Реферат: Экономика предприятия 40
Название: Экономика предприятия 40 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание: 1. Введение.................................................................................................................................................. 2 1. 1. Планирование сегодня...................................................................................................................... 2 1. 2. Актуальность планирования в современных условиях............................................................ 2 2. Разработка бизнес-плана предприятия............................................................................................. 3 3. План производства ................................................................................................................................ 8 3. 1. Производственная программа ........................................................................................................ 8 3. 2. Определение потребного количества оборудования и его загрузка ......................................... 9 3. 3. 1. Определение потребного количества основных рабочих .................................................... 10 3. 3. 2. Фонд оплаты труда производственных рабочих ................................................................... 11 3. 3. 3. Расчет фонда оплаты труда вспомогательных рабочих, ИТР, СКП и МОП ................. 14 3. 4. Калькулирование себестоимости продукции............................................................................. 17 3. 5. Составление сметы затрат на производство .............................................................................. 21 3. 6. Расчет потребности в оборотных средствах ............................................................................... 21 3. 6. 1. Потребность в оборотных средствах по основным материалам и покупным полуфабрикатам ........................................................................................................................ 21 3. 6. 2. Потребность в оборотных средствах в незавершенном производстве ............................. 22 3. 6. 3. Потребность в оборотных средствах в готовой продукции ................................................ 22 3. 6. 4. Общая потребность в оборотных средствах .......................................................................... 23 Заключение ............................................................................................................................................... 24 Список литературы................................................................................................................................. 25 Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования: 1. Вновь созданные частные фирмы. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ¾ это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика. 2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики, планирование на этих предприятиях отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: · увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; · высокая нестабильность внешних условий и факторов; · новый стиль руководства персоналом; Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются: · неопределенность внешней (рыночной) среды; · возможность слияния или поглощения другой фирмой; · возможность монопольного установления цены реализации продукции; · контрактные отношения; Но в качестве выхода из такого положения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы. 1. 2. Актуальность планирования в современных условиях. В современной России планирование предприятия выражается в составлении бизнес – плана, который стал обязательным для предприятий с 1994 – 1995 г.г. Данный факт был вызван масштабным развитием в стране рыночной экономики. В январе 1995 г. Московское правительство, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес – план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов. Крупные коммерческие банки разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в бизнес – плане, как в «необходимом документе». В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т.к. возможность неудачи будет слишком велика. Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. 2. Разработка бизнес-плана предприятия . Предпринимая первые шаги в бизнесе, или реализуя новый проект, фирма сталкивается, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых, с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести предприятие в сторону от выбранного курса. Чтобы избежать этого, необходимо предварительно определить свои идеи, оценки и прогнозы, т.