Реферат: Анализ финансового состояния ООО Маркет-сервис
Название: Анализ финансового состояния ООО Маркет-сервис Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Краткая технико-экономическая характеристика ООО «Маркет-Сервис» Товарищество с ограниченной ответственностью «Маркет-Сервис» основано 6 мая 1994 года на основании Постановления главы администрации Октябрьского района города Уфы № 585,свидетельство № 2131. Восьмого декабря 1998 года на основании вступившего в законную силу Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» товарищество с ограниченной ответственностью «Маркет-Сервис» было преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «МаркетСервис». С 1994 года общество с ограниченной ответственностью «МаркетСервис» осуществляет деятельность в Республике Башкортостан по оказанию услуг и реализации товаров народного потребления населению. С октября 2006 года основной деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Маркет-Сервис» является производство и реализация товарного бетона, цементокладочного раствора и фундаментных блоков. Место нахождения общества: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450053, г. Уфа, Проспект Октября 132, корпус 3. Почтовый адрес: 450053, г. Уфа, Проспект Октября, 132 корпус 3. Для обеспечения деятельности общества участники наделяют его Уставным капиталом в размере 10 (десяти) тысяч рублей. Общество осуществляет следующие виды деятельности: - производство и переработка, реализация сельскохозяйственной продукции; - производство и оптово-розничная торговля продукцией, производственно-технического назначения; - торгово-закупочная деятельность; - ремонтно-строительные работы; -материально-техническое обеспечение целевых программ Республики Башкортостан (сельское хозяйство, газификация, жилищно-гражданское cтроительство, энергопрограммы, строительство дорог, мостов и т.д.); - производство, реализация стройматериалов, продукции производственно-технического назначения; - организация республиканских, межрегиональных и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан; - художественно-оформительские работы; - транспортно- экспедиционное обслуживание; - оказание услуг населению, в сфере бытового обслуживания; - организация и проведение выставок – продаж, аукционов, презентаций, ярмарок, конкурсов (в том числе, международных); - организация спортивных мероприятий, соревнований, сборов. Организационная структура предприятия ООО «Маркет-Сервис» представлена на рисунке 1. Представим основные технико-экономические показатели предприятия (см. табл. 1). Таблица 1 Технико-экономические показатели ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008гг.
Согласно данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы. В 2007 г. по сравнению с 2006г. среднегодовая стоимость основных средств выросла на 5000 тыс. руб. или на 158,93%. С 2007г. по 2008 г. данный показатель увеличился на 36,85% или на 3002 тыс. руб., и составил на 31 декабря 2008 г. 11148 тыс. руб. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основных средств, что является положительным фактором, так как дает возможность расширения производственных мощностей. С 2006 г. по 2007 г. среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 9754 тыс. руб. или на 124,05%, это произошло за счет повышения дебиторской задолженности и денежных средств, которые за тот же период увеличились на 5981 тыс. руб. и 2454 тыс. руб. соответственно. Среднегодовая стоимость оборотных средств за период 2007-2008гг. увеличилась на 17935 тыс. руб., или на 101,81%, что обусловлено ростом дебиторской задолженности на 158,7% и запасов на 223,6%. За период 2006-2007 гг. себестоимость повысилась на 263,57% или 85836 тыс. руб., при этом выручка от реализации увеличилась на 96534 тыс. руб. или на 271,03%, таким образом темп роста выручки выше темпа роста себестоимости, что положительно сказалось на рентабельности продаж, которая увеличилась на 6,06 %, и составила 6,25%. В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом себестоимость проданных товаров понизилась на 3,46% или 4093 тыс. руб., при этом выручка от реализации увеличилась на 7246 тыс. руб. или на 5,48%, то есть темп роста себестоимости реализованной продукции ниже темпа роста выручки, что отразилось на рентабельности продаж, которая увеличилась на 6,58 пункта, и составила 205,27% от того же показателя 2007 года. За анализируемый период произошло улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Повышение наблюдалось по всем показателям, характеризующим финансовые результаты деятельности предприятия. В частности наблюдался рост прибыли от продаж в 2007 по отношению к 2006 г. на 8192 тыс. руб. или на 12047,06%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 9625 тыс. руб. или на 116,53%, С 2006г. по 2007г. фондоотдача выросла на 4,9 пункта или на 43,29%, это произошло за счет превышения темпа роста выручки, над темпом роста стоимости основных средств. В 2007 году значение показателя фондоотдачи находится на высоком уровне: с каждого рубля авансированного в основные средства предприятие получило 16 рублей выручки от реализации товаров. За период с 2007 по 2008 год фондоотдача сократилась на 22,92 %, с каждого рубля авансированного в основные средства предприятие получило только 12,5 рублей выручки, таким образом наметилась негативная тенденция снижения эффективности использования основных средств. Оборотные активы в 2006г. оборачивались 4,5 раз, в 2007г. – 7,5 раз в год, таким образом, коэффициент оборачиваемости ускорился на 65,6 %. Это положительно характеризует деловую активность предприятия в 2007 г. К 2008г. показатель оборачиваемости оборотных активов понизился на 3,58 пункта или на 47,43%, что свидетельствует о замедлении деловой активности предприятия. За период 2006-2007 гг. наблюдается увеличение как среднесписочной численности работников с 25 до 32 человек, так и показателя производительности труда на 2705,04 тыс. руб. Увеличение производительности труда, произошло в результате превышения темпа роста выручки (составившего в 2007г.- 371,03%) над темпом роста среднесписочной численности работников 128%. В 2008 г. произошло сокращение рабочих с 32 до 24 человек, в связи с чем, на 40,64 % выросла производительность труда. В результате приведенного анализа по основным технико-экономическим показателям можно отметить, что предприятие работает достаточно стабильно, товарооборот с каждым годом увеличивается, прибыль показывает только рост. Анализ имущественного состояния ООО «Маркет-Сервис» представлен в таблице 2. Таблица 2 Анализ имущественного состояния ООО «Маркет-Сервис»
По анализу статей баланса можно отметить следующее. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается рост стоимости имущества ООО «Маркет-Сервис», так в 2007 г. он составил – 51,6%, в 2008 г. – 97,71%. Рост величины совокупных активов за период 2006 – 2007 гг. произошел вследствие повышения стоимости внеоборотных средств на 3880 тыс. руб. (или 57,2%) и оборотных активов – на 6928 тыс. руб. (или 49%). В 2008 г. стоимость совокупного имущества выросла почти в 2 раза и составила 62760 тыс. руб., это произошло в основном за счет увеличения оборотных активов на 28941тыс. руб. или 137,28% Внеоборотные активы за период 2006-2007 гг. выросли на 3880 тыс. руб. или на 57,21%, это связано в первую очередь с увеличением основных средств на 3929 тыс. руб. или на 63,57%. В 2008г. по сравнению с 2007г. величина внеоборотных активов увеличилась на 2076 тыс. руб. или на 19,47%, данное изменение произошло за счет роста основных средств на 2076 тыс. руб. или на 20,53%. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается рост оборотных активов на 6928 тыс. руб. или на 48,95%, что произошло за счет повышения уровня дебиторской задолженности на 5981 тыс. руб. или на 85,14% и увеличения величины денежных средств на 2454 тыс. руб. За период 2007 – 2008гг. оборотные активы выросли на 28941 тыс. руб. или на 137,28% и составили на конец 2008 г. – 50022 тыс. руб. Прирост оборотных активов связан в первую очередь с увеличением дебиторской задолженности, уровень которой с 2007 г. по 2008г. повысился на 20640 тыс. руб. или 158,7%, также наблюдается рост запасов на 11258 тыс. руб. или 223,64%. Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие ее в такой значительной сумме (33646 тыс. руб.) характеризует отвлечение оборотных средств предприятия на кредитование потребителей готовой продукции и прочих дебиторов, фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственно-хозяйственного оборота. По источникам средств можно отметить некоторое улучшение. Так в 2007г. собственный капитал составил 237 тыс. руб., то есть вырос на 44 тыс. руб. или на 22,8%, это произошло исключительно за счет увеличения нераспределенной прибыли на 30,77%. В 2008г. собственный капитал вырос на 5090 тыс. руб. за счет роста нераспределенной прибыли на 2721,93%. Источником формирования имущества в основном является заемный капитал, основным источником заемного финансирования на протяжении всего анализируемого периода являются краткосрочные обязательства. В 2006 г. ООО «Маркет-сервис» в своей деятельности не использовало долгосрочные заемные средства. Однако уже в 2007 г. долгосрочные обязательства предприятия составили 10586 тыс. руб. Но в 2008 г. наблюдается снижениедолгосрочных обязательств на 10036 тыс.руб. или на 5,2%. За период 2006-2007 гг. величина краткосрочных обязательств практически не изменилась, рост данного показателя составил 178 тыс. руб. или 0,86%. Наблюдаются изменения в структуре краткосрочных обязательств, так краткосрочные займы и кредиты были полностью погашены в 2007г., а кредиторская задолженность наоборот повысилась на 15782 тыс. руб. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. можно отметить рост краткосрочных обязательств на 35963 тыс. руб. или на 171,91%, это связано с ростом кредиторской задолженности на 27077тыс. руб. или на 129,81% , а также с привлечением краткосрочных займов и кредитов на 8947 тыс. руб. В настоящее время ООО «Маркет-Сервис» испытывает недостаток собственных средств и имеет высокий уровень задолженности перед кредиторами. На рисунке 2 показана динамика изменения имущества и источников его формирования ООО «Маркет-Сервис». Рис. 2. Динамика изменения имущества и источников его формирования ООО «Маркет-Сервис» На рисунке 4 видно, что в структуре имущества предприятия преобладают оборотные активы. Основным источником его формирования является заемный капитал. 2. Анализ финансового состояния ООО «Маркет-сервис» 2.1. Анализ финансовой устойчивости ООО «Маркет-сервис» Начнем анализ финансовой устойчивости с определения типа финансовой устойчивости (см. табл. 3.) Таблица 3 Анализ финансовой устойчивости ООО «Маркет-Сервис»
