Реферат: Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества
Название: Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра теории и истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества» Выполнил студент юридического факультета группы ЮР-12С Дубенцов Евгений Иванович Научный руководитель доцент Горячковская Ю.М. Белгород-2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….. 3 1. Происхождение государства и его признаки……………………………….. 6 2. Сущность государства……………………………………………………… 12 3. Исторические типы и формы государства………………………………… 18 Заключение……………………………………………………………………… 24 Список использованных источников и литературы………………………….. 26 Введение Актуальность выбранной темы. История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры[1] . Государство призвано воплощать в законы, реализовывать в жизнь указанные правовые начала высшего, общесоциального порядка Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача достаточно сложная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Степень изученности. Многогранность такого феномена, как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности, ивызывают значительный интерес в обществе. Изучением форм государственного устройства посвящены работы таких ученых, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Л.И. Спиридонов и другие известные ученые-правоведы[2] . Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления, форм государственного устройства и форм государственно-правового режима государств. С точки зрения социологии государство рассматривается в работахМ.Н. Марченко. Автор приходит к выводу, что характерной чертой государства является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам[3] . По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Мнение автора, что территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть[4] . Значительный вклад в построении типологизации государства внесли российские ученые: А.Б. Венгеров, И.Ф. Казьмин, М.Н. Николаева[5] . Работы указанных авторов содержат как детальный анализ основ возникновения земского и городского самоуправления, коммунального хозяйства и городских финансов, так и практические подходы к их развитию. Цель курсовой работы – исследование происхождения и сущности государства. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи : · рассмотреть определение понятия государства; · изучить признаки государства и причины его происхождения; · рассмотреть исторические типы и формы государства. Методологическая основа исследования включает в себя ряд теоретико-методологических принципов и подходов, в частности, используются такие методы исследования, как анализ и синтез явлений, статистический, системный, сравнительный. К числу специальных методов следует отнести: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой анализ, методы теоретико-правового моделирования и прогнозирования, интерпретации законодательных актов и правовых концепций Теоретической основой послужили труды отечественных ученых-правоведов, юристов-практиков, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды юристов, философов, политологов, социологов, историков. Структура курсовой работы определена целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. 1. Происхождение государства и его признаки Проблема возникновения государства была и остается в науке достаточно дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.[6] Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).[7] Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных форм была «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.[8] Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Существует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества.[9] На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Ф. Энгельс считает, что в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. Теории о происхождении государства стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно[10] . Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа, общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства[11] . Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...»[12] . Марксистская теория происхождения государства отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований, как нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления, ведь государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов. С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»[13] Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[14] . Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а так же ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. 5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.); 6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.); 7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста (кровосмешения) и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность. Теории о происхождении государства стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. К ним относятся, теологическая, патриархальная, договорная, марксистская теории. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, таких как наличие территории, населения, органов власти, суверенитет, символика, сбор налогов. 2. Сущность государства Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства В современной отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах[15] . Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью. Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле). Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения. Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка[16] . Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу Рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса Феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) Феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти[17] . Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый[18] . Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии». Отдельно взятые, классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый, например: с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Или сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических - классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциальной одновременно. Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают. Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства: · консервативная; · либеральная; · социал-демократическая; · коммунистическая концепция социального назначения государства. Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую)[19] . Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их. Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи. Задачи государства на современном этапе: · обеспечение самосохранения общества и государства; · обеспечение безопасности и укрепление государства; · государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества; · государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные). Таким образом, государство - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. 3. Исторические типы и формы государства Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический[20] . Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства. Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел1 . Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме. Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс. Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд. К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров. Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства. Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами: 1) Экономическую базу соц. государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности. 2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих. 3) Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся. Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса. Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др. Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением государства в целом с его составными частями. Принято выделять три основных формы государственного устройства[21] : 1. Конфедерация представляет собой объединение государств для осуществления каких-либо целей. Конфедерация - это форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. Создающиеся в Конфедерации общие органы ограничиваются координацией деятельности членов. За всеми членами сохраняется право свободного выхода из нее. В настоящее время в мире существует только одна конфедерация — Европейский Союз. В разное время К. были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г. 2. Унитарное государство - отсутствуют территориальные образования, обладающие признаками государственности. Хотя некоторые унитарные государства имеют в своем составе автономии (Испания, Азербайджан и др.). В этой связи унитарные государства подразделяются на простые и сложные. Простые имеют только административно-территориальное деление, т.е. они состоят из определенных административно-территориальных образований, а сложные - имеют в своем составе автономии. Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Кроме того, в таких государствах существует единое законодательство, кредитно-денежная система, единая система налогов. Управление в унитарном государстве является наиболее простым. 3. Федеративное государство - в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, именуются субъектами федерации (не менее 2-ух). В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные - высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Таким образом, рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая ассоциируется с древневосточным рабовладением. Вторая стадия развития рабовладельческого строя - период греко-римского рабовладения. Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением государства в целом с его составными частями. Принято выделять три основных формы. Заключение Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Познать природу государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт. Государство вообще и современное государство в частности представляют собой политическую организацию общества. Политический параметр государства глубоко раскрывает сущность государства, хотя и далеко не исчерпывает ее. Не менее важно для понимания сущности государства знание его иных принципиальных свойств. Существует несколько концепций происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, классовая, завоевания, расовая, органическая, ирригационная и спортивная. Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и др.). Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти: законодательную, исполнительную и судебную. Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации. Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов. Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое. Список использованных источников и литературы 1. Конституция Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2009. – 39 с. 2. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Наука, 1993 3. Бабаев В.К. Общая теория права / В.Г. Бабаев. - Н. Новгород: Издательство НГУ им. Лобачевского, 2002. – 332 с. 4. Венгеров А. В. Теория государства и права / А.В. Венгеров. - М.: Юристъ, 2006. - 254 с. 5. Венгеров А.Б . Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.:Юриспруденция, 2000. - .528 с. 6. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении / А.И. Демидов // Правоведение, 2001. № 4. 7. Зеркин Д.П . Основы теории государственного управления / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 512 с. 8. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 610 с. 9. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2003. - 542 с. 10. Казьмин И.Ф. Основы теории государства и права / И.Ф. Казьмин, М.Н. Николаев. – М.: Высшая школа, 1988. - 335с. 11. Клименко С.В. Основы государства и права / С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. - М.: Зерцало, 2002. - 353 с. 12. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях / С.А. Комаров. - М.: Юрайт, 2003. – 340 с. 13. Малько А. В. Правоведение / А.В. Мальто. М.: КноРус, 2006. – 320 с. 14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2004. - 640 с. 15. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 637 с. 16. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. – 256 с. 17. Матузов Н.И. Правовая система и личность / Н.И. Мазупов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 294 с. 18. Матузов Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов Н.И., А.В. Малько А.В. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с. 19. Общая теория государства и права /Под ред. В.М. Лазарева, М.: Юрист, 2004. – 346 с. 20. Орлова М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2002. 21. Спиридонов Л. И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. - М.: Издательство: Проспектъ-Н ООО, 2001. – 298 с. 22. Теория государства и права / Н. И. Матузова, А. В. Малько – М.: Юрист, - 2004. – 406 с. 23. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005. - 592 с. [1] История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. - М., 2003. - С. 42. [2] Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993.; Бабаев В.К. Общая теория права. -Новгород, 1993.; Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1996. [3] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М., 1999. [4] Орлова М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.-М., 2002. [5] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1994.; Казьмин И.Ф., Николаева М.Н. Основы государства и права. – М., 1988. [6] Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. – С. 16. [7] Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 2001. - С.119 [8] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2003. - С. 89. [9] Малько А. В. Правоведение. М., 2006. - С.10-11. [10] Общая теория государства и права /Под ред. В.М. Лазарева. – М., 2004. - С.38. [11] Теория государства и права / Н. И. Матузова, А. В. Малько – М., - 2004. – С. 61 [12] Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2002. - С. 90 [13] Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С.53. [14] Малько А. В. Правоведение. М., 2006. - С.34. [15] Зеркин Д.П.,. Основы теории государственного управления / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. — М., 2005. – С. 16. [16] Клименко С.В. Основы государства и права. - М., 2002. – С. 106. [17] История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М., 2000. – С. 217-227. [18] Теория государства и права / Н. И. Матузова, А. В. Малько – М., - 2004. – С. 141. [19] Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2008. – С. 218. [20] Матузов Н.И. Теория государства и права. - М., 2004. - С. 329. 1 Венгеров А. В. Теория государства и права. - М., 2006. – С. 136. [21] Марченко М.Н. Теория государства и права. – М. , 2008. – С. 361-368. |