Реферат: Аренда, лизинг, франчайзинг
Название: Аренда, лизинг, франчайзинг Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I . Аренда Экономика, основанная на частной собственности, имеет больший потенциал по сравнению с любой другой. Этот потенциал выражается в разнообразии способов использования собственности. Аренда - это один из способов использования частной собственности. Арендные отношения известны с древности, в первую очередь в сельском хозяйстве. Но в современном мире аренда имеет совершенно иной экономический смысл, чем раньше. Если прежде она служила средством эксплуатации и закабаления арендаторов, вела экономику по экстенсивному пути развития, то ныне аренда наоборот повышает степень экономической свободы, дает шанс малому бизнесу на успех, интенсифицирует развитие экономики. Современная аренда представляет собой форму организации производства, основанной на передаче в срочное и возмездное пользование основных фондов и оборотных средств на началах добровольности и равноправия сторон в целях выпуска продукции (работ, услуг) и получения дохода. 1.1. Преимущества аренды Преимущества аренды: - договоренность основных отношений арендатора и арендодателя, их полное равноправие, а значит и устойчивый характер; - фиксированная арендная плата, позволяющая развиваться арендатору, получать более высокий доход; - полная самостоятельность арендатора в организации производства, оплате труда, трудовом распорядке; - возможность улучшения и приращения основных средств, с последующим возмещением затрат, а также выкупа (особенно в лизинге). Арендатор, используя арендованное имущество, экономит собственные средства и получает доход от этого, и собственно деятельности, осуществляемой на основе эксплуатации арендованного имущества. II. Лизинг Лизинг - это комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей оборудования в пользование после его приобретения у производителя. Лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе, то есть предоставление средств на определенный период, арендодатель получает их обратно в установленное время, тем самым, являясь формой аренды. При этом за свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных. Лизинг по своему содержанию соответствует кредитным отношениям, а поскольку заемщик и ссудодатель используют капитал не в денежной, а в производительной форме, то он схож и с инвестициями капитала. Одним из вариантов решения проблем неблагоприятного состояния парка оборудования (устаревшее оборудование по предприятиях, отсутствие запасных частей к заводским станками пр.) может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. При переходе к рыночной экономике перед промышленными предприятиями возник ряд проблем, самая важная из них – каким образом утвердиться на рынке в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов. В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг , под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.1 Форма лизинга регулирует противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа. 2.1. Субъекты лизинга В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов: - Лизингодатель (арендодатель)- физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; - Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; - Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения; Помимо основных субъектов лизинга, перечисленных в Федеральном законе от 29.10.1998г. за №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» на рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как: - Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора. - Страховые компании , осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке (страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое); - Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом. Она (Ассоциация) осуществляет координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов, а так же разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России, подготовку проектов законодательных актов и принимает участие в работе международных ассоциативных общественных организаций. 2.2. Классификация видов лизинга
2.2.1. Финансовый лизинг Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку его эксплуатации. Основные обязанности в отношении имущества (техобслуживание, ремонт, страхование) перекладываются на пользователя и поставщика. Финансовый лизинганалогичен долгосрочному кредитованию. Отличие от долгосрочного кредитования состоит в переходе права собственности на объект – по завершении последнего платежа. Предметом финансового лизинга могут быть любые непотребляемые вещи (здания, сооружения, оборудование, автомобили, в том числе и предприятия), которые могут использоваться для предпринимательской деятельности. Но предметом финансового лизинга не могут выступать земельные участки и другие природные объекты. Договор финансового лизинга Договор финансового лизинга обязательно, в независимости от срока его действия, заключается в письменной форме. Помимо основного договора лизинга участники этих правоотношений могут заключать и другие обязательные (купли-продажи) и сопутствующие договоры (о привлечении средств, гарантии, поручительства и прочие). В договоре финансового лизинга обязательно должны быть указаны данные, касающиеся арендуемого имущества. В случае их отсутствия, договор не имеет юридической силы. На основании договора лизинга:
Споры, вытекающие из договора, рассматриваются в Арбитражном суде. 2.2.2. Оперативный (сервисный) лизинг Оперативный (сервисный) лизинг по продолжительности гораздо короче срока годности оборудования, а размеры платежей пользователя гораздо выше, чем в финансовом лизинге. Оперативный лизинг – это соглашение о текущей аренде. Как правило, срок такого соглашения меньше периода полной амортизации арендуемого средства. Таким образом, предусмотренная контрактом арендная плата не покрывает полной стоимости предмета лизинга, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз. Важнейшая отличительная черта оперативного лизинга – право арендатора на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать указание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда и второе, часто употребляемое название этой формы лизинга – сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату либо оплачивается отдельно. К основным объектам оперативного лизинга относятся быстро устаревающие виды оборудования (компьютеры, копировальная и множительная техника, прочие виды оргтехники) и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания (грузовые и легковые автомобили, воздушные авиалайнеры, железнодорожный и морской транспорт) различные виды транспортных средств. В целом, условия оперативного лизинга более выгодны для арендатора. В частности, возможность досрочного прекращения аренды позволяет своевременно избавится от морально устаревшего оборудования и заменить более высокотехнологичным и конкурентоспособным. Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств арендатор может быстро прекратить данный вид деятельности, досрочно возвратив соответствующее оборудование владельцу, и существенно сократить затраты, связанные с ликвидацией или реорганизацией производства. В случае реализации разовых проектов или заказов оперативный лизинг освобождает от необходимости приобретения и последующего содержания оборудования, которое в дальнейшем не понадобится. Использование различных сервисных услуг, оказываемых лизингодателем либо производителем оборудования, часто позволяет сократить расходы на текущее техническое обслуживание и содержание соответствующего персонала. Недостатки оперативного лизинга: - более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата; - требования о внесении авансов и предоплат; - наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды; - прочие условия, призванные снизить и частично компенсировать риск владельцев имущества. 2.2.3. Возвратный лизинг Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации финансового положения предприятий. 2.2.4. Прямой лизинг При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-производителем (т.е. напрямую) Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, а также многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании. 2.2.5. Сублизинг Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным должно быть письменное согласие лизингодателя. При сублизинге основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю. 2.2.6. Левередж (кредитный, долевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств Это наиболее сложный вид лизинга, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. 2.2.7. Прочие виды лизинга Револьверный (возобновляемый) лизинг заключается в том, что у пользователя есть право по окончании срока продлить договор, сменив при этом объект лизинга в зависимости от износа с зачетом соответствующих расходов. Количество объектов и сроки их использования заранее не оговариваются. Генеральный лизинг включает в себя дополнительное право арендатора дополнять список арендуемого имущества без заключения новых контрактов. “Мокрый лизинг” - обязательства арендодателя по ремонту, техобслуживанию машин, оборудования, по уплате налогов, страхованию и др. Лизинг с полным набором услуг - “мокрый лизинг” + маркетинг, организация поставок сырья и проч., то есть участие в оперативно-коммерческой работе арендатора. Внутренний лизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации. Международный лизинг. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется законодательством Российской Федерации. Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности. Долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет; Среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет; Краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. 2.3. Законодательство о лизинге До 1995 года в Российском гражданском законодательстве отсутствовала детальная регламентация института лизинга. В Федеральном законе №395-1 от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" (на сегодняшний день действует в редакции от 29.07.2004г.) только упоминалось правомочие банков осуществлять лизинговые операции. Инструкция Государственной налоговой службы "О порядке налогообложения доходов банков" #M12291 9021787от 07.04.1992г. № 10#S (утратила силу) определяла лизинговые операции как сделки, связанные с предоставлением в аренду движимого и недвижимого имущества на длительный срок, а также сделки, по сдаче внаем заранее приобретенного имущества на определенный срок для удовлетворения временных потребностей арендатора. Такое объяснение приравнивало лизинг к аренде, что, однако, не соответствует сложившейся практике, а также зарубежному законодательству. Принятие #M12291 9008825Президентского Указа №1929 от 17.09.1994г. "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности#S" (утратил силу) включило зеленый свет на пути продвижения лизинга в зону активного предпринимательства. Он и стал первым правовым фундаментом лизинга. Действующий на сегодняшний день Федеральный закон №164-ФЗ от 29.10.1998 г. (с изменениями от 29.01.2002г. и 23.12.2003г.) тоже несовершенен. Также несовершенство налогового и таможенного законодательства, нестабильность на рынке финансов в значительной мере сдерживают широкое распространение лизинга в России. Трудность привлечения заемных средств для лизинговых операций и отсутствие даже декларативного признания лизинга государственными институтами как вида предпринимательской деятельности мешали использованию лизинга как действенного инструмента для поддержки в первую очередь фермерства и малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время права и обязанности участников договора лизинга в основном регулируются Федеральным законом №164-ФЗ от 29.10.1998 года «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29.01.2002г. и 23.12.2003г.), Федеральным законом №395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 29.07.2004года), главой 34 части II действующего Гражданского Кодекса РФ, статьями 257-259, 264-265, 269, 272, 309-310, 346.5, 346.13 части II действующего Налогового Кодекса РФ, а также другими действующими законодательными актами. III. Коммерческая концессия (франчайзинг) 3.1. Основные понятия и функции Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Франчайзинговый пакет - полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи, которая позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но можно назвать некоторые из них для примера: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие магазины, образование, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства. Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, для того чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям. 3.2. Пути образования франчайзи Для получения разрешения работать франчази существует несколько способов, но наиболее распространенными являются: - Прямой франчайзинг . Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. - Мастерская франшиза . Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату. Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны. 3.3. Преимущества франчайзинга
3.4. Недостатки франчайзинга
3.5. Обязанности участников франчайзинга
