Курсовая работа: Телескопическое электрокормораздаточное устройство
Название: Телескопическое электрокормораздаточное устройство Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА «Телескопическое электрокормораздаточное устройство» Содержание Введение 1. Описание технологической схемы 2. Выбор частоты вращения и технических данных редуктора 3. Расчет и построение нагрузочной диаграммы и механической характеристики рабочей машины 4. Предварительный выбор двигателя по мощности и режиму нагрузки 5. Определение приведенного момента инерции системы двигатель – рабочая машина 6. Расчет и построение нагрузочной диаграммы двигателя за один цикл работы машины 7. Обоснование и описание принципиальной схемы управления 8. Выбор аппаратуры управления и защиты 9. Краткое описание устройства и места расположения электрооборудования 10. Подсчет стоимости выбранного комплекта электрооборудования 11. Определение устойчивости выбранной автоматической системы управления Спецификация Заключение Литература Введение Весьма трудоемкий процесс на животноводческих фермах – раздача кормов (на эту операцию приходится до 40% трудовых затрат по грузоперемещению на ферме). Целесообразность того или иного способа раздачи кормов следует решать в соответствии с технологией содержания и кормления животных, сообразуясь с планировкой животноводческих помещений. Так как на животноводческих фермах наибольшее распространение получили транспортерные и бункерные кормораздатчики, то им следует уделить особое внимание и в частности методике определения мощности. Характерной особенностью некоторых транспортеров является большой начальный статический момент сопротивления (момент трогания), который, как правило, превосходит номинальный вследствие различных причин: трения, покоя, застывания смазки в трущихся деталях и т.д. Транспортеры в большинстве своем механизмы тихоходные. Поэтому необходимо обратить внимание на выбор передаточного числа редуктора, а также согласование номинальных частот вращения машины и ЭД с целью уменьшения величины махового момента, приведенного к валу ЭД. При изучении различных типов подвесных кормораздатчиков следует обратить внимание на соответствующие схемы автоматики, их основные преимущества, недостатки и особенности монтажа средств управления и автоматизации. Поэтому основной целью курсового проекта является применение знаний для рационального выбора электропривода в сельском хозяйстве исходя из выше перечисленных критериев. 1. Описание технологической схемы Транспортер предназначен для раздачи комбинированного корма: смеси силоса и резаной соломы. Транспортер состоит из приводной станции 1 , тягового троса 2 , двух кормушек – нижней 3 и верхней 4 (рис. 1). Рис. 1-Схема установки телескопического кормораздаточного транспортера в коровнике Загрузку кормом производят в средней части транспортера. Перемещение кормушек транспортера по направляющим уголкам 7 осуществляют тяговым тросом. При первом ходе нижняя кормушка перемещается под верхнюю и механически сцепляется с ней. При втором (обратном) ходе перемещаются обе кормушки и верхняя загружается кормом. По достижении крайнего правого (или левого) положения кормушки останавливаются и расцепляются. На третьем ходе нижняя кормушка перемещается в обратном направлении и одновременно загружается кормом. По достижении крайнего левого (или правого) положения кормушка останавливается и процесс раздачи кормов заканчивается. 2. Выбор частоты вращения двигателя и технологических данных редуктора Так как частота вращения приводного вала работей мшины менее 600 об/мин , то экономически выгодно и технически целесообразно применение высокоскоростного двигателя с синхронной частотой вращения 1000…1500 об/мин в сочетании с редуктором. Такой двигатель имеют меньшую массу, стоимость, более высокий cos φ и КПД при одной и той же мощности. Для выбора редуктора определяем требуемое передаточное отношение: (1) где: ωдв – угловая скорость вала двигателя, рад/с; ωб – угловая скорость барабана, рад/с.
где: Vк – линейная скорость движения кормушек, м/с; r – радиус барабана, м.
Таким образом, передаточное число редуктора будет равно: По справочнику выбираем редуктор [1] РМ –259: i=63, ηред =0,98, межосевое расстояние 100/150, цилиндрический, горизонтальный, двухступенчатый. 3. Расчет и построение нагрузочной диаграммы и механической характеристики рабочей машины Анализируя технологическую и кинематическую схему работы машины, подобно описанному выше, следует рассчитать и построить нагрузочную диаграмму рабочей машины за период одного цикла. Построим нагрузочную диаграмму пользуясь данными задания, учитывая ее характер для данной установки. Рисунок 2 – Нагрузочная диаграмма рабочей машины.
