Курсовая работа: Управление затратами 2
Название: Управление затратами 2 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретические основы управления затратами 1.1. Понятие и сущность затрат 1.2. Цели и методы управления затратами 1.3. Оценка эффективности затрат 2. Анализ эффективности управления затратами на предприятии ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» 2.2. Анализ управления затратами на предприятии ЗАО«Новозыбковская швейная фабрика» 3. Повышение эффективности управления затратами на предприятии ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» 3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления затратами 3.2. Обоснование эффективности предложенных мероприятий Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Организационная деятельность любого предприятия связана с использованием ресурсов земли, рабочей силы, средств производства (капитала) и предпринимательских способностей, что, очевидно, влечет за собой возникновение затрат, перерабатывая эти ресурсы, предприятие производит, а затем реализует продукцию, получая (в большинстве случаев) прибыль. Степень удовлетворения интересов фирмы, прежде всего, зависит от результатов его хозяйственной деятельности, которые включают не просто получение доходов и прибыли от реализации продукции, но и обеспечение стабильного развития производства с учетом выплат необходимых налогов. В современных условиях процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько рационально построена система внутрипроизводственного управленческого учета на предприятии и насколько объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного учета. Вопросы организации управленческого учета на предприятии тесно связаны с вопросами управления затратами на всех уровнях его производственно-коммерческой деятельности. Стремление построить такую внутрипроизводственную учетную систему, которая взаимосвязано отражала бы весь производственный процесс, является одной из приоритетных задач. Основным объектом управленческого учета являются затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями. Этот показатель выражает интересы широкого круга предпринимателей в наиболее рациональном и эффективном использовании производственного потенциала, а именно в получении высоких результатов при минимальных затратах. Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений. В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами – необходимый элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько процентов прибыль возрастает так же как при увеличении объема продаж на треть. При этом компания не несет дополнительных затрат, связанных с расширением производства, менеджеры не “ломают голову” насчет новых способов продвижения продукции, наконец, появляется возможность более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их (что, обычно, делают на большинстве отечественных предприятий) но и увеличив отдачу от этих затрат. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы. Основная цель данной работы заключается в оценке эффективности управления затратами в ОАО Новозыбковская швейная фабрика, выработка мероприятий по повышению эффективности управления затратами на данном предприятии. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: - изучаются теоретические основы управления затратами на предприятии; - даётся краткая характеристика ОАО Новозыбковская швейная фабрика; - исследуется система управления затратами на предприятии; - вырабатываются пути повышения эффективности управления затратами на предприятии. Объектом исследования является ОАО Новозыбковская швейная фабрика, а предметом исследования – оценка эффективности управления затратами. В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, отчётность ОАО Новозыбковская швейная фабрика, книги, монографии и статьи ведущих отечественных специалистов по менеджменту. При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы: - сравнительный анализ. - расчетный анализ. - аналитический анализ, - сводный анализ и др. Структурно работа состоит из 3-х глав, введения, заключения, списка использованных источников и развернутых по исследуемой тематике приложений. 1. Теоретические основы управления затратами 1.1 Понятие и сущность затрат В экономической литературе можно встретить такие понятия, как издержки, затраты, расходы. В своей основе все эти понятия означают одно и то же — затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Термин "издержки" применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами — уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы. Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. В п.9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности: - признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды; - переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды. Термин «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотносится с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. ). [Л2 стр. 78] Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг). По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят: ¾ расчет себестоимости произведенной продукции и определение раз мера полученной прибыли; ¾ принятие управленческого решения и планирование; ¾ контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности. Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат (табл.1). Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет. Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат. Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие затраты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличиии, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Таблица 1 Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета
Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции. Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы». Расходы — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода. Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Их можно отнести непосредственно на определенное изделие. Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия. Остановлюсь подробнее на сущности прямых и косвенных затрат. Прямые материальные затраты. В ряде случаев экономически невыгодно учитывать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и другой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам. Размер прямых издержек на единицу продукции практически не зависит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий. Косвенные расходы — это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически не- целесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами. Косвенные расходы подразделяются на две группы (табл. 2): ¾ общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством; ¾ общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации. Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами. К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат. ).[Л11 стр. 98] Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными Таблица 2 Классификация косвенных (накладных) расходов
Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на: ¾ входящие в себестоимость продукции (производственные); ¾ внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты). Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов: ¾ прямые материальные затраты; ¾ прямые затраты на оплату труда; ¾ общепроизводственные затраты. Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоёмкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы по управлению предприятием. Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов. ).[Л8 стр. 204] Классификация затрат для принятия решений и планирования Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, не обходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия. Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат: ¾ переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж); ¾ ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений; ¾ безвозвратные затраты (затраты истекшего периода); ¾ вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия); ¾ планируемые и непланируемые затраты. Рис.1. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности. Рис. 1. Затраты управленческого учета Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы. Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи. Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Постоянные расходы — это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть. ).[Л10 стр. 73] Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой: Y= а + bХ, (1) где Y— совокупные издержки, руб.; а — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; Х — показатель, характеризующий деловую активность организации(объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения. Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = О, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер. Для целей управления — оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов — необходимо описать поведение издержек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части. 1.2.Цели и задачи управления затратамиВ современных условиях система управления затратами через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное назначение данной системы - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Если обобщить высказывания современных авторов о содержании, целях и задачах управления затратами, то их можно свести к следующим тезисам. Цели: В современных условиях основная цель создания системы управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене. Оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты — объем производства — прибыль. Принятие обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. Задачи: 1. Выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности. 2. Определение затрат по основным бизнес-функциям и производственным подразделениям предприятия. 3. Расчет необходимой величины затрат на единицу продукции, работ, услуг. 4. Подготовка информационной нормативной базы в области затрат для принятия хозяйственных решений. 5. Выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия. Функции 1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность. 2. Контроль и анализ затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, динамики показателей. 3. Формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала. 4. Выявление резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия. Если говорить о другой стороне управления, а именно, об институциональных аспектах в управлении затратами, то основной вопрос здесь заключается в следующем: создавать ли самостоятельную службу управления затратами на каждом уровне организационной структуры хозяйствующего субъекта или наделять дополнительными полномочиями в области управления затратами уже существующих менеджеров. Рис.2. Процесс управления затратами хозяйствующего субъекта Основными элементами системы управления затратами являются объекты управления затратами (это уровень, формирование и структура издержек), технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых).[Л2 стр. 126] Субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами), предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов ФОТ, расходов сырья и материалов и т. п.). Организация системы управления затратами требует комбинированного применения структурного и процессного подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею. Сущность процессного подхода заключается в том, что всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы. Основные бизнес-процессы связаны с непосредственным созданием продукта или услуги, их продажей и доставкой потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение поставок сырья и других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение вывоза продукции, маркетинг и сбыт продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание. 1.3 Оценка эффективности управления затратами Оценка управления затратами строится и на классификации затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери на производстве. К ним от носят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование. ).[Л6 стр. 216] Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню. Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц, работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления.. Производственная деятельность объединяет в своем составе несколько сфер: основное и вспомогательное производство, освоение новых видов изделий, разработку новых технологий. Непосредственно основное производство состоит из многочисленных технологических операций и нескольких процессов. Учет должен предусматривать взаимосвязь затрат и доходов с действиями руководителей подразделений ответственных за расходование соответствующих ресурсов. Основная цель классификации — обеспечить информацией систему контроля и регулирования затрат на производство. 2. Повышение эффективности управления затратами на примере предприятия ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» 2.1 Краткая организационно - экономическая характеристика предприятия ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» Предприятие ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» является закрытым акционерным обществом. Оно создано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства РФ. Основной целью предприятия является получение прибыли. Основным видом деятельности является производство верхней одежды. Дополнительными видами деятельности являются: ¾ розничная торговля одеждой; ¾ оптовая торговля одеждой; ¾ организация перевозок грузов. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом Общества (генеральным директором). В компетенцию генерального директора относится принятие решений по следующим вопросам: 1. Принятие решений по вопросам руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров; 2. Заключение сделок на сумму, которая составляет не более пятисот тысяч рублей. Предприятие ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и иными правовыми актами РФ. Организационная структура предприятия является линейно-функциональной (см. схему 1, приложение 1). Генеральному директору подчиняется заместитель генерального директора. Ему непосредственно подчиняются заместитель директора по строительству и быту, финансовый директор, директор по персоналу и мотивации труда, главный инженер, отдел снабжения и сбыта, юридический отдел, отдел технического контроля, бюро охраны труда и техники безопасности, пожарно-сторожевая служба. аместителю директора по строительству и быту подчиняются ¾ хозяйственный отдел, ¾ ремонтно-строительный участок, ¾ здравпункт. Финансовому директору подчиняются: ¾ планово-экономический отдел, ¾ центральная бухгалтерия, ¾ расчетная группа, ¾ отдел мотивации труда. Директору по персоналу и мотивации труда подчиняются дом культуры, отдел кадров и столовая. Главному инженеру подчиняются: ¾ производственно-технический отдел, ¾ экспериментальный цех, ¾ подготовительно-раскройный цех, ¾ швейные цеха, ¾ отдел главного механика, ¾ отдел главного энергетика. Отделу снабжения и сбыта - подчиняются цех №5, склад фурнитуры, автотранспортный участок, склад сырья. Всего на предприятии работает 592 человека. Таким образом, ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» представляет собой сложно организованное предприятие. Анализ управления затрат произведем системно т.е. рассматривая организацию как единое целое состоящее с отдельных элементов. Рис.3 Рис.3 . Система управления затратами Основные технико-экономические показатели отражены в таблице 3. Таблица 3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» за период 2005-2007 гг.
Из данной таблицы видна положительная динамика таких показателей, как дебиторская задолженность, заработная плата (в 2005 году), амортизация (в 2005 году), убыток. Отрицательную динамику имеют показатели выручки от продажи товаров, продукции, услуг. Не изменялся показатель численности работников. Динамика основных показателей баланса за 2004-2006 годы показана в таблице 4. Из данной таблицы видно, что в 2005 году на предприятии ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» все показатели имели отрицательную динамику. Положительную динамику имели показатели такие, как: ¾ затраты в незавершенном производстве (прирост составил 949 тыс. руб.; товары отгруженные (49 тыс. руб.); Таблица 4 Динамика основных показателей бухгалтерского баланса ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» за 2005-2007 годы
