Курсовая работа: Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию культуре и молодежной
Название: Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию культуре и молодежной Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение Глава 1 Учет заработной платы в Управлении по образованию, культуре и молодежной политике 1.1 Общая характеристика Управления по образованию, культуре и молодежной политике 1.2 Порядок и правила организации работы централизованной бухгалтерии 1.3 Особенности учета заработной платы в Управлении Глава 2 Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию, культуре и молодежной политике 2.1 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда 2.2 Программа проведения аудиторской проверки расчетов по оплате труда, отчет аудитора2.3. Аудит расчетов по ЕСНГлава 3. Разработка рекомендаций по улучшению методики аудиторской проверки расчетов по оплате труда Заключение Список литературы Введение На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить. Выбранная тема исследования объясняется зависимостью величины заработной платы от уровня жизни населения. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей. [19, с. 156] Оплата труда — это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В бюджетных учреждениях правила начисления оплаты труда и дополнительных выплат регулируются трудовым законодательством и отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства. [15, с. 13] Выплата заработной платы обычно производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы. [12, с.83] Целью настоящей работы является проведение методики аудиторской проверки расчетов по оплате труда в бюджетных организациях на примере Управления по образованию, культуре и молодежной политике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач: - дать характеристику рабочих счетов выбранного учреждения по учету расчетов с персоналом по заработной плате и прочим операциям; - рассмотреть начисление оплаты труда, а также порядок удержания и отчислений с фонда заработной платы; - раскрыть методику проведения проверки по оплате труда; - провести аудит по заработной плате. Предметом исследования является учет и аудит заработной платы. Объектом исследования является Управления по образованию, культуре и молодежной политике администрации МО «Данковский район», которое является структурным подразделением администрации МО«Данковский район», созданным в соответствии с Уставом МО «Данковский район» на основании постановления главы МО «Данковский район» от 22.01.2003 г. № 47 Материалом для написания работы послужили фактические данные бухгалтерского и оперативного учета Управления по образованию, культуре и молодежной политике, труды отечественных экономистов, периодические издания (журналы с приложениями, газеты), посвященные проблемам и практике бухгалтерского учета в РФ, нормативные акты. В качестве правовой базы была задействована справочная правовая система «Консультант плюс». Глава 1 Учет заработной платы в Управлении по образованию, культуре и молодежной политике 1.1 Общая характеристика Управления по образованию, культуре и молодежной политике Управление по образованию, культуре и молодежной политике администрации МО «Данковский район», в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства РФ «О физической культуре и спорте», федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления", "Об образовании", «О библиотечном деле», «О культуре», другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Липецкой области, законами Липецкой области "О местном самоуправлении", "О правовом регулировании деятельности системы образования», «О музеях и музейных ценностях Липецкой области», другими законами Липецкой области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Липецкой области, Уставом муниципального образования «Данковский район», нормативными правовыми актами Данковской районной Думы, нормативными правовыми актами и иными правовыми актами администрации муниципального образования «Данковский район» изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штамп, бланки и может выступать в роли учредителя (соучредителя) учреждений и организаций, необходимых для эффективного функционирования муниципальной системы образования, физической культуры и спорта, культуры, молодежной политики. Муниципальные образовательные учреждения, учреждения физической культуры и спорта, молодежной политики, учреждения культуры на территории муниципального образования «Данковский район» создаются, реорганизуются и ликвидируются постановлением главы муниципального образования «Данковский район» в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством об образовании, культуре, физической культуре и спорте, молодежной политике. Централизованная бухгалтерия обслуживает следующие муниципальные учреждения и организации: средние общеобразовательные школы № 1, 2, 3 города Данкова; Основная общеобразовательная школа ; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; Архангельская, Бураковская, Денисовская, Иваньковская, Первомайская, Ревякинская , Санталовская, Спицинская, Тайдаковская, Теляковская, Федяшевская, Боровковская, Воловниковская ,Григорьевская, Климовская Федоровская, Хотушская, основные общеобразовательная школы; Байдиковская, Верхне-Красинская, Гигантская, Рудневская, Торминская; Богословская начальная общеобразовательная школы - детский сад; детские сады № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, Иваньковский детский сад; дошкольное образовательное учреждение (детский сад) п. Ревякино ; дом детского творчества ; детско-юношеская спортивная школа; подростковые клубы: «Юный техник», «Олимп», «Салют», «Орленок», «Космос»; районный Центр культуры и досуга; Центр традиционной народной культуры; краеведческий музей; центральная районная библиотека им. Вересаева, детская библиотека; городской библиотечный филиал № 1, 2; Детская школа искусств им. Плотнова.. Целями деятельности управления являются: - создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование; - обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на основе муниципальной программы, утверждаемой Данковской районной Думой; - охрана и защита прав несовершеннолетних на подведомственной территории. - обеспечение на территории МО «Данковский район» выполнения законодательства Российской Федерации в сфере культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, разработка и реализация целевых программ, их кадровое, организационное, техническое, экономическое и правовое обеспечение, создание условий для сохранения и приумножения культурного потенциала; - координация деятельности учреждений культуры, искусства и кинематографии, - приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; - обеспечение сохранности историко-культурного наследия и культурных традиций района; - реализация молодежной политики в муниципальном образовании, создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для становления и развития молодежи; - разработка и реализация целевых программ в области образования, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта; - создание условий для духовного и физического развития молодежи; - поддержка деятельности молодежных и детских объединений, движений, организаций; Для достижения вышеназванных целей управление осуществляет следующие виды деятельности: 1) изучает и анализирует потребности и запросы населения подведомственной территории в области образования, культуры и молодежной политики; 2) разрабатывает предложения по развитию сети муниципальных образовательных учреждений, учреждений физической культуры и спорта, учреждений культуры, а также по проектированию и строительству зданий указанных учреждений; 3) создает в порядке, устанавливаемом главой муниципального образования «Данковский район», муниципальные фонды стабилизации и развития сферы образования, культуры и молодежной политики, 4) организует проведение педагогических конференций, совещаний, выставок и конкурсов в сфере образования; 5) создает банк данных об инновациях в области образования, культуры, спорта и молодежной политики; 6) оказывает методическую помощь подведомственным образовательным учреждениям и учреждениям культуры; 7) координирует работу по профессиональной ориентации молодежи; 8) разрабатывает и реализует целевые муниципальные программы в области образования, культуры, молодежной политики; 9) организует ведение бухгалтерского и статистического учета и отчетности в подведомственных муниципальных учреждениях, в том числе через предоставление услуг Централизованной бухгалтерии; 10) проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из бюджета; 11) организует снабжение муниципальных образовательных учреждений учебниками, учебными пособиями (в пределах выделенных фондов), классными журналами, бланками строгой отчетности, в том числе бланками документов государственного образца об уровне образования и квалификации, техническими средствами обучения; 12) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными муниципальными органами комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровых и безопасных условий учёбы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, а также по их социальной защите; 13) создает банк данных о кадровом составе муниципальных образовательных учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; 14) организует повышение квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и других работников; 15) создает муниципальные аттестационные комиссии для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; 16) готовит предложения по установлению дополнительных льгот и материальных поощрений учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; Основные функции Управления : - утверждает устав и изменения в устав муниципального образовательного учреждения; - устанавливает порядок приема в муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, - определяет язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в муниципальном образовательном учреждении; - назначает и увольняет руководителей муниципальных образовательных учреждений по согласованию с главой муниципального образования «Данковский район»; - обращается в соответствующую экспертную комиссию за дачей заключения для получения лицензии на образовательную деятельность для муниципальных образовательных учреждений; - совместно с отделом по управлению имуществом и земельным отношениям закрепляет за муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления объекты муниципальной собственности (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения); - контролирует сохранность и эффективное использование закрепленной за муниципальными образовательными учреждениями собственности; - принимает совместно с отделом по управлению имуществом и земельным отношениям решение об изъятии муниципальной собственности; - принимает совместно с отделом по управлению имуществом и земельным отношениям решение об отчуждении закрепленной за муниципальным образовательным учреждением собственности в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством; - дает согласие муниципальным образовательным учреждениям на использование закрепленных за ними финансовых средств, а по согласованию с отделом по управлению имуществом и земельным отношениям и иных объектов муниципальной собственности в деятельности, связанной с получением дохода; - принимает решение об изъятии в муниципальный бюджет дохода муниципального образовательного учреждения, полученного от оказания дополнительных платных образовательных услуг; - получает от муниципальных образовательных учреждений ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; - осуществляет в установленном порядке контроль за расходованием средств подведомственными образовательными учреждениями согласно утвержденным сметам расходов за счет средств местного бюджета. Схема структуры управления «Управления по образованию, культуре и молодёжной политике администрации МО «Данковский район» Структура управления 1) Управление возглавляет начальник (рис.1), назначаемый и освобождаемый от должности главой муниципального образования «Данковский район» Тульской области. 