Реферат: Теоремы тригонометрии
Название: Теоремы тригонометрии Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание: I Введение...................................................................................................... 3 Вступление................................................................................................. 3 Треугольники............................................................................................. 4 II Основная часть.......................................................................................... 8 Общие сведения о тригонометрических функциях............................ 8 Теоремы.................................................................................................... 13 Теорема о площади треугольника:................................................... 13 Теорема синусов:................................................................................. 14 Теорема косинусов:............................................................................. 16 Задачи........................................................................................................ 17 III Заключение............................................................................................ 20 Список литературы.................................................................................... 21 IВведениеВступлениеГеометрия - одна из самых древних и интересных наук, занимающаяся изучением геометрических фигур. Наш мир невозможно представить без их существования. Эта наука имеет огромный запас различных теорем, которые постоянно применяются как при решении математических задач, так и в жизни. Больше всего меня заинтересовали теоремы синусов и косинусов, которые применяются при решении произвольных треугольников. Цель данного реферата - уметь доказывать теоремы косинусов и синусов, применять их в решении задач, выбирать правильный ход решения при их использовании, знать, где данные теоремы применяются в жизни. ТреугольникиТреугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки - его сторонами. · Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны. Эти равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона называется основанием треугольника. · Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним или правильным. · Треугольник называется прямоугольным , если у него есть прямой угол, то есть угол в 90°. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется гипотенузой , две другие стороны называются катетами . · Треугольник называется остроугольным , если все три его угла – острые, то есть меньше 90° · Треугольник называется тупоугольным, если один из его углов – тупой, то есть больше 90°. Бермудский Треугольник - широко известная аномальная зона. Расположен он в границах между Бермудскими островами, Майями во Флориде и Пуэрто-Рико. Площадь Бермудского треугольника составляет свыше одного миллиона квадратных километров. Рельеф дна в этой акватории хорошо изучен. На шельфе, который составляет значительную часть этого дна, было проведено множество бурений с целью отыскать нефть и другие полезные ископаемые. Течение, температура воды в разное время года, ее соленость и движение воздушных масс над океаном - все эти природные данные занесены во все специальные каталоги. Этот район не особенно сильно отличается от других похожих географических мест. И, тем не менее, именно в районе Бермудского треугольника загадочно исчезали суда, а затем и самолеты. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами. Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана и объясняются естественными причинами.Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море — непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе бермудского треугольника, частые циклоны и штормы, большое количество отмелей, количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим. Впервые о «таинственных исчезновениях» в бермудском треугольнике упомянул корреспондент Associated Press Джонс, в 1950 году он назвал этот район «морем дьявола». Автором словосочетания «бермудский треугольник» обычно считают Винсента Гладдиса, опубликовавшего в 1964 году в одном из журналов, посвящённых спиритизму, статью «Смертоносный бермудский треугольник». Египетский треугольник — прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Особенностью такого треугольника, известной ещё со времён античности, является то, что при таком отношении сторон теорема Пифагора даёт целые квадраты как катетов, так и гипотенузы, то есть 9:16:25. Египетский треугольник является простейшим (и первым известным) из Героновых треугольников — треугольников с целочисленными сторонами и площадями. Название треугольнику с таким отношением сторон дали эллины: в VII - V веках до н. э. греческие философы и общественные деятели активно посещали Египет. Так, например, Пифагор в 535 до н. э. по настоянию Фалеса для изучения астрономии и математики отправился в Египет — и, судя по всему, именно попытка обобщения отношения квадратов, характерного для египетского треугольника, на любые прямоугольные треугольники и привела Пифагора к доказательству знаменитой теоремы. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или верёвка, разделённая отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей: треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения. В архитектуресредних веков египетский треугольник применялся для построения схем пропорциональности. II Основная частьОбщие сведения о тригонометрических функцияхТригонометрия – слово греческое и в буквальном переводе означает измерение треугольников. В данном случае измерение треугольников следует понимать как решение треугольников, т.е. определение сторон, углов и других элементов треугольника, если даны некоторые из них. Большое количество практических задач, а также задач планиметрии, стереометрии, астрономии и других приводятся к задаче решения треугольников. Возникновение тригонометрии связано с землемерением, астрономией и строительным делом. Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад. Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями. Длительную историю имеет понятие синус . Фактически различные отношения отрезков треугольника и окружности (а по существу, и тригонометрические функции) встречаются уже в III веке до н.э. в работах великих математиков Древней Греции – Евклида, Архимеда, Апполония Пергского. В римский период эти отношения достаточно систематично исследовались Менелаем (I век н.э.), хотя и не приобрели специального названия. Современный синус a, например, изучался как полухорда, на которую опирается центральный угол величиной a, или как хорда удвоенной дуги. В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты, именем которого назван первый индийский спутник Земли. Отрезок АМ он назвал ардхаджива (ардха – половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus – изгиб, кривизна). Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completelysinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”; cosa = sin(90° - a)). Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов. Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном (1467 г.). Он доказал теорему тангенсов. Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе. Современные обозначения синуса и косинуса знаками sin и cos были впервые введены в 1739 г. швейцарским математиком Иоганном Бернуллив письме к Леонарду Эйлеру, который и стал употреблять их в своих математических работах. Эйлер ввел также обозначения для функций угла х: tg x , ct g x , sec x , cosec x . Синус, косинус, тангенс, котангенс. · Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе (AB/OB). · Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе (ОА/OB). · Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету (AB/OA). · Котангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к противолежащему катету (ОА/AB) . Значения тригонометрических функций. Значения тригонометрических функций для некоторых углов.