е. составить бизнес-план. Существуют две важнейшие причины подготовки бизнес-плана: - убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания средств в ваш бизнес или предоставления кредита; - помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить фирму от выбранной цели. Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет, и что может достичь. Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти из настоящего состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период. Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. Существует несколько подходов к разработке бизнес-плана. Между ними очень много общего, однако отдельные различия все-таки существуют. возможен, в частности, вариант, характеризуемый схемой (рис. 1): Рис.1. Схема разработки бизнес-плана. На первое место в данном случае ставится определение личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план. По итогам разработки различных вариантов стратегии уточняются как ожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Эта информация поступает на вход финансовой стратегии, предназначенной для окончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров и форм привлечения заемных средств. На третьем этапе формирования стратегического плана результатные данные по каналам обратной связи поступают на вход замысла плана с целью его корректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализа внешней среды, а также возможностей фирм оформляются в виде глобальной стратегии развития. Международные стандарты составления бизнес – плана предусматривают следующую структуру, хотя на деле разделов может быть больше или меньше, т.к. бизнес – план представляет собой результат свободного творчества предпринимателя или менеджера. I раздел: Краткий обзор или резюме проекта. Представляет собой краткое изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных инвесторов. Здесь указываются факторы, которые обеспечат успех фирмы на конкурентном рынке. В данном разделе рассматриваются следующие аспекты: – основные направления бизнеса (потребности; которые будут удовлетворены; предлагаемые товары/услуги); – описание рынка (местный/национальный/международный; промышленный/потребительский), его характеристики и предполагаемые размеры; – потенциальные возможности бизнеса за период от одного до пяти лет. Стратегия их реализации; – конкурентные преимущества фирмы. Что делает ваш бизнес непохожим на бизнес конкурентов; – прогноз продаж и прибыли. II раздел: Компания и отрасль, в которой занята фирма. Цель раздела – показать тенденции развития отрасли (развивающаяся, стабильная или стагнирующая) и место компании в ней. Работа над этим разделом является первым шагом в попытке довести до читателя суть бизнеса. В данном разделе указывается: – основные направления и цели деятельности фирмы. Потребности рынка, которые предполагается удовлетворить; – расположение компании, в каких географических пределах планируется развитие бизнеса (регион, страна, мировой рынок); – история, прошлые успехи компании. Важно отметить, на какой стадии развития находится фирма; – характеристика отрасли, к которой относится описываемый бизнес. Динамика продаж товара за последние годы по России, мировая. Прогнозы развития; – доля отрасли в продукции отрасли; – отличие фирмы от других предприятий отрасли, конкурентные преимущества (персонал, географическое положение, эффективная система сбыта, учет потребностей покупателей); – законы, налоги и другие факторы внешней среды, влияющие на данную отрасль в целом и конкретно в частности. III раздел: Продукция и услуги. Приводится описание продукции с точки зрения потребителей, избегая специфических технических подробностей. Делается акцент на уникальных качествах продукции, ее способности удовлетворять конкурентные потребности рынка. В этом пункте уместны следующие моменты: – простое без технических подробностей описание продукции; – отличие продукции от имеющихся отечественных и импортных аналогов; – возможность экспорта продукции; – уникальность, привлекательность продукции. Отзывы экспертов или потребителей, которые знакомы с предлагаемой продукцией, приводятся в приложении; – сведения о патентах, торговом знаке, авторских правах и других правах интеллектуальной собственности. IV раздел: Рынок и маркетинг. В этом разделе следует определить и оценить рыночные возможности бизнеса. Оценить существующие и потенциальные потребности продукции или услугах. Дается точная и реалистическая оценка состояния конкуренции, сильных и слабых сторон фирмы по сравнению с другими предприятиями. Характер используемого материала и методы его подачи существенно зависят от специфики рынка, продукции и предприятия. Анализ внешней среды является важным и необходимым для принятия верных управленческих решений. Обычно процесс исследования рынка