2) Условия и гарантии деятельности начальника Управления как муниципального служащего оговариваются в заключаемом с ним договоре (контракте), который не может противоречить законодательству о муниципальной службе и о труде. 3) Начальник Управления руководит Управлением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций. 4) В состав Управления по направлениям деятельности входят отдел по образованию и отдел по культуре и молодежной политике. 5) Положение, структура, штатное расписание Управления утверждаются главой муниципального образования «Данковский район». 6) Прием и увольнение работников Управления, а также применение к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения осуществляется главой муниципального образования «Данковский район» по представлению начальника Управления. 7) Прием и увольнение руководителей подведомственных учреждений, а также применение к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения, осуществляет начальник Управления по представлению начальников отделов. 8) издает приказы и другие правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; 9) ходатайствует перед главой муниципального образования «Данковский» о применении к работникам дисциплинарных взысканий или мер поощрения; 10) утверждает должностные инструкции работников Управления; 11) обеспечивает повышение квалификации и социальную защиту работников Управления; 12) распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами Управления; 13) открывает счета в учреждениях банков, совершает от имени Управления банковские операции, подписывает финансовые документы. 1.2 Порядок и правила организации работы централизованной бухгалтерии Штат централизованной бухгалтерии управления по образованию, культуре и молодежной политике состоит из 23 человек. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной отчетности. Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтерии созданы следующие группы: кассовая, расчетная, материальная, финансово-экономическая. В обязанности бухгалтерских групп входит: - ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов; - прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготовка их к счетной обработке; - контроль за правильным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. - начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся; - своевременное проведение расчетов с организациями и отдельными физическими лицами; - контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей; - участие в проведении инвентаризации и финансовых обязательств; - широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ; - составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности; - составление смет доходов и расходов; - хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а так же смет доходов и расходов, как на бумажных, так и на машинных носителях в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. - разработка и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины. - перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, налогов и других выплат и платежей, а также отчислений средств в фонды. - изучение постановлений, распоряжений, приказов вышестоящих органов, методических, нормативных материалов по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности; форм и методов бухгалтерского учета в организации, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота по участкам учета, порядок их документального оформления, правил эксплуатации вычислительной техники. Главный бухгалтер самостоятельно определяет весь объем учетной работы и распределяет ее по группам и между работниками бухгалтерии. Федеральным законом РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (1) определены основные задачи бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации, обеспечению этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ, а также предотвращения отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии оформлено письменно и подписано руководителем и главным бухгалтером. За каждым бухгалтером закрепляется определенный участок работы. Особое внимание сосредоточено на контрольных функциях бухгалтеров непосредственно в обслуживаемых учреждениях по правильному составлению первичных документов по материальным ценностям (в том числе проверке соответствия оперативного учета данным бухгалтерии), оплате труда работников, другим операциям. Важное значение обращено на взаимозаменяемость бухгалтеров не только в группе, а в целом в централизованной бухгалтерии. Работники централизованной бухгалтерии под расписку ознакомлены со своими обязанностями и имеют выписку из этого распределения. Для молодых работников учета составлен более подробный перечень их обязанностей. В практической работе им постоянно оказывается необходимая помощь руководителями групп и другими специалистами учета. В график представления обслуживаемыми учреждениями для учета и контроля включаются все необходимые документы, сроки представления должны быть реальными и обеспечивать нормальную работу учреждений и централизованных бухгалтерий. Материально ответственные и другие должностные лица обязаны обеспечивать своевременное представление документации. Систематическое нарушение ими установленных графиком сроков, а также правил составления должно наказываться в административном порядке. Весьма необходимо создание для персонала бухгалтерии благоприятных условий для работы, обеспечение его современными средствами и предметами труда. Особой заботой должно быть обеспечение бухгалтерии и обслуживаемых учреждений необходимыми бланками бухгалтерской документации. Эта большая и важная работа поручается одному из специалистов, владеющему основами учета в централизованной бухгалтерии, и определяется в его должностных обязанностях. В бухгалтерии, исходя из ее особенностей, составляется расчет на требуемую документацию согласно новой Инструкции, который необходимо