Реферат: Налоговый контроль 5

Название: Налоговый контроль 5
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет психологии, педагогики и права

Специальность «Юриспруденция»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоговое право

Тема: Налоговый контроль

Студентка: 5 курса

Самарина И.В.

Череповец, 2009 г.

План

Введение……………………………………………………………………………………3

1. Понятие и значение налогового контроля…………………………………………….4

2. Формы и виды налогового контроля…………………………………………………..6

3. Налоговые проверки……………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………………14

Введение

Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.

Налоговые отношения исключительно важны для функционирования государства и обеспечения его суверенитета, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Налоговый контроль является составной частью финансово­го контроля и одним из видов государственного контроля. Ука­зом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Рос­сийской Федерации» установлено, что государственный фи­нансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, ор­ганизацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешне­го долга, государственных резервов, предоставлением финансо­вых и налоговых льгот и преимуществ.

1. Понятие и значение налогового контроля

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, оп­ределенное содержание и способы его осуществления. Налого­вый контроль служит формой реализации контрольной функ­ции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права госу­дарства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой по­литики экономическую безопасность России и соблюдение го­сударственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль — это контроль госу­дарства в лице компетентных органов за законностью и целесо­образностью действий в процессе введения, уплаты или взима­ния налогов и сборов.

Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налого­вом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяй­ственной деятельности фискально обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственно­го контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфи­ческие черты, отличающие его от иных направлений контроль­ной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц. целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятель­ности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые орга­ны, органы государственных внебюджетных фондов, таможен­ные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счет­ная палата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотно­шений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением уста­новленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обес­печение законности и эффективности налогообложения. Наи­более ярко это выражается в проверке соблюдения специаль­ных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являют­ся требования о предоставлении налоговым органам информа­ции, необходимой для осуществления контроля за правильно­стью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществ­ляется путем решения определенных задач, зависящих от про­водимой государством финансовой политики:

—обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентра­лизованных денежных фондов;

—обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

—улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

—проверка выполнения финансовых обязательств перед го­сударством и муниципальными образованиями со стороны ор­ганизаций и физических лиц;

—проверка целевого использования налоговых льгот;

—пресечение и предупреждение правонарушений в налого­вой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискаль­ные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблю­дение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый кон­троль за частным сектором экономики затрагивает только сфе­ру выполнения денежных обязательств перед государством (уп­лату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблю­дение установленных государством правил ведения бухгалтер­ского учета, а также выполнение законных требований уполно­моченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

2. Формы и виды налогового контроля

Реализация налогового контроля осуществляется посредст­вом процедурно-процессуальной деятельности налоговых орга­нов, основу которой составляют обоснованные и адаптирован­ные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­ жения и организации контрольных действий. Под формой нало­гового контроля можно понимать и отдельные аспекты прояв­ления сущности контроля в зависимости от времени проведе­ния контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

—проверки;

—получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

—проверки данных учета и отчетности;

—осмотр помещений и территорий, используемых для из­влечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осу­ществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, по­скольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адек­ватное применение приемов и способов налогового контроля га­рантирует соблюдение прав и законных интересов подконтроль­ных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функ­ционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов про­верок, оценок и анализа финансового состояния подконтроль­ных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятель­ности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; осо­бенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным осно­ваниям на несколько групп.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетно­го периода по конкретному виду налога либо до решения во­проса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязатель­ным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государствен­ного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых фи­нансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хо­зяйствующих субъектов. Предварительная реализация кон­трольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укрепле­нию финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по про­ектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового кон­троля является его проведение в ходе реализации хозяйствен­ных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной ра­боты налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый кон­троль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых опе­раций, что позволяет и контролирующим органам, и подкон­трольным субъектам быстро реагировать на изменения в фи­нансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и други­ми методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельно­сти подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финан­совой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном счете закладывается база для дальнейшего совершен­ствования государственной и муниципальной финансовой дея­тельности. Последующий налоговый контроль отличается уг­лубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за определенный период и позво­ляет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансо­вой деятельности и одновременно разновидностью управленче­ской деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый кон­троль: а) выездной — в месте расположения Налогоплательщика; б) камеральный — по месту нахождения налогового органа.

3. Налоговые проверки

Налоговая проверка — это основная форма налогового контро­ ля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законода­ тельства о налогах и сборах и осуществляемая посредством со­ поставления отчетных данных налогоплательщиков с фактиче­ ским состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельно­сти налоговых органов, право на реализацию которой им пре­доставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых орга­нах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных полномочий возможна только в порядке, установленном НК РФ. Детальная правовая регламен­тация контрольных процедур осуществляется посредством нор­мативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом. Основной целью налоговых проверок является контроль за соблюдением фискально обя­занными лицами законодательства о налогах и сборах, своевре­менностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

В соответствии с НК РФ субъектами, уполномоченными проводить налоговые проверки, выступают налоговые и тамо­женные органы. Таможенные органы полномочны проводить налоговые проверки только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, полноправными субъ­ектами, обладающими всеми правами на проведение налоговых проверок относительно всех фискально обязанных лиц и по уплате всех видов налогов, выступают исключительно налоговые органы.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие общие правила проведения налоговых проверок.

