Контрольная работа: Особенности расчетов с органами пенсионного и социального страхова
Название: Особенности расчетов с органами пенсионного и социального страхова Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа по дисциплине: Учет на предприятиях малого бизнеса 2007 Теоретическая часть25. Особенности расчетов с органами пенсионного и социального страхования при применении специальных режимов. Применение специальных режимов налогообложения освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Ст. 18 Налогового кодекса РФ определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода. Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Наибольшее распространение в практике хозяйствования субъектов малого предпринимательства получили: - упрощенная система налогообложения (УСН); - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Эти режимы осуществляются в соответствии с гл. 26.2. «Упрощенная система налогообложения» и гл. 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. Применение специальных налоговых режимов призвано поддержать развитие малого бизнеса в России, упростить их систему учета (бухгалтерского налогового) и снизить налоговое бремя этих хозяйствующих субъектов. С 01 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает правила применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов: · налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - налог на доходы физических лиц); · налог на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; · налог на имущество предприятий (для индивидуальных предпринимателей – налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности); · единого социального налога (за исключением взносов на ОПС). Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налогового агента. Они должны вести учет доходов работников, исчисления и уплату налога на доходы физических лиц, а также вести учет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в разрезе страховых и накопительных взносов - их начисление и уплату по каждому конкретному работнику. Кроме того, они обязаны представлять отчетность по перечисленным налогам и взносам. Итак, в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 346.21 Кодекса, сумма единого налога (квартальных авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели. К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в соответствии со статьей 29 Федерального закона. Страхователи, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам (табл.1), предусмотренные ст., ст. 22 и 33 Закона N 167-ФЗ и зависящие от величины базы и года рождения застрахованного лица. Максимальный размер тарифа - 14%. Взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии начисляют и уплачивают отдельно. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Таблица 1. Тарифы страховых взносов
Субъекты малого предпринимательства уплачивают суммы страховых взносов за свое страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированных платежей в текущем году, и осуществляется указанными страхователями в размере, установленном статьей 28 Федерального закона. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что при вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию субъекты малого предпринимательства выступают в данных правоотношениях не в качестве хозяйствующих субъектов, исполняющих обязанности страхователей в связи с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью, а лишь как страхователи - физические лица, реализующие предоставленное им право на получение при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с главой 26.2 Кодекса действие упрощенной системы налогообложения распространяется исключительно на результаты хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, добровольно уплаченные ими в соответствии со статьей 29 Федерального закона (в качестве страхователей - физических лиц) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в части суммы, превышающей установленный Федеральным законом минимальный размер обязательных к уплате фиксированных платежей, не подлежат включению в налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для целей уменьшения исчисленной за отчетный (налоговый) период суммы единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу). Главой 26.3 НК РФ установлен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Налогоплательщики, освобождаются от обязанностей по уплате: · налога на имущество; · единого социального налога в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. · налога на прибыль; · НДС (кроме НДС при ввозе товаров в Россию). Все остальные налоги и сборы нужно платить в общем порядке. В том числе и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Расчет ЕНВД (единого налога на вмененный доход, подлежащий уплате): ЕНВД = ИсчЕН - СВ - ПВН, где ИсчЕН - единый налог на вмененный доход, исчисленный с налоговой базы (ИсчЕН = БД х Ф х К1 х К2 х С); СВ - страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, уплаченные за соответствующий период; ПВН - пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 Кодекса сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, налогоплательщиками уменьшается, в том числе на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. Если налогоплательщик уплачивает страховые взносы в виде фиксированных платежей ежеквартально, то он вправе ежеквартально по истечении квартала уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на уплаченную в Пенсионный фонд России за данный квартал сумму. При этом уплата взносов должна быть произведена до подачи декларации по единому налогу на вмененный доход за соответствующий квартал. Сроки подачи деклараций по единому налогу на вмененный доход установлены статьей 346.32 Кодекса. Если уплата взносов в Пенсионный фонд России произведена после подачи декларации по единому налогу на вмененный доход за отчетный квартал, то уменьшение налога на сумму взносов следует производить в следующем за отчетным кварталом периоде. При этом необходимо учитывать, что сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 процентов при вычете общей суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, страхование индивидуального предпринимателя. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. При этом следует отметить, что обязанность по уплате единого налога на вмененный доход возникает только в случае осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности. Как известно, налогоплательщики, перешедшие на УСН или ЕНВД, согласно главам 26.1, 26.2, 26.3 Налогового кодекса РФ не являются плательщиками единого социального налога, освобождены от уплаты единого социального налога. Обратная сторона этого освобождения - необходимость выплачивать работникам львиную долю социальных пособий за счет собственных средств. Однако законодательство позволяет таким налогоплательщикам в добровольном порядке перечислять в ФСС России специальные страховые взносы, на основании Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Тем самым можно вернуть себе право выплачивать пособия за счет средств соцстраха. Статья 3 Закона № 190-ФЗ гласит: работодатели, использующие спецрежим, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования РФ страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности. Тогда работодатель может выплачивать пособия за счет средств фонда. В противном случае за счет соцстраха покрывается только часть расходов на выплату пособий. Субъекты малого предпринимательства могут уплачивать страховые взносы не только как работодатели, но и за себя. Это дает им право на получение из соцстраха пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно статье 3 Закона № 190-ФЗ порядок уплаты добровольных взносов определяется Правительством РФ. Для работодателей тариф добровольных страховых взносов составляет 3%. Налоговая база рассчитывается по правилам, определенным главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ. Чтобы начать уплачивать добровольные страховые взносы, работодатель должен представить в отделение ФСС России по месту своей регистрации соответствующее заявление. С месяца подачи заявления работодатель обязан перечислять взносы. Одновременно он получает право на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств фонда. Уплачивать взносы нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. В фонд необходимо перечислить разницу между суммой начисленных взносов за месяц и суммой фактически выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за тот же месяц. Работодатель, который выплатил в каком-либо месяце пособия в сумме, превышающей начисленные за тот же месяц взносы, может обратиться в отделение фонда за недостающими средствами. Если работодатель не перечислил взносы за истекший месяц, отделение фонда после проведения проверки должно потребовать от него погашения возникшей задолженности. Это нужно сделать не позднее срока уплаты взносов за следующий месяц. Если долг не будет погашен, фонд разрывает добровольные отношения по уплате взносов. Они считаются прекращенными с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены взносы. С этого месяца пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в порядке, установленном в статье 2 Закона № 190-ФЗ (то есть за счет средств соцстраха покрывается только часть расходов на выплату пособий). Подведем итог, как известно, единый налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Величина этого вычета ограничена 50% единого налога. Иными словами, из рассчитанной суммы единого налога налогоплательщик вправе вычесть: - всю сумму выплаченных за свой счет пособий по временной нетрудоспособности; - а также сумму уплаченных страховых пенсионных взносов в размере не более 50% от рассчитанной суммы налога. Практическая частьЗадача 6ООО «Агата» осуществляет розничную реализацию товаров народного потребления через лоток (1 объект). Сальдо на начало периода (на 01.04): Основные средства: оборудование 80000 (ост. срок использования 7 лет; общий срок использования – 9 лет); оргтехника (общий срок использования 5 лет; ост. срок использования 3 года) 13000. Амортизация: оборудование 17778; оргтехника 5200. Сырье и материалы: 18000. Товары: 128000. Расчетный счет: 210000. Уставный капитал: 93000. Задолженность перед поставщиками: 17000 Задолженность перед бюджетом: 14500 Задолженность по оплате труда: 32000 Нераспределенная прибыль: 269522 Задание: Составить: бухгалтерские проводки; оборотно-сальдовую ведомость; заполнить декларацию по ЕНВД за 2 квартал. Сальдо по синтетическим счетам на 01.04.07 (в рублях)
Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 2007 г.
* оборудование 80000 : 9 лет : 12 мес. х 3 мес. = 2222 руб.; оргтехника 13000 : 5 лет : 12 мес. х 3 мес. = 650 руб. Итого начислена амортизация за 2 квартал: 2222 + 650 = 2872 руб. 2. Оборотно-сальдовая ведомость ООО «Агата» за 2 квартал 2007г.
3. Расчет единого налога на вмененный доход (ЕНВД) за 2 квартал 2007г.
*ЕНВД = БД х Ф х К1 х К2 х С, где БД - установленное НК РФ значение базовой доходности физического показателя; Ф - физический показатель, установленный НК РФ для соответствующего вида предпринимательской деятельности; К1 - коэффициент-дефлятор; К2 - корректирующий коэффициент (устанавливается на местном уровне); С - налоговая ставка (15%). К1 учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде, устанавливается ежегодно и публикуется перед началом года применения. Список используемой литературы1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. N146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. 2. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". 3. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". 4. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 3ноября 2006г. N 359 "Об установлении коэффициента-дефлятора K_1 на 2007 год". 5. Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2005 г. N 22-2-16/866 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения". 6. Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. постановлением Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 144). 7. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учеб. пособие – М.: Вузовский учебник, 2006. 8. Практическая налоговая энциклопедия // под ред. Брызгалина А.В.), Том10. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (актуально по состоянию законодательства на сентябрь 2007. 9. Лытнева Н.А. Расчеты и отчетность по пенсионному страхованию //Бухгалтерский учет, N 2, январь 2003 . 10. Масленникова Л.А. Расходы на обязательное страхование //Упрощенка, N 6, июнь 2007. 11. Косульникова М.Л. ЕНВД глазами Минфина // Налоговый учет для бухгалтера, N 2, февраль 2007. |