Определение момента сопротивления в различных точках нагрузочной диаграммы на холостом ходу (режим работы 1) При вращательном и поступательном движении можно записать следующее выражение равенства мощностей:
Отсюда можно определить момент сопротивления рабочей машины:
Значение усилий F для холостого хода:
где: F1 – сила трения кормушки об уголки, Н; F2 – сила трения троса о желоб, Н; F3 – сила трения в цапфах, Н; F4 – сила тяжести, Н.
где: mк – масса кормушки, кг, , где: l к – длина одной кормушки транспортера, l к =38 м; gк – масса одного погонного метра кормушки: gк =40 кг; g – ускорение свободного падения, м2 /с; f1 =0,15 – коэффициент сопротивления движению кормушки по уголкам. m н =38*40=1520 кг F 1= 1 520 *9.81*0.15= 2236,6Н
где: mтр – масса троса, кг, , l к – длина троса, l тр =76 м; gк – масса одного погонного метра троса, gтр =0.5 кг. f2 – обобщенный коэффициент трения нижней части троса о направляющий желоб, f2 =0,55; Fтр – усилие предварительного натяжения тягового троса, Fтр =2000 Н. F2= (( 38 + 1520 )*9.81+2000)*0.55= 9497,62Н
где: mб – масса приводного барабана троса, mб =40 кг f3 – обобщенный коэффициент трения в цапфах барабанов, направляющих блоках, f3 =0,04. F3 =((2*40+1520)*9.81+2000)*0.04=707,8Н
F4= (1 520 + 38 +2*40)*9.81= 16068,78 Н Определяем полное усилие при холостом ходе: Fxx =2236,6+9497,62+707,8+16068,78=28510,8 Н Отсюда, момент сопротивления при холостом ходе равен: Определение усилий загруженного транспортера (режим работы 2) В данном случае перемещаются две кормушки, одна из них наполняется кормом. Исходя из того, что при надое 10 – 12 кг. молока на корову норма кормления составляет 30 кг., а кормление производится 4 раза в сутки, поэтому масса корма в 1 кормушке будет:
кг Усилия для груженого кормораздатчика определяем аналогично формулам (6 – 10).
Н
Н
Н
Н Полное усилие для груженого кормораздатчика: Н Таким образом, момент сопротивления груженого механизма: Н*м Но в начале второго цикла кормушки начинают движение пустыми, значит момент сопротивления будет изменяться в ходе наполнения кормушек, то есть нам необходимо определить начальный момент сопротивления при втором цикле работы.
Н
Н
Н
Н Н Определение усилий загруженного транспортера (режим работы 3) В данном случае двигается только одна наполненная кормушка.
Н
Н
В этом случае начальный момент сопротивления будет равен моменту при холостом ходе. Определяем эквивалентные моменты для каждого режима работы
где: М1 , М2 , Мn – эквивалентные моменты за циклы работы, ; t1 , t2 , tn , – время работы машины при соответствующем эквивалентном моменте. Эквивалентный момент при первом режиме работы будет равен статическому моменту, так как в данном случае нагрузка постоянна. М1 =46,3 Эквивалентный момент при втором режиме работы:
Эквивалентный момент при третьем режиме работы:
Но так как мощьность в третьем цикле равна нулю, то Для машины принимаем момент сопротивления постоянным, т.е. не зависящим от скорости х=0 . Рисунок 3-Механическая характеристика рабочей машины 4. Предварительный выбор электродвигателя по мощности и режиму нагрузки Определение мощности двигателя, сконструированного для режима S1, но работающего в режиме S2По нагрузочной диаграмме (рис. 2) определяем Рэкв . (32) По Рэкв выбираем двигатель, мощность которого должна быть: Записываем его каталожные данные.
Определяем постоянную времени нагрева по формуле: (33) где m – масса двигателя, кг; Рном – номинальная мощность двигателя, Вт; τном – номинальное превышение температуры обмотки статора двигателя, измеренное методом сопротивления, 0 С (справочная величина) для АД серии 4А.
