Контрольная работа: Контрольная работа по Менеджменту
Название: Контрольная работа по Менеджменту Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа |
Вопросы: 1.Содержание и назначение основных функций менеджмента. 2.Понятие организационной структуры управления. Виды организационных структур. Омск 2010 1.Содержание и назначение основных функций менеджмента. Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Можно выделить 10 основных функций менеджмента. 1. Постановка целей и задач. Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными. 2. Анализ. Анализ — это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация — это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д. Собираемая информация должна быть достоверной, качественной и минимальной по объему. Виды статистического анализа: • однофакторный или двухфакторный анализ; • корреляционный анализ • кластерного анализа Стратегическое управление предполагает анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. 3. Прогнозирование. Прогнозирование — это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться: до начала процесса планирования; параллельно с процессом планирования ; по окончании процесса планирования. Методы прогнозирования : • метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда; • метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тенденций развития ряда; • метод экспертных оценок; • метод «мозгового штурма»; • метод прогнозирования сценариев развития. 4. Планирование. Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования :• стратегия роста во времени .• стратегия ограниченного роста во времени.• стратегия снижения во времени.• стратегия сокращения. • комбинированная стратегия. По времени различают:1) краткосрочное планирование (на срок до одного года);2) долгосрочное планирование (на срок более года). 5. Принятие решений. Принятие решений — основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации. Решения подразделяются на : • организационные • волевые, подкрепленные полномочиями и властью; • волевые, не подкрепленные полномочиями и властью; • запрограммированные; • рациональные и нерациональные. Решения могут приниматься: 1) в условиях риска, когда вероятности этого риска известны;2) в условиях риска, когда вероятности этого риска неизвестны. Выделяют следующие методы принятия решений: 1. чисто автократические; 2. автократические с предварительными консультациями со специалистами; 3.автократические с предварительным обсуждением в коллективе, 4. коллегиальные; 5. строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр; 6. на основе экспертных оценок; 7. на основе «мозгового штурма»; 8. на основе проведенного ситуационного анализа. Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя. 6. Мотивация труда. Мотивация — это процесс побуждения к труду. Известно множество различных направлений в теориях мотивации, и в частности: 1. Исторически ранние взгляды на мотивацию к труду. Их приверженцы придерживаются мнения о том, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно, необходимо постоянно принуждать его к труду и систематически поощрять за достижение высоких результатов. 2. Содержательные теории мотивации (в качестве побудительных мотивов рассматриваются внутреннее содержание человека, его потребности). 3. Процессуальные теории мотивации (мотивация возникает в процессе труда). Теории мотивации :• теория А. Маслоу; • теория К. Альдерфера; • теория Д. Мак-Клелланда; • теория Ф. Герцберга. А Маслоу (1908-1970) предлагает следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей :• физиологические потребности (голод, жажда):• потребности в безопасности, стабильности и уверенности в будущем;• потребности в любви, сопричастности, общении;• потребности в признании и самоутверждении;• потребности в самоактуализации. В соответствии с теорией К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы:• потребности существования ;• потребности связи ;• потребности роста. Эти потребности также располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях (в отличие от иерархии А. Маслоу): • вверх, если предыдущая потребность удовлетворена; • вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. В своей теории приобретенных, потребностей Д. Мак-Клелланд исходил из того, что потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения и включают в себя:• потребности достижений;• потребности соучастия • потребности властвовать . В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет следующие: • внешние или гигиенические (или факторы здоровья) — заработная плата, условия труда, статус, режим работы, межличностные взаимоотношения, степень контроля за работой; • мотивирующие — возможности роста, признание, продвижение по службе, работа сама по себе. Ф. Герцберг приходит к выводу о том, что факторы, вызывающие рост неудовлетворенности человека, при их устранении необязательно приводят к увеличению удовлетворенности, и наоборот. 7. Организация и руководство. Организация как понятие включает в себя три основные составляющие: 1)организация работ; 2) построение структуры всей организации; 3) построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими. Организация работ и руководство для каждой из сфер деятельности имеют свою специфику. В сфере производства организация труда может включать в себя: организацию рабочих мест; выбор технологии изготовления продуктов; снабжение производственного процесса; хранение сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции, управление запасами; охрана и безопасность труда и др. Так как цели, задачи и стратегии со временем изменяются, трансформируются и организационные связи, образования и отношения. В процессе работы руководитель должен: • расставлять приоритеты в своей деятельности; • создавать атмосферу взаимного уважения; • создавать в коллективе мотивационную среду; • искать эффективные решения и компромиссы. При организации деятельности менеджеру важно выявить соответствие масштабности и сложности работы. 8. Регулирование и разрешение конфликтов. Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. К причинам, обусловливающим необходимость регулирования деятельности организации, относятся: отклонения от плановых показателей состояния внутренней среды организации ; отклонения от плановых показателей, вызванные изменениями внешних факторов среды; отклонения, связанные с организационными конфликтами. Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Виды конфликтов :• внутриличностные, • межличностные;• внутригрупповые;• типа «личность—группа»;• типа «группа—группа»; • внутриорганизационные;• ролевые конфликты. Причины конфликтов: • неправильное или несправедливое распределение ресурсов; • различие целей; • плохая структуризация (неясные, нечетко поставленные задачи); • различные представления и ценности членов коллектива и групп; • различия в манерах и стилях поведения и руководства; • возрастные проблемы («проблема отцов и детей»); • половые проблемы; • этнические и межнациональные проблемы; • проблемы различных уровней образования и культуры; • плохие организационные коммуникации; • неправильная ориентация руководителей (на задачи или на человека); • организационные факторы (недогрузка или перегрузка в работе). Неразрешенный конфликт часто ведет к стрессу сотрудников. Стресс — это значительно отклоняющееся от нормы состояние чувственной и эмоциональной сферы человека, когда его восприятие окружающей среды и поведенческие реакции неадекватны ситуации. Причины стресса: • организационные факторы; • личностные факторы • неправильное соотношение между властными полномочиями и ответственностью. 9. Контроль, учет и мониторинг. Контроль — функция управления, выполняющая стабилизирующую роль в петле управления. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития. Контроль может быть непрерывным и дискретным во времени. Одновременно с контролем в организации обычно осуществляется учет, под которым понимается подведение итогов деятельности в краткосрочном периоде. Если число контролируемых показателей велико, а менеджмент нуждается в анализе их взаимосвязей, руководство компании обычно проводит мониторинг с применением компьютеров или другой техники. Мониторинг позволяет непрерывно отслеживать взаимосвязи результатов и оперативно реагировать на возникающие негативные тенденции. 10. Организационная культура . Один из основных резервов повышения эффективности организации — организационная культура. Организационная культура (OK) — это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Принято выделять три уровня ОК (по Э. Шайну): 1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами). 2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации). 3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения). ОК имеет субъективные и объективные элементы. Субъективные элементы ОК: истории об организации, истории о лидерах; организационные табу; обряды и ритуалы; язык общения; лозунги и т.д. Объективные элементы ОК: месторасположение организации; дизайн помещений; рабочие места; оборудование и мебель; удобства; комнаты приема; стоянки для автомобилей и т.д. ОК состоит из:- преобладающей культуры;- субкультур групп; - контркультур групп. Эти три составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом. 2. Понятие организационной структуры управления. Виды организационных структур. Функция организовывания предполагает: выделение элементов управления, упорядочение связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач. Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.). Элементы ~ это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации. Звенья включают несколько элементов. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ. Выделяют: институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров; управленческий (решение стратегических и тактических функциональных задач): руководители функциональных подразделений; технический управленческий уровень (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на: 1) горизонтальные и вертикальные; 2) линейные и функциональные; 3) формальные и неформальные; 4) прямые и косвенные. Построение организационной структуры предполагает: группировку всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т. п.; формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей); распределение полномочий и ответственности между звеньями; формирование каналов коммуникаций и механизмов координации. Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение. Власть - это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении. Исторически сложились следующие виды основных организационных структур. 1 . Линейная структура характеризуется четким единоначалием. 2 . Линейно-функциональная. Управление осуществляется линейными (ЛР) и функциональными (ФР) руководителями. ЛР осуществляет всю полноту управления но всем объектам и по всем функциям управления, несет всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения. ФР бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления по всему объекту управления, или те, кто реализует все функции управления в части объекта управления в соответствии с принятыми принципами специализации . 3. Дивизиональная структура представляет собой "скоординированную децентрализацию", вырастает из департамезации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Подразделения-дивизионы имеют значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лип. 4. Линейно-штабная представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом. Штабное подразделение может носить как временный, так и постоянный характер. Штабные структуры создаются в следующих случаях: ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф; освоение новой продукции, новой технологии, не традиционной для данного предприятия; решение внезапно возникшей неординарной задачи. 5 . Матричная структура построена по принципу одновременного управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Основу образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, ранг которого выше ранга руководителя организации. Матричные структуры весьма многообразны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. |