Срок давности проведения налоговой проверки составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, пла­тельщика сбора или налогового агента. Данный срок соотно­сится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, который также равен трем годам.

В случае возникшей у налогового органа необходимости по­лучения информации о деятельности третьих лиц, связанной с проверяемым налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, имеющих значение для выявления фак­тической финансово-хозяйственной деятельности проверяемо­го субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой проверкой. Однако не следует считать встречную проверку самостоятельным видом налоговых прове­рок, поскольку ее назначение возможно исключительно в пре­делах осуществления камеральной или выездной налоговой проверки. Тем самым истребование документов у третьих лиц (встречная налоговая проверка) не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведе­ния камеральной или выездной налоговой проверки.

По общему правилу запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщи­ком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая: 1) проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организа­ции-налогоплательщика; 2) проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за дея­тельностью налогового органа, проводившего первичную про­верку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при про­ведении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда. Названный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников налоговых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодатель­ство запрещает причинение вреда налогоплательщику, плателъщику сборов, налоговому агенту или их представителям, а также имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реализация принципа недопустимости при-минения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причиненных такими действиями. Неправомерными действиями сотрудников налоговых органов следует считать поступки, совершенные с превышением закон­но установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду неполученный доход), при этом не имеет значения форма вины, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вреда производится за счет средств казны Российской Федера­ции, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально обязанным лицом финансовой отчетной документа­ции автоматически выступает юридическим фактом для про­верки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля — по мере предоставления отчетности.

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой
проверки.

Объектом камеральной налоговой проверки служит финан­сово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчет­ный налоговый период.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствую­щие о добросовестном исполнении налогоплательщиком нало­говой обязанности.

Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерчен­ного круга финансовых документов.

Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о дос­товерности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если нало­говой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки на­логоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

Выездная налоговая проверка проводится по одному или не­скольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от каме­ральной служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им пред­принимательской деятельностью.

Объектом выездной налоговой проверки выступают финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь от­четный период, но не более чем за три года, предшествующие назначению данного вида проверки.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверя­ются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества,

осмотр (обследование) территории и помещений налогопла­тельщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

Инициатором проведения выездной налоговой проверки может быть исключительно руководитель (его заместитель) на­логового органа, который и выносит соответствующее решение.

По общему правилу налоговая проверка по месту нахожде­ния налогоплательщика не может продолжаться более двух ме­сяцев. В исключительных случаях допускается продление про­цессуального срока проведения выездной налоговой проверки до трех месяцев.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидете­лей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привле­кать понятых; назначать экспертизу.

По окончании выездной налоговой проверки контрольным органом составляется справка о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сро­ки ее проведения.

Не позднее двух месяцев после составления данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить резуль­таты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налого­вой проверки фиксируются выявленные и документально под­твержденные факты налоговых правонарушений либо отсутст­вие фактов нарушения налогового законодательства. В случае выявления в ходе проведенной проверки налоговых правонару­шений в акте налоговой проверки обязательно отражаются вы­воды и предложения проверяющих по устранению выявленных деликтов, а также указываются статьи НК РФ, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.

Акт налоговой проверки подписывается должностным ли­цом налогового органа, проводившим проверку, а также руко­водителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем или их представителями. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт налоговой проверки и предос­тавить письменное объяснение о причинах подобного отказа. В случае несогласия налогоплательщика с фактами или вывода­ми, содержащимися в акте налоговой проверки, он имеет право

в двухнедельный срок представить в налоговый орган письмен­ные возражения по акту в целом или по его отдельным положе­ниям, а также вправе приложить к своим возражениям доку­менты (заверенные копии), свидетельствующие об обоснован­ности его возражений.

Руководитель (его заместитель) налогового органа обязан в течение двух недель рассмотреть акт выездной налоговой про­верки и принять мотивированное решение о наличии или от­сутствии в деяниях проверяемого субъекта состава налогового правонарушения либо о необходимости проведения дополни­тельных контрольных мероприятий.

Заключение

В заключении можно сказать следующее, налоговый контроль — это контроль госу­дарства в лице компетентных органов за законностью и целесо­образностью действий в процессе введения, уплаты или взима­ния налогов и сборов.

Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налого­вом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяй­ственной деятельности.

Цельналогового контроля может быть определена как обес­печение законности и эффективности налогообложения. Наи­более ярко это выражается в проверке соблюдения специаль­ных налоговых режимов. Налоговый контроль выступает разновидностью финансо­вой деятельности и одновременно разновидностью управленче­ской деятельности государства в налоговой сфере. Выполнение основной цели налогового контроля осуществ­ляется путем решения определенных задач,зависящих от про­водимой государством финансовой политики.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий.

Налоговая проверка — это основная форма налогового контро­ля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законода­тельства о налогах и сборах и осуществляемая посредством со­поставления отчетных данных налогоплательщиков с фактиче­ским состоянием его финансово-хозяйственной деятельности. Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельно­сти налоговых органов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ

2. Закон «О налоговых органах Российской Федерации»

3. Налоговой право России: учеб. Для вузов / отв. Ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.

4. Налоговое право: учебное пособие / Под ред. Пепеляева С.Г. – М.: Юристъ, 2007.