Реферат: Территориальные финансы, их место в финансовой системе государства 2
Название: Территориальные финансы, их место в финансовой системе государства 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 1 Рынок ценных бумаг и его регулирование План: 1. Понятие о рынке ценных бумаг. 2. Понятие и цели регулирование 3. Принципы регулирования рынка ценных бумаг 4. Государственное регулирование Российского рынка ценных бумаг 5. Рынок государственных ценных бумаг: недостатки организации 1. Понятие о рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые можно разделить на 2 группы: общерыночные функции и специфические функции. 1. К общерыночным функциям относятся: 1.1. коммерческая функция, т. е. функция получения прибыли от операций на данном рынке; 1.2. ценовая функция, т. е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен и их постоянное движение; 1.3. информационная функция, т. е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках; 1.4. регулирующая функция, т. е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает органы контроля и управления. 2. К специфическим функциям рынка относятся: 2.1. перераспределительная функция, которая разбита на 3 подфункции: 2.1.1. перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности; 2.1.2. перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму; 2.1.3. финансирование дефицита госбюджета на неинформационной основе, т. е. без выпуска и обращения дополнительных денежных средств. 2.2. функция страхования ценовых и финансовых рисков или хеджирование. Существует несколько рынков ценных бумаг: 1. первичный и вторичный; Первичный – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Вторичный – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца другому в течение всего срока существования ценной бумаги. 2. организованный и неорганизованный; Организованный – это их обращения на основе установленных правил между лицензированными посредниками. Неорганизованный – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. 3. биржевой и внебиржевой; Биржевой – это торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Это всегда организованный рынок, т.к. торговля ведется по строгим правилам и только между биржевыми посредниками. Внебиржевой – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Может быть ограниченный и неограниченный. 4. традиционный и компьютеризированный; Компьютеризированный – торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый рынок. 5. кассовый и срочный. Кассовый – это немедленное исполнение сделки в течение 1–2 дней. Срочный – это рынок, на котором заключаются разнообразные сделки со сроками исполнения выше двух дней. Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним. Существует несколько основных групп участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: 1. эмитенты, 2. инвесторы, 3. фондовые посредники, 4. организации обслуживающие рынок ценных бумаг, 5. государственные органы регулирования и контроля. Участники рынка ценных бумаг:
Фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами. Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг – это организации, выполняющие все другие функции, кроме купли-продажи. Эмитент – это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой. На рынке ценных бумаг эмитент оценивается с точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им ценных бумаг.
Инвесторы – это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец).
Инвесторов можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым считается и статус: 1. индивидуальные (физические лица), 2. институциональные (коллективные), 3. профессионалы рынка. Классификация в зависимости от цели инвестирования: 1. стратегический инвестор предлагает получить собственность, и рассчитывает получать доход от использования этой собственности. 2. портфельный инвестор рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ценных бумаг. Задачи фондовой биржи: 1. предоставление места для рынка, 2. выявление равновесной биржевой цены, 3. сбор временно свободных денежных средств и помощь при передаче права собственности, 4. обеспечение гласности, открытости биржевых торгов, 5. обеспечение арбитража (т.е. разрешение споров), 6. обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале, 7. разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли, Регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования включает: 1. Государственные и иные нормативные акты, 2. Государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления делятся на: 1. Прямое (административное) управление: 1.1. Установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, 1.2. Регистрация участников рынка ценных бумаг и выпускаемых ими ценных бумаг, 1.3. Обеспечение гласности и информированности всех участников рынка, 1.4. Поддержание правопорядка на рынке. 2. Косвенное (экономическое) управление: 2.1. Система налогообложения (ставки налогов, льготы), 2.2. Денежная политика (процентные ставки, минимальная заработная плата), 2.3. Государственные капиталы (госбюджет), 2.4. Государственная собственность и ресурсы. 2. Понятие и цели регулирование Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели: • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.; • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу; • отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами; • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами; • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 3. Принципы регулирования рынка ценных бумаг Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов являются: • разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй — отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками; • выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; • максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке; • необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия; • при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчестве и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом; • обеспечение гласности нормотворчества широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность; • соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. 'Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка; • оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями). 4. Государственное регулирование Российского рынка ценных бумаг Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг; • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий; • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: • государственные и иные нормативные акты; • государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком можно разделить на: • прямое, или административное, управление; • косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем: • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; • поддержания правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы; • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.); • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли). Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли: Высшие органы государственной власти : Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель — осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство — выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня : Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. Реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов — разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по, регулированию рынка ценных бумаг. Министерство финансов РФ министерство в составе Правительства регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операции с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение. Центральный банк РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением. Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг: • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995—1996 гг.); • Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.); • Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.); • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.); • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.); • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.); • Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» • Закон об акционерных обществах (1996 г.) Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.); • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг: за период с г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок пенных бумаг; • постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. 5. Рынок государственных ценных бумаг: недостатки организации Организация российского рынка государственных ценных бумаг должна постоянно совершенствоваться. Рынок, в частности, должен становиться более доступным, прозрачным и конкурентоспособным. В настоящее время на первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства существует такое положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это приводило к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказывались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствовали о том, что фондовый рынок России организован менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого - высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность было трудно. Так, в апреле 1995 г. на аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составляла 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов - 25%. Финансовые институты практически всех регионов РФ (и многие находящиеся в Москве), по существу, были исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишало их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключался не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного (об этом свидетельствует мировой опыт). Издержки проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, были слишком велики. Если сделки осуществлялись через фондовую биржу, то согласно существовавшим правилам они требовали заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужала возможности региональных инвесторов и обходилась им дорого (средства для участия в аукционах необходимо резервировать на счетах, как минимум, за день до их начала). В итоге государство несло потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг. По мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первичных дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым институтам принимать в ней участие. Противоречива была и роль, которую играл на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно являлся агентом Министерства финансов РФ, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждался в объективной и общедоступной информации. Когда же Банк России сам играет на рынке ГКО, он заинтересован в том, чтобы не разглашать информацию о структуре спроса и предложения. Когда Банк России - единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересовано в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным. Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имели прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшала ликвидность выпускаемых инструментов, что приводило к снижению цены, которую инвесторы согласны были платить за ГКО. Более высокая ликвидность вела к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижал спрос на ГКО. В конечном счете надо было стремиться к тому, чтобы число участников рынка государственных ценных бумаг росло (а также число нерезидентов), это позволило бы положить конец тенденции к монополизации и развить конкуренцию. Для этого необходимо устанавливать терминалы в удаленных регионах, создавать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создавать новые коммуникационные системы. Важная проблема - оценка инвестиционного спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находился в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции находится в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн руб., в пределах 4-10% - 41 трлн руб., свыше 11% ~ 38 трлн руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влиявший на спрос на ГКО. Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имели уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация торговли этим фондовым инструментом. Серьезные проблемы были связаны также с таким видом государственных ценных бумаг, как КО. Достаточно отметить, что с помощью КО государство фактически занимало у предприятия деньги по ставкам в несколько раз ниже рыночных. Нуждавшиеся в средствах предприятия продавали КО банкам и финансовым компаниям, что вело к переливу финансовых ресурсов из промышленной сферы в финансовую, тормозило рост производства. Немало противоречивых моментов можно было найти и в функционировании других видов государственных ценных бумаг. До августа 1998 г. развитие российского рынка ценных бумаг в значительной степени шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключалась потенциальная опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивали размеры непроизводительного потребления капитала в стране (большинство расходов государства имело непроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, вели к его удорожанию для частных эмитентов, тормозили инвестиционный процесс в стране. |