Реферат: Исследование системы программного регулирования скорости вращения рабочего органа шпинделя
Название: Исследование системы программного регулирования скорости вращения рабочего органа шпинделя Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНСТИТУТ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КГНУ Кыргызско-Американский Факультет Компьютерных Технологий и ИНТЕРНЕТ (КАФ-ИНТЕРНЕТ)
Курсовая работа По курсу: « Основы теории управления » Тема: « Исследование системы програмного регулирования скорости вращения рабочего органа шпинделя » Выполнил: студент гр. КИС-3-97 Краснов И.С. Проверил: преподаватель Алишеров С. А. Бишкек – 1999 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 2 Исходные данные................................................................................................................................................................ 3 1.Структурная схема системы................................................................................................................................. 5 2. Определение коэффициента усиления электронного усилителя по заданной точности................................................................................................................................................................................................................. 7 3. Определение устойчивости системы методом Михайлова А.Б.......................................... 9 4. Коррекция системы..................................................................................................................................................... 10 4.1. Построение ЛАЧХ корректирующего устройства.......................................................................................... 10 4.1.1. ЛАЧХ разомкнутой нескоректированной системы Lнс (w)........................................................................ 10 4.1.2. ЛАЧХ желаемой системы Lж(w)........................................................................................................................ 11 4.1.3. ЛАЧХ корректирующего устройства Lк(w)..................................................................................................... 12 4.2. Техническая реализация корректирующего устройства........................................................................... 13 I-Звено:...................................................................................................................................................................................... 13 II-Звено:..................................................................................................................................................................................... 14 III-Звено:................................................................................................................................................................................... 14 IV-Операционный усилитель:............................................................................................................................................. 15 4.3. Проверка правильности выбора корректирующих звеньев.......................................................................... 16 5. Построение переходного процесса и определение прямых показателей качества. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................. 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................................................................... 19 Курс теории автоматического управления ставит своей целью ознакомить с общими принципами построения систем автоматического управления, с процессами в этих системах и методами их исследования. Принципы построения систем автоматического управления связаны с общими законами управления, значение которых выходит далеко за пределы технических задач. Теория автоматического управления сформировалась в самостоятельную науку, в первую очередь на основе изучения процессов управления техническими устройствами. Изучение принципов построения и исследования систем автоматического управления в курсе ОТУ проводится на основе рассмотрения управления различными техническими устройствами, и первое понятие, которое конкретизирует довольно широкое поле деятельности этого курса является автоматическое регулирование. Под автоматическим регулированием понимают поддержание на определенном уровне или изменение по закону некоторых переменных характеристик (регулируемых величин) в машинах и агрегатах без участия человека с помощью различного рода технических средств. Рассматриваемые принципы управления имеют более широкий общий смысл и могут быть применены при изучении процессов управления в совершенно иных системах, например, в биологических, экономических, социальных и др. Задана система програмного регулирования скорости вращения рабочего органа шпинделя. Рис. 1 На рис.1 использованы следующие обозначения: - ОВ ЭМУ – обмотка возбуждения ЭМУ. - ЭМУ - электромагнитный усилитель. - Д - двигатель постоянного тока - ОВД – обмотка возбуждения двигателя. - Р – редуктор. - ТГ – тахогенератор. - У – электронный усилитель. - E - ошибка рассогласования. - V - скорость изменения напряжения. - М – момент инерции шпинделя. Система регулирования работает следующим образом: с электронного усилителя У усиленный сигнал рассогласования Е поступает на обмотку возбуждения ЭМУ (ОВ ЭМУ), ток, проходящий через ОВ ЭМУ меняется, изменяя тем самым величину магнитного потока, действующего на ротор электромагнитного усилителя (ЭМУ) - увеличивая или уменьшая скорость его вращения, и в зависимости от этих изменений меняется скорость и направление вращения двигателя (Д). Двигатель (Д) , редуктор (Р) , тахогенератор (ТГ) и шпиндель находятся в жесткой механической связи, поэтому изменения в скорости и в направлении вращения двигателя вызывают соответствующие изменения в скорости и в направлении вращения рабочего органа шпинделя, а также в работе тахогенератора (ТГ) , который передвигает ползунок реостата в сторону изменения ошибки несогласования E . Требуется: 1. Составить структурную схему и вывести уравнения, которыми описываются отдельные элементы и вся система регулирования в целом. Определить коэффициент усиления усилителя из заданной точности. 2. Определить устойчивость и качество переходных процессов в системе с помощью частотных методов. 3. Скорректировать систему. 4. Построить переходный процесс в системе и оценить его качество. Дано:
На основании принципиальной схемы (рис. 1) составим структурную схему (рис. 2) и рассмотрим все ее элементы для получения передаточной функции всей системы. Рис. 2 1.1 Усилитель. где Ky – коэффицент усиления электронного усилителя. 1.2 ЭМУ (2) где Кэму - коэффицент передачи ЭМУ; Тэ1 ,Тэ2 - постоянная времени ЭМУ. 1.3 Двигатель
(3) где Кдв - коэффицент передачи двигателя постоянного тока. Тдв - постоянная времени двигателя 1.4 Редуктор (4) где Кред - коэффициент передачи редуктора 1.5 Тахогенератор
(5) где Ктг - коэффициент передачи тахогенератора Пользуясь (рис. 2) и формулами (1-5) составим передаточную функцию разомкнутой системы (6) Подставив исходные значения, получим (7) 2. Определение коэффициента усиления электронного усилителя по заданной точности. Установившаяся ошибка замкнутой САУ складывается из двух составляющих: (8) где -ошибка от задающего воздействия, -ошибка от возмущения f(t). Передаточная функция замкнутой системы по ошибке будет иметь вид: пусть f(t)0, тогда (9) Для любого воздействия ошибку можно найти с помощью коэффициентов ошибок, когда(10) Из 9 и 10 получаем: (11) С1 ,С2 ,С3 ,…-коэффициенты ошибок, которые можно найти по следующим выражениям: Так как мы имеем статическую систему, то (12) По условию , тогда Подставим полученное значение в (7): Тогда передаточная функция замкнутой системы будет: (13) 3. Определение устойчивости системы методом Михайлова А.Б. Характеристическое уравнение системы имеет вид: где (14) Заменив в (14) комплексную переменную р мнимой переменной jw, получим функцию мнимого переменного jw, в котором w может принимать любое значение от + до - : (15) Так как ,а , то четные степени jw вещественны, а нечетные линейны Разделив вещественную часть от мнимой получим: , где -вещественная часть функции А(jw) -мнимая часть функции А(jw) Критерий Михайлова можно сформулировать в виде условия перемежаемости корней, т.е. если W0 ,W2 ,W4 - упорядоченные корни мнимой составляющей А(jw), а W1 и W2 - упорядоченные корни вещественной составляющей А(jw), то для устойчивости системы необходимо и достаточно выполнения неравенства: (16) Корни W0 =-4.342; W2 =0; W4 =4.342. Корни W1 =-10.989; W3 =10.989. Подставив в (16): Видим, что неравенство не верно, значит условные устойчивости не выполняется. Отсюда следует, что система неустойчива и нуждается в коррекции. Выбираем последовательную коррекцию. Коррекция системы состоит из нескольких этапов: 1. Построение ЛАЧХ корректирующего устройства. 2. Техническая реализация корректирующего устройства 3. Проверка правильности выбора корректирующих звеньев. 4.1. Построение ЛАЧХ корректирующего устройства Чтобы построить ЛАЧХ корректирующего устройства необходимо: 1. Построить ЛАЧХ разомкнутой нескоректированной системы Lнс (w). 2. Построить ЛАЧХ желаемой системы Lж(w). 3. Путем графического вычитания Lж-Lнс получить ЛАЧХ корректирующего устройства Lк(w). 4.1.1. ЛАЧХ разомкнутой нескоректированной системы Lнс (w). ЛАЧХ разомкнутой нескоректированной системы будет иметь вид: L нс (w)=20 lg / / Для построения Lнс найдем опорные частоты:
20lgK = 20lg249=48 дб 4.1.2. ЛАЧХ желаемой системы Lж(w). ЛАЧХ желаемой системы построим по методу Солодовникова. Пусть величина перерегулирования переходного процесса равна G=25%, а время регулирования системы должно быть меньше постоянной времени двигателя, чтобы он успевал обрабатывать управляющее воздействие, т.е.