Следовательно: Определяем коэффициенты термической и механической перегрузок по формулам: для коэффициента термической перегрузки: (34) для коэффициента механической перегрузки: (35) где – коэффициент, равны й 0,5…0,7 – для асинхронных двигателей; Следовательно: 1. Определяем мощность двигателя, сконструированного для режима S 1 , но работающего в режиме S 2 : (36) 2. Осуществляем проверки выбранного электродвигателя а) по пусковому моменту : (37) где - коэффициент, учитывающий снижение напряжения (до 30%) на зажимах пускаемого двигателя; – пусковой момент двигателя; μпуск и Мном берем из каталога. Для нашего случая α1 = 0,7 , следовательно: Необходимо помнить, что номинальный момент двигателя определяется следующим образом: (38) w н – номинальная частота вращения электродвигателя (каталог), если в каталоге вместо w н приводится синхронная w о , то номинальную частоту вращения, рад/с, определяют как: (39) где S н – номинальное скольжение (каталог), обычно оно изменяется в пределах 0,06…0,07. При этом связь между синхронной скоростью вращения, об/мин, и синхронной частотой вращения, рад/с имеет вид:
Для нашего случая, рассмотренного в данном примере, получим: ВЫВОД : Условие выполняется. б) по перегрузочной способности :
(41) где – коэффициент, учитывающий снижение напряжения на зажимах работающего двигателя на 10% при включении в сеть мощного ЭД; – максимальный момент, развиваемый двигателем; при этом μмакс(кр) – кратность максимального (критического) момента, берем из каталога. (42) =91Н*м Подставив все значения получим:ВЫВОД: Условие выполняется. Двигатель выбран правильно. 5 Определение приведенного момента инерции системы двигатель – рабочая машина Инерционная характеристика машины представляет собой данные о величине момента инерции машины и законов его изменения от различных факторов. Определим приведенный момент инерции кормораздатчика при холостом ходе (режим 1):
Приведенный момент инерции в режиме 2:
Приведенный момент инерции в режиме 3:
При этом моменте инерции кинетические энергии, запасенные в виртуальном маховике, установленном на электродвигателе и на движущихся частях системы «Рабочая машина» равны. Величину момента инерции используем для графического определения времени пуска электропривода 6. Расчет и построение нагрузочной диаграммы двигателя за один цикл работы машины Механическую характеристику двигателя построим по пяти точкам: 1 точка : М=0; , 2 точка: , , 3 точка: , (46) , (47) (48) где -номинальное скольжение; -кратность критического момента; 4 точка: , (49) т. к. возникают гармоники кратные 7 при запуске двигателя на частоте, соответствующей , то: , (50) 5 точка: , (51) 1. Строим механическую характеристику электродвигателя и рабочей машины. 2. Находим момент динамический Мдин =Мдв -Мс 3. Заменяем Мдин ломанной линией. 4. Откладываем отрезок [ОА]<Мдин. мин. 5. На оси ординат откладываем значения избыточных моментов и полученные точки соединяем с точкой А. 6. Из т. 0 до пересечения с горизонталью ∆ω проводим линию, параллельную отрезку [0-A].7. Аналогично определяем остальные точки и строим зависимости Мдв =f(t) и ω=f(t). 8. Масштаб времени определяется из соотношения:
7. Обоснование и описание принципиальной схемы управления установкой 1. Управление приводом осуществляется вручную – дистанционно. 2. Перед включением двигателей должен быть подан предупредительный звуковой сигнал. 3. Привод транспортера должен иметь возможность кратковременно реверсироваться. 4. Остановка привода может быть произведена с пульта управления и двух мест производственного помещения. 5. Схема должна предусматривать защиту от коротких замыканий, тепловую, обрыва фаз сети и самопроизвольного пуска. 6. Реверсирование двигателя осуществляется конечными выключателями и производится без торможения противовключением. Работа схемы управления Защита силовой части схемы от коротких замыканий и прегрузки осуществляется посредством автоматического выключателя QF1 и SF1 для цепи управления. Для запуска электродвигателя применяется специальное устройство плавного пуска. При нажатии на кнопку SB4 подается питание на звонок звуковую сигнализацию предупреждения о включении. При нажатии на SB5 питание подается на катушку магнитного пускателя КМ1, его контакт КМ1:2 шунтирует кнопку, а главные контакты подают питание на двигатель кормушек. Двигатель включается. При достижении верхней кормушки крайнего положения срабатывает конечный выключатель SQ2 и подает питание на катушку реле времени КТ1, контакт КТ1:2 которого запитывает катушку пускателя КМ2 (происходит реверс двигателя При достижении крайнего положения срабатывает SQ1 катушка КМ2 обесточивается и процесс раздачи останавливается. Остановка схемы производится с щита управления и двух мест производственного помещения. 8. Выбор аппаратуры управления и защиты Для того чтобы произвести расчет пусковой и защитной аппаратуры необходимо знать номинальные данные двигателей, используемых в схеме:
