Контрольная работа: Отечественная история 8
Название: Отечественная история 8 Раздел: Исторические личности Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 93 по предмету Отечественная история» (код ИР 93) Вопрос 1. Составьте сравнительную таблицу деятельности первых Рюриковичей в области экономики, политики, культуры. Дайте оценку правителям древнерусского государства. Какие сферы деятельности преобладали у каждого из них? Чем это можно объяснить?
У всех Рюриковичей преобладала внутри- и внешнеполитическая деятельность, практически отсутствовали экономические и культурные преобразования. Это было обусловлено стадией социально-экономического развития Киевской Руси. Вопрос 2. Составьте таблицу основных сражений русских воинов с монголами в XIII - XV вв. Составьте таблицу крестьянских, городских и религиозных выступлений россиян в XVII в., выделив общие и особые черты. Основные сражения русских воинов с монголами в XIII - XV вв.
Крестьянские, городские и религиозные выступления россиян в XVII в.
Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой четверти XVIII в. Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, непрекращающееся недовольство народа в «бунташный» XVII в., перемены в мире требовали от России ответа на вызов времени. Этим ответом явились петровские преобразования в первой четверти XVIII в. Вопрос 3. Кого в России называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории? Разночинцы (“люди разного чина и звания”), в конце XVIII—XIX вв. межсословная юридически не оформленная категория населения — выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), главным образом люди умственного труда. Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права стали основным социальным слоем для формирования буржуазной интеллигенции. Демократическое крыло разночинцев, выдвинувшее ещё до крестьянской реформы 1861 ряд видных деятелей освободительного движения (В. Г. Белинский, петрашевцы), в пореформенную эпоху заняло ведущее место в революционном движении. Буржуазно-демократический этап освободительной борьбы в России (приблизительно 1861-95) Оппозиционность была вынужденной формой социального существования. русского разночинства. Выбиваясь всеми правдами и неправдами на поверхность жизни, добиваясь грамотности и образования, оно особенно остро чувствовало унизительность, второсортность своего положения в дворянском государстве. Эта обида последовательно нарастала в сороковые, пятидесятые и достигла высшей точки в шестидесятые годы, когда разночинцы превратились в наиболее динамичную и жизнеспособную часть нации. Вопрос 4. Покажите влияние важнейших внутренних и внешних факторов на развитие российской культуры в XVIIIв. Сведите этот материал в таблицу. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы. Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова «рацио» — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина— вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).
Вопрос 5. Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-х г. XIX в. В чем Вы видите причины расхождений в их позициях?
Ни у императора, ни у Министерства внутренних дел, ни у передовых эшелонов русского общества не было определенного плана действий. Вся программа заключалась в быстром реагировании на происходящее в стране. А происходящие в стране было сложным и неоднозначным. Крепостники запугивали Александра II грозящими России бедами. Дворянское общественное мнение во главе с частью высшего чиновничества всячески старались затормозить осуществление реформы. Однако, начало делу освобождения крестьян от крепостного ига было положено. Именно по этому поводу Герцен скажет об Александре II - “Ты победил, Галилеями!” А Чернышевский напишет в “Современнике”: “История России с настоящего года столь же различна от всего предшествовавшего, как различна была ее история со времен Петра от прежних времен. Новая жизнь, теперь для нас начинающаяся, будет настолько же прекраснее, благоустроеннее, блистательнее и счастливее прежней, насколько сто пятьдесят последних лет были выше XVII столетия в России. Благословение, обещанное миротворцами и кротким, увенчивает Александра II счастьем, каким не был увенчан еще никто из государей Европы, счастьем – одному начать и совершить освобождение своих подданных.” Поскольку после опубликования рескриптов дело освобождения крестьян получило огласку, 20 января 1858г. Секретный комитет был переименован в “Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений и крепостном состоянии.” Председателем его стал князь А.