Курсовая работа: Эксплуатационные свойства автомобилей
Название: Эксплуатационные свойства автомобилей Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иркутский Государственный Технический Университет Курсовая работа по предмету: «Автотранспортные средства» Выполнил: ст-т гр. 1.Определение полной массы автомобиля и распределение её по мостам. ma= mc+ mг + 80*z n; где zn – число пассажиров, включая водителя mc – масса снаряжённого автомобиля mг - масса груза ma= 8020+5500+80*3=13760 кг Нагрузка на задний мост 2/3ma = 9174 кг Нагрузка на передний мост равна 4586 кг Нагрузка на одно колесо равна 2293,5 кг Выбираем шины с регулируемым давлением и рисунком протектора повышенной проходимости (ГОСТ 13298 – 78) 370 – 508 (14,00 – 20) статический радиус rc=0,583 м 2. Подбор внешней характеристики двигателя Расчёт начинаем с определения мощности двигателя, необходимой для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью. где Ga – полный вес автотранспортного средства, Н; fv – коэффициент сопротивления качению при максимальной скорости; V – максимальная скорость, м\с; К = 0,7 – коэффициент обтекаемости, нс2/н4 F – лобовая площадь автомобиля, м2; hтр = 0,83 КПД трансмиссии; Кр =0,95 – коэффициент коррекции, учитывающий особенность стандарта, по которому была снята внешняя скоростная характеристика. Значения fv определяются выражением где f = 0.2 – коэффициент сопротивлению качению Лобовая площадь определяется: F = Bk H где Bk = 2 – колея автомобиля, м; Н = 2.87 – наибольшая высота автомобиля, м; Пользуясь эмпирической формулой С.Р. Лейдермана, находят максимальную мощность двигателя: F =2000*2850=5,74 м2 где a,b,c, - эмпирические коэффициенты; для четырехтактных дизелей a = 0.53; b = 1.56; c = 1.09; - отношение частот вращения вала двигателя при максимальной скорости и максимальной мощности, 0,9 – 1 для грузовых автомобилей с дизельным двигателем Для построения внешней характеристики при известной мощности и выбранных коэффициентах a,b,c, воспользуемся следующим выражением: где ne – текущее значение частоты вращения вала двигателя Кривая зависимости крутящего момента двигателя от частоты вращения вала рассчитываем по формуле: М=9550*Nе/ne М=9550*24/540=440.8 H*м Результаты расчётов Ne и Me сводят в таблицу и строят график внешней скоростной характеристики, рис. 1. Таблица 1
3. Выбор передаточных чисел трансмиссии. Передаточное число главной передачи определяют из условия обеспечения максимальной скорости на вышей передаче коробки передач. где iкв = 0,7 - передаточное число коробки на высшей передаче; iдк =1,3 - высшая передача дополнительной коробки rк = 0,583– радиус качения колеса, м 4. Выбор ступеней и передаточных чисел коробки передач. Передаточное число ступеней i первой передачи определяется из условия обеспечения движения по дорогам с заданным ymax ; где ymax – суммарный коэффициент сопротивления дороги Полученное передаточное число на первой передаче надо проверить по условиям отсутствия буксования. Буксования не будет если выполнено неравенство: Me max= iгл * iдк * iк1 *тр * Kр /rk £ Pт сц где Рт сц – сила тяги по сцеплению Рт сц = 137600*0.7 = 96.32 кН Me max=7,87*1,3*5,62*0,85*0,95/0,583 =79,64 Н*м где Gb – вес, приходящийся на ведущие колеса; jх - коэффициент сцепления шин с дорогой Условие выполняется где m – номер произвольной промежуточной передачи; n – число ступеней в коробке передач, не считая ускоряющей передачи и заднего хода. 5. Тяговый баланс автомобиля. Расчёт и построение тягового баланса автомобиля выполняют в соответствии с формулой Рт = Рf +РB +РП +РI где Рт – тяговая сила, Н Рf - сила сопротивления качению, Н; РB – сила сопротивления воздуха, Н; РП - сила сопротивления подъёму, Н; Рj – сила инерции (ускорения или замедления), Н; Составляющие тягового баланса определяются формулами: ; Н Pf = Ga * f * cos a Pf = 137600*0,025*cosa =3440.6 PB = K * F * V2 PB = 0.7*5.74*0.62 = 1.3 PП = Ga* sin a Для случая движения автомобиля по горизонтальному участку PП = 0 При построении тягового баланса необходимо определить скорость движения автомобиля для всех расчетных частей вращения коленчатого вала на различных передачах. ; м/с Результаты расчётов сводятся в таблицу и строится тяговая характеристика автомобиля для всех ступеней рис.2 Таблица 2