Номинальный ток электродвигателя (53) Расчет автоматических выключателей: Автомат выбираем из условий:
Таким образом, автоматический выключатель должен соответствовать следующим условиям: Выбираем АЕ2040 с =660В, =63А, Магнитные пускатели выбираем из условий:
Таким образом, пускатели должны соответствовать следующим требованиям:
КМ1: ПМЛ263103-У3КМ2: ПМЛ263103-У3Расчет теплового реле. Выбираем по току уставки (56) Выбираем реле РТЛ 1021 Остальную аппаратуру выбираем исходя из потребности схемы. Кнопки: КМЕ 5101 У3. Реле времени : РВ-4–1. Конечные выключатели : ВПК-2111 Звонки : ЗВП-220 9. Краткое описание расположения аппаратуры управления Пульт и шкаф управления располагаются на одной площадке с приводной станцией. Они находятся в основном стойловом помещении, на видном месте, чтобы оператор мог следить за процессом и вовремя отключить транспортер. Внутри шкафа устанавливаются: автоматические выключатели, магнитные пускатели, тепловые реле, электрический звонок. На дверце шкафа устанавливаются кнопки управления. Выключение транспортера возможно с трех мест помещения: с пульта управления и с двух концов здания. 10. Подсчет стоимости выбранного комплекта оборудования Стоимость оборудования сводим в таблицу 1. Таблица 1 – Стоимость оборудования
11. Определение устойчивости системы
Рисунок 4 – Схема автоматического управления Управляющим устройством является двигатель, передаточная функция которого имеет вид W1 =. Он оказывает воздействие на редуктор (исполнительный механизм с передаточной функцией вида W2 =k). Дополнительно к этому, транспортерам присуще запаздывание: W3 =е-рτ . В данных функциях: Т – постоянная времени, с; примем Т = J∙ώ0 /Mкр =0,28∙151/122,4=0,3 с; τ – время запаздывания, с; τ = 5 с.; k – коэффициент усиления исполнительного механизма, k = 0.86. к1 =1-коэфициент усиления датчика Общая передаточная функция всей системы будет иметь вид:
Подставив имеющиеся значения, получаем: Устойчивость системы определим по критерию Михайлова. Для этого знаменатель полученного выражения представляем в виде характеристического уравнения, заменяя значение «p» на «jω». M(p)=0,3∙е5р +е5р +0,86 M(jώ)=0.3∙ejώ +ejώ +0.86=0.3+0.005jώ+1+0.087jώ+0.86=2,16+0,092jώ Re(ώ)=2,16 Im(ώ)=0,092ώ Таким образом, годограф Михайлова будет иметь следующий вид: Рисунок 5 – Годограф Михайлова Как видно из рисунка 4, годограф Михайлова начинается на положительной вещественной полуоси и проходит число квадрантов, соответствующее порядку характеристического уравнения, следовательно, система устойчива. Определяем устойчивость системы по критерию Найквиста: Замкнутая САУ будет устойчивой, если АФЧХ разомкнутой САУ не охватывает точку с координатами (-1; j0). Для этого у передаточной функции замкнутой САУ размыкаем обратную связь и находим общую передаточную функцию разомкнутой САУ. Строим данную передаточную функцию. ; (58) ; M(p)=0,3∙е5р +е5р Заменяем р на , получим ; Построим АФЧХ разомкнутой САУ: Рисунок 6 – АФЧХ разомкнутой САУ. Так как АФЧХ разомкнутой САУ не охватывает точку с координатами (-1; j0), то замкнутая САУ устойчива. Запас устойчивости С=2,3. Список литературы
1. Коломиец А.П., Кондратьева Н.П., Владыкин И.Р., Юран С.И. - Электропривод и электрооборудование. - М.: КолосС, 2006 2. Кондратьева Н.П. выбор электродвигателей, аппаратуры и защиты электрических установок. – Ижевск: ИжГСХА, – 2002, – 150 с. 3. Коломиец А.П., Ерошенко Г.П., Кондратьева Н.П., Владыкин И.Р., Юран С.И. и др. Устройство, ремонт и обслуживание электрооборудования в сельскохозяйственном производстве. / Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с. 4. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с. 5. Правила устройств электроустановок (ПУЭ), издание седьмое, раздел 1 (главы 1.1; 1.2; 1.7; 1.9), раздел 7 (главы 7.5; 7.6; 7.10) – М.: Изд во НЦ ЭНАС, 2003. – 176 с. 6. Правила устройств электроустановок (ПУЭ), издание седьмое, раздел 6, раздел 7 (главы 7.1; 7.2). – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002, – 80 с. |