Курсовая работа: Рыночная стоимость бизнес-линии предприятия хлебопекарной отрасли
Название: Рыночная стоимость бизнес-линии предприятия хлебопекарной отрасли Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Макроэкономический анализ 1.1 Характеристика промышленности региона 1.2 Характеристика отрасли 1.3 Характеристика предприятия 2. Анализ финансового состояния предприятия 3. Доходный подход к оценке стоимости бизнес-линии 3.1 Выбор модели денежного потока 3.2 Определение длительности прогнозного периода 3.3 Анализ и прогноз валовых доходов 3.4 Анализ и прогноз расходов 3.5 Расчёт денежного потока 3.6 Определение ставки дисконта 3.7 Расчёт итоговой стоимости бизнес-линии 4. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнес-линии Заключение Введение Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала. Работа посвящена практическим расчетам по определению рыночной стоимости бизнес-линии предприятия хлебопекарной отрасли (ЧП Рожкова п.г.т. Новокручининск) доходным и сравнительным подходами. Цель оценки – оценить бизнес-линию данного предприятия для того, чтобы стоимость этой бизнес-линии в сумме со стоимостями других бизнес-линий охарактеризовала подлинную рыночную стоимость предприятия как действующего. При оценке учитывались: текущее состояние и перспективы развития предприятия; текущее финансово-экономическое положение предприятия; прогнозные оценки будущих доходов и денежных поступлений предприятия. Вид определяемой стоимости – внутренняя фундаментальная стоимость. Это реальная стоимость предприятия, определяемая аналитиком на основе анализа существующего финансово и технико-экономического состояния предприятия и предполагаемых внутренних возможностей его развития в будущем. Для данного вида стоимости применяется Международный Стандарт оценки №1 "Оценка в целях внесения изменений в финансовую отчётность". 1. Макроэкономический анализ 1.1 Характеристика промышленности региона Читинская область имеет слабо развитую промышленность. Объём промышленного производства является одним из самых низких среди и краёв и областей Восточно-Сибирского экономического района и составляет на 2005 г. примерно 4,3%, его доля в РФ менее 1%. Наш регион известен добычей угля и полиметаллов, производством стали и металлорежущих станков, прокатом чёрных металлов. Продукция горнорудных отраслей поставляется преимущественно в западные регионы страны, а топливной промышленности (угля), металлургии и машиностроения – на Дальний Восток. В структуре производства валового регионального продукта доля промышленности в 2005 г. составила 24,8%, из них около 40% приходится на долю отраслей, добывающих и перерабатывающих минеральное сырьё, 25-40% - на электроэнергетику, 20% - на машиностроение, лесную и пищевую промышленность. Характерной особенностью Читинской области является повышенный удельный вес добывающих отраслей в структуре промышленности. В промышленности работает около 16% (2005 г.) всего занятого в экономике населения, что существенно ниже, чем в целом по стране – 22,2%. В январе-декабре 2004 года предприятиями области произведено промышленной продукции в действующих ценах на сумму 18167,3 млн. рублей, в сопоставим 1.2 Характеристика отрасли В регионе пищевая промышленность тесно связана со специализацией сельского хозяйства и размещением населения. Пищевая промышленность в Забайкалье стала развиваться еще до революции. Здесь работали небольшие винокурные, водочные, пивоваренные заводы; мельницы; кондитерские, табачные и колбасные предприятия. За годы первых пятилеток советской власти удалось создать ряд крупных производств мясной, мукомольной, хлебопекарной и кондитерской промышленности. Основные промышленные предприятия этой отрасли размещаются в Чите, Нерчинске, Сретенске и Борзе; здесь же (кроме Сретенска) имеются крупные мясокомбинаты. Также существуют еще несколько десятков мелких производств, в основном выпускающих колбасные изделия. Маслосыродельная и молочная промышленность представлена в регионе довольно широко. Наиболее крупные предприятия или цеха есть в Чите (молокозавод, хладокомбинат), в Дарасуне (маслозавод), Шилке (маслозавод), в Красном Чикое (маслозавод). К мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности относятся Читинский мелькомбинат и ряд мини-предприятий сельскохозяйственных производителей. Хорошо развита в Забайкалье хлебопекарня промышленность. С хлебозаводами Читы, Борзи, Нерчинска и Сретенска в городах региона в последнее десятилетие конкурируют мини-пекарни. Крупнейшим производителем хлеба и хлебобулочных изделий в регионе является ОАО "Читахлебопродукт".Кондитерская промышленность менее распространена, чем хлебобулочная. Ее предприятия размещены в основном в городах. Крупнейшим предприятием этой отрасли является АО "Кондитер" (г. Чита). 1.3 Характеристика предприятия ЧП "Рожкова" хлебопекарня был открыт в 1997 году, обладая 10-летним опытом работы в выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, является одним из наиболее крупных поставщиков п.г.т. Новокручининск. Хлебопекарня выпускает не только хлеб 1-го и 2-го сорта, но также и хлебобулочные, кондитерские изделия. Эффективна я деятельность, то есть эффективные затраты на производство продукции приспособленной к рынку, легче осуществлять в маленькой структуре, поскольку больше внимания можно уделить предпочтениям покупателей и качеству продукта. 2. Анализ финансового состояния предприятия Хлебопекарня ЧП Рожкова является постоянно действующим и очень перспективным предприятием. Для выполнения курсовой работы была выбрана бизнес-линия хлеба высшего сорта. На основе данных об этой бизнес-линии будут произведены расчёты и дана конечная оценка стоимости. Таблица 2.1 - Затраты на производство хлеба(тыс. руб.).