6. Мощностной баланс автомобиля Баланс мощности автомобиля рассчитывается по формуле NT = Ne hTp = Nf + NB + Nn + Nj где NT – мощность, приведенная к ведущим колесам автомобиля, кВт; Nf - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению, кВт; NB - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт; NП - мощность, затрачиваемая на преодоление подъёма, кВт; Nj- мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт. Составляющие мощностного баланса определяются: Nf = Pf*V; Nв = Pв*V; Nп = Pп*V; Результаты расчётов сводятся в таблицу и строится график мощностного баланса рис.3. Таблица 3
7. Динамический паспорт автомобиля. Динамический паспорт представляет собой совокупность динамической характеристики с номограммой нагрузок. Динамическая характеристика определяется выражением: ; Динамическую характеристику строят для автомобиля с полной нагрузкой. С изменение веса от Ga до G0 (порожнего) в изменяется и его можно определить по формуле ; Таблица 4
По результатам вычислений строят динамическую характеристику с номограммой нагрузок рис.4. Масштаб шкалы D0 определяют по формуле ; где а – масштаб шкалы в для автомобиля с полной нагрузкой 8. Ускорение автомобиля . Ускорение находят по выражению: ; ; - коэффициент учета вращающихся масс. Коэффициент определяют по выражению: = 1,04 + 0,04 i2кп = 1,04 + 0,04 5,692 = 2,34 Полученные результаты сводим в таблицу Таблица 5
По полученным значениям ускорения строят j = f(V) для всех передач рис.5. 9. Время и путь разгона автомобиля. Время разгона t с места до скорости V определяют интегрированием функции I/j(V) ; Из-за отсутствия аналитической зависимости 1/j =f (V), его решают графическим методом, предварительно построив график 1/j =f (V).рис.6 Таблица 6
Время разгона определяется как выражение t = av*ai/j*Ft; t1 =0,2*0,2*25,5 =1,02 c Путь разгона определяют как выражение S = av*at*Fs S1 =0.2*0.2*89 = 3,56 м По результатам вычислений заносим в таблицу и строим график рис.7. Таблица 7
10. Топливная экономичность автомобиля. где ge – удельный эффективный расход топлива, г/кВт*ч; rт = 850 г/л – плотность топлива; N – мощность расходуемая для преодоления сопротивления дороги, кВт. ge = (1.05~1.15)*gmin Kob*Kи где Kob и Kи – коэффициенты, учитывающие соответственно изменения ge в зависимости от частоты вращения вала двигателя и степени использования мощности (табл. 1.2) N = Ga *y* V; При движении по горизонтальному участку дороги y = f Таблица 8.
Степень использования мощности может быть рассчитана по формуле И = Таблица 9.
ge =1,1*235*1,12*0,95 = 275,044 Данные расчётов заносят в таблицу и строят топливо экономическую характеристику, графиком топливо экономической характеристики строят график динамической характеристики на высшей ступени рис.8 Таблица 10.
11. Тормозная динамичность автомобиля. jуст = j*g/ kэ; где kэ = 1,1~1.2– коэффициент, который учитывает степень теоретически возможной эффективности тормозной системы. jуст2 =4.27 jуст1 =6.82 Тормозной путь определяют по формуле: ; где V – начальная скорость автомобиля, м/с tПР= 0.2 – время срабатывания тормозного привода, с tУ =0.4 – время в течение которого замедление увеличивается от нуля до максимального значения Результаты вычислений заносим в таблицу для j = 0,5 и j =0,8 соответственно.
Таблица 11. По результатам вычислений строим график рис.9. Список литературы Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 2401 ИрГТУ. Краткий автомобильный справочник НИИАТ – М.: Транспорт1. |