3.6. Фазы развития отношений франчайзи и франчайзора «Начальная». В начальной фазе взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, франчайзи знает очень мало о новом бизнесе и предприятии. Франчайзи должен быстро обучаться и воспринимать новую информацию. Даже небольшие помехи и задержки в его развитии воспринимаются как глобальные кризисы. Франчайзи находится в полной зависимости от франчайзора на предмет руководства и поддержки. Франчайзор в это время должен предоставлять постоянную техническую поддержку, совет и прочее. Эта фаза самая благоприятная для франчайзора. «Революционная» После 18-24 месяцев совместной работы франчайзи осваивает новый бизнес. На этом этапе франчайзи должен принять решение: нуждается ли он вообще в поддержке франчайзора. Полностью перешедшим в эту фазу франчайзи может считаться только тогда когда он ставит под сомнение ценность франчайзора и всей франчайзинговой системы. В это время многие франчайзи начинают тратить непропорционально большие средства, стараясь приобрести статус успешного бизнесмена. Эти действия скорополительны и часто вредят всему бизнесу. «Революционная» фаза является наиболее сложной во взаимоотношениях между франчайзором и франчайзи. Если одна из сторон допускает здесь ошибки, они чаще всего приводят к разрыву взаимоотношений. Чтобы избежать этого франчайзор должен продемонстрировать, что он способен на деле вносить свой вклад в растущий успех франчайзи. Франчайзор должен быть очень твердым и отвергать все попытки со стороны франчайзи изменить систему или сервисные выплаты. «Фаза взаимопонимания». Если удается пройти успешно «революционную» фазу, то у франчайзи появляется уважение у франчайзору. Франчайзи начинает осознавать, что его успех неразрывен с франчайзинговой системой и невозможен без нее. Франчайзор и франчайзи достигают той фазы развития, когда они могут работать принося друг другу прибыль. Как франчайзор, так и франчайзи должны помнить, что они являются независимыми предпринимателями. Но условием их процветания является взаимная поддержка. Каждая из фаз взаимоотношений между франчайзором и франчайзи должна быть оговорена в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге. 3.7. Договор коммерческой концессии (договор френчайзинко) Франчайзор должен с самого начала подготовить франчайзинговый договор так, чтобы у франчайзи не возникало сомнений и желания изменить его. Если кому-то из франчайзи удастся добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзор сделал исключение для кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свой договор как не совсем совершенный. Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи. Договор коммерческой концессии обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса. Успешная франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы. Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены франчайзинга следуют определенным правилам для всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься в том виде, в каком есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно. Франчайзинговый договор, по сути говоря, имеет дело с тремя этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. - Первый этап. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела. - Второй этап. Этот этап представляет собой период, в течение которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно. - Третий этап. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин, например одна из сторон нарушила положения договора. Каждый этап взаимоотношений между франчайзором и франчайзи должн быть оговорен в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге. Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии. Франчайзинговый договор должен содержать пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия. Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период. Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно. Многие договоры коммерческой концессии предусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться, и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье. Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений. Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении. Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе. Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому франчайзи может открыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе. Договор коммерческой концессии включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора. Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Например: - Поставки . Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей. - Прекращение действия договора . Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре. - Условия прекращения договора . Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Договор коммерческой концессии также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться. Нет смысла рассматривать все требования франчайзингового договора, так как они отличаются в зависимости от типа бизнеса. Библиография I. Основная литература
II. Дополнительная литература 1. Г. Шапкина. Договор аренды – «Хозяйство и право» №7, 2003г. 2. К. Сусанян. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами - М., 1992; 3. Б.Д. Завидов. Договор аренды в современном гражданском праве России – ИПС «Консультант Плюс3000», 2004г.; 4. В.С. Мельников. Лизинговые сделки – «Современное право», №2, 2004г.; 5. А.Н. Харин. Залог предмета лизинга – «Современное право», №9, 2003г.; 6. Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина. Обзор законодательства об иностранных инвестициях – «Право и экономика», №3, 2003г.; 7. В.В. Витрянский. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М.: Статут, 1999г. 8. В.В. Белов, Г.В. Виталов, Г.М. Денисов. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999г.; 9. В. Погуляев. Коммерческая тайна и ноу-хау – «ЭЖ - Юрист», №18, 2004г.; 10. И.Зенин, Е.Моргунова, В. Погуляев. Что такое информация и как ее защищать – «Закон», №12, 2002г.; 11. А.П. Сергеев. Право интелектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание 2, переработанное и дополненное – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001г.; 12. И. Рыкова. Коммерческая концессия – франчайзинг? - Оборудование, рынок, предложения, цены (приложение у журналу «Эксперт») №2, 2001г.; 13. О.А. Орлова. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров. – «Законодательство и экономика», №6, 2003г.; 14. Ю.В. Романец. Система договоров в гражданском праве России, М., 2001г.; 15. А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская. Коммерческое право. Учебник – СПб, 1997г.; 16. В. Евдокимова. Франшиза и договор коммерческой концессии – «Хозяйство и право» №12, 1997г.; 17. Н.А. Зорин. Популярно о коммерческой концессии – «Современное право», №2, 2002г. 1 Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами .- М., 1992 |