Значения косинуса и синуса на окружности. Свойства тригонометрических функций Так как синус и косинус являются соответственно ординатой и абсциссой точки, соответствующей на единичной окружности углу α то, согласно уравнению единичной окружности или основному тригонометрическому тождеству, имеем: Деля это уравнение на квадрат косинуса и синуса соответственно, имеем далее: Формулы приведения: sin(90° - α) = cosα cos(90° - α) = sinα sin(180° - α) = sinα cos(180° - α) = - cosα Чётность и нечетность функций. Чётная функция - функция y = f ( x ) называется чётной, если область её определения симметрична относительно 0 и для любого значения аргумента Х верно равенство f (- x ) = f ( x ) Нечётная функция - функция, область её определения симметрична относительно 0 и для любого значения аргумента Х верно равенство f(- x) = - f( x) Косинус — единственная чётная функция. Остальные три функции — нечётные, то есть: ТеоремыТеорема о площади треугольника:
Дано: ∆ АВС, АВ= с, ВС = a , СА = b , h - высота Доказать: S = ½ absinC Доказательство: Введём систему координат с началом в точке С так, чтобы точка В лежала на положительной полуоси Сх , а точка А имела положительную ординату. Площадь данного треугольника можно вычислить по формуле S = ½ ah , где h – высота треугольника. Но h равна ординате точки А , т.е. h = b sinC (т.к. sinC = h / b ) => S = ½ absinC Ч.т.д.
Дано: ∆АВС АВ= с, ВС= а, СА= b Доказать : a/ sinA = b/ sin B = c/ sinC Доказательство: По теореме о площади треугольника S= ½ absinC, S = ½ bcsinA, S= ½ acsinB. Из первых двух равенств получаем ½ absinC = ½ bcsinA, ½ ab sinC = ½ bc sinA │ : ½ b a sinC = c sinA │: sinA sinC a/sinA = c/sinC Точно также из второго и третьего равенства получаем ½ bc sinA = ½ ac sinB │: ½ c b sinA = a sinB │: sinA sinB b/sinB = a/sinA Таккакa/sinA = c/sinC иb/sinB = a/sinA, тоa/sinA= b/sinB= c/sinC. Ч.т.д. Замечание: Отношение стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно диаметру описанной окружности. a/sinA= b/sinB= c/sinC= 2R Дано: R – радиус описанной окружности, ВС = a, BA1 - диаметр Доказать: BC/sinA = 2R (BC=2RsinA) Доказательство: Проведем диаметр ВА1. Рассмотрим ∆А1ВС, ∟С - прямоугольный => ВС=ВА1×sinA1. Если т.А1 лежит на дуге ВАС, то ∟А1=∟А, если на дуге BDC, то ∟A1= 180° - ∟A. И в том, и в другом случае sinA1 = sinA => BC= BA1*sinA, BC= 2RsinAили BC/sinA= 2R. Ч.т.д.