Таблица 2.2 - Расчёт чистой прибыли.
3. Доходный подход к оценке стоимости бизнес-линии 3.1 Выбор модели денежного потока Денежный поток (cashflow) – это сальдо реальных денег, или просто, - реальные деньги. Он отражает движение денежных средств предприятия и учитывается на конец соответствующего финансового периода как изменение остатков средств на расчётном счёте предприятия в совокупности с кассой. Денежный поток является наиболее применяемым для оценки стоимости предприятия, т.к. является комплексным показателем деятельности, т.е. источником образования и расходования денежного потока является производственная, инвестиционная и финансовая деятельность предприятия. Денежный поток показывает только действующие изменения в денежной массе, изменение соотношений денежных поступлений и оттоков, а не просто данные о сделках, отражаемые в бухгалтерском учёте. При оценке стоимости предприятия оценщик выбирает одну из 2-х моделей: денежный поток для собственного капитала; денежный поток для всего инвестируемого капитала. В своей работе я буду использовать 1-ю модель – оценивать денежный поток для собственного капитала. 3.2 Определение длительности прогнозного периода Теоретически предполагают срок прогнозного периода ограничиить продолжительностью стадии роста и стабильности. При стабильной экономической ситуации период прогноза может изменяться от 5 до 10 лет, а в условиях нестабильной экономики этот период может быть снижен до 3 лет. В моей работе прогнозный период составляет 3 года. 3.3 Анализ и прогноз валовых доходов Здесь необходимо рассмотреть слежующие вопросы. Номенклатура, объёмы и цены выпускаемой продукции. Ретроспективные темпы роста предприятия. Перспективы и возможные последствия капитальных вложений. Имеющиеся производственные мощности. План менеджеров данного предприятия. Внешние факторы: общая ситуация в экономике, определение спроса; ситуация в конкретной отрасли; конкуренты; ёмкость рынка; доля рынка; темпы инфляции. Таблица 3.1 - Анализ валовой выручки.
Составление надёжных прогнозов динамики спроса и предложения товаров является необходимым условием регулирования денежных отношений. Важное значение при этом имеют статистические методы экстраполяции. Под экстраполяцией понимается распространиение выявленных в анализе рядов динамики закономерностей развития изучаемого явления на будущее. Основой прогнозирования яляется предположение, что закономерность, действующая внутри анализируемого ряда динамики, выступающего в качестве базы прогнозирования (в моём случае, это данные за 2003-2006 гг.), сохраняется и в дальнейшем (на 2007-2010 гг.). Точность прогноза зависит от того, насколько обоснованными окажутся предположения о сохранении на будущее действий тех факторов, которые сформировали в базисном ряду динамики его основные компоненты. Возьмём для дальнейших расчётов 2006 год за базисный. Для определения прогноза валовой выручки необходимо построить 3 сценария: оптимистический, наиболее вероятный и пессимистичекий. Таблица 3.2 - Прогноз валовой выручки.