Ф. Орлов, а несколько позднее – великий князь Константин Николаевич. 21 апреля 1858 года Александр II утвердил программу Главного комитета по крестьянскому делу на принципах рескрипта Назимову. Основные вопросы, рассматривавшиеся в губернских комитетах, сводились к определению размера наделов, повинностей за землю и установлению предела вотчинной власти. При этом большая часть комитетов высказать за сокращение крестьянских наделов. Повинности же предлагалось сохранить прежними, а в отдельных губерниях – даже увеличить. Герцен, внимательно следивший за ходом подготовки реформы, писал об Александре II: “Нет, не по его плечам эта ноша”; “Тихо, ужасно тихо идут дела на Руси, слабая рука Александра Николаевича дрожит”. Противникам реформ из Главного комитета удалось уже из рескрипта петербургскому генерал-губернатору убрать слова о немедленном освобождении крестьян из крепостной зависимости и о том, что размеры выкупа усадьбы не должны превышать ее реальной стоимости. Император согласился на эти изменения. Александру II стало ясно, что условия освобождения будет вырабатывать не Главный комитет, большинство которого было против освобождения крестьян. С другой стороны, при враждебном отношении к реформе большинство помещиков и скрытом сопротивлении ей значительной части государственного аппарата, Александр II явно не хотел открыто поддерживать ни тех, ни других. Он занял позицию судьи, который ищет компромисс между двумя точками зрения. Пока же, Министерство внутренних дел сделало ответный ход, подготовив свое наставление губернским дворянским комитетам, включавшее в себя следующее: 1) Освобождение крестьян с землей. 2) Определение повинности крестьян в пользу помещиков. 3) Выкуп усадьбы. 4) Полная личная независимость крестьян от помещиков, право их переходить на другие земли и прочее. Вопрос 6. Расположите события в хронологическом порядке: а)Парижский мир – непонятно, какой именно Парижский мир имеется в виду, поэтому отразить этот вопрос в хронологии не представляется возможным Парижский мир 1801 Парижский мир 1801 заключён 26 сентября (8 октября) после выхода России из 2-й антинаполеоновской коалиции, провозглашал мир и дружбу между Россией и Францией Парижский мир 1806 Парижский мир 1806 заключён 8 (20) июля между Россией и Францией, завершил русско-австро-французскую войну 1805. Предусматривал эвакуацию российских войск из Далмации и французских войск из Черногории. Парижский мир 1814 Парижский мир 1814 подписан 18 (30) мая Францией и странами - участницами 6-й антинаполеоновской коалиции - Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией; позднее присоединились Испания, Швеция Парижский мир 1815 Парижский мир 1815 заключён 8 (20) ноября, завершил военные действия между Францией и 7-й антинаполеоновской коалицией (Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия). Парижский мир 1856 Парижский мир 1856 заключён 18 (30) марта между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией с другой. Завершил Крымскую войну 1853-56. Все остальные события располагаются в порядке возрастания следующим образом: б)Венский конгресс 1814 год е)Берлинский конгресс 1878 г. г)Портсмутский мир 1905 год д)Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. в)Брестский мир 1918 год Вопрос 7. Составьте таблицу, заполнив графы: «Предпосылки индустриализации», «Основные задачи индустриализации», «Социально-экономические результаты индустриализации», «Социально-экономические последствия индустриализации».
Вопрос 8. Укажите годы жизни, сферу деятельности и след, оставленный в отечественной истории с этими личностями: 1. В.Я. Струве – (1793-1864), русский астроном и геодезист. Родился 4 (15) апреля 1793 в Альтоне близ Гамбурга (Германия) в многодетной семье директора классической гимназии. В 1808 покинул Германию и поступил в Дерптский (Тартуский) университет. В 1810 окончил его по специальности «филология», в 1813 защитил магистерскую диссертацию по астрономии. В том же году стал экстраординарным профессором Дерптского университета, в 1818-1820 возглавил кафедру астрономии. В 1818-1839 был директором Дерптской обсервтории, в 1839-1862 директором Пулковской обсерватории, создание и оснащение которой проходило при его деятельном участии. Широкую известность Струве получил благодаря своим исследованиям двойных и кратных звезд, начатым в 1813. В 1827 опубликовал каталог точных положений 3110 таких звезд, двойственность свыше 2 тыс. из них была обнаружена им самим. В 1852 вышел каталог «Средние положения», в котором приведены результаты наблюдений 2874 звезд, выполненных Струве и его помощниками в период с 1822 по 1843. Оба этих каталога широко использовались впоследствии в работах по звездной астрономии. 2. В.М. Васнецов- (1848-1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867-1868 его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868-1875). Был членом «Товарищества передвижников». Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, — таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же). С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, — те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок — картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881-1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897; все картины — в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881-1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885). Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве — памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906). Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883-1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901-1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913-1918; обе работы — в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики. 3. В.И. Шервуд- (1832-1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848-1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве. Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», — несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876-1881). Мастер осмыслял это здание — своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади — как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т. е. еще одного «исторического храма»; 1880-1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1). 4. Ф.И. Шаляпин - (1873-1938), русский певец (бас-баритон). Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 — в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938. 5. К.А. Тимирязев - (1843, Петербург — 1920, Москва), естествоиспытатель, один из основоположников русской школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Окончил Петербургский университет (1865). С 1870 жил в Москве. В 1870—92 работал (с 1871 профессор) в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязеваhttp://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=4&rq=4&id=106&aid={71FB7AF7-CC3C-4CB6-BB51-336A9E22743E}). В 1878—1911 профессор Московского университета; в 1911 во главе группы 107 профессоров вышел в отставку в знак протеста против действий министра просвещения Л.А. Кассо. Основные исследования Тимирязева по физиологии растений посвящены изучению механизма фотосинтеза. Тимирязев внёс существенный вклад в развитие научных основ агрономии, явился инициатором ряда агромероприятий, создания опытных станций и экспериментальных теплиц. Один из первых пропагандистов дарвинизма в России, популяризатор и историк науки. Автор книги «Жизнь растения» (1878), выдержавшей десятки изданий на русском и иностранных языках. В 1920 избран депутатом Моссовета. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1923 на Тверском бульваре, близ площади Никитские ворота, установлен памятник Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). В 1924 воздвигнут памятник Тимирязеву перед главным корпусом Московской сельскохозяйственной академии (скульптор М.М. Страховская, архитектор С.Е. Чернышёв). Бюст Тимирязева установлен в Аллее учёных перед зданием МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор С.Д. Меркуров). Именем Тимирязева названы: улицы — Тимирязевская и Тимирязева (Зеленоград), проезд, станция и линия (Серпуховско-Тимирязевская) метро, один из муниципальных округов столицы. Его имя присвоено Институту физиологии растений АН СССР (1936), Биологическому музею. Учреждены премия АН СССР (1940) и Золотая медаль ВАСХНИЛ (1971) имени Тимирязева. В доме, где в 1887—1920 жил Тимирязев (Романов переулок, 2; мемориальная доска), в 1942 открыт мемориальный музей. 6. Н.И. Вавилов - 1887, Москва — 1943, Саратов), генетик, селекционер, географ, общественный деятель, академик АН СССР (1929), первый президент (1929—35) ВАСХНИЛ. Брат С.