своевременно уточнять, а также следить за наличием документации, проводить ее инвентаризацию и своевременно изымать устаревшие формы. В бухгалтерии разрабатывается номенклатура дел, в которой указывается их перечень, сроки хранения и номер статей по установленному перечню. Срок хранения документов до 5 лет при условии проведения ревизий, как минимальный. Текущая бухгалтерская документация и отчетность хранятся в соответствующих группах учета (до передачи в архив) в специальных помещениях или закрывающихся шкафах. Ответственность за организацию хранения документации несет руководитель, а также главный бухгалтер и руководители групп учета, о чем делается запись в должностных инструкциях. По расчетам с работниками по заработной плате и стипендиям следует проверить, на всех ли штатных работников имеются трудовые книжки, произведена ли в ней запись о принятии на работу в данное учреждение и соответствует ли она занимаемой должности, произвести инвентаризацию книжек. Проверяется правильность составления тарификационных списков, соблюдение правил о совместителях, правильность и своевременность отметок в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 421) и т. д. Учитывая, что учреждения получают наличные деньги на заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты в централизованной бухгалтерии, имеется необходимость в обеспечении сохранности денежных средств. В этих целях обслуживаемые учреждения должны быть оборудованы (по возможности) изолированными помещениями для выдачи и временного хранения наличных денег и обеспечивать сохранность денег в помещениях, а также при доставке их из централизованных бухгалтерий в учреждения. Все не выданные учреждением наличные деньги должны храниться в течение установленных сроков в несгораемых металлических шкафах, которые должны закрываться и опечатываться. Должностные лица, на которых приказом руководителя обслуживаемого учреждения возложена обязанность по выдаче денег работникам ("раздатчики"), должны быть, безусловно, надежными и проверенными людьми, с ними обязательно заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (ф. 523). Такой порядок должен быть установлен и для должностных лиц, временно замещающих "раздатчиков" (болезнь, отпуск и др.). На всех указанных лиц распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в РФ (письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18, с изменениями и дополнениями). 1.3 Особенности учета заработной платы в Управлении В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Трудовым кодексом РФ также установлено, что порядок стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, органами местного самоуправления. Единая тарифная сетка, установленная постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», имеет 18 разрядов: для рабочих — с 1-го по 8-й, для служащих — со 2-го по 18-й. Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату соответствующей должности определяют умножением ставки (оклада) 1-го разряда на тарифный коэффициент. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ тарифные ставки (оклады) повышены с 1 января 2005 г. в 1,2 раза, с последующим повышением с 1 сентября 2005 г. и с 1 мая 2006 г. С учетом указанных повышений минимальный размер оплаты труда составляет с 1 января 2005 г. 720 руб., с 1 сентября 2005 г. составит — 800 руб. и с 1 мая 2006 г. — 1100 руб. в месяц. Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации (24). При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности. Синтетический учет расчетов с работниками по заработной плате, пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством, расчетов со студентами, аспирантами и учащимися по стипендиям осуществляют на следующих аналитических счетах счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: 030201000 «Расчеты по оплате труда»; 030207000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»; 030213000 «Расчеты по пособиям по социальному страхованию населения»; 030214000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»; 030215000 «Расчеты по социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»; 030216000 «Расчеты по прочим расходам». Начисленные суммы заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий и иных выплат, сумм оплаты труда лицам, не состоявшим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, относят на уменьшение финансового результата текущей деятельности учреждения (счет 040101000). [8, с. 406] Начисление указанных выплат оформляют бухгалтерскими записями: Дебет счета 040101211 «Расходы по оплате труда» на сумму заработной платы и денежного довольствия Кредит счета 030201730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» Дебет счета 040101226 «Расходы на прочие услуги» Кредит счета 030216730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» на сумму стипендий Дебет счетов 040101261 «Расходы на пособия по социальному страхованию населения», 040101262 «Расходы на пособия по социальной помощи населению», 040101263 «Расходы на социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» Кредит счетов 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию населения» на сумму пенсий, и иных выплат 030214730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальной помощи населению», 030215730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления. [6, с. 603] Суммы начисленных пособий работникам по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются по дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» и кредиту счета 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхования населения». Начисление пособий населению в рамках программ социального страхования отражают по дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» и кредиту счета 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию населения». Удержания из заработной платы и денежного довольствия военнослужащих, стипендий в установленном порядке отражаются по дебету счетов 030201830 «Погашение кредиторской задолженности по оплате