включает в себя: – составление конкуренции на рынке; – основные потребители; – тенденция изменения рынка; – организация сбыта. Используя данные анализа, освещаются следующие вопросы: – потенциальные потребители продукции (фирмы, индивидуальные потребители), их территориальная принадлежность, численность будущих клиентов; мотивы покупок; – особенности сегмента рынка, на который ориентируется фирма (степень удовлетворения потребностей, демографические особенности, географические границы, тенденции развития); – емкость рынка и перспективы его развития; – характер спроса: постоянный, сезонный, циклический; – характеристика конкурентов. Конкурентная стратегия: потеснить конкурентов, занять свою нишу; – конкурентные преимущества фирмы; – трудности входа на рынок (нехватка средств, времени, технологические ограничения, инерция спроса, большая себестоимость, отсутствие сбытовой сети и т.д.). V раздел: Стратегия маркетинга. В этом разделе описываются основные составляющие маркетинга: ценообразование, сбыт, система продвижения товара на рынке. Цель – описать стратегию маркетинга, которая позволит выйти на уровень продаж и прибыли, которые указываются в финансовом плане. В этом разделе описывается: – подход в системе ценообразования. Предполагается система скидок. Сравнение с существующим уровнем цен; – организация сбыта продукции. Внутренняя служба сбыта. Каналы сбыта. Оптовики и розничные торговые фирмы. Дается описание каналов сбыта с указанием фирм (штатных и внештатных сотрудников), привлекаемых к реализации продукции; – система продвижения товаров на рынке. Примерный объем затрат. Организация рекламы. Стимулирующие мероприятия. Паблисити; – стратегия роста. Выход на другие сегменты рынка, дифференциация продукции. VI раздел: Производственная деятельность. В этом разделе следует указать потребность в помещении, оборудовании и трудовых ресурсах, необходимых для достижения целей, описать систему снабжения. Демонстрируется высокий уровень продуманности технологического процесса и механизм контроля качества продукции. Отражается следующее: – расположение помещений, потребность в ремонте; – схема производственного процесса; – состав необходимого оборудования, его поставщики, условия поставок, стоимость; – сырье и материалы – поставщики, ориентировочные цены, норма запаса; – наличие альтернативных источников снабжения сырьем и материалами; – экологичность и техническая безопасность производства. Контроль качества; – требования в отношении трудовых ресурсов; – возможности снижения прямых и накладных расходов; – система обслуживания и сервиса. VII раздел: Управление и права собственности. Данный раздел представляет особый интерес, так как средства обычно вкладываются в людей, а не в идеи. Следует показать, что менеджеры и персонал предприятия отличаются компетентностью и могут успешно заниматься бизнесом. В этом разделе указывается: – организационно-правовая форма бизнеса. По товариществам указываются условия создания и партнерства, по акционерным обществам – основные пайщики и принадлежащие им доли, количество привилегированных и обыкновенных акций. Указывается доля государственной собственности в уставном фонде; – для акционерных обществ: состав совета директоров, краткие биографические справки, телефоны, степень вовлеченности в деятельность предприятия; – для открытых акционерных обществ: сколько акций уже выпущено, возможность дополнительной эмиссии; – организационная структура управления предприятием, команда управляющих, распределение обязанностей между ними, формы и условия оплаты труда; – предполагаемые изменения в структуре управления в соответствии с требованиями проекта, в том числе планируемое пополнение команды менеджеров; – заинтересованность местной администрации в проекте; – консультанты, аудитора фирмы. VIII раздел: Стратегия финансирования. Данный раздел содержит финансовые показатели, подкрепляющие всю информацию, содержащуюся в других разделах, т.е. по сути, приводится обоснование всего бизнес-плана. Этот раздел является ключевым с точки зрения эффективности проекта и сроков возврата заемных средств. Четко показываются перспективы для инвестора и «пути выхода», т.е. меры, позволяющие инвесторам вернуть свои деньги. Финансовый план предполагает выполнение следующих расчетов: – Оперативный план – Планирование средств фондов накопления и потребление (Распределение чистой прибыли); – Баланс денежных доходов и расходов; – Расчет доходов и затрат; – Финансовый план предприятия на планируемый год (баланс доходов и расходов); – Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия; – Расчет показателей финансово-экономической деятельности предприятия. Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку за определенный период. На фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, предоставленная в оперативном плане, позволяет продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать в перспективе. Показатели определяются по каждому виду товара или услуги, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности. Такой прогноз обычно составляется на три года вперед, причем данные для первого и второго года следует приводить поквартально, т.к. для начального периода времени точно известны будущие покупатели продукции. На каждый отчетный период рассматриваемая совокупность показателей рассчитывается на основе специального рыночного исследования. Это важно для последующего планирования закупок оборудования, затрат на рекламу и наем работников. В данном разделе даются ответы на следующие вопросы: – потребность в финансовых средствах. Метод расчета потребности. Возможные источники получения средств; – использование финансовых средств (капвложения, пополнение оборотных средств, выплата долга, приобретение других фирм); – долговременные финансовые стратегии (возможности изменения организационных форм бизнеса, изменение позиций учредителей, схемы погашения кредита); – финансовые данные на перспективу; – финансовые данные за прошедшие периоды (при необходимости документы могут быть представлены в приложении); – данные об аудиторской фирме, с которой сотрудничает предприятие. Освоение производства подразумевает собой: аренду зданий и сооружений, приобретение оборудования, закупку сырья и материалов, приобретение торгового оборудования, затраты на рекламу, а также обучение персонала. Собственных средств для освоения такого производства фирме будет недостаточно, поэтому планируется привлечение инвестиций и банковских кредитов с выплатой в равных долях сроком на 5-6 лет. В качестве гарантий кредиторам выставляется, личное имущество учредителей, приобретенное оборудование, материалы, а также готовая продукция. IX раздел: Риски и их учет. В бизнес-плане нужно обязательно отметить их наличие (риски), проблемы и сложности, но не акцентировать на них все внимание. Демонстрируется уверенность в успехе бизнеса, но вместе с тем упоминаются и сложности. В этом разделе описываются: – условия, угрожающие деятельности предприятия. Необходимо показать инвесторам, что риски оценены всесторонне и объективно; – пути преодоления рисков. Существуют такие виды рисков как: – задержка или срыв поставки. На этот случай у предприятия имеются договоренности с другими фирмами-поставщиками сырья и материалов, а также страховой запас. – политические и экономические риски. – снижение спроса. Для преодоления такого риска предпринимаются следующие мероприятия, снижение цены, повышение качества, изменение дизайна продукции, расширение ассортимента и рынка сбыта, а также усиление рекламной компании, проведение ярмарок и презентаций продукции. 3. 1. Производственная программа. В этом разделе выполнены расчеты валовой и товарной продукции. В валовую продукцию включают: a) Трудоёмкость готовых изделий, выработанных за отчётный период основными, подсобными и побочными цехами как из своего сырья, так и из сырья и материалов заказчика; б) Трудоёмкость полуфабрикатов своей выработки и изделий вспомогательных цехов, отпущенных в отчётном периоде за пределы основной деятельности; в) Трудоёмкость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций данного предприятия. г) Трудоёмкость прироста или убыли (изменение остатков) полуфабрикатов собственного производства; д) Трудоёмкость изменения остатков инструментов, штампов, моделей и приспособлений спец. назначения, изготовленных предприятием для собственных нужд. В отличие от валовой продукции в состав товарной продукции не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются к отпуску за его пределы (незавершенное производство, инструменты, штампы, модели и приспособления специального назначения). В товарную продукцию также не входят готовые изделия, потреблённые на том же предприятии для нужд производства. Расчет товарной продукции цеха в нормо-часах (ТП) производится по формуле: где tij – трудоемкость j-го вида работ на единицу i-го изделия, нормо-час. Bi – программа выпуска i-го изделия, шт. Валовая продукция (ВП) цеха определяется по формуле: ВП = ТП + (НПк – НПн ), где НПк и НПн – остатки незавершенного производства на конец и начало планового периода, нормо-час.
3. 2. Определение потребного количества оборудования и его загрузка Эффективный годовой фонд времени работы одного станка в часах при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями может быть рассчитан по формуле: , где Fк – число календарных дней в году; Fв – количество выходных и праздничных дней в расчетном году; tсм – продолжительность смены, ч; Fппд – количество предпраздничных дней (продолжительностью рабочего дня меньше на час); S – число смен работы оборудования; Kp - коэффициент, учитывающий время пребывания станка в ремонте. В серийном производстве расчетное количество оборудования (станков) подсчитывают по формуле: С р – расчетное количество станков данного типа, шт; N – годовой объем выпуска деталей, шт; F д – эффективный годовой фонд производственного времени оборудования, ч. T шк – время выполнения данной операции на данном станке Тогда расчетное количество оборудования (станков) 1-й вид: шт; Принимаем 2 штуки 2-й вид: шт; Принимаем 3 штуки 3-й вид: шт; Принимаем 4 штуки 4-й вид: шт; Прнимаем 2 штуки Коэффициенты загрузки станков (оборудования) в процентах равен: Для 1- го вида: %; Для 2-го вида: %; Для 3-го вида:%; Для 4-го вида: %. Из расчетов видно, что коэффициент загрузки для 1 – го и 4 – го видов станков необходимо увеличить за счет догрузки станков работой с другого участка. Увеличим партию для 1-го вида станков в 1,35 раза, а 2-го вида станков в 1,25 раза: Подсчитаем коэффициенты загрузки станков: Для 1-го вида станков %; Для 2-го вида станков: %. 3. 3. 1. Определение потребного количества основных рабочих. Для цехов серийного производства количество производственных рабочих рассчитывают по формуле: , где Рст – количество рабочих данной профессии и разряда, чел; tшк – штучно-калькуляционное время на операцию, мин; Fдр – эффективный годовой фонд рабочего времени станочника, ч. Эффективный годовой фонд рабочего времени станочника при пятидневной рабочей неделе может быть определен по формуле: , где Fк – количество календарных дней в году; Fв – количество выходных и праздничных дней в расчетном году; Fппд – количество предпраздничных дней; S – число смен работы оборудования; Ки – коэффициент, учитывающий использование номинального фонда времени из-за неявки на работу: , где Сн = 9…12% потери от номинального фонда времени из-за невыхода на работу, из них 5% - на отпуск (15 дн. минимально); 2% - на болезни (8 дн.); 0,5% - на выполнение государственных и общественных обязанностей (1,25 дн.); 0,5% - на перерывы для кормящих матерей (1,25 дн.). При догрузке оборудования другими деталями количество производственных рабочих выражается формулой: , где Ку i – коэффициенты ужесточения норм времени для догружаемых деталей; N1, N2,…,Nn – годовые объемы выпуска догружаемых деталей. Для недогружаемого оборудования Рст: 1. Для станков 2-го вида:, принимаем 2 рабочих. 2. Для станков 3-го вида:, принимаем 4 рабочих. Для догружаемого оборудования Рст: 1. Для станка 1-го вида: , принимаем 1 чел. 2. Для станка 4-го вида:, принимаем 2 чел. (на данном станке операцию выполняют контролеры, которые являются вспомогательными рабочими Сводная ведомость основных производственных рабочих:
Общее число человеко-разрядов 3×8+16×4=88 Средний тарифо-квалификационный разряд 88/24=3,66 Сводная ведомость списочного состава работающих на участке:
3. 3. 2. Фонд оплаты труда производственных рабочих. Расценки на выполнение одной операции определяют для массового производства по формуле: , г де - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду выполняемой работы, р; - норма времени на операцию Заработную плату по сдельным расценкам на изготовление N деталей годового объема выпуска определяют по формуле:, где t шт - суммарная норма времени на данную операцию, выполняемую на данных станках, мин; Кмс - коэффициент, учитывающий количество станков, обслуживаемым одним рабочим. N – годовая программа выпуска деталей данного вида, n– количество операций при изготовлении 1 детали. Фонд доплат определяют по формуле: , где g - процент доплат, выплачиваемых рабочим в связи с отступлением от нормальных условий производства (несоответствие оборудования при обработке догружаемых изделий, марок материалов, инструмента и др.), g = 0,1 Фонд премии Зпр.ф определяют по формуле: , где g - процент премий от фонда заработной платы, g = 0,45. Фонд основной заработной платы производственных рабочих включает оплату по сдельным нормам и фонды доплат и премий
Дополнительная заработная плата Здоп включает оплату отпуска, выполнение государственных обязанностей, учебных отпусков, доплаты по прогрессивно-сдельной системе, доплаты за работу в ночное время, и рассчитывается как определенная доля от основной сдельной заработной платы , где Зо – заработная плата по сдельным нормам за год, р; K д=10…15% – принятый процент дополнительной заработной платы. Сст - отчисления от общего фонда заработанной платы в фонды : социального страхования (18%), медицинского страхования (10%), пенсионный фонд (6%), фонд занятости (2%), фонд Чернобыля (0,5%). Размер этих начислений составляет 37% от суммы основной и дополнительной заработной платы.