И. Вавиловаhttp://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=4&rq=4&id=106&aid={04E03019-3CB7-4133-88AA-2B11EDF6FD02}. Из семьи крупного московского коммерсанта. По окончании (1911) Московского сельскохозяйственного института (ныне ТСХА) работал там же на кафедре частного земледелия, одновременно преподавал на Голицынских высших сельскохозяйственных курсах. В 1917—21 профессор агрономического факультета Саратовского университета. В 1921—40 работал в Ленинграде и Москве (с 1930). В Ленинграде руководил Отделом прикладной ботаники и селекции, который в 1924 был реорганизован во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). В Москве возглавлял (1930—33) Генетическую лабораторию АН СССР, а затем (1933—40) организованный на базе этой лаборатории Институт генетики АН СССР. Организовал и провёл более 60 ботанико-агрономических экспедиций в страны Средиземноморья, Северо-Восточной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Собрал крупнейшую в мире (свыше 200 тыс. образцов) коллекцию семян культурных и дикорастущих растений (хранится в ВИРе), заложил основы госсортоиспытаний полевых культур. Вавилов обосновал научные принципы селекции растений. Создал учение об иммунитете растений (1919), сформулировал (1920) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Мужественно защищал генетику в борьбе с «учением» Т.Д. Лысенко. Президент Всесоюзного географического общества (1931—40). Премия имени В.И. Ленина (1926). Репрессирован (1940), умер в заключении. 7. Л.Н. Андреев [1871-1919] - беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые годы провел в крайне тяжелых материальных условиях, усугубленных тяжелой наследственностью - алкоголизмом. В 1890 занимался адвокатской практикой и сотрудничал в различных московских газетах (судебный репортаж, фельетоны). Первые рассказы: "Он, она и водка", 1895 ("Орловский вестник"), "Бергамот и Гараська", 1898 ("Курьер"). Впервые внимание к А. привлек рассказ - "Жили-были" в журнале "Жизнь" [1901]. В этом же году вышла первая книга рассказов А., к-рая вызвала ряд критических статей о нем; особенно много внимания к А. привлекают рассказы - "Мысль" и "Призраки" [1902]. В 1905 А. предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП, в связи с чем подвергся некоторым репрессиям со стороны правительства. В годы реакции он становится во главе сборников "Шиповник" (см.), объединяющих реалистов-общественников из "Знания" (см.), символистов-индивидуалистов из "Весов" (см.) и др. 8. М. Петипа - (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа». Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца — Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 - балетмейстера, а с 1869 — главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье Пахита (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т. н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в. Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в Баядерке (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским (Спящая красавица, 1890; отдельные эпизоды Лебединого озера, 1895) и А.К.Глазуновым (Раймонда, 1898). 9. В.Г. Короленко - (1853-1921), русский писатель. Родился 15 (27) июля 1853 в Житомире. Был смолоду вовлечен в политическую деятельность, что привело к его исключению из Петровской земледельческой академии в Москве. В 1879 Короленко был сослан в Сибирь на шесть лет за участие в народническом движении. По возвращении в Россию Короленко жил в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Полтаве. Октябрьскую революцию принял враждебно, но против большевиков активно не выступал. Короленко начал писать еще до ссылки, но признание пришло к нему лишь после публикации рассказа Сон Макара (1885), фантазии, основанной на якутской мифологии. Его важнейшее произведение, автобиографическая История моего современника, было полностью опубликовано посмертно. Наиболее известными сочинениями Короленко в области художественной прозы являются рассказы и повести Лес шумит, Слепой музыкант, В дурном обществе, где нарисован запоминающийся образ его строгого, но справедливого отца, житомирского судьи; Судный день и Без языка, новелла, вдохновленная путешествием Короленко в Америку в 1893 и описывающая мытарства русского иммигранта в Нью-Йорке. Короленко был также выдающимся публицистом и отдавал много сил кампаниям по оказанию помощи голодающим и упразднению смертной казни, воинской повинности и дискриминации по национальному признаку. 10. М.Н. Ермолова - (1853, Москва — 1928, там же), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Родилась в семье суфлёра Малого театра. В 1862 поступила в училище при Малом театре. По просьбе отца Ермоловой несколько уроков ей дал И.В. Самарин, но затем счёл занятия бесперспективными. Дарование воспитанницы Ермоловой впервые раскрылось в роли Эмилии Галотти (в одноименной драме Г. Лессинга), которую она сыграла в январе 1870, заменив заболевшую Г.Н. Федотову. После этого спектакля, ещё оставаясь в училище, Ермолова начала выступать на сцене Малого театра; в мае 1871 зачислена в труппу, с которой никогда не расставалась. Уже в первой роли обнаружились исключительные артистические данные Ермоловой — мощь контральтового голоса, сила и заразительность переживания, интуиция к трагическому. Став любимой актрисой радикально настроенной молодёжи, Ермолова впитала и выразила её стремления и нравственные вкусы. В свой первый бенефис (1876) она сыграла Лауренсию в переведённом для неё «Овечьем источнике» Лопе де Веги. Резкость гражданского звучания привела к быстрому изъятию пьесы из репертуара; та же судьба выпала «Корсиканке» Л. Гуальтьери (1881). Завершённостью образа отмечены её Юдифь («Уриель Акоста» К. Гуцкова, 1879), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1886), Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Веги, 1886), Гермиона («Зимняя сказка» У. Шекспира, 1887), Сафо («Сафо» Ф. Грильпарцера, 1892); высшим достижением актрисы стала роль Иоанны («Орлеанская дева» Шиллера; впервые исполнена в 1884, в последний раз — в 1902). Среди её работ в пьесах А.Н. Островского, кроме Катерины, сыгранной ещё в 1873, выделяются роли Тугиной («Последняя жертва», 1877), Евлалии («Невольницы», 1883), Олёны («Воевода», 1886), Людмилы («Поздняя любовь», 1896). Лучшая роль Ермоловой в пьесах Островского — Негина («Таланты и поклонники», 1881). Вершина последнего периода творчества Ермоловой — Кручинина («Без вины виноватые», 1908). Сравнительно рано отказавшись от «молодых» ролей, Ермолова создала цикл ролей матерей: Волумния в «Кориолане» (1902), Зейнаб в «Измене» А.И. Южина (Сумбатова) (1903), княжна Плавутина-Плавунцова в «Холопах» П.П. Гнедича (1908), фру Альвинг в «Привидениях» Г. Ибсена (1909). Последние её роли — Мамелфа Дмитриевна в «Посаднике» А.К. Толстого (1918) и королева Маргарита в «Ричарде III» Шекспира (1920). 2 мая 1920 состоялось чествование Ермоловой в связи с 50-летием её работы на сцене. 11. А.Д. Сахаров - (1921-1989), советский физик и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира (1975). Начиная с 1950 Сахаров вместе с Таммом занимался проблемами управляемого термоядерного синтеза. Ими был предложен принцип магнитной термоизоляции плазмы. В 1952 по инициативе Сахарова были начаты экспериментальные работы по созданию взрывомагнитных генераторов — устройств, в которых энергия взрыва химической или ядерной реакции преобразуется в энергию магнитного поля. В 1964 в ходе этих работ удалось получить рекордно большое магнитное поле — 25 млн. Гс. В 1953 Сахаров был избран действительным членом АН СССР. Работая над созданием термоядерного оружия, Сахаров осознавал его огромную опасность. Он убедил Н.С.Хрущева вступить в переговоры о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, завершившиеся подписанием Московского договора в 1963. В 1967 участвовал в работе Комитета по защите Байкала. В статье Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе, опубликованной на Западе в 1968, Сахаров обращал внимание на опасность ядерной войны и выступал за развитие демократических обществ в СССР и США. После опубликования этой статьи был отстранен от работ по секретной тематике и в 1969 вернулся в Физический институт, где занимался теорией элементарных частиц, теорией гравитации, космологией. В 1970 Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека. Он выступал за право на эмиграцию, отмену смертной казни, против принудительного лечения политических оппонентов режима в психиатрических больницах, высказывался по проблемам загрязнения окружающей среды. В декабре 1979 Сахаров публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. Был лишен всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий). 22 января 1980 был выслан в Горький, пробыл в изоляции от внешнего мира 7 лет, дважды объявлял голодовку в знак протеста против действий властей по отношению к его родным. В декабре 1986 Сахаров был возвращен в Москву по распоряжению М.С.Горбачева. В марте 1989 Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии наук. Стал одним из лидеров группы наиболее радикально настроенных депутатов, выступавших за быструю экономическую и политическую децентрализацию в стране и отмену привилегированного положения Коммунистической партии. Умер Сахаров в Москве 14 декабря 1989. 12. С.П. Королев - (1907-1966), советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых боевых и космических ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда. 13. С. Мамонтов - (1841, г. Ялуторовск Тобольской губернии — 1918, Москва), предприниматель, меценат, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник (1896). Сын И.Ф. Мамонтова — купца 1-й гильдии, почётного гражданина. Учился в Институте корпуса гражданских инженеров в Петербурге (1854—56), на юридическом факультете Московского университета (1860—62). Затем привлечён отцом к участию в его предприятиях. В 1860-х гг. кандидат в члены правления и член правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1869 унаследовал часть состояния отца. С 1872 директор Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х гг. купец 1-й гильдии, избран гласным Городской думы, членом Общества любителей коммерческих знаний. С 1894 председатель правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Мамонтов был главным акционером. Одновременно Мамонтов создавал конгломерат связанных между собой предприятий. Долги, сделанные Мамонтовым в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства вызвали крушение мамонтовского дела. В 1899 Мамонтов арестован, заключён в Таганскую тюрьму. В 1900 Московский окружной суд признал отсутствие корыстного умысла в его действиях, однако объявил Мамонтова несостоятельным должником. Впоследствии он отошёл от активного предпринимательства. 