труда», 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» и кредиту счетов 030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы», 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц». Выдача начисленных сумм заработной платы, денежного довольствия, стипендий и оплаты труда лицам, состоящим и не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, учитывается по дебету счетов 030201830 «Погашение кредиторской задолженности по оплате труда», 030207830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» и кредиту счетов 020104610 «Выбытие из кассы» и 020801660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате труда». [10, 104] Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк. Учет расчетов с депонентами ведут в книге аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий (ф. 0511441), заполняемой по данным реестра не выданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму, отметки о ее выдаче, номер платежной ведомости и расходного кассового ордера, номера дебетуемого и кредитуемого счетов. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год. Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру. В реестре депонированных сумм (ф. 0511414) указываются наименование структурного подразделения; номер платежной ведомости; фамилия, имя, отчество лица, не получившего заработную плату, денежное довольствие или стипендию; табельный номер; бухгалтерская запись (дебет/кредит); сумма. Суммы заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий, не полученные в установленный срок, учитываются на счете 030402000 «Расчеты с депонентами». Отнесение сумм неполученной заработной платы на депонентскую задолженность отражают по дебету счета 030201830 «Погашение кредиторской задолженности по оплате труда» и кредиту счета 030402730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами». Выдача депонентской задолженности из кассы учитывается по дебету счета 030402830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами» и кредиту счета 030104610 «Выбытие из кассы». [9, с. 17] Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в журнале операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям, а расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат — в журнале по прочим операциям и карточке учета средств и расчетов. Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0511802) составляется в учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей с приложением первичных документов: табелей использования рабочего времени, выписок из приказов о зачислении, увольнении, перемещении, отпусках (для штатных сотрудников); договоров и актов выполненных работ (для внештатных сотрудников). Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. В графе «Наименование показателя» указывается начисленная заработная плата, начисления на заработную плату и удержания из заработной платы. К конце месяца итоговые суммы журнала переносятся в Главную книгу (ф. 0511811). Журнал операций по прочим операциям (ф. 0511802) может применяться для | операций по отражению сумм начисленной за месяц амортизации, операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов». Итоговые суммы заносятся в Главную книгу (ф. 0511811) ежедневно (ежемесячно). [5, с.86] Карточка учета средств и расчетов (ф. 0511604) применяется для аналитического учета бухгалтерских операций по движению денежных средств, находящихся на счетах учреждений, средств бюджетов, размещенных на депозитных счетах; расчетов с юридическими и физическими лицами; расчетов с поставщиками по выданным авансам, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги; расчетов с дебиторами; расчетов с подотчетными лицами; расчетов по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей; расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат, переплат пенсий и пособий, возникших вследствие неправильного применения действующего законодательства о пенсиях и пособиях; расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий. Карточка открывается записями сумм остатков на начало года. Текущие записи производятся не позднее следующего дня после совершения операции. Рассмотрим выборочно начисление заработной платы по МОУ «Данковская СОШ № 1» Начислена зарплата учителю истории Хатынской О.Е. за январь месяц 2007, по тарификации учебная нагрузка 18 часов в неделю; 15% за проверку тетрадей – от учебной нагрузки; 10% от ставки доплата за заведование кабинетом. Оплата производится по 11 разряду ЕТС и составляет 2738 рублей. Зарплата составит: за недельную нагрузку 2738 р., проверка тетрадей 2738 × 15% = 410р.70к., доплата за заведование кабинетом 2738 × 10% = 273р.80к. Итого начислено 2738 + 410,70 + 273,80 = 3422р.50к. Из начисленной заработной платы были произведены следующие удержания: Аванс (заработная плата за первую половину месяца) – 1500р. Удержан подоходный налог в размере 13% - 395р., от суммы 3022,50.(3422р.50к. – 400р.(стандартный налоговый вычет)). Итого удержано: 1500 + 395 = 1895р. Сумма к выдаче составила: 3422,5 – 1895 = 1527р.50к. Начислена заработная плата дворнику Махониной Н.Л. за декабрь месяц. Оплата согласно штатному расписанию производится по 2 разряду ЕТС и составляет 1270 р. С 26 декабря по 31 декабря 2006г. больничный лист. Зарплата составит: в декабре месяце 22 рабочих дня, найдем среднедневную оплату – 1270 : 22 =57р.72к., фактически отработано 17 дней (22 – 5(по больничному листу)), заработная плата за составит 17 × 57,72 = 981р.24к. Расчет оплаты по больничному листу: берем заработную плату за предшествующих бол. листу 12 месяцев с 1 декабря 2005 г. по 31 ноября 2006г., которая составила 14200 р., в этом периоде рабочих дней 238, найдем среднедневную оплату – 14200 : 238 = 59р.66к. Размер пособия по временной нетрудоспособности по стажу работы составит 80%. Дней по больничному листу 5, и так оплата по больничному листу составит 59,66 × 5 = 298р.30к. Итого начислено: 981,24 + 298,3 =1279р.54к. Из начисленной заработной платы были произведены следующие удержания: Аванс (заработная плата за первую половину месяца) – 500р. Удержан подоходный налог в размере 13%, с суммы 879р.54к., (1279,54 -400) где 400р. стандартный налоговый вычет т. к. доход не превышает с начала налогового периода 20000р. и составит 114р. Итого удержано: 500 + 114 = 614р. Сумма к выдаче составила: 1279,54 – 614 = 665р.54к. Лаборанту школы Фадеевой Л.Д. предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 16 октября 2006г. Расчетный период – с 1 октября 2005г. по 30 сентября 2006г. Работник в феврале болел, отработал 12 рабочих дней и заработок за этот месяц составил 1500руб.; в марте 3 рабочих дня не трудился (отпуск без сохранения заработной платы), и отработал 19 рабочих дней, заработок составил 2500руб.; в июле был в отпуске, отработан 1 день, а заработок составил 200руб.; в сентябре 10 дней по больничному листу, отработал 11 рабочих дней, заработок составил 1400руб. Восемь месяцев отработано полностью(8мес. × 29,4 дн. + 60,2 дн. = 295,4 дней) и заработок составляет 25300руб. Итого зарплата за 12 месяцев составит 25300 + 1500 + 2500 + 200 +1400 = 30900руб. Рассчитываем зарплату сохраняемую на период отпуска: 30900 руб. : 295,4 дней × 28 дней = 2928р.91к. Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования, Государственным фондом занятости населения, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников (34., с.95). Глава 2 Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию, культуре и молодежной политике 2.1 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом (6) другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Определение последовательности проверки учета труда и заработной платы. Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля и более времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку ( при повторном аудите - 5-10%). Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы. В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий: 1.) предварительное планирование, 2.) подготовка и составление общего плана, 3.) подготовка и составление программы. Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам “Расчеты с персоналом по оплате труда”, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции. [14, с. 190] Необходимо: 1. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда: -проследить рост оплаты труда, оформлено ли это приказами руководителя; -пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда. 2. Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 030201000 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе. 3. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток. 4. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда: -подтвердить документально начисления и удержания; -пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты; 5. Проверить правильность удержания налогов. 6. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы. 7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату. 8. Проверить удержания из оплаты труда: -сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия; -соблюдение законодательства по налогам с физических лиц; -изучение удержаний по отдельным наемным работникам; -регулярность перечисления налогов в бюджет. [18, с. 177] Определение объема аудиторской выборкиДля проведении аудита необходимо просмотреть первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс. Из первичных документов : - расчет по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении; - листки нетрудоспособности. Обобщение и группировка данных по учету труда в Управлении по образованию, культуре и молодежной политике в условиях полной автоматизации производится на ПК. Поэтому здесь используются только: - табели учета рабочего времени; - расчетно-платежные ведомости; - платежные ведомости на аванс; - платежные ведомости на зарплату; - расчетные листки на каждого работника. В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). 2.2 Программа проведения аудиторской проверки расчетов по оплате труда, отчет аудитораОсновной целью аудитора при проверке учета труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии - упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия; - выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства; - сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации. При определении эффективности систем внутреннего контроля имеют место многие факторы: -круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело; -наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации; -наличие технических средств контроля; -наличие технологии контроля; -контролируемые параметры. СВК предусматривает наличие: 1)компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями; 2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету) 3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции. 4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность); 5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом); 6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит). Для контроля документирования затрат на оплату труда используем вопросы и блок-схемы (табл.2). Таблица 2 Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда
В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и подоходный налог; проценты отчислений рассчитаны, верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику (льготы по подоходному налогу у двух работников определены не верно) . Платежные ведомости на аванс оформлены, верно, замечаний нет. Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные. Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили, т.к. заработная плата не депонировалась. При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится своевременно. Несмотря на незначительные недостатки в учете, расчет с бюджетом производится правильно. Взяв наугад несколько личных дел, делаем вывод, что информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует; рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются. Проверка техники заполнения первичных документов.Следующим этапом является проверка табелей учета рабочего времени. Установлено, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено. При проверке первичных документов установлено, что в лицевой карточке учета не всегда заполнена графа о наличии у работника иждивенцев, отсюда неправильное исчисление налога на доходы физических лиц, в табеле учета рабочего времени на основании приказа не было проставлено замещение уроков. Сбор аудиторских доказательствРезультаты аудита расчетов по оплате труда отразим в таблицах (таблицы №3, 4). Проверка правильности начисления оплаты труда по данным первичных документов Таблица 3.