Для определения средневзвешенной валовой выручки используется правило "шести сигм": с вероятностью 0,95 все возможные исходы валовой выручки будут находиться в интервале + 6 стандартных отклонений от среднего ожидаемого значения денежного потока. Приведу пример расчёта средневзвешенной валовой выручки на 2007 год. Е 2007 = (5528+4*6491+6057)/6 = 37549 /6 =6258,2. Е 2008 =(6 239+4*7 230+6 509)/6 = 41 668 /6 = 6 944,7 Е 2009 = (7032+4*8025+7 017)/6 = 46149 /6 = 7691,5 Е 2010 = (7911+4*8879+7 543)/6 = 50970 /6 = 8 495 3.4 Анализ и прогноз расходов Необходимо проанализировать себестомость за 3-5 лет для того, что осуществить прогноз. При этом необходимо учесть структуру расходов, оценить инфляционное ожидание по каждой категории издержек; изучить единовременные и чрезвычайные статьи и исключить риск. Определить амортизацию, исходя из современного состояния и будущего движения активов, и обязательно рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозных уровней задолженностей. Таблица 3.3 - Анализ расходов на производство хлеба (тыс. руб.).
Переменные затраты прогнозируем пропорционально темпам роста объёмов производства. Таблица 3.4 - Темпы роста объёмов производства и переменных затрат.
Таблица 3.5 - Прогноз расходов.
3.5 Расчёт денежного потока Таблица 3.6 - Расчёт денежного потока.
Значения пп. 1, 2 берём из табл. 3.2, 3.3, 3.5 по наиболее вероятному сценарию. Прибыль высчитывается как разница между выручкой от реализации и затратами. Налог на прибыль – это 30% от суммы прибыли. Чистая прибыль – разница между прибылью и налогом на прибыль. Значения пп. 6-11 взяты из результатов прогноза социально-экономического развития на 2007-2009 гг. Прогноз развития промышленности на 2006-2008 гг. рассчитан исходя из сохранения действия благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики. Итоговый денежный поток имеет положительные темпы прироста (см. табл. 3.6). Рост обусловлен, в основном, ростом объемов производства в подотрасли "хлебопекарни". Основные факторы, способные положительно повлиять на развитие отраслей промышленности в 2008-2010 гг.: обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций; техническое перевооружение и модернизация оборудования; совершенствование мер по поддержке местных товаропроизводителей; развитие малого и среднего предпринимательства; развитие системы частного государственного партнерства; инновационное наполнение промышленного производства; оптимизация уровня цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. 3.6 Определение ставки дисконта Ставка дисконта – процентная ставка, используемая для пересчёта будущих потоков дохода в единую величину текущей стоимости. С экономической точки зрения в роли ставки дисконта может выступать требуемая инвестором ставка дохода на вложенный капитал, сопоставиляемые по уровню риска объекты инвестирования. При расчёте будем использовать модель оценки капитальных активов (CAPM), котрая имеет следующие допущения: все инвесторы избегают риска; рациональные инвесторы стремятся сформировать эффективные портфели (совершенно диверсифицированные); продолжительность инвестиционного цикла для всех инвесторов одинакова; инвесторы одинаково оцениывают ожидаемые стаки дохода и коэффициенты капитализации; не учитываются издержки по совершению сделок; не учитываются налоги; стака дохода при предоставлении ссуды и стоимость привлекаемых заёмных средств одинакова; рынок характеризуется совершенной ликвидностью. R = Rf + β*(Rm - Rf ) + S1 + S2 + C, Где: R – определяемая ставка дисконта. Rf – безрисковая ставка дохода. На практике в качестве безрисковой ставки дохода обычно используется ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам. В условиях нестабильной экономики, как в нашем случае, в качестве безрисковой ставки может быть принята ставка или по валютным депозитам в Сбербанке, или ставка рефинансирования ЦБ РФ. С 15 июня 2004 г. по настоящее время ставка рефинансирования ЦБ принята 13%. Rf = 13%. Rm – общая доходность рынка в целом. Это доходность среднерыночного портфеля ценных бумаг. Для машиностроительной отрасли доходность составляет 4,2%. Rm = 4,2%. S1 – премия для малых предприятий. Определяется экспертно. Изменяется от 0 до 5 %. Оцениваемое предприятие является по масштабам больше среднего. Значит, S1 = 1,5%. S2 – премия для отдельной компании. Определяется экспертно. Изменяется от 0 до 5 %. Здесь учитывается качество менеджмента на предприятии: чем хуже качество, тем выше риск, и наоборот. В нашем случае качество менеджмента среднее. S2 = 3%. С – страновой риск. Учитывается только при инвестициях в другую страну. Оценивается экспертно на основе ранжирования из макроэкономической ситуации. Умеренный риск +5 пунктов, высокий риск + 10 пунктов. У оцениваемого предприятия таких инвестиций нет. С = 0%. β – коэффициент "бэта". Коэффициент систематического риска по отраслям экономики. Для машиностроения с учётом финансового левереджа по данным REUTERS Investor коэффициент составляет 0,81. R = 13% + 0,81*(4,2% - 13%) + 1,5% + 3% = 10,4%. 3.7 Расчёт итоговой стоимости бизнес-линии Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бинес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. В зависимости от перспектив развития могут быть использованы следующие методы расчета: если в постпрогнозный период ожидается банкротство предприятия, то применяется метод расчёта по ликвидационной стоимости; для стабильного бизнеса со значительными материальными активами используется метод чистых активов; модель Гордона – метод капитализации прибыли. При расчётах будем использовать последнюю модель.