Анализируя и оценивая финансовую устойчивость ООО «Маркет-Сервис» можно сказать, что в 2006 г. предприятие находилось в неустойчивом финансовом положении, таким образом запасы и затраты могли быть покрыты только за счет всех источников финансирования. В 2007г. по сравнению с 2006 г. финансовая устойчивость ухудшилась, наблюдается недостаток всех финансовых источников финансирования на покрытие запасов и затрат, предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, причем это состояние наблюдается и в 2008 г. Такое заключение сделано на основании следующих выводов: Запасы и затраты не покрываются собственными оборотными средствами (ЕС ). В 2006 г. на покрытие запасов и затрат не хватало 12237 тыс. руб. собственных оборотных средств, в 2007 г. – 15993 тыс. руб., в 2008г. – 23703 тыс. руб. На протяжении всего анализируемого периода собственные оборотные средства отсутствуют. Установлен недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов в 2006 г. в размере 12237 тыс. руб., в 2007 г. – 5407тыс. руб., и в 2008 г. – 23153 тыс. руб. Запасы обеспечены в основном за счет краткосрочных займов и кредитов; Негативным моментом является неудовлетворительное использование ООО «Маркет-Сервис» внешних заемных средств. После проведенных выше расчетов видно, что за период 2007-2008 гг. трехмерный показатель типа финансовой устойчивости S имеет вид S = {0,0,0}. Это свидетельствует о том, что предприятие находится в кризисном финансовом состоянии. Для более детального анализа в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система соответствующих коэффициентов. Рассмотрим некоторые из коэффициентов финансовой устойчивости. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости приведен в таблице 4. Таблица 4 Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008 гг.
На основе данных таблицы 4, охарактеризуем изменение финансовой устойчивости ООО «Маркет-Сервис»в динамике за три последних года. Из расчетов видно, что коэффициент автономии за весь анализируемый период не соответствует нормативному значению. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. коэффициент не изменился и остался на уровне 0,01. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. коэффициент автономии увеличился на 0,07 или 700%. Данная положительная тенденция связана с тем, что темпы роста собственного капитала превысили темпы роста активов баланса. На протяжении всего периода коэффициент соотношения заемных и собственных средств не соответствовал нормативному значению. В 2006 г. у предприятия на 1 руб. вложенных средств приходилось 107 руб. 47 коп. заемных средств, в 2007 г. – 132 руб. 94 коп., и в 2008 г. – 10 руб. 78 коп. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств ООО «Маркет-Сервис» в период 2006-2007 гг, повысился на 25,47 пункта или на 23,6%, это произошло за счет превышения темпов роста заемного капитала, над темпами роста собственного капитала, которые составили 151,89% и 122,8% соответственно. К 2008 г. коэффициент соотношения заемных и собственных средств уменьшился в 13 раз, тем не менее превышает нормативное значение, что свидетельствует о высокой зависимости предприятия от кредиторов и о финансовой неустойчивости. Снижение данного показателя произошло за счет превышения темпов роста собственного капитала над темпами роста заемного капитала. На протяжении всего рассматриваемого периода коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативного значения, так в 2006 г. данный показатель составлял -0,47, а в 2007 – (-0,49), 2008 – (-0,15). За период 2006-2007гг. наблюдается снижение данного показателя на 0,02 пункта или на 4,25%, что произошло за счет превышения темпов роста оборотных активов над темпом роста собственного капитала. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами увеличился на 0,34 пункта или 30,61%, это связано с тем, что темпы роста собственного капитала опережали темпы роста оборотных активов. Чем выше коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей проведения независимой финансовой политики. Коэффициент маневренности на протяжении всего периода ниже нормы, с 2006 г. по 2007 г. понизился с -34,14 до -43,99, это произошло в результате роста внеоборотных активов на 3880 тыс. руб. или на 57,21%. За период 2007-2008 гг. произошел рост коэффициента маневренности на 42,6 пункта, что является положительным фактором, так как говорит об увеличении мобильности собственных средств организации. Однако данный показатель не соответствует нормативным значениям, так как на предприятии отсутствуют собственные оборотные средства. Связь структуры активов и финансовой устойчивости предприятия устанавливает коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств. Чем больше значение коэффициента, тем больше, устойчивость предприятия в плане возможности погашения краткосрочной задолженности. За 2006 г. – 2007 г. данный показатель понижается с 2,09 до 1,98, или на 0,11 пункта, это произошло за счет превышения темпов роста внеоборотных активов над оборотными. Затем с 2007 г. по 2008 г. наблюдается тенденция роста коэффициента мобильных и иммобилизованных средств до 3,93, что свидетельствует об улучшении структуры активов предприятия. С 2006 г. по 2008г. значение коэффициента финансирования ниже нормы, что свидетельствует, о рискованности операций предприятия. В 2007г. по сравнению с 2006 г. коэффициент не изменился и остался на том же уровне 0,01. В 2008 г. ситуация улучшилась и коэффициент финансирования вырос до 0,09, за счет превышения темпов роста собственного капитала над заемным, что говорит о снижении зависимости от кредиторов. На протяжении всего периода исследования значение индекса постоянного актива больше единицы, это говорит о том, что оборотные активы финансируются в основном за счет заемных средств, что очень рискованно. В 2007г. по сравнению с 2006 г. данный показатель вырос на 15,62 пункта или на 21,30%. Это связано с тем, что темпы роста оборотных активов превышали темпы роста собственного капитала. В 2008 г. ситуация улучшилась и индекс постоянного актива снизился на 79,56 пункта или на 89,44% и составил 9,39. Данная положительная тенденция связана с тем, что темпы роста собственного капитала опережали темпы роста оборотных активов. За весь анализируемый период коэффициент финансовой устойчивости не соответствует нормативному значению. За 2006-2007 гг. коэффициент увеличился на 0,33 пункта, что является положительным фактором. Это обусловлено привлечением долгосрочных обязательств. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. данный коэффициент снизился на 0,25 пункта или на 73,53%, это произошло за счет роста активов. Таким образом, в 2008 г. доля формирования активов за счет долгосрочных источников средств значительно снизилась. На протяжении всего периода коэффициент финансовой зависимости не соответствовал нормативному значению. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. данный показатель не изменился и остался на том же уровне 0,99. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. коэффициент финансовой зависимости понизился на 0,07 пункта или на 7,71%. Эта положительная тенденция связана с тем, что темп роста активов выше темпа роста заемного капитала, т.е. степень зависимости организации от заемных средств снизилась. В течение 2006-2008 гг. коэффициент инвестирования не соответствовал нормативному значению. С 2006 г. по 2007 г. он понизился с 0,03 до 0,02, это произошло в результате роста внеоборотных активов на 3880 тыс. руб. или на 57,21%. В 2008 г. по сравнению с 2007г. данный показатель повысился на 0,4 или на 2100% и составил 0,42 пункта. Данное положительное изменение произошло в связи с тем, что темпы роста собственного капитала превысили темпы роста внеобортных активов, т.е. доля собственного капитала, участвующего в формировании оборотных активов значительно увеличилась. На протяжении всего периода исследования значение коэффициента постоянного актива больше единицы. В 2007 г по сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 9,85 пункта или на 28,02%. Это связано с превышением темпов роста внеоборотных активов над темпами росчта собственного капитала. На протяжении 2007-2008 гг. коэффициент снизился на 42,60 пункта или на 96,68%. Данная положительная тенденция связана с тем, что темп роста собственного капитала превысил темп роста внеоборотных активов. Коэффициент соотношения активов и собственного капитала в течение 2006-2008 гг больше единицы. За 2006-2007 гг. коэффициент вырос на 25,47 пункта или на 23,48 %. Это произошло из-за того, что темпы роста активов выше темпов роста собственного капитала. В 2008 гг. коэффициент снизился на 122,16 пункта или на 91,2%. Это связано с тем, что темп роста собственного капитала превысил темп роста активов. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности вырос на 0,88 пункта или на 122,22%. Данный рост обусловлен превышением темпов роста кредиторской задолженности над темпами роста дебиторской задолженности. На протяжении 2007-2008 гг. показатель снизился на 0,18 пункта или на 11,17%. Это произошло из-за того, что темп роста дебиторской задолженности превысил темп роста кредиторской задолженности. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности в 2007г. и в 2008 г. больше единицы, значит финансовое состояние предприятия не стабильное, срок погашения кредиторской задолженности меньше, чем дебиторской. Значения всех коэффициентов не соответствуют рекомендуемым значениям, следовательно, предприятие находится в кризисном состоянии. Сравним собственные оборотные средства с текущей финансовой потребностью (см. табл. 5). Таблица 5 Анализ собственных оборотных средств ООО «Маркет-Сервис»
На протяжении всего анализируемого периода у ООО «Маркет-Сервис» отсутствует собственные оборотные средства. Текущая финансовая потребность в 2006 г. составила 7596 тыс. руб., в 2008 г. – 2002 тыс.руб. Положительным оказался 2007 г., так как текущая финансовая потребность оказалась отрицательной. На протяжении анализируемого периода ТФП превышает величину СОС, т.е. предприятие испытывает дефицит собственных оборотных средств. 2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия Анализ ликвидности ООО «Маркет-сервис» начнем с анализа ликвидности баланса за 2006-2008 гг. (см. табл. 6-8). Таблица 6 Анализ ликвидности баланса предприятия за 2006 г.
