Реферат: Государственное регулирование экономики 22
Название: Государственное регулирование экономики 22 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
ВВЕДЕНИЕ В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государство в той или иной мере оказывает регулирующее воздействие на экономику в различных странах. Определение роли и места, эффективности государственного регулирования макроэкономических процессов в странах с переходной экономикой является одной из центральных проблем экономической теории и практики.При этом государственное регулирование макроэкономики обусловлено определенными границами, обусловленными уровнем обобществления производства и сбыта, монополизации и конкуренции. Умелое государственное регулирование макроэкономики позволяет предупредить и ликвидировать недостатки, которые образуются, если действует исключительно рыночный механизм. Проблемы государственного регулирования макроэкономики разрабатывались представителями различных направлений экономической теории. Тема данной курсовой очень актуальна, потому что современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства – регулятора, устанавливающего «правила» игры на рынке и реализующего механизма регулирования, но и как государства – собственника в рыночной экономике, его субъекта. Целью данной курсовой является: Рассмотрение сущности и функций государства в регулировании экономики. Основными задачами в работе являются: 1. выявить сущность государственного регулирования экономики, 2. выявить основные цели государственного регулирования экономики, 3. раскрыть основные методы государственного вмешательства. Предметом исследования данной курсовой работы является сущность государства в макроэкономике. Объектом исследования данной курсовой работы является государство. В результате написания данной курсовой работы были использованы методы: 1. Аналитический: анализ используемой литературы, 2. Информационный: обработка информации, 3. Сравнительный: сопоставление фактов. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены причины и цели государственного участия в экономике. Во второй главе рассмотрены методы государственного вмешательства в экономику. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 1.1 Государство как экономический субъект общий подход. Функция государства как ведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно - на основании своей власти - могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей [16,с.273]. Поскольку государство имеет определенную институциональную структуру, между отдельными его звеньями существует своего рода «разделение труда» по выполнению более конкретных функций. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть - правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики конкретным институциональным органам. Характер разделения функций зависит от типа организационно-политического построения самого государства[8,с.264]. Оно может иметь федеральную и централизованную структуру. В случае наличия федерации принято различать три вида субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный. Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Существуют различные теории о роли государства в экономике: теория меркантилизма, классическая теория, кейнсианская, неоклассическая, монетаристская и др. Необходимо учитывать многообразие теорий, но важно более глубокое понимание факторов и причин, обусловливающих в разных странах на различных этапах смену научных положений, принимаемых за основу при про ведении экономической политики и определении роли государства[1,с.6]. . Классическая теория возникла в ХVII в. и объединяет многих представителей экономической науки, наиболее яркими из них явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо[10,с.172]. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство. А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Идея «невидимой руки рынка» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.). Классики полагали, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь восстанавливают в экономике уровень производства при полной занятости автоматически. В качестве основы цены и конечного источника доходов ими принимались затраты труда в процессе производства. . Кейнсианская теория сформировалась в 30-е гг.ХХ в. в условиях обострения мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. и Великой депрессии, когда безработица в США достигла 25%. Основатель теории - английский экономист Дж. Кейнс создал принципиально новую теорию, опровергающую взгляды классиков на роль государства[18,с.287]. Основной вывод теории Дж. Кейнса состоит в том, что капитализм не является саморегулирующей системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия. Дж. Кейнс считается основателем теории государственного регулирования капиталистической экономики. Его теория и программа государственно-монополистического регулирования экономики изложены в главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Дж. Кейнс использует агрегированные показатели: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и т.п. Отправной точкой в его рассуждениях является совокупный спрос. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджетно-финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Для характеристики потребительского поведения Дж. Кейнс ввел понятие «предельная склонность к потреблению». Для объяснения зависимости между приростом инвестиций и выпуском (доходом) он использовал понятие «мультипликатор» (соотношение между приростом дохода и инвестиционного спроса, вызвавшего этот прирост). Использование инструментов кейнсианской теории помогло развитым странам в послевоенный период обеспечить устойчивый экономический рост. Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко ухудшились. В условиях стагфляциивыявленная английским экономистом А. Филлипсом зависимость, согласно которой безработица и инфляция не могут расти одновременно (кривая Филлипса), оказалась несостоятельной. Кейнсианские пути выхода из кризиса только «раскручивали инфляционную спираль». Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка государственного регулирования и сложилась новая модель регулирования. Современное кейнсианство - это не одна, а несколько макроэкономических теорий, отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Неоклассическая теория в отличие от классической теории не представляет собой единой концепции, хотя и опирается на некоторые общие принципы[9,с.133]. Она объединяет представителей нескольких школ. Неоклассическое направление получило отражение в работах английских, австрийских, американских экономистов. Наиболее полное отражение оно получило в работах английского экономиста А. Маршалла (Кембриджская школа). Неоклассики сформулировали закономерности хозяйствования в условиях свободной конкуренции и рыночного механизма, определили принципы экономического равновесия этой системы. Ключевая идея - взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие на рынке. В частности А. Маршалл разработал концепцию равновесной цены, основанной как на теории производственных издержек, так и на положениях австрийской школы предельной полезности. Из неоклассической теории следовало, что в условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Поэтому всякое регулирование цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким образом, неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь. Монетаристская теория, это теория макрорегулирования разновидность неоклассической теории, в известной степени альтернативная кейнсианству. Лидер монетаристского направления - американский экономист чикагской школы М. Фридмен. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизации экономики. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим развитие экономики, что основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Изменение денежного предложения, призвано прямо соответствовать динамике цен и национального дохода. 1.2 Причины и цели государственного участия в экономике. Государственное воздействие на экономику, необходимость которого очевидна, представляет собой целевую систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера. Среди иерархии целей этого воздействия ведущая роль принадлежит генеральной цели[6,с.138]. Последняя включает такие звенья развития общества, как обеспечение интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего общественного строя, международного положения страны. От этой генеральной цели распространяется множество опосредующих конкретных целей, подчиненных генеральной, но без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута. Все цели государственного регулирования экономики взаимозависимы и субординированы, являясь первичными, вторичными, третичными, производными и перенесенными и т.п. Причем положение отдельных целей государственного регулирования экономики может претерпевать изменения в зависимости от новых условий, экономических, политических и социальных задач. Так, например, при кризисе первичной целью становятся антикризисные меры, стабилизация экономики и экономический рост. При этом другие цели передвигаются на второй план, как бы подчиняются ей. Или при дефиците платежного баланса и растущей внешней задолженности, сокращении золотовалютных резервов в качестве приоритетной выступает такая цель, как оздоровление платежного баланса, реализации которой служат другие цели - привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для интенсификации производства и повышения его эффективности, обеспечения большей конкурентоспособности на мировом рынке. Цели государственного регулирования экономики тесно связаны с его субъектами и объектами. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, партии, профсоюзы и др.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, государственные учреждения, различные общественные организации и др.)[18,с.326]. Объекты - это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции, НИОКР, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи и др. Экономическая роль государстваконкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на макро-, мезо-, микроуровнях[16,с.503]. Во-первых, государство разрабатывает и утверждает правовые основы нормального развития рыночной экономики, законодательно определяет «правила игры» предприятий, на рынке. Во-вторых, государство способствует стабильному экономическому росту на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции используя для этого кредитно-финансовую и налоговую систему. Важная функция государства состоит в исправлении просчетов и недостатков, чтобы перераспределить pecypcы и сгладить цикличность и диспропорции в экономике, повысить ее эффективность. В-третьих, государство содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить необходимое социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень занятости и др.). Чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др. В-четвертых, государство осуществляет меры, которые не могут быть осуществимы (или эффективно выполнены) силами рынка и частного капитала. Сюда относятся меры по производству так называемых общественных товаров, укреплению обороны, совершенствованию управления на макроуровне, развитию фундаментальной науки, выполнению космических программ, защите окружающей среды, развитию социально-бытовой инфраструктуры в городе и деревне. В-пятых, государство поощряет потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает потребление вредных для здоровья отечественных и импортных товаров (табачные, спиртные изделия, наркотики и др.). В-шестых, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и на стимулирование экспорта, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке[4,с.418]. Все эти экономические функции государства, конкретизирующие его экономическую роль, относятся к такому типу экономики, в которой развитые рыночные отношения дополняются государственным регулированием процесса воспроизводства. В данном случае границы рыночного регулирования являются весьма широкими. Другое дело - такая экономика, где имеет место централизованное государственное планирование и регулирование с отдельными элементами рынка. Здесь границы рыночного регулирования значительно уже, причем доминируют административно-приказные методы управления, директивное установление воспроизводственных пропорций, прямое управление предприятиями из центра, осуществляется полный контроль государства за производством, распределением и сбытом продукции. Современная Россия находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это прежде всего диктуется самой спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы, когда командно-административные методы управления потеряли силу, а косвенные регулирующие экономические методы находятся в стадии становления 2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 2.1 Экономические методы государственного регулирования. В процессе перехода от плановой экономики к рыночной в России происходит смена форм и методов централизованного директивного управления экономики. При этом выделяют - экономическое воздействие на экономику. Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами[1,с.44]. На макроэкономическом уровне к ним относятся: 1) Денежно- кредитная политика. Под денежно – кредитной политикой подразумевается воздействие на экономическую конъюнктуру посредством регулирования количества находящихся денег в обращении [19,с.367]. Главный проводник этой политики является Центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Для регулирования количества денег у центрального банка есть три возможности: проводить операции на открытом рынке ценных бумаг при этом покупая их, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее; менять стоимость кредитов коммерческим банкам, при ее снижении объем кредитов и количество денег возрастает, и наоборот; определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. 2) Налоговая политика. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики [15,с.211]. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Главная функция налогов – перераспределительная, выражающая их сущность как особого особого централизованного инструмента распределительных отношений[3,с.62]. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта [17,с.481]. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово–финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем. С помощью налоговой политики государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели. Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции; З) политика государственных расходов. Она способствует структурным преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы; 4) управление государственным долгом. Государственный долг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям [2,с.178]. В зависимости от рынка размещения, валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним. В зависимости от срока погашения он может быть капитальным и текущим. Государственный долг возникает прежде всего вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. В управление государственным долгом относятся ставка процента и срок выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг. 2.2 Административные методы регулирования экономики. Есть области, где административные методы регулирования экономики оказываются достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным. В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с другими способами государственного воздействия на экономику. Эти методы, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую свободу [12,с.91]. Иногда максимальная свобода отдельных субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных субъектов и рыночного хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики следует выделить: 1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополист может натворить в экономике много пагубных дел. Его трудно обуздать с помощью экономических методов воздействия. Монопольные рынки весьма неодинаковы[9,с.172]. Поэтому к ним применяются и различные административные методы воздействия. Например, для науки, образования, медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь применимы: 1. долгосрочное и текущее директивное планирование производства, издержек и цен; 2.прямой контроль над качеством и потребительскими Свойствами товаров и услуг; 3.гарантированное материально-техническое снабжение, опирающееся на централизованные государственные поставки и закупки. Несколько иного отношения со стороны государства заслуживают технологические олигополии (групповая монополия). По отношению к ним применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные монополизированные участки экономики. В этом случае государство может использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации экономически нецелесообразных монополий; 2) меры превентивного, порядка, огранивающие побочные эффекты рыночных процессов. Например, производство погубило озеро и леса. Никакие финансовые санкции природу не воскресят. Поэтому нужны государственные меры превентивного порядка, Например: для консервации части национальных ресурсов, исключающей любые формы их коммерческой эксплуатации; для выделения природных зон, где необходимы определенные виды производственной деятельности; для прямого запрещения использования экологически вредных технологий; для введения жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности; 3) разработка стандартов, контроль за их соблюдением. Государство адресует им всем, кто участвует в функционировании экономической системы; 4) определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Это тот минимум жизненных средств, ниже которого наступает нищета (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты). Организованной формой, посредством которой реализуются методы регулирования экономики, являются государственные целевые программы [14,с.73]. Их разработка обычно распадается на четыре основных этапа: 1) формирование целевой функции. Здесь вступают в действие политические решения, посредством которых определяются очередность целей и их необходимые уровни; 2) формирование пакета вариантов экономической политики. Они должны обеспечить эффективное достижение целей государственной программы; 3) прогнозирование ресурсного покрытия всех вариантов программы. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для ее осуществления, определяются системы управления и контроля над реализацией программы; 4) выявление критерия, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов программы. Модели прогнозов дают возможность просчитывать различные варианты экономической политики. , Программы бывают национальными и наднациональными [10,с.274]. Первые ограничены пределами одной страны. Например, рейганомика была направлена на снижение и стабилизацию уровня инфляции, а также на достижение устойчивого темпа экономического роста и придание ему нового качества. Это была многоцелевая национальная программа. А вот, например, в рамках ЕС вырабатываются региональные, структурные и другие программы, относящиеся к разряду наднациональных. 2.3 Проблемы и ограничения государственного вмешательства. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования[6,с.115]. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок является во многом самонастраивающейся системой, и поэтому на него влиять следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические, либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального Банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и так далее. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных [13,с.275]. Нужны все, и вопрос лишь в том. Чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. Нельзя забывать о том, самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная и налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремиться обуздать инфляцию. Ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становиться все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России. Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности)[2,с.483]. Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям. К вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии. По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о приватизации. Приватизация – продажа государственных предприятий частным лицам или организациям – направлена на повышение хозяйственной рациональности[11,с.151]. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, так как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя – одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь. Поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности. Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи. В современной экономике сельское хозяйство – одна из важнейших сфер активного вмешательства[8,с.319]. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство – далеко не панацея. Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают: - повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы; - обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения; - стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции; - гарантированное снабжение внутреннего рынка; - забота о поставках аграрной продукции потребителям по «разумным ценам». Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты [7,с.52]. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложения повышается спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой «интервенционной цене» в неограниченных количествах. Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов. Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка [5,с348]. Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой – недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами. Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве остается неизменным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Реальная рыночная экономика никогда, даже при ее становлении не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарий такого вмешательства и его масштабы. Для обеспечения нормального функционирования любой современной экономической системы, главная роль отдается государству. Государство в той или иной мере оказывает регулирующее воздействие на экономику в различных странах. Умелое государственное регулирование макроэкономики позволяет предупредить и ликвидировать недостатки, которые образуются, если действует исключительно рыночный механизм. Тема данной курсовой очень актуальна, потому что современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства – регулятора, устанавливающего «правила» игры на рынке и реализующего механизма регулирования, но и как государства – собственника в рыночной экономике, его субъекта. Функция государства как ведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно – на основании своей власти – могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей. Существуют различные теории о роли государства в экономике: теория меркантилизма, классическая теория, кейнсианская, неоклассическая, монетаристская и др. звенья развития общества, как обеспечение интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего общественного строя, международного положения страны. Цели государственного регулирования экономики тесно связаны с его субъектами и объектами. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, партии, профсоюзы и др.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, государственные учреждения, различные общественные организации и др.). Объекты – это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции. Экономическая роль государстваконкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на макро-, мезо-, микроуровнях. Регулирование экономики государством достигается различными методами. Существуют такие методы государственного вмешательства в макроэкономику как: экономические, которые в свою очередь подразделяются на денежно-кредитную политику, налоговую политику, политику государственных расходов и управление государственным долгом; административные, которые подразделяются на прямой государственный контроль над монопольными рынками, меры ограничивающие побочные эффекты рыночных процессов, разработка стандартов, определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие / А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 480с. 2. Журавлева, Г.П. Экономика / Г.П. Журавлева. – М.: Юристъ, 2001. – 574с. 3. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2000. – 472с. 4. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.Н. Васильева. – М.: ЭКСМО, 2003. – 544с. 5. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин. – М.: Экономист, 2004. – 861с. 6. Киселева, Е.А. Макроэкономика / Е.А. Киселева. – М.: ЭКСМО, 2005. – 352с. 7. Клейнер, Г. Взаимодействие государства и общества при формировании экономической политики / Г. Клейнер, Д. Петросян // Общество и экономика. – 2005. №4. – С. 48 - 69. 8. Корчагин, Ю. А. Современная экономика России / Ю.А. Корчагин. – Ростов н /Д.: Феникс, 2007. – 544с. 9. Козырев, В.М. Основы современной экономики / В.М. Козырев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544с. 10. Куликов, Л.М. Экономическая теория / Л.М. Куликов. – М.: Проспект, 2004. – 432с. 11. Курс общей экономики / Р.М. Нижегородцев, Р.М. Гусейнов, В.И. Крышка [и др.] – Новосибирск.: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 460с. 12. Кучуков, Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие / Р. А. Кучуков. – М.: Гардарики, 2004. – 288с. 13. Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004. - 656с. 14. Мищенко, В.В. Государственное регулирование экономики / В.В. Мищенко. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480с. 15. Станковская, И.К. Экономическая теория / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448с. 16. Шамхалов, Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф. Шамхалов. – М.: Экономика, 2005. – 714с. 17. Экономическая теория / под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2003. – 592с. 18. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. -592с. 19. Экономическая теория / под. ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006. – 576с. |