Курсовая работа: Защита трудовых прав работников 3
Название: Защита трудовых прав работников 3 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное Агентство по образованию Сибирский профессионально-педагогический колледж КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Трудовое право» на тему: «Защита трудовых прав работников» Выполнил: студент группы П-439 Хасенова Сауле Илюбаевна Проверил: преподаватель Татьяна Васильевна Демиденко Омск - 2005 I . Введение II . Способы защиты трудовых прав работников Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 1.1. Методы государственного надзора 1.2. Система органов надзора и контроля. 1.3. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению государственного надзора. Глава 2 . Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. 2.1. Статус профессиональных союзов. 2.2. Обязанности и права профессиональных союзов. 2.3. Методы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами. 2.4. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению защиты трудовых прав работников профессиональными союзами. Глава 3 . Самозащита работниками трудовых прав. 3.1. Способы и методы самозащиты. 3.2. Рекомендации работникам по применению своих прав. III . Заключение ВВЕДЕНИЕ В последние годы значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в законном порядке. В основном это связано с общим изменением социально-экономических условий, несоответствием действующих норм трудового права новым экономическим отношениям, неподготовленностью действующей системы правоприменительных органов к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав. В то же время характерной особенностью развития нашего государства на данном этапе являются создание системы социального партнерства, введение механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. Получили развитие трехсторонние и двухсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений. Важной юридической гарантией, направленной на защиту субъективных трудовых прав работников, является ст. 37 Конституции Российской Федерации, которая признает за гражданами право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку. Для того чтобы работники могли реализовать закрепленное в ней право, необходимо разработать четкий правовой механизм разрешения трудовых споров. Актуальнейшей задачей становится формирование трудового процессуального права[1] . Вопрос о нем обсуждался как в общей теории права, так и в науке трудового. Были высказаны и обоснованы различные точки зрения. Специалисты утверждают, что наличие трудового процессуального права необходимо потому что: Во-первых, усложнение в период построения правового государства взаимодействия между различными звеньями государственного и общественного механизма разрешения трудовых споров. В настоящее время процессуальные и процедурно-организационные нормы, регламентирующие порядок разрешения трудовых споров, выступают как важнейшее средство, способствующее устранению неблагоприятных последствий все усложняющихся процессов и тесно с ними связанных отношений. Необходимость разработки и принятия новых процессуальных норм в области трудового законодательства вызывается самой жизнью и объективными потребностями совершенствования правового механизма разрешения трудовых споров; Во-вторых, значительное возрастание материально-правовой базы юридического регулирования на основе сплошного обновления действующего законодательства и его систематизация и кодификация, что объективно сопровождается увеличением количества и усилением роли процессуальных норм в области защиты трудовых прав работников. Как нам представляется, в идеале любая материальная норма трудового права нуждается в процессуальных формах опосредствования для того, чтобы быть эффективным регулятором соответствующих общественных отношений. Любая норма трудового права должна быть подключена к такому правовому регулированию процедурно-процессуальным предписанием, которое бы давало возможность работнику реально защитить свои трудовые права, иначе она становится декларативной. В-третьих, потребность создания трудового процессуального права в современный период объективно обуславливается общей тенденцией усиления правовой защиты субъективных трудовых прав работников. Без этой отрасли может нарушиться единый порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров. Конституция отнесла вопросы правового регулирования к совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов, которые обладают большими полномочиями в области разработки и принятия норм трудового права. Поэтому реализация материально-правовых норм должна найти свое процессуально-процедурное опосредование и оформление в соответствующем едином законе. В-четвертых, вне сферы действия гражданского процессуального права находится порядок разрешения коллективных трудовых споров, так как они не входят в компетенцию судов общей юрисдикции. Рассмотрение этого вида разногласий осуществляется на основе процессуальных норм, закрепленных в трудовом законодательстве.[2] В пользу существования трудового процессуального права свидетельствует и то, что при разрешении трудовых споров используются, наряду с общими, специфические принципы их разрешения. В науке трудового права проблема принципов является одной из дискуссионных. Так, при разрешении индивидуальных трудовых споров действуют принципы: учета интересов работника и работодателя; учета интересов отдельных категорий трудящихся (женщин, имеющих детей, несовершеннолетних, инвалидов); упрощенной процедуры разрешения трудовых споров, состоящей либо из двух стадий (КТС, суд) либо одной (суд); посредничества и примирения сторон и др. Проблеме защиты трудовых прав работников всегда уделялось особое внимание в процессе становления и развития трудового законодательства, поскольку считалось аксиоматичным рассматривать работника в качестве более слабой стороны в социально-экономическом отношении. Но такой подход к решению проблемы правовой защиты субъектов – участников трудовых правоотношений страдает односторонностью, не учитывает, не учитывает наличия у них общих интересов в развитии производства или иного дела, а так же того риска, который несет при этом работодатель, вкладывая капитал в производство, создание рабочих мест и.т.д. В настоящее время цель защиты трудовых прав работников состоит в обеспечении реализации всех трудовых прав и обязанностей, установленных в порядке законодательного и договорного регулирования трудовых отношений. В ст.1 ТКРФ четко установлено, что целями трудового права является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Более того, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке (ст. 2 ТКРФ), рассматривается в качестве одного из основных принципов регулирования трудовых или иных непосредственно связанных с ними отношений. В ст. 352 ТК РФ приводится лишь краткий перечень основных способов защиты трудовых прав работников, которыми являются: 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами 3. Самозащита работниками трудовых прав. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является первым среди способов защиты трудовых прав работников. Он осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих реализацию положений ч. 1, ст. 45 Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принципа установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением (ст. 2 ТК РФ). Система органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеет сложную структуру. В ее составе можно выделить несколько видов контрольных органов. В их числе так называемые общенадзорные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением норм любых отраслей законодательства, устанавливающих права и свободы человека и гражданина в той или иной сфере общественных отношений. Это прежде всего органы прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российский Федерации» надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России включая надзор за соблюдением прав и свобод человека в сфере труда (ст. 1 Закона), а также в соответствии со ст. 353 ТК РФ – надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Порядок осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина за точным и единообразным исполнением трудового законодательства урегулирован нормами гл. 2. Федерального закона «О прокуратуре Российский Федерации» предусматривающими такие формы пресечения нарушения прав и свобод человека и гражданина, как принесение прокурорского протеста на акт нарушающий эти права и свободы либо обращение в суд в порядке предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, либо внесение представления об устранении нарушений прав и свобод в орган или должностному лицу которые полномочны устранить допущенные нарушения. Вместе с тем в современных условиях организации производственной и иной трудовой деятельности с ее сложной организационной структурой приоритетное значение приобретает надзор и контроль, осуществляемый специализированными государственными органами надзора и контроля . Эти специализированные органы как правило формируются из числа специалистов хорошо знающих специфику производственной и иной трудовой деятельности в организациях соответствующего профиля. Данное обстоятельство позволяет им более квалифицированно оценивать как технические, так и социально-правовые стороны деятельности организации. Для специализированных органов государственного надзора и контроля свойственно определенное разделение труда, проявляющееся в целевой направленности выполняемых ими надзорно-контрольных функций. На основании этого критерия в ст.353 ТК РФ выделяются следующие виды государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: 1) общий надзор за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации, осуществляемый органами федеральной инспекции труда; 2) государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и некоторых объектах промышленности, который наряду с федеральной инспекцией труда осуществляется специально уполномоченным органом – федеральными надзорами. К последним относятся, например Госгортехнадзор России, осуществляющий государственный надзор за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а так же при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 336 ТКРФ); 3) внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях. Такой контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Например, органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации»[3] наделены правами по созданию организаций, определению условий и порядка их деятельности, назначению и увольнению их руководителей. Следовательно, по ст. 353 ТК РФ они обязаны осуществлять внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 353 ТК РФ можно считать контроль органов МСУ за соблюдением трудового законодательства государственным внутриведомственным контролем. В отношении организаций, находящихся в федеральной собственности и в собственности субъектов Федерации, функции государственного внутриведомственного контроля выполняют соответствующие органы исполнительной власти . Так на федеральном уровне к полномочиям Правительства РФ и федеральных органах исполнительной власти относятся, осуществление мер по обеспечению и законности, прав и свобод граждан включая сферу трудовых отношений (ст. 114 Конституции РФ). Безусловно, ключевое место в структуре органов государственного надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства отводится федеральной инспекции труда. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКИЯ ТРУДА – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ[4] . Это, по существу, универсальная система органов, которая действует на всей территории РФ и которой поднадзорны практически все субъекты производственной или иной трудовой деятельности, за исключением тех организаций, в отношении которых государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляется федеральными надзорами. Федеральная инспекция труда действует на основании Положения о ней, утверждаемого Правительством РФ. Руководство деятельностью Федеральной инспекцией труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководители государственной инспекции труда – главные государственные инспекторы труда – назначаются на должность и освобождаются от должности – главным государственным инспектором труда РФ. Деятельности органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами органов Федеральной инспекции труда является: - обеспечение соблюдение защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; - обеспечение, соблюдение работодателями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; В соответствии с возложенными на органы Федеральной инспекции труда задачами они наделены достаточно широкими полномочиями к числу основных можно отнести следующие полномочия: 1. По осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением в организации трудового законодательства и иных НПА содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, и выдачи обязательного для исполнения предписания, об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с ФЗ; 2. По проведению анализа обстоятельств и причин нарушений трудового законодательства, а также принятию мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; 3. По рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, вступивших в действие с первого июля 2002 года; 4. По проведению мероприятий в сфере координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; 5. По проведению предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность; 6. По осуществлению надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализа состояния и причин производственного травматизма, а также разработке предложений по его профилактике, участию в расследовании несчастных случаев на производстве или проведению расследования самостоятельно; 7. По привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных НПА, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получении информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; 8. По информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. Кроме того, органы Федеральной инспекции труда готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ. Важнейшей новеллой в правовом регулировании деятельности федеральной инспекции труда, получившей законодательное закрепление в Трудовом кодексе и КоАП РФ, является предоставление органам и должностным лицам Федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.5.27 и ст. 5.28 – 5.34, 5.44 КоАП РФ. Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда имеет право: 1) Главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; 2) Главный государственный правовой инспектор труда РФ; 3) Главный государственный инспектор РФ по охране труда; 4) Руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда; 5) Руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и вопросам охраны труда); 6) Начальники отделов государственной инспекции труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы (ст. 23.12 КоАП РФ). Все названные категории государственных инспекторов труда для осуществления надзорно-контрольной деятельности наделены соответствующими правами и несут определенные профессиональные обязанности, установленные ст. 357 и 358 ТК РФ. Но положениями указанных статей ТК не исчерпывается содержание их правового статуса. Не менее принципиальное значение имеет установление норм, закрепляющих принцип независимости государственных инспекторов труда. В соответствии со ст. 359 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей является полномочными представителями государства, и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, Федеральными законами и иными НПА. Отметим, что состав основных прав и обязанностей государственных инспекторов труда отвечает международным стандартам, установленным Конвенцией МОТ №81 (1947) об инспекции труда ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 года №53 – Ф3[5] . Не перечисляя все права и обязанности государственных инспекторов труда, установленные ст. 357-358 ТК РФ, выделим важнейшие из них. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:[6] - беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; - запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; - изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; - расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; - предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; - приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; - направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; - отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; - запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; - выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; - привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.Обязанности государственных инспекторов труда:[7]Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.
|
Понятность | Доступность | Актуальность |
17 | 23 | 39 |
Данный журнал можно приобрести в киосках Роспечати, а ознакомится в электронном виде в Интернете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема защищенности участников сторон трудовых отношений требует, чтобы интересы, права и обязанности каждого из них были обеспечены правовой защитой. Этот вывод вытекает из одного фундаментального принципа сформированного в ч.3 ст.17 Конституции РФ «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Иначе говоря, необходима комплексная система защиты трудовых прав и обязанностей работников и работодателей.
Так же необходимо чтобы граждане, устраивающиеся на работу, имели представление о порядке принятия на работу, и уделяли внимание не только пункту трудового договора о заработной плате, но и таким тонким моментам как правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор.
Проблема защищенности трудовых прав – одна из насущных проблем. Работники редко изъявляют желание бороться за свои права опасаясь потерять работу. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Защита трудовых прав работников – это в первую очередь осведомленность работника хотя бы в общих положениях трудового законодательства.
Трудовое законодательство должно иметь процессуальную форму. Если данный элемент будет введен в систему права, работникам, чьи права были попраны будет проще отстаивать ущемленные интересы.
Важно не только выдавать регламенты работы, но контролировать соблюдение данных регламентов. Что делать работнику, если в организации отсутствует КТС и нет профсоюза, кто ему подскажет, куда обратится за помощью? Для этого средства СМИ периодично ставят вопрос о явственных нарушениях в трудовом законодательстве, так же в Интернете можно наткнуться на судебные разбирательства по незаконным увольнениям, а так же дискриминации прав и свобод человека и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Конституция Российской Федерации
2) Трудовой кодекс Российской Федерации
3) Комментарии к Трудовому Кодексу Российской Федерации
4) М.В.Молодцов, С.Ю.Головина «Трудовое право России» - М., 2003г.
5) В.В.Пиляева «Трудовое право в схемах» - М., 2002г.
6) О. В. Смирнов «Трудовое право» – М.,2001г.
7) Л. А. Сыроватская «Трудовое право». М., 2001 г.
8) А. Д. Зайкин «Российское трудовое право». М., 2000г.
9) С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова «Трудовое право России», М., 2002г.
10) А.Ф. Нуртдинова «Практика применения законодательства о труде»,
М.,2000г.
11) Журнал «Юрист» - октябрь 2005г. – С-П., 2002г.
12) Журнал «Вестник юридического университета» - январь 2003 г.
Воронеж
|
![]() |
![]() |
||||
|
||||||
![]() |
![]() |
||||||
|
|
|||||
![]() |
[1] Галаган И.А. Проблема общего юридического процесса в современной правовой науке. стр.242
[2] Миронов В.И. О некоторых процессуальных трудностях судебной практики по трудовым делам Государство и право. 1997. N 7. С. 61.
[3] СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506
[4] ст. 354 ТК РФ
[5] СЗ РФ.1998.№15.1698
[6] ст. 357 ТК РФ
[7] ст. 358 ТК РФ
[8] Трудовой Кодекс РФ ст.370
[9] ст. 377 Трудового Кодекса РФ
[10] Ратифицированной Федеральным законом от 11.04.98 N 58-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698)
[11] Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.06.69 N 3962-VII - Ведомости СССР. 1969. N 28. Ст. 240)
[12] От 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702)
[13] ст. 380 ТК РФ
[14] ст. 384 ТК РФ