Общий фонд заработной платы (ФЗП) основных рабочих равен: По токарной операции 3-го разряда: 342356,414+ + 150260,23 + 47929,898 = 540546,542 = ФЗП Фонд оплаты по труду (ФОТ) = 342356,414 + 47929,898 + 11805,39 = 402091,706 Среднемесячная заработная плата производственных рабочих: ., где Рст - количество производственных рабочих. В данной таблице трудоёмкость валового выпуска = Затраты на оплату труда, фонд оплаты труда и отчисление на социальные нужды основных работников
3. 3. 3. Расчет фонда оплаты труда вспомогательных рабочих, ИТР, СКП и МОП. Фонд определяется на основе тарифных ставок, должностных окладов и принятого количества работающих
Часовые тарифные ставки вспомогательных рабочих, р. Основной составляющей затрат на оплату труда вспомогательных рабочих (ЗОТВР ) является тарифная заработная плата (ЗТАР ), которая определяется по формуле: , где lkm – тарифная ставка рабочего повременщика k-го разряда, m-ной профессии; Рkm всп – численность вспомогательных рабочих k-го разряда, m-ной профессии. Фэф_раб – эффективный фонд рабочего времени Итак, для наладчика оборудования 5 –го разряда: р Премии выплачиваются из годового фонда заработанной платы - это доли годового фонда заработной платы и составляют для вспомогательных рабочих 55%, для ИТР - 30% , для СКП -15% и для МОП - 10% . Фонд премий для рабочих k-го разряда, m - профессии рассчитывается по формуле: Для наладчиков оборудования фонд премий = 0,55 * 81216 = 44668,8 Доплаты, премии и дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих рассчитывается по тем же нормативам, что у основных рабочих. Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих определяются по формуле: ЗОТвр = Зтар + Фонд доплат + Премии + Дополнительная з/п Итак для наладчика оборудования 5-го разряда: ЗОТ = 81216 + 8121,6 + 44668,8 + 18760,896 = 152767,296. Эта сумма вписывается в определённую статью сметы РСЭО и ЦР, которые в свою очередь используются для вычисления себестоимости продукции. Также в эти же статьи смет РСЭО и ЦР вписываются отчисления на социальные нужды от ЗОТ в размере 38,5 %, то есть для наладчика оборудования 5-го разяда отчисления на соц. нужды = 152767,296 * 0,385 = 58815,40896 р К фонду оплаты труда, кроме з/п тарифной, фонда доплат, премий от тарифной з/п, дополнительной з/п также может добавляться премия от прибыли (5% от прибыли). Кроме вспомогательных рабочих на предприятии имеются: 1. ИТР – инженерно-технические работники (конструкторы, технологи, мастера, нормировщики. экономисты) 2. СКП – служебно-конторский персонал (бухгалтера, нарядчики) 3. МОП – младший обслуживающий персонал (уборщики, дворники) 4. Администрация предприятия. Расчет месячного и годового фондов заработной платы этих категорий работающих выполняется аналогичным методом, и результаты заносятся в соответствующие формы. Затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих включает в себя оплату по окладам и премии, принимаемые в размере до 50% по отношению к оплате по окладам. Затраты на оплату труда, фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды вспомогательных рабочих
3. 4. Калькуляция себестоимости продукции. Себестоимость продукции является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы, отражающих эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства и управления. Себестоимость продукции представляет собой совокупность затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость цеховая единицы продукции 1-го вида вычисляется по следующим статьям:
В данной таблице Цеховые Расходы и РСЭО вычисляются на основе следующих формул: , где Зед осн к – основная заработная плата основных рабочих на одно изделие k-го вида, руб. Из данных формул видно, что расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) и цеховые расходы (ЦР) включаются в себестоимость единицы продукции каждого вида пропорционально основной заработной плате основных рабочих. Увеличение расходов как по сметам РСЭО и ЦР, так и по заработанной плате ведёт к увеличению ЦР (или РСЭО) на единицу продукции, а значит и себестоимости. В данных формулах первый множитель показывает какой объём затрат РСЭО или ЦР приходится на 1 р. зарплаты основных рабочих. Далее этот объём умножили на всю зарплату осн. рабочих по данному типу изделия и получили ЦР или РСЭО на единицу изделия k-го вида. Для расчёта суммы расходов РСЭО в данной формуле производятся вычисления по следующим статьям сметы:
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудованияДля расчёта суммы расходов ЦР в данной формуле производятся вычисления по следующим статьям сметы:
Цеховые расходыНа производстве для вычисления цеховой себестоимости валовой продукции составляют смету затрат производство по цеху. Эта смета составляется по элементам затрат . Определим полную себестоимость изделия при этом:- общехозяйственные расходы принимаются в размере 60% от основной заработной платы основных рабочих - коммерческие расходы в размере 3% от производственной себестоимости.
Расчёт полной себестоимости. После данных расчётов и с использованием полученных данных составляют смету затрат на производство по статьям расходов и используя данные поэлементного содержания РСЭО и ЦР. Критический объём производства для первого изделия. Так как предприятие ставит своею целью получение прибыли то необходимо сделать анализ возможности её получения на основе нахождения критического объёма производства при сформированной цене. На основании подсчитанной себестоимости и желаемой прибыли необходимо подсчитать цену единицы товара с учётом налогов. Ц = ( с/с + П ) + НДС, где Ц – цена, руб. с/с – полная себестоимость продукции, руб. П – планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.(20 % от полной себестоимости) НДС – налог на добавленную стоимость на единицу продукции определяется по ставке 20 % к цене предприятия на единицу продукции ( с/с + п ), руб. Ц = (1211 + 242,2) + 290,64 = 1453,2+290,64 = 1743,84 р. Теперь с расчётом на эту цену и запланируемый объём производства найдём запас финансовой прочности. Подсчитаем переменные и постоянные затраты. Переменные (VC): затраты сырья и материалов + затраты на з/п основных рабочих. Постоянные (FC): арендная плата + амортизация оборудования + управленческие расходы. v - Переменные затраты на единицу продукции. V – критический объём производства в ед. изделий. При данном объёме производства мы получим запланированную прибыль в размере 242,2 р. с единицы илирублей по Vкр. Запас фин. прочности = 9100 – 7087 = 2013 единиц или в %: Для расчета даты, когда производство начнет приносить прибыль необходимо сопоставить критический объем производства с однодневным выпуском продукции: Через 280 дней. 3. 5. Составление сметы затрат на производство.Для составления сметы затрат на производство используют данные поэлементного содержания РСЭО и ЦР. Элементы расходов сметы затрат на производство составляются исходя из стетей расходов РСЭО и ЦР. В смете ЦР имеется 7 статей, в смете РСЭО имеется 6 статей. Так первой составной частью второй статьи РСЭО являются полные затраты на оплату труда (ЗОТ) наладчика оборудования 5-го разряда и смазчиков, другой составной частью второй статьи РСЭО являются отчисления на соц. нужды от ЗОТ наладчика оборудования и смазчиков. (Эти ЗОТ и отчисления на соц нужды были расчитаны в п. 3.3.3.) Итак смета затрат на производство объединяет данные вышеизложенных смет и даёт наглядное представление о формированиии себестоимости продукции.
3. 6. Расчет потребности в оборотных средствахДля осуществления производственной и всей хозяйственной деятельности каждое промышленной предприятие использует не только основные фонды, но и оборотные.В отличие от основных фондов, которые частями переносят свою стоимость на изготовляемый продукт, оборотные средства участвуют в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на изготовляемый продукт. Как видно из схемы, оборотные средства – это денежные средства, вложенные в производственные оборотные фонды и фонды обращения. Основную часть оборотных средств составляют товарно-материальные ценности, устанавливаемые на каждом предприятии в соответствии с определёнными нормами, а потому называемые нормируемыми. Другая часть оборотных средств (ненормируемые) – это денежные средства и средства в расчётах. В свою очередь товарно-материальные ценности состоят из производственных запасов, незавершённого производства, полуфабрикатов собственного изготовления, готовой продукции и товаров и прочих товарно-материальных ценностей. Эффективность использования всех оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью (чем большее число раз обернуться оборотные средства в течение определенного периода времени, тем больше будет произведено и реализовано продукции при данной сумме оборотных средств, тем они эффективнее будут использованы). 3. 7. 1. Потребность в оборотных средствах по основным материалам и покупным полуфабрикатам .Потребность в оборотных средствах по основным материалам и покупным полуфабрикатам (ПОБ СР ОМ ПП ) определяется по формуле: где Ром пп – годовой расход основных материалов и покупных полуфабрикатов, руб. Дпл – длительность планового периода, дн.; Ттек – Норма текущего запаса, дн.; Тстр – норма страхового запаса, дн.; Тподг – норма подготовительного запаса, дн.; Ттр – норма транспортного запаса, дн. П = 21695,94167 р. Норматив оборотных средств на топливо и энергию исчисляется также как и на сырье и материалы при условии, что это не газообразное топливо и не электроэнергия. Норматив оборотных средств по таре определяется, также как и (Т), при условии, что тара является покупной. Норматив по запасным частям устанавливается исходя из сроков их поставки, времени, необходимого для ремонта. Как правило, норматив устанавливается в процентах от балансовой стоимости основных фондов. 