По номограммам Солодовникова (рис.3) определим tp , запас по фазе и запас по амплитуде Lзап :
Частота среза ЛАЧХ находится из условия:
ЛАЧХ желаемой системы разбивается на три участка: - Низкочастотный участок строиться с наклоном –20Vдб\дек, где V – порядок астатизма системы. Т.к. в данной системе V=0, то наклон будет – 0 дб\дек. - Среднечастотный участок строится с наклоном – 20дб\дек до пересечения с линиями с некоторым запасом. - Высокочастотный участок строится из расчета наименьшей разницы с Lнс (w) Построение ЛАЧХ желаемой системы начинают со среднечастотного участка. Построение ЛАЧХ показано на рис 4. По ЛАЧХ Lж(w) можно найти передаточную функцию желаемой системы:
4.1.3. ЛАЧХ корректирующего устройства Lк(w). Из формул передаточная функция корректирующего устройства будет иметь вид:
где Для проверки запасов по фазе и амплитуде необходимо построить ЛФЧХ желаемой системы (рис.4).
При частоте, на которой пересекает запас по амплитуде системы равен Lзап =16.5 дб, т.е. запас по амплитуде соблюдается по сравнению с заданным (16 дб). Запас по фазе находится как расстояние между точками и на частоте среза Wс=20. Получено значение , т.е. запас по фазе также соблюдается по сравнению с заданным ( ). 4.2. Техническая реализация корректирующего устройства. Следующим этапом коррекции системы является реализация корректирующего устройства, которое представляет собой набор четырех-полюсников. Представим передаточную функцию корректирующего устройства в виде набора звеньев: I -Звено: Выберем RC-цепочку, представленную на рис. 5 своей принципиальной схемой и логарифмической амплитудно-частотной характеристикой. Рис.5 II -Звено:
Выберем RC-цепочку, представленную на рис. 6 своей принципиальной схемой и логарифмической амплитудно-частотной характеристикой. Рис. 6
Выберем RC-цепочку, представленную на рис. 7 своей принципиальной схемой и логарифмической амплитудно-частотной характеристикой. Рис. 7 Т.о. коэффициент усиления корректирующего звена будет: необходимо ввести операционный усилитель, чтобы получить Кк=0,014. IV -Операционный усилитель: Принципиальная схема операционного усилителя и его краткая форма представления показана на рис. 8. Определим его параметры: Рис. 8 После чего схема корректирующего устройства будет иметь вид: Рис. 9 4.3. Проверка правильности выбора корректирующих звеньев. Проверка правильности выбора корректирующих звеньев состоит из трёх этапов: - Построить ЛАЧХи всех корректирующих звеньев. - Построить результирующую ЛАЧХ Lрез(w). - Сравнить Lрез с ЛАЧХ корректирующего устройства Lк(w). Из рис.10 можно сделать вывод, что корректирующие звенья выбраны правильно. 5. Построение переходного процесса и определение прямых показателей качества. Перехолным процессом называется реакция системы на подачу ко входу единичного скачка 1(t): Построим переходный процесс с помощью компьютерной программы и определим прямые показатели качества (рис. 11). К прямым показателям качества относятся: 1. Время регулирования:
при Определяется точкой последнего попадания графика h(t) в пятипроцентную зону G=0,05. Задано tp=0,4, а получено по графику (рис. 11) tp=0,35. 2. Относительное перерегулирование
Определяется величиной выброса hmax относительно Lуст . Задано G=25%, а получено G=0%. 3. Максимальное перегулирование : Lmax =1 4. Время наступления Lmax : tmax =0.2 Мной рассмотрена система программного регулирования рабочим органом шпинделя. Я построил и описал систему, отвечающую всем качественным требованиям варианта № 7.Были получены определенные значения и показатели, характеризующие данную систему. В частности: - для заданной точности был найден коэффициент усиления всей системы. - по структурной схеме была получена передаточная функция разомкнутой системы , а по последней - передаточная функция замкнутой системы Ф(Р). - система была проверена на устойчивость частотным методом Михайлова, и в последствии для неё было выбрано последовательное корректирующее устройство - для системы был построен переходной процесс, по которому я определил прямые показатели качества системы. Работа содержит достаточно информативные графики и рисунки, которые совместно с текстовым пояснением и формулами помогают легко разобраться в сути данного исследования.
|