Анализ ликвидности баланса проведенный по данным 2006 г. показал, что только одно из четырех неравенств А3>П3 соответствует нормативному. Таким образом, в 2006 г. наиболее срочные обязательства не покрываются наиболее ликвидными активами, то есть денежные средства и краткосрочные финансовые вложения не покрывают кредиторскую задолженность и задолженность перед участниками по выплате доходов. Краткосрочные обязательства не покрываются быстро реализуемыми активами, то есть дебиторская задолженность и прочие активы не покрывают краткосрочные займы и прочие краткосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства покрываются медленно реализуемыми активами, то есть запасы и НДС покрывают долгосрочные займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства. Постоянные пассивы не покрываются трудно реализуемыми активами, то есть внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность не покрывают собственный капитал и доходы будущих периодов. Это означает, что организация использует на формирование долгосрочных вложений часть обязательств, что очень рискованно. Таким образом, баланс 2006 г. признается ликвидным на 25%. Таблица 7 Анализ ликвидности баланса предприятия за 2007 г.
Анализ ликвидности баланса проведенный по данным 2007 г. показал, что только одно из четырех неравенств А2>П2 соответствует нормативному. Таким образом, в 2007 г. денежные средства и краткосрочные финансовые вложения не покрывают кредиторскую задолженность и задолженность перед участниками по выплате доходов. Краткосрочные обязательства покрываются быстро реализуемыми активами, т.е. дебиторская задолженность и прочие активы покрывают краткосрочные займы и прочие краткосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства не покрываются медленно реализуемыми активами, то есть запасы и НДС не покрывают долгосрочные займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства. Внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность не покрывают собственный капитал и доходы будущих периодов. Следовательно, баланс 2007 г. признается ликвидным на 25%. Таблица 8 Анализ ликвидности баланса предприятия за 2008 г.
Анализ ликвидности баланса проведенный по данным 2008 г. показал, что два из четырех неравенств А2>П2, А3>П3 соответствует нормативным. Так, в 2008 г. денежные средства и краткосрочные финансовые вложения не покрывают кредиторскую задолженность и задолженность перед участниками по выплате доходов. Краткосрочные обязательства покрываются быстро реализуемыми активами, то есть дебиторская задолженность и прочие активы покрывают краткосрочные займы и прочие краткосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства покрываются медленно реализуемыми активами, то есть запасы и НДС покрывают долгосрочные займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства. Внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность не покрывают собственный капитал и доходы будущих периодов. Поэтому баланс 2008 г. признается ликвидным на 50%. Представим в таблице 9 излишки и недостатки баланса ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008 гг. Таблица 9 Излишки и недостатки баланса ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008 гг.
В 2006 г. выявлен платежный недостаток по первой группе активов в размере 5024 тыс. руб. В 2007 г. платежный недостаток повысился на 13328 тыс. руб. или на 265 % по отношению к показателю 2006 г., и составил 18352 тыс. руб. К 2008 г. наблюдается ухудшение ситуации, платежный недостаток увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2007 г. и стал равен 47852 тыс. руб. Это говорит о том, что неравенство Al ≥ П1 не выполняется на протяжении всего исследуемого периода, и наметилась негативная тенденция уменьшения объема денежных средств и роста кредиторской задолжности. В 2006 г. по второй группе активов был выявлен платежный недостаток в размере 7213 тыс. руб., однако уже в 2007г. наблюдается превышение величины быстро реализуемых активов над краткосрочными обязательствами на 12945 тыс. руб., а в 2008 г. на 24699 тыс. руб. Это связано с увеличением дебиторской задолженности и частичным погашением краткосрочных кредитов и займов. Сравнение третьей группы активов и пассивов показывает перспективную ликвидность. В 2006 г. величина медленно реализуемых активов превысила сумму долгосрочных обязательств на 5648 тыс. руб, в 2008 г. – на 15742 тыс. руб. а в 2007 г. наблюдался платежный недостаток равный 5018тыс. руб. Неравенство А3 ≥П3 было соблюдено в 2008г. и 2007 г., а значит, предприятие является ликвидным в долгосрочной перспективе. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается превышение трудно реализуемых активов над величиной постоянных пассивов, так в 2006 г. платежный излишек составил 6589тыс. руб., в 2007 г. – 10425 тыс. руб., а в 2008 г. –7411тыс. руб. Невыполнение четвертого неравенства означает, что ООО «Маркет-Сервис» осуществляет рискованную финансовую политику, и использует заемный капитал для формирование основных средств и долгосрочных финансовых вложений. Недостаток средств по одной группе активов не компенсируется их избытком по другой группе, поскольку в реальной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные. Платежеспособность предприятия можно выразить в виде следующего неравенства: где в - дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие активы); М - краткосрочные займы и кредиты; Н - кредиторская задолженность и прочие пассивы. Подставив в формулу значения ООО«Маркет-Сервис»проверим, выполняется ли неравенство( см. табл. 10) Таблица 10 Расчет показателей платежеспособности ООО «Маркет-Сервис»
Из таблицы 10 видно, что неравенство в ≥ Н + М не выполняется, это говорит о том, что имеющиеся у предприятия денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и расчеты с дебиторами не покрывают его краткосрочных обязательств. Следовательно, на протяжении всего анализируемого периода, предприятие может быть признано неплатежеспособным. Для качественной оценки ликвидности и платежеспособности предприятия необходим расчет финансовых коэффициентов.Главное достоинство показателей – простота и наглядность – может обернуться существенным недостатком – неточностью выводов. Поэтому следует осторожно подходить к оценке платежеспособности предприятия этим методом. Стоимость ЧА - важнейший показатель, характеризующий экономическое состояние любого хозяйственного общества. В соответствии с « Порядком оценки стоимости чистых активов » (Пр. МФ и ФКЦБ России от 29.01.03 № 10н/03-6/пз), чистые активы определяются по формуле: ЧА = ( А-Зув)-(Од+Окз+Зкр+Зуд+РПР+Опр), где А- активы организации (валюта баланса); Зув – задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал; Од – долгосрочные обязательства (строка 590); Окз – краткосрочные обязательства по займам и кредитам (строка 610); Зкр – кредиторская задолженность (строка 620); Зуд – задолженность учредителям по выплате доходов (строка 630); РПР – резервы предстоящих расходов (строка 650); Опр – прочие краткосрочные обязательства (строка 660). Представим в таблице 11 показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Маркет-сервис». Таблица 11 Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008 гг.