14. М.Л. Ростропович - (1927-2007), русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель. Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» — почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria». 15. И.А. Бродский (1940-1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург. Основным жанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма — афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлять язык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты со строфикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанного текста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаря особой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанный текст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан. Вопрос 9. Проанализируйте общее и особенное в причинах развязывания первой и второй мировых войн? Чем можно объяснить тот факт, что в роли источника военной опасности в обоих случаях выступала Германия? Вопрос о причинах первой мировой войны является одним из самых обсуждаемых в мировой историографии с момента начала войны в августе 1914. Общепринятой непосредственной причиной начала военных действий является Сараевское убийствоэрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврило Принципом. С другой стороны, столь же общепризнано, что убийство было лишь ближайшим поводом, «толчком» к войне, в то время как ней исподволь вели многочисленные скрытые факторы, центральными из которых являлись конкурирующие националистические интересы крупнейших европейских держав. Причины развязывания войны Германией: · Как новая динамичная империя стремилась к военному, экономическому и политическому лидерству на континенте. · Включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, претендовала на равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии. Проявляла особую активность в получении рынков. · Квалифицировала Антанту как соглашение, имевшее целью подорвать могущество Германии. 1 сентября 1939 года разразилась вторая мировая война. Безусловно, главным виновником этого кровавого безумия стала фашистская Германия. Но если смотреть шире, то новая мировая война была подготовлена всей совокупностью общественной, международной психологической атмосферы, сложившейся в первые десятилетия ХХ в. Общие причины первой и второй мировых войн: жесткое идеологическое противостояние, торжество тоталитарных систем, рост реваншистских устремлений, политическая близорукость и некомпетентность государственных лидеров, укоренившаяся привычка решать международные проблемы при помощи силы, а собственное благополучие строить за счет других народов – все эти обстоятельства можно рассматривать как неоспоримые факторы развязывания первой и второй мировых войн. Вопрос 10. Укажите причины, приведшие к перестройке? Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Принимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось. Советская экономика в начале 80-х годов становилась невосприимчивой к интенсификации, научно-техническому прогрессу. Она приобретала закрытый характер. Отсталость машиностроения, сырьевая направленность экономики, неразвитость потребительского сектора деформировали структуру производства, не позволяли решать социальные проблемы. Падала рентабельность производства. Техническое состояние парка машин было неудовлетворительным: более 40% механизмов имело степень износа, превышающую 50%. В систему управления проникла безответственность. Падали производительность и дисциплина труда. Страной все больше и больше правили не закон, а люди, получившие право его трактовать и использовать. К середине 80-х годов сформировался "механизм торможения", не позволявший ответить на вызов научно-технической революции и заблокировавший экономический и социальный прогресс. К середине 80-х годов назревший потенциал перемен был понятен не только на политическом Олимпе, но и на уровне обывателя. Предложенная М.С.Горбачевым "перестройка" нашла живой отклик во всех слоях советского общества. На языке самого реформатора перестройка означала: - создание эффективного механизма ускорения социально-экономического развития общества; - всестороннее развитие демократии, социалистического самоуправления, укрепление дисциплины и порядка, уважение к ценности и достоинству личности; - отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; - решительный поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и т.д. Ключевыми фразами политического лексикона М.С.Горбачева стали; "повернуть экономику к человеку, создать достойные условия труда и жизни советских людей, переориентировать экономику на социальные нужды народа, сделать все для социального развития села и т.д.". При всей банальности перечисленных призывов, лозунгов и данных обещаний нельзя не заметить главного: в политику с ориентацией на гражданские ценности человека, живущего своим трудом, способностями и талантом, должны были поверить. ЛитератураВерт Н. История советского государства. М.:Инфра-М., 1998. - 544 с. Мунгаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М.: Инфра.М-Норма, 1997. Отечественная история ХХ век. Учебное пособие. / Под ред. проф. А.В.Ушакова. М.:АГАР, 1996 Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть 2. / Под общей ред. проф. А.А.Данилова. - М.:ВЛАДОС, 1994. |