Сочинение: Фамусовская Москва по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума

Название: Фамусовская Москва по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа.

Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва?

Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров.

С тех пор дороги, тротуары,

Дома и все на новый лад.

Но при этом Чацкий спрашивает:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились.

Дома новы, но предрассудки стары.

Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового.

Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их... беда!

Не то, чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже!

Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов.

Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

…………………………………

Монашеским известен поведеньем!..

Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей.

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить...

Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ:

Грех не беда, молва не хороша.

Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета».

Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович. Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб». Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате

он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве.

Я вашу партию составил: мосье Кок,

Фома Фомич и я.

………………………………..

Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка!

Я гладил все его; как шелковая шерстка!

За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе.

Спасибо, мой дружок.

………………………….

Спасибо, мой родной.

А Антон Антоныч Загорецкий ?

человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить * горазд,

И в карты не садись: продаст.

Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею

В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные».

Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование.

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами.

……………… басни - смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято.

Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве.

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция.

Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье:

……… мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, …..

У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!»

Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…»

Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …»

Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы.

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой, *

Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;

Французские романсы вам поют

И верхние выводят нотки, …

Это тоже способ добиться первенства.

Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!»

Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос :

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

……………………………………………………

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -

Тот и жених.

Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями.

В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»!

Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии.

Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова.

Вон он на цыпочках, и не богат словами;

……………………………..

Молчит, когда его бранят!

Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия.

Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям

Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает:

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

…………………………………………..

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Фамусовское общество губит ростки свободомыслия.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый.