Контрольная работа: по Ценообразованию
Название: по Ценообразованию Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа |
Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» в г. Смоленске
Контрольная работа
по дисциплине: «Ценообразование» на тему: Задание 1
Выполнил студент БУ 092зс группы Аверченкова Елена Вячеславовна ____________________________ (подпись) Проверил:________________________ (должность, ученая степень) __________________________ (Ф.И.О.) __________________________ (Оценка) __________________________ (подпись) __________________________ (Дата) Регистрационный номер__________ _______________________________
Смоленск 2011 1 Регулирование цен в Российской Федерации 1.1 Содержание, цели и формы государственного регулирования цен Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности. Основополагающими принципами государственной ценовой политики является: - утилитаризм – подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому общественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого члена общества; - эгалитаризм – подход к управленческой деятельности, при котором справедливым считается равное распределение благ между всеми членами общества; - справедливость по Роулсу – согласно данному подходу, справедливым является распределение благ, при котором наименее обеспеченным членам общества предоставляется максимально возможная полезность от получаемых ими благ; - согласно рыночному подходу справедливость устанавливается самим эффективно действующим рынком. Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен и имеет следующие цели: 1) стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; 2) создавать условия для честной и социально направленной конкуренции; 3) создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг; 4) обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности; 5) обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности; 6) преодолевать инфляционные процессы; 7) добиваться экономической и социальной защиты населения. При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, т.к. основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка. В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные цены ( рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал. Регулируемые цены - цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют: 1) предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг; 2) фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их. 1.2 Методы прямого и косвенного регулирования цен Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами: 1) замораживание , т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах «инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива1ние обычно распространяется на товары повседневного спроса; 2) установление фиксированных цен и тарифов . Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен. В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов; 3) установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы; 4) установление предельного норматива рентабельности . Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов; 5) установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок . Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории; 6) декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации; 7) установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары; 8) установление рекомендательных цен . По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом. Косвенное регулирование цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот. К методам косвенного государственного регулирования цен относят: - проведение государственных закупок; - установление налогов и налоговых ставок; - регулирование денежного обращения и кредита; - регулирование государственных расходов; - политика государственных инвестиций; - установление норм амортизации; - регулирование валютного курса. Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер. Технически государственное регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, государственная закупка). 1.3 Государственное регулирование цен и тарифов в России Основные направления государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ №221 от 28.02.1995 (с дополнениями от 08.04.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ №239 от 07.03.1995 (с дополнениями от 07.04.2007) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Можно выделить два направления государственной ценовой политики: - последовательное проведение либерализации цен и тарифов; - осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения и цен на товары народного потребления и услуги населению. В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы: 1. природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам); 2. электроэнергия и тепловая энергия, тарифы, на которые устанавливаются Федеральной энергетической комиссией; 3. продукция ядерно-топливного назначения; 4. операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти; 5. продукция оборонного значения; 6. драгоценные металлы и драгоценные камни; 7. протезно-ортопедические изделия; 8. перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; 9. перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (за исключением пригородных перевозок); 10. обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; 11. услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских государственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правительством РФ. На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги: 1. газ для населения и жилищно-строительных кооперативов; 2. электроэнергия и тепло-энергия, реализуемая населению; 3. топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; 4. перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); 5. оплата населением жилья и коммунальных услуг; 6. услуги систем водоснабжения и канализации; 7. торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения; 8. услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ; 9. ритуальные услуги. 2 Задача. Определите свободную отпускную цену на изделие легкой промышленности, предоставленную для согласования с организацией розничной торговли. Известно: 1. Стоимость сырья и материалов, исчисленная в свободных отпускных ценах (с НДС) – 236 руб. 2. Основная заработная плата производственных рабочих – 80 руб. 3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих – 10% к основной зарплате производственных рабочих. 4. Единый социальный налог – 26% к общей сумме заработной платы производственных рабочих. 5. Накладные расходы (кроме коммерческих) – 180% к основной зарплате производственных рабочих. 6. Коммерческие расходы – 1,5% к производственной себестоимости. 7. Рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, – 25%. 8. НДС – 18%. 9. Изделие облагается НДС. Решение: 1 Дополнительная заработная плата производственных рабочих: 80/100 * 10 = 8 руб. 2 Единый социальный налог: ((80 + 8)/100 * 26 = 22,8 руб. 3 Производственная себестоимость включает в себя сумму приведенных выше затрат на производство данного изделия: 236 + 80 + 8 + 22,8 = 346,8 руб. 4 Накладные расходы: 80/100 * 180 = 144 руб. 5 Коммерческие расходы: 346,8/100 * 1,5 = 5,20 руб. 6 Полная себестоимость: 346,8 + 144 + 5,20 = 496 руб. 7 Прибыль предприятия: 496/100 * 25 = 124 руб. 8 Сумма НДС: (496 + 124)/100 * 18 = 111,6 руб. 9 Отпускная цена предприятия: 496 + 124 + 111,6 = 731,6 руб. Ответ : 731,6 руб. 3. Тестовые задания: 3.1 Структурные элементы торговой надбавки по подакцизному товару: а) прибыль б) НДС в) издержки обращения г) акциз д) транспортный налог е) расходы на рекламу Ответ: а) прибыль; в) издержки обращения 3.2 Стратегия низких цен успешна если: а) жизненный цикл товара значителен б) емкость рынка товара большая в) финансовое положение фирмы неустойчивое г) жизненный цикл товара незначителен д) спрос на товар эластичен Ответ : а) жизненный цикл товара значителен; б) емкость рынка товара большая; д) спрос на товар эластичен. Список использованной литературы 1. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.95 № 147 – Федеральный закон (с изменениями и дополнениями) 2. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (с изменениями и дополнениями) 3. О государственном регулировании цен на лекарственные средства. Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 (с изменениями и дополнениями) 4. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 5. Магомедов М.Д.и др. Ценообразование, М., 2010 6. Цены и ценообразование. Учебник / под ред. Есипова В.Е. – СПб «Питер Пресс», 2008. 7. Цены и ценообразование. Учебник/ под ред. Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2007. 8. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию М., Кнорус, 2006 |