности, много разногласий. Некоторые авторы заключают, что центральной характеристикой в определении креативности является способность человека получать новые результаты, используя новаторские методы. Под креативностью, в сущности, понимается способность человека генерировать новые или оригинальные идеи, делать открытия, изобретения. Выше описанные характеристики личности педагога вообще должен иметь, в частности, преподаватель психологии. Ведь личностное развитие, включающее в себя и профессиональное, играет огромную роль в осуществлении им эффективной деятельности. Для осуществления такой деятельности преподавателю необходимы все важные качества (свойства) педагога (психофизиологические и личностные), педагогические способности, направленность. В современном цивилизованном обществе преподаватель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают ученики. Это требует от общества создания условий для личностного и профессионального развития преподавателей, которые наиболее будут подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.Анализируя проведенные исследования, можно сказать, что в первые два-три года своей деятельности в высшей школе преподаватель, в основном, совершенствует специальные знания и проявляет творчество в поиске новых организационных форм и лишь затем начинается творческий процесс, интенсивное изыскание творческих решений в остальных областях. При этом необходимо подчеркнуть, что для наиболее эффективного развития профессионального творчества педагога ВУЗа необходимо сочетание внутренней готовности к творчеству и возможностей реализации ее на практике. Наша работа показала, что эти возможности заложены в кадровой политике, в содержании учебных планов и программ, в совершенствовании материально-технической базы ВУЗа, в достаточном финансировании, программном и законодательном обеспечении профессиональной деятельности педагогов высшей школы, в изменении социокультурной ситуации. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов: 1. Преобразования последнего времени (например, разработка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) вызывают необходимость улучшения работы педагогов ВУЗов, от которых зависит подготовка специалистов, способных преодолеть кризисные явления и поднять уровень благосостояния общества. Этим объясняется острота и актуальность проблемы развития профессионального творчества преподавателей психологии высшей школы; 2. Профессиональное творчество преподавателя высшей школы необходимо рассматривать не только в контексте учебно-воспитательного процесса ВУЗа, но и современного состояния всей системы высшего образования и, шире, в контексте тех тенденций, которые отличают процесс развития образования в целом; 3. Являясь по своей сути обязательной характеристикой профессиональной деятельности преподавателей ВУЗов творчество последних, вместе с тем, на разных исторических этапах развития высшей школы понималось по-разному: от творческого преобразования отдельных форм и методов обучения и воспитания до творческого переосмысления учебно-воспитательного процесса в целом; 4. Профессиональное творчество для преподавателя ВУЗа не самоцель, а средство достижения наиболее оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Оно выступает как один из главных факторов, обеспечивающих высокую профессиональную подготовку будущих специалистов; 5. Оптимальное развитие профессионального творчества преподавателя высшей школы не может быть достигнуто исключительно организационными мерами, направленными на проектирование и реализацию целостного учебно-воспитательного процесса в ВУЗе на основе создания системы совместной творческой деятельности всех его участников. Необходим ряд условий, непосредственно связанных с совершенствованием личности педагога высшей школы. Важнейшими из них мы считаем развитие творческой индивидуальности преподавателя ВУЗа и целенаправленное формирование его индивидуального стиля деятельности. 6. Процесс развития профессионального творчества преподавателя ВУЗа будет успешным и эффективным, если внутренняя потребность и готовность личности к творчеству подкреплена возможностями их реализации на практике. Рассматриваемая проблема многоаспектна и ее решение не исчерпывается нашим исследованием. Необходимым и перспективным представляется дальнейшее раскрытие сущности процесса развития профессионального творчества преподавателей педагогических ВУЗов. В этой связи необходимо дать анализ теоретических проблем данного процесса. Также заслуживает внимания поиск оптимальных критериев его результативности. · Таким образом, проблема обоснования теоретико-методологических основ формирования креативности преподавателя психологии высшей школы в системе непрерывного образования разработана недостаточно и имеет важное значение в условиях профессиональной педагогической деятельности в современных условиях. Вместе с тем, можно констатировать наличие ряда противоречий между существующей системой подготовки педагогических кадров и современными социальными и личностными потребностями, обусловленными глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни: · между объективной потребностью общества сделать современную школу более гуманной, привлекательной и сохранением преимущественно авторитарной, массовой школы, не создающей условий для творческого проявления личности как обучаемого, так и педагога; · между требованиями, предъявляемыми личностью и обществом к результатам образования и сложившейся концепцией массово-репродуктивного педагогического образования; · между тенденцией к непрерывному формированию творческого мышления, развитию творческих способностей и сложившейся узкопрофильной подготовкой преподавателя высшей школы; · между гуманитарной основой профессиональной деятельности педагогов высшей школы, основанной на субъект-субъектном взаимодействии и недостаточной представленностью психолого-педагогической компоненты этой подготовки. Решение этой проблемы видится нам в отказе от передачи готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения средствами репродуктивной педагогики и в выработке новых - креативных психолого-педагогических технологий обучения. Источники и литература 1. Коменский о творчестве в профессии учителя // Педагогическое наследие Я.А. Коменского и современная школа: (к 400-летию со дня рождения): Тезисы выступлений на обл. н/практ. конференции. - Рязань, 1992. - С. 44-45.2. Маркова А.К., Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993. - С. 315.3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление / А.И. Мищенко. – М.,1999. – С.396.4. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Поиски и решения. Из опыта работы Рязанского педагогического института // Воспитание: Проблемы, поиски, решения / АПН, НИИ ТиМв. - M., 1992. - С. 196-201. - Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» 05.10.92. №14-892. 5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. / И.П. Подласый. – М., ВЛАДОС, 2003. - С.576.6. Проблемы педагогического творчества // Технология учебно-воспитательного процесса: Тезисы выступлений на обл. н/практ. конференции. - Рязань, 1991. - С. 161-163. 7. Проблемы практической подготовки студентов к работе в сельской школе // Сельская малокомплектная школа: Проблемы подготовки учителя. Ч. 1: Тезисы докладов Всеросс. н/практ. конференции. - Орел, 1992. - С. 49-54. (В соавторстве). 8. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. – М., 1995. – С.256.9. Творческие формы работы со студентами в курсе «Введение в педагогическую профессию»// Активные формы и методы обучения в ВУЗе: Тезисы докладов межвуз. конференции. - Рязань, 1994. - С. 175-127.10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие./ И.Ф.Харламов – М., Гардарики, 2002. – С.519. |