Проанализируем относительные показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность ООО «Маркет-Сервис» за три последних года. На протяжении всего анализируемого периода общий показатель платежеспособности находится в пределах ниже нормы, исходя из этого можно предположить, что баланс в целом не является платежеспособным. Наблюдаются отрицательные тенденции снижения общего показателя ликвидности, так в 2006г. он был равен 0,463, а в 2007г. – уже 0,444, то есть понизился на 4,09%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г данный показатель понизился на 0,019 пункта или на 6,59%. Это связано с превышением темпов роста обязательств над темпами роста активов. В течение анализируемого периода коэффициент быстрой ликвидности соответствует нормативному значению только в 2007г., это говорит о том, что наиболее ликвидные и быстрореализуемые активы в 2007г. покрывают краткосрочные обязательства. В 2006-2007гг. коэффициент вырос на 0,332 пункта или на 80,85%. Это произошло из-за того, что темп роста оборотных активов превысил темп роста краткосрочных обязательств. С 2007 по 2008 г. имеет отрицательную тенденцию, так в 2007 г. он составлял 0,742, а в 2008 – 0,593, то есть понизился на 0,149 пункта. Это связано с превышением темпа роста краткосрочных обязательств над темпом роста оборотных активов. На протяжении всего анализируемого периода коэффициент абсолютной ликвидности значительно ниже нормы, значит, предприятие не способно покрывать часть краткосрочной задолженности за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности, а также низка гарантия погашения долгов. В 2007 по сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 0,117 пункта из-за того, что темп роста денежных средств был больше темпа роста краткосрочных обязательств. В 2008г. данный показатель снизился в связи с ростом краткосрочных обязательств. За период 2006-2008 гг. коэффициент текущей ликвидности находится в пределах ниже нормы, так в 2006 г. он был равен 0,682, в 2007г - 1,008, т.е. вырос на 0,325 пункта или на 47,68%. В 2008 г. коэффициент снизился на 0,128 пункта т.е. на 12,73%. Это произошло за счет превышения темпов роста краткосрочных обязательств над темпами роста оборотных активов, что говорит о потенциальных трудностях с платежами по краткосрочным обязательствам. На протяжении 2006-2008 гг. чистые оборотные активы соответствовали нормативному значению только в 2007 г. В 2007 г. по отношению к 2006 г. коэффициент вырос на 6750 пункта или на 102,44% из-за роста оборотных активов. В 2008 г.чистые оборотные активы снизились на 7022 пункта. Данная негативная тенденция связана с ростом краткосрочных обязательств. Коэффициент покрытия чистыми активами всех обязательств за анализируемый период растет. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. коэффициент не изменился и остался на том же уровне 0,01. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. данный коэффициент вырос на 0,08 пункта или на 80%. Данная положительная тенденция связана с тем, что темпы роста чистых активов превысили темпы роста заемного капитала. Доля кредиторской задолженности в собственном капитале и дебиторской задолженности 2007 г.выросла на 0,87 или на 123,83%, это связано с ростом кредиторской задолженности, то есть темпы роста кредиторской задолженности превысили темпы роста дебиторской задолженности. В 2008 по сравнению с 2007 г. доля кредиторской задолженности в собственном капитале и дебиторской задолженности снизилась на 0,35 пункта или на 21,91%. Это произошло из-за превышения темпов роста дебиторской задолженности и собственного капитала над кредиторской. Хочется заметить, что в 2007-2008 гг. доля кредиторской задолженности в собственном капитале и дебиторской задолженности больше единицы. Данная негативная тенденция показывает, что в данный период существует недостаток собственного капитала и дебиторской задолженности, чтобы покрыть кредиторскую задолженность. Коэффициент покрытия чистыми оборотными активами кредиторской задолженности показывает, что в анализируемом периоде недостаточно чистых оборотных средств на покрытие кредиторской задолженности.За 2006-2007 гг. коэффициент вырос на 1,31 пункта или на 100,59 %. Это связано с ростом оборотных активов. В 2008 гг. коэффициент снизился на 0,15 пункта. Данная негативная тенденция связана со значительным ростом кредиторской задолженности. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. коэффициент соотношения чистых оборотных активов с чистыми активами вырос на 34,82 пункта или на 101,99%. Данный рост обусловлен превышением темпов роста чистых оборотных активов над темпами роста чистых активов. На протяжении 2007-2008 гг.показатель снизился на 1,97 пункта или на 289,6%. Это произошло из-за роста чистых активов. Динамика коэффициентов ликвидности представлена на рисунке 3. Рис. 3. Показатели ликвидности в динамике за период 2006-2008 гг. Значения практически всех коэффициентов не соответствуют рекомендуемым. Это означает, что предприятие является неликвидным. Так как коэффициент текущей ликвидности не соответствовал нормативному значению, то необходимо рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности за 2006-2008 гг. (см. табл. 12). Таблица 12 Расчет коэффициента восстановления платежеспособности ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008 гг.
На протяжении всего анализируемого периода, значение коэффициента восстановления платежеспособности меньше 1, следовательно, с течение ближайших 6 месяцев, организация не сможет восстановить утраченную платежеспособность. Таким образом, ООО «Маркет-Сервис» неплатежеспособносто и предприятие находится в кризисном состоянии, а значит нуждается в разработке мероприятий по повышению платежеспособности. 2.3. Анализ деловой активности ООО «Маркет-Сервис» Анализ деловой активности предприятия начнем с анализа оборачиваемости оборотных активов (см. табл. 13). Таблица 13 Анализ оборачиваемости оборотных активов ООО «Маркет-Сервис»
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. коэффициент оборачиваемости всех оборотных активов вырос на 2,97 пункта или на 65,6%. Соответственно, период оборачиваемости всех оборотных активов снизился на 32 дня или на 39,61%. Данная положительная тенденция связана с тем, что темп роста выручки превысил темп роста среднегодовой стоимости всех оборотных активов. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. данный коэффициент снизился на 3,58 пункта или на 47,73 %. Это негативно отразилось на длительности оборота, который увеличился на 44 дня. Это связано с превышением темпов роста среднегодовой стоимости оборотных активов над темпами роста выручки от реализации. В течение 2006-2007 гг. коэффициент оборачиваемости запасов увеличился на 13,67 пункта или на 115,99%. Время одного оборота запасов снизилось на 17 дней то есть на 53,7%. Это связано с превышением темпа роста выручки над темпом роста среднегодовой стоимости запасов. В 2008 г. данный показатель снизился на 12,39 пункта и составил 13,07. Соответственно, период оборачиваемости запасов увеличился на 14 дней, то есть практически в 2 раза. Данная отрицательная тенденция связана с тем, что темп роста запасов значительно превысил темп роста выручки. В 2007 г. по отношению к 2006 г. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности вырос на 4,03 пункта или на 43,98%. Следовательно, длительность оборота дебиторской задолженности уменьшилась на 12 дней, что составляет 30,55%. Данная положительная тенденция связана с тем, что темп роста выручки превысил темп роста дебиторской задолженности. Однако в 2008 г. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности снизился на 7,22 пункта или на 54,71%. Таким образом, время одного оборота дебиторской задолженности выросло на 33 дня или на 120,79%. Это произошло из-за того, что темп роста дебиторской задолженности опередил темп роста выручки. В течение всего анализируемого периода время одного оборота прочих оборотных активов снизилось на 6 дней и в 2008 г. составило 4 дня. Из таблицы 11 видно, что за период 2006 - 2007 гг. произошло ускорение оборачиваемости запасов на 17 дней, дебиторской задолженности – на 12 дней и прочих оборотных активов - на 3 дня. В 2007-2008 гг. наблюдается замедление оборота оборотных средств в том числе запасов на 14 дней, дебиторской задолженности на 33 дня. В целом за исследуемый период продолжительность оборота оборотных активов увеличилась на 12 дней. На рисунке 4. представлена динамика коэффициентов оборачиваемости Рис. 4. Коэффициенты оборачиваемости оборотных активов Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости капитала (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот(+Э) при замедлении оборачиваемости капитала определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота (Поб ): ±Э = 132151/ 360*(48-80) = - 11747 тыс. руб. Сумма высвобожденных средств в связи с ускорением оборачиваемости оборотных активов в 2007 г. была равна 11747 тыс. руб. ±Э = 139397/ 360*(92-48) = +17037 тыс. руб. В 2008г. в связи с замедлением оборачиваемости оборотного капитала на 44 дня дополнительно привлечено в оборот капитала на сумму 17037 тыс. руб. Рассмотрим наиболее часто используемые показатели деловой активности предприятия (см. табл. 14). Таблица 14 Показатели деловой активности ООО «Маркет-Сервис» за 2006-2008 гг.