Дано: Доказать: a 2 = b 2 + c 2 − 2bc cosα Доказательство: Введем систему координат с началом в точке А. Точка В имеет координаты (с; 0), а точка С(bcosA; bsinA). По формуле расстояния между двумя точками d2 = (x2 – x1)2 + (y2 – y1)2получаем: ВС2 = a 2 = (b cosA – c)2 +(bsinА- 0) 2 , a 2 = b2 cos2A - 2bc cosA + c2 + b2 sin2 A, a 2 = b2 (cos2A + sin2A) + c2 - 2bc cosA, a 2 = b2 + c2 – 2bc cosA. Ч.т.д. Обобщенная теорема Пифагора. Теорему косинусов называют иногда обобщенной теоремой Пифагора. Такое название объясняется тем, что в теореме косинусов содержится как частный случай теорема Пифагора. В самом деле, если в ∆АВС ∟А прямой, то cosA = cos 90° = 0 и по a 2 = b 2 + c 2 − 2bc cosα получаем: a 2 = b 2 + c 2 , т.е. квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катета. Задачи№1 Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Дано : a = 7 см, b = 23cм, ∟ C = 130° Найти: с , ∟ А, ∟ В Решение : c 2 = a 2 + b 2 − 2bc cosC с = √ 49 + 529 - 2×7×23×(-0,643)» 28 cos A = b 2 + c 2 − a 2 / 2bc cos A = (529 + 784 – 49) / 2 ×23× 28 » 0,981 ∟ А » 11° ∟ В = 180° - (∟ А + ∟ C) = 180°- (11°+130°) » 39° Ответ: c » 28, ∟ А » 11°, ∟ B » 39°. №2 Решение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам. Дано: а= 20 см, ∟ А= 75°, ∟ В= 60° Найти: ∟ C , b , c Решение: ∟ C = 180-(60°+75°) = 45° a /sin A = b /sin B = c /sin C b = a × (sin B / sin A ) b » 20×(0,866/ 0,966)»17,9 c = a × (sin C / sin A ) c = 20×(0,7/ 0,966)»14,6 Ответ: ∟ C = 45°, b » 17,9 см, c »14,6 см. №3 Решение треугольника по трем сторонам. Дано: а= 7 см, b =2 см, с =8 см Найти: ∟ А, ∟ В, ∟ С. Решение: cos A = (4 + 64 – 49) / 2 × 2 × 8 » 0,981 ∟ А » 54° cos B = (49 + 64 – 4) / 2 × 7 × 8 » 0,973 ∟ В » 13° ∟ С = 180° - (54° + 13°) = 113° Ответ: ∟ А » 54°, ∟ В » 13°, ∟ С = 113° №4 Измерение высоты предмета. Предположим, что требуется определить высоту АН какого – то предмета. Для этого отметим точку В на определённом расстоянии а от основания Н предмета и измерим ∟АВН=a. По этим данным из прямоугольного треугольника АНВ находим высоту предмета: АН = а tg a. Если основание предмета недоступно, то можно поступить так: на прямой, проходящей через основание Н предмета, отметим две точки В и С на определенном расстоянии а друг от друга и измерим углы АВН и АСВ: ∟АВН =a, ∟АСВ = b, ∟ВАС = a –b.Эти данные позволяют определить все элементы треугольника АВС; по теореме синусов находим АВ: АВ = asinb/ sin (a –b). Из прямоугольного треугольника АВН находим высоту АН предмета: АН = АВ sin a= a sina sinb / sin ( a –b). №5 Измерение расстояния до недоступной точки (измерение ширины реки). На местности выберем точку В и измерим длину с отрезка АВ. Затем измерим, например с помощью астролябии, углы А и В: ∟А= a и ∟В = b. Эти данные, т.е. с , a и b, позволяют решить ∆АВС и найти искомое расстояние d=AC. Находим ∟С и sinC : ∟С= 180°- a –b, sin C= sin(180°- a –b) = sin(a+b). Так как d/sinb = c/sinC, то в = csinb/ sin(a+b). III Заключение.В данном реферате были выполнены все поставленные задачи: узнали более подробную информацию о тригонометрических функциях; привели доказательства теорем косинусов и синусов, а также теоремы о площади треугольников, применили их в решении задач на нахождение неизвестных элементов треугольника, узнали, как используются данные теоремы при проведении измерительных работ на местности. Приведенные задачи имеют значительный практический интерес, закрепляют полученные знания по геометрии и могут использоваться для практических работ.Список литературы.1. Анатасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия 7-9 класс – 12-е изд.-М.: Просвещение, 2002г., стр.157-159, 256-261 2. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», М., Просвещение, 1971., стр.56-57 3. Берманд А. Ф. Тригонометрия, 1967г., стр.4-6 4. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 9 класс – 13-е изд.-М.: Просвещение, 2006г., стр.112-114 5. Понарин Я.П. Элементарная геометрия. МЦНМО, 2004., стр. 84-85. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Балабаново» Реферат на тему: «Решение треугольников» Выполнила ученица 9 б класса Матвеева Анастасия учитель Заречкова Л.И. г.Балабаново 2010 |