Gn t +1 – стоимость постпрогнозного периода; ДПt+1 – денежный поток прогнозного периода; Kk – коэффициент капитализации. Kk = ставка дисконта (R) – долгосрочные темпы прироста (G); при чём в нашем случае G = 2%.
С – итоговая стоимость бизнес линии = сумма дисконтированных денежных потоков прогнозного периода + стоимость постпрогнозного периода, расчитанная методом капитализации * коэффициент дисконтирования. Таблица 3.7 - Расчёт итоговой стоимости бизнес-линии, тыс. руб.
Коэффициент дисконтирования рассчитывается: Кд 2007 = 1 / (1 + 0,104)1 = 0,9058; Кд 2008 = 1 / (1 + 0,104)2 = 0,8205; Кд 2009 = 1 / (1 + 0,104)3 = 0,7432; Кд 2010 = 1 / (1 + 0,104)4 = 0,6732. Дисконтированный денежный поток (см. данные табл. 3.6): ДДП2007 = 772*0,9058 = 699. ДДП2008 = 1 126*0,8205 = 924. ДДП2009 = 1 495*0,7432 = 1 111. Итоговая стоимость = 772 + 924 +1111 +20 637 = 24 030 тыс. руб. 4. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнес-линии В данном подходе для вычисления стоимости бизнес-линии используется метод рынка капитала. Особенность медота заключается в том, чтобы сориентировать итоговую величину стоимости на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным предприятиям. Предполагается, что рациональный инвестор действет по принципу замещения. Он никогда не заплатит за конкретное предприятие больше, чем ему обойдётся приобретение другого предприятия, обладающего такойже полезностью. Поэтому данные о предприятии, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентирами для определения цены сопоставимого предприятия. Основой данного метода является выбор и вычисление оценочных мультипликаторов. Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия (или его акций) и финансововй базой. Таблица 4.1. - Расчёт "доходных" финансовых показателей, используемых для пострения мультипликаторов для бизнес-линии, тыс. руб.
. Таблица 4.2 - Основные мультипликаторы по учёту ГААП США (средние данные на 2002 год).
Сравнительный подход позволяет использовать максимальное число всех возможных видов мультипликаторов. Для определения итоговой величины стоимости может быть использована формула среднеарифметической простой. Её применение означает, что оценщик одинаково доверяет всем мультипликаторам. Для наиболее объективных приёмов определения итоговой величины рыночной стоимости является метод среднеарифметической взвешенной. В зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к информации, каждому мультипликатору и каждому варианту стоимости придаётся свой вес. На основе такого взвешения получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок. В работе используется формула среднеарифметической простой. Таблица 4.3 - Расчёт итоговой стоимости бизнес-линии.
Итоговая стоимость бизнес-линии согласно сравнительному подходу 56934 тыс. руб. Заключение В результате проделанной работы была рассчитана рыночная стоимость бизнес-линии хлеба высшего сорта ЧП "Рожкова" п. Новокручиненск доходным и сравнительным подходами. Итоговая стоимость бизнес-линии, рассчитанная методами доходного подхода, равна 24 030 000 рублей. Итоговая стоимость бизнес-линии, рассчитанная методами сравнительного подхода, равна 56934 000 рублей. |