Таблица 4. Соответствие начисленной оплаты труда, значащейся в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях.
В результате проверки правильности начислений на оплату труда не было выявлено случаев расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и в первичных документах. 2.3 Аудит расчетов по ЕСНАудит расчетов с Пенсионным фондомС 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог (ЕСН), который предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Он объединяет в себе страховые взносы, направляемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому при проверке расчетов по ЕСН аудитору необходимо проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их документальное обоснование и проверить правильность отражения соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Как было отмечено выше, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов. Приступив к проверке данного раздела бухгалтерского учета, сначала установим правильность определения налоговой базы, которая регламентируется 24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ. При этом необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Далее проверим правильность применения той или иной налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. Согласно данной статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются друг от друга. Кроме того, внутри каждой группы они подразделяются на работодателей, производящих выплаты физическим лицам, и работодателей, выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемный труд, и адвокатов соответственно. Таким образом, при определении правильности применения налоговой ставки необходимо установить категорию налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового взноса. Работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Т.е. часть налога, которую они уплачивали в ПФР в 2001г., теперь, согласно вышеуказанному закону, уплачивается в федеральный бюджет. Таким образом, страховой тариф разделен на две части. За счет первой части будет финансироваться страховая, а за счет второй – накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста и пола работника. Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. На основании гл.24 НК РФ и закона №167-ФЗ за три дня до получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным, организация должна уплатить двумя платежными поручениями 14% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет ПФР. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за выдачей зарплаты, необходимо отправить платежное поручение на оплату ЕСН (в части перечислений в федеральный бюджет). В заключение аудита расчетов с ПФР проверим правильность составления бухгалтерских проводок. Аудит расчетов с Фондом социального страхованияСоциальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ). Средства ФСС РФ расходуются на оплату больничных листов по болезни, беременности и родам, пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия на погребение, на оплату путевок в санатории и дома отдыха и другие выплаты. Страховые взносы, направляемые предприятием в ФСС РФ, являются составной частью ЕСН и регулируются главой 24 НК РФ «Единый социальный налог». Поэтому при проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п.3 ст.238 НК РФ) Далее определим правильность применения размера взносов, который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют. Кроме того, необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового взноса). В заключение аудита расчетов с ФСС РФ осуществляем проверку правильности составления бухгалтерских проводок. Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ. Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков. При аудите расчетов с ФОМС РФ следует проверить сроки, в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счета ФФОМС РФ и ТФОМС РФ. Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению методики аудиторской проверки расчетов по оплате труда Отчет аудитора исполнительному органу Управления по образованию, культуре и молодежной политике. Лицензии на проведение общего аудита нет. Аудит проводился ввиду незапланированной заменой должности главы администрации Поведен аудит учета заработной платы в МОУ «Данковская СОШ № 1» выборочно за 4 квартал. При планировании и проведении аудита оплаты труда рассмотрено состояние внутреннего контроля в Управлении. Рассмотрено состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского отчета о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля с целью выявления всех возможных недостатков. Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности. Проверено соответствие ряда совершенных школой финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности информация об оплате труда не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного аудита оплаты труда не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности учреждения законодательству. Поэтому такое мнение не высказываю. Аудит проводился в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным Министерством финансов 26 декабря 1994 года №170. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результате проверки были небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов (в лицевой карточке учета не всегда заполнена графа о наличии у работника иждивенцев, в связи с этим ошибки при удержании подоходного налога, в табеле учета рабочего времени (на основании приказа по школе) не было проставлено замещение уроков)). Результаты проведенной проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись, во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством. В связи с выявленными нарушениями организации рекомендуется усилить систему внутреннего контроля, а в частности по проверке правил и порядка составления первичных документов по заработной плате, а также проводить контроль с целью недопущения ошибок по всем разделам бухгалтерского учета. Для этого нужно создать приказ о создании комиссии по проверке правильности, своевременности и достоверности первичных документов по бухгалтерскому учету. Таким образом, выполнив намеченные процедуры по проверке учета труда и заработной платы, собрав необходимую информацию, делаем выводы о состоянии расчетов. После этого составляем отчет аудитора, где выражаем свое мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы. В связи с выявленными нарушениями организации рекомендуется усилить систему внутреннего контроля, а в частности по проверке правил и порядка составления первичных документов по заработной плате, а также проводить контроль с целью недопущения ошибок по всем разделам бухгалтерского учета. Для этого нужно создать приказ о создании комиссии по проверке правильности, своевременности и достоверности первичных документов по бухгалтерскому учету. Заключение При аудиторской проверке был разработан план и программа аудита по начислению и удержанию заработной платы в МОУ «Данковская СОШ № 1» В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивалась эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производилась оценка ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Программа аудита учета труда и заработной платы представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Она была составлена в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских средств по существу Детально была проверена правильность отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Приступая непосредственно к самой проверке расчетов по заработной плате, прежде всего, необходимо удостовериться в правомерности принятия первичных документов, используемых на предприятии при начислении заработной платы, к бухгалтерскому учету. Первичные документы должны отвечать требованиям ст.9 ФЗ от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Далее была проверена правильность начисления как основной, так и дополнительной заработной платы, и выявлены нарушения по заполнению табеля учета рабочего времени (на основании приказа по школе) не было проставлено замещение уроков. Затем была проведена проверка удержаний из заработной платы. Причем главное внимание здесь следует уделить налогу на доходы физических лиц, в результате проверки были небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов (в лицевой карточке учета не всегда заполнена графа о наличии у работника иждивенцев, в связи с этим ошибки при удержании подоходного налога). При проверке расчетов по ЕСН надлежит, проверим правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установим порядок и сроки уплаты налога на предприятии. Кроме того, осуществляется проверка записей по учету расчетов по заработной плате и ЕСН на счетах бухгалтерского учета. Здесь следует оценить правильность указания, в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания хозяйственных операций и соответствующих сумм, ошибок по удержанию и перечислению ЕСН не выявлено. В заключение, выполняется проверка сводных расчетов по заработной плате, которая состоит в идентификации данных по счетам «Расчеты с персоналом по оплате труда» и «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и корреспондирующих с ними счетов. А затем эти данные сверяют с данными Главной книги и показателями Бухгалтерского баланса ф.№1. Список литературы 1. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». 2. Постановление Госкомстата России от 5 января 2006 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» 3. Письмо Фонда социального страхования РФ от 11 января 2007 г. № 02-17/07-132 «О пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 № 255-ФЗ. 4. Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях на 2005 год. Утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4. 5. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 389 с. 6. Бакаев А.Н. Бухгалтерский учет: Учебник / под ред. А.С. Бакаева, П.С, Безруких, Н.Д. Врублевского – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Бухгалтерский учет. 2005 – 700с. 7. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.; Экономист, 2005. – 277 с. 8. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. – М.; Финансы и статистика, 2006 – 550 с. 9. Белова В.Н. «Налогообложение: изменения в расчете ЕСН и пенсионных взносов» // Журнал «Главбух» № 15, август 2005. с. 17 - 19 10. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2005. – 304 с.. 11. Елагина Е.Б. Первичные документы. – М.: Статус- Кво 97, 2006. – 355 с. 12. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: Инфра-М, 2006. – 285 с. 13. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебное пособие / 5-е изд., перераб. и доп. – М.: 2006. – 84 с. 14. Миронова О.А. Аудит: теория и методология: Учебное пособие / О.А. Миронова, М.А. Азарская. М.; ЮНИТИ-ДИАНА. 2006. – 290 с. 15. Огиренко Е.А. «Вычеты по НДФЛ: новые правила, старые проблемы» с.74 // Журнал «Главбух» № 3, февраль 2005. – с. 13 - 15 16. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.; Издательство «Бухгалтерский учет», 2007. – 387 с. 17. Подольский В.В. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд.. перераб. и доп. – М.; ЮНИТИ_ДИАНА, 2006. -405 с. 18. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: Дело и Сервис, 2005. – 377 с. 19. Соколов Я.В. Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика и методика осуществления. - М.: Дело и Сервис, 2006.-863 с. 20. Соснаускене О.И. Учетная политика 2007: Практическое пособие. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2006. – 284 с. |