¾ расходы будущих периодов (67 тыс. руб.); ¾ дебиторская задолженность, в том числе покупатели и заказчики (13500 тыс. руб.); ¾ краткосрочные обязательства (1004 тыс. руб.); ¾ задолженность по налогам и сборам (2473 тыс. руб.); ¾ прочие кредиторы (2304 тыс. руб.). Кроме того в этом году произошло увеличение убытков на 415 тыс. рублей. Все это говорит о неудовлетворительной работе предприятия. В 2006 году ситуация не слишком изменилась. По-прежнему все основные показатели баланса имеют отрицательную динамику. Положительную динамику имеют следующие показатели: ¾ запасы в сырье и материалах (прирост составил 2836 тыс. руб.); ¾ расходы будущих периодов (8тыс. руб.); ¾ дебиторская задолженность (6258 тыс. руб.); ¾ краткосрочные обязательства (2525 тыс. руб.); ¾ кредиторская задолженность (3552 тыс. руб.). Положительным моментом можно считать снижение убытков на 393 тыс. рублей. Анализ основных экономических показателей отражен в таблице 5. Таблица 5 Основные экономические показатели
Из вышеприведенной таблицы видно, что ни один коэффициент не соответствует нормативу. Оставались постоянными следующие коэффициенты: ¾ соотношения собственного и заемного капитала; ¾ КОСС; ¾ автономии; ¾ финансовой устойчивости; ¾ финансовой зависимости; ¾ финансирования; Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности в 2005 году увеличился, а в 2006 году уменьшился. Все остальные коэффициенты имеют отрицательную динамику. В целом можно сделать вывод, что предприятие ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» зависит от заемного капитала, не имеет маневренности, является не финансово устойчивым и неплатежеспособным предприятием, т.е. данное предприятие – убыточное. 2.2 Анализ управления затратами на предприятии ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Состав затрат определяется государственным стандартом, а методы калькуляции – самими хозяйствующими субъектами. Анализ затрат на производство по экономическим элементам отражен в таблице 6. Из таблицы видно, что в 2005 году наблюдается увеличение затрат по следующим статьям: ¾ оплата труда (на 3187 тыс. руб.); ¾ расчеты по налогам и сборам (на 11249 тыс. руб.); ¾ топливо со стороны (на 1199 тыс. руб.); ¾ амортизация (на 13399 тыс. руб.); ¾ прочие (на 315 тыс. руб.). Таблица 6 Анализ затрат на производство по экономическим элементам ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика»
Но из-за того, что сократились затраты на сырье и материалы, общая сумма затрат за год уменьшилась на 60249 тыс. рублей. В 2006 году динамика затрат была отрицательная по всем статьям затрат. В целом за год затраты уменьшились на 34651 тыс. рублей. Проследим динамику комплексных затрат (таблица 7). Таблица 7 Анализ комплексных затрат ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика»
Из таблицы 7 видно, что в 2005 году увеличилась сумма постоянных затрат (на 13714 тыс. рублей). Все остальные показатели имеют отрицательную динамику. Отследим структуру постоянных и переменных затрат (таблица 8). Таблица 8. Структура постоянных и переменных затрат ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика»
Из вышеприведенной таблицы видно, что в период с 2004 по 2006 годы увеличиваются постоянные затраты, а переменные уменьшаются. Проследим динамику себестоимости продукции ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» в диаграмме (см. рисунок 4), Рис. 4. Динамика себестоимости продукции ЗАО «Новозыбковская Швейная фабрика» где: 2004 год – 157573 тыс. руб.; 2005 год – 70263 тыс. руб.; 2006 год – 30508 тыс. руб. Данный рисунок показывает отрицательную динамику себестоимости продукции предприятия, что связано с уменьшением объемов производства в период с 2004 по 2006 годы. Теперь диаграммой проследим динамику прямых трудовых затрат в себестоимости продукции в период с 2004 по 2006 годы (см. рисунок 5), где: 2004 год – 0,12; 2005 год – 0,32; 2006 год – 0, 57. Рис. 5. Динамика прямых трудовых затрат в себестоимости продукции ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» Данная диаграмма показывает положительную динамику прямых трудовых затрат в себестоимости продукции в период с 2004 по2006 годы. Это говорит о росте заработной платы на предприятии. Проследи также динамику заработной платы на 1 рублю товарной продукции (см. рисунок 6), где: 2004 год – 0,12; 2005 год – 0,35; 2006 год – 0,38. Рис. 6. Динамика заработной платы на 1 рубль товарной продукции ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» с 2004 по 2006 годы Данная диаграмма также показывает положительную динамику вышеприведенных показателей. 3. Повышения эффективности управления затратами на предприятии ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» 3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления затратами Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов: 1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использования ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение ее веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др. 2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращением затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов повышающих уровень организации производства. Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). 3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. 