3. 7. 2. Потребность в оборотных средствах в незавершенном производствеУсловия для расчёта: предприятие изготавливает 1 вид изделий в кол-ве 9100 единиц, по себестоимости 1614,909 на единицу, соответственно общая полная себестоимость = 9100 *1614,909 = 14695680,88 р (по смете затрат на пр-во). Потребность в оборотных средствах в незавершенном производстве (ПОБ СР Н П ) определяется по формуле: ,где В – валовой выпуск изделия за год, шт.; Сп – полная себестоимость изделия, руб.; Тц – длительность производственного цикла данного изделия, дн.; Кнз – коэффициент нарастания затрат Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле : , где А- затраты, производимые единовременно вначале производственного цикла, руб.; Б- остальные затраты, входящие в себестоимость продукции, руб. К единовременным затратам (А) относятся затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты. Остальные затраты (Б) считаются нарастающими. К ним относятся амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и др., составляющие себестоимость продукции. р3. 7. 3. Потребность в оборотных средствах в готовой продукцииПотребность в оборотных средствах в готовой продукции (ПОБ СР Г П ) определяется по формуле: ,гдеНЗАП – норма запаса готовой продукции, дн. Норма запаса складывается из времени комплектования и накопления продукции до необходимых размеров времени ее хранения на складе и упаковки, времени со дня выписки счетов и платежных документов до дня зачисления сумм на счет предприятия (в расчетах использовалась норма запаса – 5 дней ) р.3. 7. 4. Общая потребность в оборотных средствахПотребность в оборотных средствах рассчитанная, прямым методом по основным материалам, покупным полуфабрикатам, незавершенному производству и готовой продукции, составляет 70% общей потребности в оборотных средствах, исходя из этого определяется потребность в оборотных средствах в целом по цеху. рДанная курсовая работа направлена на исследование организации машиностроительного предприятия в современных условиях. В первой части работы дано объяснение актуальности планирования деятельности предприятия, которое заключается в составлении бизнес-плана. Вторая часть работы даёт характеристику разделов бизнес плана, которая даёт нам понять о взаимосвязанности этих разделов. Так планирование производственной программы связано с состоянием на рынке конкурентов и потребителей продукции, которая производится или будет производиться данным предприятием. Третья часть работы раскрывает раздел производственного планирования, который позволяет сделать анализ производственных возможностей всего предприятия и сделать прогноз о возможности достижения намеченных в финансовом плане показателях. Анализ производственного плана осуществлен на примере условного предприятия. Производственное планирование позволят определить такой показатель как себестоимость производимой продукции, который говорит о целесообразности изготовления той или иной продукции (в зависимости от рынков сбыта), о возможности выполнения финансового плана, объёмах сбыта производимой продукции, объёмах прибыли. Таким образом. зная себестоимость продукции, эластичность спроса, ситуацию на рынках сбыта и конкурентов, можем прогнозировать объёмы сбыта за определённый период времени, а значит и объём прибыли, который создаёт привлекательность данного предприятия для потенциальных инвесторов. Третья часть работы подробно излагает на формулах и примерах механизмы формирования заработанной платы, себестоимости продукции, расходов на эксплуатацию оборудования, оборотных средств, количества требуемого оборудования. 1. Постановление правительства РФ от 5.08.92 № 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции , включаемых в себестоимость и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». 2. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ./.- М.: Дело ЛТД, 1995. 3. Горохов Н.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. – М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1998. 4. Грибалев Н.П., Игнотов И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. С. Петербург: Белл, 1994. 5. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. - М.: Машиностроение, 1992 6. Трубицин В.А. Успех и бизнес-план. – Ставрополь: ГП ИТФ Ставрополье, 1997. 7. Б.Н. Радионов «Организация планирования управления предприятием»- Москва, Финансы и Статистика, 1998 год. 8. Нефедов Н.А. Дипломное проектирование в машиностроительных техникумах: учеб. Пособие для техникумов 2-е изд., перераб. и доп. – М. Высш. шк., 1986. |