К 2007 г. эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов улучшилась, так как коэффициент оборачиваемости активов вырос на 1,87 пункта или на 59,33%. Ввиду этого период оборачиваемости активов организации снизился на 42 дня. Это связано с тем, что темп роста выручки превысил темп роста среднегодовой стоимости активов. Однако уже в 2008 г. значение данного показателя снизилось на 2,07 пункта, то есть на 41,24% что, безусловно, является негативным фактором, это повлекло за собой замедление оборота активов на 50 дней или на 69,44%. Данная ситуация связана с превышением темпа роста среднегодовой величины активов над темпом роста выручки. Слишком высокие значения коэффициент оборачиваемости собственных средств (так в 2006г. он равен 258,09, в 2007 г. – 614,66), свидетельствуют о значительном превышении уровня продаж над вложенным капиталом, что, как правило, означает увеличение кредитных ресурсов. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу растет, что негативным образом отражается на финансовой устойчивости и финансовой независимости предприятия. Однако в 2008 г. данный показатель снижается на 564,55 пункта или на 91,85%, это происходит в результате роста величины собственного капитала. За период 2007-2008 гг. произошло замедление оборачиваемости активов на 6 дней. На протяжении всего периода коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности уменьшался, так в 2007 г. он понизился на 1,28 пункта или на 12,32%, а в 2008 г. на 5,81 пункта, то есть на 63,64%. Происходит замедление оборота кредиторской задолженности, так в 2007 г. время одного оборота кредиторской задолженности увеличилось на 4 дня, а 2008 г. – на 69 дней. В 2007 г. снижение показателя оборачиваемости кредиторской задолженности связано с тем, что темп роста кредиторской задолженности превысил темп роста себестоимости. А в 2008г. данный показатель уменьшился в результате значительного роста кредиторской задолженности. Чем ниже коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, тем медленнее компания рассчитывается со своими поставщиками. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. эффективность использования предприятием немобильных активов улучшилась, так как коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов вырос на 4,82 пункта или на 46,66%. Наблюдается ускорение периода оборачиваемости внеоборотных активов организации на 11 дней. Это связано с тем, что темп роста выручки превысил темп роста среднегодовой стоимости внеоборотных активов. Однако уже в 2008 г. значение данного показателя снизилось на 3,24 пункта, то есть на 21,39% что, безусловно, является отрицательным фактором. Соответственно, происходит замедление оборота внеоборотных активов на 6 дней или на 25%. Это связано с превышением темпа роста среднегодовой величины внеоборотных активов над темпом роста выручки. В 2007 г коэффициент оборачиваемости заемного капитала вырос на 1,87 пункта или на 58,62%. Наблюдается ускорение периода оборачиваемости заемного капитала организации на 42 дня. Это связано с превышением темпа роста выручки над темпом роста заемного капитала. Однако уже в 2008 г. значение данного показателя снизилось на 1,92 пункта, т.о есть на 38,14% что, безусловно, является негативным фактором. Соответственно, происходит замедление оборота заемного капитала на 44 дня. Это связано с превышением темпа роста среднегодовой величины заемного капитала над темпом роста выручки. Зависимость предприятия от заемного капитала высока, что очень отрицательно отражается на финансовой устойчивости организации. Коэффициенты оборачиваемости имеют отрицательную тенденцию к снижению, а коэффициенты длительности оборота – к повышению, что отрицательно характеризует деятельность предприятия. 2.4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Маркет сервис» представлен в таблице 15. Таблица 15 Динамика показателей прибыли ООО «Маркет сервис» за 2006-2008 гг.
Данные таблицы 15 показывают, что за период 2006 – 2007 гг. выручка от реализации увеличилась на 96534 тыс. руб. или на 271,03%. В 2008г. рост данного показателя продолжился, выручка от продаж составила 139397 тыс. руб., то есть увеличилась на 5,48%. В 2007г. себестоимость проданных товаров выросла на 85836 тыс. руб. или на 263,57%, таким образом, темпы роста выручки на 7,47 процентных пунктов превысили темпы роста себестоимости, что безусловно, является положительным фактором. В 2008 г. себестоимость понизилась на 4093 тыс. руб., и составила 114310 тыс. руб. Валовая прибыль на протяжении всего периода показывает только рост, так в 2007 г. данный показатель вырос на 10698 тыс. руб. или на 350,75%, это связано с ростом объема продаж. В 2007-2008гг. валовая прибыль увеличилась на 1133 тыс. руб. или на 82,48%. Это произошло в результате снижения себестоимости на 3,46% и роста выручки на 5,48%. С 2006г. по 2007г. прибыль от продаж повысилась на 8192 тыс. руб., что связано в первую очередь с превышением темпов роста выручки над темпами роста себестоимости, а также в связи с понижением коммерческих расходов на 1082 тыс. руб. Несмотря на то, что в 2008 г. коммерческие и управленческие расходы выросли, прибыль от продаж увеличилась на 9625 тыс. руб., то есть на 116,53%, это произошло в результате роста выручки на 5,48% и снижения себестоимости на 3,46%. На протяжении всего периода прибыль до налогообложения только увеличивалась, так в 2006г. она составила 126 тыс. руб., в 2007г. – 980 тыс. руб. и в 2008 г. – 7010 тыс. руб. что положительно характеризует деятельность предприятия. В период 2007-2008 гг. г. рост прибыли до налогообложения обусловлен только доходами от текущей деятельности предприятия, так как сальдо по операционной и внереализационной деятельности отрицательное. Чистая прибыль за весь анализируемый период только увеличивалась, это связано с ростом всех показателей финансовых результатов деятельности предприятия, так в 2007г. она повысилась на35000 руб. или 31,82%, а в 2008 г. она повысилась на 4945 тыс. руб. и составила 5090 тыс. руб. Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность, которая характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие и иные финансовые операции. В таблице 16 рассчитаем показатели рентабельности анализируемого предприятия за 2006- 2008 гг. Таблица 16 Показатели рентабельности ООО «Маркет-Сервис» за 2006 - 2008 гг.
Рентабельность активов на протяжении всего анализируемого периода увеличивалась. В 2007 г. данный показатель повысился на 2,61 пункта, а в 2008 г. на 11,11 пунктов, это произошло в результате превышения темпа роста прибыли до налогообложения над темпом роста среднегодовой величины активов. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. рентабельность собственного капитала снизилась на 12,27 пункта и составила 67,44%. Это связано с превышением темпа роста среднегодовой стоимости собственного капитала над темпом роста чистой прибыли. В 2008г. этот показатель вырос на 115,52 пункта и составил 182,96%. Данная положительная тенденция связана со значительным превышением темпа роста чистой прибыли над темпом роста средней величины собственного капитала. В течение всего исследуемого периода рентабельность продаж увеличивалась, что свидетельствует об эффективной работе предприятия. В 2007г. рентабельность продаж выросла на 6,06 пункта, что указывает на увеличение прибыли от продаж, приходящейся на рубль выручки от реализации. Это произошло из-за того, что темп роста прибыли от продаж выше темпа роста выручки. В 2008 г.показатель увеличился на 6,58 пункта и составил 12,83%. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. рентабельность внеоборотных активов снизилась на 1,53 пункта и составила 1,66%. Данная негативная тенденция связана с превышением темпа роста внеоборотных активов над темпом роста чистой прибыли. Однако уже в 2008 г. данный показатель рентабельности вырос на 41,84%, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств. Рентабельность оборотных активов в 2006-2007 гг. снизилась на 0,58 пункта и составила 0,82%. Снижение данной рентабельности произошло из-за того, что темп роста оборотных активов превысил темп роста чистой прибыли. Но уже в 2008 г. ситуация улучшилась, данный показатель вырос на 13,49 пункта. Рентабельность заемного капитала в 2007 г.снизилась на 0,43 пункта и составила 0,56. Это произошло из-за превышения темпа роста заемного капитала над темпом роста чистой прибыли. Но в 2008г. она выросла на 10,89 пункта и составила 11,45%. Данная положительная тенденция связана с тем, что темп роста чистой прибыли превысил темп роста среднегодовой величины заемного капитала. На основе данных финансовой отчетности ООО «Маркет-Сервис» проведем факторный анализ рентабельности активов (см. табл. 17.). Таблица 17 Факторный анализ рентабельности активов предприятия за 2006- 2008гг.
Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности активов использована следующая пятифакторная мультипликативная модель: Рассчитаем влияние каждого из пяти факторов на рентабельность активов в 2007 г.методом абсолютных разниц: ; ; ; ; . Проверка: Согласно таблице 14, за период 2006 – 2007 гг. рентабельность активов уменьшилась на 0,42% и составила 0,55%. Существенную роль в этом принадлежит изменению рентабельности продаж, падение которой на 0,2 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом привело к уменьшению рентабельности активов на 1,01%. Рост рентабельность активов на 0,49% произошел за счет повышения коэффициента финансового рычага на 40,54 пункта. Повышение коэффициента оборачиваемости оборотных активов на 2,97 пункта, привело к росту рентабельности активов на 0,62% . В результате снижения значений коэффициентов покрытия обязательств оборотными активами и финансовой независимости, произошло падение показателя рентабельности активов на 0,04% и 0,48%, соответственно Используя метод абсолютных разниц, рассчитаем влияние каждого из пяти факторов на рентабельность активов в 2008 г.: ; ; ; ; . Проверка: В 2008 г. уровень рентабельности активов превысил значение 2007 г.на 10,22% и достиг величины 10,77%. Этому способствовало в первую очередь положительное изменение рентабельности продаж, рост которой на 3,54 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом привел к увеличению рентабельности активов на 10,45%. В результате положительного изменения коэффициентов финансовой независимости (на 0,05) и покрытия обязательств оборотными активами (на 0,13) рентабельность активов выросла на 0,45% и 0,10% соответственно. Вместе с тем на рентабельность активов негативно повлияла динамика таких факторов, как финансовый рычаг и оборачиваемость оборотных активов, соответственно на -0,48% и на 0,30%. Замедление оборачиваемости средств, вложенных в оборотные активы, характеризует деятельность организации крайне отрицательно. Такая ситуация свидетельствует о том, что дополнительное вовлечение оборотных средств в производственно-хозяйственную деятельность не сопровождалось адекватным ростом доходов в виде выручки от продаж. Снижение коэффициента финансового рычага в нашем случае даже позитивно, поскольку такая ситуация минимизирует уровень финансовых рисков, связанных с привлечением заемных средств. Также на основе данных финансовой отчетности ООО «Маркет-Сервис» проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала (см. табл. 18.). Таблица 18 Факторный анализ рентабельности собственного капитала за 2006- 2008гг.
Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности собственного капитала использована следующая трехфакторная мультипликативная модель: Рассчитаем влияние каждого из трех факторов на рентабельность собственного капитала в 2007 г. методом абсолютных разниц: Проверка: Согласно таблице 18, за период 2006 – 2007 гг. рентабельность собственного капитала уменьшилась на 12,27% и составила 67,44%. Это произошло в результате снижения рентабельности продаж, падение которой на 0,2 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом привело к уменьшению рентабельности собственного капитала на 51,39%. Рост рентабельность собственного капитала на 16,8% произошел за счет повышения коэффициента оборачиваемости активов на 1,87 пункта. Рост коэффициента структуры капитала на 40,55 пункта, привел к росту рентабельности собственного капитала на 22,32% . Используя метод абсолютных разниц, рассчитаем влияние каждого из трех факторов на рентабельность собственного капитала в 2008 г.: Проверка: В 2008 г. рентабельность собственного капитала выросла на 115,52% и составила 182,96%. Этому способствовал значительный рост рентабельности продаж, увеличение которой на 3,54 пункта по сравнению с предыдущим годом привело к увеличению рентабельности собственного капитала на 2176,92%. Однако на рентабельности собственного капитала отрицательно сказалась динамика таких факторов, как коэффициент оборачиваемости активов и коэффициент структуры капитала. Снижение коэффициента оборачиваемости на 2,07 пункта привело к уменьшению рентабельности собственного капитала на 924,7%. Также понижение коэффициента структуры капитала на 105,52 пункта по сравнению с предыдущим годом привело к уменьшению рентабельности собственного капитала на 1136,7%. 3. Проблемы и недостатки, выявленные в результате анализа Проведенный анализ финансового состояния ООО «Маркет-Сервис» позволил выявить следующие недостатки деятельности: - показатели ликвидности ниже рекомендуемых значений; - увеличение объема дебиторской задолженности; - недостаток собственных оборотных средств для покрытия запасов; - низкий уровень управления и организации деятельности; - снижение эффективности использования основных средств; - высокий уровень задолженности перед кредиторами; - значения всех коэффициентов финансовой устойчивости не соответствуют рекомендуемым; - негативная тенденция замедления оборачиваемости оборотных средств. Неблагоприятным фактором характеризующим финансовое положение ООО «Маркет-Сервис» является значительный перекос в структуре активов и пассивов. Так в активах чрезмерно большой удельный вес занимают запасы и дебиторская задолженность, а в пассивах – кредиторская задолженность, что отрицательно сказывается на ликвидности и финансовой устойчивости организации. Анализ финансовой устойчивости показал, что в 2006 г. предприятие находилось в неустойчивом финансовом положении, таким образом запасы и затраты могли быть покрыты только за счет всех источников финансирования. В 2007г. по сравнению с 2006 г. финансовая устойчивость ухудшилась, наблюдается недостаток всех финансовых источников финансирования на покрытие запасов и затрат, предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, причем это состояние наблюдается в 2008 г. Мировой финансовый кризис также оказал негативное влияние на финансовую устойчивость предприятия, что сделало невозможным долгосрочное прогнозирование своей стратегии развития, накопления и заимствования средств для инвестирования. Кризисное финансовое состояние предприятия подтверждается расчетом относительных коэффициентов финансовой устойчивости: Коэффициент автономии за весь анализируемый период не соответствовал нормативному значению. На протяжении всего периода коэффициент соотношения заемных и собственных средств не соответствовал нормативному значению. В 2006 г. у предприятия на 1 руб. вложенных средств приходилось 107 руб. 47 коп. заемных средств, в 2007 г. – 132 руб. 94 коп., и в 2008 г. – 10 руб. 78 коп. К 2008 г. коэффициент соотношения заемных и собственных средств уменьшился в 13 раз, тем не менее превышает нормативное значение, что свидетельствует о высокой зависимости предприятия от кредиторов и о финансовой неустойчивости. Коэффициент маневренности на протяжении всего периода ниже нормы, так как на предприятии отсутствуют собственные оборотные средства. Связь структуры активов и финансовой устойчивости предприятия устанавливает коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств. Чем больше значение коэффициента, тем больше, устойчивость предприятия в плане возможности погашения краткосрочной задолженности. С 2006 г. по 2008г. значение коэффициента финансирования ниже нормы, что свидетельствует, о рискованности операций предприятия. На протяжении всего периода исследования значение индекса постоянного актива больше единицы, это говорит о том, что оборотные активы финансируются в основном за счет заемных средств, что очень рискованно За весь анализируемый период коэффициент финансовой устойчивости не соответствовал нормативному значению. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. данный коэффициент снизился на 0,25 пункта или на 73,53%, это произошло за счет роста активов. Таким образом, в 2008 г. доля формирования активов за счет долгосрочных источников средств значительно снизилась. На протяжении всего периода коэффициент финансовой зависимости и коэффициент инвестирования не соответствовали нормативному значению. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности в 2007 и в 2008 гг. больше единицы, значит финансовое состояние предприятия не стабильное, срок погашения кредиторской задолженности больше, чем дебиторской. Значения всех коэффициентов не соответствуют рекомендуемым значениям, следовательно, предприятие находится в кризисном состоянии. Основным негативным моментом характеризующим финансовое состояние ООО «Маркет-Сервис» является высокий уровень задолженности перед кредиторами и недостаток собственных оборотных средств. Анализ ликвидности показал, что на протяжении всего исследуемого периода баланс не может быть признан абсолютно ликвидным, так как выполняются не все неравенства. Таким образом, в 2006 и в 2007 гг. баланс может быть признан ликвидным лишь на 25%, в 2008 г.