4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объема подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности. 5. Отраслевые и прочие факторы. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями. Эти мероприятия позволят сократить затраты и соответственно увеличить прибыль предприятия, то позволит ему укрепить свое финансовое положение. 3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий Поскольку предприятие ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» является убыточным (см. п.2.1.), то одним только управлением затратами положение на предприятии не выровняется, здесь необходимы комплексные меры по выводу предприятия из убыточного положения. Но улучшить положение возможно. В первую очередь необходимо снижать себестоимость продукции. Если проследить динамику прямых трудовых затрат (см. п. 2.2.), то можно увидеть, что при снижении объемов производства наблюдается рост заработной платы на предприятии. Это является отрицательным признаком, так как фонд оплаты труда увеличивается при снижении прибыли. Поэтому целесообразно было бы сократить фонд оплаты труда за счет сокращения рабочей силы. Кроме того можно было бы обратить внимание на такую статью затрат, как сырье и материалы. Поскольку объемы производства снижаются, что обусловлено ошибками в маркетинговой политике предприятия, то высвобождается определенная часть сырья, которую можно было бы продать на сторону, получив приток наличных денег. Рассмотрим предложенные мероприятия на практике. План по себестоимости, прибыли и рентабельности является основой для систематизации данных о состоянии предприятия для удовлетворения потребностей предприятия в финансовых ресурсах. В расчетах плана определяются амортизационные отчисления, как внутренний источник финансирования, смета цеховых расходов – как общая потребность в средствах на эксплуатацию производства, выручка от реализации продукции – как источник формирования прибыли и фондов предприятия. Расчет амортизационных отчислений производится от стоимости зданий, сооружений и оборудования, относящихся к основному производству. Амортизация по другим объектам выполнена для приведенного нами примера в комплексных статьях (стоимость ремонта, стоимость транспорта и др.) калькуляции (табл.) Стоимость зданий, сооружений, оборудования принимается по данным их инвентаризации и переоценки для условий конкретного предприятия. (табл. 9). Сумма амортизационных отчислений рассчитывается как произведение стоимости основных фондов и нормы амортизации. Таблица 9 Расчет амортизационных отчислений по основным производственным фондам цеха
Расходы по обслуживанию и управлению цехом определяются по смете общих цеховых расходов, которая составляется на основании производственных данных или с использованием укрупненных показателей (табл. 10). Таблица 10 Смета общецеховых расходов
В результате расчета определяем долю общих цеховых расходов (З ед.) на единицу выпускаемой продукции: З ед. = З ц. / V г. Где З ц. - Цеховые расходы по смете V г. - Годовой выпуск продукции З ед. = 560906,95/34006,8 = 106,49 руб. Смета расходов на содержание и обслуживание оборудования формируется по учетным данным предприятия или по укрупненным соотношениям, принятым по нормативным данным, действующим на предприятии (табл. 11). Таблица 11 Смета расходов на содержание и обслуживание оборудования
По результатам расчета сметы выявляются плановые расходы на содержание и обслуживание оборудования на единицу выпускаемой продукции (Зпл): Зпл = Зоб / V г (2) З пл. = 1231154,0 / 34006,8 = 136,24 руб. Калькуляционные статьи расходов себестоимости продукции определяются по форме табл. 12. Затраты на годовой выпуск продукции рассчитываются следующим образом: Графа 5: количество = Вг * Нр Графа 6: сумма = количество * цена на единицу продукции, руб. Графа 8: себестоимость единицы продукции = цена на единицу продукции * Нр , где Нр – норма расхода ресурса. 1. Количество затрат на годовой выпуск = 340006,8 * 1,5 = 510100,2 2. Сумма = 510100,2 * 38,63 = 197040,22 руб., где 38,63 – цена на единицу продукции, руб. 3. Доля в себестоимости единицы продукции = норма расхода (цена на единицу продукции = 1,5 * 38,63 = 57,945 руб. Прибыль от реализации: П = (Ц – С)Ч V г, (3) где Ц – Средняя отпускная цена единицы продукции, руб.; С – полная себестоимость единицы продукции, руб.; V г – годовой выпуск продукции, шт. Приняв за базовую рыночную цену в планируемом году величину 4960 руб./ед, получим: П = (4960 – 4897,2) Ч34006,8 = 2135 ,04 руб. Таблица 12 Калькуляция себестоимости продукции из расчета на 100 ед. при объеме выпуска продукции 34006,8 т/год
Планируемая рентабельность продукции цеха: , (14) где Ц – цена реализации данного вида продукции, руб./ед.; С – полная себестоимость единицы данного вида продукции, руб./ед. . Уровень рентабельности производства: , где П – годовая прибыль предприятия, руб.; ОПФ – стоимость основных производственных фондов, руб.; ОС – стоимость нормируемых оборотных средств, руб. Для плановых расчетов рентабельности можно применить отраслевое или сложившееся на предприятии (нормативное) соотношение ОПФ и ОС. Приняв для рассматриваемого примера соотношение ОПФ = 88%, определим размер оборотных средств: Тогда уровень рентабельности производства составит: . Полученные в результате расчетов значения показателей прибыли и рентабельности производства можно считать эффективным в планируемом году, достаточно обеспеченным финансовыми ресурсами конечно при условиях осуществления сбыта его продукции. Варьируя ценой продукции на рынке ее сбыта, предприятие может определять тактику финансового взаимодействия с внешней средой в целях реализации планов своего стратегического развития. Произведем сравнение основных экономических коэффициентов на планируемый год (см. таблицу 13). Таблица 13 Анализ основных экономических показателей ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» за планируемый год