- на 50%. Большинство коэффициентов ликвидности ниже нормативного значения, это свидетельствует о том, что предприятие является неликвидным. В течение анализируемого периода коэффициент быстрой ликвидности соответствовал нормативному значению только в 2007г. Однако уже с 2007г. по 2008 г. он имеет отрицательную тенденцию, это связано с превышением темпа роста краткосрочных обязательств над темпом роста оборотных активов. На протяжении всего анализируемого периода коэффициент абсолютной ликвидности значительно ниже нормы, значит, предприятие не способно покрывать краткосрочную задолженность за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности, а также низка гарантия погашения долгов. За период 2006-2008 гг. коэффициент текущей ликвидности находился в пределах ниже нормы, так в 2006 г. он был равен 0,682, в 2007г - 1,008. В 2008 г. коэффициент снизился на 12,73%. Это произошло за счет превышения темпов роста краткосрочных обязательств над темпами роста оборотных активов, что говорит о потенциальных трудностях с платежами по краткосрочным обязательствам. На протяжении 2006-2008 гг. чистые оборотные активы соответствовали нормативному значению только в 2007 г. В 2008 г.чистые оборотные активы снизились на 7022 пункта. Данная негативная тенденция связана с ростом краткосрочных обязательств.. Доля кредиторской задолженности в собственном капитале и дебиторской задолженности 2007 г.выросла на 0,87 или на 123,83%, это связано с ростом кредиторской задолженности, то есть темпы роста кредиторской задолженности превысили темпы роста дебиторской задолженности. Хочется отметить, что в 2007-2008 гг. доля кредиторской задолженности в собственном капитале и дебиторской задолженности больше единицы. Данная негативная тенденция показывает, что в данный период существует недостаток собственного капитала и дебиторской задолженности, чтобы покрыть кредиторскую задолженность. С 2006 г. по 2008 г. предприятие может быть признано неплатежеспособным, это говорит о том, что имеющиеся у предприятия денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают его краткосрочных обязательств., то есть в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны всех кредиторов предприятие не сможет погасить долги. На протяжении всего анализируемого периода, значение коэффициента восстановления платежеспособности меньше 1, следовательно, организация не сможет в течение ближайших шести месяцев восстановить утраченную платежеспособность, таким образом, ей необходимо разработать и реализовать комплекс мер по повышению ликвидности и платежеспособности. В результате анализа структуры баланса на ООО «Маркет-Сервис» выявлен высокий уровень дебиторской задолженности, наличие ее в такой значительной сумме (33646 тыс. руб.) характеризует отвлечение оборотных средств предприятия на кредитование потребителей готовой продукции и прочих дебиторов, фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственно-хозяйственного оборота. Предприятие столкнулось со следующими проблемами управления дебиторской задолженностью: - не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью; - отсутствует точная информация о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами; - нет данных о росте затрат, связанных с увеличением дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости. С 2006г. по 2007г. фондоотдача выросла на 4,9 пункта или на 43,29%, это произошло за счет превышения темпа роста выручки, над темпом роста стоимости основных средств. В 2007 году значение показателя фондоотдачи находится на высоком уровне: с каждого рубля авансированного в основные средства предприятие получило 16 рублей выручки от реализации товаров. За период с 2007 по 2008 год фондоотдача сократилась на 22,92 %, с каждого рубля авансированного в основные средства предприятие получило только 12,5 рублей выручки, таким образом наметилась негативная тенденция снижения эффективности использования основных средств За анализируемый период уровень запасов повысился на 10945 тыс. руб. В 2008 г. темп роста запасов составил 323,64 % и тем самым превысил темп роста выручки от продаж равный 105,48%, что говорит об уменьшении скорости оборота запасов, и является отрицательным признаком для предприятия. В 2008 г. коэффициент оборачиваемости заемного капитала понизился на 1,92 пункта, то есть на 38,14% что, безусловно, является негативным фактором. Соответственно, происходит замедление оборота заемного капитала на 44 дня. Это связано с превышением темпа роста среднегодовой величины заемного капитала над темпом роста выручки. Зависимость предприятия от заемного капитала высока, что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости организации. В 2007-2008 гг. наблюдается замедление оборота оборотных средств в том числе запасов на 14 дней, дебиторской задолженности на 33 дня. В целом за исследуемый период продолжительность оборота оборотных активов увеличилась на 12 дней. В 2008г. в связи с замедлением оборачиваемости оборотного капитала на 44 дня дополнительно привлечено в оборот капитала в размере 17037 тыс. руб. Руководство предприятия ООО «Маркет-Сервис» не оптимизирующее структуру капитала, не следящее за денежными потоками, расчетами с дебиторами и кредиторами, государством, не организующее экономический учет затрат, не анализирующее текущую и инвестиционную деятельность, не составляющее детальные финансовые прогнозы и бюджеты, рискует остаться без приемлемых по цене внешних источников финансирования. Таким образом, ООО «Маркет-Сервис» имеет место неплатежеспособность и предприятие находится в кризисном состоянии, а значит нуждается в разработке мероприятий по повышению финансовой устойчивости. 4. Предложения по улучшению финансового состояния предприятия В соответствии с проблемами, выявленными в результате проведенного анализа финансового состояния ООО «Маркет-Сервис» необходимо разработать предложения по решению выявленных проблем. Так как на протяжении всего анализируемого периода наблюдается высокий уровень дебиторской задолженности, предлагается: - применение политики скидок или политики ускорения расчетов. Рассмотрим политику скидок более подробно. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что ООО «Маркет-Сервис» фактически получает лишь часть стоимости реализованных услуг. Поэтому для предприятия может оказаться целесообразным установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной (в течение месяца) оплаты по договору. Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что ООО «Маркет-Сервис» в данном случае получит возможность сократить не только объем дебиторской задолженности, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала (кредиторскую задолженность). Дело в том, что помимо потерь от инфляции, возникающих в связи с несвоевременностью расчетов с покупателями, ООО «Маркет-Сервис» несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой возможного использования временно свободных денежных средств. Для управления дебиторской задолженностью необходима следующая информация: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент; время просрочки платежа по каждому из счетов (см. табл. 19). Таблица 19 Классификация дебиторской задолженности по срокам возникновения
Прежде чем приступить к дифференциации скидок, необходимо установить их максимально допустимый размер. Максимальный размер не должен превышать сумму потерь связанных с просрочкой дебиторской задолженности, то есть 68,3 руб. с каждой тысячи (см. табл. 28). Соответственно 6,83% максимальный размер скидки. Для стимулирования оплаты дебиторами задолженности можно применить следующую систему скидок: - оплата в момент поставки оборудования: скидка 5%; - оплата в течение 7 дней после поставки оборудования: скидка – 4%; - от 7 до 15 дней – 3,5%; - от 15 до 30 дней – 2,5%; - через 31 и более дней скидки не предоставляются (см. табл. 20). Таблица 20 Анализ эффективности разработанной системы скидок
Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какую скидку он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что результатом его решения будет ускорение расчетов. Как показывает практика, данная система скидок весьма эффективна, что позволяет сделать предположение о том, что большинство дебиторов погасят свою текущую задолженность. Таким образом, в результате применения скидки 5% за оплату в момент поставки, ООО «Маркет-Сервис» сможет получить денежные средства на сумму 5646 тыс. руб. В таблице 21 произведен расчет дебиторской задолженности с учетом применения политики скидок. Таблица 21 Расчет объема дебиторской задолженности с учетом скидок, тыс. руб.
Для анализа финансовой эффективности системы скидок для дебиторов рассчитаем такие показатели, как период оборота дебиторской задолженности, который показывает количество дней в продажах за период. Расчет эффективности системы скидок приведен в таблице 22. Таблица 22 Расчет эффективности политики системы скидок в ООО «Маркет-Сервис»
Из вышеприведенных расчетов следует, что в результате применения системы скидок сумма сэкономленных средств в ООО «Маркет-Сервис» составит 5646 + 6583 = 12229 тыс. руб. Поскольку наибольшую задолженность перед ООО «Маркет-Сервис» имеет ООО «Стройресурс», то по отношению к данному предприятию будут проводиться дополнительные работы: - по ужесточению условий договоров; - предоставлению высоколиквидных залогов; - оформлению дел в арбитражных судах. Контроль и оптимизация дебиторской задолженностью являются одними из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. В результате анализа предприятия выявлен высокий уровень запасов. ООО «Маркет-Сервис» предлагается разработать политику управления товарными запасами, это позволит увеличить их оборачиваемость и снизить операционные издержки. В целях снижения доли запасов и уменьшения рисков возрастания неликвидов предлагаю провести оптимизацию общего размера и структуры запасов. Текущая потребность организации в оборотных средствах определяется с помощью их нормирования – важнейшего элемента управления и формированием и использованием оборотных активов. Существуют следующие способы расчета нормативов: аналитический, коэффициентный и метод прямого счета. Оптимальный уровень запасов определим при помощи коэффициентного метода, который основан на определении нового норматива оборотных средств с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции, на ускорение оборачиваемости оборотных средств. В таблице 23 приведены исходные данные для расчета оптимального размера запасов. Таблица 23 Расчет оптимального уровня запасов
Расчет потребности в запасах для I группы учитывает темп роста объемов производства в плановом периоде и планируемое ускорение оборачиваемости запасов. , (36) тыс. руб. Расчет для второй группы запасов учитывает лишь планируемое изменение оборачиваемости запасов. , (37) тыс. руб. Таким образом, планируемая среднегодовая стоимость запасов составит 5148+311= 5459 тыс. руб. Среднегодовая балансовая стоимость запасов в 2008 г. составила 10663 тыс. руб. Следовательно, запасы превысили норму на 5204 тыс. руб., что говорит об увеличении расходов на их хранение и использование. Поэтому считаю целесообразным продать выявленные неликвидные запасы на сумму 5204 тыс. руб. предприятию ООО «БашСтройКомплект». Продолжительность оборота оптимальной величины запасов составит: дней Эффект от ускорения оборачиваемости составит: ±Э=139397/360*(14-42)=-10842 тыс. руб. Сумма высвобожденных средств в связи с ускорением оборачиваемости запасов равна 10842 тыс. руб. Анализ финансовой деятельности ООО «Маркет-Сервис» показал, что предприятие имеет высокую зависимость от кредиторов и инвесторов. Поэтому считаю необходимым снизить уровень краткосрочных кредитов и займов в пассиве баланса. Это может быть достигнуто за счет денежных средств высвобожденных в результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолжности. Проведение предложенных мероприятий финансового оздоровления непременно отразится на увеличении свободных оборотных средств «Маркет-Сервис» и восстановлении платежеспособности. Произведем расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий (см. табл. 24). Таблица 24 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
Реализация предложенных мероприятий по улучшению финансового состояния непременно отразится на увеличении свободных оборотных средств ООО «Маркет-Сервис» и восстановлении платежеспособности. 5. Экономическая постановка задачи для поиска оптимального решения Предприятие ООО «Маркет Сервис» производит бетон 3-х марок: М-200, М-150 и М-250. Для производства бетона используется следующие ресурсы: цемент, гравий, ПГС, труд, оборудование. Нормы расходов ресурсов на производство 1 куб. метра бетона разных марок представлены в таблице 25. Необходимо построить математическую модель, позволяющую установить какое количество бетона каждой марки нужно производить, чтобы доход от продаж был максимальным. Таблица 25
Для того чтобы построить математическую модель необходимо записать ее с помощью математических символов. Переменные задачи. Искомыми величинами, а значит, и переменными задачи являются суточные объемы производства каждого вида бетона. Х1- суточный объем производства бетона М-200; Х2- суточный объем производства бетона М-150; Х3- суточный объем производства бетона М-250. Целевая функция . Цель задачи – добиться максимального дохода от реализации продукции. То есть критерием эффективности служит параметр суточного дохода, который должен стремиться к максимуму. Чтобы рассчитать величину суточной выручки от продажи бетона трех марок, необходимо знать объемы производства бетона то есть Х1, Х2, Х3 куб.м. в сутки, доход от продажи бетона разных марок согласно условию соответственно 2,95 тыс. руб., 2,7 тыс. руб., и 3,15 тыс. руб. за куб.м. бетона. Таким образом, доход от продажи суточного объема производства бетона 1-го вида равен 2,95Х1 тыс. руб. в сутки, от продажи 2-го вида – 2,7Х2 тыс. руб., и от продажи 3-го вида – 3,15Х3 тыс. руб. Поэтому запишем целевую функцию в виде суммы дохода от продажи бетона марок М-200, М-150 и М-250. f(x) = 2,95Х1+2,7Х2+3,15Х3→max Ограничения Возможные объемы производства Х1, Х2, Х3 ограничиваются следующими условиями: - количество ресурсов израсходованных в течение суток не может превышать суточного запаса этих ресурсов на складе; - объем производства бетона М-200 не должен превышать 120 куб м., максимальный обьем М-150 равен 100 куб. м., а марки-250 равен 85 куб. м. в сутки, что следует из результатов изучения рынков сбыта; - минимальный объем производства согласно плану составляет: бетон марки М-200 равен 80 куб. м., М-150 – 60 куб.м., и М-250 - 45 куб; - объемы производства бетона не могут быть отрицательными. Запишем эти ограничения в математической форме. f(x) = 2,95Х1+2,7Х2+3,15Х3→max 0,34Х1+0,26Х2+0,4Х3 ≤ 110 0,5Х1+0,45Х2+0,5Х3 ≤ 155 0,4Х1+1,5Х2+1,35Х3 ≤ 340 0,5Х1+0,3Х2+Х3 ≤ 200 0,3Х1+0,2Х2+0,8Х3 ≤ 160 80 ≤ Х1 ≤ 120 60 ≤ Х2 ≤ 100 45 ≤ Х3 ≤ 85 Х1, Х2, Х3 ≥ 0 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М., 2005. 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.06.05 г № 34н п. 79. 4. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”” от 1995 года. // Налог на прибыль: Нормативные документы, комментарий о порядке начисления. –М.: АКДН, 1996-97. 5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.:ДИС, 2008. – 256 с. 6. Артеменко В.Г., Беллиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.:ДИС, НГАЭиУ, 2007. – 128 с. 7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: ФиС, 2008. – 327 с. 8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2008 – 300 с.. 9. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с. 10. Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. –2007 №3, с.40 – 47. 11. Бланк И.А., Управление прибылью – Киев, 2007. – 321 с. 12. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. – М.:ФиС, 2007. – 624 с. 13. Васина А.А. Анализ финансового состояния компании. – М, ИКФ «Альф», 2008 – 50 с. 14. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Маркетинг», 2007. – 320 с. 15. Воронов К.Е., Максимов О.А. Финансовый анализ. Некоторые положения и методики– М: ИКФ «Альф», 2007 – 25 с. 16. Грачев А.В. Анализ и укрепление финансовой устойчивости предприятия. – М.:ДИС., 2007. – 208 с. 17. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия //Финансы, 2007., № 3 18. Донцова А.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности // Финансовый менеджмент – 2008 № 1 19. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2006 – 526 с. 20. Ковалев В.В. Финансовый анализ. — М. :ФиС, 2006. – 432 с. 21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: ФиС, 2006. – 560 с. 22. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия – Спб: Бизнес-пресса, 2005. – 448 с. 23. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов. – М. :ЮГИТИ-ДАНА, 2006. - 471 с. 24. Моляков Д.С., Шохин А.С. Теория финансов предприятий. М – 2006г. – 250 с. 25. Никифорова Н.А. Анализ и мониторинг хозяйственной конъюнктуры. – М, 2005. – 144 с. 26. Новодворский В.Д., Клестова Н.В., Шпак А.В., Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. – 2007 № 4, с.64 – 69. 27. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И. Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2007. – 224 с. 28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007 – 336 с. 29. Савчук В.П. Финансовый анализ деятельности предприятия (международные подходы), vps@a-teleport.com. 30. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: Юнити, 2007. – 479 с. 31. Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов. // Бух. учет, 2008, №1 32. Справочник финансиста предприятия. Под ред. Уткина З.А. – М, 2006. – 268 с.. 33. Тренев Н.Н. Управление финансами. – М.: ФиС, 2006. – 496 с. 34. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. – 654 с. 35. Хелферт Э. Техника финансового анализа. – М.: «Юнити», 2006. – 405 с. 36. Черногорский С.А. Основы финансового анализа, М.: Герда, 2006. – 176 с. 37. Черненко А.В. Об использовании показателя объема продаж в финансовом анализе // Аудитор, 2008, № 11, с. 38-40 38. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов, М.:Дело, 2007. – 320 с. 39. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий, М.: ИНФРА-М, 2006. – 194 с. 40. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.:ИНФРА-М, 2007. – 328 с. 41. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негалиев Е.В. Методика финансового анализа предприятий – М.:ИНФРА-М, 2006. – 235 с. 42. Шишкин А.К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях – М.:ИНФРА-М, 2007, 235 с. 43. Юров В.Ф., Прибыль в рыночной экономике – М.: ФиС, 2008. – 221 с. |