Сохранили отрицательную динамику следующие показатели: 1. Доля кредиторской задолженности в собственном и заемном капитале; 2. Коэффициент автономии; 3. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизированных средств; 4. Коэффициент соотношения оборотных активов с собственным капиталом. Это можно объяснить тем, что убыточное предприятие невозможно «вытащить» только с помощью оптимизации затрат. Здесь нужен комплексный подход. Вместе с тем, есть и положительная динамика, увеличились следующие показатели: 1. коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности; 2. КОСС; 3. коэффициент финансовой устойчивости; 4. коэффициент финансирования. Таким образом, предложенные мероприятия могут способствовать оптимизации затрат. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Основной целью управления затратами является экономия ресурсов и повышение эффективности их использования для уменьшения себестоимости продукции и, как следствие, увеличения прибыли и рентабельности. Сокращение затрат является более эффективным инструментом увеличения прибыли, чем увеличение объема продаж. По оценкам финансистов уменьшение затрат на 5-7% увеличивает прибыль на такую же величину как и увеличение объема продаж на 30% при неизменной рентабельности (см. Иванова В.А. «Основы финансового менеджмента», М., 1999, с.64). Изменение себестоимости существенно влияет на объем продаж, минимально необходимый для безубыточного функционирования предприятия, на выбор отпускных цен, на рентабельность и, как следствие, на привлечение кредитов. Для увеличения объема продаж зачастую необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично или связано с дополнительными затратами, продажа дополнительного количества произведенной продукции может создать трудности в силу ограничения спроса, а также привести к дополнительным издержкам на реализацию. Снижение затрат на выпуск единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами – возможность применения более низких или гибких цен. В целом основными преимуществами эффективного управления затратами являются: ¾ Производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен. ¾ Наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей ¾ Возможность использования гибкого ценообразования ¾ Предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия ¾ Возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения ¾ Принятие обоснованных и эффективных управленческих решений. Настоящая работа выполнена на примере ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика». Предприятие ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» является закрытым акционерным обществом. Оно создано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства РФ. Основной целью предприятия является получение прибыли. Основным видом деятельности является производство верхней одежды. Дополнительными видами деятельности являются: ¾ розничная торговля одеждой; ¾ оптовая торговля одеждой; ¾ организация перевозок грузов. По своим финансовым показателям пре6дприятие находится в тяжелом положении, оно не платежеспособно и финансово неустойчиво. На предприятии идет снижение объемов производства. После проведения анализа управления затратами, можно сделать следующие выводы: 1. Общая сумма затрат на предприятии ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» в период с 2005 по 2007 год снижается; 2. В данный период увеличиваются постоянные затраты предприятия, а переменные уменьшаются; 3. Вместе с сокращением производства растет заработная плата работников предприятия и прочие расходы. Соответственно пути повышения управления затратами на предприятии были предложены следующие: 1. Повышение технического уровня производства. 2. Совершенствование организации производства и труда. 3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. 4. Улучшение использования природных ресурсов. 5. Отраслевые и прочие факторы. Эти мероприятия позволят сократить затраты и соответственно увеличить прибыль предприятия, то позволит ему укрепить свое финансовое положение. Список литературы 1. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте. – М.: Филинъ, 2000г. 2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М., 1999г. 3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента. – М.: Юнити, 2004г. 4. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. – М., 2000г. 5. Менеджмент: ученое пособие / под редакцией Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М, 2003г. 6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001г. 7. Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: ЮРАЙТ, 2003г. 8. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент. – М.: ПРИОР, 2003г. 9. Смирнов З.А. разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ, 2000г. 10. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000г. 11. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М., 1990г. 12. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.: «Дашков и К», 1999г. |